Рабочая программа "Окружающий мир" 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 19»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Окружающий мир»
4 класс
2021-2022 учебный год
Составитель:
Кильченбаева А.С.
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
г. Нижневартовск
2021 год
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Содержание учебного предмета.
Тематический план.
Тематическое планирование.
Приложение 1. Календарно-тематическое планирование 4 Г класса.
Пояснительная записка
Настоящая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373
- Приказ МОиН РФ от 22.09.2011г «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом МОиН РФ от 6 октября 2009г. №373»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373" Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40936).
- Программы общеобразовательных учреждений. Окружающий мир. 4 класс. В 2 ч. А.А.Плешаков. 3-е изд. - М.:2013г.
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СШ №19»
Основные цели:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Предметные задачи:
- формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Программа по окружающему миру рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате освоения программы курса в 4-ем классе планируется достижение младшими школьниками следующих
- Личностных результатов:
- овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
- проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
- формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
- целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
- формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
- внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
- осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
- эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
- этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
- способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
- мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.
- Метапредметных результатов:
Регулятивные:
Обучающийся научится:
- понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
- сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения.
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
- планировать свои действия в течение урока;
Познавательные:
Обучающийся научится:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
- выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
- использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц.
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
- включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
- проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
- признавать свои ошибки, озвучивать их;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.
- Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
- осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
- находить на карте страны — соседи России и их столицы;
- определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
- осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
- различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
- различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
- проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
- исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
- классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
- пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
- обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
- использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Земля и человечество (9 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами.
Основные виды учебной деятельности: беседа, проект, игра, путешествие, викторина, блиц-опрос, тестирование, исследование, экскурсия, сообщение.
Раздел 2. Природа России (11 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России.
Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Экскурсия: Лес и человек.
Практические работы: Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.
Основные виды учебной деятельности: беседа, проект, игра, путешествие, викторина, блиц-опрос, тестирование, исследование, экскурсия, сообщение.
Раздел 3. Родной край – часть большой страны (13 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсия: Поверхность нашего края.
Практические работы: Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.
Основные виды учебной деятельности: беседа, проект, игра, путешествие, викторина, блиц-опрос, тестирование, исследование, экскурсия, сообщение.
Раздел 4. Страницы Всемирной истории (6 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Экскурсия: Мир древности: экскурсия в краеведческий музей.
Основные виды учебной деятельности: беседа, проект, игра, путешествие, викторина, блиц-опрос, тестирование, исследование, экскурсия, сообщение.
Раздел 5. Страницы истории России (20 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.
Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.
Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр Первый
– царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.
Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: Во времена Древней Руси: экскурсия в краеведческий музей.
Основные виды учебной деятельности: беседа, проект, игра, путешествие, викторина, блиц-опрос, тестирование, исследование, экскурсия, сообщение.
Раздел 6. Современная Россия (9 ч)
Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Содержание программного материала | Количество часов |
Раздел 1. Земля и человечество Земля и человечество Земля и человечество | 9 | |
Раздел 2. Природа России. Природа России | 11 | |
Раздел 3. Родной край – часть большой страны | 13 | |
Раздел 4. Страницы Всемирной истории | 6 | |
