Конспект урока окружающего мира «Россия – страна лесов»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Цель: сформировать представление о лесах России
Задачи:
ü сформировать у учащихся представление о лесной зоне;
ü познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом;
ü познакомить с животным и растительным миром зоны лесов;
ü учить выбирать из общего материала главное и приводить в систему полученные знания;
ü формировать умение пользоваться учебной литературой;
ü развивать познавательную активность учащихся, умение работать с картой, дополнительной литературой, компьютером;
ü воспитывать любовь и бережное отношение к природе, любовь к Родине;
ü воспитывать культуру поведения, умение работать в группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_bozhko_a._a.docx | 28.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила: учитель начальных классов Божко А. А.
Тема урока окружающего мира: «Россия – страна лесов»
Цель: сформировать представление о лесах России
Задачи:
- сформировать у учащихся представление о лесной зоне;
- познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом;
- познакомить с животным и растительным миром зоны лесов;
- учить выбирать из общего материала главное и приводить в систему полученные знания;
- формировать умение пользоваться учебной литературой;
- развивать познавательную активность учащихся, умение работать с картой, дополнительной литературой, компьютером;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе, любовь к Родине;
- воспитывать культуру поведения, умение работать в группе
Оборудование: интерактивная доска, проектор, демонстрационная карта природных зон России, таблицы «Животные и растения леса», учебник О. Т. Поглазовой «Окружающий мир», 4 класс, листочки для графического диктанта
Ход урока:
I Организационный момент.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно включайтесь в работу и тогда будет толк!
II Проверка домашнего задания. Повторение и систематизация знаний о растительном и животном мире тундры:
- Чтобы напомнить прошлый урок, я приглашаю вас на выставку детских работ, которая называется “Тундра глазами детей” (вывеска на доске)
- Кто из вас хочет прокомментировать свой рисунок, добавить о тундре интересные факты (ответы детей).
Индивидуальная работа на карточках
- Чтобы привести свои знания в порядок и повторить пройденный материал, предлагаю игру.
Работа на интерактивной доске: игра «Раздели растения и животных»
(один ученик)
Слайд 2: «Раздели растения и животных»
Графический диктант: (остальные уч-ся)
Условные обозначения: + – да, – – нет.
- Зона тундры расположена южнее арктических пустынь (+)
- Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и короткое прохладное лето (+)
- В тундре нет коренного населения (-)
- Главное занятие коренного населения тундры – земледелие (-)
- Растения тундры низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями (+)
- Дикие северные олени обычно живут стадами (+)
- В тундре добывают нефть и природный газ (+)
- Лишайник ягель растёт быстро, постоянно обновляя оленьи пастбища (-)
- Тундровый заповедник расположен на Кольском полуострове (-)
Взаимопроверка:
Слайд 3:(Ответы на доске: + + – – + + + - -)
Выставление оценок:
- У кого выполнено без ошибок? Поставьте «5.
- У кого одна – две ошибки? Поставьте «4».
- У кого три – четыре ошибки? Поставьте «3».
- Встаньте те, кто получил «пять». Вам аплодисменты! Вы «Знатоки» тундры.
- Встаньте те, кто получил «4». Вы будущие знатоки. Есть тройки? Вам нужно еще раз прочитать материал.
Задание на доске: восстанови цепи питания (один ученик)
Слайд 4: цепи питания
III Введение в тему урока: отгадать ребус - лес
- Вот как о лесе говорится в загадке:
Дом открыт со всех сторон,
В доме - тысячи колонн.
Над колоннами - шатры,
Под колоннами - ковры.
Там живут и на коврах,
На колоннах и в шатрах.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом -
Чудеса увидишь в нем! (Лес)
–Как назван лес в загадке?
IV Работа над новым материалом:
- Назовите тему урока.
Слайд 6
- Леса России занимают больше половины территории нашей страны. На каждого жителя России приходится в 4 раза больше лесных территорий, чем на жителя нашей планеты.
-Что бы вы хотели узнать об этом доме?
- Какие чудеса можно увидеть там?
- Поставьте цели и задачи на урок.
– В загадке сказано, что лес – это дом. И места всем хватает в нём. Сегодня мы узнаем, кто в нём живёт и что в нём растёт.
–Найдите и покажите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту? Где находится? Каким цветом обозначена? Какие пространства занимает?
(Дети делают самостоятельные выводы, работая с картой, что лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зелёным цветом. Эта природная зона – самая большая).
- Одним ли цветом закрашена эта природная зона?
- В этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга, она закрашена тёмно-зелёным цветом, ещё есть смешанные леса – тоже зелёный цвет, но светлее, и ещё одна часть – широколиственные леса, зелёный цвет ещё светлее.
- Обратите внимание, что между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток, закрашенный более тёмным цветом. Это лесотундра. Это плавный переход к другой природной зоне. На прошлом уроке мы с вами уже заметили, что к югу тундры природные условия становятся мягче, и появляются карликовые деревья, а лесотундра лежит прямо у линии Северного полярного круга.
