Методическая разработка на тему "Первые постройки Санкт-Петербурга"
методическая разработка (3 класс)
Как сформировать у ребенка временные понятия? Конечно с помощью Ленты времени! А лучше это сделать познавательно и с любовью к родному городу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v_avtobuse_pervye_postroyki.docx | 24.43 КБ |
pervye_postroyki._marshrutnyy_list.docx | 785.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Выездное занятие по курсу внеурочной деятельности “Знай и люби свой город” в 3 классе
ЧОУ «Школа «Эпиграф» Санкт-Петербурга
Тема занятия: «Первые городские постройки»
Характеристика занятия:
Тип занятия: выездное занятие-экскурсия по курсу внеурочной деятельности “Знай и люби свой город»
Цель: знакомство с историей Санкт - Петербурга, первыми городскими постройками.
Задачи:
Образовательные:
продолжить знакомить детей с историей родного города
познакомить с деятельностью одного из первых архитекторов Санкт-Петербурга Доменико Трезини
Развивающие:
способствовать расширению кругозора, развитию речи, мышления, воображения;
формировать понятие «лента времени», учить устанавливать временную последовательность исторических событий;
развивать речь учащихся и познавательные интересы;
развивать умение формулировать собственное мнение и позицию
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение и любовь к родному городу
Используемое оборудование: планшет, слайд-шоу, раздаточные листы «Лента времени», маршрутный лист.
Дата занятия: 18.02.2022
План занятия:
- Организационный момент
- Инструктаж по правилам дорожного движения
- Актуализация знаний
- Сообщение цели и задач занятия.
- Изучение нового материала
- Подведение итогов урока
1.
- Перед тем, как отправиться на экскурсию проверяем, что мы берем с собой в путешествие:
Раздаточные листы «лента времени», маршрутный лист экскурсии, планшет с зажимом, карандаш.
- После посадки в автобус вспоминаем правила поведения в автобусе:
- все пассажиры должны быть пристегнуты ремнями безопасности
- вставать с мест и пересаживаться на другое место во время движения запрещается
- не отвлекать водителя разговорами, криком, соблюдать дисциплину и чистоту.
- Выходить из автобуса только после полной остановки по команде сопровождающего.
- Сегодня мы с вами увидим те здания и сооружения Санкт-Петербурга, с которых начиналось строительство нашего города и которые сохранились до наших дней.
Ребята, давайте вспомним, как называется архитектурный стиль первых зданий Санкт-Петербурга?
- Петровское барокко.
Какие отличительные черты этого архитектурного стиля вы знаете?
- красно-белые фасады (двухцветные), высокие кровли с «переломом», башни со шпилями, мелкая расстекловка окон.
- Сообщение цели и задач занятия.
Сегодня мы увидим что общего и чем отличаются друг от друга здания в стиле петровского барокко, пользуясь нашей «Лентой времени», отметим в маршрутном листе даты начала строительства первых зданий Санкт-Петербурга, увидим памятник первому архитектору Санкт-Петербурга Доменико Трезини и его творения.
- По маршрутному листу учащиеся определяют место остановок
- Первая – Александро-Невская лавра.
Во время остановки один из учеников рассказывает о начале строительства Александро-Невской лавры. Учитель дополняет рассказ.
Все вместе находим отличительные черты петровского барокко (красно-белый фасад, башенка, мелкая расстекловка)
- Вторая остановка – Кикины палаты
Отличительные черты: красно-белый фасад, ломаная крыша, мелкая расстекловка.
- Третья остановка – Летний дворец Петра I/
Ребята вспоминают, что они узнали на предыдущих занятиях о Летнем саде, о Летнем дворце Петра. Здесь есть смысл рассказать детям об образцовых домах Доменико Трезини.
Отмечаем признаки архитектурного стиля.
- Далее по маршруту – Петропавловская крепость. Рассказ о строительстве крепости предполагается по маршруту движения.
- Следующая остановка Домик Петра I
При посещении домика рассматриваем вещи, принадлежавшие Петру I, лодку-верейку, по преданию построенную самим Петром. На макете можно увидеть, как Петр от домика добирался к месту строительства крепости.
- Следующая остановка – Университетская набережная напротив Кунсткамеры. Здесь ребята рассматривают и вспоминают историю строительства Адмиралтейства и Кунсткамеры
- Далее пешком по набережной Невы учащиеся проходят к зданию 12-ти коллегий. Здесь наиболее ярко видны черты архитектурного стиля петровское барокко.
- Здание Шереметевского дворца ребята рассматривают по ходу движения автобуса.
- На площади Трезини ребята увидят памятник первому архитектору Санкт-Петербурга. Отвечают на вопрос, что у архитектора в руках (свиток с чертежами и циркуль), почему (это атрибуты профессии).
По ходу экскурсии во время небольших остановок ребята пользуясь «Лентой времени» делают пометки в маршрутных листах (дата начала строительства, архитектор)
На обратном пути – подведение итогов, рефлексия
- Что сегодня вам особенно понравилось?
- Чьи ответы и сообщения показались вам особенно интересными?
- Что нового вы узнали сегодня?
- Куда бы вы хотели Отвести на экскурсию свою семью?
Приложение 1
Справочный материал
Александро-Невская лавра. В краеведческих изданиях часто пишут, что Невский монастырь заложил сам Пётр I. В июле 1710 года, осмотрев место у впадения Чёрной речки (нынешняя Монастырка) в Неву, царь издал приказ строить здесь монастырь. Посвящение монастыря святому князю Александру Ярославичу Невскому объяснялось тем, что именно в этом месте, как тогда считалось, князь одержал победу над шведами в Невской битве 1240 года. Учитывая, что обитель строилась в разгар войны со Швецией на отвоёванных землях, историческая перекличка весьма показательна.
