Этапы урока. Продолжительность этапа. | Подробное описание АМО. | Описание действий участников образовательного процесса. | Формируемое УУД. |
1 этап: Инициация. 3 минут. | АМО «Дрозд»
Цель: создание благоприятной, позитивной и комфортной атмосферы в классе, настрой на рабочий лад. Технология проведения: дети выбирают себе пару, встают друг против друга и хором говорят рифмы, руками совершая движения по смыслу рифмы. «Ты – дрозд, я –дрозд, мой нос- твой нос, мои щечки гладенькие – твои щечки гладенькие, мои губки аленькие- твои губки аленькие, я друг- ты друг, мы два друга – мы любим друг друга!»
| 1.Организационный момент.
Прозвенел уже звонок, Как же мы начнём урок? -На уроке мы сидим – Не шумим и не кричим, Руку тихо поднимаем, Если спросят, отвечаем. -Мы хороший, дружный класс? - Да! И всё получится у нас!
-Здравствуйте, ребята! Начнём урок с веселой игры Дрозд». Выберите себе пару, встаньте друг против друга и хором повторяйте за мной рифмы, руками совершая движения по смыслу фраз. Желаю вам позитивного настроя на работу. | Личностные: мотивационная основа учебной деятельности; -соблюдение норм поведения и правил при выполнении игрового задания; -способность принять решение в социальном выборе Коммуникативные: -соблюдение норм общения во время игры; Регулятивные, включая действия саморегуляции: -способность тормозить свои импульсивные поведенческие реакции |
| АМО «Комплименты». Цель: создание хорошей эмоциональной обстановки. Дети встают в круг, достают из корзинки записанные на карточках комплименты и дарят их друг другу (озвучивают) по кругу.
| - А сейчас давайте встанем в круг и подарим друг другу комплименты. (Дети высказывают свои комплименты-пожелания.) |
2 этап: Погружение в тему. 4 минуты. | АМО «Верно-неверно»
Цель: актуализация знаний
Технология проведения: учитель называет фразы. Дети их прослушивают. Если высказывание верно, они хлопают, если нет-машут руками.
АМО «Проблемный вопрос» Цель: научиться определять цель работы. Технология проведения: дети прослушивают сообщение, в котором содержится вопрос, но нет ответа. Это помогает определить цель работы.
| А я хочу подарить вам стихотворение! Было тихо, очень тихо-тихий час теней… Лишь будильник робко тикал, Мышь скреблась, сверчок пиликал , Козлик мекал, кот мяукал, Поросенок дерзко хрюкал, Бык ревел, и две собаки Дружно вторили во мраке ржанию коней. - Верно ли, что на самом деле было тихо, очень тихо? - Верно ли, что мир наполнен разными звуками? -Верно ли, что все звуки должны быть только громкими? -Верно ли, что звук возникает из-за дрожания, колебания предметов, которые передаются по воздуху? -Верно ли, что уши улавливают звуки? -Верно ли, что уши не боятся резких, громких звуков? -Верно ли, что шум полезен для ушей человека? -Верно ли, что уши нужно чистить острыми предметами? -Верно ли, что уши надо беречь? - Начнём наш новый урок со сказки. А вы внимательно послушайте! Однажды Муравей Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под листочком. А когда дождь почти закончился, и появилось солнце, Муравей услышал, как высоко в небе кто – то запел тоненьким голоском: Я всегда со светом дружен. Если солнышко в окне, Я от зеркала, от лужи пробегаю по листве.. - Кто ты? – спросил Муравьишка. - А вы, ребята, как думаете, кто это был? (солнечный зайчик.) - Что ты делаешь там, так высоко? – спросил Муравей. - Я делаю чудеса! – ответил Солнечный зайчик. И тут Муравьишка увидел в небе настоящее чудо. - А вы, ребята, как думаете, что это за чудо? - Давайте отгадаем загадку и узнаем, что увидел Муравьишка: Что за чудо – красота! Расписные ворота показались на пути, В них ни въехать, ни войти (радуга) - Как же так? – удивился Муравьишка. – Ты Солнечный зайчик сам белый, а радуга разноцветная! Почему радуга разноцветная? Засмеялся Солнечный зайчик и ничего не сказал. Ребята, а вы хотите узнать ответ на этот вопрос? На какие еще вопросы вы хотите узнать ответ? | Познавательные: обще-учебные -самостоятельное выделение, формулирование цели; умение добывать информацию из источников. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, самооценка. |
3 этап: Формирование ожиданий. 3 минуты. | АМО «Солнышко и туча» Цель: научиться определять и формулировать ожидания и опасения предстоящей работы; поддерживать познавательный интерес к предмету Технология проведения: учитель раздает учащимся тучки и лучики (по 2 шт,) вырезанные из цветной бумаги, и предлагает подписать. Далее учитель поясняет классу о том, что тот из учащихся, кто уверен, что он все поймет и у него все получится при изучении темы, прикрепляет с помощью магнитов к доске лучик рядом с солнышком, а у кого есть какие-либо сомнения, просит прикрепить тучку. Дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов лучики рядом с солнышком, не уверенные – тучу. После того, как все ученики прикрепят свои «записи», учитель озвучивает их. | - Ребята, это тема нашего урока «Почему радуга разноцветная?» У каждого из вас есть свои ожидания и опасения.
