Рабочая программа учебного курса "Мир природы и человека"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Программа составлена на основе курса «Мир природы и человека» для учащихся общеобразовательных школ авторы курса Матвеева Н.Б., Попова М.А., соответствующая программе специальных коррекционных учреждений VIII вида под ред. Воронковой В.В., допущенная Министерством образования и науки РФ и адаптированная под использование в учебно-воспитательном процессе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровьяПрограмма составлена на основе курса «Мир природы и человека» для учащихся общеобразовательных школ авторы курса Матвеева Н.Б., Попова М.А., соответствующая программе специальных коррекционных учреждений VIII вида под ред. Воронковой В.В., допущенная Министерством образования и науки РФ и адаптированная под использование в учебно-воспитательном процессе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_prirody_i_cheloveka_3_klass_in.docx | 35.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Разделы программы
№ п/п | Наименование раздела рабочей программы | Стр. |
Содержание рабочей программы | 2 | |
Паспорт рабочей программы | 3 | |
Пояснительная записка | 4-8 | |
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе | 9-14 |
Паспорт рабочей программы
Тип программы | АООП для обучающихся с ОВЗ интеллектуальные нарушения |
Статус программы | Рабочая программа учебного курса «Мир природы и человека» 3 класса |
Название, автор предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа | Программа составлена на основе курса «Мир природы и человека» для учащихся общеобразовательных школ авторы курса Матвеева Н.Б., Попова М.А., соответствующая программе специальных коррекционных учреждений VIII вида под ред. Воронковой В.В., допущенная Министерством образования и науки РФ и адаптированная под использование в учебно-воспитательном процессе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья |
Категория обучающихся | Обучающиеся 3 класса МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» по АООП для детей с ОВЗ интеллектуальные нарушения |
Нормативный срок освоения программы учебного курса | 1 учебный год |
Объём учебной нагрузки в неделю | 2 академических часа в неделю и 0,5 часа в неделю для индивидуального обучения на дому (1 урок в неделю) |
Объём учебной нагрузки в год | 68 часов в год и 17 часов в год для индивидуального обучения на дому |
Форма организации учебной деятельности | Классно-урочная/индивидуальное обучение на дому |
Пояснительная записка
Рабочая программа по Мир природы и человека составлена на основе курса «Мир природы и человека» для учащихся общеобразовательных школ, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» и адаптированная под использование в учебно-воспитательном процессе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья интеллектуальные нарушения.
Учебник, использующийся для обучения: Мир природы и человека 3 класс / Автор. – Матвеева Н.Б., Попова М.А. изд.,- М.: Просвещение, 2018,в 2-х частях, 143 стр.
Освоение учебного материала в 2018-2019 учебном году осуществляется по следующему календарному учебному графику: 2 академических часа в неделю, общей трудоёмкостью учебного материала 68 академических часа в год по классно-урочной форме обучения и 0,5 академических часа в неделю, общей трудоёмкостью учебного материала 17 часов в год для индивидуального обучения на дому.
Изучение Мир природы и человека в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- Углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы;
- Формирование основы для изучения в дельнейшем, предметов «Естествознание» и «География», создание преемственной системы знаний между названными предметами.
В результате изучения данного предмета реализуются следующие задачи:
- Уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных ее элементах;
- На основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
- Выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
- Сформировать знания учащихся о природе своего края;
- Сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе;
При составлении рабочей программы использовался учебно-методический комплект:
Для учителя:
Мир природы и человека 3 класс / Автор. – Матвеева Н.Б., Попова М.А. изд.,- М.: Просвещение, 2018,в 2-х частях, 143 стр.
Для учащегося:
Мир природы и человека 3 класс / Автор. – Матвеева Н.Б., Попова М.А. изд.,- М.: Просвещение, 2018,в 2-х частях, 143 стр.
Основное содержание курса Мир природы и человека
Сезонные изменения в неживой природе
- Закрепление представлений в влиянии солнца на смену времен года.
- Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света.
- Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.
- Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный-теплый ветер.
- Продолжение наблюдений за погодой, их описание.
- Календарь. Знакомство с календарем. Названия месяцев.
Живая природа
- Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы.
- Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.
- Растения сада. Фруктовые деревья (2-3 названия); ягодные кустарники (2-3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.
- Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники. Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.
- Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.
- Травы полезные и опасные.
- Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детеныши. Приспособление диких животных к условиям природы.
- Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детеныши. Уход за домашними животными.
- Сравнение диких и домашних животных. Сходство и отличия: кабан - свинья, заяц - кролик.
- Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.
