Технологическая карта урока окружающего мира на тему: "Тундра"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Технологическая карта урока окружающего мира на тему: "Тундра"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 241_grozova_tundra.docx29.79 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока по окружающему миру, проведенного в 4 классе

учителем начальных классов  Грозовой Ксенией Вячеславовной.

Тема: Тундра

Цели деятельности педагога

Сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры

Тип урока

Практический

Средства обучения

Макет, раздаточный материал (карточки, иллюстрации), рабочая тетрадь, учебник, презентация, плакат-кластер, видеоматериал.

Литература

https://fgos.ru/ ФГОС НОО

https://uchebnik-skachatj-besplatno.com Учебник

https://uchebnik-skachatj-besplatno.com/ Рабочая тетрадь

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=1818195377325.. Ролик

План урока

Этап урока (с указанием продолжительности этапа)

Формируемые УУД (для каждого этапа)

Планируемые предметные результаты (для каждого этапа)

Орг. момент. (0,5 мин)

К – планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

Элементарные навыки этики поведения.

Актуализация+ постановка темы и цели урока (2 мин)

Л- Способствовать проявлению интереса к новому учебному материалу.

Вспомнить  материал по теме: «Арктика»

Открытие нового знания

  1. мин)

Л – понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету.

  1. получить представление о природной зоне тундры;
  2. познакомиться с географическим положением тундры;
  3. познакомиться с климатическими условиями зоны;
  4. узнать особенности растительного и животного мира тундры;
  5. познакомиться с населением тундры и его деятельностью.

Первичное закрепление

(4 мин)

Р - организовать выполнение заданий учителя;  делать выводы по результатам работы;  

Закрепление знаний по животному и растительному миру тундры, её климату и деятельности человека.

Итог (3 мин)

П –  ориентируются

в своей системе
знаний.

Ответы на проблемные вопросы по теме.

Рефлексия (2 мин)

Р – оценивают собственную деятельность
на уроке.

Орг. конец (0,5 мин)

Элементарные навыки этики поведения.

Этап урока  указанием продолжительности этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

2

3

Орг. момент

(0,5 мин)

Актуализация знаний+ постановка темы и цели урока

(5 мин)

Открытие нового знания (35 мин)

Закрепление (4 мин)

Итог(3 мин)

Рефлексия (2 мин)

У- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ксения Вячеславовна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Садитесь.

У- Сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по природным зонам России. Чтобы узнать, куда мы отправимся дальше, я предлагаю Вам разгадать кроссворд. Чтобы его разгадать Вам придётся вспомнить всё по теме:  «Арктика».

Вопросы для кроссворда:

  • Назовите короткое название ледяной зоны                   (Арктика)
  • На островах Арктики находится зона арктических….  

                                                                                           (Пустынь)

  • Как называется морское ластоногое млекопитающее, живущее в Арктике                                                                           (Тюлень)
  • Арктика - царство снега и …                                              (Льда)
  • Растения, живущие в толще воды                              (Водоросли)
  • На камнях встречаются лишайники, мхи и….   (Полярный мак)

У- Кто может назвать мне природную зону, которую нам предстоит сегодня исследовать?

У- Абсолютно верно. Какую цель поставим на урок?

У- Изучите план работы на уроке.

План работы на урок

  1. Работа с картой;
  2. Особенности природы (условия неживой природы, живые существа, взаимосвязи в природе);
  3. Деятельность человека в данной зоне;
  4. Экологические проблемы и охрана природы.

У-Итак, перейдём к изучению первого пункта плана. Для этого откройте учебник на странице 72-73. Вы видите карту природных зон, внизу есть условные обозначения, используя их, найдите зону тундры и поставьте на неё палец. А я пройду и посмотрю у всех ли получилось это сделать.

У-Каким цветом обозначена Тундра?

У- На каком материке находится эта природная зона?

У- Назовите мне её местоположение, откуда и куда она протянулась?

У- Слово «тундра» произошло от финского  слова, которое означает «плоский безлесный холм», а другое значение этого слова: «бесплодная или враждебная территория». Чтобы убедиться в действительности данного перевода, я предлагаю Вам перейти к изучению второго пункта плана. Для этого нам необходимо разделиться на 3 группы. Каждая группа получит карточку с заданием и набор иллюстраций.

Работа по группам

Синоптики: Используя сведения из учебника на странице 84-85 изучите природные условия тундры и заполните пропуски в тексте. Раскрасьте иллюстрации (снежинки, градусник).

Текст для синоптиков

Зима в тундре долгая и длится……Из-за пурги, которая свирепствует по многу дней, температура может достигать до…..Лето короткое и ……, часто бывают…….

У- Из-за короткого лета, поверхность тундры оттаивает на небольшую глубину. Из-за этого ниже лежит слой вечной мерзлоты, который никогда не оттаивает. Мерзлота не пропускает дождевую и талую воду именно поэтому в тундре много болот и озёр, а почва бедна перегноем.

