Технологическая карта урока по окружающему миру «Свой дом - свой простор» (УМК Перспектива, 3 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование представления у учащихся об устройстве старинного дома и жизни в нём.
Задачи урока
Дидактические:
- Формировать умение видеть проблему и намечать пути ее решения.
- Формировать знания об устройстве старинного деревянного дома, назначении необходимых в хозяйстве предметов.
- Уметь находить в тексте нужную информацию.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление при составлении плана работы.
- Развивать внимание, мышление, память, речь через работу с текстом.
- Развивать концентрацию внимания через задание «соотнеси иллюстрацию со словами».
Воспитательные:
- Создать условия для воспитания любви к родному дому, Отчизне, уважения к мудрости народа.
- Иметь навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при работе в группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_svoy_dom_-_svoy_prostor_umk_perspektiva_3_klass.docx | 242.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Дата: 26.01.2021г. Школа: МАОУ «СОШ №104» Класс: 3 «М/Х» Урок: 3 Время: 9:50 – 10:30 Кабинет: 211 | Студент: Цыс В.Е. Группа: № 31 Учитель: Балдина В.А. Методист: Лебедева Е.Ю. |
Тема урока «Свой дом – свой простор»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование представления у учащихся об устройстве старинного дома и жизни в нём.
Задачи урока
Дидактические:
- Формировать умение видеть проблему и намечать пути ее решения.
- Формировать знания об устройстве старинного деревянного дома, назначении необходимых в хозяйстве предметов.
- Уметь находить в тексте нужную информацию.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление при составлении плана работы.
- Развивать внимание, мышление, память, речь через работу с текстом.
- Развивать концентрацию внимания через задание «соотнеси иллюстрацию со словами».
Воспитательные:
- Создать условия для воспитания любви к родному дому, Отчизне, уважения к мудрости народа.
- Иметь навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при работе в группах.
Оборудование: учебник А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая «Окружающий мир» «Перспектива», 2 часть 3 кл.;«Окружающий мир» рабочая тетрадь А. А. Плешаков, М.Ю. Новицкая 2 часть 3 класс, презентация, видео, раздаточный материал.
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности Словесный метод | 30 сек. | -Ребята, начнём наш урок с игры: Я, ты, он, она – Вместе дружная семья! Улыбнись соседу справа, Улыбнись соседу слева. Мы с тобой друзья. А теперь садитесь! -Давайте с хорошим настроением продолжим урок. Меня зовут Вероника Евгеньевна. Сегодня я у вас проведу урок окружающего мира. | - Приветствуют учителя. | Р: личностное включение в учебную деятельность |
II. Актуализация знаний и мотивация Словесный метод побуждающий диалог | 1,5 мин. | Для начала давайте с вами вспомним, о чём вы говорили на прошлом уроке. -Как вы понимаете выражение «старинный дом»? -С чем можно сравнить старинный крестьянский дом? -Расскажите о ярусах, из которых состоял мир согласно одному из древних преданий. -Как выглядит современный жилой многоквартирный дом. -Сколько значений слова мир вы знаете? Объясните Хорошо, молодцы! | -Деревянные дома, которые строили люди давно. - Со Вселенной | П: Выделение известной информации и структурирование знаний |
III. Постановка учебной задачи Словесный метод проблемный вопрос | 3 мин. | Ребята, а сейчас послушайте внимательно. На каникулах Аня побывала в гостях у бабушки Маруси, сестры её бабушки Веры. Вернувшись в город, Аня поделилась с Ваней своими впечатлениями от сельского туризма. Из рассказа девочки Ваня понял, что бабушка Маруся живёт в деревне, в большом красивом доме, в котором есть матица, угол красного цвета, княженецкое место. К празднику в этом доме белят печь, на опечке рисуют цветочки. Аня считает, что ей повезло — она впервые спала на полатях. -Как вы думаете, о чём пойдет речь сегодня на уроке? -Как можно сформулировать тему урока? Приём «Корзина идей» -Какие слова могут принадлежать старинному дому? Предлагайте, что будем складывать в нашу корзину идей? (после того, как собрали) -Ребята, а вы уверены, что всё, что мы сложили в корзину идей точно принадлежит старинному дому? Какую цель на урок мы поставим для того, чтобы разобраться всё ли содержимое нашей корзины относится к старинному дому? | - О деревенском доме. - Старинный дом.
