Рабочая программа по окружающему миру 2 класс ФГОС УМК "Начальная школа XXI века", Н.Ф. Виноградова
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
Бюджетное общеобразовательное учреждение г. Омска
«Средняя общеобразовательная школа № 132»
РАССМОТРЕННО на заседании МО
_____________ /________________ Руководитель МО
Протокол №______ от «____»___________2021г.
|
СОГЛАСОВАННО Заместитель директора
_____________ /___________
«_____» ____________2021 г.
|
УТВЕРЖДАЮ Директор БОУ г. Омска «СОШ № 132»
_____________ /И.A. Мишина
Приказ № ____________ «_____» ____________2021 г.
|
Рабочая программа по
окружающему миру
на 2021–2022 учебный год
для обучающихся 2 класса
(35 часов в год, 1 час в неделю)
Уровень начального общего образования
Срок реализации: 2021-2022 учебный год
Рабочая программа составлена на основе
Примерной программы по предмету «Окружающий мир» и на основе авторской программы под редакцией:
Н.Ф. Виноградовой в рамках проекта
«Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова).
УМК учебник:
- Н.Ф. Виноградова. Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 /– 3 изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2021. – (Начальная школа XXI века).
Составитель: Мирошкина Татьяна Александровна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 2 класс построена и реализуется в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), Основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО), Примерной программы по предмету «Окружающий мир» и на основе авторской программы под редакцией:
Н.Ф. Виноградовой в рамках проекта «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова).
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
1. Н.Ф. Виноградова. Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 /– 3 изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2021. – (Начальная школа XXI века).
2. Н.Ф. Виноградова.Окружающий мир: 2 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / – 3 изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2021. – (Начальная школа XXI века).
3. Окружающий мир. 2 класс. Электронный образовательный ресурс на CD-диске. – М.: Вентана-Граф, 2021.
4. Сборник программ к комплекту учебников "Начальная школа XXI века" (руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова). – 2-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010.
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
В области познавательных УУД:
- ученик научится проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основе полученных результатов
- использовать определители (гербарий растений и т.д.), дополнительный материал из интернета в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации;
- проводить сравнение, сериацию, классификации;
- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
- использовать готовые модели (условные знаки, глобус, планкарту и др.) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов
- использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
В области коммуникативных УУД:
- ученик научится взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
В области регулятивных УУД:
- ученик научится контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения заданий на основе выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков
В области личностных УУД:
- ученик получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу;
- определять характер взаимоотношений человека с природой.
Метапредметные результаты обучения:
Ученик получит возможность научиться:
- «читать» информацию, представленную в виде схемы;
- воспроизводить в небольшом рассказе - повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Москвы;
- ориентироваться в понятиях: «Солнечная система», «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы», «лекарственные растения», «ядовитые растения», «плодовые культуры», «ягодные культуры»;
- проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);
- приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере своей местности).
Предметные результаты обучения.
Ученик научится:
- составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
- называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;
- оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
- различать (соотносить) прошлое – настоящее - будущее; год – век (столетие); соотносить событие с его датой;
- характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия Земли от других планет;
- называть царства природы;
- описывать признаки животного и растения как живого существа;
- моделировать жизнь сообщества на основе цепи питания;
- различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
- устанавливать основные признаки разных сообществ, сравнивать сообщества;
- описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;
- сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания.
2. Содержание учебного предмета, курса
Введение. Что тебя окружает (2 ч.)
Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Бывают ли на свете чудеса?
Проверь себя.
Кто ты такой? (13 ч.)
Я, ты, он, она…. Все мы – люди. Наши помощники – органы чувств. Обоняние. Вкус. Осязание. Поговорим о здоровье. Здоровье – наше богатство. Секреты здоровья. Если ты себя плохо чувствуешь. Если произошёл несчастный случай. Будь заботлив. Если в доме больной. Режим дня. Физическая культура. Быть сильным и выносливым. Закаляться может каждый.
Почему нужно правильно питаться. Из чего состоит наша пища? О витаминах. Умеем ли мы есть? Почему нужно быть осторожным. Как управляют движением? Можно ли изменить себя?
Проверочная работа по теме «Кто ты такой?». Проверь себя.
Кто живет рядом с тобой (5ч.)
Что такое семья. Семья – коллектив близких людей. Сколько в семье поколений? Кто кому кто? Кто занимается домашним хозяйством. Чем семья занимается в свободное время. О правилах поведения. Какие бывают правила. О правилах поведения. Какие бывают правила.
Проверочная работа на тему «Кто живёт рядом с тобой». Проверь себя.
Россия — твоя Родина (17 ч.)
Родина – что это значит? О чём рассказал папа? История рассказывает о прошлом. Прошлое, настоящее и будущее. Как можно узнать о прошлом. Как Русь начиналась. Москва – столица России. Города России. Санкт-Петербург. Города России. Великий Новгород. Золотое кольцо России. Города России. Продолжаем путешествие. Родной край – частица Родины.
Проверочная работа на тему «Россия – твоя Родина». Проверь себя.
Как трудятся россияне. Зачем человек трудится? О занятиях наших предков. Труд в сельской местности. Хлеб – всему голова. Русская трапеза. Как трудились в городах. Все профессии важны. Чем занимается экономист. О компьютерах и программистах.
Проверочная работа на тему «Как трудятся россияне».
Мы – граждане России. Права и обязанности граждан России. Россия – многонациональная страна.
Проверочная работа по теме «Мы – граждане России».
Мы — жители Земли (9 ч.)
Твоё первое знакомство со звёздами. Звёздное небо. Солнечная «семья». Чем Земля отличается от других планет? Луна – спутник Земли. Глобус – модель Земли.
Проверочная работа на тему «Твой первое знакомство со звёздами».
В некотором царстве. Экскурсия в лесопарк. Царства природы. Бактерии. Грибы. Какие животные обитают на Земле. Какие бывают растения? Условия роста и развития растения.
Проверочная работа на тему «В некотором царстве». Проверь себя.
Природные сообщества (22 ч.)
Среда обитания – что это такое? Лес и его обитатели. Экскурсия в лес (парк). Лес – многоэтажный дом. Деревья леса. Что делает человек из древесины. «Паспорт» дерева. Кустарники леса. Травянистые растения леса. Лесная аптека. Животные леса. Птицы – лесные жители. Пресмыкающиеся – обитатели леса. Ужиное семейство. Насекомые леса. Если ты пришёл в лес.
Проверочная работа на тему «Лес и его обитатели». Проверь себя.
Вода и водные жители. Путешествие капельки. Какие бывают водоёмы? Обитатели пресных водоёмов и рек. Птицы – жители водоёма. Звери пресных водоёмов и рек. Растения пресных водоёмов и рек. Обитатели солёных водоёмов.
Проверочная работа по теме «Вода и водные жители». Проверь себя.