- Строение гнезд, забота о потомстве. Птицы перелетные и зимующие: соловей, дрозд - галка, дятел.
- Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: ласточка, жаворонок.
- Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе легких.
- Температура тела человека. Градусник и его назначение.
- Профилактика простудных заболеваний.
- Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.
- Окружающая среда и здоровье человека.
- Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.
Тематическое планирование курса Мир природы и человека
3 класса
№ п/п | Изучаемые разделы | Количество уроков |
1 | Сезонные изменения в природе | 28/17 |
2 | Живая природа | 40/17 |
Итого | 68/34 |
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения. таких как проблемный метод, развивающее обучение, информационно-коммуникационные технологии, контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели. При этом адаптация учебного материала под особые образовательные потребности учащихся интеллектуальными нарушениями осуществляется посредством перераспределения учебного материала курса «Мир природы и человека» 3 класса в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся, использование технологий поддерживающей педагогики, дозирования учебного материала, индивидуальных карточек-заданий и пр.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения Мир природы и человека в 3 классе учащиеся должны уметь:
- Правильно называть изученные объекты и явления;
- Сравнивать и различать растения сада и леса, деревья хвойные и лиственные, кустарники, травы, ягоды, грибы, орехи, плоды и семена растений; названия наиболее распространенных деревьев и кустарников своей местности;
- Сравнивать и различать домашних и диких животных и птиц;
- Описывать их повадки и образ жизни, определять их значение в жизни человека;
- Соблюдать правила питания; знать о правилах приготовления пищи и хранения продуктов питания, профилактике пищевых отравлений;
- Соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека;
- Определять по сезонным изменениям времена года, описывать его основные признаки; признаки месяцев, составляющих его; особенности жизни растений, животных, человека;
- Определять направления ветра.
- Правильно называть изученные объекты и явления;
- Сравнивать и различать растения сада и леса, называть по 2-3 растения, наиболее распространенных в данной местности; рассказывать об их использовании человеком;
- Различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, определять их значение в жизни человека;
- Бережно относиться к природе и людям;
- Соблюдать правила использования в пище грибов и ягод;
- Соблюдать правила предупреждения простудных заболеваний;
- Соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений;
- Соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека.
Учебно-методические средства обучения
1. ФГОС начального общего образования
2. Примерная программа начального общего образования.
Интернет-ресурсы:
1. http://минобрнауки.рф/
Календарно – тематическое планирование по Мир природы и человека
3 класс для детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)
классно-урочная форма
№ Урока п/п | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту |
Сезонные изменения в природе. | |||
Времена года. Осень Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег). | |||
Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав. Растения осенью. | |||
Признаки осени: наступление холодов, отлет птиц. | |||
Животные осенью. | |||
Занятия людей осенью. | |||
Зима. Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели. | |||
Растения зимой. Животные зимой. | |||
Занятия людей зимой. | |||
Весна. Признаки весны: удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход. | |||
Признаки весны: первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза. | |||
Растения весной. Животные весной. | |||
Занятия людей весной. | |||
Лето. Признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов. | |||
Растения летом. Животные летом. | |||
Занятия людей летом. | |||
Практическая работа по теме: «Сезонные изменения в природе». | |||
Неживая природа. | |||
Солнце в разные времена года. | |||
Восход и закат солнца. | |||
Календарь. | |||
Воздух. | |||
Значение воздуха. | |||
Термометр. | |||
Вода и ее свойства. | |||
Ветер. | |||
Направление ветра. | |||
Практическая работа по теме «Неживая природа». | |||
Живая природа. | |||
Растения. | |||
Цветы. | |||
Растения сада. | |||
Лес. Плоды и семена. | |||
Грибы. | |||
Растения. Обобщение. Деревья, кустарники, травы, цветы. Узнавание, различение. | |||
Дикие животные. Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют. | |||
Дикие животные. Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют. | |||
Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза, приносимая людям. | |||
Домашние животные. Польза, приносимая людям. | |||
Сравнение домашних и диких животных. | |||
Охрана и забота домашних животных. | |||
Необходимые условия для жизни животных вода, тепло, воздух, пища. | |||
Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. | |||
Птицы. Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело. | |||
Птицы, снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело. | |||
Различия птиц. | |||
Польза птиц, приносимая людям. | |||
Подкормка птиц зимой. | |||
