Урок окружающий мир 2 класс "Московский Кремль"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
1. Способствовать формированию представления образа Московского Кремля и Красной площади как уникального комплекса архитектурных и исторических памятников времён Московского государства, показать взаимосвязь Москвы древней и современной;
2. Организовать деятельность по развитию речи, мышления, расширению кругозора, развитию коммуникативных умений.
3. Способствовать формированию гордости за принадлежность к своему народу, государству, его славному историческому прошлому;
- способствовать формированию нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей путем личностного восприятия историко-культурных ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира 2 класс (1-4)
УМК Образовательная Система «Школа России»
Учебник: Окружающий мир А.А.Плешаков
Класс 2б Учитель: Кузнецова Е.Б.
Тема: «Московский Кремль»
Цели:
1. Способствовать формированию представления образа Московского Кремля и Красной площади как уникального комплекса архитектурных и исторических памятников времён Московского государства, показать взаимосвязь Москвы древней и современной;
2. Организовать деятельность по развитию речи, мышления, расширению кругозора, развитию коммуникативных умений.
3. Способствовать формированию гордости за принадлежность к своему народу, государству, его славному историческому прошлому;
- способствовать формированию нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей путем личностного восприятия историко-культурных ценностей.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Оборудование:
• учебник А.А.Плешаков Окружающий мир 2-ий класс (часть 2);
• карточки с опорными словами и пословицами о Москве;
• выставка книг о Москве;
• толковый словарь.
Музыкальное оформление:
• аудиозапись звона колоколов.
Ход урока.
I. Орг. момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Если много знать хотите,
В страну знаний поспешите.
II. Актуализация опорных знаний.
-О каком городе мы с вами говорили на прошлом уроке? ( о Москве)
-Когда и кем был основан город Москва? (более 850 лет назад князем Юрием Долгоруким)
- Чем поражала Москва своих жителей и гостей?
III. Постановка учебной проблемы. ( работа в группах )
Составьте из слов, написанных на карточках, пословицы и попробуйте объяснить их смысл. (Каждая группа составляет пословицу и объясняет её смысл):
Кремль – сердце Москвы. ( слайд )
"Деревья в три обхвата,
Дремучие леса.
Среди лесов когда-то
Город поднялся.
Здесь шли тропинки узкие,
Овраги и поля,
Но все дороги русские
Сходились у Кремля.
Агния Барто
- Откуда мы начнём путешествие? Какова же тема нашего сегодняшнего урока?
-Верно, мы побываем на территории Московского Кремля. А ещё у нас есть помощники: Надя и Сережа со своим папой. ( слайд )(сценка)
Автор: В воскресенье Надя и Серёжа вместе с папой отправились в Московский Кремль.
Папа: Этим стенам из красного кирпича исполнилось уже 500 лет. В конце XV века государь всея Руси Иван III захотел, чтобы его столица была самой красивым и неприступным городом. Под руководством итальянских мастеров русские люди в течении 10 лет строили кремлёвские стены и башни, храмы и дворцы. С тех пор и до наших дней Кремль называют сердцем Москвы и сердцем России.
Надя: Интересно, я читала, что сердце перекачивает кровь, которая разносит по организму человека все необходимые для жизни вещества. Что же это за ерунда получается? Через Кремль провозят все товары, которые нужны людям в нашей стране?
Папа: Что ты, конечно, это не так!
- Как Надя поняла выражение «Кремль – сердце Москвы, сердце России»?
- Что ответил папа?
- Какой возникает вопрос?
- Почему Кремль называют сердцем Москвы и России? ( слайд 7 и на доске)
Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.
-Кто из вас был в Московском Кремле? Какие у вас остались впечатления от посещения Кремля? (Рассказы детей о своих впечатлениях).
- Можете ли вы предположить, почему Московский Кремль называют сердцем России? (высказывают свои мнения, запись версий на доске)
Возможные мнения: ( на магнитной доске)
Кремль очень красивый.
В Кремле много соборов, музеев.
Кремль находится в столице, а столица – самый главный город России.
Москва начала строиться с Кремля.
В Кремле работает наше правительство.
