Конспект урока . Семейный бюджет
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Семейный бюджет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx26.71 КБ

Предварительный просмотр:

        

Тема:

 Семейный бюджет

Цель:

  Создание условий для изучения доходов и расходов в семье

Планируемые результаты

Предметные

Знать:

Что семейный бюджет состоит из доходов и расходов

Понимать:

Что могут возникнуть незапланированные и непредвиденные расходы и доходы

Применять:

Отвечать на вопросы

Анализировать:

Расходы и доходы семьи

Синтезировать:

Оценивать:

Важность  планирования бюджета

Метапредметные:

Регулятивные:

осуществлять контроль по результату и способу действия, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем

Познавательные:

осуществлять сравнение, анализ информации, ставить и формулировать проблемы

Коммуникативные:

аргументировать свою позицию, координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве, слушать собеседника

Личностные

осознание ответственности человека за общее благополучие

Межпредметные связи:

Математика ,русский

Основные понятия:

Расходы, доходы, пенсия зарплата, пособие, стипендия

Методы, технологии:

Беседа, фронтальная работа, работа в парах,группах

Ресурсы урока
для учителя:

Раздаточный материал ( таблицы с наименованиями) платок, галстук ,фартук, куклу, студенческий билет, ребус ,карточки со словами, формулы доходов и расходов

Ресурсы урока
для учащихся:

Раздаточный материал таблицы с наименованиями

Оформление доски:

Ребус, карточки со словами, формулы доходов и расходов

Оформление

тетради ученика

-

План урока с разбивкой по времени:

  1. Организационный момент- 1 мин
  2. Актуализация знаний-  8мин
  3. Мотивация познавательной деятельности- 5 мин
  4. Организация познавательной деятельности

Игра-8 мин

Распределение товаров и услуг -5 мин

Обсуждение-5 мин

  1. Физкульминутка- 1 мин
  2. Закрепление изученного материала-8 мин
  3. Подведение итогов- 2 мин
  4. Рефлексия- 1 мин

Ход урока

 Содержание деятельности учителя

 Содержание деятельности учащихся

Организационный момент

-Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Меня зовут Виктория Александровна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Проверьте свою готовность к уроку у вас должен лежать учебник, дневник, пенал, раздаточный материал. Если вы готовы, то тогда приступим.

Приветствуют учителя.

Актуализация знаний

- Сейчас повторим, то о чём вы говорили на прошлом уроке. Эти знания пригодятся вам сегодня.

- О чем вы  говорили на прошлом уроке? (О государственном бюджете).

- Что такое государственный бюджет? (Это план доходов и расходов государства).

-Как называются деньги ,которые тратят ?(Расходы)

-Как называются платежи ,которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства? (Налоги)

- На что идут расходы? (Образование, здравоохранение, армия и полиция, наука и культура, охрана природы, пенсии и пособия).

-Может ли быть другой бюджет, кроме государственного? (Ответы учеников).

(ребус вывешивается на доске заранее)

-Ваши догадки мы проверим ,отгадав ребус(«7Я» семья)

-Что такое семья ?(Группа ,живущих вместе родственников )

-В словарях мы может найти определение ,что семья это группа живущих вместе близких родственников.

Основанное на браке  или кровном родстве объединение людей, связанных общностью  быта и взаимной ответственностью;

Группа  лиц, связанных родственными отношениями, проживающих совместно и имеющих общее хозяйство и бюджет.

-Образуйте прилагательное от слово семья (Семейный)

-Попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока(Семейный бюджет) 

Отвечают на вопросы учителя

Разгадывают ребус

Мотивация познавательной деятельности

Маму в магазин провожает сын,

Три копейки он ей даёт: «Вот!

Купи мне самолёт.

А ещё ружьё, лопатку,

Танк, лошадку, шоколадку,

Самосвал, тетради, краски,

Маски, сказки и салазки!

Постарайся не забыть.

А на сдачу можешь даже

И свистульку мне купить…»


- Как вы думаете, чего не учёл мальчик? (что на три копейки ничего не купишь)

- А почему он делает маме такой заказ? (он маленький и не знает цену деньгам)

- А вы знаете, почему ваши родители иногда не могут купить то, что вам хочется? (у них нет денег, считают, что я ещё мал)

- Я надеюсь, что на сегодняшнем уроке окружающего мира мы сможем найти ответы на этот и многие другие вопросы.

-В одной из пословиц говориться:

Деньги потерял — ничего не потерял, время потерял — все потерял!