-Подпишите лучик солнца или тучку. Если вы уверены, что все поймете, то подпишите лучик, а если у вас есть сомнения, подпишите тучку. Выходите и приклеивайте на доску ваш выбор.
- В конце урока мы вернёмся к ним и проверим: оправдались ли ваши опасения и ожидания.
Чтобы вы могли сами оценить свою работу на уроке, предлагаю вам оценочные листы. По завершению работы на каждом этапе, указанном в листе, вы будете делать отметку «+» в соответствующей графе.
| Знаю (умею) | Сомневаюсь | Не знаю (не умею) | Ассоциация |
|
|
| «После дождя» |
|
|
| Цвета радуги |
|
|
| Создай радугу |
|
|
|
| Регулятивные: Прогнозирование. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: -мотивационная основа учебной деятельности; -реально оценивать свои возможности и достижения
|
4 этап: Интерактивная лекция 17 минут. | АМО «Ассоциация» Цель: формировать умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесение к известным понятиям.
Технология проведения: учитель называет ключевое слово-понятие, а дети высказывают свои ассоциации, отвечая на вопрос, на что похоже? (Можно записывать на лист)
АМО «Проблемный вопрос» Цель: формировать познавательный интерес
Технология проведения: учитель озвучивает возникший вопрос, предлагает информацию. Дети изучают ее, анализируют, делают выводы.
| – Дети, кто из вас видел радугу? Слайд – Какое настроение было, когда ты увидел радугу? - На какое слово похоже слово радуга? Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга. Какие приметы вы знаете? Слайд Иногда на небе можно увидеть не одну, а две радуги. Слайд Когда мы смотрим на радугу с земли, она кажется нам дугой. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом. Все вы летом любите шлепать по лужам во время теплого дождя! Как под душем, только лучше! Потому что пахнет дождем, мокрой землей, травой, а воздух чистый, свежий. Хорошо! Но вот дождь стихает. Тотчас же проскальзывает солнечный луч, а крупные капли дождя еще падают и падают... И вдруг кто-то радостно кричит: – Радуга! Смотрите – радуга! И в самом деле, через все небо перекинулась разноцветная дуга, словно огромные ворота в небе. - Откуда они взялись? Кто их построил так быстро и так красиво? Кто мастер-строитель?
Решение проблемного вопроса - Я сейчас вам хочу показать отрывок мультфильма «Ох и Ах». Посмотрите его внимательно и ответьте после просмотра, с каким настроением встретили радугу герои мультфильма. (Мультфильм 2 мин) -С каким настроением встретили радугу герои мультфильма? - Можно ли быть всегда в таком плохом настроение? (Вывод: если ходить всегда в плохом настроении можно заболеть и потерять друзей.) - А вы заметили, как появилась в мультфильме радуга? - Почему в воздухе возникло такое чудо? - Кто строитель? Вы уже догадались? - Ребята, когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь) (слайд ) -Вы правы, это интересное природное явление можно наблюдать, когда светит солнце и идёт дождь. (слайд ) Солнце светит и смеётся А на Землю дождик льётся. И выходит на луга Семицветная дуга. - Почему только тогда можно увидеть радугу? (Дети пытаются ответить на вопрос.) - На что попадают в небе солнечные лучи? (На капельки дождя) -Что при этом образуется? (Радуга). Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли. Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные: умение слушать и слышать партнера, видеть ошибки, контролировать себя и партнера. Познавательные: -освоение умения подбирать ассоциации; -формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесение к известным понятиям.
|
5 этап: Эмоциональная разрядка. 2 минуты. | АМО «Радуга»: Цель: снятие усталости, нервного напряжения. Технология проведения: все дети становятся полукругом, выполняют под музыку движения. |
Физкультминутка. «Радуга» (звучит музыка) В небе дождь, гроза. Закрывай глаза! Дождь прошел. Трава блестит. В небе радуга стоит. Поскорей, поскорей выбегай из дверей, По траве босиком, прямо в небо прыжком. | Коммуникативные: умение слушать и слышать. |
| АМО «Пора по парам»
Цель: учиться работать в паре, договариваться и приходить к общему мнению Технология проведения: дети достают из конверта предложенный раздаточный материал, совместно выполняют задание –создают аппликацию, где одн6им из объектов является радуга. Нужно верно расположить «полоски». Учитель задает направляющие вопросы.