Луг и его обитатели. Растения луга. Животные луга. Поле и его обитатели. Проверь себя. Сад и его обитатели.
Комплексная контрольная работа.
Природа и человек. (2ч.)
Человек – часть природы. Проверь себя.
Обобщение пройденного материала. Викторина
Практические работы. Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).
3. Тематическое планирование, в том числе с учётом рабочей программы воспитания с указанием
количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№п/п | № урока в теме (в разделе) | Дата | Раздел (тема урока) | Часы | Примечание * |
Тема «Что тебя окружает? 2 часа. Учебник 1 часть. | |||||
1 | 1 |
| Окружающий нас мир. | 1 | С.6-11, Т.с.5-12 |
2 | 2 |
| Бывают ли на свете чудеса? Проверь себя. | 1 | С.12-14, Т.с.13. П/с.14 |
Тема «Кто ты такой? 13 часов | |||||
3 | 1 |
| Я, ты, он, она…. Все мы - люди | 1 | С.16-20, Т.с.15-16, №1-4 |
4 | 2 |
| Наши помощники – органы чувств. Обоняние. Вкус. | 1 | С.21-25, Т.с.16-18,№5-11 |
5 | 3 |
| Наши помощники – органы чувств. Осязание. | 1 | С.25-26,провести опыты, написать выводы в тетрадь. |
6 | 4 |
| Поговорим о здоровье. Здоровье – наше богатство. Секреты здоровья. Если ты себя плохо чувствуешь. | 1 | С.27-31,Т.с.18 -20, №12-17(1) |
7 | 5 |
| Если произошёл несчастный случай. Будь заботлив. Если в доме больной. | 1 | С.31-34. Написать памятку в тетрадь на тему «Если в доме больной» |
8 | 6 |
| Режим дня | 1 | С.35-41,Т.с.20 – 22, №17(2) -20 |
9 | 7 |
| Физическая культура. Быть сильным и выносливым. | 1 | С.42-47, Т.с.22-23, №21-23 |
10 | 8 |
| Закаляться может каждый. | 1 | С.47-49, в тетрадь записать правила закаливания. |
11 | 9 |
| Почему нужно правильно питаться. Из чего состоит наша пища? | 1 | С.50-52. Т.с.23, №24 |
12 | 10 |
| О витаминах. | 1 | С.53-56, Т.с.24, №25-26, Т.с.26, №27(2) |
13 | 11 |
| Умеем ли мы есть? | 1 | С.56-60, Т.с.25-26, №27-29 |
14 | 12 |
| Почему нужно быть осторожным. Как управляют движением? Можно ли изменить себя? | 1 | С.61-70. Т.с.27-29 |
15 | 13 |
| Проверочная работа по теме «Кто ты такой?». Проверь себя. | 1 | П/р Т.с.30-31 |
Тема «Кто живёт рядом с тобой». 5 часов | |||||
16 | 1 |
| Что такое семья. Семья – коллектив близких людей. Сколько в семье поколений? Кто кому кто? | 1 | С.72-79, Т.с.32-38, №1-6(1) |
17 | 2 |
| Кто занимается домашним хозяйством. Чем семья занимается в свободное время. | 1 | С.79-87, Т.с.39 – 43. №7-10(1) |
18 | 3 |
| О правилах поведения. Какие бывают правила | 1 | С.88-95, написать правила поведения в тетрадь. |
19 | 4 |
| О дружбе. Умеем ли мы дружить? Могут ли обидеть жесты и мимика. | 1 | С.95-98,Т.с.44-48, №10(2)-13 |
20 | 5 |
| Проверочная работа на тему «Кто живёт рядом с тобой». Проверь себя. | 1 | П/рТ.с.49 |
Тема «Россия – твоя Родина».17 часов. | |||||
21 | 1 |
| Родина – что это значит? О чём рассказал папа? | 1 | С.100-103,Т.с.50-52, №1-5 |
22 | 2 |
| История рассказывает о прошлом. Прошлое, настоящее и будущее. Как можно узнать о прошлом | 1 | С.104-107, Т.с.52, №6,7,9 |
23 | 3 |
| Как Русь начиналась | 1 | С.107 – 109, Т.с.53, №10,12 |
24 | 4 |
| Москва – столица России | 1 | С.110 -117, Т.с.58, №23-24 |
25 | 5 |
| Города России. Санкт-Петербург. | 1 | С.118-122. В тетрадь выполнить задание с.120 |
26 | 6 |
| Города России. Великий Новгород. Золотое кольцо России | 1 | С.122-126. В тетради нарисовать схему золотого кольца России и написать по одной достопримечатель- ности каждого города. |
27 | 7 |
| Города России. Продолжаем путешествие. | 1 | С. 127-131,Т.с.59№25, Т.с.60-61, №26-27 |
28 | 8 |
| Родной край – частица Родины | 1 | С.132-134, выполнить задание в тетрадь. |
29 | 9 |
| Проверочная работа на тему «Россия – твоя Родина». Проверь себя. | 1 | П/р Т.с.61-62 |
30 | 10 |
| Как трудятся россияне. Зачем человек трудится? | 1 | С.135-137, нарисовать в тетрадь схему-рисунок «Зачем человек трудится?» |
31 | 11 |
| О занятиях наших предков. Труд в сельской местности. Хлеб – всему голова. Русская трапеза. | 1 | С.138-142,Т.с.54-57, №13-22 |
32 | 12 |
| Как трудились в городах. Все профессии важны. (Экскурсия в теплицу. Экскурсия на хлебозавод (в пекарню). О труде фермера. Экскурсия в музей.) | 1 | С.142-146,Т.с.52, №8 |
33 | 13 |
| Чем занимается экономист. О компьютерах и программистах. | 1 | С.147-150,Т.с.53, №11 |
34 | 14 |
| Проверочная работа на тему «Как трудятся россияне». | 1 | П/р |
35 | 15 |
| Мы – граждане России. Права и обязанности граждан России | 1 | С.151-160, выучить права и обязанности граждан РФ |
36 | 16 |
| Россия – многонациональная страна. | 1 | С.161-168. Какие народы проживают в Омской области? |
37 | 17 |
| Проверочная работа по теме «Мы – граждане России». | 1 | П/р |
Тема «Мы - жители Земли». 9 часов. Учебник 2 часть. | |||||
38 | 1 |
| Твоё первое знакомство со звёздами. Звёздное небо. Солнечная «семья». | 1 | С.6-13, сделать модель Солнечной системы |
39 | 2 |
| Чем Земля отличается от других планет? Луна – спутник Земли. | 1 | С.13-17, Т.с.3,6 №1-4,6-8 |
40 | 3 |
| Глобус – модель Земли. | 1 | С.18-19, Т.с.4-5 |
41 | 4 |
| Проверочная работа на тему «Твой первое знакомство со звёздами» | 1 | П/р |
42 | 5 |
