Разработка урока по окружающему миру "Птицы" (3 класс)
материал по окружающему миру (3 класс)
Тема: Птицы.
Цели деятельности педагога: создать условия для обобщения полученных представлений о птицах, ознакомить с особенностями строения и образом жизни птиц и их приспособлениями к полёту.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научится обобщать полученные представления о птицах;
дать понятие о перелетных, зимующих, оседлых птицах, строение пера, значение птиц в жизни человека.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: осуществление учебных действий – выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы, ориентироваться учебнике.
Познавательные: общеучебные – ставить, формулировать и оценивать процесс и результат деятельности, осуществлять смысловое чтение; предметные – обобщать полученные представления о птицах; уточнять представления о том, что птицы это теплокровное животное, которое живёт (существует), то есть дышит, питается, передвигается, спит, строит жилище, даёт потомство; уметь объяснить и доказать необходимость бережного отношения к живым организмам; понять пользу птиц для человека; логические – строить рассуждения, делать выводы; информационные – осуществлять поиск и выделение необходимой информации из опытов.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – ставить вопросы, обращаться за помощью в случае затруднений; развивать навыки работы с источниками информации, устную связную речь, внимание, мышление, память, любознательность, фантазию, находчивость познавательный интерес к предмету, коммуникативные навыки и способности; управление коммуникацией – осуществлять взаимный контроль, работать в группах; задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Личностные: самоопределение – проявлять ценностное отношение к природному миру, демонстрировать готовность следовать нормам природоохранного поведения. воспитывать уважение к друг другу, бережное отношение к окружающему миру, к птицам; позитивное отношение к учёбе, интерес к уроку, самостоятельность в получении знаний.
Методы: проблемно-поисковый, словарно-наглядный
Оборудование: учебник “Окружающий мир” 3 класс, картинки с изображением птиц, карточки с заданиями, таблички с терминами, запись «Голоса птиц», презентация, перья, вода, детские рисунки животных (дом задание), Сказка В.Бианки «Чей клюв лучше?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 52.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по окружающему миру
3 класс по теме: «Птицы»
Учитель: Эрендей Р.Ы.
Тема: Птицы.
Цели деятельности педагога: создать условия для обобщения полученных представлений о птицах, ознакомить с особенностями строения и образом жизни птиц и их приспособлениями к полёту.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научится обобщать полученные представления о птицах;
дать понятие о перелетных, зимующих, оседлых птицах, строение пера, значение птиц в жизни человека.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: осуществление учебных действий – выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы, ориентироваться учебнике.
Познавательные: общеучебные – ставить, формулировать и оценивать процесс и результат деятельности, осуществлять смысловое чтение; предметные – обобщать полученные представления о птицах; уточнять представления о том, что птицы это теплокровное животное, которое живёт (существует), то есть дышит, питается, передвигается, спит, строит жилище, даёт потомство; уметь объяснить и доказать необходимость бережного отношения к живым организмам; понять пользу птиц для человека; логические – строить рассуждения, делать выводы; информационные – осуществлять поиск и выделение необходимой информации из опытов.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – ставить вопросы, обращаться за помощью в случае затруднений; развивать навыки работы с источниками информации, устную связную речь, внимание, мышление, память, любознательность, фантазию, находчивость познавательный интерес к предмету, коммуникативные навыки и способности; управление коммуникацией – осуществлять взаимный контроль, работать в группах; задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Личностные: самоопределение – проявлять ценностное отношение к природному миру, демонстрировать готовность следовать нормам природоохранного поведения. воспитывать уважение к друг другу, бережное отношение к окружающему миру, к птицам; позитивное отношение к учёбе, интерес к уроку, самостоятельность в получении знаний.
Методы: проблемно-поисковый, словарно-наглядный
Оборудование: учебник “Окружающий мир” 3 класс, картинки с изображением птиц, карточки с заданиями, таблички с терминами, запись «Голоса птиц», презентация, перья, вода, детские рисунки животных (дом задание), Сказка В.Бианки «Чей клюв лучше?»
Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать ваша любознательность.
2. Актуализация знаний.
1.На предыдущих уроках мы знакомились с разнообразием животных. Дома нужно было нарисовать любое животное. Давайте распределим эти рисунки по группам, вспомним отличительные черты каждой группы животных. Одноклеточные
2.Многоклеточные:
Беспозвоночные (червь, улитка, осьминог, кальмар, медуза, насекомые, паук, (нет позвоночника)
Позвоночные: рыбы, земноводные (амфибии) –лягушки, тритоны(живут на суше и в воде), пресмыкающие (рептилии) –змея, ящерица, черепаха, крокодилы, хамелеон ( холоднокровные, размножаются на суше, откладывая яйца)
Сухопутные членистоногие с шестью ногами и крыльями. | Паукообразные |
Животные с восемью конечностями плетут паутину | Рыбы |
Водные позвоночные животные с обтекаемой формой тела , покрыты чешуёй. Дышат с помощью жабр. | Пресмыкающиеся |
Животные, обитающие в воде и на суше. Покрыты голой кожей. Дышат лёгкими. | Насекомые |
Сухопутные позвоночные животные , покрытые чешуёй. Дышат с помощью лёгких. Откладывают яйца. | Земноводные |
- « Кто такие пресмыкающиеся?»
- Индивид. Карточки
3. Постановка проблемы и цели урока
- Ребята, мы продолжаем работу по изучению позвоночных животных, чтобы узнать, о ком пойдет речь сегодня, отгадайте загадку:
Кто отправляется в полет
В клюве веточку несет?
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это…(птица) Слайд 2
- Приходилось ли вам слышать птичьи голоса? Когда птичьих голосов слышно больше – летом или зимой? Почему зимой меньше? (часть птиц улетает)
(Звучит запись «Голоса птиц»).
- Наш класс наполнился приятными звуками – пением и голосами птиц.
Мы будем говорить о пернатых друзьях. Они всегда привлекали людей своим мелодичным пением. Птиц очень много на земле - около 9 тыс. видов
4. Создание проблемной ситуации.
- Давайте мы с вами руками помашем,
И что-нибудь птичье давайте мы скажем.
А вдруг это будет?
А вдруг мы взлетим?
Давайте попробуем, что мы сидим?
(Учащиеся машут руками, подражают голосам птиц).
– Не вышло? Почему? (Дети объясняют, почему не могут взлететь).
- Как вы считаете, что мы должны узнать на уроке, и какие задачи нам предстоит решить? Давайте сформулируем их.
(Узнать, кто такие птицы, как живут эти очаровательные создания и чем отличаются они от других живых существ? Выяснить, какие «изобретения» помогают птицам летать, и почему многие из них улетают в теплые края?)
Слайд 3
- Орнитология- наука, изучающая жизнь и повадки птиц.
- Орнитолог – учёный, который занимается изучением жизни и повадок птиц.
5. Изучение нового материала.
1.-Посмотрите на доску и скажите какая птица лишняя и почему?
(воробей, сорока, голубь, скворец)
- Итак, как называются птицы, которые улетают на зиму в теплые края? (перелетные)
- Те, которые всю жизнь живут на одном месте? (зимующие)
- А птицы, которые не улетают, но и не живут на одном месте?
- Оседлые и кочующие птицы остаются на зиму в своих родных краях.
2. Работа с учебником.
Давайте ответ на этот вопрос найдем в учебнике на стр131.
(В ходе опроса на доске появляются таблички:)
-У вас на столах есть картинка птицы. Вам нужно будет узнать к какой группе она относится (сова, синица, ласточка)
-Мы разделились на три группы. Вы догадались, как будет называться ваша группа.
-Опрос названий групп (перелетные, кочующие, осёдлые)-раздать карточки с названием групп.
-Так кто такие перелетные, кочующие, осёдлые птицы? (ответы детей из учебника)
- А почему улетают перелетные птицы? (нет корма)
- Правильно. Осенью, когда исчезают насекомые, перелетные птицы отправляются в далекий путь в поисках корма. Раньше всех улетают насекомоядные птицы, потом растительноядные.
