Правила вежливости
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Конспект урока +презентация по теме Уроки вежливости

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_okruzh.mir_.pptx2.58 МБ
Файл konspekt_okruzh.docx26.73 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗДРАВСТВУЙ ( пожелание здоровья)

Слайд 2

Тема урока: «Правила вежливости»

Слайд 3

Забавная история о происхождении хороших манер Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с краю, мерзли.

Слайд 4

Ежи никак не могли отыскать "золотую середину" – то они кололи друг друга иглами, то замерзали, то сталкивались, то разбегались по углам. А потом договорились: уступать друг другу. Погрелся в середине – иди на край. И снова жди своей очереди.

Слайд 5

Может быть, хорошие манеры – это "золотая середина", которую нашли люди для удобства общения? Сложившиеся правила поведения помогают людям понять друг друга, позволяют избежать конфликтов.

Слайд 6

СПАСИБО ДОБРЫЙ ДЕНЬ СПАСИБО ПРОСТИ, ПОЖАЛУЙСТА ЗДРАВСТВУЙТЕ ДО СВИДАНИЯ

Слайд 7

Правила при разговоре по телефону 1. Разговаривать по телефону нужно вежливым тоном. 2 . Использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания. 3 . Не следует говорить слишком долго.

Слайд 8

В Новой Зеландии приветствуют друг друга, потираясь носами.

Слайд 9

В Тибете – снимают головной убор правой рукой, левую закладывают за ухо и при этом высовывают язык.

Слайд 10

В Тунисе – кланяются, поднося правую руку ко лбу, затем к губам, затем к сердцу

Слайд 11

На уроке я вспомнил… На уроке я узнал… На уроке я научился …



Предварительный просмотр:

Класс:  2

Тема: «Правила вежливости»

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: общеклассная, групповая, индивидуальная, работа в парах.

Цели урока:

Предметные:

  1. Повторить вежливые слова, используемые в различных жизненных ситуациях;
  2. дать понятие «культура поведения»

Метапредметные:

  1. Развивать умение анализировать, обобщать, делать самостоятельно выводы;
  2. продолжить работу по формированию коммуникативных умений и навыков;
  3. развивать речь учащихся и обогащать их словарный запас.

Личностные:

1. Воспитывать вежливое и уважительное отношение к людям;

2. развивать эмоционально-нравственную отзывчивость, доброжелательность;

3. учить анализировать и оценивать речь, поведение людей. 

Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать вежливые слова в общении с другими людьми; обсуждать вопрос о культуре поведения.

Оборудование: Окружающий мир” Плешаков А.А.  2- часть, презентация

  • индивидуальные карточки для групповой работы;
  • плакаты к заданию «Продолжи предложение»;
  • конверты с пожеланиями  Тётушки Совы.

Ход урока

I. Организационный момент

- Доброе утро всем тем, кто хорошо выспался!

- Доброе утро всем тем, кто сделал зарядку!

- Доброе утро всем тем, кто пришёл в школу с хорошим настроением!

- Доброе утро нашим гостям! ( ПРИВЕТСТВИЕ УЧАЩИХСЯ )

- Желаю всем удачного дня и хорошего настроения.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Хорошо запоминать.

II. Актуализация знаний

 - На прошлом уроке мы с вами говорили о правилах поведения в школе. И сейчас мы  проверим, как вы их запомнили. Сыграем в игру « Доскажи словечко»

На уроке будь старательным, будь спокойным и …(внимательным).

Всё пиши, не отставая, слушай,……(не перебивая).

Говорите чётко, внятно, чтобы было всё….(понятно).

Если хочешь отвечать, надо руку…..(поднимать).

На математике считают, на перемене…….. (отдыхают).

Будь прилежен на уроке, не болтай: ты не …(сорока).

Если друг стал отвечать, не спеши…(перебивать).

А помочь захочешь другу – подними спокойно…(руку).

Знай: закончился урок, коль услышал ты….(звонок).

Когда звонок раздался снова, к уроку будь…(готовым).

Чтоб не тревожились врачи, на переменах не…(кричи)

III. Самоопределение к деятельности

- Отгадайте загадку:  Он кричит «ку – ка – ре – ку!» солнцу, речке, ветерку,

И летит на всю округу: « ДОБРЫЙ ДЕНЬ! Ку – ка – ре – ку!»

- Кто приветствует по утрам солнце, речку, ветерок?  (Петух)

- А какие слова приветствия употребляют люди? (Ответы детей).

- Какое слово чаще всего используют люди, приветствуя друг друга? (Здравствуйте)

- А кто помнит, от какого слова произошло слово «здравствуйте»?

Здравствуйте – приветствие при встрече и одновременное пожелание быть здоровым (мы желаем вам здоровья).  (слайд 1 )

- Какие ещё «вежливые» слова вы знаете? (Ответы детей)

- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. (О вежливости).

- Тема нашего урока «Правила вежливости» (слайд 2)

IV. Работа по теме урока

- Ребята, как вы думаете, какому человеку легко жить на свете: доброму или злому?

