Технологическая карта урока окружающего мира «Из чего что сделано?», 2 класс, УМК «Школа России»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Тема урока «Из чего что сделано?»
Тип урока: "открытие" нового знания
Цель урока: создание условий для формирования знаний о природных материалах, из которых сделаны различные предметы; формировать элементарные представления о производственных процессах.
Задачи урока
Дидактические:
- формировать представления о природных материалах, используемыми при изготовлении различных предметов;
- формировать представления о производственных цепочках при изготовлении различных предметов;
- учить проводить самооценку, взаимооценку.
Развивающие:
- развивать мышление при работе с разными источниками информации;
- развивать внимание при работе с учебником;
- формировать коммуникативные умения при групповой работе и работе в парах.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к материалу урока;
- воспитывать бережное отношение к используемым материалам;
- воспитывать уважение к мнению других людей.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» автор Плешаков А.А., 2 класс 1 часть (Школа России), учебная презентация, раздаточный материал.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Фронтальная работа Словесный: учебный диалог | 1. Проверяет готовность обучающихся к уроку. 2. Создание эмоционального настроя. Учитель говорит: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Алексеевна, и сегодня урок математики проведу у вас я. Сейчас давайте улыбнемся друг другу. Улыбнитесь соседу слева и соседу справа. Занимайте свои места. Пусть девизом нашего урока будут слова: «Знаешь сам - расскажи другому!» Мы продолжим путешествие в мир знаний. Я надеюсь, что сегодняшнее наше общение принесёт вам новые знания, а, значит, и новые радости. | 1. Показывают готовность к уроку. 2. Выполняют то, что им сказал учитель. | Л: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | Презентация |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная работа Парная работа Словесный: беседа Практический: решение проблемной ситуации | Создаёт проблемную ситуацию Ребята, посмотрите на экран, что вы видите? Определите, какой предмет «лишний»? Почему? (На экране шарф, книга, кастрюля, вилка, чайник, кувшин, ракушка, шкаф, тетрадь, линейка.) Ракушку создала природа, а остальные сделал человек. Молодцы! Ребята, а как и из чего человек сделал эти изделия? Именно об этом мы поговорим на нашем сегодняшнем уроке. | Отвечают на вопросы учителя Различные предметы Ракушка, потому что все остальные предметы сделал человек
Предполагаемые ответы детей | М: Научатся адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения; Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи П: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления | Презентация Раздаточный материал |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная работа Словесный: беседа, учебный диалог | Подведение к теме Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? Постановка целей урока Какая цель нашего сегодняшнего урока? Составление плана работы Итак, давайте составим план нашей сегодняшней работы. | Отвечают на вопросы Что из чего сделано? Узнать, из чего и как люди изготавливают различные изделия. План: 1.Узнать, из каких материалов и как изготавливаются различные изделия. 2.Выполнить проверочную работу. 3.Сделать выводы по теме урока. | П: Научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель М: Научатся составлять план и последовательность действий Л: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; взаимодействовать и находить общие способы работы | Презентация |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная работа Работа в парах Наглядный: демонстрация Практический: работа с учебником Словесный: беседа, учебный диалог, объяснение | Работа с учебником Откройте учебник на странице 112. Изображены различные предметы. Скажите, для каких предметов нужно древесина? А глина? Металл? А шерсть? Верно. Разные предметы состоят из разных материалов. Давайте рассмотрим их подробнее. Работают с презентацией Объяснение нового материала «Из чего сделан кувшин?» Отгадайте загадку: Я мягче пластилина, а зовусь я… Изделия из глины пользовались очень давно. Это вазы, кувшины, чаши, сосуды. Глина добывалась раньше в ручную, а теперь – экскаваторами. Глина смешивалась с водой до состояния густой пасты, из которой «умелые руки» гончара могут вылепить и фигурки , и кувшины (Слайд 11). Высыхая, глина затвердевает и становится очень прочной. Изделия обжигают в печах при температуре 450°С, они никогда не гниют и не ржавеют. Объяснение нового материала «Как рождается книга» Ребята, а из чего делают книги? На Руси писали на березовой