Конспект урока окружающего мира на тему "Водная оболочка Земли" 3 класс
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс)
Конспект разработан по современным стандартам ФГОС для учащихся 3 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira.docx | 52.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока: | |||
Этапы | Содержание деятельности учителя: | Содержание деятельности обучающихся: | УУД |
I.Организационный этап | Приветствие, знакомство. - Здравствуйте, ребята, меня зовут Эльвина Радиковна, и сегодняшний урок окружающего мира у вас проведу я | Приветствуют учителя | ЛУУД |
Эмоциональный настрой к уроку. Что вы ожидаете от сегодняшнего урока окружающего мира? Я от вас ожидаю хорошего настроения, отличной работы и активного участия. Мотивация познавательной деятельности. Обратите внимание на экран. Как вы понимаете смысл данной пословицы? Вода и землю точит, и камень долбит. (Упорство и настойчивость помогут добиться невероятных результатов, даже если препятствие очень велико). -Пусть данная пословица станет девизом нашего урока. Надеюсь, на этой хорошей ноте мы продолжим с вами наш урок. | Настраиваются к уроку | ||
Проверка готовности к уроку. Посмотрите на свои рабочие места. Все ли у вас готово? Нет ли ничего лишнего? Молодцы. В таком случае, начнём наш урок. | Организуют рабочее место | ||
II. Проверка усвоения материала прошлого урока (по мере необходимости) | - проверка д/з по мере необходимости - Ребята, о чем вы говорили на прошлом уроке? - Могут ли живые существа на нашей планете обходится без солнечного света? -Молодцы, ребята, я вижу, что вы неплохо усвоили материал прошлого урока. Оценивание с комментарием. | Отвечают на вопросы. | |
III. Актуализация знаний. |
(дидактические средства: физическая карта мира, слайд) - Как вы думаете, что ещё является важнейшим условием жизни на земле? - Посмотрите на доску, что вы видите? (На доске висит карта мира). Сравните на карте территорию, которая «занята» синим цветом, и территорию, «занятую» коричневым цветом. - Верно, а что же обозначено, синим цветом? - Правильно ребята, все, что обозначено, синим цветом – это водная оболочка Земли. А теперь возьмите карточки и попробуйте выполнить тест задание карандашом. 1. Мировой океан состоит из … океанов: а) четырех; б) семи; в) пяти; 2. К пресному источнику воды относится… а) океан б) море в) река 3. Под действием солнечных лучей происходит… а) охлаждение б) испарение в) выпадение осадков - Ребята, я вижу, что у вас возникло затруднение, отложите тесты в сторону. | Проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами - Карту мира. - Синим цветом занята большая часть территории. - Вода (моря, океаны, реки). | ЛУУД |
(дидактические средства: слайд №, глобус) - Исходя из этого, попробуйте сказать, о чём мы будем говорить? Какую цель мы можем перед собой поставить? Молодцы, я принимаю все ваши ответы, но хочу их немного скорректировать. Составляют цель: познакомиться с водной оболочкой Земли - Исходя из цели, как же будет называться тема нашего урока? Говорят тему урока: «Водная оболочка Земли» | Формулируют тему и цели урока Дети проговаривают свои варианты ответов | РУУД | |
IV. Организация познавательной деятельности |
(дидактические средства: оценочные листы, слайд) А теперь, давайте составим план наших действий. План: 1. Вспомним свойства воды с помощью опытов. 2. Познакомимся с источниками воды в природе. 3. Научимся определять значение воды в жизни всех живых существ. У вас на партах лежат листочки под номером 1 – это листы самооценивания. В течение урока мы будем к ним возвращаться и оценивать свою деятельность. | Составляют план решения проблемной ситуации, планируют с учителем необходимые действия | РУУД |
