МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР "Приёмы работы с текстом в начальной школе на уроках окружающего мира"
учебно-методический материал по окружающему миру
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР "Приёмы работы с текстом в начальной школе на уроках окружающего мира". Идея опыта - побуждение детей к деятельности, направленной на овладение новыми умениями, и реализация её в школьной практике посредством специальных приёмов, несущих в себе противоречие, проблему и ставящих ребёнка в позицию субъекта деятельности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Текст – произведение речи, зафиксированное на письме (Р.Э. Розенталь) Текст школьного учебника: любая осмысленная последовательность знаков, источник информации, средство формирования предметных знаний и умений, средство формирования УУД
Идея опыта – побуждение детей к деятельности, направленной на овладение новыми умениями, и реализация ее в школьной практике посредством специальных приемов, несущих в себе противоречие, проблему и ставящих ребенка в позицию субъекта деятельности В настоящее время проблемами организации работы с текстами занимаются методисты : Воюшина М.П., Макеева С.Г., Бекиш О.С., Рыжкова Т.В., Скрипова Ю.Ю., Крылова О.Н.
Необходимость использовать новые приёмы работы с текстом Сложившаяся традиционная практика Необходимость перерабатывать большие объёмы информации, включаемой в содержание образования Возможности ребенка в переосмыслении большого объёма полученной информации Найти эффективные приёмы работы с текстом на уроках окружающего мира для выполнения требований стандарта Необходимость использовать новые приёмы работы с текстом
Цель: научить младших школьников продуктивно использовать теоретически обоснованные и проверенные приёмы работы с текстом в практической деятельности на уроках окружающего мира Задачи: проверить умения второклассников работать с текстом на основе «Диагностики метапредметных и личностных результатов начального образования» Р.Н. Бунеева и проанализировать результаты; описать возможности формирования умений работать с текстом на уроках окружающего мира; апробировать приёмы работы с текстами на уроках окружающего мира; проверить умения третьеклассников работать с текстом и сопоставить полученные результаты с исходными
Актуальность работы обоснована необходимостью поиска эффективных способов обучения, основанных на учёте существующего разброса в темпах и направлениях развития детей, индивидуальных различий в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении и речи, связанных с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста
Поиск информации и понимание прочитанного находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; определять тему и главную мысль текста; делить тексты на смысловые части, составлять план текста; вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака; понимать информацию, представленную в неявном виде; понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках
Преобразование и интерпретация информации соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не высказанные в тексте напрямую; формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; составлять на основании текста небольшое высказывание, отвечая на поставленный вопрос
Оценка информации высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов
Умение работать с текстом учащихся 2 класса (2017-2018 уч.г)
Особенности учебно-научного текста Характеристика особенностей учебно-научного текста Трудности восприятия учебно-научного текста точность ясность - однозначность языковых средств; - терминологичность; - доступность, понятность недостаточный объем информационного и лексического запаса логичность - строгая последовательность суждений и умозаключений не сформированы операции логического мышления абстрактность безличность обобщенность - отвлеченно-обобщенный стиль изложения - безобразность потребность в эмоциональности, конкретности, «личностности»
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (Толковый словарь С.И. Ожегова). Педагогическая технология – это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата. Методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования. Рассмотрим методы активизации познавательной деятельности учащихся. Прием обучения – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре. (Подласый И.П.)
Поиск информации и понимание прочитанного Преобразование и интерпретация информации Оценка информации «Чтение с пометками или INSERT » Знал. Узнал. Есть вопрос» «Зигзаг» «Целое-часть. Часть- целое» «Фактические и познавательные вопросы» «Толстые и тонкие вопросы» «Сводная таблица» «Конкурс шпаргалок»
Фрагмент урока «Маленькие рыцари» Насекомые 6 У боль- шинства есть Трахеи Маскировка Стрекоза Бабочка Муравей Пчела Пауки 8 Нет Трахеи Паутинная железа Домашний паук Каракурт Тарантул Раки 10 Нет Жабры Клешни Крабы К реветки Криль Членистоногие Количество ног Крылья Органы дыхания Особенности Представители
Планируемые результаты урока Предметные : знают понятия «ракообразные», «насекомые», «пауки», особенности их строения и жизнедеятельности; умеют приводить примеры ракообразных, насекомых и пауков, называть особенности их строения и обитания. Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения её результатов. Познавательные: проводят сравнение и классификацию изученных объектов по заданным основаниям; понимают информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы. Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности. Личностные: расширяют познавательный интерес, работают по заданию самостоятельно, проявляют старание в применении усвоенных знаний.