IV. Поиск решения проблемы (открытие новых знаний).
1.Стены и башни Московского Кремля.
- Найдите в словаре, что обозначает слово «кремль»? (крепость, укрепление) слово на доске.
- С какой целью его строили? (для защиты города)
- Кремль был построен уже через 9 лет после основания Москвы, а по некоторым источникам крепость, которая потом стала называться Кремлем, возникла на 100 лет раньше Москвы.
- Первый Кремль выглядел совсем не так, как современный.
-А сейчас мы с вами посмотрим фильм. ( слайд 8 фильм)
-Из чего, на ваш взгляд, Кремль могли строить раньше? (Кремль деревянный) -Для строительства использовали сосну? Предположите почему?
Вот он, первый Кремль сосновый,
За бревенчатой стеной.
Так родился город новый
И назвался он Москвой.
Да не город – деревушка,
На пригорке – церковушка,
Кучка княжьих теремов,
Да десятка два домов.
- Его обнесли даже рвом и земляным валом, но от дождя и снега он долго продержаться не мог. Во время воин кремль был разрушен и сожжён. Как вы думаете, каким другим деревом могли заменить сосну, более долговечным? (дубом)
Вот прошло немало лет
И на старом пепелище,
На Кремлёвском городище
Вырастают снова срубы
С крепостной стеной из дуба.
За стеною - терема,
И амбары и дома.
-Закладка дубового Кремля произошла 23 ноября 1339 года.
- Но и дуб оказался не вечным. ( слайд 9)
-И прошло 130 лет,
Прежде чем увидел свет
Кремль московский, только новый –
Не дубовый, не сосновый.
Дмитрий – князь, Ивана – внук,
Переделал всё вокруг.
Для Кремля с каменоломни
Возят камни целый год.
И былой стене на смену
Строят каменную стену.
-Какой более прочный строительный материал использовали для строительства Кремля? (камень)
- Когда же в XV веке Москва стала столицей русского государства, государь всея Руси Иван III хотел, чтобы Москва была самым неприступным городом. Он пригласил итальянских мастеров, под их руководством более 10 лет строился новый Кремль. В это время и были возведены красные зубчатые стены (ласточкин хвост), стройные башни и знаменитые кремлёвские соборы, которые дошли до наших дней.( сл 10
- Башни кремля делали крепость особенно надёжной, с них издалека был виден неприятель. Первоначально было построено более 20 башен, сейчас остались 8 основных. В башнях хранились запасы продовольствия и оружия, в них же размещались и защитники Кремля. Не случайно за многовековую историю Кремль ни разу не был взят штурмом.
-Какие версии уже подтвердились? (напротив подтвердившихся версий ставим знак +)
Физминутка.
Раз - подняться, подтянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
3.Жилые постройки Кремля и окрестностей.
- С какого времени Москва является столицей Руси? ( с 14 века)
– Чем столица государства отличается от других городов? (В ней находится правитель – государь всея Руси, который издаёт законы для всего государства.)
– Где в столице жил правитель? (во дворце ) ( слайд 11)
- Куда шли люди, чтобы с ним встретиться? (Люди шли в Кремль, там находился дворец правителя.)
– Кто ещё жил в городах? Чьи дома можно было увидеть в Кремле, его окрестностях?
– Обратимся к основному вопросу урока, записанному на доске. Чьи версии уже подтвердились?
Напротив подтвердившихся версий ставим знак «+». Если таких версий нет, то дописываем открытые знания ключевыми словами.
2. Купола и колокола Москвы ( работа в группах)
-А теперь давайте отправимся в виртуальное путешествие по Московскому Кремлю.
( слайд 12)
- Мы оказались с вами на территории Кремля, на соборной площади. Почему она так называется? (Предположения детей. (Здесь стоят красивые дворцы, храмы, соборы, колокольни)
- Послушайте, как красиво звучат колокола. ( звон колоколов)
-Чтобы ближе познакомится с архитектурными зданиями Кремля мы поработаем в группах. Вспомним правила работы в группах ( слайд 13) Каждая группа получает свое задание и вычитывает нужную информацию. Подготовив информацию выберите в каждой группе экскурсовода.
