Конспект урока окружающего мира на тему "Водная оболочка Земли" 3 класс
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс)

Хайрутдинова Эльвина Радиковна

Конспект разработан по современным стандартам ФГОС для учащихся 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira.docx52.74 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока:

Этапы

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

УУД

I.Организационный этап

Приветствие, знакомство.

 - Здравствуйте, ребята, меня зовут Эльвина Радиковна, и сегодняшний урок окружающего мира у вас проведу я

Приветствуют учителя

ЛУУД

Эмоциональный настрой к уроку.

 Что вы ожидаете от сегодняшнего урока окружающего мира? Я от вас ожидаю хорошего настроения, отличной работы и активного участия.

Мотивация познавательной деятельности.

 Обратите внимание на экран. Как вы понимаете смысл данной пословицы?

Вода и землю точит, и камень долбит.

(Упорство и настойчивость помогут добиться невероятных результатов, даже если препятствие очень велико).

-Пусть данная пословица станет девизом нашего урока. Надеюсь, на этой хорошей ноте мы продолжим с вами наш урок.

Настраиваются к уроку

Проверка готовности к уроку.

Посмотрите на свои рабочие места. Все ли у вас готово? Нет ли ничего лишнего? Молодцы. В таком случае, начнём наш урок.

Организуют рабочее место

II. Проверка усвоения материала прошлого урока (по мере необходимости)

- проверка д/з по мере необходимости

-  Ребята, о чем вы говорили на прошлом уроке?

- Могут ли живые существа на нашей планете обходится без солнечного света?

  -Молодцы, ребята, я вижу, что вы неплохо усвоили материал прошлого урока. Оценивание с комментарием.

Отвечают на вопросы.

III. Актуализация знаний.

  1. Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии (т.е. создание проблемной ситуации).  

(дидактические средства: физическая карта мира, слайд)

- Как вы думаете, что ещё является важнейшим условием жизни на земле?

- Посмотрите на доску, что вы видите?

(На доске висит карта мира).

Сравните на карте территорию, которая «занята» синим цветом, и территорию, «занятую» коричневым цветом.

- Верно, а что же обозначено, синим цветом?

- Правильно ребята, все, что обозначено, синим цветом – это водная оболочка Земли.

А теперь возьмите карточки и попробуйте выполнить тест задание карандашом.

1. Мировой океан состоит из … океанов:

а) четырех; б) семи; в) пяти;

2. К пресному источнику воды относится…

а) океан  б) море в) река

3. Под действием солнечных лучей происходит…

а) охлаждение б) испарение в) выпадение осадков

- Ребята, я вижу, что у вас возникло затруднение, отложите тесты в сторону.

Проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами

- Карту мира.

- Синим цветом занята большая часть территории.

- Вода (моря, океаны, реки).

ЛУУД

  1. Целеполагание (т.е. формулировка цели и темы урока совместно с учащимися).

(дидактические средства: слайд №, глобус)

- Исходя из этого, попробуйте сказать, о чём мы будем говорить? Какую цель мы можем перед собой поставить? Молодцы, я принимаю все ваши ответы, но хочу их немного скорректировать.

 Составляют цель: познакомиться с водной оболочкой Земли

- Исходя из цели, как же будет называться тема нашего урока?

Говорят тему урока:  «Водная оболочка Земли»

Формулируют тему и цели урока

Дети проговаривают свои варианты ответов

РУУД

IV. Организация познавательной деятельности

  1. Определение последовательности действий на уроке (т.е. вовлечение учащихся в организацию урока с целью решения проблемной ситуации) 

 (дидактические средства: оценочные листы, слайд)     

А теперь, давайте составим план наших действий.

План:

1.        Вспомним свойства воды с помощью опытов.                

2.        Познакомимся с источниками воды в природе.

3.        Научимся определять значение воды в жизни всех живых существ.

У вас на партах лежат листочки под номером 1 – это листы самооценивания. В течение урока мы будем к ним возвращаться и оценивать свою деятельность.

Составляют план решения проблемной ситуации, планируют с учителем необходимые действия

РУУД

2.        Поиск решения («открытие» нового знания).

