Урок окружающего мира "Правила вежливости. К вам пришли гости" 2 класс."
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Боброва Людмила Дмитриевна

В материале содержится конспект урока вежливости.На уроке дети обучатся нормам этикета при проведении праздника - дня рождения; дети научатся правильно вести себя в гостях и побудут в роли хозяина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_2_klass.rar22.02 КБ

Предварительный просмотр:

  Урок окружающего мира 2 класс.

Тема : «Правила вежливости. К вам пришли гости.»

Цели: учить соблюдать правила вежливости при общении со сверстниками и  взрослыми, использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д.; познакомить с понятием «культура поведения»; обучать детей нормам этикета.

Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать «вежливые слова» в общении с другими людьми; обсуждать вопрос о культуре поведения; научатся правильно приглашать к себе в гости и правильно вести себя в роли хозяина.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Самоопределение к деятельности.

1) - Эпиграфом нашего урока сегодня являются слова «Ничто не обходится так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» (слайд1)

- А что значит вежливость? (ответы детей)

Вывод: Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

2) А сейчас мы вспомним некоторые вежливые слова в игре «Доскажи словечко»:

- Растает ледяная глыба

От слова тёплого… (спасибо)

- Зеленеет старый пень

Когда услышит… (добрый день)

-Мальчик вежливый и развитый

Говорит ,встречаясь … (здравствуйте)

-Когда нас бранят за шалости

Говорим…(простите, пожалуйста)

- В России и во Франции

В Германии и в Дании

На прощание говорят…(до свидания)

- Какие слова вспомнили? Почему их называют волшебными? Когда эти слова становятся действительно волшебными?

3) Давайте составим букет из волшебных цветов. Их сердечки на доске, а вот лепестки пока у вас на партах. Давайте соберём эти цветы, для этого вы должны написать на своих лепестках ( работа по группам):

а) слова приветствия;

б)слова прощания;

в)слова просьбы и благодарности

(Дети составляют букет из волшебных цветов)

  1. Работа по теме урока.

1) - Мы с вами повторили волшебные слова. А сегодня поговорим на тему « К вам пришли гости..»

- Нравится ли вам ходить в гости? Зачем люди ходят в гости?

- А бывало ли ,что после посещения у вас остались неприятные воспоминания? Почему?

- Да, действительно, бывает так, что посещение друзей не оставило радости. Но это совсем не значит, что тот, у кого вы были в гостях плохой человек, или ваши гости – плохие люди. Видимо, они что-то не предусмотрели, а может быть, и в чём-то виноваты.

С давних пор люди ходят друг к другу в гости. За это время выработались ясные представления о том, как надо вести себя хозяину и гостю. Но в любое время наверное самая трудная роль – роль хозяина.

2)  - Объясните значение пословиц (слайд 2):

Хозяин весел – гости радостны.

Хоть не богат, а гостям рад.

Кто в гости не ездит, к себе не зовёт, тот недобрым слывёт.

3) – Самое трудное – организовать праздник, хорошо встретить гостей.

- С чего начинается приём гостей? ( с приглашения) Как вы приглашаете гостей?

- У вас на партах есть приглашение, которое Муха-Цокотуха отправила Комарику, приглашая его на свой день рождения. Прочтите его и проанализируйте, насколько правильно оно составлено.

Приглашение:

Дорогой Комарик!

Приглашаю тебя на мой день рождения.

                                                      Муха-Цокотуха.

(Дети обсуждают приглашение и делают вывод)

Вывод: При составлении приглашения на свой день рождения важно помнить, что всё необходимо согласовать с вашими родителями, ведь вы ещё дети. Также важно помнить и то, что на торжество необходимо приглашать заранее, не меньше, чем за неделю. Нужно сообщить дату и время торжества.

4) Итак, гости на пороге? Представьте, как вы будете их встречать, что будете говорить и делать?

Импровизация.(Дети импровизируют встречу гостей)

- А теперь послушайте , как Олег Григорьев описывает в своё стихотворении одного из хозяев.

Подготовленный ученик:

Встаньте с этого дивана

А не то там будет яма,

Не ходите по ковру-

Вы протрёте в нём дыру.

И не трогайте кровать-

Простыню можете помять.

И не надо шкаф мой трогать –

У вас слишком острый ноготь.

И не надо книги брать –

Их вы можете порвать.

 И не стойте на пути…

Ах, не лучше ль вам уйти?

Обсуждение:- Хотели бы вы пойти к нему в гости? Почему?

- А как гости не должны себя вести?

-А теперь послушайте ситуацию о гостях

Ира пришла в гости к подруге Тане. В клетке сидела замечательная яркая птица – любимый Танин попугай.

