Конспект урока окружающего мира по теме "Водные богатства" 2 класс А.А.Плешаков УМК "Школа России"
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)
Урок построен по требованиям ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_okr._mir_vodnye_bogatstva.docx | 34.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир
Учитель: Малышева Ольга Всеволодовна
Тема: «Водные богатства»
УМК «Школа России»
Автор учебника: А.А.Плешаков , 2018г., стр. 82 - 85.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель: познакомить с разнообразием водоёмов планеты: океанами, морями, озёрами, реками, каналами, прудами, водохранилищами; с частями реки, красотой водоёмов родного края, красотой моря.
Задачи:
1. Учить различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию.
2. Формировать умения работать в паре с графической информацией: анализировать схему частей реки, рассказывать о реке по схеме; формулировать выводы из изученного материала, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; осуществлять оценку и самооценку.
3. Воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; чувство эстетического наслаждения от красоты моря, водоёмов родного края.
Методы обучения: проблемно-поисковый, наглядный, словесный, практический, игровой.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, карточки со словами, карты рек (3 конверта для выполнения упражнений), компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, сигнальные карточки, парусники для рефлексии, лист оценки (я – другой ученик- учитель).
Используемые технологии:
- Технология проблемного обучения (при определении темы урока)
- Элементы здоровьесберегающих технологий (физминутка, гимнастика для глаз, посадка во время работы)
- Групповая и парная работа (самостоятельный поиск информации, закрепление)
- Информационно-коммуникационные технологии (презентация)
Планируемые результаты:
Предметные:
Узнают виды водоемов. Поймут их отличие друг от друга. Смогут сравнить реку и озеро.
Личностные:
Проведут самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Пробуют определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану. Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Получат возможность оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и следовать им, строить сотрудничество с одноклассниками и учителем; совершенствовать работу в парах, группе. (Коммуникативные УУД).
Смогут ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять анализ и синтез; формулировать проблемную ситуацию с помощью учителя. (Познавательные УУД).
План урока:
- Оргмомент – 1 минута
- Проблемная ситуация + деятельность по её решению – 5 минут (проверка домашнего задания)
- Формулировка темы и задач урока (загадки, водоёмы, водные богатства, вопросы, на которые будем искать ответы – задачи)– 3 минута.
- Естественные и искусственные водоёмы
- видео, река, строение реки.
Работа в паре - самостоятельное добывание нового знания, формулирование выводов, выступления, просмотр фотографий – 10 минут (реки)
- Физминутка – 2 минуты
- Озеро – природный водоём со стоячей водой Байкал,
Озера области, видеофрагмент. Стих о Ладоге.
- Видео о море.
- Работа по учебнику.
- Физминутка для глаз.
- Беседа о море.
- Проверка знаний +самооценка, сравнение с образцом. – 4 минуты
- Рефлексия – 3 минуты
- Варианты домашнего задания – 2 минуты
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | Время |
I. Мотивация к учебной деятель- II. Актуализация знаний Целеполагание. III. Изучение нового материала Первичное закрепление на краеведческом материале Физкультминутка IV. Закрепление полученных знаний в практической деятельности V. Рефлексия. | Учебник, дневник, пенал и тетрадки На парте всё в образцовом порядке. Подарим улыбки, Гостям, мне, друзьям, свободно вздохнём И, не волнуясь, урок наш начнём. Ладошки Мы продолжаем изучение большой темы «Путешествия» и сегодня будем дальше путешествовать по планете. Слова Бианки. Ребята, Мудрая Черепаха приготовила для нас задание: индивидуальные карточки для работы (раздаю задания) и вот эти слова. Они были разделены на две группы, но Муравьишка –Вопросик их нечаянно перепутал. Давайте поможем ему исправить эту досадную ошибку. Какие у вас есть предположения? Получается две группы слов: формы поверхности: Склон Подошва Вершина Гора Холм Вторая группа: устье, русло, приток, исток. Почему такие предположения? Что такое склон? Подошва Вершина Чем отличается холм от горы? Объясните, пожалуйста, значение слов второго столбика. А кто может сформулировать тему урока? Трудно. Я вам помогу. Отгадайте загадки (слайд № ) Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе. Узкий кончик в ручейке, А широкий – в море. Что такое река? Как назвать их одним словом - О чем мы сегодня будем говорить на уроке? Мы сегодня будем говорить не просто о водоёмах, а о водных богатствах. Как вы думаете, на какие вопросы мы будем искать ответы? Какие задачи поставим на урок? Что мы можем узнать о водных богатствах?