| В некотором царстве. Экскурсия в лесопарк. Царства природы. Бактерии. | 1 | С.20-22.Написать в таблицу полезные и вредные бактерии.Т.с.7, №9-10 |
43 | 6 |
| Грибы | 1 | С.23-29,Т.с.7-8, №11-13 |
44 | 7 |
| Какие животные обитают на Земле | 1 | С.30-32, Т.с.9-13, №14-21 |
45 | 8 |
| Какие бывают растения? Условия роста и развития растения. | 1 | С.33-36, Т.с.14-15, №22, опыт |
46 | 9 |
| Проверочная работа на тему «В некотором царстве». Проверь себя. | 1 | П/р. Т.с.15-17 |
Тема «Природные сообщества». 22 часа. | |||||
47 | 1 |
| Среда обитания – что это такое? | 1 | С.38-39. В тетради написать три цепи питания. |
48 | 2 |
| Лес и его обитатели. Экскурсия в лес (парк). Лес – многоэтажный дом. | 1 | С.40-44, Т.с.18,№1-2 |
49 | 3 |
| Деревья леса. Что делает человек из древесины. «Паспорт» дерева. | 1 | С.45-51, Т.с.19-20, №3-6, сделать «Паспорт» дерева. |
50 | 4 |
| Кустарники леса | 1 | С.52-55, сделать «паспорт» кустарника |
51 | 5 |
| Травянистые растения леса. Лесная аптека | 1 | С.56-61,Т.с.20,№7. Написать в тетрадь об одном лекарственном растении |
52 | 6 |
| Животные леса | 1 | С.62-66, Т.с.20,№8 |
53 | 7 |
| Птицы – лесные жители | 1 | С.67-73, с.69 подготовиться в тетради к играм: «Кто больше?», «Угадай птицу по описанию». Т.с.21-23, №9-14(1) |
54 | 8 |
| Пресмыкающиеся – обитатели леса. Ужиное семейство. | 1 | С.74-76, Т.с.23, №14(2) продолжение истории в тетрадь. |
55 | 9 |
| Насекомые леса. Если ты пришёл в лес. | 1 | С.77-80, Т.с.23-25, №15-18 |
56 | 10 |
| Проверочная работа на тему «Лес и его обитатели». Проверь себя. | 1 | П/р, Т.с.26-27. |
57 | 11 |
| Вода и водные жители. Путешествие капельки. | 1 | С.81-85, Т.с.28-30, №19-23(весь) |
58 | 12 |
| Какие бывают водоёмы? | 1 | С.86-89, нарисовать схему реки с.88 в тетрадь |
59 | 13 |
| Обитатели пресных водоёмов и рек. | 1 | С.90-95, Т.с.30-31, №24-25(1), С.32, №26-29 |
60 | 14 |
| Птицы – жители водоёма. Звери пресных водоёмов и рек. | 1 | С.96-101. Нарисовать/фото птицу или зверя, обитателей рек Иртыш, Омь. Сообщение в тетрадь. |
61 | 15 |
| Растения пресных водоёмов и рек. | 1 | С.102-105,Т.с.33-34,№30-31 |
62 | 16 |
| Обитатели солёных водоёмов. | 1 | С.105-108, Т.с.31, №25(2) |
63 | 17 |
| Проверочная работа по теме «Вода и водные жители». Проверь себя. | 1 | П/р Т.с.34-35 |
64 | 18 |
| Луг и его обитатели. Растения луга. | 1 | С.109-116, с.109- выполни задание в тетради + об 1 лекарственном растении. |
65 | 19 |
| Животные луга. | 1 | С.117-125, Т.с.36-38, №32-37(1) |
66 | 20 |
| Поле и его обитатели. Проверь себя. | 1 | С.126-136, Т.с.38-41, №37(2)-42 |
67 | 21 |
| Сад и его обитатели. | 1 | С.137-142, Т.с.42-43, №43-45 |
68 | 22 |
| Комплексная контрольная работа. | 1 | К/р |
Тема «Природа и человек».2 часа. | |||||
69 | 1 |
| Человек – часть природы. Проверь себя. | 1 | С.144-155, Т.с.44-47. |
70 | 2 |
| Обобщение пройденного материала. Викторина. | 1 |
|
ИТОГО | 70 |
|
Количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ.
плановых проверочных работ - 11 часов (в том числе комплексной контрольной работы - 1 час)
практических работ - 5 часов;
экскурсий – 5 часов
План проведения контрольных, практических работ, экскурсий
№ п/п | Вид работы | Тема | Дата |
1 | ПС | Проверь себя на тему «Что тебя окружает» |
|
2 | П | Практическая работа № 1 «Первая помощь при ожогах, порезах, ударах» |
|
3 | ПР | Проверочная работа по разделу «Кто ты такой?» |
|
4 | ПР | Проверочная работа по разделу «Кто живёт рядом с тобой». |
|
5 | П | Практическая работа № 2 «Составление семейного древа» |
|
6 | ПР | Проверочная работа по теме «Россия – твоя Родина» |
|
7 | ПР | Проверочная работа на тему «Как трудятся россияне». |
|
8 | ПР | Проверочная работа по теме «Мы – граждане России». |
|
9 | ПР | Проверочная работа на тему «Твой первое знакомство со звёздами» |
|
10 | П | Практическая работа № 3 «Солнечная система» |
|
11 | П | Практическая работа № 4 с муляжами грибов. Царство живой природы. Грибы. |
|
12 | ПР | Проверочная работа на тему «В некотором царстве». |
|
13 | П | Практическая работа № 5: работа с гербарием. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые |
|
14 | ПР | Проверочная работа на тему «Лес и его обитатели». |
|
15 | ПР | Проверочная работа по разделу «Вода и водные жители» |
|
16 | КР | Комплексная контрольная работа |
|
17-21 | ПР | Экскурсии в лесопарк; в теплицу; на хлебозавод; в музей; лес(парк) |
|
Требования к уровню подготовки учащихся.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2 года обучения:
Требования ФГОС
Содержательная линия | Учебный материал | Планируемые результаты | Формы и вопросы контроля | ||
Универсальные учебные действия | Предметные | ||||
Знать | Уметь | ||||
Что тебя окружает | Что такое живая и неживая природа, как отличит объекты живой природы от объектов неживой природы, Бывают ли на свете чудеса. | - «читать» информацию, представленную в виде схемы; - сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия. | Значение слов «прошлое», «настоящее», «будущее» | Уметь сравнивать объекты природы и объекты, созданные человеком. Выполнять задания в тетради, при затруднении обращаться за помощью к соседу или учителю | Проверь себя «Кто тебя окружает» |
Кто ты такой?
| Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. | - реализовывать в учебных, игровых и житейских ситуациях правила поведения при возникающих опасностях. | Углубить знания об органах чувств, использовать слово «чувство» как научный термин и синоним нового слова «ощущение». | Знакомиться с научным текстом, соотносить его с рубрикой «Картинная галерея». Сравнивать портреты: два возраста | Опыт «Определение вкуса продукта» Опыт: Продукты содержат жир |
Ты и твоё здоровье | Что такое здоровье, как сохранить своё здоровье. | - описывать кратко особенности разных органов чувств; - сопоставлять орган чувств с выполняемой им функцией; - анализировать режим дня, рассказывать о его значении в жизни школьника; - различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты; - характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания; | - правила подготовки рабочего места к занятиям, правило чтения, письма, чем заниматься в свободное время - правила безопасного поведения; - правила сохранения и укрепления здоровья - основные правила поведения, сохраняющие здоровье. | - задуматься над вопросами: что значит быть здоровым? Что нужно делать для того, чтобы сохранить здоровье? Что бывает причиной возникновения болезней, усталости, плохого самочувствия, аппетита, сна? - учиться различать время по часам. - соблюдать режим буднего и выходного дня. - отличать полезное от вредного | Практические работы «Составление режима дня», «Первая помощь при ожогах, порезах» П/р: «Ты и твоё здоровье» |
Кто живёт рядом с тобой? | Что такое семья. Могут ли обидеть жесты, нужны ли правила поведения, чем можно заняться в свободное время. | - составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи; - характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими; - реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях. | - основные правила поведения в семье - основные правила поведения в окружающей среде (в общественных местах, со сверстниками, со взрослыми, в образовательных учреждениях и местах отдыха) | - использовать эти знания для обогащения жизненного опыта |
|
Россия – твоя Родина
| Что такое Родина. Чем знаменит твой родной край, как наше государство заботится о своих гражданах, какой была наша Родина в давние времена, какие древние города есть в России, какие права имеют граждане России.
| - ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову «Родина»; - различать флаг и герб России. основные достопримечательности. Различать основные достопримечательности родного края и описывать их; - ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка; - воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Древней Руси. | - название родной страны,ее столицы, региона, своего города. - как человек выбирает профессию? - названия 2–3 городов, их расположение на карте России; достопримечательности города | - на основе репродукции картины И. Глазунова составить представление о первых варяжских князьях. - использовать знание для поиска дополнительной информации | П/р: «Мы – граждане России» |
Мы жители Земли
| Сколько на небе звёзд, Сколько у природы царств, кто живёт в царствах природы, какие животные обитают на Земле | - кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы; - называть царства природы, - описывать признаки животного и растения - различать этажи леса: называть особенности каждого этажа; - узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья леса (с ориентировкой на родной край); - различать понятия (без термина): сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения; - составлять небольшое описание на тему «Лес — сообщество»; - моделировать на примере цепи питания жизнь леса; - конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу; - отличать водоем как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности; - различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды; - проводить несложные опыты по определению свойств воды; - отличать водоем от реки как водного потока; - описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада); - приводить примеры лекарственных растений луга; - узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения; - отличать поле (луг, сад) как сообщество от других сообществ. - приводить примеры культур, выращиваемых на полях. «Читать» информацию, представленную в виде схемы; - описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведенным наблюдениям). Различать плодовые и ягодные культуры; - составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека; - приводить примеры произведений живописи (музыки), посвященных природе; - приводить примеры из Красной книги России (своей местности). | - отличия Земли от других планет. - Планеты Солнечной системы | - находить сходства и различия растений и животных | Опыт: Луна – спутник Земли Опыт: Развитие растения из семени |
Природные сообщества | Почему цапля живёт рядом с лягушкой, Сколько этажей у леса, какие растения помогают человеку, что такое природное сообщество, Чем луг отличается от леса и водоема. | - условия, необходимые для жизни растений. - представителей всех ярусов и подземелья леса - виды водоемов, обитатели - водные растения (ряска, кувшинка белая, кубышка желтая) - плодовые культуры: семечковые, цитрусовые, косточковые, ягодные | - доказать утверждение. - называть по 2–3 представителя каждого природного сообщества - различать по внешнему виду и особенностям жизни насекомых
| К/р: «Царства природы» | |
Природа и человек | Человек – часть природы, дружба с животными, Почему нужно беречь природу, Зачем создают заповедники | - что такое «Красная книга». Растения и животные, занесенные в Красную Книгу | - применять полученные знания | Урок-экзамен (Контрольная работа) | |
Повторение Резервные уроки |
|
|
|
|
|
Система оценивания знаний проводится на основании Письма Минобразования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15 "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе".
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Особенности организации контроля по окружающему миру
Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самост. практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнит литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.
Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.
Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не умение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
- неточности при нахождении объекта на карте.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося. Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
Учебно-методическая литература
1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир 1-4 кл. Программа курса (CD-диск). – М.: Вентана-Граф, 2012.
2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1-2 кл. Методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2012.
3. Лихолат Т.В. Наблюдаем и трудимся. 2 кл. Рабочая тетрадь. – М.: Вентана-Граф, 2012.
4. Литвиненко С.В. Думаем и фантазируем. 2 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Вентана-Граф, 2012.
5. Клюева Т.Н., Флоренко Е.Ю. Я становлюсь самостоятельным. Рабочая тетрадь. – М.: Вентана-Граф, 2011.
6. Окружающий мир в произведениях живописи. Дидактические материалы. Электронный образовательный ресурс на диске. 1-4 класс. – М.: Вентана-Граф, 2012.
7. Повторение и контроль знаний. Окружающий мир. Интерактивные дидактические материалы. 1-2 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением. / В.В. Мещерякова, С.В. Савинова. – 2-е изд. стереотип. – М.: Планета, 2011. – (Качество обучения).
8. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост. С.В. Савинова – М.: Планета, 2011. – (Качество обучения).
9. Окружающий мир. 2 класс. Интерактивные диагностические тренировочные работы. Дидактическое пособие с электронным интерактивным приложением. / Авт.-сост. М.С. Умнова. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).
10. Окружающий мир. 2 класс. Интерактивные диагностические тренировочные работы. Тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост. М.С. Умнова. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).
11. Уроки окружающего мира с применением информационных технологий. 1-2 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / О.С. Асафьева, О.Ф. Брыксина [и др.]; сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2013. – (Современная школа).
12. Начальная школа. Оценка достижения планируемых результатов. Уровневая дифференциация. Рейтинговая оценка. Индивидуальные технологические карты. Диагностические работы. Разработки уроков. Разработки родительских собраний. / С.А. Зенина, А.Н. Медведева
[и др.]; – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).
13. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. – М.: Планета, 2012. – (Качество обучения).
14. Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Методическое пособие с электронным приложением / Сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2011. – (Современная школа).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzh.mir_2.ror_.doc | 276.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное общеобразовательное учреждение г. Омска
«Средняя общеобразовательная школа № 132»
РАССМОТРЕННО на заседании МО _____________ /________________ Руководитель МО Протокол №______ от «____»___________2021г. | СОГЛАСОВАННО Заместитель директора _____________ /___________ «_____» ____________2021 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор БОУ г. Омска «СОШ № 132» _____________ /И.A. Мишина Приказ № ____________ «_____» ____________2021 г. |
Рабочая программа по
окружающему миру
на 2021–2022 учебный год
для обучающихся 2 класса
(35 часов в год, 1 час в неделю)
Уровень начального общего образования
Срок реализации: 2021-2022 учебный год
Рабочая программа составлена на основе
Примерной программы по предмету «Окружающий мир» и на основе авторской программы под редакцией:
Н.Ф. Виноградовой в рамках проекта
«Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова).
УМК учебник:
- Н.Ф. Виноградова. Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 /– 3 изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2021. – (Начальная школа XXI века).
Составитель: Мирошкина Татьяна Александровна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 2 класс построена и реализуется в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), Основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО), Примерной программы по предмету «Окружающий мир» и на основе авторской программы под редакцией:
Н.Ф. Виноградовой в рамках проекта «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова).
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
1. Н.Ф. Виноградова. Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 /– 3 изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2021. – (Начальная школа XXI века).
2. Н.Ф. Виноградова.Окружающий мир: 2 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / – 3 изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2021. – (Начальная школа XXI века).
3. Окружающий мир. 2 класс. Электронный образовательный ресурс на CD-диске. – М.: Вентана-Граф, 2021.
4. Сборник программ к комплекту учебников "Начальная школа XXI века" (руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова). – 2-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010.
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
В области познавательных УУД:
- ученик научится проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основе полученных результатов
- использовать определители (гербарий растений и т.д.), дополнительный материал из интернета в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации;
- проводить сравнение, сериацию, классификации;
- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
- использовать готовые модели (условные знаки, глобус, планкарту и др.) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов
- использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
В области коммуникативных УУД:
- ученик научится взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
В области регулятивных УУД:
- ученик научится контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения заданий на основе выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков
В области личностных УУД:
- ученик получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу;
- определять характер взаимоотношений человека с природой.
Метапредметные результаты обучения:
Ученик получит возможность научиться:
- «читать» информацию, представленную в виде схемы;
- воспроизводить в небольшом рассказе - повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Москвы;
- ориентироваться в понятиях: «Солнечная система», «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы», «лекарственные растения», «ядовитые растения», «плодовые культуры», «ягодные культуры»;
- проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);
- приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере своей местности).
Предметные результаты обучения.
Ученик научится:
- составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
- называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;
- оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
- различать (соотносить) прошлое – настоящее - будущее; год – век (столетие); соотносить событие с его датой;
- характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия Земли от других планет;
- называть царства природы;
- описывать признаки животного и растения как живого существа;
- моделировать жизнь сообщества на основе цепи питания;
- различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
- устанавливать основные признаки разных сообществ, сравнивать сообщества;
- описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;
- сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания.
2. Содержание учебного предмета, курса
Введение. Что тебя окружает (2 ч.)
Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Бывают ли на свете чудеса?
Проверь себя.
Кто ты такой? (13 ч.)
Я, ты, он, она…. Все мы – люди. Наши помощники – органы чувств. Обоняние. Вкус. Осязание. Поговорим о здоровье. Здоровье – наше богатство. Секреты здоровья. Если ты себя плохо чувствуешь. Если произошёл несчастный случай. Будь заботлив. Если в доме больной. Режим дня. Физическая культура. Быть сильным и выносливым. Закаляться может каждый.
Почему нужно правильно питаться. Из чего состоит наша пища? О витаминах. Умеем ли мы есть? Почему нужно быть осторожным. Как управляют движением? Можно ли изменить себя?
Проверочная работа по теме «Кто ты такой?». Проверь себя.
Кто живет рядом с тобой (5ч.)
Что такое семья. Семья – коллектив близких людей. Сколько в семье поколений? Кто кому кто? Кто занимается домашним хозяйством. Чем семья занимается в свободное время. О правилах поведения. Какие бывают правила. О правилах поведения. Какие бывают правила.
Проверочная работа на тему «Кто живёт рядом с тобой». Проверь себя.
Россия — твоя Родина (17 ч.)
Родина – что это значит? О чём рассказал папа? История рассказывает о прошлом. Прошлое, настоящее и будущее. Как можно узнать о прошлом. Как Русь начиналась. Москва – столица России. Города России. Санкт-Петербург. Города России. Великий Новгород. Золотое кольцо России. Города России. Продолжаем путешествие. Родной край – частица Родины.
Проверочная работа на тему «Россия – твоя Родина». Проверь себя.
Как трудятся россияне. Зачем человек трудится? О занятиях наших предков. Труд в сельской местности. Хлеб – всему голова. Русская трапеза. Как трудились в городах. Все профессии важны. Чем занимается экономист. О компьютерах и программистах.
Проверочная работа на тему «Как трудятся россияне».
Мы – граждане России. Права и обязанности граждан России. Россия – многонациональная страна.
Проверочная работа по теме «Мы – граждане России».
Мы — жители Земли (9 ч.)
Твоё первое знакомство со звёздами. Звёздное небо. Солнечная «семья». Чем Земля отличается от других планет? Луна – спутник Земли. Глобус – модель Земли.
Проверочная работа на тему «Твой первое знакомство со звёздами».
В некотором царстве. Экскурсия в лесопарк. Царства природы. Бактерии. Грибы. Какие животные обитают на Земле. Какие бывают растения? Условия роста и развития растения.
Проверочная работа на тему «В некотором царстве». Проверь себя.
Природные сообщества (22 ч.)
Среда обитания – что это такое? Лес и его обитатели. Экскурсия в лес (парк). Лес – многоэтажный дом. Деревья леса. Что делает человек из древесины. «Паспорт» дерева. Кустарники леса. Травянистые растения леса. Лесная аптека. Животные леса. Птицы – лесные жители. Пресмыкающиеся – обитатели леса. Ужиное семейство. Насекомые леса. Если ты пришёл в лес.
Проверочная работа на тему «Лес и его обитатели». Проверь себя.
Вода и водные жители. Путешествие капельки. Какие бывают водоёмы? Обитатели пресных водоёмов и рек. Птицы – жители водоёма. Звери пресных водоёмов и рек. Растения пресных водоёмов и рек. Обитатели солёных водоёмов.
Проверочная работа по теме «Вода и водные жители». Проверь себя.
Луг и его обитатели. Растения луга. Животные луга. Поле и его обитатели. Проверь себя. Сад и его обитатели.
Комплексная контрольная работа.
Природа и человек. (2ч.)
Человек – часть природы. Проверь себя.
Обобщение пройденного материала. Викторина
Практические работы. Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).
