Правила вежливости.
методическая разработка (3 класс) по теме

 

·        учить детей вежливому обращению, уважению к человеку любого возраста;

·        знакомить с миром вежливых слов и речевых оборотов;

·        воспитывать в детях чувство собственного достоинства, бережного отношения друг к другу;

·        формировать духовно и нравственно развитую личность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл temapravila_vezhlivosti.docx26.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Правила вежливости».

Цели урока:

  1. учить детей вежливому обращению, уважению к человеку любого возраста;
  2. знакомить с миром вежливых слов и речевых оборотов;
  3. воспитывать в детях чувство собственного достоинства, бережного отношения друг к другу;
  4. формировать духовно и нравственно развитую личность.

Задачи урока:

  1. приобщение к нравственности;
  2. развитие внутренней культуры детей;
  3. развитие умения общаться, находить правильный выход из ситуации;
  4. расширение активного словарного запаса и кругозора детей;
  5. выработка особого мнения о вежливом человеке и правил вежливости.

Оборудование:

  1. презентация, компьютер, мультимедийный проектор, листы бумаги, шаблоны телефонов.

Ход урока:

I. Организационный момент.

1.  Приветствие.

Придумано кем – то

Просто и  мудро

При встречи здороваться,

Доброе утро!

Доброе утро- солнцу и птицам,

Доброе утро – улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

II. Сообщение темы и цели урока.

- Я не зря начала урок с таких прекрасных строк.

- Сегодня на уроке мы будем говорить о правилах вежливости.

III. Повторение  изученного.

- На прошлых уроках мы говорили о правилах поведения в семье и школе. Давайте вспомним эти правила и пройдём небольшой тест.

ТЕСТ.

  1. Что такое семья?

        Хорошие знакомые

        Близкие родственники, живущие вместе.

       Добрые друзья.

  1. Дружные отношения  в семье - это…

         

           Когда взрослые помогают детям, а дети – взрослым.

           Когда взрослые помогают детям, а дети ничем не помогают взрослым.

           Когда каждый сам по себе проводит свободное время.

  1. Если в класс войдёт взрослый человек, ты будешь:

       Кричать «Здравствуйте!»

       Махать рукой и кричать «Привет»

       Приветствовать вошедшего стоя, молча.

  1. Что следует делать, если надо войти в класс или выйти из класса?

              Побежать быстрее других.

              Пропустить учительницу, других взрослых.

              Расталкивать одноклассников.

  1. Серёжа хотел бросить бумажку в урну, но промахнулся. Что ему делать?

      Пройти мимо.

    Оттолкнуть бумажку ногой.

    Поднять бумажку и бросить в урну.

  1. У двери в класс остановились девочка, мальчик и учительница. В каком  порядке они должны войти в класс?

                 Учительница, девочка, мальчик.

                 Мальчик, учительница, девочка.

                 Девочка, мальчик, учительница.

Обменяйтесь листочками  и проверьте  друг у друга ответы.

ОТВЕТЫ:  

- Сдайте ваши работы. Как же надо было ответить? Фронтальная проверка. Обобщение  изученного.

IV. Изучение нового материала.

  1. Постановка проблемы:

- Ребята, как вы думаете, с каким человеком приятно общаться, напишите его словесный портрет. Т.е. вы хотите сказать, что приятно общаться с человеком, который опрятен, спокоен, вежлив, добр, воспитан. Сегодня мы на уроке с вами повторим и узнаем новые вежливые слова, дополним образ человека, с которым приятно дружить, общаться, а также составим  правила вежливости.

  1. Беседа о волшебных словах. Слово учителя.

Внимание! Словарь вежливых слов!

Прошу вас хором заканчивать начатые мной фразы:

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого (спасибо).

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит (добрый день).

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы (спасибо).

Мальчик вежливый и развитый

Говорит при встрече (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим (прости, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят (до свидания)

Слайд 2.

Добрый день! – Тебе сказали,

Добрый день! – Ответил ты.

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

- В каких случаях мы используем эти слова?  Слайд 3.

- Как вы думаете, от чего зависит сила волшебных слов? Если мы будем говорить грубо, они перестанут быть волшебными.

- Какие ещё волшебные слова вы знаете?

3. Анализ стихотворения А. Антонова “Вежлив Витя или нет”.

- Внимательно послушайте стихотворение и определите, вежлив Витя или нет?