- Какие будут природные условия? Каково положение солнца на небе: выше или ниже? Будет ли солнце лучше прогревать землю?
- Лето теплее и длиннее, а зима короче и мягче. Выпадает больше осадков в течение года, А снег весной полностью тает и дает много влаги в почву. Слой вечной мерзлоты оттаивает на большую глубину, а в южных районах его нет.
- Главными отличиями климатических условий зоны лесов являются:
Слайд 7:
(кластер) глубокое оттаивание почвы весной, достаточное количества тепла и влаги летом.
- Какими же растениями богаты леса России? Попробуем разобраться с этим вопросом, мысленно совершая путешествие на самолете над лесной зоной, или как её ещё называют, лесной полосой России. Закрываем глазки, мысленно переносимся в зону лесов. В иллюминатор видим, как постепенно просторы тундры с редкими карликовыми деревьями сначала
Слайд 8: сменяются лесотундрой с обширными болотами, островками кустарников и перелесками с корявыми сосной, елью, лиственницей.
- По мере продвижения к югу всё гуще становятся хвойные леса, которые прерываются только лентами рек и блестящими лужицами озёр и болот.
Слайд 9: хвойные леса
- Эти леса называют как? Тайгой. Они густые, труднопроходимые, где всегда полумрак.
Слайд 10: тайга
- Мохнатые ветви почти не пропускают солнечных лучей. Почва покрыта мхами и лишайниками, мало трав и кустарников. С елей спускаются пряди лишайника-бородача. В лесах много бурелома, и пройти через него трудно.
- Как объясните слово бурелом?
Слайд 11: еловый лес
Слайд 12: лишайник-бородач
Слайд 13: бурелом
- Здесь ещё суровые условия, но почва уже оттаивает на глубину более метра. Поэтому в тайге растут холодостойкие породы деревьев: ель, сосна, пихта, лиственница, кедр. Почвы здесь влажные, заболоченные.
Слайд 14: тайга
- Тайга сменяется смешанными лесами. Как бы вы объяснили это название? (кроме хвойных пород деревьев растут и лиственные)
Слайд 15: смешанные леса
- Такие леса характерны для южных районов Сибири и центральных районов европейской части России (показываю на карте). Болот здесь уже меньше. В смешанных лесах растут береза, осина, ольха, ива, черемуха.
Слайд 16: широколиственные леса
- Ещё дальше на юг простираются леса и рощи в основном из лиственных пород деревьев. Такие леса называют широколиственные. Они встречаются на юге и западе России, на Дальнем Востоке (показываю на карте).
- В таких лесах ещё растут клен, ясень, бук, вяз, дуб, липа и другие теплолюбивые растения.
Слайд 17: ясень
Слайд 18: бук
Слайд 19: вяз
- В дальневосточных лесах растут редкие растения:
Слайд 20, 21 – амурский бархат, пробковое дерево
Слайд 22: лимонник
Слайд 23: маньчжурский орех
Слайд 24: дикий виноград
Слайд 25: амурский лотос
- Главное отличие широколиственных лесов – их многоярусность, или «многоэтажность».
Слайд 26: многоярусность
- Верхний ярус: дубы, липы, другие высокие деревья. Пониже располагаются черёмуха, дикие яблоня и груша, боярышник. Ещё ниже растут кустарники: орешник-лещина, бересклет, калина, крушина. Этот ярус называют подлеском. Ещё ниже располагаются шиповник, малина и другие низкие кустарники. Затем идут ягодные кустарнички, травы и грибы. Примечательно, что и травы здесь широколиственные:
Слайд 27: сныть, копытень, лютик
Слайд 28: пустой
Физкультминутка:
Потрудились - отдохнем.
Встанем - глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Наклонились, прямо встали,
Руки вниз и вверх подняли.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
- Деревья и травы приспосабливаются к смене сезонов: у трав отмирает наземная часть, а деревья что делают? Сбрасывают листья, потому что в замерзающей почве доставка воды к листьям затруднена. А ещё широкая листовая пластинка не смогла бы выдержать тяжесть выпавшего снега, и, кроме того, широкие листья испаряют много влаги.
- О значении листопада для леса вы прочитаете самостоятельно на стр. 131 учебника, используя пометки на полях.
Слайд 28: «Инсерт»
- Какое же значение имеет лесная подстилка для леса? Какую новую информацию вы для себя получили?
(ответы детей)
Слайд 29: «Продолжи предложение»
- Удобряет почву, придает ей рыхлость; удерживает воду в почве; спасает от высыхания летом и от глубокого промерзания зимой; лесная подстилка – это дом для многих животных: червей, кротов, грызунов, ежей, гадюк, ужей, лягушек, жаб, насекомых и их личинок; регулирует количество молодой поросли.
V Закрепление изученного:
- А сейчас я вам предлагаю послушать звуки. Где вы могли услышать это?
