- Приветствие
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Юлия Васильевна. Сегодня я вам предлагаю поразмышлять и найти ответы на вопросы, которые появятся у нас в ходе урока. -А как называется человек, который ищет ответы на вопросы, познаёт мир? Посмотрите да доску, выберите подходящий ответ. (слайд1, 2): Учитель Исследователь Писатель
-Исследователь не просто ищет ответы на вопросы, он объясняет различные явления с научной точки зрения. -Сегодня мы станем исследователями. -А какими способами можно добывать информацию, искать ответы на интересующие вопросы?
Работать вы будете в команде, но для этого необходимо знать правила: На доске: Правила работы в команде: - слушать друг друга - не перебивать - уважать мнение каждого
- Вводная часть
-А сейчас я предлагаю вам отправиться в путешествие. Закройте глаза, прислушайтесь, определите, где мы оказались. Звуки леса +видео Откройте глаза. Итак, где мы? -Как вы догадались?
- (слайд 3) Что такое шишки? - (слайд 4) Ши́шка — соцветие и плод хвойных растений округлой или овальной формы. - (слайд 5)Кто из вас видел шишки? -Всегда ли шишки выглядят одинаково? (слайд 6) Демонстрация шишек(открытых и закрытых). -Чем они отличаются? -А почему некоторые шишки открыты, а некоторые закрыты? -Могут ли открытые шишки закрыться вновь? -Оказывается, могут. А вот условия, при которых это происходит, нам и предстоит выяснить.
-(слайд 7, 8) Текст читает учитель. На столах у детей распечатки. -Можно ли основываясь на наблюдениях Серёжи дать ответ на вопрос о том, из-за чего шишки закрылись? -Достаточно ли наблюдений для ответа на интересующий нас вопрос? Как нам быть? Давайте сравним погодные условия 2 –х дней. (слайд 9) Для этого у вас на столах лежат таблицы с условными обозначениями. Прочтите текст повторно и заполните таблицу, используя значки из сноски. (слайд 10)
День 1 | День 2 |
|
| Условные обозначения: ☼ - солнечно - облачно
-дождь
- ветер
t˚- высокая температура
t˚- низкая температура
|
-Таким образом, что мы видим? (заполнение таблицы на слайде)
День 1 | День 2 | ☼ t˚
|
t˚ | Условные обозначения: ☼ - солнечно - облачно
-дождь
- ветер
t˚- высокая температура
t˚- низкая температура
|
-Сколько условий могло повлиять на то, чтобы шишки закрылись? -Что мы можем сделать с вами в рамках учебного кабинета, чтобы проверить каждое из условий? -Можно ли в эксперименте использовать сразу несколько условий? -Таким образом, мы должны выдвинуть по каждому условию предположение или гипотезу и каждое из них проверить. -Сколько шишек понадобится для проверки каждого предположения?
-Для проверки гипотезы (предположения) необходим образец для сравнения. Он называется – контрольный.
-Свои предположения, какое именно условие повлияло на процесс закрытия шишки, вы будете выдвигать, работая в группах. -На столах у вас подготовлена таблица для записи гипотезы, разрезные картинки, ножницы, клей (слайд 11) Гипотеза:
| Контрольный образец | Экспериментальный образец (предположение) |
| Условия, при которых шишка закроется
|
- Какую шишку нужно взять в качестве контрольного образца? -Сначала вам предстоит совместно выдвинуть и записать гипотезу в таблицу. Затем вырезать контрольный и экспериментальный образцы, вклеить каждый из них в таблицу, вырезать условие, которое вы выбрали для проверки.
Гипотеза:
| Контрольный образец | Экспериментальный образец (предположение) |
| Условия, при которых шишка закроется
|
Представление гипотез, фиксация на доске. -Теперь каждая команда представит свою гипотезу. -Настало время воссоздать условия, которые по вашим предположениям повлияют на шишку. Проведение эксперимента: сумка-холодильник, вентилятор, влага. - Для того, чтобы увидеть результат нам потребуется время. Мы с вами вернемся к экспериментальным образцам через урок, чтобы вы могли убедиться в подлинности результатов. А пока, я покажу вам, что случилось с экспериментальными образцами, которые я для вас заранее заготовила. Представление результатов эксперимента -Вот как выглядит шишка, которая находилась в холоде. Сравним ее с контрольным образцом. Какие изменения вы заметили? Значит, холод не является важным условием для закрытия шишки. -Вот как выглядит шишка, которая находилась под воздействием ветра. Сравним ее с контрольным образцом. Заметны ли изменения? Значит, ветер не является важным условием для закрытия шишки. -Вот как выглядит шишка, которая находилась под воздействием влаги. Сравним ее с контрольным образцом. Что произошло?
-Сделайте вывод
-Возвращаясь к тексту о наблюдениях Серёжи, помогите ему ответить на вопрос, какое именно изменение в погоде повлияло на закрытие шишек?
-Как вы думаете, где можно использовать это свойство шишек?
Рефлексия -Ребята, вы- молодцы! Отлично поработали. В завершении нашего исследования, я хочу, чтобы вы взяли по 1 шишке и расположили их на одной из 3-х елей: -Мне было интересно -Хочу повторить эксперимент дома -Я уже об этом знал
|
-Исследователь
-Из книг, интернета, спросить у взрослого, пронаблюдать, провести эксперимент, исследование
-Мы оказались в лесу -Кругом деревья, слышны голоса птиц, под ногами хрустят ветки, шишки. Предположения детей
-Нет -Одни открыты, другие закрыты
Предположения детей Предположения детей
-Нет
-Нет
-В первый день было ясно, солнечно, безветренно, тепло. -Во второй: облачно, дождь, ветер, похолодало
- 3 условия - Провести эксперимент
-Нет, не будет ясно, какое конкретно условие повлияло на шишку
-Две. Один образец контрольный (для сравнения), второй экспериментальный
-Открытую
-Работа в группах
-Изменений нет
-Нет
-Она закрылась
-Влага является главным условием для закрытия шишки. Именно дождь повлиял на то, чтобы шишки закрылись.
- Дождь |