АМО «Проблемная ситуация» Цель: формировать познавательный интерес
Технология проведения: учитель озвучивает возникший вопрос, предлагает информацию. Дети изучают ее, анализируют, делают выводы.
| Мы отдохнули, набрались сил и готовы к новым открытиям. Проведем небольшое исследование. Работать будем в парах. Возьмите конверт под номером 1. Используя все вложенные в него картинки, попробуйте создать настроение летнего дня после дождя (дети работают с раздаточным материалом: дом, дерево, солнце, туча и разноцветные волнистые полоски семи цветов). - Какие возникли затруднения? (не могут правильно расположить цвета радуги) -Для чего у вас появились полоски 7 цветов? Что они обозначают? -Как вы думаете, а почему я вам дала не прямые, а волнистые полоски? Слайд – Давайте мы рассмотрим, как радуга образуется при помощи луча и призмы. Призма это прозрачное стекло, заменяющая капельку воды. Оказывается, цвет – это волны, которые мы воспринимаем глазом. Солнечный свет представляет собой волны разной длины и поэтому они разного цвета. Вывод: - Что нам заменяла призма? (Капельку воды) - Что стало с солнечным лучом, когда он прошел через призму? (Распался на цветные лучики) - Кто же главный “художник” в природе? (Солнце) - Почему же радуга разноцветная? Причина этому солнечный свет. Мы считаем, что он белый, но на самом деле он состоит из семи цветов. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их, как белый цвет. А когда на пути их встречается капля воды, она преломляет свет, как призма Так и в капельке лучик распадается на семь цветов. Таким образом, и получается радуга. Какие же мы молодцы. Давайте вернемся к нашей радуге, которая у вас получилась на парте. А почему у каждой пары получилась своя радуга? -Бывает ли такое в реальной жизни? -Из каких цветов состоит радуга? -Как их правильно расположить? Решение проблемной ситуации. - Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такую фразу – подсказку: (слайд ) « Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Кто догадаете, как подсказка может нам помочь? По первым буквам этих слов определяется порядок цвета. И запомните ребята цвета всегда идут по порядку и никогда не могут поменяться местами. Работа в парах (исправление ошибки, на доске появляется радуга.) Вот теперь исправьте ошибки в своей радуге. | Личностные: - мотивационная основа учебной деятельности; -управлять проявлениями своих эмоций Регулятивные, включая действия саморегуляции -сохранять учебную задачу; - понимать инструкцию и выполнять действия по инструкции Коммуникативные: -умение работать в паре, договариваться и приходить к общему мнению; -соблюдать нормы общения с одноклассником в учебном взаимодействии (объяснять и доказывать свою точку зрения) |
6 этап: Проработка содержания темы. 11 минут. | АМО ««Проектируем». Цель: научиться получать радугу в домашних условиях Технология проведения: участники узнают, как получить радугу в домашних условиях и выполняют практическую работу.
| а) Работа по учебнику (стр.41). -Что делают Черепаха и Муравьишка? (Поливают) Вспомните правила ухода за растениями, так ли поливают? - С какой целью еще наши герои могут взять шланг с водой? - Как вы думаете, что они хотят получить? (Радугу.) - Может ли, получиться у них радуга? (Да, если выглянет солнышко.) - Почему? (Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга.) -Где еще можем мы наблюдать маленькие “радуги” в жизни, вокруг себя? Слайды (Брызги фонтана, мыльные пузыри, искорки снега сверкают на солнце в морозный день) Я предлагаю вам продолжить работу в парах. Откройте конверт №2, возьмите белую бумагу. -Побудем и мы волшебниками, попробуем создать свою радугу на листочках бумаги. С помощью мыльных пузырей мы увидим эффект радуги. Практическая работа «Радуга на мыльном пузыре» Дети на белый лист бумаги надувают мыльный пузырь, замечая на нём «радугу». - Мы с вами получили каждый свою радугу. Это явление называется дисперсией света, а набор цветов – спектром. Работа в рабочей тетради №2. С. 26-27 Рассмотрите рисунок. Где живут человечки? Раскрасьте их воздушные шарики в соответствии с цветами радуги. А это вагончики волшебных человечков. Раскрасьте их тоже. | Регулятивные: планирование. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. |
7 Рефлексия. 5 минут | АМО ««Солнышко и туча»:
Цель: получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения. Позволяет сделать вывод о том, что урок был плодотворным, интересным и цели были достигнуты; подвести итог всей работы на уроке. Технология проведения: Каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучу, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает солнышко на тучу, если его опасения были напрасны. | Вспомните весь урок, от самого начала…подумайте, что было интересного, какие задания были трудными… Возьмите солнышко или тучу…если у вас возникли трудности и вы с каким-то заданием не справились, то наклейте тучу, а если вам все далось легко и все понятно, то солнышко. Кому в окно вашего номера светит солнышко, а кому тучка льет дождик. И посмотрите на свой результат – оправдались ваши опасения или нет? Кто хочет озвучить результат своей работы? ( Уч-ся проговаривает, что нового узнал на уроке, чему научился, какие умения приобрел, что особенно понравилось на уроке…, «мои опасения были напрасны. Я понял…» ) -Что нового сегодня узнали? - Как возникает радуга? (Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики.) - Сколько цветов у радуги? Назовите их по порядку. - Вспомним фразу – подсказку. -Где будем применять полученные знания? -Как вы оценили свою работу на уроке? - С каким настроением заканчиваете урок? - Спасибо всем за урок! Желаю радостного настроения!
| Личностные: -мотивационная основа учебной деятельности; -реально оценивать свои достижения -знаково-символические представления проделанной работы в виде солнышка и тучи
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: самооценка. |