3. Тематическое планирование, в том числе с учётом рабочей программы воспитания с указанием
количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№п/п | № урока в теме (в разделе) | Дата | Раздел (тема урока) | Часы | Примечание * |
Тема «Что тебя окружает? 2 часа. Учебник 1 часть. | |||||
1 | 1 | Окружающий нас мир. | 1 | С.6-11, Т.с.5-12 | |
2 | 2 | Бывают ли на свете чудеса? Проверь себя. | 1 | С.12-14, Т.с.13. П/с.14 | |
Тема «Кто ты такой? 13 часов | |||||
3 | 1 | Я, ты, он, она…. Все мы - люди | 1 | С.16-20, Т.с.15-16, №1-4 | |
4 | 2 | Наши помощники – органы чувств. Обоняние. Вкус. | 1 | С.21-25, Т.с.16-18,№5-11 | |
5 | 3 | Наши помощники – органы чувств. Осязание. | 1 | С.25-26,провести опыты, написать выводы в тетрадь. | |
6 | 4 | Поговорим о здоровье. Здоровье – наше богатство. Секреты здоровья. Если ты себя плохо чувствуешь. | 1 | С.27-31,Т.с.18 -20, №12-17(1) | |
7 | 5 | Если произошёл несчастный случай. Будь заботлив. Если в доме больной. | 1 | С.31-34. Написать памятку в тетрадь на тему «Если в доме больной» | |
8 | 6 | Режим дня | 1 | С.35-41,Т.с.20 – 22, №17(2) -20 | |
9 | 7 | Физическая культура. Быть сильным и выносливым. | 1 | С.42-47, Т.с.22-23, №21-23 | |
10 | 8 | Закаляться может каждый. | 1 | С.47-49, в тетрадь записать правила закаливания. | |
11 | 9 | Почему нужно правильно питаться. Из чего состоит наша пища? | 1 | С.50-52. Т.с.23, №24 | |
12 | 10 | О витаминах. | 1 | С.53-56, Т.с.24, №25-26, Т.с.26, №27(2) | |
13 | 11 | Умеем ли мы есть? | 1 | С.56-60, Т.с.25-26, №27-29 | |
14 | 12 | Почему нужно быть осторожным. Как управляют движением? Можно ли изменить себя? | 1 | С.61-70. Т.с.27-29 | |
15 | 13 | Проверочная работа по теме «Кто ты такой?». Проверь себя. | 1 | П/р Т.с.30-31 | |
Тема «Кто живёт рядом с тобой». 5 часов | |||||
16 | 1 | Что такое семья. Семья – коллектив близких людей. Сколько в семье поколений? Кто кому кто? | 1 | С.72-79, Т.с.32-38, №1-6(1) | |
17 | 2 | Кто занимается домашним хозяйством. Чем семья занимается в свободное время. | 1 | С.79-87, Т.с.39 – 43. №7-10(1) | |
18 | 3 | О правилах поведения. Какие бывают правила | 1 | С.88-95, написать правила поведения в тетрадь. | |
19 | 4 | О дружбе. Умеем ли мы дружить? Могут ли обидеть жесты и мимика. | 1 | С.95-98,Т.с.44-48, №10(2)-13 | |
20 | 5 | Проверочная работа на тему «Кто живёт рядом с тобой». Проверь себя. | 1 | П/рТ.с.49 | |
Тема «Россия – твоя Родина».17 часов. | |||||
21 | 1 | Родина – что это значит? О чём рассказал папа? | 1 | С.100-103,Т.с.50-52, №1-5 | |
22 | 2 | История рассказывает о прошлом. Прошлое, настоящее и будущее. Как можно узнать о прошлом | 1 | С.104-107, Т.с.52, №6,7,9 | |
23 | 3 | Как Русь начиналась | 1 | С.107 – 109, Т.с.53, №10,12 | |
24 | 4 | Москва – столица России | 1 | С.110 -117, Т.с.58, №23-24 | |
25 | 5 | Города России. Санкт-Петербург. | 1 | С.118-122. В тетрадь выполнить задание с.120 | |
26 | 6 | Города России. Великий Новгород. Золотое кольцо России | 1 | С.122-126. В тетради нарисовать схему золотого кольца России и написать по одной достопримечатель- ности каждого города. | |
27 | 7 | Города России. Продолжаем путешествие. | 1 | С. 127-131,Т.с.59№25, Т.с.60-61, №26-27 | |
28 | 8 | Родной край – частица Родины | 1 | С.132-134, выполнить задание в тетрадь. | |
29 | 9 | Проверочная работа на тему «Россия – твоя Родина». Проверь себя. | 1 | П/р Т.с.61-62 | |
30 | 10 | Как трудятся россияне. Зачем человек трудится? | 1 | С.135-137, нарисовать в тетрадь схему-рисунок «Зачем человек трудится?» | |
31 | 11 | О занятиях наших предков. Труд в сельской местности. Хлеб – всему голова. Русская трапеза. | 1 | С.138-142,Т.с.54-57, №13-22 | |
32 | 12 | Как трудились в городах. Все профессии важны. (Экскурсия в теплицу. Экскурсия на хлебозавод (в пекарню). О труде фермера. Экскурсия в музей.) | 1 | С.142-146,Т.с.52, №8 | |
33 | 13 | Чем занимается экономист. О компьютерах и программистах. | 1 | С.147-150,Т.с.53, №11 | |
34 | 14 | Проверочная работа на тему «Как трудятся россияне». | 1 | П/р | |
35 | 15 | Мы – граждане России. Права и обязанности граждан России | 1 | С.151-160, выучить права и обязанности граждан РФ | |
36 | 16 | Россия – многонациональная страна. | 1 | С.161-168. Какие народы проживают в Омской области? | |
37 | 17 | Проверочная работа по теме «Мы – граждане России». | 1 | П/р | |
Тема «Мы - жители Земли». 9 часов. Учебник 2 часть. | |||||
38 | 1 | Твоё первое знакомство со звёздами. Звёздное небо. Солнечная «семья». | 1 | С.6-13, сделать модель Солнечной системы | |
39 | 2 | Чем Земля отличается от других планет? Луна – спутник Земли. | 1 | С.13-17, Т.с.3,6 №1-4,6-8 | |
40 | 3 | Глобус – модель Земли. | 1 | С.18-19, Т.с.4-5 | |
41 | 4 | Проверочная работа на тему «Твой первое знакомство со звёздами» | 1 | П/р | |
42 | 5 | В некотором царстве. Экскурсия в лесопарк. Царства природы. Бактерии. | 1 | С.20-22.Написать в таблицу полезные и вредные бактерии.Т.с.7, №9-10 | |
43 | 6 | Грибы | 1 | С.23-29,Т.с.7-8, №11-13 | |
44 | 7 | Какие животные обитают на Земле | 1 | С.30-32, Т.с.9-13, №14-21 | |
45 | 8 | Какие бывают растения? Условия роста и развития растения. | 1 | С.33-36, Т.с.14-15, №22, опыт | |
46 | 9 | Проверочная работа на тему «В некотором царстве». Проверь себя. | 1 | П/р. Т.с.15-17 | |
Тема «Природные сообщества». 22 часа. | |||||
47 | 1 | Среда обитания – что это такое? | 1 | С.38-39. В тетради написать три цепи питания. | |
48 | 2 | Лес и его обитатели. Экскурсия в лес (парк). Лес – многоэтажный дом. | 1 | С.40-44, Т.с.18,№1-2 | |
49 | 3 | Деревья леса. Что делает человек из древесины. «Паспорт» дерева. | 1 | С.45-51, Т.с.19-20, №3-6, сделать «Паспорт» дерева. | |
50 | 4 | Кустарники леса | 1 | С.52-55, сделать «паспорт» кустарника | |
51 | 5 | Травянистые растения леса. Лесная аптека | 1 | С.56-61,Т.с.20,№7. Написать в тетрадь об одном лекарственном растении | |
52 | 6 | Животные леса | 1 | С.62-66, Т.с.20,№8 | |
53 | 7 | Птицы – лесные жители | 1 | С.67-73, с.69 подготовиться в тетради к играм: «Кто больше?», «Угадай птицу по описанию». Т.с.21-23, №9-14(1) | |
54 | 8 | Пресмыкающиеся – обитатели леса. Ужиное семейство. | 1 | С.74-76, Т.с.23, №14(2) продолжение истории в тетрадь. | |
55 | 9 | Насекомые леса. Если ты пришёл в лес. | 1 | С.77-80, Т.с.23-25, №15-18 | |
56 | 10 | Проверочная работа на тему «Лес и его обитатели». Проверь себя. | 1 | П/р, Т.с.26-27. | |
57 | 11 | Вода и водные жители. Путешествие капельки. | 1 | С.81-85, Т.с.28-30, №19-23(весь) | |
58 | 12 | Какие бывают водоёмы? | 1 | С.86-89, нарисовать схему реки с.88 в тетрадь | |
59 | 13 | Обитатели пресных водоёмов и рек. | 1 | С.90-95, Т.с.30-31, №24-25(1), С.32, №26-29 | |
