Технологическая карта урока окружающего мира «Пустыни»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: сформировать представление об особенностях природной зоны «Пустыни»
Задачи урока:
- организовать учебно-поисковую деятельность по формированию представления о природной зоне пустыни, об особенностях климата, её растительного и животного мира;
- формировать умения работать с географической картой, дополнительной литературой и делать логические умозаключения;
- составлять цепи питания между обитателями зоны пустыни;
- развивать наблюдательность, навыки выборочного чтения, обогащать словарный запас.
Оборудование: ноутбук, проектор, PlickersCards, наглядный материал для доски, мультимедийная презентация, карточки для работы, учебник «Окружающий мир», 4 класс в 2 частях/А.А. Плешаков-М.; Просвещение, 2016; доп. литература: Школьный словарик. Природные зоны России: Начальная школа / Сост. С.В. Рупасов. - М.6 ВАКО, 2020, 2021; детская энциклопедия «Растительный мир России»; детская энциклопедия «Животные России».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.doc | 238 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока окружающего мира в 4 «г» классе
Тема: «Пустыни»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: сформировать представление об особенностях природной зоны «Пустыни»
Задачи урока:
- организовать учебно-поисковую деятельность по формированию представления о природной зоне пустыни, об особенностях климата, её растительного и животного мира;
- формировать умения работать с географической картой, дополнительной литературой и делать логические умозаключения;
- составлять цепи питания между обитателями зоны пустыни;
- развивать наблюдательность, навыки выборочного чтения, обогащать словарный запас.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: определять тему, цель, задачи урока; выполнять учебное действие; анализировать и сравнивать с эталоном; контролировать, корректировать и оценивать выполненную работу по заданным критериям; планировать учебное сотрудничество.
Коммуникативные УУД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; учитывать разные мнения; умение договариваться и приходить к общему решению.
Познавательные УУД: ориентироваться в учебном материале; извлекать необходимую информацию из предложенного источника; подводить под понятие; выбирать наиболее эффективные способы выполнения задания.
Предметные результаты:
- представлять особенности неживой природы, растительного и животного мира изучаемой природной зоны,
- находить зону пустынь на карте природных зон России,
-пользоваться дополнительной литературой для нахождения необходимой информации,
- составлять самостоятельно цепи питания между обитателями зоны пустынь.
Личностные результаты:
Проводить самооценку на основе критериев успешности, адекватно понимать причины успеха / неуспеха в учебной деятельности, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, участие в совместной работе, умение обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников, стремление к познанию нового.
Оборудование: ноутбук, проектор, PlickersCards, наглядный материал для доски, мультимедийная презентация, карточки для работы, учебник «Окружающий мир», 4 класс в 2 частях/А.А. Плешаков-М.; Просвещение, 2016; доп. литература: Школьный словарик. Природные зоны России: Начальная школа / Сост. С.В. Рупасов. - М.6 ВАКО, 2020, 2021; детская энциклопедия «Растительный мир России»; детская энциклопедия «Животные России».
Этапы урока с подробным описанием вида деятельности.
