Конспект урока . Семейный бюджет
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: | Семейный бюджет |
Цель: | Создание условий для изучения доходов и расходов в семье |
Планируемые результаты
Предметные
Знать: | Что семейный бюджет состоит из доходов и расходов |
Понимать: | Что могут возникнуть незапланированные и непредвиденные расходы и доходы |
Применять: | Отвечать на вопросы |
Анализировать: | Расходы и доходы семьи |
Синтезировать: | |
Оценивать: | Важность планирования бюджета |
Метапредметные:
Регулятивные: | осуществлять контроль по результату и способу действия, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем |
Познавательные: | осуществлять сравнение, анализ информации, ставить и формулировать проблемы |
Коммуникативные: | аргументировать свою позицию, координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве, слушать собеседника |
Личностные
осознание ответственности человека за общее благополучие |
Межпредметные связи: | Математика ,русский |
Основные понятия: | Расходы, доходы, пенсия зарплата, пособие, стипендия |
Методы, технологии: | Беседа, фронтальная работа, работа в парах,группах |
Ресурсы урока | Раздаточный материал ( таблицы с наименованиями) платок, галстук ,фартук, куклу, студенческий билет, ребус ,карточки со словами, формулы доходов и расходов |
Ресурсы урока | Раздаточный материал таблицы с наименованиями |
Оформление доски: | Ребус, карточки со словами, формулы доходов и расходов |
Оформление тетради ученика | - |
План урока с разбивкой по времени:
- Организационный момент- 1 мин
- Актуализация знаний- 8мин
- Мотивация познавательной деятельности- 5 мин
- Организация познавательной деятельности
Игра-8 мин
Распределение товаров и услуг -5 мин
Обсуждение-5 мин
- Физкульминутка- 1 мин
- Закрепление изученного материала-8 мин
- Подведение итогов- 2 мин
- Рефлексия- 1 мин
Ход урока
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | ||
Организационный момент | |||
-Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Меня зовут Виктория Александровна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Проверьте свою готовность к уроку у вас должен лежать учебник, дневник, пенал, раздаточный материал. Если вы готовы, то тогда приступим. | Приветствуют учителя. | ||
Актуализация знаний | |||
- Сейчас повторим, то о чём вы говорили на прошлом уроке. Эти знания пригодятся вам сегодня. - О чем вы говорили на прошлом уроке? (О государственном бюджете). - Что такое государственный бюджет? (Это план доходов и расходов государства). -Как называются деньги ,которые тратят ?(Расходы) -Как называются платежи ,которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства? (Налоги) - На что идут расходы? (Образование, здравоохранение, армия и полиция, наука и культура, охрана природы, пенсии и пособия). -Может ли быть другой бюджет, кроме государственного? (Ответы учеников). (ребус вывешивается на доске заранее) -Ваши догадки мы проверим ,отгадав ребус(«7Я» семья) -Что такое семья ?(Группа ,живущих вместе родственников ) -В словарях мы может найти определение ,что семья это группа живущих вместе близких родственников. Основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью; Группа лиц, связанных родственными отношениями, проживающих совместно и имеющих общее хозяйство и бюджет. -Образуйте прилагательное от слово семья (Семейный) -Попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока(Семейный бюджет) | Отвечают на вопросы учителя Разгадывают ребус | ||
Мотивация познавательной деятельности | |||
Маму в магазин провожает сын, Три копейки он ей даёт: «Вот! Купи мне самолёт. А ещё ружьё, лопатку, Танк, лошадку, шоколадку, Самосвал, тетради, краски, Маски, сказки и салазки! Постарайся не забыть. А на сдачу можешь даже И свистульку мне купить…»
