Конспект урока "Россия — страна лесов. Что дает лес человеку"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Конспект урока

 

"Россия — страна лесов. Что дает лес человеку"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_okruzhayushchiy_mir.docx28.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

"Россия — страна лесов. Что дает лес человеку"

Цели урока:

Образовательные: усвоение учащимися знаний о географическом положении зоны лесов, растениях и животных этой зоны, взаимосвязи в природе;

Развивающие: развитие умений определять и показывать зону лесов        на карте природных зон, различать наиболее характерных для зоны лесов представителей флоры и фауны, объяснять взаимосвязи в природе;

Воспитательные: воспитывать любознательность, стремление к самостоятельному получению знаний, любви к Родине.

Задачи:

  1. Формировать у учащихся представление о лесной зоне, познакомить с географическим положением зоны лесов, с растительным и животным миром.
  2. Развивать умения структурировать информацию, делать сравнение, обобщение, выводы, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения; работать и взаимодействовать в группе одноклассников;
  3. Формировать ценностное отношение к природе как совокупности представителей флоры и фауны.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Умение определять и показывать положение зоны лесов на карте природных зон.
  2. Умение различать наиболее характерных представителей флоры и фауны, объяснять взаимосвязи в природе.
  3. Умение находить и предоставлять информацию в соответствии с целью.

Личностные:

  1. Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения.
  2. Умение анализировать свои действия и управлять ими.
  3. Развитие умения оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.

Метапредеметные:

  1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  2. Умение участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного и прослушанного.
  3. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  4. Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебного предмета;

Оборудование: карта природных зон, презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран,

  1. Организационный момент.

Звучит аудиозапись «Звуки леса»

Учитель читает стихотворение «Русский лес»

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь,

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

Нас ждут в лесу рябинка,

Орехи и цветы.

Душистая малина

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

Я, не жалея, ног,

А если я устану -

Присяду на пенек!

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит

У. Как вы думаете, какую природную зону мы будем исследовать (…зону лесов)

Казалось бы, что особенного, лес окружает нас, мы привыкли к этому и не всегда осознаем, что русский лес — одна из животворных стихий нашей природы. Глухомань тайги и роскошь дубрав, белоствольные рощи - все это лики одного явления, имя которому - лесная зона.

Что мы можем о ней узнать –

Д.географ.расположение, живот и раст.мир,

У.значение леса и экологические проблемы.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ.

–Найдите и покажите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту? Где находится? Каким цветом обозначена? Какие пространства занимает?

(Дети делают самостоятельные выводы, работая с картой, что лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зелёным цветом. Эта природная зона – самая большая).

У.  Одним ли цветом закрашена эта природная зона? Сколько частей мы можем выделить? (3)

- В этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга, она закрашена тёмно-зелёным цветом, ещё есть смешанные леса – тоже зелёный цвет, но светлее, и ещё одна часть – широколиственные леса, зелёный цвет ещё светлее.

РАСТ. И ЖИВ.МИР

У. Весь лес от верхушек деревьев до земли заселен животными. А какое многообразие растений! И все это живет совместно, тесно связано между собой и выполняет огромную работу.

Сейчас поработаем в группах. На страницах учебника  126-129  1 группе нужно выбрать названия  животных леса, 2 группе - растений леса, 3  - птиц леса.

Д. Животные:кабан, зубр, косуля, волк, куница, еж, крот, землеройки, амурский тигр, речной бобр.

    Растения: фиалка, амурский бархат, лимонник, дикий виноград, амурский лотос, лютик

   Птицы: японский журавль, утка-мандаринка, черный дрозд, тетерев

ЗНАЧЕНИЕ 

Как вы думаете какую роль выполняет лес в жизни людей.

По ответам учащихся учитель записывает на доске схему «Значение леса».

        ► Аптека ( лекарственные растения)

------► Источник чистой воды и пищи(ягоды, орехи, чистая вода)

        ► Источник древесины(предметы из дерева)

------► Источник топлива(дровами обогревают дом)

------► Дом для растений, животных, грибов

------►Защитник воздуха, водоемов, почв(выделяет кислород, талые воды не дают обмелеть водоемам, защищает почву от ветра, корни не дают почве разрушаться)

Учитель.