- Кто, по-вашему, добрый человек?

- Что нужно делать для того, чтобы быть добрым?

 – Ребята, сегодня мы поговорим о волшебных словах. Это обычные, простые, умные, полезные и добрые слова, а волшебными они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя. Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить по-волшебному, а научиться такому волшебству нетрудно, стоит только захотеть.

Вы стали школьниками. Вас ждёт много славных дел. Вы окончите школу и станете трудиться на заводах, шахтах, строить дома, прокладывать дороги к звёздам, водить по морям и океанам могучие атомоходы, выращивать новые сорта чудесных растений, побеждать болезни. Вы будете строителями, капитанами, водолазами, космонавтами, художниками. Но, прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо учиться. (слайд 3-5)

- Сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться с правилами вежливости.

И поможет нам в этом сама ТЁТУШКА СОВА. Она пришла не с пустыми руками, а с пожеланиями, которые спрятались в конвертах.

- Весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят и уважают.

- Почему же нам не быть внимательными, вежливыми и добрыми друг к другу? Ведь это не так уж трудно!

Кирилл:                                                                                                                                                 Вежливость для взрослых и для детей важна,
Вежливость – чудесная и добрая страна.
Вежливости надо с детства всем учиться,
Вежливость, ребята, волшебства частица.

1) Образование слова «Вежливость».

- Я беру у ТЁТУШКИ СОВЫ первый свёрток и читаю, какое первое её желание нам надо исполнить.

Запись в конверте: «Хочу, чтоб вы знали, как образовалось слово «Вежливость»?»

- А вам, ребята, интересно, откуда появилось слово «Вежливость»?

-Послушайте, откуда пришло это слово. Один мальчик забывал говорить

спасибо, пожалуйста, до свидания, извините. Ах ты, невежа. Говорили ему

все. Он очень обижался и кричал в ответ. Нет, я вежа, вежа, вежа! Странное

слово, говорили ему. На самом деле это слово не странное, а старинное. В

старину вежей называли человека учёного, много знающего, в том числе и

правила поведения. Так что было такое слово вежа, а после появилось

вежливость.

2) Обмен собственным опытом.

- У вас небольшой жизненный опыт, но многие из вас уже знают некоторые правила вежливого отношения с окружающими. Я называю ситуацию, а вы определяете вежливыми или нет были действия в ней.

- Поздороваться при встрече ... (вежливо).

- Толкнуть, не извиниться ... (невежливо).

- Помочь подняться, поднять упавшую вещь ... (вежливо).

- Не встать, обращаясь к учителю ... (невежливо).

- Взять билет в трамвае ... (вежливо).

- Не уступить место пожилому ... (невежливо).

3) Использование в речи «волшебных» слов.

 - Давайте возьмём у ТЁТУШКИ СОВЫ  другой сверток и исполним её второе желание. Открываем конверт.

 Запись в конверте: «Хочу, чтобы вы все были вежливыми детьми и чаще употребляли в своей речи «волшебные» слова».

 Учитель: В обиходе вежливого воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грубому и обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение. (Можно вспомнить рассказ В.Осеевой «Волшебное слово»). (СЛАЙД 6)

 - Давайте вспомним эти слова с помощью игры

 - Растает даже ледяная глыба от слова тёплого ... (Спасибо.) 

 - Зазеленеет старый пень, когда услышит ... (Добрый день.) 

 - Если больше есть не в силах, скажем маме мы ... (Спасибо.) 

 - Когда нас бранят за шалости, говорим мы ... (Прости, пожалуйста.) 

 - Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь ... (Здравствуйте.) 

 - И во Франции и в Дании на прощанье говорят ... (До свидания.) 

-Как ты думаешь, какие слова называют волшебными? Почему? Какое волшебство они совершают? (Эти слова делают нашу речь приятнее, более тёплой, доброжелательной.)

У вас на столах есть красные листочки попрошу вас взять по одному листочку прочитать своё слово и соотнести с группой слов на доске.  

Выходим по одному к доске, переворачиваем «лучик» и читаем слова. А вы должны определить, в каких случаях говорятся эти слова

1. Здравствуйте, привет, добрый день (приветствие).

2. До свидания, пока, счастливого пути (прощание).

3. Извините, простите,  (извинение).

4. Спасибо, благодарю (благодарность).

5. Будьте добры, пожалуйста (просьба).

 - Эти слова делают нашу речь приятнее, более теплой, доброжелательной.

Работа в паре.

Рассмотрите рисунки на стр. 54 учебника. Придумайте и разыграйте диалог между героями, используя вежливые слова  

( Учащиеся показывают  мини – сценки) 

     

Физкультминутка.

 - Сейчас мы с вами немного разомнемся                                                                                                                              Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста», если вы не услышите это слово, то выполнять действие не нужно.

Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза!

Руки на пояс!

Пожалуйста, руки на пояс!

Выполняем приседания!

Приседаем 2 раза, пожалуйста!

Прыгаем, как зайчики!

Пожалуйста, сделали вдох и выдох!

Пожалуйста, садимся на свои места!

- Молодцы! Вы очень внимательны. Мы хорошо отдохнули и можем продолжить нашу работу!

V. Продолжение работы по теме урока.

1. Работа по учебнику.

- Рассмотрите рисунок на стр. 53. Прочитайте разговор по телефону Рыжика и Попугая. Получился разговор вежливым и понятным? (Слайд  12)

( Учащиеся обсуждают ситуацию, изображенную на рисунке. Делают коллективный вывод.)

- Какие правила нужно соблюдать при разговоре по телефону, чтобы он получился вежливым? (Слайд 7) 

Помни:  

1.Разговаривать по телефону нужно вежливым тоном.

2.Использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания.

     3.  Не следует говорить слишком долго.

- Всегда приятно общаться с вежливыми людьми: они используют в своей речи волшебные слова, совершают вежливые поступки. Но почему-то некоторые считают такое поведение «странным».

  1. Прочитаем вслух текст «Странный папа» на стр. 56 учебника.
  2. Как вы объясните «странное» поведение папы?

2) Из истории происхождения правил вежливости.

- Давайте возьмём у  ТЁТУШКИ СОВЫ  третий свёрток и узнаем о следующем её желании.

Запись в конверте: «Хочу, чтобы вы знали, правила поведения в других странах»

Учитель: Интересно вам это знать? Тогда слушайте:

- Миллиарды раз в жизни людей повторялись некоторые обычные повседневные ситуации: люди встречались, расставались, знакомились, оказывали друг другу услуги, просили о чём-либо, выражали сочувствие. Люди находили и передавали из поколения в поколение самые удобные, экономные, разумные способы действий в подобных ситуациях. Так возникли правила поведения или правила вежливости.

Учитель: В древнем Китае, например, насчитывалось около 30 тысяч церемоний: как постучаться в дом, как войти, как встать, как сесть, как взять чашку с чаем – всё это было определено и строго расписано.

 (слайд 8-10)

- Ребята, а зачем человеку нужны эти правила? Неужели нельзя без них обойтись?

Учитель обобщает ответы детей: правила вежливости нам с вами нужны везде и всегда. Иначе люди бы не смогли общаться друг с другом, помогать, уважать друг друга.

3) Работа в группах. Правильно составить пословицу

- У ТЁТУШКИ СОВЫ остался последний свёрток с желанием , откроем и его.

Запись в конверте: «Хочу, чтобы вы правильно составили пословицу и объяснили их смысл».

Детям раздаются пословицы, только каждое слово по отдельности.

Задача: правильно составить пословицу, объяснить их смысл.

Группам раздаются разрезанные пословицы, надо составить правильно.

Пословицы:

ОДНО ХОРОШЕЕ СЛОВО ЛУЧШЕ ТЫСЯЧИ СЛОВ РУГАНИ.

ЛАСКОВЫМ СЛОВОМ И ЛЁД РАСТОПИШЬ.

VI. Рефлексия. (Слайд 11)

Оцените свою работу.

Продолжите, пожалуйста, предложения, записанные на доске:

На уроке я вспомнил…

На уроке я узнал…

На уроке я научился …

Самооценка смайлики

VII.Подведение итогов урока.

- О чем мы говорили на уроке?

- Что вы узнали? Чему научились?

Домашнее задание (по выбору).

  1. Узнать и рассказать о других правилах поведения.

Здравствуйте Добрый день

До свидания Пока

Извините простите  

Спасибо Благодарю 

Пожалуйста 


«Хочу, чтоб вы знали, как образовалось слово «Вежливость»?»

«Хочу, чтобы вы все были вежливыми детьми и чаще употребляли в своей речи «волшебные» слова»

«Хочу, чтобы вы знали, правила поведения в других странах»

«Хочу, чтобы вы правильно составили пословицу и объяснили их смысл».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест "Правила вежливости".

Тест «Правила вежливости» 1.Вспомни «волшебные слова». А) напиши, какие ты знаешь  слова приветствия: _____________________________________________________________________________ ...

Классный час Правила вежливости

Классный час прошел в виде путешествия на поезде по городу  Вежливости. На каждой станции ребята выступали с "волшебными" словами, добрыми поступками, анализировали, делали выводы.В конце дети об...

Презентация к уроку "Правила вежливости"

Учащиеся познакомятся с правилами вежливости....

Правила вежливости.

·        учить детей вежливому обращению, уважению к человеку любого возраста;·        знакомить с миром вежливых слов и реч...

Правила вежливости

Уроки хороших манер...

Урок окружающего мира "Правила вежливости. К вам пришли гости" 2 класс."

В материале содержится конспект урока вежливости.На уроке дети обучатся нормам этикета при проведении праздника - дня рождения; дети научатся правильно вести себя в гостях и побудут в роли хозяина....