2. Поиск решения («открытие» нового знания). (дидактические средства: презентация, листы самооценивания) 1) Проведение опытов / Парная работа (дидактические средства: сосуд с водой, два стакана, сосуды разной формы, блюдце, набор гуашевых красок, кусочек сахара; листы с таблицами, на которых высказывания). - Ребята, прочитайте на листах самооценивания первый пункт плана. А вы знакомы со свойствами воды? Чтобы их проверить, нам нужно проделать опыты. Нам понадобится сосуд с водой, два стакана, сосуды разной формы, блюдце, набор гуашевых красок, кусочек сахара. - Для начала давайте проверим, имеет ли вода форму. Для этого нальем воду в разные сосуды. Что вы видите? Вода не имеет форму и приобретает форму сосуда. -Далее проверим на вкус и запах. Имеет ли? (нет) - Как вы думаете, вода текучая или нет? Вот это мы сейчас проверим с помощью блюдца, выльем туда небольшое количество воды. (текучая) -Теперь проверим, есть ли у воды цвет. Возьмем гуашевые краски, поднесем баночки красок к стакану с водой.( не имеет цвет) - А теперь проверим, растворяет ли вода вещества. Положим в стакан с чистой водой кусочек сахара и размешаем его. (да) - Все ли запомнили, какие есть свойства воды? - Как доказать имеет ли вода цвет? Какой опыт мы провели, чтобы доказать его? -Сейчас вы будете работать в группах, и я проверю, кто, как запомнил свойства. Я вам раздам листочки с таблицами, там даны высказывания, вам нужно понять это высказывание истинно, то есть правдивое, или же ложное. Вы работаете в парах, дружно, сообща, учитывая мнение друг друга. На это задание вам дается 2 минуты. Чтобы я поняла какая пара закончила, соедините руки и сделайте фейерверк. Высказывания: 1) Вода имеет форму и не приобретает форму сосуда. ЛОЖЬ 2) Вода текучая. ИСТИНА 3) Вода имеет запах и вкус ЛОЖЬ 4) Вода имеет цвет ЛОЖЬ 5) Вода растворяет вещества ИСТИНА - Давайте проверим по эталону, что у вас получилось. Сверьте, пожалуйста, с доски ваши ответы. У кого все правильно? У кого есть ошибки? Где указано, что ложь, почему вы так считаете? - Вода также бывает в твердом состоянии, например лед, из за низкой температуры окружающей среды вода застывает и превращается в лед, а также вода иметь газообразное состояние, например роса , вечером вода испаряется из водоемов и ночью из за незначительного понижения температуры воздуха окружающей среды, испарение на земле превращается в воду (на растениях) - Отлично, ребята. Таким образом, мы научились определять свойства воды с помощью опытов. - Возьмите, пожалуйста, свои листы самооценивания, прочитайте 3 пункт, если вы считаете, что выполнили его, то поставьте «+», если остались вопросы, то знак вопроса, и уберите их на край парты, чтобы они вам не мешали. 2) Работа с картой - Вся вода, которая имеется на Земле, образует очень важную и нужную оболочку земли – водную. (Слайд) - Моря, океаны, реки, озёра – это всё водная оболочка земли. - Посмотрите на карту и скажите, из чего состоит водная оболочка земли? - Мировой океан – это основная часть гидросферы. А кто назовет, какие океаны вам известны? -Мировой океан состоит из 4 океанов: 1) Тихий океан – самый большой (180 млн. км 2). 2) Атлантический океан – в 2 раза меньше Тихого. 3) Индийский океан – меньше Атлантического, но на его площади могут поместиться 3 материка. 4) Северный Ледовитый океан – самый холодный и маленький океан. 5) Южный океан — наименование совокупности южных частей Тихого, Атлантического и Индийского океанов, окружающих Антарктиду. Границ между океанами нет, они свободно сообщаются между собой. Эти океаны едины и называются МИРОВЫМ. 3) Групповая работа (дидактические средства: листы самооценивания, текст об источниках пресной воды ) -Ребята, представьте человека, который плавает в океане, вокруг него огромное количество воды, но он изнывает от жажды. Почему? - Потому что вода в океане солёная. - Верно, ребята. А где же тогда вода пресная? (в реках и т.