коре-бересте. Но для книг она не годилась. Сегодня будущая бумага растет в лесу. Электрические пилы пилят, валят деревья. Лесовозы везут бревна к реке. Там бревна связывают в плоты, плоты плывут по реке. На комбинате бревна распиливают на чурбаки, измельчают и превращают в щепки. Щепки отправляют в котел со специальным раствором и варится каша-деревянная. Вот эта каша, когда готова, и становится БУМАГОЙ. Мы привыкли видеть готовые книги яркими и красочными, но людям надо помнить, что книги надо беречь, сохранять. Объяснение нового материала «Как делают шерстяные вещи» Человек всегда заботился о своих домашних животных, и они давали людям еду и тепло. Как вы думаете, из чего делают шерстяные вещи? Заплелись густые травы, О ком идёт речь? Весной и осенью люди стригут овец специальными ножницами. Потом прядут шерсть и вяжут носки, варежки. На станках ткут ковры. Работа в парах с презентацией О чём мы еще не сказали? Верно, как вы думаете, какой материал используется для изготовления ножниц и столовых приборов? Верно, сейчас вам необходимо будет составить небольшой план, как изготавливаются изделия из металла. На слайде вы увидите картинки пошагового изготовления изделия, вам нужно будет их объяснить. Для этого поработаем в парах. Посмотрите на слайд и составьте краткий план изготовления изделия из металла. Кто готов? Молодцы, всё верно. | Работают с учебником Линейка, стул, книга Кувшин, кирпич Ножницы, столовые приборы Шарф, варежки Работают с презентацией Глина Из бумаги Из дерева Из шерсти домашних животных Об овце, баране Работают в парах Из чего делаются ножницы и столовые приборы Металл 1. Добывают железо 2. Затем руда попадает на завод, плавится и становится жидкой. Так получают чугун. 3. Из чугуна варят сталь. 4. Из стали делают разные предметы. | Л: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций М: Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами П: использовать словари учебника для поиска необходимой информации. | Презентация Учебник Образец гранита |
Динамическая пауза | Выполнение детьми динамической паузы | Фронтальная работа Наглядный: демонстрация | Организует и проводит динамическую паузу. Ребята, а сейчас мы с вами немного подвигаемся, внимание на экран, повторяем движения. | Выполняют упражнения | Л: формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни | |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Фронтальная работа Работа в группах Словесный: учебный диалог, объяснение Практический: работа с учебником | Работа в группах Итак, ребята, сейчас на экране вы видите предметы, вам необходимо составить рассказ про то, как они изготавливаются. Для этого поработаем в 3 группах. Давайте повторим правила работы в группах. Для составления рассказа вам поможет учебник, 1 группа откройте 113 страницу. 2 группа 114, 3 группа 115 страницу. Мы с вами уже говорили о создании этих изделий сегодня. На этих страницах вы увидите все этапы изготовления, вам необходимо будет про это рассказать. Итак, составим план нашей работы. Приступайте к обсуждению. Итак, давайте начнём с 1 группы, какой у вас получился рассказ? Нам известно, что ваза сделана их глины, а как же ее делают? Отлично, 2 группа. Мы знаем, что книга сделала из дерева. А как же рождается книга? Верно, 3 группа. Мы знаем, что шарф сделан из шерсти. А как вы думаете, откуда же берутся шерстяные вещи? Молодцы, вы все отлично справились. | Работают в группах 1.Работать слаженно. 2.Слушать каждого в группе. 3.Не перебивать участников в группе. План 1.Рассмотреть предметы на слайде, определить, из какого они материала. В учебнике изучить пошаговое изготовлении данных предметов. 2. Составить рассказ про то, как они изготавливаются. 3. Сделать отчёт в группах. 1 группа 1. добывают глину. 2. глину смешивают с водой 3. лепят посуду. 4. посуду покрывают красками. 6. сушат изделие. 2 группа 1. срубаются деревья. 2. получают целлюлозу. 3. автор пишет текст 4. в типографии печатают книги. 3 группа 1. стрижка овец. 2. изготовление шерстяной пряжи сматывание на бобины. 3. изготовление шерстяного полотна. 4. изготовлена по выкройкам деталей одежды. | М: готовность слушать собеседника и вести диалог Л: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. П: устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения | Презентация |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Самостоятельная работа Фронтальная работа Практический: самостоятельная работа Словесный: объяснение | Самостоятельная работа Ребята, сейчас мы с вами выполним самостоятельную работу. Подпишите в правом верхнем углу свою фамилию и имя. Внимание на экран. Приступайте к выполнению. ТЕСТ 1 вариант
