"Как живет семья?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Чайкина Марина Михайловна

Даннай урок окружающего мира проводится в 1 классе по программе Школа России.

Цель:  Показать значение семьи в жизни каждого человека, довести до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека. 

Задачи:

Предметные: знать, что такое семья, значимость семьи в обществе.

Регулятивные: содействовать умению принимать и сохранять учебную задачу. Формировать умение высказывать свои предложения на основе полученных знаний.

Познавательные: формировать умение на основе анализов объектов делать выводы. Знать о значение семьи в жизни людей, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения.

Личностные: формировать умение общих для всех правил на уроке. Способствовать формированию положительных эмоций на уроке. Осознавать необходимость бережного отношения к членам семьи; понимать значение семьи в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающий мир.

Учитель: Чайкина М.М.

Тема: «Как живёт семья?» 

Цель:  Показать значение семьи в жизни каждого человека, довести до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека. 

Ход урока:

I. Организационный момент

- Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

II.Актуализация знаний

-Какую форму имеет земля?

-Как люди доказали, что земля имеет шарообразную форму?

-Как движется земля?

-Что такое  глобус?

-Каким  цветом на глобусе обозначают моря, океаны ,суши и горы?

III.Мотивация учебной деятельности

- Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то главном  в жизни каждого человека. Я предлагаю вам послушать одну очень интересную сказку. Она – то и подскажет вам тему нашего сегодняшнего урока (учитель читает сказку).

Давным-давно на далёком острове жил мальчик. Он жил один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился орехами и фруктами. И было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. Вдруг ему навстречу вышел седой старик, очень старый и очень мудрый. «Куда ты идёшь?» - спросил старик. «Я иду искать место, где мне не будет так одиноко», - ответил мальчик. «Я знаю, как тебе помочь. Идём со мной», предложил старик. Он привёл мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки. «Посмотри! – сказал старик.

– Все мы живём в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сёстрами». Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по – настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась семья.

- У каждого из вас, ребята есть люди самые близкие и любимые. Эти люди полюбили вас, когда вы только родились, и будут любить вас всегда. Кто же это? (мама, папа, бабушка, дедушка)

- Назовите их, одним словом. (Семья.)

IV. Сообщение темы урока

- Как, вы, думаете о чем сегодня пойдет речь на уроке? (О семье)

- Тема урока: Как живет семья?

V. Работа над новой темой.

1. Совместное целеполагание.

- Сегодня мы будем говорить о семье. Но вы сегодня не просто ученики. Все вы мои помощники. Вместе мы будем искать ответ на один вопрос: что нужно, чтобы у каждого из вас была дружная, крепкая семья?

- Прежде, чем начать ответить на этот вопрос мне хотелось бы выяснить, как вы понимаете значение слова «семья»? Что такое – «семья»? (Дети высказывают своё мнение)

Семья – группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе. А еще в старину говорили, что «семья»-это семь человек и я.

2. Работа с учебником стр. 56 – 57 (работа в группах по иллюстрациям учебника)

- Знакомьтесь: это семья первоклассницы Даши. А это семья первоклассника Алёши. Обе семьи очень дружные. В любой семье происходит немало интересных событий. Происходят они и в семьях Даши и Алёши.

Задания: - Ребята, сидящие на 1 ряду, составляют рассказ по плану о семье Даши.

-Ребята, сидящие на 2 ряду, составляют рассказ по плану о семье Алеши.

ПЛАН (на доске)

1. В семье ___ … человек.

2.Маму зовут … Ей нравится…

3. Папу зовут … Он любит...

4. Бабушку зовут ….Она занимается…..

5. Дедушку зовут …..

6. Имя брата …

7. Сестру зовут …

( Даётся время для подготовки рассказов. Выслушиваются рассказы.)

 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

- А сейчас, чтобы узнать поближе о ваших родственниках, мы поиграем с вами. Ваша задача правильно выполнять действия, и знать членов своей семьи.
У кого есть младшая сестра - потопайте,

у кого есть  младший братик  - похлопайте,

у кого есть старшая сестра -    попрыгайте как зайчик

кого есть бабушка - покружитесь,

у кого есть дедушка  -   присели и встали

кто любит всех своих родных - потянемся вверх. Садимся.

