Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Никитенко Нина Сергеевна

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx45.3 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, ООП НОО МБОУ Березовской СОШ №1, с учётом авторской программы по окружающему миру для 1-4 классов (авторы: А.А. Плешаков) по УМК «Школа России».

В учебном плане МБОУ Березовской СОШ №1 на изучение учебного предмета «Окружающий мир» в 1 классе отводится 2 часа в неделю - 66 часов в год (33 учебные недели), во 2-4 классах по 2 часа в неделю соответственно – 68 часов в год  (34 учебные недели), всего 270 часов.

 Контроль достижения планируемых результатов обучения по учебному предмету «Окружающий мир» будет осуществляться в рамках текущей и промежуточной аттестации обучающихся. Форма промежуточной аттестации тест, будут использованы контрольно – измерительные материалы согласно Приложения1.

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»:

  • находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
  • осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
  • находить на карте страны — соседи России и их столицы;
  • определять  и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
  • осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
  • различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
  • различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
  • проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
  • исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
  • классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
  • пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
  • обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
  • использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
  • устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
  • использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
  • оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
  • вырабатывать правильную осанку;
  • выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
  • понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
  • правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
  • соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
  • понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
  • соблюдать правила безопасного поведения в природе;
  • понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
  • раскрывать роль экономики в нашей жизни;
  • осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения  к природным богатствам;
  • различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
  • понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
  • объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
  • понимать, как ведётся хозяйство семьи;
  • обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
  • рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
  • приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
  • использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.

К концу 3 класса учащиеся должны научиться:

  • распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных съедобные и несъедобные грибы;
  • проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
  • объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
  • выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
  • выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
  • владеть элементарными приемами чтения карты;
  • приводить примеры городов России, стран - соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
  • Знать: человек - часть природы и общества;
  • что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
  • основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
  • основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии);  группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
  • взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
  • взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
  • строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
  • правила гигиены; основы здорового образа жизни;
  • правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
  • потребности людей; товары и услуги;
  • роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
  • некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).

   

Содержание учебного предмета «Окружающий мир»

№ п/п

Наименование раздела/темы

Содержание

Основные виды учебной

деятельности

1

Как устроен мир. 7 ч

Многообразие природы. Неживая и живая природа. Взаимосвязи в природе. Роль природы в жизни людей. Человек – часть природы. Человек – разумное существо. Внутренний мир человека. Человек, семья, общество, народ. Государство, его символика. Отрицательное влияние хозяйственной деятельности и поведения людей на природу. Животные, вымершие по вине человека. Редкие растения и животные. Охрана природы.

Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир»,

2

Эта удивительная природа.19 ч

Тела, вещества, частицы. Твёрдые, жидкие, газообразные тела и вещества. Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха. Источники загрязнения воздуха. Влияние загрязнений воздуха на организмы. Охрана воздуха от загрязнений. Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды. Источники загрязнения воды. Влияние загрязнений воды на организмы. Охрана воды. Необходимость экономии воды при её использовании. Разрушение твёрдых пород под действием воды, ветра, растений, изменений температуры. Почва. Состав почвы. Плодородие – главное свойство почвы. Образование перегноя из остатков растений, животных. Представление об образовании почвы, роли организмов в этом процессе. Разрушение почвы под действием ветра, потоков воды в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы от разрушения. Разнообразие растений. Представление о получении растением из углекислого газа и воды на свету питательных веществ, выделение кислорода. Растения – источник питательных веществ и кислорода для животных и человека. Размножение и развитие растений. Разнообразие животных. Цепи питания. Роль хищников в природе. Нарушение человеком природных цепей питания и отрицательные последствия этого явления. Размножение и развитие животных. Забота о потомстве животных. Охрана растений и животных. Великий круговорот жизни. Основные звенья этого круговорота.

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- доказывать,  пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна, раскрывать ценность природы для людей,

- анализировать текст  учебника, извлекать из него необходимую информацию, сравнивать объекты неживой и живой природы, предлагать задание  к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников, классифицировать объекты живой природы,  осуществлять самопроверку,

- работать в паре,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

3

Мы и наше здоровье. 11 ч

Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов. Науки о человеке. Органы восприятия. Мозг, его функции. Кожа, её функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших повреждениях кожи. Скелет и мышцы человека. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для укрепления мышц. Наше питание. Органы пищеварения. Гигиена питания. Дыхание человека. Движение крови в теле человека. Удаление из организма вредных продуктов жизнедеятельности. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Табак и алкоголь – враги здоровья.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных,

