Тема урока: "Чудесные цветники осенью"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс)
Продолжить знакомство учащихся с культурными растениями осенних цветников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Продолжить знакомство учащихся с культурными растениями осенних цветников. | 140.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Чудесные цветники осенью
Цель: продолжить знакомство учащихся с культурными растениями осенних цветников.
Задачи:
- расширить знания детей о осенних декоративных растениях (на клумбах, в цветниках);
- познакомить с мифами и легендами, связанными с этими растениями;
-развивать эстетическое восприятие, речь, эмоциональную сферу и творческие способности учащихся;
-воспитывать бережное отношение к природе, умение и желание еѐ украшать и охранять, находить в природе источник вдохновения.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
понимать, что выращивание цветов – большой труд на радость людям, ценить этот труд;
Метапредметные результаты:
выделять наиболее понравившиеся растения, объяснять причины своих предпочтений;
использовать дополнительную литературу.
Предметные результаты:
Познавательные: формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текста; умение представлять информацию; выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные: формируем умение определять цель деятельности на уроке; умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Начинаем урок. Давайте улыбнемся друг другу, подарите свои улыбки нашим гостям.
2. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания.
- Фронтальный опрос
3. Введение в тему занятия.
Сейчас предлагаю вам посмотреть фрагмент мультфильма из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».
Кто знает как называется этот отрывок? «Вальс цветов»
Догадались, о чём мы сегодня будем говорить?
Посмотрите на экран. (слайд 2)
- Вспомните, где вы видели такие прекрасные цветы?
- (На клумбах)
- А как по другому называется клумба? (Обратите внимание слово начинается на букву Ц)
-(Цветник)
ЦВЕТНИ́К - место, где посажены цветы, клумба.
-Посмотрите на цветы скажите, какие они?
- (Прекрасные, красивые,..)
- А еще какие, слово начинается на букву Ч?
-(Чудесные)
- В какое время мы наблюдаем эти цветники?
Осенние цветы, вы ярки и красивы,
И пышен ваш торжественный наряд.
Последние цветы и оттого так дивны,
Невольно останавливаешь взгляд.
- (Осенью)
- Ребята, какая тема урока. Что у нас получилось:
Чудесные цветники осенью.
Цель урока:
высказывания детей
Как вы думаете, дикорастущими или культурными являются цветы, которые высаживают на клумбах?
Д: Дикорастущие растения растут сами по себе, т.е. за ними никто не ухаживает.
Культурные растения – это такие растения, за которыми ухаживает человек, т.е. поливает, рыхлит почву, удаляет сорняки.
А как называется профессия человека, который выращивает декоративные растения в садах, скверах, парках?
Д: Цветовод.
Физминутка
В цветнике растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны.)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
КРОССВОРД. (слайд 3)
(Работа в парах).
- Выскажи своё мнение.
- Выслушай мнение партнёра.
- Придите к единому мнению.
Впиши названия предметов, которыми пользуется цветовод, отмеченных цифрами, в клеточки кроссворда с такими же номерами по горизонтали. По вертикали прочитай зашифрованное слово.
Цветоводы используют данные инструменты в работе, чтобы получались красивые осенние букеты, которые выращивают на клумбах.
Каждому цветоводу нужно знать, как правильно выращивать цветы!
Уже приближается зима, цветник перед школой исчез. А так хочется вернуться в начало осени полюбоваться чудесными растениями. Давайте попробуем создать цветник в классе.
Собрать информацию об осенних цветах, их уходе, когда они цветут.
Работа с учебником стр.82-83
1) В какой период цветёт?
2) Описание внешнего вида цветка (форма лепестков, стебля, листьев)-наблюдения детей.
3) Интересные факты, легенды.
Учитель загадывает загадки:
1 Мы с детства, представьте, того и не знали,
По-гречески этот цветок называли.
«Звезда» — вот на русский его перевод.
На клумбах он осенью долго цветёт. (Астра) (слайд 4)
Астра – это садовые цветы с крепкими и прямыми стеблями, от 18 до 85 см в высоту. Листья овальные. У богатую цветовую окраску: белую, розовую, красную, синюю, желтую.
Семена цветов астры засевают с середины марта до конца апреля, главное, что бы почва уже прогрелась. Уход за цветами астр заключается в умеренном поливе, рыхлении клумбы и избавлении цветника от сорняков.