Этап урока | Вре-мя | Содержание взаимодействия с учащимися | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Мотивационный этап | 1 мин | - Мы умны, активны, зорки, Нам нужны одни… «пятёрки!» - Отлично! Проверьте готовность к уроку. | Проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Р - нацеливание на успешную деятельность. Л - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое. К - формирование умения слушать и слышать. |
Актуализация знаний | 5 мин | - Вспомните, с какой природной зоной мы познакомились на предыдущем уроке? (Зона степей) - Ответим на несколько вопросов при помощи PlickersCards. | Фронтальная беседа. Проводит опрос домашнего задания при помощи приложения Plickers. (Приложение 1) | Вступают в беседу с учителем. Выполняют тест | П - вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) Р - умение организовать самостоятельную работу |
Постановка учебной проблемы (определение затруднения, его место) | 3 мин | Ребята легко отвечают на 8 вопросов теста, а на 9 останавливаются. - Я вижу растерянность на ваших лицах. (Мы не можем ответить на последний вопрос теста) - А почему возникла такая проблема? (Мы ещё не изучали зону пустынь) - Так давайте решим эту проблему сегодня на уроке. Исходя из создавшегося затруднения, кто может сформулировать тему урока? («Пустыни») - Какую цель мы перед собой поставим? (ответы учащихся) Цель урока: сформировать представление об особенностях природной зоны «Пустыни». - Какие учебные задачи решим на пути к полному представлению о пустынях? (ответы учащихся) - По какому плану мы изучаем природные зоны? (ответы учащихся)
| Фронтальная беседа. Подводит учащихся к теме, цели, учебным задачам урока. Учитель открывает карточки на доске. | Вступают в беседу с учителем, высказывают предположения, отвечают на вопросы, комментируют и дополняют ответы одноклассников. Формулируют тему, цель и задачи урока. Выстраивают план работы по теме. | Р - планировать учебное сотрудничество - определять тему, цель, задачи урока К - выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью - умение вступать в диалог |
Решение учебной задачи (работа в группах) | 3 мин | - Легко ли одному найти ответы по всем этим пунктам? (ответы учащихся) Организация групповой работы. - Чтобы найти ответы по всем пунктам, мы будем работать в группах. - Позволим выбрать вам задание кубику-указке. (Каждый командир бросает кубик и им выпадает определённое направление работы) - Командиры групп, получите задания и листы оценки работы в группах. № 1 группа «Синоптики» готовится ответить на вопросы: - Что такое пустыня? - Каковы особенности климата пустыни? № 2 группа «Ботаники» готовится ответить на вопрос: - Какие растения есть в пустыне? Как они приспособились к условиям. № 3 группа «Зоологи» готовится ответить на вопрос: - Какие животные обитают в пустыне? Как они приспособились к условиям. № 4 группа «Экологи» готовится ответить на вопрос: - Как человек использует территорию пустынь? Какие экологические проблемы появились? № 5 группа «Эксперты» готовится ответить на вопрос: - Охрана природы. Заповедник «Чёрные Земли». - Давайте повторим правила работы в группе. - Алгоритм работы в группе находится у вас на столе. | Объясняет работу учебных групп. Напоминает правила работы в группе. | Командиры получают задания и листы оценки работы в группах. Правила работы в группе: - Умей выслушать другого. - Уважай мнение других. - Не согласен с мнением других – спокойно доказывай свою точку зрения. | Р - выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме (саморегуляция); умеют планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (планирование); Л - следуют в поведении моральным нормам и эстетическим требованиям при работе |
1 мин | Физминутка для глаз. | Показывает движения. | Выполняют движения. | Л- положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью | |
8 мин | Самостоятельная работа в группах. - Командиры групп внимательно прочитайте задания группам, у вас есть алгоритм работы в группе, следуйте ему. Не забудьте про сигнальные карточки: красная – «нужна помощь», желтая – «просим тишины», зеленая – «работа выполнена, мы готовы». | Организует работу в группах. Оказывает необходимую помощь. | Учащиеся читают задания, распределяют учебный материал среди членов группы, изучают его, пересказывают друг другу, составляют опорный план для выступающего. | К - договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности (умение работать в группе); П - осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; П - устанавливают причино - следственные связи; осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков; П - осуществляют синтез как составление целого из частей; осуществляют моделирование (опорные слова, план – схему); Л - следуют в поведении моральным нормам и эстетическим требованиям при работе в группе. | |