- Именно о мудрости и искусстве траты денег мы будем говорить сегодня на нашем уроке.

Слушают учителя

Отвечают на вопросы

Организация познавательной деятельности

-Скажите ,Вы любите играть ?

-Тогда сейчас мне бы хотелось с Вами сыграть в сюжетно –ролевую игру «Источники доходов»

-Сейчас мне нужно 2 мальчика и 2 девочки ,которые готовы принять участие. Выходите к доске.

На доске карточки прикреплены магнитами. Я  распределяю роли и раздаю реквизиты:

Бабушке – платок, очки.

Папе – галстук.

Маме – фартук, куклу.

Старшему брату (сестре) – студенческий билет.

Задание.

- Каждый член нашей большой и дружной семьи должен выбрать свой источник доходов (карточку на доске).

Дружная семья встаёт у доски. Каждый из них держит карточку, указывающую на источник его доходов.

– Бабушка – Пенсия. - Кому еще в нашем государстве платят пенсию? (Инвалидам)

 Пенсия- это регулярная денежная выплата в качестве материального обеспечения по старости, инвалидности, за выслугу лет, при потере кормильца и т. д.

– Старший брат – Стипендия. В училище, институте за хорошую учебу получают стипендию

Стипендия- это постоянное денежное пособие, выдаваемое учащимся в учебном заведении.

– Мама с маленькой дочкой – Пособие.

Пособие – регулярная или единовременная денежная выплата, предоставляемая гражданам страны в связи с временной нетрудоспособностью, беременностью и родами, при рождении ребенка и другое.

– Папа – Зарплата (оклад, почасовая, сдельная)

 Зарплата-вознаграждение или денежная компенсация  за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий работы

-Теперь Вы все знаете ,что у каждого члена семьи может быть ,а может и не быть своего дохода.

-Спасибо большое  за участие, присаживайтесь на свои места.

 -Все деньги, которые попадают в семейный бюджет, называются доходом. . Но в каждой семье есть и расходы.  На парте у Вас лежат листочки со словами. Вам нужно в паре распределить в два столбика расходы и доходы семьи.

-Давайте проверим ,что у Вас получилось.

– А могут ли в семье появиться незапланированные доходы? (Лотерея, премия, наследство.)

– А непредвиденные расходы?( Болезнь, несчастье).

 -Вам нужно объединиться сейчас по 4 человека и представить ,что Вы одна семья. Придумайте фамилию вашей семьи

-Сейчас я раздам вам карточки с названием товаров и услуг. Вы должны отметить галочкой  то, на что потратите свой месячный бюджет-120 монет.

Лекарства.
Продукты.
Одежда.
Обувь.
Бытовая химия (порошок стиральный, мыло, …).
Транспорт.
Музыкальная (спортивная) школа.
Книги.
Компьютер.
Игрушки.
Платежи и налоги.
Видеокассеты.
Посещение театра, цирка.
Посещение боулинга.
Туристическая поездка.

– Выслушаем, что у Вас получилось
– Как  вы думаете , что из всего перечня должно стоять на первом месте? 

– А сейчас переверните листочки и подсчитайте, какая сумма у вас получилась.

-Что получилось?

-Однако бюджет вашей семьи в месяц составляет 120 денежек. Сумели ли вы уложиться в эту сумму?

Лекарства – 2 монеты.
Продукты – 50 монет.
Одежда – 10 монет.
Обувь – 5 монет.
Бытовая химия (порошок стиральный, мыло, …) – 1монета.
Транспорт – 10 монет.
Музыкальная (спортивная) школа – 10 монет.
Книги – 1 монета.
Компьютер – 40 монет.
Игрушки – 3 монеты.
Платежи и налоги – 20 монеты.
Видеокассеты – 3 монеты.
Посещение театра, цирка – 6 монет.
Посещение боулинга – 6 монет.
Туристическая поездка – 80 монет.
– Какая ситуация сложилась в ваших семейных бюджетах?

(написано на доске )

Доходы = расходам.

Доходы > расходам.

Доходы < расходам.

 Какая формула будет наилучшей?
– В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия?

Дефицит – превышение расходов бюджета над доходами;

Экономия – бережливое ведение хозяйства;
– Что в этом случае делать?

(Если экономия – отложим сбережения,
Если дефицит – нужно на чём-то сэкономить.)

Чтобы доходы не превышали расходов, необходимо просчитывать семейный бюджет.

– И так, что мы сейчас составили?

(План доходов и расходов, т. е. семейный бюджет.)

