Технологическая карта урока по окружающему миру «Свой дом - свой простор» (УМК Перспектива, 3 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Титова Вероника Евгеньевна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представления у учащихся об устройстве старинного дома и жизни в нём.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формировать умение видеть проблему и намечать пути ее решения.
  2. Формировать знания об устройстве старинного деревянного дома, назначении необходимых в хозяйстве предметов.
  3. Уметь находить в тексте нужную информацию.

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление при составлении плана работы.
  2. Развивать внимание, мышление, память, речь через работу с текстом.
  3. Развивать концентрацию внимания через задание «соотнеси иллюстрацию со словами».

Воспитательные:

  1. Создать условия для воспитания любви к родному дому, Отчизне, уважения к мудрости народа.
  2. Иметь навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при работе в группах.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Дата: 26.01.2021г.

Школа: МАОУ «СОШ №104»

Класс: 3 «М/Х»

Урок: 3

Время: 9:50 – 10:30  Кабинет: 211

Студент: Цыс В.Е.

Группа: № 31

Учитель: Балдина В.А.

Методист: Лебедева Е.Ю.

Тема урока «Свой дом – свой простор»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представления у учащихся об устройстве старинного дома и жизни в нём.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формировать умение видеть проблему и намечать пути ее решения.
  2. Формировать знания об устройстве старинного деревянного дома, назначении необходимых в хозяйстве предметов.
  3. Уметь находить в тексте нужную информацию.

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление при составлении плана работы.
  2. Развивать внимание, мышление, память, речь через работу с текстом.
  3. Развивать концентрацию внимания через задание «соотнеси иллюстрацию со словами».

Воспитательные:

  1. Создать условия для воспитания любви к родному дому, Отчизне, уважения к мудрости народа.
  2. Иметь навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при работе в группах.


Оборудование: учебник А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая «Окружающий мир» «Перспектива», 2 часть 3 кл.;«Окружающий мир» рабочая тетрадь А. А. Плешаков, М.Ю. Новицкая 2 часть 3 класс, презентация, видео, раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности   Словесный метод
беседа

30 сек.

-Ребята, начнём наш урок с игры:

Я, ты, он, она –

Вместе дружная семья!

Улыбнись соседу справа,

Улыбнись соседу слева.

Мы с тобой друзья.

А теперь садитесь!

-Давайте с хорошим настроением продолжим урок.

Меня зовут Вероника Евгеньевна.  Сегодня я у вас проведу урок окружающего мира.

- Приветствуют учителя.

Р: личностное включение в учебную деятельность

II. Актуализация знаний и мотивация Словесный метод

побуждающий диалог

1,5 мин.

Для начала давайте с вами вспомним, о чём вы говорили на прошлом уроке.

-Как вы понимаете выражение «старинный дом»?

-С чем можно сравнить старинный крестьянский дом?

-Расскажите о ярусах, из которых состоял мир согласно одному из древних преданий.

-Как выглядит современный жилой многоквартирный дом.

-Сколько значений слова мир вы знаете? Объясните

Хорошо, молодцы!

-Деревянные дома, которые строили люди давно.

- Со Вселенной
- 1 ярус – родная, отчая земля, второй ярус – жилые помещения для людей, третий ярус – крыша – как небесный свод.

-1) Вселенная; 2) отдельная область Вселенной; 3) отдельная область жизни; 4) согласие, отсутствие вражды; 5) спокойствие, тишина.)

П: Выделение известной информации и структурирование знаний

III. Постановка учебной задачи

Словесный метод

проблемный вопрос

3 мин.

Ребята, а сейчас послушайте внимательно.  На каникулах Аня побывала в гостях у бабушки Маруси, сестры её бабушки Веры. Вернувшись в город, Аня поделилась с Ваней своими впечатлениями от сельского туризма. Из рассказа девочки Ваня понял, что бабушка Маруся живёт в деревне, в большом красивом доме, в котором есть матица, угол красного цвета, княженецкое место. К празднику в этом доме белят печь, на опечке рисуют цветочки. Аня считает, что ей повезло — она впервые спала на полатях.

-Как вы думаете, о чём пойдет речь сегодня на уроке? 

-Как можно сформулировать тему урока?

Приём «Корзина идей»
Ребята, на доске вы видите корзину, что написано на ручке корзины? Давайте представим, что ручка корзины – это крыша нашего дома. Также мы видим таблички со словами. Давайте прочитаем их: опечек, коник, порог, матица, бабий кут, печь, полати, колыбельжелезобетон, сайдинг.

-Какие слова могут принадлежать старинному дому? Предлагайте, что будем складывать в нашу корзину идей?