5 мин | Отчёт групп. - Что же такое пустыня? Пустыня – большое, не заселенное людьми пространство, лишенное растительности или со скудной растительностью (С.И. Ожегова). Пустыни бывают не только песчаные, но и глиняные, и даже каменистые. Какое географическое положение занимают пустыни? Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Это небольшая по площади природная зона. № 1 группа «Синоптики» Барханы – песчаный наносный холм в пустыни. Такыр - растрескавшийся глиняный участок. Каковы особенности климата пустыни? Лето в пустыне жаркое и сухое: поверхность земли нагревается днем до плюс 70°, а в тени выше 40°. А ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают. В пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится здесь пять месяцев. Зима прохладная: температура опускается до -12°, и длится зима 2-3 месяца. № 2 группа «Ботаники» Какие растения есть в пустыне? Верблюжья колючка, колосняк, джузгун, полынь, саксаул, солянка, мятлик. Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине. Поэтому у них длинные корни и листья в виде колючек, чтобы влага не испарялась. - Спасибо, уважаемые ботаники! Но обратите внимание на то, что в пустыне встречаются и деревья, например саксаул. Сообщение о саксауле. № 3 группа «Зоологи» Какие животные обитают в пустыне? Верблюд, тушканчики, песчанка, ушастый ёж, корсак, сайгак, саджа, ящурка быстрая, жук-чернотелка, кобылка, ящерица-круглоголовка, песчаный удавчик. Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка - это их маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных. _ Спасибо, уважаемые зоологи! Есть в пустыне одно животное, которое называют кораблём пустыни… Сообщение о верблюде. | Рассказ учителя. Систематизирует информацию групп. | На первом листочке шаблона фиксируют: Лето сухое и жаркое, t земли до 70°С, мало осадков. Зима прохладная, t до -12°С, снега мало. Барханы, такыр, оазисы. На втором листочке шаблона фиксируют: Верблюжья колючка, колосняк, джузгун, полынь, саксаул, солянка, мятлик. На третьем листочке шаблона фиксируют: Верблюд, тушканчики, песчанка, ушастый ёж, корсак, сайгак, саджа, ящурка быстрая, жук-чернотелка, кобылка, ящерица-круглоголовка, песчаный удавчик. | Предметные результаты: - находят и показывают на карте природную зону «пустыня», рассказывать о ней по карте; знают климатические условия пустынь; приводят примеры растительного и животного мира пустынь; обсуждают экологические проблемы пустынь и пути их решения; Л- осознают уникальность и ценность природной зоны пустынь и необходимость нести ответственность за ее сохранение; Р - выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме; К - излагают точку зрения и аргументировать ее. | |
1-2 мин | Физминутка - Проверим, как вы внимательно слушали выступления групп. Если я называю растение или животное пустыни - хлопайте, если другой природной зоны - топайте. Амурский тигр (топают) Верблюд (хлопают) Сосна (топают) Джузгун (хлопают) Верблюжья колючка (хлопают) Голубика (топают) Сайгак (хлопают) Лось (топают) Тушканчик (хлопают) Саксаул (хлопают) | Показывает движения. | Выполняют упражнения. | Л- положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью | |
5 мин | № 4 группа «Экологи» Использование человеком и экологические проблемы пустыни. 1. Люди с давних пор осваивают полупустыни и пустыни. Основные занятия населения – это скотоводство и земледелие на орошаемых территориях. Люди построили каналы, чтобы орошать землю, появились поля, сады, виноградники. Из домашних животных на первом месте овцы и верблюды. 2. Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне. - Неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли. От этого снижается урожай. - Из - за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков - животные полностью съедают растения на пастбищах. Осыпаются дороги, поля, постройки. - Браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных. Под угрозой исчезновения оказались сайгаки: созданные человеком оросительные каналы оказались для сайгаков непреодолимыми. № 5 группа «Эксперты» Для сохранения природы в 1990 году в Республике Калмыкия создан заповедник «Черные земли». В этом заповеднике есть участки пустынь, встречаются все виды животных, а на озере Маныч - Гудило обитают утки, гуси, лебеди. Краснокнижные виды животных: кулан, западный удавчик, серый геккон, кулики, кречётка и авдотка. - Оцените в «листах самооценки» вашу