- различать внешность человека и его внутренний мир, анализировать проявления  внутреннего мира человека в его поступках, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе, оценивать богатство внутреннего мира человека,

- моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр,

- работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека, обсуждать,  как возникает  богатство внутреннего мира человека,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

4

Наша безопасность. 7 ч

Огонь, вода и газ. Меры безопасности при обращении с огнём, газом. Действия во время пожара, аварии водопровода, утечки газа. Номера телефонов срочных служб. Меры безопасности на улице, дороге, общественном транспорте. Дорожные знаки. Опасные места в доме и ближайших окрестностях. Правила поведения при встрече с незнакомцем. Меры безопасности при общении с природой. Опасные природные явления. Экологическая безопасность.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- устанавливать причинно – следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды, различать положительное и отрицательное влияние человека на природу,

- готовить сообщение о заповедниках и национальных парках

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

5

Чему учит экономика. 12 ч

Для чего нужна экономика. Потребности человека. Товары и услуги. Три кита экономики. Бережное отношение к природным богатствам. Труд – главная потребность человека. Полезные ископаемые, их разнообразие, значение для человека. Необходимость бережного использования полезных ископаемых при добыче, перевозке, переработке. Растениеводство и животноводство. Промышленность. Основные отрасли промышленности. Деньги. Виды обмена. Цена товара. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Доходы и расходы. Прибыль. Экономика и экология. Промышленность и загрязнение окружающей среды. Экологические прогнозы.

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»,

-классифицировать

- приводить примеры

- наблюдать опыт

-высказывать предположения

-доказывать на основе опыта

- работать в группе

-работать в паре

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

6

Путешествие по городам и странам. 12 ч

Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. Страны Европы, их столицы. Особенности и достопримечательности. Знаменитые места, достопримечательности Азии, Африки, Австралии, Америки.

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»,

-классифицировать

- приводить примеры

- наблюдать опыт

-высказывать предположения

-доказывать на основе опыта

- работать в группе

-работать в паре

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Формы организации учебных занятий

       Основной формой учебных занятий на уроках математики является урок. В рамках учебного предмета будут проводится: урок открытия новых знаний, урок рефлексия, урок общеметодологической направленности, урок развивающего контроля, самостоятельные работы, контрольные работы, проектная деятельность.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем урока

Кол-во
часов

Дата

Как устроен мир –7 ч

1

Природа.

1

2

Человек.

1

3

Общество.

1

4

Российская Федерация

1

5

О чем расскажет план

6

Наши проекты: «Богатства, отданные людям».

1

7

Что такое экология. Проверочная работа

1

Эта удивительная природа – 19 ч

8

Звездное небо-Великая книга Природы

1

9

Тела, вещества, частицы.

10

Разнообразие веществ. Практическая работа №1

1

11

Воздух и его охрана.

1

12

Вода. Практическая работа №2.

1

13

Превращения и круговорот воды.

1

14

Берегите воду!

1

15

Что такое почва. Практическая работа №3.

1

16

Разнообразие растений.

1

17

Солнце, растения и мы с вами.

1

18

Размножение растений.

1

19

Охрана растений.

1

20

Разнообразие животных.

1

21

Кто что ест. Цепи питания.

1

22

Размножение и развитие животных.

1

23

Охрана животных.

1

24

В царстве грибов

1

25

Наши проекты: «Разнообразие природы родного края».

1

26

Великий  круговорот жизни. Проверочная работа по теме: « Эта удивительная природа»

1

Мы и наше здоровье – 11ч

27

Организм человека. Практическая работа №4.

1

28

Органы чувств.

1

29

Надежная защита организма.

1

30

Опора  и движение тела.

1

31

Наше питание. Практическая работа №5.

1

32

Контрольная работа за I полугодие.

1

33

Дыхание и кровообращение. Практическая работа №6

1

34

Умей предупреждать болезни.

1

35

Здоровый образ жизни.

1

36

Наши проекты: «Школа кулинаров».

1

37

Проверочная работа по теме: «Мы и наше здоровье».

1

Наша безопасность – 7ч

38

Огонь, вода и газ.

1

39

Чтобы путь был счастливым.

1

40

Дорожные знаки.

1

41

Опасные места.

1

42

Природа и наша безопасность.

1

43

Наши проекты «Кто нас защищает»

1

44

Проверочная работа по теме: «Экологическая безопасность».

Чему учит экономика 12 ч

45

Для чего нужна экономика.

1

46

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

1

47

Полезные ископаемые.

1

48

Растениеводство. Практическая работа №7.

