"Путешествие в лес мой"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс)

Наталья Владимировна Ружьина

Методическая разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_les_moy_4.docx35.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия "Путешествие в лес".

Цели: углубить знания учеников о роли животных в природе; учить оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе; закреплять экологические правила; учить доброжелательному отношению к живым существам и видеть взаимосвязи в природе; развивать внимание, речь; воспитывать привычку заботиться о природе и ее обитателях.

Задачи:
Воспитательные: формирование умения видеть красоту природы и воспитывать положительное отношение обучающихся к окружающей природной среде.
Развивающие: корригировать связную устную речь, внимание, память, воображение обучающихся; совершенствовать навыки осознанного безопасного поведения в природе.
Образовательные: выявить знания воспитанников об охране природы; овладение основами грамотного поведения в природе и социуме;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе ; формировать умение слушать, слышать и правильно отвечать на вопросы.
Предварительная подготовка: экскурсия в природу, наблюдения за сезонными изменениями в природе во время прогулок, сбор природного материала для ручного труда, поделки из природного материала, рисование на тему « Как прекрасен этот мир», сбор фотографий для презентации, заучивание стихов, прослушивание экологических сказок, разгадывание загадок, викторин о природе, знакомство с красной книгой.

Оборудование: карточки с заданиями;  фотографии растений и животных; ватман,  экологические правила поведения в лесу, цветы, саженцы деревьев, лейка, вёдра, земля.


Ход мероприятия

Деление на группы

Перед занятием раздать кружки разного цвета, ребята должны сесть на свои места согласно своему цвету.

Учитель

- Здравствуйте, ребята! Сегодня внеклассное занятие у вас проведу я. Зовут меня Наталья Владимировна.

-Я предлагаю вам отгадать загадку и мы узнаем куда мы с вами отправимся.

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню-земляникой,

Таню-костяникой,

Машеньку-орешком,

Петю-сыроежкой.

Дети: Лес.

Послушайте историю о лесе.

Кадр 1 Лес

– Жил- был лес.

Кадр 2 Птицы

– Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело. Послушайте  (звучит аудиозапись голосов птиц филина, кукушки, дятла, соловья)

Кадр 3 Звери

– Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились. Рассмотри слайды.

Кадр 4 Человек

– Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.

Кадр 5 Вырубка леса

– Стал человек тогда вырубать лес.

Кадр 6 Пожар в лесу

– Стал разжигать костры, и огонь погубил лес.

Кадр 7 Загрязнение водоемов.

– Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу.

Кадр 8 Воздух

– Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух.

Кадр 9 Засорение отходами

– Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой).

Кадр 10 Просьба леса

– Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу.

– И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.

“ Помогите вернуть былую красоту, растений, птиц и животных!”

Кадр 11

Учитель

– Почему в лесу никто не живет?

Ученик

– Человек разрушил жизнь леса.

Учитель

– Вспомните, какая наука рассказывает нам о связи природы и человека?

Ученик

– Экология.     

Экология – наука о взаимоотношениях живой и неживой природы.

Все организмы на планете связаны между собой: живое и неживое, растения и животные, человек и природа.

Учитель

- Человек разрушил жизнь леса. Ребята, давайте с вами вместе исправим ошибки человека и посадим, создадим новый лес.

Мы с вами будем работать в группах . Вспомним правила работы в группе.

Правила работы в группе

Проявляй активность

Слушай друга, не перебивая

Говори спокойно и ясно

Говори только по делу

говори по очереди

реагируй жестами и знаками

возражая или соглашаясь, смотри на говорящего

убедись, что в разговоре участвует каждый

обращайся к другу по имени

Задание 1  Растения

Итак, первое задание. Вы сейчас будете отгадывать загадки, отгадав её, нужно найти отгадку среди предложенных картинок. На это задание я даю вам 2-3 минуты

1

Весной зеленела, летом загорела, 
Осень в сад пришла, красный факел зажгла. 
Ответ (Рябина)

2

Не заботясь о погоде, 
В сарафане белом ходит, 
А в один из тёплых дней 
Май серёжки дарит ей. 
Ответ (Берёза)

3

Зимой и летом – одним цветом. 
Ответ (Ёль)

4.

Никто её не пугает,
А она вся дрожит. (Осина)

5.Загадка для всех групп- чья группа будет первой?

С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)


Под сугробом он растет,

Снеговую воду пьет. (Подснежник)

Расцвели в лесочке

Лиловые звоночки. (Колокольчик)

Вдоль дороги у межи

В золотистой спелой ржи,

Словно синий глазок,

Смотрит в небо ... (василек).

Цветёт он майскою порой,

 Его найдёшь в тени лесной:

На стебельке, как бусы в ряд,

Цветы душистые висят. (Ландыш)

У меня длинней иголки, чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

 Ветви – только на макушке. (Сосна)

  1. Чок-чок-чок-чок!
    Рос на ветке сундучок.
    Сундучок не простой,
    Сундучок костяной.   орешник

Летом рад я свежей

Ягоде медвежьей

А сушёная в запас

От простуды лечит нас.   Малина

Итак, слушаем первую группу. Читаем загадку, показываем отгадку и прикрепляем на плакат.

Учитель

– Вот и выросли в нашем лесу новые красивые растения..  

Задание 2 Животные

Учитель

– Кого ещё не хватает в нашем лесу?

Ученик

– Не хватает птиц и зверей

Учитель

На столе у вас лежат конверты. В конверте зашифрованные слова, разгадав их вы узнаете кто ещё поселится в нашем лесу. Достаньте из конверта слова.