Первый вопрос. Что составляет водные богатства планеты? Как бы вы на него ответили? 1 предложение стр.82 Ребята. Вот у Муравьишки ещё два слова – естественные и искусственные. Как вы думаете, что они обозначают и какое отношение имеют к водоёмам. Назовите естественные водоёмы Назовите искусственные водоёмы Презентация Применение знаний Работа в паре – для чего нужны искусственные водоёмы? Тетрадь стр. 51. задание №1. Осуществите взаимопроверку с товарищем по парте. А теперь работаем в группе. для этого объединитесь по три человека. Возьмите карточку с цифрой. Догадайтесь, о каком водоёме идёт речь. Сигнальные карточки. Об искусственных водоёмах поговорили, теперь перейдём к естественным. Внимание на экран. Вуокса. Прослушали – 1 минута Вуокса – не просто река, это целая озёрно-речная система, включающая озёра и протоки в Финляндии и России, самая крупная река Карельского перешейка. В новгородских летописях и переписных книгах нижнее её течение упоминается как Узерва. Я предлагаю вам начать нашу работу по изучению рек. Какие могут быть вопросы? -Где реки начинаются и заканчиваются? - Куда они текут? -Почему вода в реке не кончается? -Что нам поможет ответить на эти вопросы? Открываем учебник, стр. 83. работаем в паре. Повторим правила работы в паре (слайд) Выполняем задание 1. Проверка с сигнальными карточками, коррекция. Работа в группе по карточкам – моделирование схемы реки Ленобласти. Подготовьте рассказ по плану. Наша река - Исток реки – (ручеёк или озеро) Устье – Посмотрим фотографии этих рек. Наш кораблик встретил пиратское судно. Пока не потанцуем, нас никуда не отпустят. Саша показывает движения. Физминутка: О каких водоёмах мы не говорили? Подумайте, чем отличается река от озера? У озера нет истока и устья. У озера нет течения. Озёр в России огромное количество. свыше двух миллионов. Одно из интереснейших озёр нашей страны - озеро Байкал. Это самое глубокое озеро в мире, в нём огромный запас пресной чистой воды. Озеро находится на юго-востоке нашей страны. В нашей области 1800 озёр, больших и маленьких. Озеро Изумрудное в Токсово, озеро Голубое, Любимовское, Суходольское, Красное, среди них есть одно удивительное – Ладожское. Это самое большое пресноводное озеро в Европе, если вы приедете на берег озера, то противоположного берега вы не увидите. Давайте посмотрим. Стихотворение про Ладогу. На озёрах побывали. Сейчас узнаем, куда двигаться дальше. Мультфильм про море. Море- -это очень большой природный водоём с солёной водой. Какое оно, море? Прочитайте в учебнике на стр. 84. Физминутка для глаз. Русалочка. Расскажите, какое оно, море? Фотографии. Наш кораблик причаливает к берегу.
Закрепление. Рефлексия.
Закончите предложения Я сегодня узнал… Я себя похвалю за … Ребята, оцените нашу работу на уроке, ваше настроение. Прикрепите на схему реки фигурки парусника – если вам понравился урок и ваша работа на уроке – яркую, радостную фигурку, если нет – тёмную, грустную. | Выдвигают свои предположения. От подошвы до вершины горы или холма Место, где начинается холм или гора. Самая высокая часть холма или горы Холм до 200 м, а гора более 200м высотой Затруднения. Мы не знаем значения этих слов. Река Водоёмы О водоёмах. В учебнике, словаре, интернете. Водные богатства планеты составляют моря, океаны, реки, озера, пруды. Водохранилища, болота, каналы. Карточки крепятся на доску. Естественные – созданы природой, искусственные – руками человека. Море, озеро, океан, пруд, канал, водохранилище. Читают, определяют. Об озерах. Моря, реки, озера, пруды, каналы. | П - Смогут ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; Р - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки Р - Пробуют определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя П -добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, рабочую тетрадь, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; К - Получат возможность оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и следовать им, строить сотрудничество с одноклассниками и учителем; совершенствовать работу в парах, Р – умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей П - осуществлять анализ и синтез; формулировать проблемную ситуацию с помощью учителя. Л – формирование чувства любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе Л – формирование способности к самооценке на основе успешности учебной деятельности | 1 мин 5 мин 3 мин 12 мин 5 мин 2 мин 10 мин 2 мин |
Самоанализ урока по окружающему миру
по теме «Формы земной поверхности»
УМК – «Школа России»
2 класс
Тема урока – «Водные богатства». Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является четвертым в изучении темы «Путешествия».
Урок изучения нового материала.
Материал, использованный на уроке, соответствовал возрастным особенностям детей. Для достижения целей были использованы технологии:
- Технология проблемного обучения (при определении темы урока, при сравнении реки и озера).
- Элементы здоровьесберегающих технологий (физминутка, гимнастика для глаз, посадка во время работы)
- Парная, групповая и индивидуальная работа (самостоятельный поиск информации, моделирование, закрепление)
- Информационно-коммуникационные технологии (презентация)
- Деятельностный подход.
6. Игровая технология – урок построен в форме путешествия
7. Развитие критического мышления: сравнение реки и озера.
Перед собой ставил цель: создать благоприятные условия для изучения новой темы за счет использования иллюстративного материала, географических карт, видеоматериалов, произведений художественной литературы. Учебник и тетрадь на печатной основе были использованы для достижения основной цели урока.
