Технологическая карта урока по окружаещему миру «Москва – преемница Владимира ( УМК Перспектива, 4 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Тема урока: «Москва – преемница Владимира».
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование представлений об эпохе княжеских междоусобиц, о нашествии на Русь с востока монголо – татарских кочевых племён, о военной угрозе с северо-запада; ознакомление с исторической ролью древнерусских князей: Александра Невского, Данилы Московского в объединении разрозненных княжеств.
Задачи урока
Дидактические:
- Формирование представлений об эпохе княжеских междоусобиц на Руси XII века;
- Знакомство учащихся с историей нашествия на Русь с востока монголо – татарских кочевых племён, о военной угрозе с северо-запада в XII веке;
Развивающие:
- Развивать у детей умение сравнивать, анализировать через содержание учебных заданий, то есть способствовать развитию мыслительных процессов и развитию речи;
Воспитательные:
- Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину;
- Воспитывать культуру поведения на уроке, эмоционально-положительное отношение к истории России.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Дата: 16.02.2021 Школа: №104 Класс: 4б Урок: 3 Время: 8:00 – 8:40 Кабинет: 206 | Студент: Усцелёмова Мария Борисовна Группа: 31 Учитель: Копотева Людмила Ильинична Методист: Сачкова Татьяна Андреевна |
Тема урока: «Москва – преемница Владимира».
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование представлений об эпохе княжеских междоусобиц, о нашествии на Русь с востока монголо – татарских кочевых племён, о военной угрозе с северо-запада; ознакомление с исторической ролью древнерусских князей: Александра Невского, Данилы Московского в объединении разрозненных княжеств.
Задачи урока
Дидактические:
- Формирование представлений об эпохе княжеских междоусобиц на Руси XII века;
- Знакомство учащихся с историей нашествия на Русь с востока монголо – татарских кочевых племён, о военной угрозе с северо-запада в XII веке;
Развивающие:
- Развивать у детей умение сравнивать, анализировать через содержание учебных заданий, то есть способствовать развитию мыслительных процессов и развитию речи;
Воспитательные:
- Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину;
- Воспитывать культуру поведения на уроке, эмоционально-положительное отношение к истории России.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Фронтальная Словесный метод Беседа | 1.Приветствует. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Борисовна, сегодня я у вас проведу урок окружающего мира. - Встаньте, закройте глаза, успокойте свои мысли. Теперь тихо как мышки сядут девочки, ещё тише, сядут мальчики. Посмотрите, чтобы у вас на парте обязательно лежали учебник и рабочая тетрадь. А теперь покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик? Молодцы! 2. Проверяет готовность обучающихся к уроку. - Наш урок я хотела бы начать с девиза: «Если не лениться, можно много добиться» - Как вы её понимаете? - Верно, и поэтому в конце урока по лесенке успеха мы узнаем, чего бы добились. | Приветствуют учителя. Садятся. Ответы учеников | Р: самостоятельно организовать своё рабочее место; Р: принимают и сохраняют уч. задачу. Л: смыслообразование. | 1 слайд 2 слайд |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Практический: фронтальный опрос; Словесный: беседа |
- Ребята, перед тем как узнать тему нашего сегодняшнего урока, предлагаю вспомнить некоторые моменты по прошлой. Готовы? - Вспомните и назовите наследницу Киевской Руси. - О чём заботился князь Владимир? - Почему князя Ярослава назвали Мудрым? - Какие дела своего деда продолжил князь Владимир Мономах? - Как продолжили потомки Владимир Мономаха его дело? - Кто, сохраняя преемственность с Киевом, центром государственной и духовной власти сделал город Владимир? - Молодцы, ребята! | Отвечают на вопросы - Владимиро-Суздальская Русь - укреплял границы родной земли: возводил города-крепости, строил крепкие заставы, набирал воинов-богатырей - он знал 5 иностранных языков - крепил православную веру, расширял границы государства, возводили новые города: Ярославль, Владимир – подымалась Владимиро-Суздальская Русь - старались ладить со степными кочевыми народами, строили новые города – золотое кольцо древнерусских городов - Андрей Боголюбский, день памяти – 17 июля | К: воспринимать информацию на слух, отвечать на вопрос учителя; Р: планировать свою деятельность на уроке; П: ориентироваться в своей системе знаний. | 3 – 5 слайд |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Работа в парах Фронтальная Словесный метод проблемный вопрос | 1. Побуждает учащихся к формированию темы и цели урока. - Итак, Владимиро-Суздальская Русь – была наследницей Киевской Руси. - А вот преемницей Владимира стал город, который основал Юрий Долгорукий в 1147 году. - Назовите этот город. - Кто догадался, какова тема урока? -Верно. Мы вспомнили важные события нашей истории и можем двигаться дальше. - А какие цели мы поставим перед собой? Познакомиться … Узнать …
- Кто мне покажет на современной карте, где находиться Москва, а где Владимир. - Как вы понимаете смысл слова «Москва - преемница»? | Отвечают на вопросы учителя - Князь Владимир - Москва - Москва – преемница Владимира - Познакомиться с исторической ролью древнерусских князей: Александра Невского, Данилы Московского в объединении разрозненных княжеств. Узнать новое об истории Москвы, о его основателях, со знаменитым сражением Куликовская битва. Один ученик выходит к доске и показывает на карте города Москву и Владимир | К: высказывать своё предположение; Л: проявление активности в общей работе; П: постановка и формулирование проблемы; Р: самостоятельно формулировать тему и цель урока. | 6 слайд 7 слайд 8 слайд 9 слайд |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Словесный метод: беседа, стихотворение; Наглядный: работа с учебником |
- «Не будет добра, коль меж своими вражда» - гласит народная мудрость. Как вы думаете, что это значит? - Правильно. В те годы не все потомки Рюрика хотели жить в мире. Все чаще между ними вспыхивали междоусобицы. - Ребята, а что такое междоусобицы? - Вот из-за таких междоусобиц и распалась Русь на множество княжеств. Случилась и другая беда: с востока пришло монголо–татарское войско. - Давайте выясним, кто такие монголо-татары. Кто нам прочитает? - Спасибо! Давайте рассмотрим рисунки воинов: русских и монгольских войск. Сравните их. Какое различие имеют? - Монголо-татары захватили Рязань, Коломну, Москву, Тверь и Владимир. Завоеватели разрушили и сожгли прекрасные русские города. С запада пришла ещё одна беда: прибалтийские и северо-западные русские земли манили к себе шведских и немецких рыцарей. - Ребята, а кто такой Александр Невский? Чем он знаменит? - Александр Невский - Князь новгородский, великий князь киевский, великий князь владимирский, полководец. Он решил так: на западе – сражаться! С Ордой вступить в союз, добывать от ордынских ханов ярлык и копить силы для борьбы за свободу. - Кто знает, что такое ярлык? - Ярлык – это разрешение на великое княжение во Владимире. - Откройте учебник на странице 29 и прочитайте «Календарь памятных дней» про себя. Когда будите готовы руку поставьте на локоток. - Хорошо. О ком же говориться в этом календаре? - А кто это такой? - Дело князя Даниила продолжили его потомки московские князья Даниловичи. Они поставили перед собой цель – сделать великим княжеский стол в Москве. Цели своей они достигли. - А кто такой митрополит?
| - Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. Ответы учеников - Междоусобицы – это ссоры, споры, несогласия между кем-либо. Один из учеников читает со слайда Это кочевые монгольские племена. Они занимались разведением скота: лошадей, верблюдов, коров, овец, коз. Жили они в юртах. О них ходила молва как о жестоких и свирепых людях. - Монгольские воины имели лучшее снаряжение. Ответы детей Читают про себя - О Данииле. - Начал дело собирания русских земель вокруг своего города. - Высший духовный сан в православной церкви. | Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; Р: развитие мотивов учения; К: уметь слушать и понимать речь других; К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме; П: формирование умения анализировать учебный материал, выделять отличительные признаки, систематизировать. | 10 слайд 11 слайд 12 слайд 13 слайд 14 слайд 15 слайд 16 слайд 17 слайд 18 слайд 19 слайд 20 слайд |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Словесный метод Практический метод: работа в группах | ФИЗМИНУТКА - Сегодня вы много читали и ваши глаза наверняка устали, давайте немного отдохнем и встанем. Глазки вправо, глазки влево, - Молодцы, садитесь!