3. Законы дружной семьи.

- Как вы понимаете, что значит отвечать в семье друг за друга? (Ответы детей.)

Издавна русский народ называл семью крепостью, ценил среди родных взаимовыручку, поддержку в делах, беде и горе, и радость была одна на всех. Тем и крепка была русская семья.

В семье очень важны совместный труд и ведение хозяйства. Совместный труд помогает удовлетворять необходимые для жизни потребности. Нужно обязательно помнить, что от труда всех членов семьи зависит ее благополучие. У каждого члена семьи есть свои обязанности.

У наших родителей очень много дел и забот.

- А как вы помогаете своим близким? Что вы можете сделать полезного для семьи? Для того, чтобы сохранить настоящую дружную семью, нужно друг другу помогать.

И мы с вами определили одно из правил дружной семьи. А что еще нужно делать, чтобы семья была крепкой, дружной? (ответы детей)

В семье нужно:

Любить друг друга.

Прощать друг друга.

Помогать друг другу, заботиться о близких.

Строго запрещается:

Обижать друг друга. Плохо себя вести. Обзываться, ругаться, драться.

4. Игра.

–У каждого человека в семье несколько функций, ролей… Вот, я, например, для своей семьи - мама, жена, дочь, сестра, тётя, племянница.

– Вика, а ты кто для мамы? (дочь)

– Арсений, кто называет тебя сыном? (папа,мама)

– Никита, ты кто для бабушки? (внук)

– Ярослава, у папы есть мама. Кто она тебе? (бабушка)

–Семен, у мамы есть сестра. Кто она тебе? (тетя)

– Дима, у маминой сестры есть дети: две дочки. Кто они тебе? (двоюродные сестры)

VI. Продолжеие работы над темой урока.

Учитель: - Я вам предлагаю заглянуть в гости ещё в одну семью. Посмотрите на доску.

- Что это за фото (Общая фотография нашего класса на 1 сентября)

Правильно ли я сказала, называя наш класс семьей?

( Ответы детей)

-Вы молодцы, совершенно верно, наш класс это тоже маленькая семья со своими традициями, которые у нас с вами появятся. А чтобы наша семья была дружной, счастливой, трудолюбивой, что мы должны делать?

(Ответы детей)

-Верно. Как в любой семье, в нашей классной семье, нам тоже нужны: тепло, уважение, уют… Мы будем заботиться друг о друге и помогать друг другу. А значит, есть и законы класса. Давайте их повторим.

Учитель: (повторяют дети хором за учителем) Мы будем называть друг друга по именам. Дружить с каждым учеником класса. Помогать друг другу в учебе.

Мы не будем грубить друг другу. Пускать в ход кулаки. Говорить друзьям обидные слова.

VII. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

- Ребята, что такое семья?

-Что объединяет членов семьи?

-Как должны относиться друг к другу члены семьи?

- Ребята, в России ромашка символизирует семью, любовь, верность. У вас на партах ромашки. В центре цветка напишите свое имя, а на каждом лепесточке запишите члена вашей семьи.

VIII.Рекомендации для задания дома. Р.Т. С.36-37 (семейный альбом)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по книге Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».

После того, как учащиеся прочитали книгу Астрида Линдгрена «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», была проведена викторина по содержанию этой книги....

"Как живет семья?" Окружающий мир. 1 класс.

Урок формирует уважительное отношение к своей семье, составлен в соответствии с требованиями ФГОС.УМК "Школа России"...

Разработка урока по чтению во втором классе по программе «Школа 2100» Тема урока. Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на Крыше».

        развивать интерес к чтению через знакомство со сказками,          познакомить с творчеством  А.Линдгрен и ее ...

Внеклассное мероприятие "Доброе дело два века живет"

Сценарий внеклассного мероприятия о доброте для учащихся начальных классов...

Доброе дело два века живет

Сценарий внеклассного мероприятия о доброте для учащихся начальных классов...

проект "Там, где музыка живет".

Для развития музыкально - творческих способностей учащихся на первоначальном этапе обучения, посредством коллективной музыкально - игровой деятельности разработан проект  "Там, где музыка живет"...

А. Линдгрен Малыш и Карлсон, который живет на крыше

Урок литературного чтения во 2 классе...