Урок окружающего мира "Радуга"
презентация к уроку по окружающему миру (1 класс) по теме

Тренина Наталья Анатольевна

Урок с презентацией дан  в соответствии с ФГОС. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_okr._mir_raduga.zip2.96 МБ

Предварительный просмотр:

Урок в 1 классе на тему «Почему радуга разноцветная?»

Учебно-методическое обеспечение:

УМК «Школа России», Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Ч 2. Учебник для 1 класса. – М.:

«Просвещение», 2012г

Цель урока:

Сформировать первоначальное представление о радуге, её цветах и их

последовательности.

Задачи урока:

Образовательные:

- создать условия для усвоения новых знаний;

- способствовать развитию у школьников умения различать цвета радуги, знать их последовательность;

- обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений

Развивающие:

- обогащать словарный запас детей;

- содействовать развитию внимания, памяти, мышления;

- развивать образное мышление, любознательность учащихся и интерес к явлениям природы

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе;

- учиться наблюдать и замечать красоту вокруг себя

- формировать самооценку школьников.

Формирование универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД:

- повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;

- ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

- развитие эстетических чувств ;

- духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого

отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.

Регулятивные УУД:

- развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои

действия в соответствии с ней;

- вырабатывать способность различать способ и результат действия;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

Познавательные УУД:

- осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения

различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;

- задавать вопросы, формулировать собственное мнение;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;

- оценивать свою роль в коллективной творческой деятельности

Оборудование и материал

-компьютер;мультимедийный  проектор, презентация,

-зеркальце, призма для проведения опыта;

-у учащихся белый лист бумаги, картон , комплект разноцветных

полосок для моделирования радуги, клей, диски, мыльные пузыри.

Учебные действия

- поиск и извлечение познавательной информации, ответов на

вопросы, объяснений, создания собственных устных высказываний;

- описывать явление неживой природы -радугу, выделять её признаки- обнаруживать простейшие взаимосвязи в природе, которые являются причиной возникновения радуги;

- создавать простейшую модель радуги

Планируемые образовательные результаты

Личностные:

- интерес к изучению явлений природы;

- чувство прекрасного на основе знакомства с природным явлением "радуга";

- умение оценивать трудность предлагаемого задания и делать выбор

Метапредметные:

- опережающее обучение: связь природоведения и физики

Регулятивные

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- высказывать предположения о причинах возникновения радуги

Познавательные

- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (презентация, учебник,  текст, таблица, иллюстрация и др.) ;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные

- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета

Предметные:

- узнать, как образуется радуга;

- называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника;

- запомнить последовательность

Основные методы:

-исследовательский;

-деятельностный.

Ход урока

1.Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку, мотивация учащихся.

2.Актуализация знаний

 «Однажды Муравей Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под листочком. А когда дождь почти  кончился  и появилось солнце, Муравей услышал, как высоко в небе кто –то запел тоненьким голоском:

Я всегда со светом дружен.

Если солнышко в окне,

Я от зеркала, от лужи

Пробегаю по листве..

- Кто ты? – спросил Муравьишка.

А вы, ребята, как думаете, кто это был?(солнечный зайчик.)

- Что ты делаешь там, так высоко? – спросил Муравей.

- Я делаю чудеса! – ответил Солнечный зайчик.

И тут Муравьишка увидел в небе чудо…

Давайте отгадаем загадку и узнаем, что увидел Муравьишка:

Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Показались на пути.

В них ни въехать, ни войти.

-Что появилось на небе?

-Правильно. Радуга!

3. Тема урока. Постановка проблемного вопроса.

-Что же означает слово «РАДУГА»?

-Дети, а кто из вас видел радугу?

- Какое настроение было, у Вас было?

Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно

бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская

дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор

так и зовут - радуга.

- Так что же вас заинтересовало, когда вы смотрели на радугу? Какие поставили перед собой вопросы?

(Почему радуга разноцветная?)

Что ж, ребята, сегодня мы поищем ответ на этот вопрос. А что для этого нужно?

- Какие цели работы поставим перед собой, чем будем заниматься?

Да, ребята, мы сегодня с вами поговорим о радуге. Должны узнать, что

такое радуга, как и когда она появляется и почему она разноцветная, из каких цветов состоит, и узнаем, где же еще можно увидеть цвета радуги, которые ученые называют спектр.

4. Проблемный вопрос.

-Почему в воздухе возникло такое чудо? Кто строитель? Вы уже

догадались?

5. Решение проблемной ситуации. Изучение нового материала.

- Ребята, когда в небе появляется радуга?

(Когда светит солнце и идёт дождь)

 -На что попадают в небе солнечные лучи?

(На капельки дождя)

-Что при этом образуется?

(Радуга).

-Вы правы, это интересное природное явление можно наблюдать, когда

светит солнце и идёт дождь. Но солнечный зайчик, солнечный лучик белый. Вода – прозрачная. Почему же радуга разноцветная?

Перед нами проблема, которую сразу нельзя разрешить. Что мы делаем, если перед нами возникает проблемная ситуация?

Здесь перед вами учебник, к которому вы можете обратиться, можете спросить у меня, учителя

 

6. Проблемный вопрос

-А почему радуга разноцветная?

7. Решение проблемной ситуации.

Б) объяснение учителя

-Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли.

Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на землю, но из-за

тучи уже выглянуло солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь,

лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца

возникает необычная цветная дуга.