- Откройте свои учебники на странице 30 и давайте вместе прочитаем, что же произошло дальше. - Кто был основателем Троице-Сергиева монастыря? - Вы знаете, кто такой Сергий Радонежский? | Делают разминку для глаз Открывают учебник Читают вместе с учителем - Сергий Радонежский. - Куликовская битва | К: сотрудничество и совместное решение задач урока. | 21 слайд 22 слайд |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Индивидуальная форма |
- Сейчас мы с вами выполним задание и проверим ваши знания. Сначала давайте разделимся на группы на 6 групп. - Я каждой группе раздам кроссворд. Вы должны будите разгадать его. На решения его я вам даю 5 минут. Можете приступать.
- Давайте проверим, что у вас получилось. По очереди каждая группа называет свой ответ. - Молодцы. | Работают в группах Диктуют свои ответы | Р: осуществлять взаимоконтроль; Р: контроль, коррекция, оценка. | 23 слайд |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Словесный беседа |
Найдите на странице 31 заголовок «Подумаем!» и обсудите вопрос в парах. - Так почему же князя Даниила Московского со временем в народе назвали хозяином земли Русской? Кто знает? | Открывают страницу Отвечают на вопросы
| Л: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; П: учащиеся анализируют объекты, проводят классификацию по различным материалам; | 24 слайд |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный беседа |
- Подведём тоги сегодняшнего урока. Прочитайте статью «Сделаем вывод» на с.31 про себя. - Что значит слово «междоусобица»? - Какая беда шла на Русь с Запада? - Какая беда пришла на Русь с Востока? - Какой пример показал своим потомкам князь Александр Невский? Как они продолжали его дело, управляя Московским княжеством? - Молодцы. Перед вами лесенка успеха. Если у вас сегодня было плохое настроение, что-то не поняли, что-то не получалось, то поставьте себя на первую лесенку. Если урок вам понравился, но кое-что вы все-таки не поняли, то поставьте себя на вторую лесенку успеха. Кому понравился наш сегодняшний урок, кто все-все понял, поставьте себя на третью лесенку успеха. - Кто поставил себя на первую лесенку? На вторую? На третью? - А теперь записываем домашнее задание: Учебник стр. 28 – 31, рабочая тетрадь стр.16 упр.1 – 4 - Вы сегодня все хорошо поработали. Спасибо за урок! До свидания. | Отвечают на вопросы Оценивают себя на лесенке успеха Записывают домашнее задание | Л: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. | 25 – 26 слайд 27 слайд 28 слайд 29 слайд |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Органы чувств" 3 класс "Перспектива".
"Органы чувств"...
Конспект урока окружающего мира "Москва - преемница Владимира" (УМК "Перспектива", 4 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представлений об эпохе княжеских междоусобиц, о нашествии на Русь с востока монголо – татарских кочевых племён, о военной угрозе с северо-запада...
Конспект урока по окружающему миру "Москва-преемница Владимира", УМК "Перспектива" 4кл.
Цели деятельности учителя: формирование представлений об эпохе княжеских междоусобиц, о нашествии на Русь с востока монгола – татарских кочевых племён, о военной угрозе с северо-запада; по...
Технологическая карта урока по окружающему миру «По морским просторам» (УМК Перспектива, 4 класс)
Тема урока: «По морским просторам»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о морях России, познакомить с их названиями, местонахождением; разви...
Конспект урока по окружающему миру «Москва - преемница Владимира» 4кл, УМК «Перспектива».
Цель урока: формирование представлений об эпохе княжеских междоусобиц, о нашествии на Русь с востока монголо – татарских кочевых племён, о военной угрозе с северо-запада; ознакомление с историче...
Технологическая карта урока окружающего мира «Москва – преемница Владимира», УМК "Перспектива", 4 класс
Цель урока: формирование представлений об эпохе княжеских междоусобиц, о нашествии на Русь с востокамонголо – татарских кочевых племён, о военной угрозе с северо-запада.Задачи урокаПланируемые р...
Технологическая карта урока окружающего мира "Москва – преемница Владимира" (УМК "Перспектива", 4 класс)
Цель урока: формирование представлений об эпохе княжеских междоусобиц, о нашествии на Русь с востока монголо-татарских кочевых племён, об угрозе с северо-запада.Планируемые результаты:Предметные...