Конспект урока "Семейный бюджет" (3 класс, УМК "Школа России")
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Шульгина Надежда Владимировна

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по окружающему миру на тему: "Семейный бюджет". Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока Семейный бюджет"26.56 КБ

Предварительный просмотр:

Школа: № 84                                                                                    Учитель: Бубнова Т.Р.

Дата: 23.03.18                                                                                    Студентка: Шульгина Н. 45 гр

Класс: 3  в

Конспект урока по окружающему миру

Тема: «Семейный бюджет»

Цель:  ознакомить детей с понятием  «семейный бюджет»,  экономика семьи, формировать представление о структуре семейного бюджета; правилами ведения домашнего хозяйства;

Планируемые результаты:

  • предметные: сформировать первоначальное  представление о семейном бюджете и его составляющих частях; содействовать развитию внимания, познавательной активности учащихся, их интереса к предмету, умения составлять семейный бюджет «условной семьи», соотносить «доходы» с «расходами».  

  • личностные: формировать уважение, целостность взглядов на семью, ее роль в обществе, социальные устои и традиции;  организованность, бережливость, взаимоуважение, уважение к старшим.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник 3 класс 2 часть, А.А. Плешаков (Школа России), тетрадь на печатной основе.

      Этап урока

Методы и приемы

Время

Содержание урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Мотивационный этап

 (Словесный: слово учителя)

1 мин

- Возьмитесь за руки, друг другу улыбнитесь. Пусть сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения. Пусть вас порадуют интересные задания, новые знания. А помощниками вам будут внимание, старание, взаимопомощь, аккуратность и смекалка.

-Приветствовать учителя;

-Эмоциональный настрой на урок

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

II.  Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа;

7 мин

Вопросы учителя:      

-Что такое государственный бюджет? (план доходов и расходов государства)

-Что означает выражение "денежная сумка"? (бюджет)

-Как называются деньги, которые в нее кладут? (доходы)

-Как называются деньги, уходящие из государственного бюджета? (расходы)

-Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства? (налоги)

- На что  идут  расходы?

-молодцы!

Повторять пройденный материал

Актуализировать знания.

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей                                                              К.- Аргументация своего мнения и позиции  

П.- Определение основной и второстепенной информации

III. Постановка учебной задачи

 Словесный: беседа

Словесный: беседа.

5 мин

-А может ли быть другой бюджет, кроме государственного? ( да)

-Как называются люди, которые живут вместе и ведут общее хозяйство? (семья)

-Может ли у семьи быть свой бюджет? (да)

-Вы уже знаете, из чего складывается государственный бюджет, а как вы думаете, из чего складывается семейный бюджет? (из доходов и расходов)  

Сформулируйте тему и цели нашего урока.

Устно отвечать на поставленные вопросы

Отвечать на вопросы.

К.- Формулировать собственное мнение и позицию

К.- Учитывать разные мнения

П.- Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия

IV. Открытие нового знания

Словесный: чтение, рассказ;

   

Словесный: беседа.

10 мин

Если в семье работает папа, мама, есть бабушка и дедушка, еще маленькие дети, студенты. В такой семье доходы сложатся из зарплаты родителей, пенсии, пособий.

 Если папа (или кто-нибудь другой) – писатель, то за свои книги он получает авторское вознаграждение – гонорар.

Предположим, папа предприниматель, имеет собственную фирму. Тогда он будет получать не зарплату, а прибыль от работы фирмы.

Семья может иметь сбережения. Если они хранятся в банке, то банк регулярно выплачивает за это определенную сумму денег – процент.

-Доход семьи – это сумма заработанная членами семьи за месяц.

Работа в группах. Ролевая игра «Семейный бюджет».

- Поиграем в семейный бюджет. Каждая группа - это "семья". Выберите "фамилию" своей семьи.

Давайте подумаем. Каждая группа - это семья, а семья - это … (ответы детей)

(Учитель распределяет роли и раздает бейджики с названием членов семьи: Бабушка, дедушка, папа, мама, сын - студент, дочь - школьница, сын, 2 года)

- Скажите, кто может приносить деньги в вашу семью? И как часто? (Ответы детей)

- Сейчас я вам раздам карточки с названием доходов. Каждый член большой и дружной семьи должен выбрать свой источник доходов. (Ученики выбирают соответствующие карточки с указанными на них доходами.)

- Проверим, как вы справились с заданием. Слайд.

(Заработная плата родителей - деньги, которые платят за выполненную работу).

- Если вместе с вами живут бабушки и дедушки. Какие еще доходы могут поступать в семью? (Пенсии - деньги, которые платят пожилым за проработанное определенное количество лет и нетрудоспособным людям).

- Если один из членов семьи студент. (стипендия -деньги, которые институт платит за хорошую учёбу).