Причина появления радуги – солнечный свет и дождик. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. А когда на их пути встречается капля воды, она преломляет свет, как призма, и раскладывает его на разноцветные лучи. Таким образом на небе, напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

Так и в капельке лучик распадается на семь цветов. Таким образом и

получается радуга.

Все цвета в радуге располагаются в чёткой последовательности и никогда не

меняются местами.

8. Проблемный вопрос.

А кто из вас уже знает , из каких цветов состоит радуга?

9. Работа в группах.

Вот и ребята Петя, Ира и Оля утверждали, что они знают, из каких цветов состоит радуга и нарисовали её. Откройте страницу 78 учебника определите в своих группах, кто же из детей нарисовал радугу правильно.

 - Всем ли легко далось определить правильного художника? (Ира)

возникла проблема? Остановимся и задумаемся.

-Чтобы не путать этот порядок люди придумали «запоминалку». Фразу-

подсказку). Кто знает, по каким словам-подсказкам можно запомнить последовательность цветов радуги?

-Повторим этот стишок.

« Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

А те, ребята, кто ещё не знают эту запоминалку, найдите её в учебнике на с. 40

10. Практическая работа в группах

Муравьишка решил сам сделать радугу. Поможем ему.

Расположите и наклейте цветные полоски так, чтобы у Вас получился

кусочек радуги.

11. Закрепление. Работа над проектом (работа в группах)

а) Выбор проекта, обоснование.

– Чтобы запомнить порядок цветов в радуге, предлагаю создать веселую радугу.

в) Планирование проекта.

– Работать будем в группах.. Между собой договоритесь, кто будет, какую полоску радуги клеить.

г) Практическая работа.

(Дети самостоятельно составляют радугу.)

д) Защита проекта. (Защищает свою радугу командир группы)

– У кого же самая веселая радуга? (Свою радугу дети вывешивают на доску)

12. Физкультминутка (динамическая пауза)

 13.   Чтение стихотворения Н. Михайловой:

Солнце светит и смеётся,

А на Землю дождик льётся.

И выходит на луга

Семицветная дуга.

-Обычно солнечный луч и дождевые капли строят за раз одну радугу, и то нечасто.

Но бывает, что всем на радость и удивление, в небе сразу появляются две радуги. Одна из них поярче, другая побледней! Это бывает в тех случаях, когда солнечный луч дважды отражается в каплях воды. Когда дождь стихает, будто кто–то стирает радугу с неба.

Ещё реже на небе сияют сразу целых четыре или пять радуг,- такое случается только над большими реками, озёрами, водопадами, потому что тут происходит сложное многократное отражение солнечных лучей от капелек воды.

Природа очень изобретательна!

14. Творческая работа

-Радуга- природное явление. Она не может возникнуть по-нашему желанию, но мы можем и в солнечный день увидеть радугу. Для этого достаточно взять шланг и поливать цветы. Если вы встанете лицом к солнцу, то обязательно увидите радугу в водяных брызгах.

-Радугу можно увидеть в лужах на асфальте…

-В брызгах фонтана…

-Самые яркие радуги встретят нас у водопадов…

-Побудем и мы волшебниками, попробуем создать свою радугу.

На столах у вас есть коробочка,  в которой спрятались удивительные предметы. Как с их помощью можно поймать яркие цвета радуги?(Настолах коробочка, в которой зеркальце, компьютерный диск, призма, мыльные пузыри,  листочки бумаги. С помощью этих предметов дети пытаются увидеть эффект радуги (спектр).

 «Радуга на мыльном пузыре»

Дети на белый лист бумаги надувают мыльный пузырь, замечая

на нём «радугу».

Мы с вами получили каждый свою радугу. Это явление

называется дисперсией света, а набор цветов – спектром

15.– А можно ли получить радуги в домашних условиях?

Вы можете сами дома расщепить видимый солнечный свет на отдельные цвета, воспроизведя эффект радуги. Для этого в очень ясный, солнечный день вам понадобятся миска с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце.

Поставьте миску с водой на самое солнечное место. Опустите зеркальце в воду и прислоните его к краю миски. Поверните зеркальце под таким углом, чтобы на него падал яркий солнечный свет. Затем перемещайте картон перед миской так, чтобы на нем появилась отраженная «радуга»

– Как ещё в домашних условиях можно получить радугу?

16. Проверка изученного материала

Проведение теста.

Образец теста на слайде № 22.

У каждого ученика – полоска бумаги с кружочками (бусы).

Учитель задаёт вопросы, ученики самостоятельно отвечают “да – нет”;

Ответ “да” – кружок закрашивается в зелёный цвет;

Ответ “нет” – кружок закрашивается в красный цвет.

Вопрос 1.

-У радуги 7 цветов?

Вопрос 2.

- Все цвета расположены в определённом порядке?

Вопрос 3.

- В радуге есть коричневый цвет?

Вопрос 4.

-Строители радуги – солнце и дождь?

Проверь себя

(Слайд №23)

17. Итог урока

-Что узнали нового на уроке?

-Чему научились?

- Добились ли мы намеченных целей?

18. Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

презентация к уроку окружающего мира "Как изучают окружающий мир" 1 класс УМК "Гармония"

презентация к уроку "Как изучают окружающий мир" 1 класс УМК "Гармония"...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира и изобразительного искусства Малокомплектная школа: 1 класс - ИЗО,3 класс – окружающий мир Тема урока: “Бабочки” (однотемный разнопредметный урок)

Урок окружающего мира и  изобразительного искусстваМалокомплектная школа: 1класс - ИЗО,3 класс – окружающий мирТема урока: “Бабочки”(однотемный разнопредметный урок)...