Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Аржановская Татьяна Александровна

Данная рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, утверждённого приказом министерства образования и науки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 года. Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 3 класса разработана на основе авторской программы А. А. Плешакова, учебника «Окружающий мир» А.А. Плешакова. – М., «Просвещение», 2017г.  Всего 68 часов (2 часа в неделю).

Данная рабочая программа является гибкой и позволяет вносить изменения в ходе реализации в соответствии со сложившейся ситуацией. Программа рассчитана на 2 часа в неделю, по программе 68 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл om.docx40.04 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Горбатовская основная общеобразовательная школа»

Боковского района

(МБОУ «Горбатовская ООШ» Боковского района)

 

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Горбатовская ООШ»

Боковского района

__________ М.Е. Емельянова

Приказ № ___ от ________ 2021г.

Рабочая программа

по окружающему миру

уровень общего образования   начальное 3 класс

количество часов 67

учитель Аржановская Татьяна Александровна

Программа разработана на основе авторской программы «Окружающий мир» А. А. Плешакова, входящей в УМК «Школа России».

х. Горбатов

2021 – 2022 уч. г.

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, утверждённого приказом министерства образования и науки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 года. Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 3 класса разработана на основе авторской программы А. А. Плешакова, учебника «Окружающий мир» А.А. Плешакова. – М., «Просвещение», 2017г.  Всего 68 часов (2 часа в неделю).

Данная рабочая программа является гибкой и позволяет вносить изменения в ходе реализации в соответствии со сложившейся ситуацией. Программа рассчитана на 2 часа в неделю, по программе 68 часов.

Раздел I. Планируемые результаты изучения курса

Результаты изучения курса.

Личностные результаты:

-Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, народ и историю России;

-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

Метапредметные результаты:

--Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления:

-овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера:

-умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения:

-способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных  и практических задач:

-использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

-использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета:

-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;

-готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признать возможность существования разных точек зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

-определение общей цели и путей её достижения, умение договариваться  о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих;

-овладение начальными сведениями о сущности и особенностям объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

-умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета « Окружающий мир».

Предметные результаты:

-понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувств гордости за национальные свершения, открытия победы;

-сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе  нашей страны, её современной жизни;

-осознание целостного окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного  поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

-освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдения, запись. измерения, опыт. сравнения, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

-развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Раздел II. Содержание курса

Как устроен мир (6 ч).

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. Д.). Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Эта удивительная природа (18 ч).

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы. Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пиражен. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов).Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Экскурсии: Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.

Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.

Мы и наше здоровье (10 ч)

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики —враги здоровья.

Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.

Наша безопасность (7 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Практические работы: Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды.

Чему учит экономика (12 ч)

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства.

Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.

Путешествие по городам и странам (14 ч)

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.

Раздел 3. Календарно-тематическое планирование

Примерная образовательная программа

по окружающему миру рассчитана на 68 ч.

Рабочая программа по окружающему миру– 67 ч.

В неделю 2 ч.

Дата

План  факт

Содержание

Кол-во

часов

Как устроен мир                  

6

1

01.09

Природа

1

2

07.09

Человек. Стартовая диагностика

1

3

08.09.

Проект «Богатства, отданные людям»

1

4

14.09

Общество

1

5

15.09.

Что такое экология

1

6

21.09

Природа в опасности

1

Эта удивительная природа      18

7

22.09

Тела, вещества, частицы Практическая работа №1 «Тела, вещества,»

1

8

28.09

Разнообразие веществ. Практическая работа №2 «Обнаружение крахмала в продуктах»

1

9

29.09

Воздух. Практическая работа №3 «Свойства воздуха»

1

10

05.10

Вода. Практическая работа №4 «свойства воды»

1

11

06.10

Круговорот воды в природе. Практическая работа №5

1

12

12.10

Берегите воду

1

13

13.10

Как разрушаются камни

1

14

19.10

Что такое почва. Практическая работа №6 «Свойства почвы»

1

15

20.10.

Разнообразие растений

1

16

26.10

Солнце, растения и мы с вами

1

17

27.10.