Звери   медведя, лисы, енота, заяц, волк, ёж

Птицы: сова, дятел, кукушка, синица, глухарь

Насекомые: бабочка, пчела, муравей, майский жук, кузнечик

Физминутка Прогулка в лес

Мы немножко отдохнем,                            (Встать, ноги вместе, руки)
Встанем, глубоко вздохнем.                       (через стороны –вверх- вдох, опустить вниз-выдох)
Дети по лесу гуляли,                                 (Ходьба на месте,)      
За природой наблюдали.                            (Повороты головой влево-право)
Вверх на солнце посмотрели                      (Встать на носки, руки через стороны)
И их лучики согрели.                                 (вверх и посмотреть вверх.)
Чудеса у нас на свете                                (Присесть, руки на поясе.)
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали                       (Встать на носочках, руки на поясе,)
Великанами мы стали.                               (спина прямая, тянемся вверх.)
Бабочки летали,                                       (Бег на месте, плавно махая руками.)
Крыльями махали.              
Дружно хлопаем,                                      (Хлопки в ладоши,)
Ногами топаем.                                         (Притопы на месте.)
Хорошо мы погуляли                                 (Дети присаживаются на свои места)
И немножечко устали.                              ( И слушают пение птиц.)

 «Лесная почта»

О ком идёт речь? Послушайте загадку.

В кору стучит, живёт в глуши лесной. Старательный работник, лесной носатый плотник.

Дети: Дятел

Учитель: Дятел принес нам лесную почту.   Конверты у меня

В лесную почту часто приходят письма от животных, растений, которые просят у вас совета. Вам нужно внимательно прочитать письмо , обсудить в своей группе , и приготовите  ответ.

Письмо №1

Катя и Петя гуляли в лесу.  Вдруг в зарослях кустарника они увидели птичье гнездо. Птенцы открывали свои клювики и пищали. Мамы птенцов в гнезде не было. Петя схватил одного птенца из гнезда и стал его рассматривать. Как вы оцените поступок Пети?

Письмо №2

Олег с бабушкой гуляли по лесу. Мальчик побежал на лесную полянку, остановился  и  стал бить  прутиком по головкам цветов.

- Что ты делаешь?- спросила бабушка. Пчел прогоняю, они жалят цветы.

Бабушка улыбнулась и, позвав к себе внука, что-то рассказала ему. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами.

- А я и не знал об этом.

Что сказала бабушка внуку?

Письмо № 3

Сережа, гуляя с папой в лесу, развели костер и пекли картошку. Потом папа залил костер из ручья, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал.

Как убедить папу Сережи в том, что в лесу разжигать костер нельзя?

Ответ: Кострище в лесу не зарастает 5-7 лет, а до полного разложения консервной банки нужно 90 лет: полиэтиленового пакета 200 лет.

- Молодцы!

- Ребята, подойдите, посмотрите какая у нас красивая лесная поляна. Как много красивых цветов! Ой, да они не простые. Посмотрите. На обратной стороне изображены правила поведения в лесу. Возьмите каждый по цветку и расскажите, что у вас за правило.
(Дети берут по одному цветку и перечисляют правила)
• Берегите муравейники. Не разоряйте их!
• Не подходите близко к гнёздам птиц. Не разоряйте птичьи гнезда!
• Не сбивайте грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы нужны природе!
• Не рвите цветы!
• Не ловите бабочек и других насекомых!
• Не разжигайте костёр!
• Не ловите и не уносите домой диких животных!
• Нельзя шуметь и громко слушать музыку!
• Не оставляйте мусор в лесу!
• Не ломайте зеленые ветки и деревья!
• Не сбивайте паутину!( пауки плетут паутину для охоты на насекомых( кровососущих и мух). Которыми питаются , а также пауки украшиют паутиной своё жилище,
• Не губите редкие растения.

- Итогом нашего занятия будет практическая работа

Давайте мы с вами тоже поможем природе и посадим своё первое дерево .

Практическая деятельность (дети сажают семена

Итог занятия.    Закончить наше занятие хочется такими словами.

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чутким,
Не оскверняй ее святынь.  

А. Кардаков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок путешествие: «Путешествие в страну Грамматику.»

Цель и задачи урока:   Расширить и закрепить у учащихся  знания и навыки по грамматике, убедить, что грамматика – не свод скучных и трудных правил, а увлекательная наука о знаках...

Разработка урока-путешествия с мультимедийной презентацией по теме "Путешествие с именем прилагательным" 2 класс.

Урок разработан в форме игры-путешествия с мультимедийной презентуцией по теме "Имя прилагательное". К уроку прилагается карта для путешествия по признакам имени прилагательного, воспользовавшись кото...

Игра – путешествие «Путешествие в королевство Неболеек».

Игра – путешествие «Путешествие в королевство Неболеек»....

Урок-путешествие "Как путешествует письмо?" 1 класс

Разработка урока окружающего мира в 1 классе по программе "Школа России" "Как путешествует письмо?"....

Игра-путешествие "Путешествие в мир сказок"

Уважаемые коллеги, размещаю сценарий игры-путешествия "Путешествие в мир сказок", которое я использовал на неделе толерантности. В ходе игры детям будет предложено вспомнить уже знакомые им сказки и п...

"Путешествие в страну знаний" урок-путешествие

Конспект данного урока поможет создать праздничное настроение, настроить учащихся на работу. Предназначен для учащихся 3 класса....