Работа в группах. Каждой группе задание на листах:
1 группа – Прочитайте текст в учебнике на стр.104-105 и подготовьте ответы на вопросы.
-Кто построил белокаменный Кремль?
-Кто перестроил Кремль 500 лет назад и почему?
-Как стал выглядеть Кремль?
2 группа – Прочитайте текст об Успенском соборе и подготовьте ответы на вопросы ---Какое событие произошло в нем?
-Как вы понимаете слово «венчался»?
- Как стали называть теперь великого государя?
3 группа – Прочитайте текст о Благовещенском соборе. Расскажите, что о нем узнали.
4 группа – Прочитайте текст об Архангельском соборе. Расскажите, что о нем узнали.
5 группа – Прочитайте текст «Красная площадь»и рассмотрите фотографии в учебнике на стр.106-107
-Что означало слово «красный» на Руси?
-Как называли главный вход в терем?
-Почему люди московские назвали площадь Красной?
-Расскажите, что же можно увидеть на Красной площади.
-Экскурсоводы готовы? Отправляемся в виртуальное путешествие.
1. Из истории Кремля. .
2. Успенский собор. ( на карточках )
- Какое событие произошло в нем?
- А как вы понимаете слово “венчался”? христианский обряд - возложения на голову короны (венца).
-Что надевали на голову во время этой церемонии?
-Какие ещё у царя символы власти?(Держава, скипетр, трон)
-Как раньше называли правителей Московского государства?(великий государь)
-Как стали называть теперь?
3. Благовещенский собор.
- Этот собор был домовой церковью Ивана Грозного. (Сообщение детей)
- Почему Иван Грозный просил у Бога прощения? ( Его мучила совесть.Несмотря на пороки, первый Российский царь был глубоко верующим человеком.)
4. Архангельский собор.
- Всё в этой жизни имеет своё начало и свой конец. Умер самый первый и самый грозный царь Российского Государства.
- Скажите, чем известен этот собор?
5. Красная площадь
- Мы с вами познакомились с пятью достопримечательностями Московского Кремля. Докажите, что Московский Кремль- памятник истории и культуры России.
- Как нужно относиться к памятникам культуры? (очень бережно, чтобы сохранить для потомков)
- Какие версии уже подтвердились? (напротив подтвердившихся версий ставим знак +)
V. Выражение решения проблемы.
- Что мы хотели сегодня выяснить?
- Можете ли вы теперь доказать, что Кремль - сердце Москвы и России? (Московский Кремль –символ нашей родины, находится в Москве, Москва- столица России, в столице находятся органы власти, которые издают законы для всего государства и уникальные памятники истории и культуры, которыми гордится вся Россия)
(Сравнивают с выводом на с.107)
Применение нового знания.
- Вам понравилось наше путешествие? Насколько вы были внимательны и всё запомнили, покажет задание №1 в рабочей тетради на стр.67 (самостоятельная работа, с проверкой по эталону)
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты выполнил это задание сам или с чьей-то помощью?
Итог урока.
- Оцените свою работу.
-Что было самым трудным? Самым интересным?
- Что узнали о Кремле?
- Какие чувства возникают у вас, когда вы слышите слова Москва, Кремль?
- Обратите внимание на выставку книг о Москве. Кто захочет больше узнать об этом чудесном городе, в школьной библиотеке вы найдете книги по этой теме. Поэтов, писателей, вдохновленных Москвой, очень много. Композиторы посвящают Москве свою музыку и песни.
Домашнее задание:
Обязательное задание для всех: выполнить одно из заданий рабочей тетради стр.68-69, выбрав из тех, которые не были сделаны в классе.
Творческое задание: создать, нарисовать Кремль будущего.
Рефлексия
-Возьмите и на «лесенке успеха» отметьте ту ступеньку, на которой вы оказались к концу урока.
- Первая ступенька — многое не понял и остались вопросы; вторая ступенька — во время работы было много трудностей; третья ступенька — многое понял, но были ошибки; четвертая ступенька — трудности преодолены.