 (дидактические средства:  презентация, листы самооценивания)

1) Проведение опытов / Парная работа

(дидактические средства: сосуд с водой, два стакана, сосуды разной формы, блюдце, набор гуашевых красок, кусочек сахара; листы с таблицами, на которых высказывания).

 - Ребята, прочитайте на листах самооценивания первый пункт плана. А вы знакомы со свойствами воды? Чтобы их проверить, нам нужно проделать опыты. Нам понадобится сосуд с водой, два стакана, сосуды разной формы, блюдце, набор гуашевых красок, кусочек сахара.

- Для начала давайте проверим, имеет ли вода форму. Для этого нальем воду в разные сосуды. Что вы видите? Вода не имеет форму и приобретает форму сосуда.

-Далее проверим на вкус и запах. Имеет ли? (нет)

- Как вы думаете, вода текучая или нет? Вот это мы сейчас проверим с помощью блюдца, выльем туда небольшое количество воды. (текучая)

-Теперь проверим, есть ли у воды цвет. Возьмем гуашевые краски, поднесем баночки красок к стакану с водой.( не имеет цвет)

- А теперь проверим, растворяет ли вода вещества. Положим в стакан с чистой водой кусочек сахара и размешаем его. (да)

- Все ли запомнили, какие есть свойства воды?

- Как доказать имеет ли вода цвет? Какой опыт мы провели, чтобы доказать его?

-Сейчас вы будете работать в группах, и я проверю, кто, как запомнил свойства. Я вам раздам листочки с таблицами, там даны высказывания, вам нужно понять это высказывание истинно, то есть правдивое, или же ложное. Вы работаете в парах, дружно, сообща, учитывая мнение друг друга. На это задание вам дается 2 минуты. Чтобы я поняла какая пара закончила, соедините руки и сделайте фейерверк.

Высказывания:

1)        Вода имеет форму и не приобретает форму сосуда. ЛОЖЬ

2)        Вода текучая. ИСТИНА

3)        Вода имеет запах и вкус ЛОЖЬ

4)        Вода имеет цвет ЛОЖЬ

5)        Вода растворяет вещества ИСТИНА

- Давайте проверим по эталону, что у вас получилось. Сверьте, пожалуйста, с доски ваши ответы. У кого все правильно? У кого есть ошибки? Где указано, что ложь, почему вы так считаете?

- Вода также бывает в твердом состоянии, например лед, из за низкой температуры окружающей среды вода застывает и превращается в лед, а также вода иметь газообразное состояние, например роса , вечером вода испаряется из водоемов и ночью из за незначительного понижения температуры воздуха окружающей среды, испарение на земле превращается в воду (на растениях)

- Отлично, ребята. Таким образом, мы научились определять свойства воды с помощью опытов.

- Возьмите, пожалуйста, свои листы самооценивания, прочитайте 3 пункт, если вы считаете, что выполнили его, то поставьте «+», если остались вопросы, то знак вопроса, и уберите их на край парты, чтобы они вам не мешали.

2) Работа с картой

- Вся вода, которая имеется на Земле, образует очень важную и нужную оболочку земли – водную. (Слайд)

- Моря, океаны, реки, озёра – это всё водная оболочка земли.

- Посмотрите на карту и скажите, из чего состоит водная оболочка земли?

- Мировой океан – это основная часть гидросферы. А кто назовет, какие океаны вам известны?

-Мировой океан состоит из 4 океанов:

1) Тихий океан – самый большой (180 млн. км 2).

2) Атлантический океан – в 2 раза меньше Тихого.

3) Индийский океан – меньше Атлантического, но на его площади могут поместиться 3 материка.

4) Северный Ледовитый океан – самый холодный и маленький океан.

5) Южный океан  — наименование совокупности южных частей Тихого, Атлантического и Индийского океанов, окружающих Антарктиду.

Границ между океанами нет, они свободно сообщаются между собой. Эти океаны едины и называются МИРОВЫМ.

3) Групповая работа 

(дидактические средства:  листы самооценивания, текст об источниках пресной воды )

-Ребята, представьте человека, который плавает в океане, вокруг него огромное количество воды, но он изнывает от жажды. Почему?

- Потому что вода в океане солёная.

- Верно, ребята. А где же тогда вода пресная? (в реках и т.п.)

- Да, вода располагается не только в океане, она есть и на суше. Поэтому второй компонент водной оболочки земли – это воды суши.