Практическая работа №7 «Размножение и развитие растений»

1

18

09.11

Охрана растений.

1

19

10.11

Разнообразие животных

1

20

16.11

Кто что ест? Разнообразие природы родного края

1

21

17.11

Размножение и развитие животных

1

22

23.11

 Охрана животных

1

23

24.11

В царстве грибов

1

24

30.11

Великий круговорот жизни. Тест №1

1

Наше здоровье       10

25

01.12

Организм человека

1

26

07.12

Органы чувств

1

27

08.12.

Кожа. Практическая работа №8 «Знакомство с внешним строением кожи»

1

28

14.12

Опора тела и движение

1

29

15.12

Наше питание

1

30

21.12

Дыхание и кровообращение. Практическая работа №9 «Подсчет ударов пульса»

1

31

22.12

Проверим и оценим свои достижения за 1 полугодие

1

32

28.12

Презентация проектов «Богатства, отданные людям»

1

33

29.12

Умей предупреждать болезни

1

34

11.01

Здоровый образ жизни

1

Наша безопасность    7

35

12.01

Огонь, вода и газ.

1

36

18.01

Чтобы путь был счастливым. Тест №2

1

37

19.01

Дорожные знаки. Тест №3

1

38

25.01

Проект «Кто нас защищает»

1

39

26.01

Опасные места

1

40

01.02

Природа и наша безопасность. Проверочная работа

1

41

02.02

Экологическая безопасность

1

Чему учит экономика   12

42

08.02

Для чего нужна экономика

1

43

09.02

Природные богатства и труд людей – основа экономики

1

44

15.02

Полезные ископаемые. Практическая работа № 11 «Полезные ископаемые»

1

45

16.02

Растениеводство. Практическая работа №12 «Знакомство с культурными растениями»

1

46

22.02

Животноводство.

1

47

01.03

Какая бывает промышленность

1

48

02.03

Проект «Экономика родного края»

1

49

09.03.

Что такое деньги

1

50

15.03

Государственный бюджет

1

51

16.03

Семейный бюджет

1

52

22.03

Экономика и экология. Тест №4

1

53

23.03

Экономика и экология

Путешествия по городам и странам    14

54

05.04

Золотое кольцо России. Сергиев Посад ,Ростов, Углич.

1

55

06.04

Золотое кольцо России. Ярославль, Кострома, Плёс.

1

56

12.04

Золотое кольцо России. Иваново, Суздаль, Владимир.

1

57

13.04

Проект «Музей путешествий»

1

58

19.04

Наши ближайшие соседи

1

59

20.04

На севере Европы

1

60

26.04

Что такое Бенилюкс

1

61

27.04

В центре Европы

1

62

04.05

По Франции и Великобритании. Франция.

1

63

11.05

По Франции и Великобритании. Великобритания.

1

64

17.05

На юге Европы

1

65

18.05

По знаменитым местам мира

1

66

24.05

Проверим себя и оценим свои достижения за 2 полугодие

1

67

25.05

Закрепление изученного материала

1

График прохождения учебного материала

№ п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Сроки прохождения материала

Форма контроля

Дата прове-

дения

1

Как устроен мир

6

01.09 -21.09

2

Эта удивительная природа

18

22.09 -30.11

Тест №1

30.11

3

Наше здоровье

10

01.12 -11.01

4

Наша безопасность

7

12.01 – 02.02

Тест №2

Тест №3

18.01

19.01

5

Чему учит экономика

12

08.02 – 23.03

Тест №4

22.03

6

Путешествия по городам и странам

14

05.04– 25.05

Итоговая диагностическая работа

24.05

Итого

67


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру на 1-4 класс по УМК "школа России", 1-2 классы -33 часа....

Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс

Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ. ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

Рабочая программа по окружающему миру.Школа России.4класс.Автор:Плешаков.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....

Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 1 класс по ФГОС

Данный материал содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по ФГОС....

рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 2 класс

Авторская программа  по курсу окружающий мир (человек, природа, общество) А.А. Плешакова. Расчитана на 68 часов (2 часа в неделю)...