- Ничего себе птичка. Симпатичная, - сказала Ира, - у меня почти такая же была. Только сдохла. Они долго не живут. Нежные очень.

Таня погрустнела и надулась. Ира уже не могла её развеселить.

Обсуждение: Подумайте, какую оплошность допустила Ира? Как бы вы вели себя на её месте?

5)- А теперь посмотрите, как девочки собирались на день рождения.

Инсценировка.

_ Даша , ты идёшь к Кате на день рождения?

- Обязательно иду, она ведь меня ещё неделю назад пригласила.

- А что ты ей подаришь?

- О, я ей нашла такую интересную книгу! Как раз то, что она любит. Она будет прыгать от радости. А ты что подаришь?

- Да не знаю. Сейчас зайду в магазин. На что денег хватит, то и куплю. Ну, пока, до встречи на дне рождения.

Обсуждение: Как же надо выбирать подарки?

Вывод: Выбирать надо не первое попавшееся, а то, что человек любит.

- Как вы думаете, а вежливо ли заказывать подарки или критиковать то, что подарили?

- Послушайте , вот как об этом написала А.Л.Барто:

Несли мы облако с собой:

Букет сирени голубой…

Взглянула Надя на сирень:

- Какой красивый сорт!

Но он завянет через день,

Купили б лучше торт!

От торта польза есть,

Его же можно съесть!

Я торт люблю с орехами,

За тортом бы поехали!

Ну, Наденька! Ну, скромница!

 Мы не могли опомниться.

 - Как же всё-таки надо принимать подарки? (Обсуждение)

Вывод: Любой подарок принимай с благодарностью, раскрой и рассмотри подарок в присутствии дарителя; удели внимание каждому подарку, скажи, как ты думаешь его применить.

Задание: Муха –Цокотуха от блошек получила сапожки. Из трёх вариантов ответов выберите самый вежливый на ваш взгляд.

 (Слайд3)

а) Что за чудные сапожки!

Где вы их достали, блошки?

Буду их всю жизнь носить

 И весь век благодарить.

б) У меня уж есть сапожки.

И получше этих, блошки.

Их отдам своей сестре,

Что живёт на той горе.

в) Вам спасибо, мои блошки,

За прекрасные сапожки.

Ох, какое будет горе,

Если мне они не в пору.

 _ А теперь рассмотрим ситуацию, когда гости высказывают свое мнение о подарке.

Папа подарил на день рождения Вове новые почтовые марки. Пришёл к Вове в гости Слава:

- Вот какие марки! Редкие и красивые. Тебе нравятся?

Да у меня таких навалом! – захохотал Слава. – Что в них такого особенного? Чепуха, а не марки!

Вова три дня не разговаривал со Славой…

Обсуждение: Как вы думаете, почему?

6) На дне рождения принято продумывать культурную программу, игры и развлечения, чтобы всем гостям было интересно.

- А в какие игры вы играете, когда у вас гости?

Игра «Баловень судьбы»

В одном конце комнаты находится приз, в другом – два-три игрока в ряд. По сигналу ведущего игроки бросают монетки. Выпал «орёл» - игрок делает шаг вперёд, «решка» - шаг назад. Счастливчик доходит до приза.

 7) – Когда приходить в гости, вы уже знаете. А когда уходить?

Бывают   такие люди, которым очень трудно вовремя уйти. Они сидят, а хозяева падают с ног от усталости.

- Как хозяин может вежливо предложить уйти? (Обсуждение)

(Жаль, что завтра рано надо вставать…Жаль, что вам уже пора уходить…)

- А можно ли уйти сразу после того, как покушали? Почему?

5.Итог урока

- Чему мы сегодня учились на уроке?

(Быть вежливыми хозяевами и гостями)

Вот вам советы для гостей и хозяев. Дома вы их прочтёте.

(учитель раздаёт листки с советами)

-В заключение я хочу прочитать вам ещё одно стихотворение про вежливые слова А.Яшина «С добрым утром»

Я люблю, когда при встрече

Мы знакомым и родным –

«С добрым утром!»

«Добрый вечер!»

«Доброй ночи!» - говорим.

Если к чаю иль к обеду

В дом войдём –

Не любо ль , что ль,

Поклонясь, сказать соседям:

«Чай да сахар!»

«Хлеб да соль!»

Не от тяги к суесловью,

И сложилось не вчера

Это братское, с любовью

Пожелание здоровья,

Пожелание добра.

Хорошо и путь-дорогу

По обычаю начать:

У родимого порога

Посидеть и помолчать.