- Ребята, а сейчас я предлагаю вам поработать в группах по 4 человека.

Перед вами лежат фотографии, а сзади них текст. Прочитайте его, выделите самое главное, а затем расскажите, о чем вы узнали.

(Фотографии и текст об источниках пресной воды).

- А как вы думаете, могут ли эти части водной оболочки Земли взаимодействовать друг с другом?

Просмотр видеоролика «Путешествие капельки».

- Посмотрев мультфильм, какой вывод можно сделать?

Верно, все части водной оболочки Земли – ЕДИНЫ, и существовать друг без друга не могут.

- Ребята, мы узнали об источниках воды в природе? Отлично, возьмите карточки под номером 1 – листы самооценивания. Если вам было всё понятно, то поставьте плюс, а если остались вопросы, то поставьте знак вопроса.

Физкультминутка (здоровьесберегающая технология)

-Мы с вами отлично поработали, а теперь давайте все красиво встанем и отдохнем. Повторяем за мной слова и движения.

Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)

Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)

Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)

Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)

Чтобы плыть ещё скорей,

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками.

Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)

А теперь пора нам, братцы,

На песочке поваляться.

Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)

И продолжаем наш урок.

-Молодцы, ребята! Садитесь.

Извлекают нужную информацию, дают определения новым понятиям, самостоятельно находят информацию в материалах учебнике и рабочей тетради, работают в группах.

- Да, они взаимосвязаны друг с другом.

КУУД

РУУД

ПУУД

3.        Первичное закрепление.

Фронтальная работа - прием «Блиц-опрос», правильные/неправильные утверждения.

- Итак, ребята, давайте проверим и закрепим знания, полученные на уроке. Игра «Да – нет»

– Если согласны с данным высказыванием, то хлопаете в ладоши, если нет, молчите.

1. Вода имеет вкус и запах. (Нет) Почему?

2. Есть ли вода на суше? (Да)

3.  Мировой океан состоит из 4х океанов. (Да)

4. Море – это пресный водоём. (Нет) Почему?

-Хорошо, молодцы, ребята.

Задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

КУУД

4. Самостоятельная работа с самопроверкой или взаимопроверкой по эталону (карточки №3)

- А теперь, ребята, я предлагаю выполнить вам небольшую самостоятельную работу в виде теста. Сверху записываем свою фамилию и имя. Работу выполняем индивидуально, а потом проверим по эталону. Все задания читайте внимательно, не спешите. Друг другу не мешаем. Можете открыть конверты №3 и приступить к работе.

1. Мировой океан состоит из … океанов:

а) четырех; б) семи; в) пяти;

2. Почему вода в реках никогда не кончается:

 а) потому что ее все время подливают;

 б) потому что существует круговорот воды в природе;

 в) потому что ее очень много.

3. К пресному источнику воды относится…

а) океан  б) море в) река

4.Что относится к осадкам?

         а) Иней, роса, оттепель    б) Дождь, снег, град.

         в) Ветер, шторм, туман  

5. Под действием солнечных лучей происходит…

а) охлаждение б) испарение в) выпадение осадков

- Я вижу, что многие уже закончили, давайте проверим, что у вас получилось. Обменяйтесь, пожалуйста, работой с соседом по парте и проверяем по эталону. Если правильно, то ставим «+», если нет, то «-». Все проверили? А теперь давайте оценим ваши работы, критерии оценивания вы видите на экране. Кто выполнил на «5», «4»? Молодцы, ребята.

Оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников

КУУД

5. Включение нового знания в систему знаний (применение полученных знаний: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение упражнений)

- Ребята, а кто обитает в водоёмах? (Рыбы)

- К нам на урок пришло письмо. В нём  - очень интересная фотография и подпись:  «Спасите! Помогите! Щука».

Рассмотрите внимательно фотографию. Что встревожило щуку? Почему она обращается к нам за помощью (ответы детей).

- Какое значение имеет вода в природе и для человека?

- Все живые существа нуждаются в воде. Растения всасывают воду из почвы и воздуха. Животные ищут открытые пространства воды – водопои. Ими могут быть ручьи, родники, реки, озёра. Каждый день мы тоже употребляем воду: едим суп, пьём чай, компот.