По мере возведения монастыря у его стен вырос городок (слободы с деревянными домами для работников и слуг), был разбит сад и огород, которые кормили братию. Вокруг поднялись хозяйственные постройки — кузница, столярная мастерская, конюшенный и скотный дворы, пильная мельница. Произведённое и выращенное хранилось в погребах для последующей реализации через торговые лавки.
Петр I Долго выбирал место для строительства нового города. И решил строить его здесь, но самое первое здание было построено на маленьком острове, который называется Заячьим. Здесь царь приказал построить Петропавловскую крепость. Строили ее бысро, Петр I спешил с постройкой, т.к. в любой момент ожидал нападения шведов- врагов, которые пытались захватить наши земли. Сначала крепость построили из бревен, сделали земляные насыпи. Но Петр 1 хотел построить крепость более надежную и обратился к замечательному архитектоур Доменико Трезини. Именно он начал работы по перестройке крепости в камне. Свое название крепость получила в честь апостолов Петру и Павлу.
Сейчас в Петропавловском соборе музей. Там похоронены русские цари. Находится монетный двор и музей денег
Домик Петра 1
Пока шло строительство города, Петр I жил в маленьком домике, которые для него построили солдаты всего за 3 дня. Домик был летний, без печки. Петр отдыхал в нем летом. Домик был красив, стены снаружи раскрашены красной краской под кирпич. На крыше была маленькая пушечка-мортира, а по бокам 2 деревянных ядра. Петр очень любил это домик. Он приказал, чтобы его берегли. Уже в наше время домик превратился в музей. Чтобы защитить домик от разрушения над ним был поставлен футляр.
6. Гимнастика для глаз
Адмиралтейские верфи
- Для чего строились эти верфи?
Верфь-это место для строительства кораблей
Первый чертеж Адмиралтейской судостроительной верфи Петр 1 сделал сам.
Он мечтал о том, чтобы Россия была великой морской державой, а без флота это было невозможно. Поэтому он приказал начать строительство Адмиралтейских верфей. И уже 5 ноября 1704 года началось их строительство. Здесь построили кузницы, сараи, мастерские. Главное сооружение Адмиралтейский дом- стоял в глубине участка, от него шли боковые корпуса. Они были деревянные, одноэтажные, раскрашены под кирпич.
Верфь окружал ров с кольями, были бастионы с пушками, для того, было для того, чтоб враг не сумел захватить строящиеся суда.
В Петровские времена еще мало было сложных инструментов. Поэтому корабли строили вручную, используя самые простейшие инструменты - рубанок, топор, молоток, долото, пила
Строительство каждого корабля было важным событием. Отмечалось это очень торжественно. Кругом палили пушки, играла музыка.
Сейчас Адмиралтейство - символ нашего города. На высоком шпиле, который как игла уходит в небо, красуется флюгер - золотой кораблик, который словно плывет по небу над Петербургом.
Адмиралтейство украшают скульптуры. Над окнами первого и второго этажей расположены маски морских чудовищ. У главной арки на постаменте 3 женских фигуры- нимфы держат Землю. Вверху над башней с колоннами расположено 28 скульптур. Здесь есть скульптуры, изображающие 4 времени года. 4 сторон света, 4 направления ветра и др.
7. Подведение итогов урока
Давайте вспомним, на каком острове началось строительство нашего города?
Как называется крепость на Заячьем острове?
Как зовут архитектора Петропавловской крепости?
Где началось строительство первых кораблей?
Какая фигурка украшает шпиль Адмиралтейства?
Предварительный просмотр:
Первые постройки Санкт-Петербурга
маршрутный лист
учени_____ 1 класса _____________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие "Листаем поэтические страницы Санкт-Петербурга".
Материал включает описание литературно-художественных занятий по изучению истории и архитектуры Санкт-Петербурга и обширный литературный материал для этих занятий....
Методическая разработка.Интегрированный урок-экскурсия "Великая Отечественная война 1812 года. Казанский собор Санкт-Петербурга. Икона Казанской Божией Матери"
Интегрированный урок-экскурсия "Великая Отечественная война 1812 года. Казанский собор Санкт-Петербурга. Икона Казанской Божией Матери"(окружающий мир, история Санкт-Петербурга, ОРКСЭ)...
Учебно-методическое пособие "Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга в рамках внеурочной деятельности учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Елены Викторовны «Прогулки по Санкт-Петербургу»
Рабочая программа рассчитана на 68 часов, или 2 часа в неделю...
Методическая разработка занятия "Удивительные памятники Санкт-Петербурга"
Ознакомление с необычными памятниками Санкт-Петербурга: памятник бомбардиру Василию, памятник трубочисту, добрая собачка Гаврюша....
Методическая разработка интегрированного урока - виртуальная экскурсия "Храмы Санкт-Петербурга. Жемчужина Московского района Петербурга комплекс Чесменского дворца".
Храмы Петербурга... С момента основания города их судьба была неразрывно связаана с его судьбой. Виртуальная экскурссия "Жемчужина Московского района Петербурга..." расскажет о судьбе одного...
Методическая разработка занятия-экскурсии "Танцующий Санкт-Петербург: от Петра до современности"
разработка рекомендуется педагогам дополнительного образования, классным руководителям, воспитателям....
Методическая разработка занятия «Путешествие по Санкт-Петербургу»
Методическая разработка занятия «Путешествие по Санкт-Петербургу» выполнена мною в рамках курса по краеведению. Можно использовать данный конспект для внеурочных занятий в 1 и 2 классе....