Астра - королева осеннего цветника‖. Она радует нас своим цветением до самого снега.
Есть старинная легенда о появлении астры на Земле. С далёкой звезды упала на нашу планету пылинка и превратилась в очаровательный цветок. Слово “астра” произошло от греческого слова “звезда”. Некоторые люди верят в то, что если ночью встать среди астр, то можно услышать их разговор со своими сёстрами – звёздами. Родиной астры является Китай. Астра – любимый цветок у татар. Он изображён на гербе Республики Татарстан.
Астра - символ грусти, изящества и любви.
Этот цветок считался подарком человеку от Богов - это его оберег, амулет, частица его далёкой звезды.
Чётное число лепестков цветка, подчёркивает вечный источник жизни, пожелание долголетия, процветания
2
На шесте - флаги,
Под шестом - шпаги. (Гладиолус)
Гладиолус — это многолетнее, клубне луковичное растение. Стебли его прямостоячие, высотой от 50 до 150 см. Крупные нежные цветки. Цветы разных окрасов – снежно белые, бежевые, светло жѐлтые, салатовые. На одном стебле появляются до двадцати цветочков.
Теплолюбивое, плохо переносит морозы. Поэтому, каждый год клубни выкапывают, а весной высаживают.
Радуют нас своим цветением почти до самого снега.
Легенда:
В переводе с латинского гладиолус - "меч" и поэтому у римлян он считался цветком гладиаторов. Одна из легенд рассказывает о том, как появился цветок на Земле. Жестокий римский полководец захватил в плен двух друзей — юношей и потом, ради забавы, приказал им сражаться друг против друга. Но юноши воткнули мечи в землю и бросились друг к другу с распростёртыми объятиями. Их предали смерти. Но как только тела коснулись земли, из рукоятей их мечей расцвели высокие прекрасные цветы. В честь благородных гладиаторов их назвали — гладиолусами.
И до сих пор они являются символом — верности, благородства, памяти.
3
Однолетние цветы
Желто-красной красоты,
Часто рыжей тоже,
Увидеть мы их можем.
Растит легко их без сноровки,
Цветы, как кружево — … (Бархатцы)
Бархатцы — это род многолетних и однолетних растений. Стебли бархатцев – прямостоячие, образующие куст высотой от 20 см до 130 см. Цветы разных оттенков желтого, коричневого и оранжевого цветов. Бархатцы обладают ярким специфическим запахом.
Растения теплолюбивые и светолюбивые, поэтому лучше всего использовать их на клумбах, расположенных на солнечных участках. Хорошо переносит засуху и способно длительное время оставаться без воды.
Цветут бархатцы очень обильно с июня до первых заморозков.
Бархатцы-цветок назвали в честь внука древнегреческого бога Юпитера — Тагеса. Он славился своей красотой и умением предсказывать будущее. Цветок пришёл к нам из Южной Америки. Он похож на кустик. Цветки — корзинки, очень яркие, желтые, оранжевые, красновато-коричневые, коричневые или пестрые. Цветут бархатцы с июня до заморозков.
Эти цветы полезны в саду: их запах защищает другие растения от вредителей и болезней. Листья и цветки бархатцев используются для приготовления приправы к салатам, супам и соусам.
4
Заморозок не пугает
Их японской красоты —
Напоследок расцветают
Те осенние цветы. (Хризантемы)
Хризантемы многолетние сорта бывают высокорослыми и низкорослыми. Стебель прямостоячий, высотой 25—70 см. Корень короткий. В открытом грунте высота может достигать 80см.
Это дневные цветы. Очень любят влагу. Поэтому поливайте растение обильно. Зацветает обычно после дня осеннего равноденствия, когда день становится короче ночи. На зиму их необходимо обрезать до 15-20 см утеплять листьями, еловыми ветками.
Не боится заморозков и цветение продолжается до первых заморозков.
Родина хризантемы – Япония. В Японии и Китае популярна как овощ, недаром ее называют овощной или съедобной. Главное ее достоинство высокое содержание бета – каротина, провитамина А, которые повышают иммунитет. Эта красавица содержит еще витамины В1, В2, С. Каждый год 9 сентября японцы отмечают День хризантем. Сортовые растения с большими цветками обычно начинают цветение с окончания лета и до конца осени. Они достаточно чувствительны к холодам, тогда как виды с небольшими цветами прекрасно зимуют.