Паукообразные На опушке леса от ветки к ветке протянулись тонкие шелковистые нити. Здесь раскинул свои сети паук. У пауков на брюшке есть маленькие бугорки – паутинные бородавки, каждая с несколькими отверстиями. Из них выделяется жидкость, застывающая на воздухе в виде нити. Некоторые виды пауков ткут кокон – «пеленки» для откладываемых яичек. А когда выводятся паучата, паутина становится гнездом, в котором поселяются малыши. Паучьи нити бывают очень прочными. Жители Южной Америки сооружают из ветвей раму, маскируют листьями и оставляют на ночь в лесу. К утру в раме бывает готова сеть, такая надежная, что ею можно ловить рыбу. И не мудрено: ее соткал гигантский мохнатый паук, достигающий 10 см в длину. Кроме ловчих сетей, у пауков есть еще оружие: сильные челюсти. Они заканчиваются коготком с отверстием, через которое выделяется яд из ядовитой железы. Яд домового паука способен убить муху. Гораздо более ядовит тарантул. А самый ядовитый из наших пауков – житель сухих степей и полупустынь каракурт. Укус его может быть смертелен для лошади или верблюда, опасен он и для человека. + + V ? + V ?
Знал + Узнал V Есть вопрос ? Пауки – плетут паутины. У некоторых пауков паучата появляются из коконов. На челюсти домового паука коготок, из которого выделяется яд. Жители Южной Америки используют паучью сеть для ловли рыбы. Тарантул и каракурт ядовитый пауки . Как зовут гигантского мохнатого паука, который плетет такие крепкие сети? На сколько опасны ядовитые пауки для человека?
Умение работать с текстом учащихся 3 класса (2018-2019 уч.г)
Литература Воюшина, М.П. Методика работы с познавательной книгой // Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. высш. учеб. заведений / М.П. Воюшина, С.А. Кислинская, Е.В. Лебедева, И. Р. Николаева; под ред. М.П. Воюшиной. – М.: Академия, 2010. – С.176-188. Макеева С.Г., Бекиш О.С. Чтение научно-познавательной литературы в начальной школе / С.Г. Макеева, О.С. Бекиш // Ярославский педагогический вестник. – 2013. – № 4. Т.II. – С. 117-120. Рыжкова Т.В. Содержание и приёмы работы с научно-популярными произведениями / Т.В. Рыжкова // Теоретические основы и технологии начального литературного образования. – М.: Академия, 2007. – С.373-384. Скрипова Ю.Ю. Общая характеристика научно-познавательной литературы для младших школьников // Формирование профессиональной компетентности учителя начальных классов в условиях вариативности начального общего образования: сборник статей по материалам III Межд. науч.-практ. конф. / под общ. ред. М. А. Худяковой; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2010. – Ч. I. – С. 94–99. Е. П. Суворова «Формирование УУД при работе с учебным текстом в УМК «Диалог». http://www.youtube.com/watch?v=RUenbbkpkvI&feature=youtu.be Прокоповис Р.А. «Комплекс методических приемов работы учителя по использованию поисково-исследовательского метода в работе с научно-познавательными и художественными текстами. - http://festival.1september.ru/articles/573246/ Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «Приёмы работы с текстом в начальной школе на уроках окружающего мира»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая тема” Развитие самостоятельных умений в работе с текстом в начальной школе с использованием технологий диалогового взаимодействия”.
Моя методическая тема очень актуальна. Нетрадиционные формы урока являются здоровьесберегающими. Это так важно в современном уроке! Ребёнок на уроке не только получает знания, но и сам добывает их; уч...
творческая работа учащегося в виде презентации к уроку окружающего мира в 1 классе по теме:"Если хочешь быть здоров" УМК «Начальная школа XXI века»
Презентация к уроку окружающего мира по теме: "Если хочешь быть здоров" для 1 класса УМК "Начальная школа 21 века". Включает в себя опрос учащихся....
"Содержание работы с рубрикой «Картинная галерея» на уроках окружающего мира по УМК «Начальная школа XXI века»
В статье делюсь опытом работы с рубрикой " Картинная галерея" на уроках окружающего мира во 2-4 классах по УМК " Начальная школа XXI века". Рассказываю не только о приемах работы , н...
КЕЙС – УРОК УМК «Перспективная начальная школа» Урок окружающего мира по теме: Обобщение по теме: «Органы чувств».
Обобщение знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира....
КЕЙС – УРОК УМК «Перспективная начальная школа» Урок окружающего мира.Обобщение по теме: «Органы чувств».
Обобщение знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира....
Семинар по теме Работа с текстом в начальной школе как одно из направлений формирования читательской компетенции школьника на уроках технологии
Выступление на городском семинаре метод.объединений....
Выступление в межрегиональном марафоне педагогического опыта по теме: «Работа с текстом в начальной школе как одно из направлений формирования читательской компетенции школьника на уроках технологии".
Выступление в межрегиональном марафоне педагогического опыта «Организация образовательной деятельности по приобщению детей к чтению, формированию и развитию читательской компетенции» по те...