Без воды нельзя построить дом. Не будут работать фабрики и заводы. Не вырастить без неё культурные растения. Не будет на столе ни хлеба, ни овощей и фруктов, ни масла и сахара, ни других продуктов питания. Без воды погибнут животные.

- Поэтому в данное время очень актуальна проблема загрязнения воды.

В водоёмы сливают отработанную и загрязнённую воду фабрики и заводы. Дожди смывают удобрения с полей. Попадают в них бытовые отходы. Иногда даже случается так, что обитатели водоёмов погибают. 

- Ребята, а какие правила по бережному отношению к воде вы знаете?

ПАМЯТКА

1.      Закрывайте водопроводные краны.

2.      Своевременно ремонтируйте краны (10 капель воды в минуту равносильны потере 2000 литров питьевой воды)

3.      Не засоряйте водоемы (не бросайте в водоёмы разбитое стекло и мусор).

4.      Не оставляйте мусор на берегу водоема.

5.      Нельзя мыть транспортные средства в водоёмах.

Жизнь без воды на земле невозможна,

И будем действовать мы осторожно,

Чтоб сохранилась твоя чистота-

Незаменимая наша вода!

Сравнивают, обобщают, делают выводы, высказывают и отстаивают свою точку зрения.

КУУД

V. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Соотнесение результатов урока с поставленной целью.

- Итак, дети, давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили? Какую цель мы поставили перед собой в начале урока? Смогли ли мы с вами достичь её? Всем ли всё было понятно? У кого-нибудь остались вопросы? Давайте вернемся к пословице. Что вы скажете? Хорошо, молодцы.

Отвечают на итоговые вопросы

КУУД

Самооценка учениками собственной учебной деятельности (что я делал, как я это делал, в какой последовательности, что получилось, не получилось, что было сложно, интересно, что из этого я уже умел, что было нового и т.п.).

- А теперь я предлагаю вам закончить вот эти предложения и оценить свою собственную учебную деятельность.

Сегодня я узнал...

Я понял, что...

Я научился...

Было трудно...

Мне было интересно...

Ваша задача - выбрать одно из этих предложений и закончить его. Подумайте немного. Итак, давайте начнём.

Оценивают свои достижения на уроке, осуществляют рефлексию учебной деятельности

Ответы детей

ЛУУД

Выставление отметок.

- Ребята, вы большие молодцы. Все сегодня активно участвовали на уроке, но мне хотелось бы отметить активных детей за хорошую работу. Ребята, мы с вами всегда должны помнить, что при работе не нужно забывать про товарищескую взаимопомощь и работать дружно, сообща и учитывать мнение других.

VI. Домашнее задание

Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

Домашним заданием будет следующее..

Фиксируют домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока окружающего мира и презентация для 3 класса на тему "Что такое деньги?"

В данной папке находится конспект урока  и презентация по окружающему миру для 3 класса. Материал заархивирован....

Конспект урока окружающего мира "В царствое грибов" 3 класс

Конспект урока окружающего мира в 3 классе по программе УМК "Начальная школа 21 века" . Автор Н. Ф. Виноградова....

Конспект урока окружающего мира по теме "Воздух" (2 класс)

На уроке окружающего мира по теме "Воздух" продолжается формирование представлений о воздухе, его составе, значении для растений, животных и человека, основных причинах и последствиях загрязнения возд...

Конспект урока окружающего мира "Учение на Руси", 3 класс

Конспект урока окружающего мира составлен по учебнику О.Т. Поглазовой (УМК "Гармония", 3 класс) с использованием презентации, позволяет наглядно и в доступной форме рассказать детям о возникновении уч...

Конспект урока окружающего мира "Кто такие рыбы?". 1 класс. "Школа России".

Данный материал представляет собой подробный конспект урока с описанием планируемых результатов, с применением ИКТ. К конспекту прилагается презентация урока....

Конспект урока окружающего мира "Смена времен года" 2 класс

.Данный конспект-урок составлен для урока окружающего мира. Тема урока "Смена времен года". Использовалась с УМК "Школа 2100", но можно использовать и с другими комплектамУрок составлен таким образом,...

Конспект урока окружающего мира "Золотое кольцо России", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока окружающего мира "Золотое кольцо России", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"....