- А почему он делает маме такой заказ? (он маленький и не знает цену деньгам) - А вы знаете, почему ваши родители иногда не могут купить то, что вам хочется? (у них нет денег, считают, что я ещё мал) - Я надеюсь, что на сегодняшнем уроке окружающего мира мы сможем найти ответы на этот и многие другие вопросы. -В одной из пословиц говориться: Деньги потерял — ничего не потерял, время потерял — все потерял! - Именно о мудрости и искусстве траты денег мы будем говорить сегодня на нашем уроке. | Слушают учителя Отвечают на вопросы | ||
Организация познавательной деятельности | |||
-Скажите ,Вы любите играть ? -Тогда сейчас мне бы хотелось с Вами сыграть в сюжетно –ролевую игру «Источники доходов» -Сейчас мне нужно 2 мальчика и 2 девочки ,которые готовы принять участие. Выходите к доске. На доске карточки прикреплены магнитами. Я распределяю роли и раздаю реквизиты: Бабушке – платок, очки. Папе – галстук. Маме – фартук, куклу. Старшему брату (сестре) – студенческий билет. Задание. - Каждый член нашей большой и дружной семьи должен выбрать свой источник доходов (карточку на доске). Дружная семья встаёт у доски. Каждый из них держит карточку, указывающую на источник его доходов. – Бабушка – Пенсия. - Кому еще в нашем государстве платят пенсию? (Инвалидам) Пенсия- это регулярная денежная выплата в качестве материального обеспечения по старости, инвалидности, за выслугу лет, при потере кормильца и т. д. – Старший брат – Стипендия. В училище, институте за хорошую учебу получают стипендию Стипендия- это постоянное денежное пособие, выдаваемое учащимся в учебном заведении. – Мама с маленькой дочкой – Пособие. Пособие – регулярная или единовременная денежная выплата, предоставляемая гражданам страны в связи с временной нетрудоспособностью, беременностью и родами, при рождении ребенка и другое. – Папа – Зарплата (оклад, почасовая, сдельная) Зарплата-вознаграждение или денежная компенсация за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий работы -Теперь Вы все знаете ,что у каждого члена семьи может быть ,а может и не быть своего дохода. -Спасибо большое за участие, присаживайтесь на свои места. -Все деньги, которые попадают в семейный бюджет, называются доходом. . Но в каждой семье есть и расходы. На парте у Вас лежат листочки со словами. Вам нужно в паре распределить в два столбика расходы и доходы семьи. -Давайте проверим ,что у Вас получилось. – А могут ли в семье появиться незапланированные доходы? (Лотерея, премия, наследство.) – А непредвиденные расходы?( Болезнь, несчастье). -Вам нужно объединиться сейчас по 4 человека и представить ,что Вы одна семья. Придумайте фамилию вашей семьи -Сейчас я раздам вам карточки с названием товаров и услуг. Вы должны отметить галочкой то, на что потратите свой месячный бюджет-120 монет. Лекарства. – Выслушаем, что у Вас получилось – А сейчас переверните листочки и подсчитайте, какая сумма у вас получилась. -Что получилось? -Однако бюджет вашей семьи в месяц составляет 120 денежек. Сумели ли вы уложиться в эту сумму? Лекарства – 2 монеты. (написано на доске ) Доходы = расходам. Доходы > расходам. Доходы < расходам. Какая формула будет наилучшей? Дефицит – превышение расходов бюджета над доходами; Экономия – бережливое ведение хозяйства; (Если экономия – отложим сбережения, Чтобы доходы не превышали расходов, необходимо просчитывать семейный бюджет. – И так, что мы сейчас составили? (План доходов и расходов, т. е. семейный бюджет.) – Вот примерно такой план доходов и расходов должен быть в каждой семье. – А для чего он нужен? (А нужен он для того, чтобы правильно вести домашнее хозяйство.) Иначе в семье могут произойти разные неприятности.
