"Путешествие в лес мой"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия "Путешествие в лес".
Цели: углубить знания учеников о роли животных в природе; учить оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе; закреплять экологические правила; учить доброжелательному отношению к живым существам и видеть взаимосвязи в природе; развивать внимание, речь; воспитывать привычку заботиться о природе и ее обитателях.
Задачи:
Воспитательные: формирование умения видеть красоту природы и воспитывать положительное отношение обучающихся к окружающей природной среде.
Развивающие: корригировать связную устную речь, внимание, память, воображение обучающихся; совершенствовать навыки осознанного безопасного поведения в природе.
Образовательные: выявить знания воспитанников об охране природы; овладение основами грамотного поведения в природе и социуме;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе ; формировать умение слушать, слышать и правильно отвечать на вопросы.
Предварительная подготовка: экскурсия в природу, наблюдения за сезонными изменениями в природе во время прогулок, сбор природного материала для ручного труда, поделки из природного материала, рисование на тему « Как прекрасен этот мир», сбор фотографий для презентации, заучивание стихов, прослушивание экологических сказок, разгадывание загадок, викторин о природе, знакомство с красной книгой.
Оборудование: карточки с заданиями; фотографии растений и животных; ватман, экологические правила поведения в лесу, цветы, саженцы деревьев, лейка, вёдра, земля.
Ход мероприятия
Деление на группы
Перед занятием раздать кружки разного цвета, ребята должны сесть на свои места согласно своему цвету.
Учитель
- Здравствуйте, ребята! Сегодня внеклассное занятие у вас проведу я. Зовут меня Наталья Владимировна.
-Я предлагаю вам отгадать загадку и мы узнаем куда мы с вами отправимся.
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню-земляникой,
Таню-костяникой,
Машеньку-орешком,
Петю-сыроежкой.
Дети: Лес.
Послушайте историю о лесе.
Кадр 1 Лес
– Жил- был лес.
Кадр 2 Птицы
– Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело. Послушайте (звучит аудиозапись голосов птиц филина, кукушки, дятла, соловья)
Кадр 3 Звери
– Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились. Рассмотри слайды.
Кадр 4 Человек
– Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.
Кадр 5 Вырубка леса
– Стал человек тогда вырубать лес.
Кадр 6 Пожар в лесу
– Стал разжигать костры, и огонь погубил лес.
Кадр 7 Загрязнение водоемов.
– Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу.
Кадр 8 Воздух
– Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух.
Кадр 9 Засорение отходами
– Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой).
Кадр 10 Просьба леса
– Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу.
– И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.
“ Помогите вернуть былую красоту, растений, птиц и животных!”
Кадр 11
Учитель
– Почему в лесу никто не живет?
Ученик
– Человек разрушил жизнь леса.
Учитель
– Вспомните, какая наука рассказывает нам о связи природы и человека?
Ученик
– Экология.
Экология – наука о взаимоотношениях живой и неживой природы.
Все организмы на планете связаны между собой: живое и неживое, растения и животные, человек и природа.
Учитель
- Человек разрушил жизнь леса. Ребята, давайте с вами вместе исправим ошибки человека и посадим, создадим новый лес.
Мы с вами будем работать в группах . Вспомним правила работы в группе.
Правила работы в группе
Проявляй активность
Слушай друга, не перебивая
Говори спокойно и ясно
Говори только по делу
говори по очереди
реагируй жестами и знаками
возражая или соглашаясь, смотри на говорящего
убедись, что в разговоре участвует каждый
обращайся к другу по имени
Задание 1 Растения
Итак, первое задание. Вы сейчас будете отгадывать загадки, отгадав её, нужно найти отгадку среди предложенных картинок. На это задание я даю вам 2-3 минуты
1
Весной зеленела, летом загорела,
Осень в сад пришла, красный факел зажгла.
Ответ (Рябина)
2
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.
Ответ (Берёза)
3
Зимой и летом – одним цветом.
Ответ (Ёль)
4.
Никто её не пугает,
А она вся дрожит. (Осина)
5.Загадка для всех групп- чья группа будет первой?
С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)
Под сугробом он растет,
Снеговую воду пьет. (Подснежник)
Расцвели в лесочке
Лиловые звоночки. (Колокольчик)
Вдоль дороги у межи
В золотистой спелой ржи,
Словно синий глазок,
Смотрит в небо ... (василек).
Цветёт он майскою порой,
Его найдёшь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят. (Ландыш)
У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке. (Сосна)
- Чок-чок-чок-чок!
Рос на ветке сундучок.
Сундучок не простой,
Сундучок костяной. орешник
Летом рад я свежей
Ягоде медвежьей
А сушёная в запас
От простуды лечит нас. Малина
Итак, слушаем первую группу. Читаем загадку, показываем отгадку и прикрепляем на плакат.
Учитель
– Вот и выросли в нашем лесу новые красивые растения..
Задание 2 Животные
Учитель
– Кого ещё не хватает в нашем лесу?
Ученик
– Не хватает птиц и зверей
Учитель
На столе у вас лежат конверты. В конверте зашифрованные слова, разгадав их вы узнаете кто ещё поселится в нашем лесу. Достаньте из конверта слова.