60 | 14 | Птицы – жители водоёма. Звери пресных водоёмов и рек. | 1 | С.96-101. Нарисовать/фото птицу или зверя, обитателей рек Иртыш, Омь. Сообщение в тетрадь. | |
61 | 15 | Растения пресных водоёмов и рек. | 1 | С.102-105,Т.с.33-34,№30-31 | |
62 | 16 | Обитатели солёных водоёмов. | 1 | С.105-108, Т.с.31, №25(2) | |
63 | 17 | Проверочная работа по теме «Вода и водные жители». Проверь себя. | 1 | П/р Т.с.34-35 | |
64 | 18 | Луг и его обитатели. Растения луга. | 1 | С.109-116, с.109- выполни задание в тетради + об 1 лекарственном растении. | |
65 | 19 | Животные луга. | 1 | С.117-125, Т.с.36-38, №32-37(1) | |
66 | 20 | Поле и его обитатели. Проверь себя. | 1 | С.126-136, Т.с.38-41, №37(2)-42 | |
67 | 21 | Сад и его обитатели. | 1 | С.137-142, Т.с.42-43, №43-45 | |
68 | 22 | Комплексная контрольная работа. | 1 | К/р | |
Тема «Природа и человек».2 часа. | |||||
69 | 1 | Человек – часть природы. Проверь себя. | 1 | С.144-155, Т.с.44-47. | |
70 | 2 | Обобщение пройденного материала. Викторина. | 1 | ||
ИТОГО | 70 |
Количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ.
плановых проверочных работ - 11 часов (в том числе комплексной контрольной работы - 1 час)
практических работ - 5 часов;
экскурсий – 5 часов
План проведения контрольных, практических работ, экскурсий
№ п/п | Вид работы | Тема | Дата |
1 | ПС | Проверь себя на тему «Что тебя окружает» | |
2 | П | Практическая работа № 1 «Первая помощь при ожогах, порезах, ударах» | |
3 | ПР | Проверочная работа по разделу «Кто ты такой?» | |
4 | ПР | Проверочная работа по разделу «Кто живёт рядом с тобой». | |
5 | П | Практическая работа № 2 «Составление семейного древа» | |
6 | ПР | Проверочная работа по теме «Россия – твоя Родина» | |
7 | ПР | Проверочная работа на тему «Как трудятся россияне». | |
8 | ПР | Проверочная работа по теме «Мы – граждане России». | |
9 | ПР | Проверочная работа на тему «Твой первое знакомство со звёздами» | |
10 | П | Практическая работа № 3 «Солнечная система» | |
11 | П | Практическая работа № 4 с муляжами грибов. Царство живой природы. Грибы. | |
12 | ПР | Проверочная работа на тему «В некотором царстве». | |
13 | П | Практическая работа № 5: работа с гербарием. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые | |
14 | ПР | Проверочная работа на тему «Лес и его обитатели». | |
15 | ПР | Проверочная работа по разделу «Вода и водные жители» | |
16 | КР | Комплексная контрольная работа | |
17-21 | ПР | Экскурсии в лесопарк; в теплицу; на хлебозавод; в музей; лес(парк) |
Требования к уровню подготовки учащихся.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2 года обучения:
Требования ФГОС
Содержательная линия | Учебный материал | Планируемые результаты | Формы и вопросы контроля | ||
Универсальные учебные действия | Предметные | ||||
Знать | Уметь | ||||
Что тебя окружает | Что такое живая и неживая природа, как отличит объекты живой природы от объектов неживой природы, Бывают ли на свете чудеса. | - «читать» информацию, представленную в виде схемы; - сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия. | Значение слов «прошлое», «настоящее», «будущее» | Уметь сравнивать объекты природы и объекты, созданные человеком. Выполнять задания в тетради, при затруднении обращаться за помощью к соседу или учителю | Проверь себя «Кто тебя окружает» |
Кто ты такой? | Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. | - реализовывать в учебных, игровых и житейских ситуациях правила поведения при возникающих опасностях. | Углубить знания об органах чувств, использовать слово «чувство» как научный термин и синоним нового слова «ощущение». | Знакомиться с научным текстом, соотносить его с рубрикой «Картинная галерея». Сравнивать портреты: два возраста | Опыт «Определение вкуса продукта» Опыт: Продукты содержат жир |
Ты и твоё здоровье | Что такое здоровье, как сохранить своё здоровье. | - описывать кратко особенности разных органов чувств; - сопоставлять орган чувств с выполняемой им функцией; - анализировать режим дня, рассказывать о его значении в жизни школьника; - различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты; - характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания; | - правила подготовки рабочего места к занятиям, правило чтения, письма, чем заниматься в свободное время - правила безопасного поведения; - правила сохранения и укрепления здоровья - основные правила поведения, сохраняющие здоровье. | - задуматься над вопросами: что значит быть здоровым? Что нужно делать для того, чтобы сохранить здоровье? Что бывает причиной возникновения болезней, усталости, плохого самочувствия, аппетита, сна? - учиться различать время по часам. - соблюдать режим буднего и выходного дня. - отличать полезное от вредного | Практические работы «Составление режима дня», «Первая помощь при ожогах, порезах» П/р: «Ты и твоё здоровье» |
Кто живёт рядом с тобой? | Что такое семья. Могут ли обидеть жесты, нужны ли правила поведения, чем можно заняться в свободное время. | - составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи; - характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими; - реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях. | - основные правила поведения в семье - основные правила поведения в окружающей среде (в общественных местах, со сверстниками, со взрослыми, в образовательных учреждениях и местах отдыха) | - использовать эти знания для обогащения жизненного опыта | |
Россия – твоя Родина | Что такое Родина. Чем знаменит твой родной край, как наше государство заботится о своих гражданах, какой была наша Родина в давние времена, какие древние города есть в России, какие права имеют граждане России. | - ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову «Родина»; - различать флаг и герб России. основные достопримечательности. Различать основные достопримечательности родного края и описывать их; - ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка; - воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Древней Руси. | - название родной страны,ее столицы, региона, своего города. - как человек выбирает профессию? - названия 2–3 городов, их расположение на карте России; достопримечательности города | - на основе репродукции картины И. Глазунова составить представление о первых варяжских князьях. - использовать знание для поиска дополнительной информации | П/р: «Мы – граждане России» |