(после того, как собрали)

-Ребята, а вы уверены, что всё, что мы сложили в корзину идей точно принадлежит старинному дому?

Какую цель на урок мы поставим для того, чтобы разобраться всё ли содержимое нашей корзины относится к старинному дому?



- О деревенском доме.
- Свой дом - свой простор.

- Старинный дом.


- Читают слова.



- Нет.

- Познакомиться с внутренним устройством старинного дома.

П: самостоятельное формулирование  темы и цели урока

Л: проявление активности в общей работе

IV. Открытие нового знания

Наглядный

Словесный

Эвристическая беседа

Практический
































Динамическая пауза

19 мин.

Ребята сейчас нам предстоит поработать в группах по 4 человека.  На партах лежат по 4 листочка с текстами, в которых рассказывается об устройстве старинного дома. Так же у каждого из вас есть свой номерок, который соответствует номеру текста.

Помните о правилах работы в группе, которые вы видите на слайде:

Правила работы в группе

  1. Работаем дружно
  2. Важно мнение каждого
  3. Распределяем обязанности
  4. Объясняем свою точку зрения
  5. Уважаем мнение всех членов группы
  6. Работаем тихо, чтобы не мешать другим

Давайте прочитаем план работы.

Ваша задача:

Прочитайте внимательно тексты, осмыслите их.

После того, как каждый прочитал свой текст вы по очереди рассказываете его другим участникам своей группы.

Потом посовещайтесь со своим соседом по парте и решите, всё ли содержимое нашей корзины принадлежит старинному дому?

Текст 1.

В старину дома строили из дерева. Дерево как строительный материал любят в нашей стране с давних пор. Крестьянские дома, усадьбы, княжеские хоромы и храмы строились из дерева. В деревянных домах сухо, тепло и дышится легко Вот почему жить в них очень полезно для здоровья. В современном мире при строительстве широко используется железобетон, для отделки стен дома применяют сайдинг. Существуют различные виды сайдинга: металлический, деревянный, виниловый.

Текст 2.

Зайдём внутрь старинного дома. Порог – граница дома. На нем считали наши предки нельзя стоять и сидеть, нельзя через порог что-то либо передавать, особенно детей.

Перешагнем через него и увидим центральную часть балки. От нее зависит прочность дома, потому и зовут ее матицей. Матица – толстое бревно расположенное поперек бревен потолка. Она делит жилую часть дома пополам, на переднюю и заднюю. С матицей связано много поверьев. Например, матицу осыпали зерном. Считалось, что это приносит богатство и хороший урожай. А для того, чтобы дорога была счастливой, нужно было перед уходом подержаться за матицу.

Пол в доме тоже деревянный.

Текст 3.

До матицы ближе к входной двери на опечке расположена печь . Опечек это деревянная, каменная или из глины основа , на который устанавливается печь. Печь белили, а опечек расписывали цветами. Печь в доме называли матущкой, так как печь согревала и кормила. Печь протапливалась, нагревалась и держала тепло целые сутки. В печи готовили пищу: пекли хлеб и пироги, варили щи да кашу, сушили грибы да ягоды. На печи спали старики. Считалось, кто на печи посидел, тот не гость, а свой.

Текст 4.

В задней части избы под потолком от печки до боковой стены стелили доски –полати. На полатях спала ребятня. Между печью и стеной с окном –женский угол (бабий кут). Хозяйничали тут женщины, стряпали, шили, пряли. вязали. Здесь же на крючке в потолке висит колыбель для самого маленького ребенка в доме.

Напротив хозяйкиного угла располагается хозяйский угол. Это место, где работает глава семьи. Спал хозяин на конике – лавке у двери. Конец этой лавки был вытесан в виде головы коня. Это добрый страж дома. Так же как и сам хозяин.

Проверка.

Таблички с какими названиями относятся к старинному дому? Докажите строчками из текста.

Поднимите правую руку те, кто считает так же, что это предмет старинного дома?

На экране вы видите, как выглядят эти старинные названия, а сейчас давайте перенесёмся с вами в древнерусскую избу и посмотрим видеофрагмент.

-Что вам запомнилось больше всего?

Ребята, пришло время размяться, все встаём из-за своих парт.

Повторяйте движения за нашим весёлым героем.

- В парах 5-6 минут изучают тексты об устройстве старинного дома.










































- Объясняют, какие названия принадлежат старинному дому, а какие нет. Доказывают строчками из текста.


- Смотрят видеофрагмент.

- Отвечают на вопрос.

- Выполняют динамическую паузу.

П: поиск и выделение  признаков предметов в общей работе;

П: структурирование знания;

П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;

К: инициативность в общем поиске нового знания;

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли;

Р: саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов

V.Первичное закрепление во внешней речи

Практический

 3 мин.

Сейчас поработаем в парах. Перед вами лежат карточки, ниже вы видите слова для справок, используя их вы должны заполнить пропуски в тексте.

 

Проверка и показ на слайдах.
Зачитайте первый абзац.
Зачитайте второй абзац.
Зачитайте третий абзац.
Зачитайте четвертый абзац.
Ребята, а сейчас поднимите руки те пары, у кого все утверждения получились такими же.

Эталон для самопроверки.

Дом в старину возводили из дерева, жилище было устроено разумно и по- доброму.

Порог являлся границей дома, поэтому, по мнению наших предков, на нём нельзя было стоять и сидеть.

Центральная балка потолка матица - не только придавала прочность дому, но и делила пополам его жилую часть.

Важным местом в доме была печь, которую ставили на опечек - основу из камня или глины. Её белили мелом, опечек расписывали цветами. Печь называли матушкой и считали: кто на печи сидит, тот свой, родной.

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов  выполнения;

Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение  общего темпа

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический

Индивидуальная практическая работа

3 мин.

Ребята, откройте свои рабочие тетради на странице 6. Давайте прочитаем задание.

Вы можете пользоваться учебником на с. 8-10.

Приступаем к выполнению задания, но помните о технике безопасности при работе с ножницами.

Давайте выполним взаимопроверку, кто подобрал изображение правильно ставите знак «+».

Поднимите руки, кто не допустил ни одной ошибки.

Молодцы!

- Выполняют задание из рабочей тетради.

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов  выполнения задания;

Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение  общего  темпа выполнения задания

VII. Включение в систему знаний

Словесный

Обобщающий диалог

3 мин.

Ребята, как вы считаете, что общего в старинном доме и доме современном? Что в них различного?

  1. Какой строительный материал издавна любили в нашей стране? Что из него строили?
  2. Почему жить в доме из дерева полезно для здоровья?
  3. Как называется центральная балка на потолке старинного дома?
  4. Почему печь называли матушкой?
  5. Где устраивали место для младенца?
  6. Для кого предназначалось место на полатях?

Ребята, посмотрите на слайд, у нас затерялись несколько пословиц, давайте попробуем восстановить ее и объяснить её значение.

 1) В гостях хорошо, а дома лучше.

2) Свой дом – свой простор.

3) Душа простор любит
4) Не дом хозяина красит, а хозяин дом.


 Отвечают на вопросы.

П: обобщение и структурирование знаний в речи

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

Словесный

Анализ продуктов работы

2 мин.

Ребята, вы сегодня, действительно, узнали много нового и интересного о старинном доме. Но раздел «Дом как мир» только начинается. На последующих уроках вы узнаете о новых значимых местах и предметах, без которых невозможно было обходиться человеку в старину, о традициях и обычаях… Но не будем забегать вперёд… Путешествие должно быть интересным.

- Что вы сегодня узнали?

- Какое задание помогло нам поставить цель сегодняшнего урока?

- Почему не смогли сразу выполнить задание?

- Что помогло нам выйти из затруднения?

Хлопните в ладоши один раз, кому понравилось занятие, хлопните в ладоши два раза, кому было интересно, хлопните в ладоши три раза, у кого все получилось.
А теперь давайте похлопаем сами себе, за отличную работу. Спасибо за урок!

Домашнее задание: рабочая тетрадь стр. 7, № 2.






- Отвечают на вопросы.

П: доказательство качества выполнения задания;

К: умение полно и точно выражать своё мнение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру «По морским просторам» (УМК Перспектива, 4 класс)

Тема урока: «По морским просторам»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о морях России, познакомить с их названиями, местонахождением; разви...

Технологическая карта урока по окружающему миру «Российский союз равных» ( УМК Перспектива, 4 класс)

Цель урока: - формирование представлений у учащихся о том, насколько велика наша страна.Задачи урокаДидактические:Уметь характеризовать особенности субъектов РФ в зависимости от принадлежности к той и...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Книга - источник знаний" (УМК "Перспектива", 3 класс)

Цель урока: расширение представления у учащихся о научно популярных книгах и справочной литературе.Задачи урокаДидактические:Формировать знания о научно-популярных книгах и справочной литературе.Форми...

Технологическая карта урока по окружающему миру «О чём расскажет план» (УМК Перспектива, 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с понятиями «план местности», «масштаб»; расширение знаний о видах планов, условных обозначений...