-А как вы думаете, легко ли нашим зимующим птицам?
- Чем питаются те птицы, которые не улетают на зиму?
- Этого корма очень мало. Птицам с трудом удается утолить свой голод. Поэтому они перелетают ближе к жилью человека.
-Как мы можем помочь им?
- А сейчас немножко отдохнем и заодно проверим как вы знаете названия птиц.
6. Игра “ Птицы” (физминутка)
Учитель называет разных птиц. Если он называет что-то другое, дети должны хлопнуть в ладоши.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны
Галки, макароны…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи
Аисты, кукушки,
Даже совы, плюшки.
Лебеди и утки
И спасибо шутке!
7. Работа в группах
- Я предлагаю вам выполнить задания в группах.
1 группа – кроссворд.
1.
Спинка темноватая,
Животик желтоватый,
Черненькая шапочка,
Вы меня узнайте-ка.
(Синица)
2.
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крошки собирает.
(Воробей)
3.
На шесте дворец,
Во дворце – жилец,
А зовут его …
(Скворец)
4.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)
2 группа
- Подумайте, кто, чем занимается зимой, соедините стрелками.
СОЛОВЬИ отлеживаются в сугробах
СНЕГИРИ ищут нетронутый ягодник
ТЕТЕРЕВА улетают в теплые страны
Ответ:
СОЛОВЕЙ улетает в теплые страны
СНЕГИРИ ищут нетронутый ягодник
ТЕТЕРЕВА отлеживаются в сугробах
3 группа
разделите птиц на две группы
(на соответствие ) воробей, скворец, синица, аист, снегирь, ворона, журавль, грач
Зимующие | Перелетные |
Воробей Синица Снегирь Ворона | Скворец Аист Журавль Грач |
8. Совместное открытие знаний. Объяснение нового материала.
(На доске постепенно появляются карточки) поют песни, имеют клюв, умеют летать, вьют гнёзда, хорошее зрение, несут яйца , тело покрыто перьями
- А кто из вас задавал себе вопрос: кто такие птицы? Чтобы лучше узнать и понять их, мы попробуем приоткрыть тайны удивительного мира птиц.
- Попробуйте дать определение : Птицы – это….
– А в чем их главная особенность?
Птицы поют песни, имеют клюв, умеют летать, вьют гнёзда, хорошее зрение, несут яйца , тело покрыто перьями
– Согласны ли вы, что птицы – это все те, которые поют песни?
(Песни поют не только птицы, но и люди, даже дельфины и касатки, а они – не птицы. Значит, это не главная особенность птиц!)
– Умеют летать только птицы?
(Птицы умеют летать, но летают и бабочки, стрекозы, мухи, а страусы и пингвины не могут летать. Значит, мы не можем утверждать, что умение летать – главная особенность птиц).
– Птицы вьют гнезда. Что скажете? Согласны?
Птицы – прекрасные родители, кроме кукушки, которая подкладывает свои яйца другим птицам. Как умело, они строят гнезда.
Гнезда у птиц разные.
Иволга строит гнездо – гамачок.
Есть птицы, которые не гнезда вьют, а норки роют – ласточка береговушка.
Грач строит гнездо на вершине дерева.
Степной орел откладывает яйца прямо на землю, лишь изредка, подстилая, сухими ветками, обрывком шкуры, перьями, костями животных.
Очень сложные гнезда у сороки. Вначале из веток складывается объемная шаровидная камера с одним – двумя входами, затем внутри из сырой почвы.
Заслуживают внимания и гнездо – камышовки. Она строит гнездо на вертикальных стеблях, вьет гнездо из травинок и листьев тростника.
Рыжие печники. Они делают их из комочков глины, смешанной с навозом. Высохшее на солнце гнездо можно разбить разве что кувалдой
Самые искусные строители гнезд – ткачики. Они научились не только переплетать, но и связывать узлами растительные волокна и травинки. Они могут за несколько минут распустить на волокна большой пальмовый лист.