Посмотрите, как много нам дает лес.

А всегда ли человек благодарен и справедлив к нему? По вине человека часто возникают экологические проблемы. А какие именно мы сейчас выясним поработав в группах. У вас на столах лежат тексты стихотворений. Прочитайте их и скажите о каких экологических проблемах идет речь

I группа

Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь жалко до слез.

Сколько тут было кудрявых берез!

Как вдруг мужики с топорами явились.

Лес зазвенел, застонал, затрещал.

Заяц послушал - и вон убежал. (Н.Некрасов.)

  • О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении? (Речь идет о вырубке леса.)
  • Посмотрите, как в настоящее время идет заготовка древесины. (Картина «Лесозаготовки») Какие чувства у вас вызывают фотографии? (Свободные высказывания детей). Разные чувства вызывают эти фотографии, но я рада, что вам небезразлична судьба леса.

II группа

  • Послушайте стихотворение В.Шефнера «Лесной пожар»:

Забывчивый охотник на привале

Не заметал, не растоптал костра.

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра...

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зеленый лес пошел.

  • Какой поступок человека стал грозной бедой для леса? (Человек не затушил костер, а он, разгоревшись, превратился в лесной пожар.)

Как этого можно было избежать? (если бы человек соблюдал правила разведения костра и не забыл его погасить и убедиться в том, что костер не разгорится вновь. )

III группа

Ты видел, в лебедей стреляли?

Ты видел, как они упали?

Скажи, а если б птицы знали

И если б только понимали,

Что их полет прощальный будет,

Их на заре подстрелят люди,

Скажи, они бы не летали?

Ученики. Здесь говорится о незаконной охоте (браконьерстве).

Учитель. Неумеренная охота и истребление растений привели к полному их исчезновению. Например, в Красную книгу занесены:

  • Растения: женьшень, венерин башмачок.
  • Жуки: жук-коростел, жук-олень, дровосек реликтовый.
  • Птицы: филин, утка-мандаринка.
  • Звери: зубр, амурский тигр.

Чтобы сохранить природу, жить с ней в согласии мы должны научиться понимать ее, бережно относиться к ней с самого детства.

V. Закрепление

У вас на столах лежат знаки, выберите из них те, которые отражали бы опасные для леса действия человека.

Ученики. Нельзя вырубать дерево. Нельзя разводить костры. Нельзя оставлять мусор в лесу. Нельзя убивать зверей. Нельзя срывать растения и цветы.

Учитель:

Сейчас я предлагаю Вам составить синквейн на тему «Лес»

1.Лес.

2.Красивый, густой.

3.Стоит, выделяет кислород

4.Является местом обитания растений и животных

5. Природа

VI. Итог урока

-            Расположение лесной зоны

  • Какое значение имеет лес для людей?
  • Как нужно относиться к лесу??

VII. Рефлексия.

 На доске изображена ёлочка. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то повесьте на ёлочку красный шарик, если не понравилось, - синий».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление с окружающим миром. Россия - страна лесов. 4 класс

Презентация «Ознакомление с окружающим миром. Россия - страна лесов». 4 класс...

конспект урока окружающего мира"Леса России"

Тема «Леса России» входит в тему «Природа России». Данный урок является уроком изучения нового материала, связан с предыдущим урокам, а так же элементы данного урока являются темой следующего урока «...

Конспект урока окружающего мира "Леса России"

Материал рекомендуется использовать на уроке окружающего мира 4 класс по программе " Школа России"...

Презентация по окружающему миру "РОССИЯ – СТРАНА ЛЕСОВ"

Презентация по окружающему миру "РОССИЯ – СТРАНА ЛЕСОВ" для 4 класса программа "Гармония"...

Россия-страна лесов УМК "Гармония" 4 кл

Презентация-сопровождение к тексту параграфа из учебника 4 класса по окружающему миру О.Т, Поглазова+ тест...

Конспект урока окружающего мира «Россия – страна лесов»

Цель: сформировать представление о лесах РоссииЗадачи: ü сформировать у учащихся представление о лесной зоне;ü познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанн...