Рабочая программа.Окружающий мир. 4 класс.
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Окружающий мир.Рабочая программа.4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа.Окружающий мир. 4 класс. | 51.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 1—4 классы
Автор: А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая
Пояснительная записка
Окружающий мир 4 класс
УМК «Перспектива»
1. Роль и место дисциплины | Изучение окружающего мира имеет особое значение в развитии младшего школьника. Значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного представления о мире и месте человека в нем. Приобретенные им знания необходимы для применения в жизни. |
2. Адресат | Программа адресована обучающимся четвёртых классов общеобразовательных школ. |
3. Соответствие Государственному образовательному стандарту | Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 4 класс разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в соответствии с:
|
4. 4. Цели и задачи | Изучение предмета «Окружающий мир» направлено на достижение следующих целей: • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у обучающегося: • уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории; • понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём; • модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; • психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. |
5. Специфика программы | Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Образовательные и воспитательные задачи обучения окружающего мира решаются комплексно. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов их решения. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, использование технических средств. Содержание программы по окружающему миру позволяет шире использовать дифференцированный подход к обучающимся. Это способствует нормализации их нагрузки, обеспечивает более целесообразное их включение в учебную деятельность, своевременную корректировку трудностей и успешное продвижение в развитии познавательных процессов. После каждого раздела имеется работа над проектами. Проектная деятельность способствует расширению кругозора обучающихся по темам, формирует у них умение работать с информацией, самостоятельно получать новые сведения по изучаемым темам. В завершении работы над проектами организуется защита. Дети представляют результаты своей деятельности по выбранной теме. |
6. Основные содержательные линии курса | • «Мы – граждане единого Отечества» • «По родным просторам» • «Путешествие по Реке времени» • «Мы строим будущее России» |
7. Структура программы | Мы - граждане единого Отечества (13 ч) Необходимость объединения людей в сообщества. Различные типы сообществ и общественных групп. Общие цели и интересы — основа объединения людей в сообщества. Распределение обязанностей и разделение труда в сообществах наших предков и в современных обществах. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности российского общества. Значения понятий «гражданин», «гражданское общество», «соотечественник». Российский народ как сообщество граждан, связанных едиными целями и интересами. Факторы, объединяющие граждан России между собой: память о прошлом, созидательный труд в настоящем и надежды на будущее. Государственный язык и символика России (герб, флаг, гимн). Конституция РФ как документ, раскрывающий вопросы государственного устройства страны, свободы, прав и обязанностей её граждан. Статьи Конституции РФ и нравственные правила, выработанные в отечественной и мировой культуре. Права ребёнка, гарантированные Федеральным законом. Происхождение закона от положений Конституции РФ и важнейших документов ООН. Права ребёнка и нравственное отношение к детям, выработанное в культуре народов России. Важность Десятого принципа Декларации прав ребёнка ООН. Специальная лексика Федерального закона о правах ребёнка, Всеобщей Декларации прав человека и Декларации прав ребёнка ООН. Особенности государственного устройства РФ как независимой демократической республики и Конституция страны. Президент Российской Федерации — глава государства. Три ветви государственной власти. Особенности субъектов РФ в зависимости от принадлежности к той или иной группе. Устройство региональных органов государственной власти. Республики РФ как субъекты Российской Федерации. Субъекты РФ на карте России. Устройство государственной границы в настоящее время и в старину. Цель обустройства государственной границы. Ближайшие соседи России в мире. Путешествия в Беларусь и Монголию. Добрососедство разных стран на Земле как культурная ценность. Творческое сотрудничество как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Родные языки и творчество народов России как источник сведений о прошлом и носитель нравственных норм и идеалов. Жизнь и деятельность создателя национальной письменности как хранителя культурного наследия своего народа и всей России. Диалог культур народов России как способ взаимного духовного и культурного обогащения. Роль русского языка и культуры в творчестве выдающихся деятелей культуры народов России, в сложении общенациональных российских нравственных норм и идеалов. Жизнь и творчество выдающихся деятелей культуры народов России (в том числе своего края) как создателей общего культурного наследия нашего Отечества. По родным просторам (20 ч) Физическая карта России. Россия — самая большая по территории страна мира. Общее представление о природе России (с опорой на физическую карту). Формы земной поверхности: равнины, горы, низменности, возвышенности, холмы, балки, овраги. Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Полезные ископаемые России, их роль в хозяйстве страны, условные обозначения на карте. Нефть и природный газ - важнейшие подземные богатства России. Бережное отношение к полезным ископаемым. Реки России их значение в жизни людей, обозначение на карте. Части реки. Разнообразие рек России. Крупнейшие и наиболее известные реки нашей страны. Озёра России, их значение в жизни людей, обозначение на карте. Разнообразие озёр России. Крупнейшие и наиболее известные озёра нашей страны. Моря, омывающие берега России, их принадлежность к трём океанам, роль в жизни людей. Сравнительная характеристика Белого и Чёрного морей. Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны, порядок их смены в направлении с севера на юг. Карта природных зон России. Причины смены природных зон. Представление о высотной поясности. Зона арктических пустынь. Природные условия, растительный и животный мир арктических пустынь. Экологические связи в зоне арктических пустынь. Научные исследования на островах Северного Ледовитого океана. Зона тундры. Природные условия, растительный и животный мир тундры. Экологические связи в тундровом сообществе. Оленеводство — основное занятие северных народов. Лесотундра как переходная зона между тундрой и лесами. Лесные зоны России: зона тайги, зона смешанных и широколиственных лесов. Природные условия, растительный и животный мир лесных зон. Экологические связи в лесных сообществах. Лесостепь как переходная зона между лесами и степями. Зона степей. Природные условия, растительный и животный мир степей. Экологические связи в степном сообществе. Сельскохозяйственная деятельность людей в зоне степей и её экологические последствия. Полупустыня как переходная зона между степями и пустынями. Зона пустынь. Природные условия, растительный и животный мир пустынь. Экологические связи в пустынном сообществе. Черноморское побережье Кавказа. Субтропическая зона. Природные условия, растительный и животный мир Черноморского побережья Кавказа, экологические связи в природе этих мест. Город-курорт Сочи - главная здравница страны. Особенности хозяйственной жизни народов России. Зависимость её от особенностей природных зон обитания. Ландшафт, растительный и животный мир родного края в загадках, пословицах, сказках, преданиях, местных названиях. Особенности кочевого и оседлого образа жизни некоторых народов Сибири, различия бытового уклада, основных занятий и обычаев в соответствии с характерными чертами природных зон их традиционного обитания. Экологические проблемы и охрана природы в разных природных зонах России. Растения и животные из Красной книги России, обитающие в различных природных зонах, и меры по их охране. Заповедники и национальные парки России, расположенные в различных природных зонах, их вклад в охрану природы страны. Путешествие по Реке времени (26 ч) Героико-эпические песни, предания, сказания, легенды как Роль археологии в изучении прошлого. Особенности работы «Повесть временных лет» — древнерусская летопись. Многообразие славянских и неславянских племён, обитавших на Восточно-европейской равнине. Связь названий славянских племён с особенностями мест обитания и именами предполагаемых родоначальников. Древние торговые пути, их значение в объединении разных племён в единое Древнерусское государство. Роль городов в создании и распространении единой древнерусской культуры. Берестяные грамоты в археологических раскопках Великого Новгорода как доказательство грамотности населения Древней Руси. Важнейшие деяния княгини Ольги, князей Владимира Святого и Яростава Мудрого, их роль в развитии древнерусской культуры и государственности. Последствия для истории и культуры России выбора князя Владимира, крестившего Древнюю Русь: вхождение страны в ряд христианских государств мира, принятие славянской письменности, утверждение духовно-нравственных ориентиров христианства. Выбор как проявление духовно-нравственных позиций, ведущих к важным последствиям и в жизни человека, и в истории человеческого общества. День памяти князя Владимира Святого как государственный праздник России. Роль князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского в расширении границ Древнерусского государства на северо-восток, в становлении и развитии Владимиро-Суздальской Руси. Эпоха княжеских междоусобиц и монголо-татарское нашествие на Древнюю Русь. Военная угроза стране со стороны Запада. Древнерусские князья Александр Невский, Даниил Московский и их потомки в борьбе за независимость и объединение разрозненных княжеств вокруг Москвы. Идея единства в композиции иконы Андрея Рублёва, написанной по благословению Сергия Радонежского, и объединение войск русских княжеств на Куликовом поле. Эпоха укрепления и расширения Московского княжества во время правления князя Ивана III. Деятельность Ивана Грозного — первого царя Московской Руси. Деяния соотечественников в XVI—XVII вв. Развитие самых разных направлений деятельного творчества людей: летописание, книгопечатание, открытие новых земель, строительство новых городов, забота о благоустройстве материальной и духовной жизни человека. События Смутного времени в жизни страны. Борьба за независимость и единство Отечества. Князь Дмитрий Пожарский и гражданин Козьма Минин как выдающиеся носители базовых национальных ценностей. Поволжские города, объединившиеся для второго народного ополчения под руководством князя Дмитрия Пожарского и гражданина Козьмы Минина. Преобразования в жизни страны во времена первых царей династии Романовых и в эпоху Петра I. Создание отечественных армии и флота, промышленности, науки и образования. Санкт-Петербург — новая столица обновлённой России. Деятельность великих соотечественников в послепетровское время. Преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху. Вклад М.В. Ломоносова, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова в развитие науки, образования, промышленности, в укрепление авторитета России в мире. Память о великих соотечественниках в России и за рубежом. Понятия «честь учёного, воина, гражданина», «достоинство Отечества», «общее благо» как культурная ценность. Отечественная война 1812 г. и народная историческая память. Ход войны, её народный характер. М.И. Кутузов как национальный полководец, истинный сын Отечества. Сохранение памяти об Отечественной войне 1812 г. в России и за рубежом. Деятельность военно-исторических клубов современной России как факт живой исторической памяти народа. Российская империя в XIX в. Развитие промышленности и торговли. Строительство первых железных дорог в России. Транссибирская магистраль — крупнейшая железная дорога в мире. Достижения России, представленные на Всемирной выставке в Париже 1900 г. Наши соотечественники в созидательной работе российской промышленности XIX в. Развитие театрального и музыкального искусства России в XIX — начале XX в. Создание Санкт-Петербургской и Московской консерваторий. Российские достижения, признанные во всём мире: вокальная школа басов Ф.И. Шаляпина, Дягилевские сезоны в Париже начала XX в. Развитие изобразительного искусства и литературы России в XIX — начале XX в. Их значение в общественном осмыслении важнейших социальных и духовно-нравственных проблем российской жизни. Всемирное значение. Важнейшие хранилища мирового и отечественного изобразительного искусства в Санкт-Петербурге и Москве. События в истории России начала XX в.: участие страны в Первой мировой войне, Октябрьская революция 1917 г., Гражданская война, образование СССР. Раскол в российском обществе начала XX в. как результат этих событий. СССР в период до начала Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг.: промышленное строительство, развитие науки и техники, коллективизация, ликвидация безграмотности и создание системы образования, создание письменности для более чем сорока народов; успехи СССР на Всемирной выставке в Париже 1937 г. Основные этапы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг.: внезапное нападение гитлеровской армии на СССР 22 июня 1941 г.; отступление советских войск; блокада Ленинграда, оборона Москвы как перелом в ходе войны, Сталинградская битва, Курская битва, мощное наступление советских войск на запад — освобождение Украины, северо-запада РФ, снятие блокады Ленинграда, освобождение Белоруссии и стран Восточной и Западной Европы, взятие Берлина и капитуляция агрессора. Героизм представителей всех народов Советского Союза в борьбе за свободу Отечества. Эвакуация промышленных предприятий на восток страны, перестройка промышленности на военный лад, тяжёлый крестьянский труд. Сохранение культурного наследия в годы войны. Героизм людей, в основном женщин, подростков, стариков, трудившихся для победы в борьбе за свободу Отечества. Семейная память — основа исторической памяти народа. Документы (письма, фотографии и др.) и реликвии Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг., хранящиеся в семьях, как живые свидетельства индивидуальной человеческой судьбы и истории народа. Восстановление разрушенного войной народного хозяйства в первые пять лет после Великой Отечественной войны. Масштаб разрушений и жертв военного времени (Петродворец, Днепрогэс, Сталинград и др.). Эффективность созидательной деятельности наших соотечественников в первые послевоенные годы. Важное значение духовного подъёма, способствовавшего успехам народа-победителя. Достижения СССР в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте в 1950—1970-х гг. Наши соотечественники, прославившие страну своими успехами. Мы строим будущее России (10 ч) Особенности периода перестройки, образования Российской Федерации в 1991 г. и жизни страны в первом десятилетии XXI в. Преобразования в экономической, политической, социальной жизни страны за этот период. Продовольственная безопасность страны — важнейшая задача современности. Положительный опыт Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства. Виды сельскохозяйственной деятельности, которые благотворно влияют на благополучие природы и здоровье людей. Сотрудничество науки и промышленности, развитие городского хозяйства и гражданских инициатив в стране — важнейшая задача нашего времени. Социальная ответственность граждан — залог благополучия России. Выдающиеся явления в современной культурной жизни России, их значение для нашей страны и для других стран мира. Творческая работа современных народных мастеров, деятелей искусства, сотрудников музеев, библиотек, театров и др., в том числе в своём крае. Связь между эстетическим совершенством народного и профессионального искусства и лучшими человеческими качествами. Сохранение традиционного наследия и складывание новых позитивных традиций в современной культурной жизни России как верный путь к достижению взаимопонимания и дружеского единства людей во всём мире. Положительный опыт развития творческих способностей и лучших человеческих качеств сверстников, отличившихся в разных видах деятельности. Связь между личностным совершенствованием и успешным строительством будущего России, между достижением достойных целей ради собственного блага и процветанием России. Правила безопасной жизни (10 ч) Безопасность пешеходов при движении по дорогам. Элементы дорог. Дорожная разметка. Правила перехода дорог. Соблюдение правил движения велосипедистами. Причины дорожно-транспортного травматизма. Перекрестки. Сигналы, подаваемые водителями транспортных Основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке. |
8. Требования к результатам | Личностные результаты
Метапредметные результаты
Предметные результаты
|
9. Формы организации учебного процесса | Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт, урок-игра, урок-экскурсия. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки. В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно (домашняя работа). |
10. Итоговый контроль | Для контроля знаний и умений используются: фронтальный опрос; индивидуальный опрос (рассказ-описание, рассказ-рассуждение); письменная проверка знаний; работа с контурными картами, атласом; итоговый тест, который включает вопросы (задания) по основным проблемам курса. |
11. Объем и сроки изучения | На изучение окружающего мира отводится 2 часа в неделю, всего - 68 часов: |
Тематическое планирование по окружающему миру
4 класс
УМК «Перспектива»
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся | |||||
Мы – граждане единого Отечества – 13 ч. | |||||||
Общество – это мы! Российский народ. Конституция России. Права ребёнка. Государственное устройство России. Российский союз равных. Государственная граница России. Путешествие за границу России (конференция). Сокровища России и их хранители. Творческий союз. Обобщение по разделу «Мы - граждане единого Отечества». Проектная деятельность «Если бы меня выбрали Президентом России». Проверочная работа по теме «Мы - граждане единого Отечества». | Различные типы сообществ и общественных групп. Российский народ как сообщество граждан, связанных едиными целями и интересами. Государственный язык и символика России (герб, флаг, гимн). Конституция РФ как документ, раскрывающий вопросы государственного устройства страны, свободы, прав и обязанностей её граждан. Права ребёнка, гарантированные федеральным законом. Особенности государственного устройства РФ как независимой демократической республики и Конституции страны. Президент РФ – глава государства. Три ветви государственной власти. Особенности субъектов РФ. Субъекты РФ на карте России. Устройство государственной границы в настоящее время и в старину. Ближайшие соседи России в мире. Путешествие в Беларусь и Монголию. Родные языки и творчество народов России. Жизнь и деятельность создателя письменности. Жизнь и творчество выдающихся деятелей культуры народов России. Организация презентаций «Если бы меня выбрали Президентом России». | Классифицировать сообщества по выбранному критерию, права и обязанности граждан. Приводить примеры различных типов сообществ и общественных групп. Сопоставлять понятия «гражданин» и «соотечественник». Оформлять Календарь памятных дат. Устанавливать соответствие статей Конституции РФ и нравственных правил культуры. Знать права ребёнка, устройство России. Приводить конкретные примеры прав ребёнка. Употреблять специальную лексику соответствующих документов. Объяснять, в чём состоит роль Президента и значение трёх ветвей власти. Определять понятие «государство». Перечислять особенности субъектов РФ. Показывать на карте границу РФ, страны ближнего зарубежья. Различать границы на суше и на море. Иметь представление о схеме языков народов России. Знать сведения о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края. Прогнозировать свою деятельность для осуществления проектов. | |||||
По родным просторам– 20 ч. | |||||||
Карта – наш экскурсовод. По равнинам и горам. В поисках подземных кладовых. Наши реки. Озёра – краса Земли. По морским просторам. С севера на юг. В ледяной пустыне. В холодной тундре. Среди лесов. В широкой степи. В жаркой пустыне. У тёплого моря. Мы – дети родной земли. В содружестве с природой. Как сберечь природу России. По страницам Красной книги. По заповедникам и национальным паркам. Проектная деятельность «Чудесное путешествие по России». Проверочная работа по теме «По родным просторам». Правила и безопасность дорожного движения. | Физическая карта России. Общее представление о природе России. Полезные ископаемые России, их роль в хозяйстве страны, условные обозначения на карте. Реки, озёра и моря России, их значение в жизни людей, обозначение на карте. Крупнейшие и наиболее известные реки, озёра и моря нашей страны. Природные зоны России. Природные условия, растительный и животный мир природных зон. Особенности хозяйственной жизни народов России. Экологические проблемы и охрана природы в разных природных зонах России. Растения и животные из Красной книги России, обитающие в различных природных зонах, и меры по их охране. Заповедники и национальные парки России. Организация презентаций «Чудесное путешествие по России». | Знать условные обозначения физической карты России, основные формы рельефа России и их местоположение на физической карте страны, знать расположение месторождений полезных ископаемых, термины, обозначающие части реки, названия озёр России. Находить на физической карте России природные объекты и основные зоны России. Наносить на контурную карту границы России и главный город своего региона. Показывать равнины и горы, месторождение основных полезных ископаемых, главные реки и озёра, основные зоны России на физической карте страны. Характеризовать крупнейшие равнины, горы, реки и озёра России, полезные ископаемые, зоны России. Изучать образцы полезных ископаемых, описывать их по приведённому в учебнике плану. Знакомиться с растениями и животными из Красной книги России, обитающими в разных природных зонах. Приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных своего края. Рассказывать о заповедниках и национальных парках и об их охране. Соблюдать правила безопасности дорожного движения. | |||||
Путешествие по Реке времени – 26 ч. | |||||||
В путь по Реке времени. Путешествуем с археологами. В путь по странице летописи. Истоки Древней Руси. Мудрый выбор. Наследница Киевской Руси. Москва – преемница Владимира. Начало Московского царства. Подвижники Руси и землепроходцы. На пути к единству. Начало Российской империи. «Жизнь – Отечеству, честь – никому!». Отечественная война 1812 года. Великий путь. Золотой век театра и музыки. Расцвет изобразительного искусства и литературы. В поисках справедливости. Век бед и побед. «Вставай, страна огромная!». Трудовой фронт России. «Нет в России семьи такой…». После Великой войны. Экскурсия в музей боевой славы. Достижения 1950-1970-х гг. Проектная деятельность «Моя семья в истории России». Проверочная работа по теме «Путешествие по Реке времени». Правила и безопасность дорожного движения. Пешеходы и пассажиры транспортных средств. | Особенности устной памяти о далёком прошлом. Роль археологии в изучении прошлого. Российские учёные - археологи, их вклад в мировую и отечественную историческую науку. «Повесть временных лет» - древнерусская летопись. Многообразие славянских и неславянских племён. Древние торговые пути, их значение в объединении разных племён в единое Древнерусское государство. Роль городов в создании и распространении единой древнерусской культуры. | Работать со схемой «Река времени». Определять по дате век события. Называть имена отца истории и родоначальника древнерусского летописания. Описывать внешний вид археологических находок по изображениям в учебнике и в музее. Рассказывать о роли российских археологов в мировой и отечественной исторической науки. Показывать на исторической карте места обитания разных племён, торговые пути, древние русские города. Объяснять значение названия славянских племён. Рассказывать о роли Великого Новгорода и Киева в истории Древней Руси. Узнавать архитектурный облик соборов. Составлять схемы родственных отношений древнерусских князей, правителей Москвы и царей. Характеризовать роль древнерусских князей, правителей Москвы и царей. Объяснять важность преемственности в их государственных поступках. Интерпретировать идейный смысл иконы «Троица» Андрея Рублёва и важность его для межличностных отношений людей с древности до современности. Высказывать мотивированное суждение о роли общего летописания и книгопечатания. Показывать на карте поволжские города. Называть памятники. Высказывать мотивированное суждение о необходимости отечественной армии и флота, промышленности, науки и образования для развития страны и сохранения её независимости. Объяснять значение названия городов. Характеризовать преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху. Обосновывать значительность деятельности М.В.Ломоносова, А.В.Суворова, Ф.Ф.Ушакова, роль М.И. Кутузова как народного полководца. Характеризовать войну с Наполеоном как народную, отечественную войну, основные этапы Великой Отечественной войны и подвиги людей в тылу во время войны. Находить сведения и рассказывать о памятниках и памятных местах Москвы и России, связанных с событиями Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной войны. Характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог и развитие театрального, музыкального и изобразительного искусства России в 19 веке. Составлять рассказ о жизни и труде в тылу во время Вов. Обсуждать значение семейных воспоминаний как основы общенародной исторической памяти. Характеризовать документы, воспоминания и реликвии Вов 1941-1945 г.г. в своей семье. | |||||
Мы строим будущее России– 9 ч. | |||||||
Современная Россия. «Хороша честь, когда есть, что есть». Умная сила России. Светлая душа России. Начни с себя! Проектная деятельность «Я строю будущее России». Проверочная работа по теме «Мы строим будущее России». Итоговая контрольная работа. Обобщение пройденного за год. Игра «Брейн- ринг». Правила и безопасность дорожного движения. Пешеходы и пассажиры транспортных средств. | Особенности перестройки, образования РФ в 1991 г. И жизни страны в первом десятилетии ХХI в. Виды сельскохозяйственной деятельности, благотворно влияющие на благополучие природы и здоровье людей. Сотрудничество науки и промышленности, развитие городского хозяйства и гражданских инициатив в стране. Выдающиеся явления в современной культурной жизни России, их значение для нашей страны и для других стран мира. Положительный опыт развития творческих способностей и лучших человеческих качеств сверстников, отличившихся в разных видах деятельности. Проведение проектов «Я строю будущее России». | Характеризовать особенности жизни страны во второй половине 80-90 годах и положительный опыт в Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства. Приводить примеры преобразований и благотворного воздействия культурных растений, домашних животных на жизнь людей. Характеризовать положительный опыт сотрудничества промышленности и науки для улучшения условий жизни сотрудников промышленных производств. Приводить примеры такого сотрудничества. Обсуждать значений понятий «социальная ответственность». Характеризовать выдающиеся явления в современной жизни страны. Приводить примеры таких явлений и событий. Аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее Отечества на примерах деятельности своих сверстников. Оценивать уровень личных достижений и ставить достойные цели на будущее. Высказывать доказательное суждение о взаимной зависимости между собственным благом и процветанием России. Соблюдать правила безопасности дорожного движения. | |||||
Проверочных работ:-4 Контрольных работ:5 |
Перечень учебно-методического обеспечения
Для реализации содержания предмета «Окружающий мир» в 4 классе используется следующий учебно-методический комплекс:
Рекомендованная литература для учащихся:
1. А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. Рабочая тетрадь «Окружающий мир 4 класс» в двух частях, Москва, «Просвещение», 2014 год.
- А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. Учебник в двух частях «Окружающий мир 4 класс», Москва, «Просвещение», 2014 год.
Рекомендованная литература для учителя:
1. Окружающий мир 4 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений в 2 ч. / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». – М.: Просвещение, 2014.
2. Окружающий мир 4 класс. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учрежденийв 2 ч. / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство « Просвещение». – М.: Просвещение, 2016г.
3. Уроки по окружающему миру 4 класс: пособие для учителей.
4. «Перспектива»: Программы для начальной школы. — М., Просвещение, 2012 год.
5.Технологические карты - http//1-4.prosv.ru
6.Рабочая программа по окружающему миру. 1-4 классы. Предметная линия А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой. Москва, Просвещение. «2012г.
7. Приложение к учебнику на электронном носителе (в 2 частях)(СД)
8. Комьютер, проектор, экран.
9. Опорные таблицы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа "Окружающий мир 2 класс по программе "Школа России"
рабочая программа "Окружающий мир 2 класс по программе "Школа России"...
Рабочая программа, окружающий мир, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Саплина)
Рабочая программа, окружающий мир, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Саплина), 2016- 17 уч. год...
Рабочая программа, окружающий мир, 3 класс, УМК Перспективная начальная школа, 4 класс, (Шишкина)
Рабочая программа, окружающий мир, 3 класс, УМК Перспективная начальная школа, 4 класс, (Шишкина), 2016- 17 уч. год...
Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)
Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....