1.Как добывается металл? 2.Из чего делаются кувшины, вазы? 3.Какой материал дают овцы, бараны? а) дерево б) металл в) шерсть 4. Из чего делаются ножницы и столовые приборы? 5. Из чего делается книга? а) из дерева б) из металла в) из шерсти Поменяйтесь листочками с соседом по парте, сверьте ответы вашего одноклассника с ответами на слайде. Поставьте отметку в соответствии с критериями, которые вы видите на слайде. | 1 вариант 1. а 2. а 3. в 4. а 5. а 2 вариант 1.а 2.а 3.в 4.а 5.а | П:перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе полученных знаний. М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи Л: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | Презентация |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная работа Словесный: учебный диалог | 1. Задаёт вопросы на повторение теоретического материала. 2. Обобщает материал урока. Итак, человеку нужны самые разные изделия. Где же он берет материал для их изготовления? Добывая различные материалы, люди изменяют природу, нередко наносят ей вред. Карьер, оставшийся после добычи глины, — рана на поверхности земли. Вырубленный лес — это уничтоженный дом многих растений и животных. Природные богатства не безграничны, их нужно беречь. Мы поняли, что каждую вещь делают в несколько этапов. Как мы должны относиться к вещам? | 1.Отвечают на вопросы для закрепления материала. В природе Надо помнить о том, что в каждую вещь вложены знания и труд многих людей, поэтому к вещам надо относиться бережно. | П: устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи Л: формирование уважительного отношения к иному мнению | Презентация |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Фронтальная работа Словесный: беседа Наглядный: демонстрация | 1. Организует анализ урока с точки зрения поставленных целей. Подведём итог нашего урока. Какая тема у нас сегодня была? Какая цель сегодняшнего урока? Мы достигли цели? Какие возникали трудности? Ребята, на слайде вы видите лестницу успеха. Если вы усвоили материал полностью, то поднимите правую руку те, у кого человечек на верхней ступеньке. Если вы поняли тему урока, но у вас осталось множество вопросов, то поднимите левую руку - человечек на ступеньке посередине. Ну а если вы не поняли тему, то щелкните пальцами – человечек на нижней ступеньке. Всем спасибо за работу на уроке. Урок окончен. | 1. Анализируют урок с точки зрения достижения поставленных целей. 2. Дают оценку своей работе на уроке. Что из чего сделано Узнать, из чего и как люди изготавливают различные изделия. Да Трудности в выполнении некоторых заданий | М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия; Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи П: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | Презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока Окружающего мира «В гости к весне» 2 класс УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование умения наблюдать за весенними изменениями в природе, признаками наступления весны в неживой и живой природе; сравнение весенней природы с зимней.Планируем...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Жизнь леса" 4 класс УМК "Школа России"
Технологическая карта урока включает в себя тест по ранее изученной теме "Земля-кормилица". При изучении новой темы и на этапе закрепления учащиеся работают в группах....
Технологическая карта урока окружающего мира «В гости к весне» 2 класс УМК "Школа России"
Цель урока: формирование знаний о признаках весны в живой и неживой природе; формирование представления о связи изучаемых предметов с жизнью.Задачи урокаДидактические:Познакомить учеников с последоват...
Технологическая карта урока окружающего мира. Тема:"Какая бывает промышленность"(3 класс, УМК "Школа России").
Тип урока: открытие “нового” знания.Цель урока: формирование представлений о промышленности как с отрасли экономики.Задачи урокаДидактические:Познакомить с отраслями промышленности;Научить...
Технологическая карта урока окружающего мира. Тема:"Что такое деньги?"(3 класс, УМК "Школа России").
Тип урока: открытие “нового” знания.Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с историей денежных единиц и их ролью в жизни человека.Задачи урокаДидактические:Познакомить с опре...
Технологическая карта урока окружающего мира "Что окружает нас дома?" (1 класс), УМК "Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: Создание условий для формирования знаний о группах предметов домашнего обихода.Задачи урокаДидактические:Формирование представлений о группах...
Технологическая карта урока окружающего мира «Что растёт на клумбе?» (1 класс, УМК "Школа России)
Цель урока: Формирование представлений о распространенных декоративных растениях клумбы.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с растениями, которые растут на клумбе.2. Проа...