- Нет. - Познакомиться с внутренним устройством старинного дома. | П: самостоятельное формулирование темы и цели урока Л: проявление активности в общей работе |
IV. Открытие нового знания Наглядный Словесный Эвристическая беседа Практический Динамическая пауза | 19 мин. | Ребята сейчас нам предстоит поработать в группах по 4 человека. На партах лежат по 4 листочка с текстами, в которых рассказывается об устройстве старинного дома. Так же у каждого из вас есть свой номерок, который соответствует номеру текста. Помните о правилах работы в группе, которые вы видите на слайде: Правила работы в группе
Давайте прочитаем план работы. Ваша задача: Прочитайте внимательно тексты, осмыслите их. После того, как каждый прочитал свой текст вы по очереди рассказываете его другим участникам своей группы. Потом посовещайтесь со своим соседом по парте и решите, всё ли содержимое нашей корзины принадлежит старинному дому? Текст 1. В старину дома строили из дерева. Дерево как строительный материал любят в нашей стране с давних пор. Крестьянские дома, усадьбы, княжеские хоромы и храмы строились из дерева. В деревянных домах сухо, тепло и дышится легко Вот почему жить в них очень полезно для здоровья. В современном мире при строительстве широко используется железобетон, для отделки стен дома применяют сайдинг. Существуют различные виды сайдинга: металлический, деревянный, виниловый. Текст 2. Зайдём внутрь старинного дома. Порог – граница дома. На нем считали наши предки нельзя стоять и сидеть, нельзя через порог что-то либо передавать, особенно детей. Перешагнем через него и увидим центральную часть балки. От нее зависит прочность дома, потому и зовут ее матицей. Матица – толстое бревно расположенное поперек бревен потолка. Она делит жилую часть дома пополам, на переднюю и заднюю. С матицей связано много поверьев. Например, матицу осыпали зерном. Считалось, что это приносит богатство и хороший урожай. А для того, чтобы дорога была счастливой, нужно было перед уходом подержаться за матицу. Пол в доме тоже деревянный. Текст 3. До матицы ближе к входной двери на опечке расположена печь . Опечек это деревянная, каменная или из глины основа , на который устанавливается печь. Печь белили, а опечек расписывали цветами. Печь в доме называли матущкой, так как печь согревала и кормила. Печь протапливалась, нагревалась и держала тепло целые сутки. В печи готовили пищу: пекли хлеб и пироги, варили щи да кашу, сушили грибы да ягоды. На печи спали старики. Считалось, кто на печи посидел, тот не гость, а свой. Текст 4. В задней части избы под потолком от печки до боковой стены стелили доски –полати. На полатях спала ребятня. Между печью и стеной с окном –женский угол (бабий кут). Хозяйничали тут женщины, стряпали, шили, пряли. вязали. Здесь же на крючке в потолке висит колыбель для самого маленького ребенка в доме. Напротив хозяйкиного угла располагается хозяйский угол. Это место, где работает глава семьи. Спал хозяин на конике – лавке у двери. Конец этой лавки был вытесан в виде головы коня. Это добрый страж дома. Так же как и сам хозяин. Проверка. Таблички с какими названиями относятся к старинному дому? Докажите строчками из текста. Поднимите правую руку те, кто считает так же, что это предмет старинного дома? На экране вы видите, как выглядят эти старинные названия, а сейчас давайте перенесёмся с вами в древнерусскую избу и посмотрим видеофрагмент. -Что вам запомнилось больше всего? Ребята, пришло время размяться, все встаём из-за своих парт. Повторяйте движения за нашим весёлым героем. | - В парах 5-6 минут изучают тексты об устройстве старинного дома.
- Смотрят видеофрагмент. - Отвечают на вопрос. - Выполняют динамическую паузу. | П: поиск и выделение признаков предметов в общей работе; П: структурирование знания; П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах; К: инициативность в общем поиске нового знания; К: умение высказывать и аргументировать свои мысли; Р: саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов |
V.Первичное закрепление во внешней речи Практический | 3 мин. | Сейчас поработаем в парах. Перед вами лежат карточки, ниже вы видите слова для справок, используя их вы должны заполнить пропуски в тексте.