Раздел 5. Страницы истории России | 20 | |
Раздел 6. Современная Россия | 9 | |
ИТОГО | 68 |
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
Раздел 1. Земля и человечество (9 ч) | ||
1 | Мир глазами астронома | 1 |
2 | Планеты Солнечной системы. Практическая работа № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца» | 1 |
3 | Звёздное небо – Великая книга Природы. Практическая работа №2 «Знакомство с картой звёздного мира» | 1 |
4 | Мир глазами географа. Практическая работа №3 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте» | 1 |
5 | Мир глазами историка Р/К Путешествие по карте России. Федеральные округа нашей Родины. | 1 |
6 | Когда и где? Практическая работа №4 «Знакомство с историческими картами». | 1 |
7 | Мир глазами эколога. Р/К Экскурсия "День города", "День нефтяника" | 1 |
8 | Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие. Р/К Ханты - Мансийск - столица края - город на семи холмах. Формы поверхности нашего края. Международная Красная книга. | 1 |
9 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество» | 1 |
Раздел 2. Природа России (11 ч) | ||
10 | Равнины и горы России. Практическая работа №5 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России» | 1 |
11 | Моря, озёра и реки России. Практическая работа № 6 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России» | 1 |
12 | Природные зоны России. Практическая работа № 7 «Поиск и показ на карте природные зоны России» | 1 |
13 | Зона арктических пустынь. Практическая работа №8 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике» | 1 |
14 | Тундра. Практическая работа №9 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в тундре» | 1 |
15 | Леса России. Практическая работа №10 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне лесов» | 1 |
16 | Лес и человек. | 1 |
17 | Зона степей. Практическая работа №11 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне степей» | 1 |
18 | Пустыни. Практическая работа №12 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне пустынь» | 1 |
19 | У Чёрного моря. Практическая работа №13 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне субтропиков» | 1 |
20 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России» | 1 |
Раздел 3. Родной край – часть большой страны (13 ч) | ||
21 | Наш край. Практическая работа №14 «Знакомство с картой родного края» | 1 |
22 | Поверхность нашего края. Р/К Многообразие полезных ископаемых нашего края. мансийская легенда о происхождении нефти. | 1 |
23 | Водные богатства нашего края. Р/К Водоемы нашего края - реки, озера, ручьи. Роль реки в жизни коренных народов Югры. | 1 |
24 | Наши подземные богатства. Практическая работа №15 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств» | 1 |
25 | Земля - кормилица Р/К Основные профессии Югры. Имена первооткрывателей | 1 |
26 | Жизнь леса. Практическая работа №16 «Рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их распознавание». Р/К Охрана растительности нашего края. | 1 |
27 | Жизнь луга. Практическая работа №17 «Рассматривание гербарных экземпляров растений луга и их распознавание». Р/К Красная книга Югры. | 1 |
28 | Жизнь в пресных водах. Практическая работа №18 «Рассматривание гербарных экземпляров растений пресных вод и их распознавание» | 1 |
29 | Растениеводство в нашем крае. Практическая работа №19 «Рассматривание гербарных экземпляров полевых культур и их распознавание» Р/К Растительный мир Югры. | 1 |
30 | Животноводство в нашем крае. Р/К Животный мир Югры. | 1 |
31 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край – часть большой страны». Р/К Разнообразие птиц Югры. Священные птицы - гусь, гагара, кулик, орел... | 1 |
32 | Экскурсии в природные сообщества родного края. Проект «Наш край» Р/К Югра - единая семья народов. Культура и быт коренного населения. | 1 |
33 | Защита проекта «Наш край» | 1 |
Раздел 4. Страницы всемирной истории (6 ч) | ||
34 | Начало истории человечества | 1 |
35 | Мир древностей: далекий и близкий. | 1 |
36 | Средние века: время рыцарей и замков | 1 |
37 | Новое время: встреча Европы и Америки | 1 |
38 | Новейшее время: история продолжается сегодня. | 1 |
39 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории». | 1 |
Раздел 5. Страницы истории России (20 ч) | ||
40 | Жизнь древних славян | 1 |
41 | Во времена Древней Руси | 1 |
42 | Страна городов | 1 |
43 | Из книжной сокровищницы Древней Руси | 1 |
44 | Трудные времена на Русской земле | 1 |
45 | Русь расправляет крылья | 1 |
46 | Куликовская битва | 1 |
47 | Иван Третий | 1 |
48 | Мастера печатных дел | 1 |
49 | Патриоты России. Р/К Югорская земля во глубине веков. первые сведения о прошлом нашего края. Завоевание Сибири Ермаком. | 1 |
50 | Пётр Великий | 1 |
51 | Михаил Васильевич Ломоносов | 1 |
52 | Екатерина Великая. | 1 |
53 | Отечественная война 1812 года | 1 |
54 | Страницы истории XIX века | 1 |
55 | Россия вступает в XX век | 1 |
56 | Страницы истории 1920 – 1930-х годов | 1 |
57 | Великая война и великая Победа | 1 |
58 | Страна, открывшая путь в космос. | 1 |
59 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России». | 1 |
Раздел 6. Современная Россия (9 ч) | ||
60 | Основной закон России и права человека | 1 |
61 | Мы – граждане России | 1 |
62 | Славные символы России. Р/К Наш край на карте Родины. Столица, герб, флаг Югры. | 1 |
63 | Такие разные праздники | 1 |
64 | Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири) | 1 |
65 | Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России) | 1 |
66 | Путешествие по России (по Волге, по югу России) | 1 |
67 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Современная Россия». | 1 |
68 | «Наши проекты» | 1 |
Приложение 1. Календарно-тематическое планирование 4 Г класс
Учитель Кильченбаева А.С.