п.) - Да, вода располагается не только в океане, она есть и на суше. Поэтому второй компонент водной оболочки земли – это воды суши. - Ребята, а сейчас я предлагаю вам поработать в группах по 4 человека. Перед вами лежат фотографии, а сзади них текст. Прочитайте его, выделите самое главное, а затем расскажите, о чем вы узнали. (Фотографии и текст об источниках пресной воды). - А как вы думаете, могут ли эти части водной оболочки Земли взаимодействовать друг с другом? Просмотр видеоролика «Путешествие капельки». - Посмотрев мультфильм, какой вывод можно сделать? Верно, все части водной оболочки Земли – ЕДИНЫ, и существовать друг без друга не могут. - Ребята, мы узнали об источниках воды в природе? Отлично, возьмите карточки под номером 1 – листы самооценивания. Если вам было всё понятно, то поставьте плюс, а если остались вопросы, то поставьте знак вопроса. Физкультминутка (здоровьесберегающая технология) -Мы с вами отлично поработали, а теперь давайте все красиво встанем и отдохнем. Повторяем за мной слова и движения. Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.) Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.) Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.) Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.) Чтобы плыть ещё скорей, Надо нам грести быстрей. Мы работаем руками. Кто угонится за нами? (Плавательные движения.) А теперь пора нам, братцы, На песочке поваляться. Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.) И продолжаем наш урок. -Молодцы, ребята! Садитесь. | Извлекают нужную информацию, дают определения новым понятиям, самостоятельно находят информацию в материалах учебнике и рабочей тетради, работают в группах. - Да, они взаимосвязаны друг с другом. | КУУД РУУД ПУУД | |
3. Первичное закрепление. Фронтальная работа - прием «Блиц-опрос», правильные/неправильные утверждения. - Итак, ребята, давайте проверим и закрепим знания, полученные на уроке. Игра «Да – нет» – Если согласны с данным высказыванием, то хлопаете в ладоши, если нет, молчите. 1. Вода имеет вкус и запах. (Нет) Почему? 2. Есть ли вода на суше? (Да) 3. Мировой океан состоит из 4х океанов. (Да) 4. Море – это пресный водоём. (Нет) Почему? -Хорошо, молодцы, ребята. | Задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | КУУД | |
4. Самостоятельная работа с самопроверкой или взаимопроверкой по эталону (карточки №3) - А теперь, ребята, я предлагаю выполнить вам небольшую самостоятельную работу в виде теста. Сверху записываем свою фамилию и имя. Работу выполняем индивидуально, а потом проверим по эталону. Все задания читайте внимательно, не спешите. Друг другу не мешаем. Можете открыть конверты №3 и приступить к работе. 1. Мировой океан состоит из … океанов: а) четырех; б) семи; в) пяти; 2. Почему вода в реках никогда не кончается: а) потому что ее все время подливают; б) потому что существует круговорот воды в природе; в) потому что ее очень много. 3. К пресному источнику воды относится… а) океан б) море в) река 4.Что относится к осадкам? а) Иней, роса, оттепель б) Дождь, снег, град. в) Ветер, шторм, туман 5. Под действием солнечных лучей происходит… а) охлаждение б) испарение в) выпадение осадков - Я вижу, что многие уже закончили, давайте проверим, что у вас получилось. Обменяйтесь, пожалуйста, работой с соседом по парте и проверяем по эталону. Если правильно, то ставим «+», если нет, то «-». Все проверили? А теперь давайте оценим ваши работы, критерии оценивания вы видите на экране. Кто выполнил на «5», «4»? Молодцы, ребята. | Оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников | КУУД | |
5. Включение нового знания в систему знаний (применение полученных знаний: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение упражнений) - Ребята, а кто обитает в водоёмах? (Рыбы) - К нам на урок пришло письмо. В нём - очень интересная фотография и подпись: «Спасите! Помогите! Щука». Рассмотрите внимательно фотографию. Что встревожило щуку? Почему она обращается к нам за помощью (ответы детей). - Какое значение имеет вода в природе и для человека? - Все живые существа нуждаются в воде. Растения всасывают воду из почвы и воздуха. Животные ищут открытые пространства воды – водопои. Ими могут быть ручьи, родники, реки, озёра. Каждый день мы тоже употребляем воду: едим суп, пьём чай, компот. Без воды нельзя построить дом. Не будут работать фабрики и заводы. Не вырастить без неё культурные растения. Не будет на столе ни хлеба, ни овощей и фруктов, ни масла и сахара, ни других продуктов питания. Без воды погибнут животные. - Поэтому в данное время очень актуальна проблема загрязнения воды. В водоёмы сливают отработанную и загрязнённую воду фабрики и заводы. Дожди смывают удобрения с полей. Попадают в них бытовые отходы. Иногда даже случается так, что обитатели водоёмов погибают. - Ребята, а какие правила по бережному отношению к воде вы знаете? ПАМЯТКА 1. Закрывайте водопроводные краны. 