1

59

Животноводство.

1

50

Какая бывает промышленность.

1

51

Что такое деньги. Практическая работа №8.

1

52

Государственный бюджет.

1

53

Семейный бюджет.

1

54

Экономика и экология

1

55

Наши проекты: «Экономика родного края».

1

56

Проверочная работа по теме «Чему учит экономика».

1

Путешествие по городам и странам – 12ч

57

Золотое кольцо России.

1

58

Наши ближайшие соседи

1

59

На севере Европы

1

60

Что такое Бенилюкс

1

61

Промежуточная аттестация в форме контрольного теста.

1

62

 В центре Европы.

1

63

По Франции и Великобритании.

1

64

На юге Европы

1

65

Всемирное наследие

1

66

Наши проекты: «Музей путешествий».

1

67

По знаменитым местам мира.

1

68

Проверочная работа по теме «Путешествие по городам и странам». Что узнали? Чему научились.

1

Приложение 1

        Промежуточная итоговая  аттестация

по окружающему миру 3 класс

  1. Цель работы – определение качества усвоения обучающимися программного материала за 3 класс по окружающему миру.
    Выявление: 
    • уровня овладения знаниями, умениями, навыками, предусмотренными стандартом по окружающему миру; 
    • уровня сформированности учебных действий; 
    • уровня сформированности навыков самоконтроля при выполнении учебных заданий. 
    2. Содержание работы соответствует рабочей программе учебного курса

Итоговая контрольная работа (промежуточная аттестация) по окружающему миру. Основные требования к уровню подготовки обучающихся.

К концу 3 класса должны знать:

  • человек - часть природы и общества;
  • что такое тела и вещества, разнообразие веществ;
  • основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
  • основные группы живого;
  • взаимосвязи между живой и неживой природой, внутри живой природы;
  • строение тела человека, основные системы органов;
  • правила гигиены и здорового образа жизни;
  • правила безопасности в быту и на улице; дорожные знаки;
  • потребности людей; товары и услуги;
  • роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике; бюджет;
  • некоторые города России; страны, граничащие с Россией; страны зарубежной Европы.

    Итоговая контрольная работа (промежуточная аттестация) по окружающему миру представлена в виде теста, который предназначен для проверки знаний убучающихся 3 - х классов по окружающему миру. Задания составлены в соответствии с программой А. А. Плешакова. Тесты составлены в соответствии с подготовленностью обучающихся к концу 3 класса. Тест (итоговый для промежуточной аттестации) состоит из двух вариантов. В каждый вариант входят 15 равноценных заданий разного уровня.
Все вопросы и задания разделены на три уровня сложности: уровень А – базовый уровень; уровень В – средней сложности; уровень С – повышенной сложности. К каждому заданию даются 4 варианта ответа. Задания уровней А и В  предполагают один верный ответ, в заданиях С может быть как один, так и несколько правильных ответов. Данная контрольная работа (тестирование)  рассчитана на 45 минут.

Оценивание результатов.

Каждое верно выполненное задание уровня А оценивается в 1 балл, уровня В – в 2 балла, уровня С  - в 3 балла.

80-100% от максимальной суммы баллов - оценка «5»; (22 - 18 б.)

60-80% - оценка «4»;  (17 – 13 б.)

40-60% - оценка «3»;  (12 – 9 б.)

0-40% оценка «2».      (ниже 9 б.)

Промежуточная аттестация по окружающему миру

Тестирование.

1 вариант

А 1. Что не относится к признакам живых организмов?

  1. дыхание                                          3) течение
  2. рост                                                 4) питание

А 2. Что относится к характеристике семьи?

  1. совместное хозяйство
  2. свой язык
  3. границы
  4. государственные символы

А 3. Что относится к телам?

  1. кислород                                    3) вода
  2. Луна                                           4) соль

 А 4. Какое свойство воздуха указано неверно?

  1. прозрачен                               3) не имеет запаха
  2. серого цвета                           4) бесцветен

А 5. Какое растение является мхом?

  1. черёмуха                               3) кактус
  2. ромашка                                4) кукушкин лён

А 6. Какое животное относится к группе насекомых?

  1. паук                                     3) таракан
  2. дождевой червь                 4) слизень

 А 7. Какие организмы относятся к производителям?

  1. хищники                               3)  бактерии
  2. растения                                4) грибы

А 8. К какой системе органов относится мозг?

  1. к опорно – двигательной
  2. к кровеносной
  3. к дыхательной
  4. к нервной

А 9. Из чего делают бензин?