Соборы Московского Кремля
В Успенском соборе в торжественной обстановке венчались на царствование цари. Воины русские уходя в бой, клялись в Успенском соборе не пощадить жизни для Москвы и для всей отчей стороны. По соседству с Успенским собором нарядный Благовещенский собор - домовая церковь великого князя. Собор был построен в 1489 году псковскими мастерами на белокаменном подклете конца XIV — начала XV веков (оставшемся от старого собора) и изначально был трёхкупольным. Собор очень сильно пострадал при пожаре 1547 года и был восстановлен в 1564 году с надстройкой двух глав с западной стороны. В 1572 году к собору было пристроено крыльцо, впоследствии получившее название Грозненское.
В 1509 году был закончен и Архангельский собор – самый пышный из всех кремлёвских соборов, украшенный белокаменными раковинами и резными пирамидами. Они напоминают сказочный заморский дворец. Собор был построен в традициях одновременно и русской, и итальянской архитектуры; впрочем, и та и другая восходят в своих истоках к византийской традиции. Белокаменный крестовокупольный храм высотой 21 метр (без глав), со сводами, опирающимися на шесть столпов, увенчан пятью главами и очень богато украшен снаружи. Архангельский собор – это усыпальница московских князей и царей.
Рядом с Архангельским собором возвышается колокольня Ивана Великого. Куда не пойдёшь по улицам и переулкам старой Москвы, отовсюду увидишь её золотую шапку. Высок и строен Иван Великий. В былые времена путники видели его за десять вёрст от Москвы. Бело-золотую кремлёвскую звонницу знал каждый, а про рослого человека в народе говорили: «Вырос детинушка с Ивана Великого». Высоко над Москвой в небо поднималась ярусами дозорная башня. На самой выси, на боевой площадке, сидел бородатый караульщик и зорко смотрел вдаль: не пожалует ли враг? Заметив опасность, ударил воин в гулкие звоны-колокола, поднимала стража мосты надо рвом и наглухо запирала кремлёвские ворота. Иван Великий спасал от врагов не только Кремль, но и всю Москву.
Собор Василия Блаженного. Народное предание гласит, что Иван Грозный жестоко отплатил мастерам за их труд. Он спросил у них могут ли они построить собор ещё краше, и они ответили ему что могут, тогда он приказал выколоть им глаза, чтобы они не смогли сделать собор ещё краше. Тяжкие грехи не давали покоя государю. Часто по длинным переходам своего дворца он приходил в Благовещенский собор. Здесь, стоя на коленях, грозный царь вспоминал имена невинно убитых им людей и пытался вымолить у бога прощение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Московский Кремль"
Знакомство с достопримечательностями Московского Кремля и его историей возникновения....
Презентация к уроку окружающего мира Московский Кремль 3 класс
Презентация к уроку окружающего мира Московский Кремль 3 класс...
Конспект урока окружающего мира "Московский Кремль" (2 класс) УМК "Школа России"
Цель деятельности учителя: знакомство с историей Московского Кремля, его достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:знать год основания Московского Кремля;знать достопримечательности Мо...
Конспект урока окружающего мира «Московский Кремль и Красная площадь» (УМК "Школа России", 2 класс) + презентация
Конспект урока окружающего мира Тема: «Московский Кремль и Красная площадь» Цель деятельности учителя: формирование представления о Московском кремле; достопримечательн...
Конспект урока окружающего мира "Московский Кремль" (УМК Школа России, 2 класс)
Цель деятельности учителя: знакомство с историей Московского Кремля, его достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:знать год основания Московского Кремля;знать достопримечательности Мо...
Конспект урока окружающего мира:"Московский Кремль и Красная площадь" ( УМК "Школа России", 2 класс)
Тема: Московский Кремль и Красная площадьЦели деятельности учителя: формирование знаний об истории возникновения московского Кремля и Красной площади, о достопримечательностях Московского кремля...
Конспект урока окружающего мира "Московский Кремль"( 3 класс, Перспектива)
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: «Московский Кремль» Цели деятельности учителя: формирование представления о Московском Кремле, как объекта Всемирного культурного наследия. Планир...