2. Своевременно ремонтируйте краны (10 капель воды в минуту равносильны потере 2000 литров питьевой воды) 3. Не засоряйте водоемы (не бросайте в водоёмы разбитое стекло и мусор). 4. Не оставляйте мусор на берегу водоема. 5. Нельзя мыть транспортные средства в водоёмах. Жизнь без воды на земле невозможна, И будем действовать мы осторожно, Чтоб сохранилась твоя чистота- Незаменимая наша вода! | Сравнивают, обобщают, делают выводы, высказывают и отстаивают свою точку зрения. | КУУД | |
V. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Соотнесение результатов урока с поставленной целью. - Итак, дети, давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили? Какую цель мы поставили перед собой в начале урока? Смогли ли мы с вами достичь её? Всем ли всё было понятно? У кого-нибудь остались вопросы? Давайте вернемся к пословице. Что вы скажете? Хорошо, молодцы. | Отвечают на итоговые вопросы | КУУД |
Самооценка учениками собственной учебной деятельности (что я делал, как я это делал, в какой последовательности, что получилось, не получилось, что было сложно, интересно, что из этого я уже умел, что было нового и т.п.). - А теперь я предлагаю вам закончить вот эти предложения и оценить свою собственную учебную деятельность. Сегодня я узнал... Я понял, что... Я научился... Было трудно... Мне было интересно... Ваша задача - выбрать одно из этих предложений и закончить его. Подумайте немного. Итак, давайте начнём. | Оценивают свои достижения на уроке, осуществляют рефлексию учебной деятельности Ответы детей | ЛУУД | |
Выставление отметок. - Ребята, вы большие молодцы. Все сегодня активно участвовали на уроке, но мне хотелось бы отметить активных детей за хорошую работу. Ребята, мы с вами всегда должны помнить, что при работе не нужно забывать про товарищескую взаимопомощь и работать дружно, сообща и учитывать мнение других. | |||
VI. Домашнее задание | Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении Домашним заданием будет следующее.. | Фиксируют домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока окружающего мира и презентация для 3 класса на тему "Что такое деньги?"
В данной папке находится конспект урока и презентация по окружающему миру для 3 класса. Материал заархивирован....
Конспект урока окружающего мира "В царствое грибов" 3 класс
Конспект урока окружающего мира в 3 классе по программе УМК "Начальная школа 21 века" . Автор Н. Ф. Виноградова....
Конспект урока окружающего мира по теме "Воздух" (2 класс)
На уроке окружающего мира по теме "Воздух" продолжается формирование представлений о воздухе, его составе, значении для растений, животных и человека, основных причинах и последствиях загрязнения возд...
Конспект урока окружающего мира "Учение на Руси", 3 класс
Конспект урока окружающего мира составлен по учебнику О.Т. Поглазовой (УМК "Гармония", 3 класс) с использованием презентации, позволяет наглядно и в доступной форме рассказать детям о возникновении уч...
Конспект урока окружающего мира "Кто такие рыбы?". 1 класс. "Школа России".
Данный материал представляет собой подробный конспект урока с описанием планируемых результатов, с применением ИКТ. К конспекту прилагается презентация урока....
Конспект урока окружающего мира "Смена времен года" 2 класс
.Данный конспект-урок составлен для урока окружающего мира. Тема урока "Смена времен года". Использовалась с УМК "Школа 2100", но можно использовать и с другими комплектамУрок составлен таким образом,...
Конспект урока окружающего мира "Золотое кольцо России", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"
Конспект урока окружающего мира "Золотое кольцо России", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"....