  1. из торфа
  2. из нефти
  3. из железной руды
  4. из природного газа

А 10. Какое растение относится к зерновым культурам?

  1. капуста                                  3) рожь
  2. тимофеевка                           4) лён

В 1. Как ты различишь сахар, соду  и соль?

  1. по цвету                                  3) по запаху
  2.  по размеру                             4) по вкусу

В 2. Что находится в основании экологической пирамиды?

  1. растения                                      3) хищники
  2. насекомые                                   4) растительноядные животные

В 3. Как выглядят предписывающие знаки?

  1. синие круги с белыми рисунками
  2. синие прямоугольники с рисунками
  3. белые круги с красной каймой
  4. белые треугольники с красной каймой

С 1. Чем полезны бактерии?

  1. помогают переваривать пищу
  2. с их помощью готовят квашеную капусту
  3. очищают воздух
  4. превращают молоко в кефир

С 2. Какие правила питания надо выполнять?

  1. есть разнообразную пищу
  2. есть  в одно и то же время
  3. утром не завтракать
  4. есть поменьше булочек и сладостей

2 вариант

А 1.Что отличает человека от других живых существ?

  1. движение                                    3)  разум
  2. размножение                              4)  дыхание

А 2.Что относится к характеристике страны?          

1)  государственные символы                                3)  цвет кожи

2)  государственный танец                                       4)  родной язык

             А 3.  Какое травянистое растение является культурным?

            1)  лук                                                  3)  крапива

            2)  осот                                                4)  лебеда

           А 4. Что относится к веществам?

           1)  Солнце                 3)  шар

           2)  крахмал             4)  шуруп

          А 5.   Какое растение относится к водорослям?

            1)  папортник                                     3)  водяной орех

            2)  кувшинка                             4)  морская капуста

         А  6.   Какое животное относится к группе пресмыкающихся?

          1)  черепаха        3)   жаба

          2)  каракатица             4)  кальмар

         А  7.    Какой орган относится к кровеносной системе?

          1)  почки                                              3)  сердце

          2)  лёгкие        4)  мозг

        А  8.    Какое полезное ископаемое используется как топливо?

         1) глина                                                  3) торф

         2 )известняк           4) гранит

        А  9.   Какое растение выращивают на корм животным?

        1)  люцерну           3)  хлопчатник

        2)  пшеницу              4)  гречиху

        А 10.  Как называются платежи, которые граждане обязаны вносить в бюджет государства?

        1)  налоги                                               3)  пени

        2)  штрафы              4)  премии

        В 1.  Что помогает человеку накапливать свои знания о мире?

       1)  восприятие        3)  память

       2)  воображение                       4)  внутренний мир

        В 2.  Какое вещество газообразное?

       1)  алюминий           3)  кислород

       2)  песок                                              4)  вода

        В 3.  Какое звено в цепи питания является первым?

      1)  растительноядные животные

      2)  хищные животные

      3)  насекомоядные животные

      4)  растения

        С 1.  В каких строчках указаны системы органов?

      1)  сердце, вены, артерии

      2)  желудок, лёгкие, мозг

      3)  пищевод, желудок, кишечник

      4)  руки, ноги, голова

        С 2.   Какие страны находятся на территории Европы?

       1)  Финляндия        3)  Египет

       2)  Италия        4)  Индия

Набранные баллы:

Группа А базовый уровень  (1-10) – 10 баллов;

Группа В  средней сложности  (1-3) – 6 баллов;

Группа С повышенной сложности (1-2) – 6 баллов.

Итого максимальное количество баллов – 22 балла.

Ответы на вопросы:

I вариант

II вариант

№ вопроса и группа

Правильный ответ

№ вопроса и группа

Правильный ответ

А 1

3

А 1

3

А 2

1

А 2

1

А 3

2

А 3

1

А 4

2

А 4

2

А 5

4

А 5

4

А 6

3

А 6

1

А 7

2

А 7

3

А 8

4

А 8

3

А 9

2

А 9

1

А 10

3

А 10

1

В 1

4

В 1

3

В 2

1

В 2

3

В 3

1

В 3

4

С 1

1, 2, 4

С 1

1, 3

С 2

1, 2, 4

С 2

1, 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру на 1-4 класс по УМК "школа России", 1-2 классы -33 часа....

Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс

Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ. ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

Рабочая программа по окружающему миру.Школа России.4класс.Автор:Плешаков.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....

Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 1 класс по ФГОС

Данный материал содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по ФГОС....

рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 2 класс

Авторская программа  по курсу окружающий мир (человек, природа, общество) А.А. Плешакова. Расчитана на 68 часов (2 часа в неделю)...