Звери медведя, лисы, енота, заяц, волк, ёж
Птицы: сова, дятел, кукушка, синица, глухарь
Насекомые: бабочка, пчела, муравей, майский жук, кузнечик
Физминутка Прогулка в лес
Мы немножко отдохнем, (Встать, ноги вместе, руки)
Встанем, глубоко вздохнем. (через стороны –вверх- вдох, опустить вниз-выдох)
Дети по лесу гуляли, (Ходьба на месте,)
За природой наблюдали. (Повороты головой влево-право)
Вверх на солнце посмотрели (Встать на носки, руки через стороны)
И их лучики согрели. (вверх и посмотреть вверх.)
Чудеса у нас на свете (Присесть, руки на поясе.)
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали (Встать на носочках, руки на поясе,)
Великанами мы стали. (спина прямая, тянемся вверх.)
Бабочки летали, (Бег на месте, плавно махая руками.)
Крыльями махали.
Дружно хлопаем, (Хлопки в ладоши,)
Ногами топаем. (Притопы на месте.)
Хорошо мы погуляли (Дети присаживаются на свои места)
И немножечко устали. ( И слушают пение птиц.)
«Лесная почта»
О ком идёт речь? Послушайте загадку.
В кору стучит, живёт в глуши лесной. Старательный работник, лесной носатый плотник.
Дети: Дятел
Учитель: Дятел принес нам лесную почту. Конверты у меня
В лесную почту часто приходят письма от животных, растений, которые просят у вас совета. Вам нужно внимательно прочитать письмо , обсудить в своей группе , и приготовите ответ.
Письмо №1
Катя и Петя гуляли в лесу. Вдруг в зарослях кустарника они увидели птичье гнездо. Птенцы открывали свои клювики и пищали. Мамы птенцов в гнезде не было. Петя схватил одного птенца из гнезда и стал его рассматривать. Как вы оцените поступок Пети?
Письмо №2
Олег с бабушкой гуляли по лесу. Мальчик побежал на лесную полянку, остановился и стал бить прутиком по головкам цветов.
- Что ты делаешь?- спросила бабушка. Пчел прогоняю, они жалят цветы.
Бабушка улыбнулась и, позвав к себе внука, что-то рассказала ему. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами.
- А я и не знал об этом.
Что сказала бабушка внуку?
Письмо № 3
Сережа, гуляя с папой в лесу, развели костер и пекли картошку. Потом папа залил костер из ручья, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал.
Как убедить папу Сережи в том, что в лесу разжигать костер нельзя?
Ответ: Кострище в лесу не зарастает 5-7 лет, а до полного разложения консервной банки нужно 90 лет: полиэтиленового пакета 200 лет.
- Молодцы!
- Ребята, подойдите, посмотрите какая у нас красивая лесная поляна. Как много красивых цветов! Ой, да они не простые. Посмотрите. На обратной стороне изображены правила поведения в лесу. Возьмите каждый по цветку и расскажите, что у вас за правило.
(Дети берут по одному цветку и перечисляют правила)
• Берегите муравейники. Не разоряйте их!
• Не подходите близко к гнёздам птиц. Не разоряйте птичьи гнезда!
• Не сбивайте грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы нужны природе!
• Не рвите цветы!
• Не ловите бабочек и других насекомых!
• Не разжигайте костёр!
• Не ловите и не уносите домой диких животных!
• Нельзя шуметь и громко слушать музыку!
• Не оставляйте мусор в лесу!
• Не ломайте зеленые ветки и деревья!
• Не сбивайте паутину!( пауки плетут паутину для охоты на насекомых( кровососущих и мух). Которыми питаются , а также пауки украшиют паутиной своё жилище,
• Не губите редкие растения.
- Итогом нашего занятия будет практическая работа
Давайте мы с вами тоже поможем природе и посадим своё первое дерево .
Практическая деятельность (дети сажают семена
Итог занятия. Закончить наше занятие хочется такими словами.
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чутким,
Не оскверняй ее святынь.
А. Кардаков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок путешествие: «Путешествие в страну Грамматику.»
Цель и задачи урока: Расширить и закрепить у учащихся знания и навыки по грамматике, убедить, что грамматика – не свод скучных и трудных правил, а увлекательная наука о знаках...
Разработка урока-путешествия с мультимедийной презентацией по теме "Путешествие с именем прилагательным" 2 класс.
Урок разработан в форме игры-путешествия с мультимедийной презентуцией по теме "Имя прилагательное". К уроку прилагается карта для путешествия по признакам имени прилагательного, воспользовавшись кото...
Игра – путешествие «Путешествие в королевство Неболеек».
Игра – путешествие «Путешествие в королевство Неболеек»....
Урок-путешествие "Как путешествует письмо?" 1 класс
Разработка урока окружающего мира в 1 классе по программе "Школа России" "Как путешествует письмо?"....
Интегрированный урок русского языка и окружающего мира в 3 классе « Морское путешествие и путешествие по островам орфографических знаний»
Урок проведен на конкурсе "Учитель года-2012",в п. Березник, Архангельской области....
Игра-путешествие "Путешествие в мир сказок"
Уважаемые коллеги, размещаю сценарий игры-путешествия "Путешествие в мир сказок", которое я использовал на неделе толерантности. В ходе игры детям будет предложено вспомнить уже знакомые им сказки и п...
"Путешествие в страну знаний" урок-путешествие
Конспект данного урока поможет создать праздничное настроение, настроить учащихся на работу. Предназначен для учащихся 3 класса....