- Как вы думаете, о ком пойдет дальнейший наш разговор? Без животных нет леса. Лес – это общий дом для растений и животных.
(вывешиваю таблицы)
Слайд 30: «Раздели по способам питания»
- По способам питания животных леса можно разделить на группы: растительноядные, хищники, всеядные.
Работа на интерактивной доске - коллективно
- Для закрепления изученного проведем викторину «Животный мир леса»:
1). Кого называют лесным великаном? (лось)
2). Кто строит себе нору под корягами деревьев? (барсук, лисица, волк)
3). Кто селится в дуплах деревьев? (куница, белка)
4). Кто к зиме собирается в стаи? (волки)
5). Кому хвост служит рулем, а иногда парашютом? (белке)
6). Какой зверек спит под своими ушами? (заяц)
7). У какого лесного зверя зимой появляются детеныши? (у медведей)
- Обилие насекомых и мелких грызунов привлекает в широколиственные леса множество птиц.
Физминутка: «Прилетели птицы»
Называю птиц леса, если ошибаюсь, дети хлопают:
- Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи (Хлопки.)
- Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны (Хлопки)
- Прилетели птицы: голуби, куницы (Хлопки)
- Прилетели птицы: голуби, синицы, страусы, чижи (Хлопки)
- Прилетели птицы: голуби, синицы, чижи, стрижи, комары, кукушки (Хлопки)
- Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, совы – сплюшки, лебеди, скворцы… Все вы молодцы!
Слайд 31: лесные пушные звери
- Большую ценность представляют пушные звери: соболи, куницы, норки, лисицы, бобры, горностаи. Из шкурок этих животных шьют шапки, шубы, воротники. Они теплы, легки и красивы.
Работа по учебнику – стр. 132 – 133 – редкие животные (иллюстрации), взятые под международную охрану.
Кроссворд «Обитатели леса» (зашифровано слово здорово) – на доске
- Дерево – символ России.
- Плодами этого дерева являются желуди.
- Летом с него снег-
Просто смех!
Снег по городу летает, Почему же он не тает?
- Дикая кошка с кисточками на ушах.
- У неё длинней иголки, чем у ёлки.
- Серый хищник леса.
- Самый крупный зверь леса.
(ответы: берёза, дуб, тополь, рысь, сосна, волк, лось)
VI Итог урока:
- Что полезное вы взяли для себя на уроке?
Вариативное дом. зад.:
- Давайте вспомним правила поведения в лесу.
- Как мы можем научить других людей правилам поведения в лесу?
1. Нарисовать знаки о правильном поведении в лесу: разрешающие и запрещающие.
2. Учебник – стр. 127 – 133
3. Подготовить дополнительный материал об охране животных (заповедники)
Интернет-ресурсы:
- http://www.neotext.ru/files/14/avatars/avatar_38914.jpg - лес
- http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=лесотундра
- http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=хвойные леса
- http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?p=1&text=тайга России
- http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=смешанные леса России
- http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?p=6&text=широколиственные леса России
- http://wallpaper.goodfon.ru/image/52502-1920x1200.jpg - еловый лес
- http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=лишайник-бородач на ели
- http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=бурелом
- http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=тайга
- http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=бук
- http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=ясень
- http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=амурский бархат
- http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=амурский бархат
- http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=амурский бархат
- http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=маньчжурский орех
- http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=дикий виноград
- http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=амурский лотос
- http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=сныть
- http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=копытень
- http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=лютики
- http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=соболь
- http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=куница
- http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=норка
- http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=лисица
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление с окружающим миром. Россия - страна лесов. 4 класс
Презентация «Ознакомление с окружающим миром. Россия - страна лесов». 4 класс...
Презентация по окружающему миру "РОССИЯ – СТРАНА ЛЕСОВ"
Презентация по окружающему миру "РОССИЯ – СТРАНА ЛЕСОВ" для 4 класса программа "Гармония"...
Конспект урока окружающего мира «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?» (УМК «Школа России», 1 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представлений о звуках природы в лесу, о правилах поведения в лесу; расширение кругозора детей.Цель урока (по выпускной квалификационной работе): формирование э...
Конспект урока окружающего мира почему в лесу соблюдаем тишину, 1 класс, школа России
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема: «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?»Цели деятельности учителя: формирование знаний о необходимости соблюдения тишины, зв...
Конспект урока окружающего мира. Тема "Страна, открывшая путь в космос" (УМК "Школа России", 4 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: «Страна, открывшая путь в космос» Цели деятельности учителя: формирование знаний о первом полете в космос; формирование представлений о жизн...
Конспект урока окружающего мира «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?» (УМК «Школа России», 1 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о необходимости соблюдения тишины, звуков леса, их разнообразие и красота.Планируемые результатыПредметные:- знать необходимость соблюдения правил тишины...
Конспект урока окружающего мира. Тема: "Страна городов", 4 класс, УМК Школа России.
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Цели деятельности учителя: создание условий для формирования у учащихся представление о Древней Руси, русских князьях, о жизни древних славян, их...