Не спешу с моралью строгой,

Коль в дорогу кто-нибудь

По привычке скажет:

«С богом!»

«С богом – тоже: «В добрый путь!»

От души желаю счастья

Всем товарищам своим,

Молодым – в любви согласья,

Долголетья – пожилым,

Рыболовам, звероловам –

Тёплой ночи у костра,

И – богатого улова,

И – ни пуха, ни пера.

Пусть людей во всех заботах

Ждут удачи и успех,

Чтоб работалось с охотой

И гулялось без помех.

Даже стае журавлиной,

Улетающей от нас,

По обычаям старинным

Мы кричим:

«В счастливый час!»

И живётся вроде лучше,

И на сердце веселей,

Коль другим благополучья

Пожелаешь на земле.

Литература:

  1. Журнал «Начальная школа»
  2. Газета «Педагогическое творчество»
  3. «Классные часы и родительские собрания»

Правила поведения для гостей

1.Поздороваться, раздеться с помощью хозяина.

2.Перед зеркалом привести себя в порядок: причесаться, поправить одежду.

3. Пройти в комнату, поздороваться с хозяйкой, подождать, пока она представит вас другим гостям. Если вы знакомы, то надо поздороваться со всеми сразу, а не с каждым в отдельности. Если не знакомы, то сначала с девочками, потом с мальчиками, приветливо улыбнувшись.

4.Рассаживаясь, подвинуть стул свой даме, помочь ей удобно устроиться.

5. Не садиться за стол раньше, чем сядет хозяйка дома и дамы.

6. Сидеть за столом надо прямо, не облокачиваясь.

7. За столом ведите себя воспитанно.

8.Сидя за столом , не отказывайтесь от еды, даже если вы не голодны, ешьте понемногу. Не говорите, что вы что-то не любите. Это невежливо.

9. Не делайте замечания соседу за столом, если тот ест не так , как принято, просто не обращайте на это внимания.

10. Обнаружив в своей тарелке какой-нибудь случайно попавшийся предмет, избавьтесь от него незаметно, не говоря об этом окружающим, чтобы не испортить аппетит.

11. Из-за стола вставайте только тогда , когда поднимется хозяйка.

12.Не уходите сразу же после еды. Хозяева могут подумать, что вы пришли к ним только за этим. Если вам нужно уйти раньше, предупредите хозяев сразу, как пришли.

Какими должны быть радушные хозяева

  1. Хозяева всегда рады гостям. Они должны сделать всё, чтобы гости разделили их радость.
  2. Приглашают в гости за несколько дней. Им сообщают, кто ещё будет приглашён.
  3. Приглашать нужно столько гостей, чтобы им было удобно разместиться в вашей квартире.
  4. Всё приготовить нужно до прихода гостей, успеть переодеться до их появления.
  5. На столе должна быть безупречно чистая скатерть.
  6. Мальчиков и девочек рассаживают рядом.
  7. Как правило хозяйка предлагает блюда гостям.
  8. Хозяева должны уметь развлечь гостей (послушать музыку, посмотреть альбомы, рассказать что-то интересное, предложить игру, потанцевать, учитывая вкусы гостей, спеть знакомые песни и т.д.)
  9. По окончании встречи гости благодарят и прощаются с хозяевами, а те , в свою очередь, так же прощаются со своими гостями.
  10.  Хозяин помогает одеться уходящим гостям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест к уроку окружающего мира " Мастера печатных дел" для 4 класса

Данный тест подготовлен к уроку окружающего мира по теме "Мастера печатных дел" (УМК "Школа России", 4 класс)...

Тест к уроку окружающего мира " Михаил Васильевич Ломоносов" для 4 класса

Данный тест подготовлен к уроку окружающего мира  по теме "Михаил Васильевич Ломоносов" (УМК "Школа России", 4 класс)...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») 1 класс Тема урока: «Путешествие Колобка»

Урок относится к проблемно - развивающему типу. В содержательном плане он знакомит учащихся с профессиональной деятельностью людей. На примере колобка (хлебобулочного изделия) в обратном порядке просл...

Урок окружающего мира с применением ИКТ во 2 классе. Тема урока: Разнообразие профессий людей.

Урок разработан по УМК «Гармония» под редакцией Н.Б.Истоминой.Современный урок построен на основе технологии деятельностного метода обучения. На всех этапах урока происходит формирование УУД.Урок спос...

Конспект урока окружающего мира по теме: "Лето пришло" 1 класс, ПНШ.

Цель деятельности учителя: обобщение знаний учащихся об основных изменениях, которые они наблюдают с приходом лета в неживой и живой природе; ознакомление с оздоровительным и закаливающим эффектом пре...