Проверка и показ на слайдах. | Эталон для самопроверки. Дом в старину возводили из дерева, жилище было устроено разумно и по- доброму. Порог являлся границей дома, поэтому, по мнению наших предков, на нём нельзя было стоять и сидеть. Центральная балка потолка матица - не только придавала прочность дому, но и делила пополам его жилую часть. Важным местом в доме была печь, которую ставили на опечек - основу из камня или глины. Её белили мелом, опечек расписывали цветами. Печь называли матушкой и считали: кто на печи сидит, тот свой, родной. | Л: проявление понимания цели задания и выбор способов выполнения; Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение общего темпа |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой Практический Индивидуальная практическая работа | 3 мин. | Ребята, откройте свои рабочие тетради на странице 6. Давайте прочитаем задание. Вы можете пользоваться учебником на с. 8-10. Приступаем к выполнению задания, но помните о технике безопасности при работе с ножницами. Давайте выполним взаимопроверку, кто подобрал изображение правильно ставите знак «+». Поднимите руки, кто не допустил ни одной ошибки. Молодцы! | - Выполняют задание из рабочей тетради. | Л: проявление понимания цели задания и выбор способов выполнения задания; Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение общего темпа выполнения задания |
VII. Включение в систему знаний Словесный Обобщающий диалог | 3 мин. | Ребята, как вы считаете, что общего в старинном доме и доме современном? Что в них различного?
Ребята, посмотрите на слайд, у нас затерялись несколько пословиц, давайте попробуем восстановить ее и объяснить её значение. 1) В гостях хорошо, а дома лучше. 2) Свой дом – свой простор. 3) Душа простор любит |
| П: обобщение и структурирование знаний в речи |
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) Словесный Анализ продуктов работы | 2 мин. | Ребята, вы сегодня, действительно, узнали много нового и интересного о старинном доме. Но раздел «Дом как мир» только начинается. На последующих уроках вы узнаете о новых значимых местах и предметах, без которых невозможно было обходиться человеку в старину, о традициях и обычаях… Но не будем забегать вперёд… Путешествие должно быть интересным. - Что вы сегодня узнали? - Какое задание помогло нам поставить цель сегодняшнего урока? - Почему не смогли сразу выполнить задание? - Что помогло нам выйти из затруднения? Хлопните в ладоши один раз, кому понравилось занятие, хлопните в ладоши два раза, кому было интересно, хлопните в ладоши три раза, у кого все получилось. Домашнее задание: рабочая тетрадь стр. 7, № 2. | - Отвечают на вопросы. | П: доказательство качества выполнения задания; К: умение полно и точно выражать своё мнение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Здоровью нет цены" 3 класс "Перспектива".
«Здоровью нет цены»...
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: «Школа первой помощи» 3 класс "Перспектива".
«Школа первой помощи»....
Технологическая карта урока по окружающему миру «По морским просторам» (УМК Перспектива, 4 класс)
Тема урока: «По морским просторам»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о морях России, познакомить с их названиями, местонахождением; разви...
Технологическая карта урока по окружающему миру «Российский союз равных» ( УМК Перспектива, 4 класс)
Цель урока: - формирование представлений у учащихся о том, насколько велика наша страна.Задачи урокаДидактические:Уметь характеризовать особенности субъектов РФ в зависимости от принадлежности к той и...
Технологическая карта урока по окружающему миру "Книга - источник знаний" (УМК "Перспектива", 3 класс)
Цель урока: расширение представления у учащихся о научно популярных книгах и справочной литературе.Задачи урокаДидактические:Формировать знания о научно-популярных книгах и справочной литературе.Форми...
Технологическая карта урока по окружающему миру «О чём расскажет план» (УМК Перспектива, 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с понятиями «план местности», «масштаб»; расширение знаний о видах планов, условных обозначений...
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Весенние месяцы" (УМК Перспектива, 2 класс)
Технологическая карта урока по окружающему миру ...