работу в группе. | Рассказ учителя. Систематизирует информацию групп. | На четвёртом листочке шаблона фиксируют: Скотоводство и земледелие. На пятом листочке шаблона фиксируют: Неумеренное орошение накапливание соли, перевыпас подвижные пески, браконьерство исчезновение животных. На шестом листочке шаблона фиксируют: умеренное орошение, правильный выпас скота запрет на охоту. Заповедник «Чёрные Земли», Красная книга России. | Предметные результаты: - находят и показывают на карте природную зону «пустыня», рассказывать о ней по карте; знают климатические условия пустынь; приводят примеры растительного и животного мира пустынь; обсуждают экологические проблемы пустынь и пути их решения; Л- осознают уникальность и ценность природной зоны пустынь и необходимость нести ответственность за ее сохранение; Р - выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме; К - излагают точку зрения и аргументировать ее. | |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону | 4 мин | Включение нового в систему. - Мы изучаем раздел «Природа России», почему в этом разделе появилась тема о пустыне? Работа с текстом: - Давайте проверим, что вы запомнили об этой природной зоне. У каждого из вас текст, в котором необходимо исправить ошибки. Карточка для детей: Классный руководитель попросил Сашу, ученика 4 класса, приготовить сообщение для своих одноклассников о природной зоне «Пустыни». Вот, что он приготовил, найди и исправь ошибки, которые допустил Саша. «Пустыни расположены на востоке страны, на берегах Каспийского моря. Поверхность пустыни покрыта горами. Лето в пустыне холодное, поверхность земли нагревается до + 30 градусов, а в тени + 10 градусов. Большой экологической проблемой является браконьерство, так как гибнет много верблюдов». - Передаём однокласснику справа от вас. Проверим по образцу. | Фронтальная беседа. Организует работу на карточках. | Отвечают на вопросы. Учащиеся заполняют пропущенные места в предложенном тексте. Учащиеся выполняют работу и исправляют ошибки в предложенном тексте. | Р - умеют планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (планирование); Р - выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме (саморегуляция); К - излагают свою точку зрения и аргументировать ее. |
Рефлексия | 2 мин | - Вспомните тему урока. - Какие учебные задачи мы ставили перед собой в начале урока? - Давайте посмотрим, как вы оцените наш урок. На столе у каждой группы есть стаканчик с карточками. Если для вас тема полностью раскрыта, всё понятно, было легко и интересно - покажите «лайк», если вы чувствуете, что нужно ещё доработать - подайте звоночек, покажите колокольчик.
| Фронтальная беседа. | Отвечают на вопросы. | Р – выполняют учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме; К - излагают свою точку зрения и аргументировать ее; Л – способны к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
Домашнее задание | 1 мин | c. 124 Проверь себя, творческое задание на рабочем листе. - Будьте внимательны при выполнении заданий! | Объясняет задание. | Учащиеся получают рабочие листы. | Р – принимают и сохраняют учебную задачу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира с использованием технологии развития критического мышления по теме "В ледяной пустыне"
Урок по предмету «Окружающий мир», 4 класс, разработан по технологии (ТРКМЧП). Данная технология ориентирована на развитие личности каждого ученика, ибо изучение предметного материала осуществляется н...
технологическая карта урока окружающего мира "Пустыни"
технологическая карта урока окружающего мира "Пустыни"...
Технологическая карта. урок окружающего мира 4 класс Школа России "Зона Арктических пустынь"
Климат, растительный и животный мир Арктики. Экологические проблемы Арктики....
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....
Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по учебнику А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкий. "Окружающий мир" по теме: В ледяной пустыне»
middot; Сформировать у учащихся представление о природной зоне арктических пустынь;· познакомить...
Технологическая карта урока окружающего мира «Зона пустынь»(УМК Перспектива , 4 класс)
Тема урока «Зона пустынь» Тип урока: «открытие нового знания»Цель урока: формирование у учащихся знаний о зоне пустынь и полупустынь.Задачи урокаДидактические:Формирование...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Зона арктических пустынь", УМК "Школа России", 4 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представление о зоне арктических пустынь; о животном и растительном мире АрктикиЗадачи урокаПланируемые результаты...