Птицы перелетные и зимующие, на примере наблюдения за птицами данной местности. | |||
Птицы перелетные и зимующие, на примере наблюдения за птицами данной местности. | |||
Домашние птицы. Курица, утка. Основные части тела, питание. | |||
Домашние птицы. Курица, утка. Основные части тела, питание. | |||
Уход за домашними животными. | |||
Уход за домашними животными. | |||
Животные. Обобщение. Звери, птицы, рыбы, насекомые. Различение по внешнему виду. | |||
Практическая работа по теме: «Живая природа». | |||
Человек. Охрана здоровья. | |||
Дыхание человека. | |||
Профилактика простудных заболеваний. | |||
Профилактика простудных заболеваний. | |||
Кровь. | |||
Пульс. Сердце. | |||
Окружающая среда и здоровье человека. | |||
Окружающая среда и здоровье человека. | |||
Практическая работа по теме: «Окружающая среда и здоровье человека». | |||
Питание человека. | |||
Обобщение по теме: «Окружающая среда и здоровье человека». | |||
Итоговый урок. |
Календарно – тематическое планирование по Мир природы и человека
3 класс для детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)
ндивидуальное обучение на дому
№ Урокап/п | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | |
1 | Сезонные изменения в природе. | |||
2 | Времена года. Осень Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег). | |||
3 | Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц Растения осенью. | |||
4 | Животные осенью. Занятия людей осенью. | |||
5 | Зима. Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели. | |||
6 | Растения зимой. Животные зимой. Занятия людей зимой. | |||
7 | Весна. Признаки весны: удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза. | |||
8 | Растения весной. Животные весной. Занятия людей весной. | |||
9 | Лето. Признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов. | |||
10 | Растения летом. Животные летом. Занятия людей летом. | |||
11 | Практическая работа по теме: «Сезонные изменения в природе». | |||
12 | Неживая природа. Солнце в разные времена года. | |||
13 | Восход и закат солнца . Календарь. | |||
14 | Воздух. Значение воздуха . Термометр. | |||
15 | Вода и ее свойства. | |||
16 | Ветер. Направление ветра. | |||
17 | Практическая работа по теме: «Неживая природа». | |||
18 | Живая природа Растения Цветы. | |||
19 | Растения сада. Лес. Плоды и семена. Грибы. | |||
20 | Растения. Обобщение. Деревья, кустарники, травы, цветы. Узнавание, различение. | |||
21 | Дикие животные. Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют. | |||
22 | Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза, приносимая людям. | |||
23 | Сравнение домашних и диких животных Охрана и забота о домашних животных. | |||
24 | Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. | |||
25 | Птицы. Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело. | |||
26 | Различение этих птиц. Польза, приносимая людям. Подкормка птиц зимой. Подготовка к встрече птиц весной. Птицы перелетные и зимующие, на примере наблюдения за птицами данной местности. | |||
27 | Домашние птицы. Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и утками. | |||
28 | Животные. Обобщение. Звери, птицы, рыбы, насекомые. Различение по внешнему виду. | |||
29 | Практическая работа по теме «Живая природа». | |||
30 | Человек. Охрана здоровья. Дыхание человека. Профилактика простудных заболеваний. | |||
31 | Кровь. Пульс. Сердце | |||
32 | Окружающая среда и здоровье человека. | |||
33 | Практическая работа по теме: «Окружающая среда и здоровье человека». | |||
34 | Итоговый урок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа предмета «Пир природы и человека» во 2 классе
Рабочая программа предмета «Пир природы и человека» во 2 классе реализующегоадаптированную основную общеобразовательную программу образованияобучающихся с умственной отсталостью (интеллект...
Рабочая программа по миру природы и человека для учащихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
laquo;Мир природы и человека» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира. Актуальность заключается в формировании естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развит...
Рабочая программа по миру природы и человека для учащихся 3 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
laquo;Мир природы и человека» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира. Актуальность заключается в формировании естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развит...
Рабочие программы учебных предметов (русского языка, чтения, речевой практики, математики, мира природы и человека, рисования, ручного труда) 3 В класса на 2021 – 2022 учебный год
Данные рабочие программы разработаны для обучающихся 3 В класса ОКОУ «Курская школа» на основе Примерной адаптированной основной образовательной программы образ...
Адаптированная рабочая программа по Миру природы и человека
Пояснительная запискаОсновная цель предмета заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.К...
Рабочие программы учебных предметов: Русский язык Чтение Речевая практика Мир природы и человека Математика Рисование Ручной труд для обучающихся 1 Б класса на 2023-2024 учебный год
Рабочие программы учебных предметов:...
Рабочая программа по миру природы и человека
Программы специальных (коррекционных) образовательных учрежденийVIII вида, В. В. Воронковой 1-4 классы...