- Если женщина находится дома в декретном отпуске по уходу за маленьким ребенком. (То она будет получать пособие - деньги, выплачиваемые на содержание маленьких детей).

- А деньги, заработанные членами семьи за месяц, как будут называться? (Доход).

-Мы узнали, из чего складывается доход семьи. А как вы тратите деньги в семье?

(Ответы учащихся).

- Как будут называться деньги, расходуемые членами семьи за месяц? (Расходы).

- Это расход вашей семьи.

Вывод: И так, семейный бюджет состоит из доходов и расходов.

Слушать учителя

Читать новый материал.

Устный полный ответ на поставленный вопрос;

Обсуждать в группах вопросы

Выполнять задания в рабочей тетради по ходу урока

Отвечать на заданные вопросы

Осуществлять поиск необходимой информации.

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

К.- Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся;

Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся;

Физминутка

2 мин

Повторяйте за мной движения.

 Принимают участие в физминутке

Л.- Мотивация на ЗОЖ

V. Первичное закрепление

Практический: выполнение задания

Словесный: чтение

6 мин

- Как вы думаете, чему будем сейчас учиться?

Сейчас я вам вручу карточки, на которых перечислены доходы и расходы семьи

Карточка 1.Сосчитайте и запишите доход вашей семьи. Но уберём из разговора слово «рубли». Вместо них придумаем какие-нибудь другие названия. Пусть будут «шустрики».

Сейчас вы получите листы, на которых будут написаны названия товаров. Выберите те товары, которые вы посчитаете необходимыми приобрести на месяц. Не забудьте, что существует еще ряд услуг, которыми мы пользуемся каждый месяц. Их также надо отметить в вашем списке галочкой.

Учитель раздает лист № 1

( дети работают индивидуально)

— А теперь я раздам вам листы, где будут проставлены цены товаров.

На своих листах проставьте цены рядом с выбранными вами товарами услугами.

Учитель раздает лист № 2.

— Сложите все шустрики. Какая сумма у вас получилась?(ответы детей) А теперь я скажу, что бюджет вашей семьи рассчитан на 100 шустриков в месяц. У кого сумма больше этой цифры?

( поднимите руки) Что образовалось в вашем семейном бюджете? (Дефицит шустриков.)

У кого сумма меньше 100 шустриков? Что вы смогли сделать? (Отложить сбережения.)

Конечно, это все условные цифры. Но что делать, если мы не укладываемся в бюджет? Что можно сократить? Где можно сэкономить?

— Мы с вами просто поиграли в семейный бюджет. А теперь представьте ваших родителей, которые не играют, а каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают: на что их потратить в первую очередь, а с чем подождать.

- Откройте тетради на стр. 48. Выполним задание №1, 2. (самостоятельно)

Устно полно отвечать на поставленный вопрос;

Выполнять практическую работу.

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу                                                                К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся;

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу                                        

К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся;                                 

Словесный: беседа

Практический: самостоятельное выполнение задания в тетради;

7 мин

VII.Итог урока

 Словесный (беседа)

 Рефлексия

Домашнее задание

Словесный (объяснение)

2 мин

Давайте попробуем сделать вывод по теме сегодняшнего урока.

Что же такое семейный бюджет?

Пригодятся ли вам в жизни знания по семейному бюджету?

- Оцените свою активность на протяжении всего урока, а также как вы проявили.

У. стр.77 – 80 ;Р.т. стр. 50№5,6; 

– Кто доволен своей работой сегодня на уроке? Поднимите руки. Молодцы!

На этом наш урок окончен.

-Подведение итога урока;

-Оценивать себя и сложность изученной темы;

-Слушать информацию о домашнем задании

Р.- осуществляют итоговый контроль,

Оценка

П.- рефлексия способов и условий действий

К.- Умение донести свою позицию до других: Оформлять свою мысль в устной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деиметр. Конспект урока. 1 класс. Школа России

Конспект урока для 1 класса. Дети знакомятся с новой единицей измерения "Дециметр", при помощи мерки учатся измерять длину предметов. Пейдя по ссылке, можно скачать презентацию к уроку....

Конспект урока по окружающему миру "Семейный бюджет" 3 класс Школа России

Цель данного урока : познакомить учащихся с понятием "семейный бюджет", "экономика семьи"; развивать у учащихся  представление о структуре семейного бизнеса; воспитывать организованность, бережли...

конспект урока 2 класс "Школа России" литературное чтение

конспект урока 2 класс "Школа России" тема: "Ермолаев Юрий Иванович "Два пирожны"" + задания, презентация и биография автора для учеников...

Конспект урока 4 класс ОРКСЭ "Россия - наша Родина"

ОРКСЭ "Россия - наша Родина" 4 класс...