Мы жители Земли | Сколько на небе звёзд, Сколько у природы царств, кто живёт в царствах природы, какие животные обитают на Земле | - кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы; - называть царства природы, - описывать признаки животного и растения - различать этажи леса: называть особенности каждого этажа; - узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья леса (с ориентировкой на родной край); - различать понятия (без термина): сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения; - составлять небольшое описание на тему «Лес — сообщество»; - моделировать на примере цепи питания жизнь леса; - конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу; - отличать водоем как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности; - различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды; - проводить несложные опыты по определению свойств воды; - отличать водоем от реки как водного потока; - описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада); - приводить примеры лекарственных растений луга; - узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения; - отличать поле (луг, сад) как сообщество от других сообществ. - приводить примеры культур, выращиваемых на полях. «Читать» информацию, представленную в виде схемы; - описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведенным наблюдениям). Различать плодовые и ягодные культуры; - составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека; - приводить примеры произведений живописи (музыки), посвященных природе; - приводить примеры из Красной книги России (своей местности). | - отличия Земли от других планет. - Планеты Солнечной системы | - находить сходства и различия растений и животных | Опыт: Луна – спутник Земли Опыт: Развитие растения из семени |
Природные сообщества | Почему цапля живёт рядом с лягушкой, Сколько этажей у леса, какие растения помогают человеку, что такое природное сообщество, Чем луг отличается от леса и водоема. | - условия, необходимые для жизни растений. - представителей всех ярусов и подземелья леса - виды водоемов, обитатели - водные растения (ряска, кувшинка белая, кубышка желтая) - плодовые культуры: семечковые, цитрусовые, косточковые, ягодные | - доказать утверждение. - называть по 2–3 представителя каждого природного сообщества - различать по внешнему виду и особенностям жизни насекомых | К/р: «Царства природы» | |
Природа и человек | Человек – часть природы, дружба с животными, Почему нужно беречь природу, Зачем создают заповедники | - что такое «Красная книга». Растения и животные, занесенные в Красную Книгу | - применять полученные знания | Урок-экзамен (Контрольная работа) | |
Повторение Резервные уроки |
Система оценивания знаний проводится на основании Письма Минобразования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15 "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе".
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Особенности организации контроля по окружающему миру
Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самост. практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнит литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.
Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.
Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не умение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
- неточности при нахождении объекта на карте.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося. Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир 1-4 кл. Программа курса (CD-диск). – М.: Вентана-Граф, 2012.
2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1-2 кл. Методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2012.
3. Лихолат Т.В. Наблюдаем и трудимся. 2 кл. Рабочая тетрадь. – М.: Вентана-Граф, 2012.
4. Литвиненко С.В. Думаем и фантазируем. 2 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Вентана-Граф, 2012.
5. Клюева Т.Н., Флоренко Е.Ю. Я становлюсь самостоятельным. Рабочая тетрадь. – М.: Вентана-Граф, 2011.
6. Окружающий мир в произведениях живописи. Дидактические материалы. Электронный образовательный ресурс на диске. 1-4 класс. – М.: Вентана-Граф, 2012.
7. Повторение и контроль знаний. Окружающий мир. Интерактивные дидактические материалы. 1-2 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением. / В.В. Мещерякова, С.В. Савинова. – 2-е изд. стереотип. – М.: Планета, 2011. – (Качество обучения).
8. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост. С.В. Савинова – М.: Планета, 2011. – (Качество обучения).
9. Окружающий мир. 2 класс. Интерактивные диагностические тренировочные работы. Дидактическое пособие с электронным интерактивным приложением. / Авт.-сост. М.С. Умнова. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).
10. Окружающий мир. 2 класс. Интерактивные диагностические тренировочные работы. Тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост. М.С. Умнова. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).
11. Уроки окружающего мира с применением информационных технологий. 1-2 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / О.С. Асафьева, О.Ф. Брыксина [и др.]; сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2013. – (Современная школа).
12. Начальная школа. Оценка достижения планируемых результатов. Уровневая дифференциация. Рейтинговая оценка. Индивидуальные технологические карты. Диагностические работы. Разработки уроков. Разработки родительских собраний. / С.А. Зенина, А.Н. Медведева
[и др.]; – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).
13. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. – М.: Планета, 2012. – (Качество обучения).
14. Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Методическое пособие с электронным приложением / Сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2011. – (Современная школа).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" с учетом ФГОС
Рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС и рассматривает: планируемые результаты по математике, календарно-тематическое планирование, содержание программы, формы и средства контроля, мате...
Рабочая программа по математике 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС
Рабочая программа содержит пояснительную записку и развернутое календарно-тематическое планирование с УУД в соответствии с требованиями ФГОС 2009 года....
Рабочая программа по математике 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС
Рабочая программа по математике 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС...
рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс (Школа России)
Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе...
Рабочая программа по математике 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" с учетом ФГОС
Рабочая программа по математике соответствует требования ФГОС НОО...
Рабочая программа по окружающему миру 3 кл. УМК "Школа России" ФГОС
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
рабочая программа по математике 3 класс УМК "Начальная школа XXI века" с учетом ФГОС
Рабочая программа сосответствуе современным требованиям по структуре, отражает особенности работы с учащимися 3 классов по ФГОС....