(Да, вьют гнезда, но есть такие птицы, которые кладут яйца на камни, а еще «вьют» гнезда некоторые рыбы, делает гнездо оса. Значит, «вить гнезда» – это не главная особенность птиц?)
– Птицы имеют хорошее зрение. Согласны?
Давайте проверим наши выводы с учебником на стр. 130. (пока дети читают, учитель вывешивает картинки птиц- орел, сокол, ястреб, коршун, гриф, сова)
-Какие это птицы? (хищники)
-Только птицы имеют клюв? Вы согласны? Слайд 4
Это удивительное млекопитающее живет в Австралии, имеет клюв, похожий на утиный, перепонки на лапках, да к тому же несет яйца. (Утконос.)
Морда ехидны вытянута в узкий «клюв» длиной 75 мм, прямой или чуть изогнутый. Он представляет собой адаптацию к поиску добычи в узких щелях и норах, откуда ехидна достает её своим длинным липким языком.
- Для чего нужны клюв птице? А у всех ли птиц клюв одинаковый? Как вы думаете?
С помощью клюва птицы добывают пищу, чистят перья, собирают материал для постройки гнезда и защищаются от врагов.
По форме клюва можно судить, каким кормом питается птица.
Птичьи клювы приспособлены для схватывания и удержания самого разного корма.
Загнутый вниз клюв пернатых хищников удобен для разрывания мяса.
Клювы рыбоядных птиц напоминает по форме дротик или пинцет.
У зерноядных птиц клюв короткий и крепкий. Им они разбивают твердые семена.
Клюв у насекомоядных тонкий и острый. Им удобно доставать насекомых из трещин.
Водоплавающие птицы питаются водорослями и мелкими водными животными. В поисках пищи они широким клювом процеживают воду.
Клюв с мешком у пеликанов используется в качестве сети для ловли рыбы.
-Более подробно написано в книге . Сказка В.Бианки «Чей клюв лучше?»
– Только птицы несут яйца. Так ли это?
(Птицы несут яйца, но откладывают яйца еще и крокодилы, черепахи, змеи.)
- Можно утверждать, что это главные умения птиц? (Нет.)
– Есть еще что-то? А как считаете вы, что является главной особенностью птиц? Чем отличаются они от других живых существ?
Слайд 5
Вывод: тело птиц покрыто перьями – это главный отличительный признак.
9. Исследовательская работа Опыт с перьями.
Слайд 6
Как вы думаете из чего состоит перо?
У вас у каждого на парте лежит перо.
1. строение пера
Для птицы перья играют важную роль. У больших перьев есть ствол (или стержень), волоски – бородки. Стержень внутри пустой, поэтому перья легкие.
2. Значение пера
- Большие перья на крыльях помогают птицам летать. Перья хвоста позволяют держать равновесие, делать повороты, остановку. Это маховые и рулевые перья.
- Маленькие перья (пух). Они удерживают воздух вокруг тела и заменяют птицам одежду. У маленьких перьев есть стержень, волоски – бородки.
- Эти перья находятся на туловище и защищают тело от механических повреждений , придают ему форму, под ними пух согревает тело. t тела постоянная. Птицы – теплокровные животные.
Попробуйте его окунуть в воду.
Что вы видите?
Перо не намокает. Оно сухое, капельки скатываются с него.
- Перья птицы смазывают жиром, который выделяется из сальной железы
около хвоста, поэтому вода скатывается по ним. В народе существует
поговорка «как с гуся вода».
Вы замечал, что куры перед дождем перебирают перья. Это птицы смазывают оперение жиром, чтобы оно не намокало.
Слайд 7
3. Вывод
Мы исследовали и получали информацию о перьях разного размера.
Какой можно сделать вывод?
-все они имеют одинаковое строение.
-они легкие,
-наличие крыльев позволяют птицам летать.
-У разных птиц разное количество перьев. У лебедя их 25 тысяч, а у голубя в 10 раз меньше.