Цель урока: познакомить с основными видами водоемов: река, озеро, море, с частями реки.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Учить различать реку и озеро, сравнивать их, находить сходства и различия. (на этапах изучения нового материала, первичного закрепления и при выполнении практической работы (моделировании))
2. Формировать умения работать в паре с графической информацией: анализировать представленные виды водоемов, выбирать необходимые для выполнения задания, формулировать выводы из изученного материала, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; осуществлять само- и взаимооценку (на протяжении всего урока).
3. Воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; чувство эстетического наслаждения от красоты водных богатств, водоемов родного края (на этапах изучения нового материала, первичного закрепления на краеведческом материале)
Поставленные задачи реализовать через проблемно-деятельностный подход, т.е. организовать обучение таким образом, чтобы включить всех учащихся в учебно-познавательную деятельность, поэтому урок начал с эмоционально-психологического настроя, с совместной выработки темы, целей урока, для этого использовал занимательный материал, способ группировки, проблемную учебную беседу, т.е. нестандартно подвел учащихся к теме урока, к тому, что они должны знать и уметь по данной теме.
На этапе самоопределения к деятельности была использована игровая ситуация - путешествие. Для этого использовать жизненный опыт учащихся.
На этапе совместного открытия новых знаний учащимся предлагалось разделить слова на 2 группы. Была создана проблемная ситуация. Учащиеся самостоятельно сформулировали тему урока, и поставили цели, которые должны быть достигнуты на данном уроке.
Физминутка способствовала тому, чтобы учащиеся не только отдохнули, но и с новыми силами включились в работу.
Для отработки материала, для первичного закрепления старался применить индивидуальную и фронтальную формы работы, учащиеся работали в парах, выполняли задания по моделированию. Цель - отработать умение учащихся группировать предметы, выделять их признаки, а работа в парах способствовала развитию учащихся доказывать, обосновывать, делать выводы; на данном этапе урока применяла не только занимательный материал, но и для активизации мыслительной деятельности внесла в урок и логическое задание. Считаю, что с данными заданиями учащиеся справились неплохо.
На этапе рефлексии учащимся предлагалось сходство и различие рекиа и озера.
На этапе подведения итогов учащиеся еще раз озвучивали цели урока и решали достигли ли мы поставленных целей или нет.
Результатом урока стало усвоение обучающимися нового материала на 87%. Поставленные задачи реализованы, но кроме учебных задач старался реализовать задачи развивающего и воспитывающего характера (привитие любви к природе, умение рассуждать, делать выводы, доказывать, работать в паре постоянного состава, уметь слушать друг друга), т.е. работал над формированием не только специальных умений, но и общеучебных как организационных, так и коммуникативных.
Надо сказать, что на данном уроке были использованы и различные методы мотивации, что важно особенно в начальной школе для организации учебной деятельности учащихся (это занимательный игровой материал, создание ситуации успеха, поощрения, яркие образные представления, связь с жизнью, использование ТСО, различные средства обучения).
Думаю, что на уроке был создан нравственный и эмоциональный фон, очень хорошо работали принципы взаимодействия, взаимодополнения, видна была взаимосвязь учителя и ученика, ученика и ученика, оказывал ученикам различные виды поддержки: валеологическую, психологическую, педагогическую; содержание учебного материала было подобрано с учетом возрастных и индивидуальных особенностей класса.
Все это было направлено на реализацию основной цели – создание благоприятных условий для изучения новой темы учащимися.
Урок проведен в соответствии с программой «Школа России» и предмета окружающий мир для 2 класса. Данный урок был составлен и проведен согласно всем требованиям ФГОС, а также психологических особенностей детей данного возраста.
Урок проведен в соответствии с требованиями СанПин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира по теме "Воздух" (2 класс)
На уроке окружающего мира по теме "Воздух" продолжается формирование представлений о воздухе, его составе, значении для растений, животных и человека, основных причинах и последствиях загрязнения возд...
Конспект урока окружающего мира по теме "Растениеводство", 3 класс
Растениеводство, 3 класс...
Конспект урока окружающего мира по теме: "Водные богатства"
Цели деятельности учителя: формирование представлений о разнообразии водоемов планеты; повторение форм земной поверхности Планируемые результатыПредметные: знать части реки; знать о разнообразии ...
План - конспект урока окружающего мира по теме "Пожар" . 2 класс. Программа "Школа России"
План - конспект урока окружающего мира по теме "Пожар" . 2 класс. Программа "Школа России"...
Конспект урока окружающего мира по теме "Ветер" 3 класс ОС "Планета знаний"
Разработка урока окружающего мира по теме "Ветер"...
Конспект урока окружающего мира по теме «Тундра», 4 класс
Конспект урока окружающего мира по теме «Тундра», 4 класс...
конспект урока окружающего мира на тему "Земноводные" 2 класс
В материале представлен подробный коспект ведения урока окружающего мира на тему "Земноводные"...