| Играют в игру Отвечают на вопросы Работают в группах Слушают учителя | ||
Физкультминутка | |||
Предлагаю отдохнуть. Читаю фразеологизмы. Дорого – прыгаем вверх, дёшево – садимся на корточки, а нормальная цена – стоим на месте и хлопаем в ладоши. На вес золота, за бесценок, по божеской цене, не подступиться, как задаром, цена кусается, с Гулькин нос, не по карману, по сходной цене, влетит в копеечку, за грош | Выполняют физкультминутку | ||
Первичное закрепление изученного материала | |||
-Мне на мою электронную почту пришло сообщение «Прошу помощи» -Что бы отправить бабушку в санаторий на лечение нужно собрать необходимую сумму денег -В течение двух дней нужно оплатить счёт за электроэнергию -Обсудите в паре ,согласны ли вы помочь? -Если Вам приходит электронное письмо или смс на телефон с просьбой положить денег или куда-то перевести. Нужно обязательно показать письмо взрослым своим родителям. Так как это вам могут писать злоумышленники . -Давайте, повторим то ,что вы узнали сегодня на уроке с помощью игры. Я читаю вам предложение ,а вы должны вставить пропущенное слово Игра «Доскажи словечко» Мама с папой на работе, У станков стоят все дни. За труды их есть награда, Называется ___________. Брат собрался с мыслью тут, Поступил он в институт. Он ____________ несет, И бюджет семьи растет. А двадцатого числа Дедушке _______ пришла. -Сейчас я прочитаю вам несколько советов. А Ваша задача посоветовавшись друг с друг выбрать полезные советы и пояснить. (читаю по 3 совета ) ∙ Планируйте семейный бюджет исходя из доходов. ∙ Уходя из дома, не забывайте выключать свет. ∙ Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику. ∙ Экономя семейный бюджет – откажись от экскурсии в музей. ∙ Сходил в магазин, оставь сдачу себе. ∙ Бережно относись к своим вещам. ∙ Чаще пользуйся услугами такси. ∙ Пользуйся услугами доставки горячей пиццы. ∙ Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями. – Замечательные ваши советы, но чтобы доходы семейного бюджета были больше расходов, нужно… трудиться. Ведь недаром говорят «Без труда – не выловишь и рыбку из пруда». | Работают в парах Рассуждают Отвечают на вопросы | ||
Подведение итогов | |||
Вспомним, чему должны мы были научиться на уроке? . Учебная задача. - Что такое семейный бюджет? - Из чего складывается семейный бюджет? | Отвечают на вопросы | ||
Домашние задание | |||
Внимательно прочитать эту тему (с.77–78). Ответить на вопросы на странице 78. -Представьте, что на день рождения вам подарили 1000 рублей. Составить план своих расходов. | Записывают домашние задание | ||
Рефлексия | |||
Поднимите правую руку вверх Кому было интересно Поднимите левую руку вверх Кто считает ,что знания пригодятся в жизни Поднимите две рука вверх Кому понравился урок | Оценивают свою деятельность | ||
Дополнительный материл «Что может быть семьи дороже?» Что может быть семьи дороже? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Семейный бюджет" (3 класс, УМК "Школа России")
Вашему вниманию предоставляю конспект урока по окружающему миру на тему: "Семейный бюджет". Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Школа России"....
Конспект урока "Семейный бюджет" ("Перспектива",3 класс)
Цели деятельности учителя:знакомство учащихся с понятием «Семейный бюджет».Планируемые результатыПредметные: - знать понятие «семейный бюджет»;- знать составные части семейных ...
Конспект урока "Семейный бюджет" (3 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о семейном бюджете, его особенностях.Планируемые результаты:Предметные: - знать, что такое семейный бюджет;- знать, как им пользоваться;-...
Разработка урока "Семейный бюджет"
Семейный бюджет 3 кл школа России...
Технологическая карта урока: "Семейный бюджет" (УМК Школа России, 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся элементарных экономических представлений о бюджете семьи.Задачи урокаДидактические...
Презентация к уроку "Семейный бюджет"
Цель Создать условия для формирования элементарных экономических представлений о бюджете семьи.ЗадачиОбразовательные:• Познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашне...
Технологическая карта урока "Семейный бюджет"
Представленна технологическаая карта урока по финансовой грамотности во 2 классе на уроке математики....