Легенда:
Цветы хризантемы, как бы соединяют лёгкий холод зимы и тёплое дыхание лета. Её по праву считают- "царицей осени".Этому чудесному цветку посвящено множество легенд.
Одна из них гласит, что злой дракон решил похитить у людей Солнце; но схватив его, дракон сильно обжёг лапы. От злости дракон стал рвать и топтать огненный шар. Упавшие на Землю солнечные искры превратились в жёлтые хризантемы. В древнем Востоке в его честь устраивали роскошные пиры, изображение хризантемы служило символом знатности, счастья и считалось священным.
Это цветок доброты и щедрости. Хризантема - эмблема печали, символ осени. Жёлтые и белые шапки этих удивительных цветов наполняют душу покоем и умиротворением.
5
На клумбе у окошка
Посажена картошка.
Цветки её огромные
И светлые, и тёмные. (Георгины)
Георгины — это не очень высокие растения от 30 до 60 см, листья простой формы, парные.
Насчитывается около 24 штук. Особенность – отсутствие аромата. Однако имеются редкие виды, которые пахнут очень нежно.
Нельзя цветы сажать на сквозняках. Место должно быть солнечным. Для георгин самое главное — это хорошая почва. Она должна хорошо пропускать воду. Чтобы цветы были здоровыми и продолжали цвести, рекомендуется цветы каждый год пересаживать на новое место.
Цветение начинается уже через 2 — 2,5 месяца после высадки семян в августе – сентябре.
Родиной георгинов являются горные районы Мексики, Перу и Чили. Выращивали дикие георгины, клубни запекали и кушали. В Европу георгины привезли более 400 лет назад испанцы. Сегодня в мире более 20000 сортов культурных георгинов. Назвали в честь профессора Георга.
Легенда: В народе живёт легенда, согласно которой, этот красивый цветок обязан своим именем молодому садовнику Георгию.
В далёкие времена георгин был царским цветком и мог расти только в дворцовом саду. Несмотря на суровый запрет, садовник подарил этот цветок своей невесте, а затем посадил его возле её дома, чтобы им могли любоваться и другие люди. Узнав об этом, царь приказал бросить садовника в тюрьму, где он и погиб. В честь молодого садовника Георгия, цветок был назван - георгином.
Ещё одна легенда гласит, что георгины названы так в честь русского мореплавателя Георгия, который подарил неизвестный цветок заморскому королю. Как правило, георгины преподносятся в знак уважения и дружбы, а также в особо торжественных случаях.
Физминутка для глаз.
Ребята, а что нужно делать, чтобы цветники как можно дольше радовали нас?
4. Вставьте в текст слова нельзя, можно, нужно. (слайд 5)
1. На цветниках ________________________ рвать цветы.
2. Около цветников _________________________ соблюдать чистоту.
3. Через ограждение цветника_________________ перелезать.
4. Цветы на клумбах _________________________ поливать.
5. В цветниках _______________________ рыхлить землю.
6. В цветниках _________________ удалять сухие побеги.
5. Закрепление пройдѐнного материала.
- Какие растения часто встречаются в осенних цветниках?
- Посмотрите какой у нас получился осенний букет. (слайд 6)
Самостоятельная работа (Тест)
6. Рефлексия. (слайд 7)
Я узнал…….
Мне понравилось …….
Я затруднялся …….
7. Домашнее задание.
Учебник С. 82-85, пересказ, ответить на вопросы на стр.85
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока "Чудесные цветники".
УМК "Перспектива"....
План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).
Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном". С помощью это...
Конспект урока "Чудесные цветники", 1 класс, Перспектива
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема урока: «Чудесные цветники» Цель деятельности учителя: продолжить знакомство с растениями цветников, прививать эстетиче...
Конспект урока "Чудесные цветники весной" 2 класс
Урок окружающего мира с применением групповой работы....
Тема урока: «Чудесные цветники осенью» 2 класс УМК «Перспектива»
Конспект урока...
Тест по темам: «Деревья и кустарники осенью», «Чудесные цветники осенью»
Тест по темам: «Деревья и кустарники осенью», «Чудесные цветники осенью»...
Интегрированный урок по окружающему миру в 3 классе. Тема урока: «Чудесное путешествие»
Данный урок можно использовать для расширения и углубления знаний учащихся по окружающему миру, технологии, математике и литературному чтению через интеграцию при решении нестандартной учебной з...