№ п/п | Дата | Тема урока | Количество часов | Примечание | |
план | факт | ||||
Раздел 1. Земля и человечество (9 ч) | |||||
1 | Мир глазами астронома | 1 | |||
2 | Планеты Солнечной системы. Практическая работа № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца» | 1 | |||
3 | Звёздное небо – Великая книга Природы. Практическая работа №2 «Знакомство с картой звёздного мира» | 1 | |||
4 | Мир глазами географа. Практическая работа №3 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте» | 1 | |||
5 | Мир глазами историка Р/К Путешествие по карте России. Федеральные округа нашей Родины. | 1 | |||
6 | Когда и где? Практическая работа №4 «Знакомство с историческими картами». | 1 | |||
7 | Мир глазами эколога. Р/К Экскурсия "День города", "День нефтяника" | 1 | |||
8 | Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие. Р/К Ханты - Мансийск - столица края - город на семи холмах. Формы поверхности нашего края. Международная Красная книга. | 1 | |||
9 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество». | 1 | |||
Раздел 2. Природа России (11 ч) | |||||
10 | Равнины и горы России. Практическая работа №5 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России» | 1 | |||
11 | Моря, озёра и реки России. Практическая работа № 6 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России» | 1 | |||
12 | Природные зоны России. Практическая работа № 7 «Поиск и показ на карте природные зоны России» | 1 | |||
13 | Зона арктических пустынь. Практическая работа №8 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике» | 1 | |||
14 | Тундра. Практическая работа №9 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в тундре» | 1 | |||
15 | Леса России. Практическая работа №10 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне лесов» | 1 | |||
16 | Лес и человек. | 1 | |||
17 | Зона степей. Практическая работа №11 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне степей» | 1 | |||
18 | Пустыни. Практическая работа №12 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне пустынь» | 1 | |||
19 | У Чёрного моря. Практическая работа №13 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне субтропиков» | 1 | |||
20 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России». | 1 | |||
Раздел 3. Родной край – часть большой страны (13 ч) | |||||
21 | Наш край. Практическая работа №14 «Знакомство с картой родного края» | 1 | |||
22 | Поверхность нашего края. Р/К Многообразие полезных ископаемых нашего края. мансийская легенда о происхождении нефти. | 1 | |||
23 | Водные богатства нашего края. Р/К Водоемы нашего края - реки, озера, ручьи. Роль реки в жизни коренных народов Югры. | 1 | |||
24 | Наши подземные богатства. Практическая работа №15 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств» | 1 | |||
25 | Земля - кормилица Р/К Основные профессии Югры. Имена первооткрывателей | 1 | |||
26 | Жизнь леса. Практическая работа №16 «Рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их распознавание». Р/К Охрана растительности нашего края. | 1 | |||
27 | Жизнь луга. Практическая работа №17 «Рассматривание гербарных экземпляров растений луга и их распознавание». Р/К Красная книга Югры. | 1 | |||
28 | Жизнь в пресных водах. Практическая работа №18 «Рассматривание гербарных экземпляров растений пресных вод и их распознавание» | 1 | |||
29 | Растениеводство в нашем крае. Практическая работа №19 «Рассматривание гербарных экземпляров полевых культур и их распознавание» Р/К Растительный мир Югры. | 1 | |||
30 | Животноводство в нашем крае. Р/К Животный мир Югры. | 1 | |||
31 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край- часть большой страны». Р/К Разнообразие птиц Югры. Священные птицы - гусь, гагара, кулик, орел... | 1 | |||
32 | Экскурсии в природные сообщества родного края. Проект «Наш край». Р/К Югра - единая семья народов. Культура и быт коренного населения | 1 | |||
33 | Защита проекта «Наш край» . | 1 | |||
Раздел 4. Страницы Всемирной истории (6 ч) | |||||
34 | Начало истории человечества | 1 | |||
35 | Мир древностей: далекий и близкий. | 1 | |||
36 | Средние века: время рыцарей и замков | 1 | |||
37 | Новое время: встреча Европы и Америки | 1 | |||
38 | Новейшее время: история продолжается сегодня. | 1 | |||
39 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы Всемирной истории». | 1 | |||
Раздел 5. Страницы истории России (20 ч) | |||||
40 | Жизнь древних славян | 1 | |||
41 | Во времена Древней Руси | 1 | |||
42 | Страна городов | 1 | |||
43 | Из книжной сокровищницы Древней Руси | 1 | |||
44 | Трудные времена на Русской земле | 1 | |||
45 | Русь расправляет крылья | 1 | |||
46 | Куликовская битва | 1 | |||
47 | Иван Третий | 1 | |||
48 | Мастера печатных дел | 1 | |||
49 | Патриоты России. Р/К Югорская земля во глубине веков. первые сведения о прошлом нашего края. Завоевание Сибири Ермаком. | 1 | |||
50 | Пётр Великий | 1 | |||
51 | Михаил Васильевич Ломоносов | 1 | |||
52 | Екатерина Великая. | 1 | |||
53 | Отечественная война 1812 года | 1 | |||
54 | Страницы истории XIX века | 1 | |||
55 | Россия вступает в XX век | 1 | |||
56 | Страницы истории 1920 – 1930-х годов | 1 | |||
57 | Великая война и великая Победа | 1 | |||
58 | Страна, открывшая путь в космос. | 1 | |||
59 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России». | 1 | |||
Раздел 6. Современная Россия 9 ч) | |||||
60 | Основной закон России и права человека | 1 | |||
61 | Мы – граждане России | 1 | |||
62 | Славные символы России. Р/К Наш край на карте Родины. Столица, герб, флаг Югры. | 1 | |||
63 | Такие разные праздники | 1 | |||
64 | Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири) | 1 | |||
65 | Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России) | 1 | |||
66 | Путешествие по России (по Волге, по югу России) | 1 | |||
67 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Современная Россия». | 1 | |||
68 | «Наши проекты» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочие программы 1 класс "Школа России", 3 класс "Планета знаний"
РП по предмету...
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...
Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного...
Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс
Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...
«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс
Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...