– Вот примерно такой план доходов и расходов должен быть в каждой семье.

– А для чего он нужен? (А нужен он для того, чтобы правильно вести домашнее хозяйство.) Иначе в семье могут произойти разные неприятности.

 

Играют в игру

Отвечают на вопросы

Работают в группах

Слушают учителя

Физкультминутка

Предлагаю отдохнуть.

Читаю фразеологизмы.

Дорого – прыгаем вверх, дёшево – садимся на корточки, а нормальная цена – стоим на месте и хлопаем в ладоши.


На вес золота, за бесценок, по божеской цене, не подступиться, как задаром, цена кусается, с Гулькин нос, не по карману, по сходной цене, влетит в копеечку, за грош

Выполняют физкультминутку

Первичное закрепление изученного материала

-Мне на мою электронную почту пришло сообщение «Прошу помощи»

-Что бы отправить бабушку в санаторий на лечение нужно собрать необходимую сумму денег

-В течение двух дней нужно оплатить счёт за электроэнергию

-Обсудите в паре ,согласны ли вы помочь?

-Если Вам приходит электронное письмо или смс на телефон с просьбой положить денег или куда-то перевести. Нужно обязательно показать письмо взрослым своим родителям. Так как это вам могут писать злоумышленники .

-Давайте, повторим то ,что вы узнали сегодня на уроке с помощью игры. Я читаю вам предложение ,а вы должны вставить пропущенное слово

Игра «Доскажи словечко»

Мама с папой на работе,

У станков стоят все дни.

За труды их есть награда,

Называется ___________.

Брат собрался с мыслью тут,

Поступил он в институт.

Он ____________ несет,

И бюджет семьи растет.

А двадцатого числа

Дедушке _______ пришла.

-Сейчас я прочитаю вам несколько советов. А Ваша задача  посоветовавшись друг с друг  выбрать полезные советы и пояснить.

(читаю по 3 совета )

 Планируйте семейный бюджет исходя из доходов.

 Уходя из дома, не забывайте выключать свет.

 Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику.

 Экономя семейный бюджет – откажись от экскурсии в музей.

 Сходил в магазин, оставь сдачу себе.

 Бережно относись к своим вещам.

 Чаще пользуйся услугами такси.

 Пользуйся услугами доставки горячей пиццы.

 Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями.

– Замечательные ваши советы, но чтобы доходы семейного бюджета были больше расходов, нужно… трудиться. Ведь недаром говорят «Без труда – не выловишь и рыбку из пруда».

Работают в парах

Рассуждают

Отвечают на вопросы

Подведение итогов

 Вспомним, чему должны мы были научиться на уроке? . Учебная задача.

- Что такое семейный бюджет?

- Из чего складывается семейный бюджет?

Отвечают на вопросы

Домашние задание

Внимательно прочитать эту тему (с.77–78). Ответить на вопросы на странице 78.

-Представьте, что на день рождения вам подарили 1000 рублей. Составить план своих расходов.

Записывают домашние задание

Рефлексия

Поднимите правую руку вверх

Кому было интересно

Поднимите левую руку вверх

Кто считает ,что знания пригодятся в жизни

Поднимите две рука вверх

Кому понравился урок

Оценивают свою деятельность

Дополнительный материл

«Что может быть семьи дороже?»

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители – во всем мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже.
На этой сказочной земле!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Семейный бюджет" (3 класс, УМК "Школа России")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по окружающему миру на тему: "Семейный бюджет". Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Школа России"....

Конспект урока "Семейный бюджет" ("Перспектива",3 класс)

Цели деятельности учителя:знакомство учащихся с понятием «Семейный бюджет».Планируемые результатыПредметные: - знать понятие «семейный бюджет»;- знать составные части семейных ...

Конспект урока "Семейный бюджет" (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о семейном бюджете, его особенностях.Планируемые результаты:Предметные: - знать, что такое семейный бюджет;- знать, как им пользоваться;-...

Разработка урока "Семейный бюджет"

Семейный бюджет 3 кл школа России...

Технологическая карта урока: "Семейный бюджет" (УМК Школа России, 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся элементарных экономических представлений о бюджете семьи.Задачи урокаДидактические...

Презентация к уроку "Семейный бюджет"

Цель Создать условия для формирования элементарных экономических представлений о бюджете семьи.ЗадачиОбразовательные:• Познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашне...

Технологическая карта урока "Семейный бюджет"

Представленна технологическаая карта урока по финансовой грамотности во 2 классе на уроке математики....