-Перья сохраняют тепло, t тела постоянная. Птицы – теплокровные животные.
10. Игра “да-нет”
Учащиеся отвечают на вопросы, , если ответ « да», то поднимают руку, если ответ «нет», то руку не поднимают.
Вопросы:
1. Прячутся ли насекомые к зиме? да
2. Верно ли, что перелетные птицы не улетают в теплые края? нет
3. Зимующие птицы это те птицы, которые зимуют на родине. Так ли это? да
4Ласточка, соловей, скворец- это зимующие птицы? нет
5.Верно ли, что зимой у клестов появляются птенцы? да
6.Нужно ли птиц подкармливать? да
7.Верно ли, что птицы зимой не погибают от голода и холода? нет
11. Подведение итога: Нужны ли нам птицы?
Так давайте проголосуем: Нужны нам птицы или нет?
За
Против
Почему вы отдали свой голос за птиц?
Вывод: Птицы дороги нам не только приносимой пользой, но и как украшение нашей Родины.
- Какую помощь птицам мы можем оказать?
Чтобы создать условия пернатым, надо принять активное участие в озеленении местности, в котором мы живем.
12. Рефлексия «Дерево творчества»
-Мы сейчас с вами вместе сделаем дерево творчества. И тем самым подведем итог урока. У вас на столах нарисовано дерево, есть птички.
-Если вам работа на уроке была интересная, творческая - птички на верхних веточках
- Если вам не все было понятно, но в целом было интересно - птички на нижних веточках
- Если многое не понятно, трудно было работать на уроке - птички внизу дерева
Слайд 8
13. Итог урока.
И закончить наш урок я бы хотела вот таким стихотворением:
Берегите птиц,
Птиц вы берегите,
Ласточек, стрижей,
Ворон и синичек,
В поле, и в саду
В степи, и в пустыне,
Где только можно –
Люди, берегите!
14. Д/з: .подобрать интересные факты из жизни птиц.
Игра “Покорми птиц”
На птичках пишутся вопросы, связанные с темой урока. Ученик и , ответив на вопросы, сажает птичку в кормушку, “кормит” ее- так подводится итог.
1. Какая птица самая большая в мире? (Страус)
2. Какая из птиц считается самой умной? (Ворона)
3. Какая птица благодаря скрещенному клюву может доставать семена из сосновых шишек? (Клест)
4. Какая птичка помогла Дюймовочке, а та потом помогла ей? (Ласточка)
5. Какая из птиц строит гнездо на крыше дома? (Аист)
6. Дарит нам яйца (Курица)
7. Доставляет почту (Голубь)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по окружающему миру в 3 классе "Красная книга России. Правила поведения в природе"
Цели урока: рассказать о существовании Красной книги, содержащей сведения о редких, исчезающих растениях, животных России;раскрыть основные причины сокращения численности этих видов, меры, необходимые...
Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 классе "Твое тело"
Цели: Образовательные:- ввести понятие «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека;- познакомить с частями тела и внутренними органами человека;- дать первоначальное представление о работе внутрен...
Разработка урока по окружающему миру в 1 классе по теме "Мы в селе"
Разработка урока по окружающему миру в 1 классе с презентацией по УМК "Перспектива"...
Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».
Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...
Разработка урока по окружающему миру по учебнику Окружающий мир А.А.Плешакова на тему: Будь природе другом 2 класс
Тема: Будь природе другомЦели:получение основ экологических знаний;расширение и углубление знаний о животных, растениях, о взаимоотношениях человека с окружающей средой, правилах поведения в природе;р...
разработка урока по окружающему миру. Тема урока: «Природа в классе». «Перспектива»
Цель урока: : познакомить учащихся с наиболее распространенными комнатными растениями; учить распознавать комнатные растения в классе....
Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 Б классе. Тема урока: "Дикие и домашние животные"
Цели урока: закрепление знаний обучающихся о диких и домашних животных, формирование представлений о целостности окружающего мира, взаимозависимости структурных компонентов...