Малыша обидел Витя,
Но перед школою в строю
Витя просит:
“Извините, я ошибку признаю”.
На урок пришёл учитель,
Положил на стол журнал,
Следом Витя:
“Извините, я немного опоздал”.
Спор давно ведётся в классе
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем
И пришлите нам ответ.

ИЛИ

«Вежливый слон»

Вышел слон на лесную дорожку,

Наступил муравью на ножку.

И вежливо очень сказал муравью:

- Можешь и ты наступить на мою! (В. Лунин)

  1. Работа в группах.                                    Слайд 4.

а) Разбор ситуаций на с. 54 учебника.

б) Выступления детей. Проверка. Слайд 5.

          5.  Беседа о значении  волшебных словах. Слайды 6, 7, 8, 9, 10.

- Здравствуйте! – Ты скажешь человеку.

- Здравствуй! – улыбнётся он в ответ.

- И, наверное, не пойдёт в аптеку,

- А здоровым будет целый век.

V.  Первичное закрепление. Использование волшебных слов в разных ситуациях.

        1.  Работа в парах. Инсценировка ситуаций.

С - 1. Школьный буфет. Спросите, есть ли в продаже пирожки с повидлом.

С – 2. Обратитесь к маме с просьбой купить понравившуюся игрушку.

С – 3. Обратитесь к соседу по парте дать ручку или карандаш.

С – 4. Как обратиться к прохожему и узнать у него время?

VI. Физминутка.  Игра «Пожалуйста».

VII. Правила телефонного разговора.

  1. Чтение текста в учебнике на с. 55 в пере. Слайд 11.
  2. Составление диалога в паре. Слайд 12, 13.
  3. Вывод. Слайд 14.

VIII. Вторичное закрепление.

  1. Беседа о культуре поведения.   Слайды 15.
  2. Разбор ситуаций. Слайд 16.
  3. Выводы. Слайд 17.

Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Будь всегда приветлив, здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя – прощайся.

Не заставляй о себе волноваться, уходишь, скажи, куда идёшь и во сколько вернёшься.

Не капризничай, не ворчи. Твой каприз может испортить настроение другим.

IX. Итог урока.

  1. Клятва:

Клянёмся вежливыми быть,

Всегда спасибо говорить,

Добрый день, до свиданья –

Нет в мире выше званья! Клянёмся

Клянёмся вежливыми быть!

И лень, и грубость позабыть,

Учиться культуре поведения –

И доброму общению. Клянёмся

Клянёмся вежливыми быть!

В борьбе со злом добро добыть,

Невежу разить словом  волшебным,

И строгим поступком  целебным. Клянёмся

X.  Домашнее задание. С. 54-57 читать.

Доп.  материал. Частушки.

Тётя Сима попросила
Слазить Витю на чердак.
Извините, тётя Сима,
Я вам вовсе не батрак!

Коля ссорится с друзьями
В ход пускает кулаки,
У задиры под глазами
Не проходят синяки.

В поезд входят три юнната,
- Ух, народу сколько тут!
Занимай места, ребята,
А то бабушки займут.

Мама шла из магазина,
Рядом с ней шагала Зина.
Не догадывалась дочь
Маме груз нести помочь.

Говорит лентяйке мать:
- Убери свою кровать!
- Я бы, мама, убрала,
Только я ещё мала.

Петя ловко ловит рыбу,
Может лодки мастерить.
Только “здравствуй” и “спасибо”
Не умеет говорить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест "Правила вежливости".

Тест «Правила вежливости» 1.Вспомни «волшебные слова». А) напиши, какие ты знаешь  слова приветствия: _____________________________________________________________________________ ...

Классный час Правила вежливости

Классный час прошел в виде путешествия на поезде по городу  Вежливости. На каждой станции ребята выступали с "волшебными" словами, добрыми поступками, анализировали, делали выводы.В конце дети об...

Презентация к уроку "Правила вежливости"

Учащиеся познакомятся с правилами вежливости....

Правила вежливости

Уроки хороших манер...

Урок окружающего мира "Правила вежливости. К вам пришли гости" 2 класс."

В материале содержится конспект урока вежливости.На уроке дети обучатся нормам этикета при проведении праздника - дня рождения; дети научатся правильно вести себя в гостях и побудут в роли хозяина....

Урок окружающего мира по теме "Правила вежливости.Слова нужные и важные"

Методическая разработка урока окружающего мира с использованием ЭОР, 2 класс, УМК  "Школа России" по теме "Правила вежливости. Слова нужные и важные"...