Ботаники: Используя сведения из учебника на странице 88 изучите растительность тундры и заполните пропуски в тексте. Опираясь на иллюстрации стр. 85 раскрасьте изображения, выданные учителем.

Текст для ботаников

Самое известное растение тундры -……. Он является основной пищей оленей. Кроме того, здесь растут ……, ……, ……. Удивительная карликовая берёза и ……. Растения тундры низкорослые.

У- Ребята, предположите почему растения тундры низкорослые?

Зоологи: Используя сведения из учебника на странице 88 -90 изучите животный мир Тундры и дополните текст. Соберите животный мир Тундры из частей, выданных учителем.

Текст для зоологов

Летом сюда прилетают лебеди, кулики, ……, ……,  чтобы завести потомство. Постоянными жителями тундры являются белая куропатка, кречет  и ……. Но самым главным жителем тундры является дикий ………

У- Также в тундре можно встретить песцов, лаек, волков и леммингов. Лемминги (грызуны) ведут очень интересный образ жизни, так как они едят один час, и два часа спят, именно поэтому они часто становятся пищей для сов, песцов и кречет. Животные тундры обладают толстым мехом и жиром благодаря которому им не холодно в таких погодных условиях.

После выступления всех групп создаётся макет: «Тундра».

 

Физкультминутка

Ты по тундре стал шагать (шагаем)
Далеко кругом видать (присели, повороты вправо, влево, взгляд из-под руки)
Перешагивай деревья (шаг с высоким подниманием бедра)
Их, смотри, не растопчи (прыжок)
Если летом оказался, гнус скорее отгони (машем руками)
А зимою – не дрожи (похлопывают себя)
Сядем в нарты, и опять
Дальше тундру изучать (сели на место)

У- Перейдём к третьему пункту плана.  Я предлагаю Вам посмотреть небольшой репортаж о том, как живут люди в Тундре.

У-

Вопросы по фильму

  1. Чем питаются люди тундры?
  2. Кто запомнил, как называется народ, живущий в Тундре?
  3. Как называется жилище ненцев?
  4. Чем занимаются ненцы?
  5. Во что одеты и из чего сшита одежда ненцев?
  6. Где учатся дети ненцев?
  7. Почему ненцы называют кочевым народом?

У- На нашем макете указаны: животный и растительный мир

тундры, климат, но чего же не хватает?

У- Абсолютно верно. Учитель ставит на макет жилище и население тундры.

У- Нам осталось выполнить последний пункт плана, а именно: разобраться с экологическими проблемами Тундры.  Посмотрите на экран, запишите к себе на карточки какие экологические проблемы в зоне тундры выражены этими знаками?

У- На Чукотском полуострове в посёлке Билибино построена самая северная в мире атомная электростанция.

У- Я раздала вам карточки. Напишите на них по одному пункту для охраны тундры. Каждый ребёнок выходит со своей карточкой, зачитывает свой вариант охраны природы и прикрепляет на плакат, таким образом, класс создаёт кластер: «Охрана тундры».

У- Давайте посмотрим на наш кластер. Какие идеи мы предлагаем по охране за тундрой?

У- Кстати, в тундре есть Таймырский заповедник. Он был создан 23 февраля 1979  года, где нашли свой дом многие  животные, находящиеся на грани исчезновения (белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет). Так что люди всеми силами пытаются сохранить тундру.

У- Проблемные вопросы по теме

  • Расскажите о климате тундры
  • Какие животные обитают в тундре?
  • Чем занимаются люди?
  • Как называется жилище ненцев?
  • Какие народы живут в тундре?

У- Откройте дневники и запишите домашнее задание. Выберите любого животного тундры и напишите про него сообщение по плану из рабочей тетради.

  • Было ли интересно на уроке?
  • Что нового узнали?
  • Было ли трудно на уроке? Как справлялись с трудностями?
  • Оцените свою работу на уроке по пятибалльной шкале и покажите мне.

Д-Стоят у своих рабочих мест, садятся.

Д- Разгадывают кроссворд

Д- Тундра

Д- Познакомиться с особенностями природной зоны-тундра.

Д- Читают план

Д- Находят зону Тундры на карте, ставят палец.

Д- Фиолетовым

Д- Евразия

Д- Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь.

Д- У поверхности земли теплее (ветер слабее). А зимой снег полностью укрывает и защищает растения от морозов и ветров.

Д- Смотрят репортаж

Д-

  1. Рыбой и оленьим мясом
  2. Ненцы (учитель добавляет, что также там проживают чукчи и эвенки)
  3. Чум
  4. Основным видом деятельности ненцев является оленеводство, также они занимаются рыболовством, выращивают скороспелые сорта овощей в парниках, добыча полезных ископаемых, охота.
  5. Одеты в тёплую одежду, сшитую из оленьего меха.
  6. В школах интернатах.
  7. Постоянно находятся в движении, так как там нет условий для земледелия.

Д- Населения

1) От вездеходов и тракторов поверхность почвы нарушается, растения погибают.  Разрушенный растительный покров будет восстанавливаться  несколько десятков лет. За это время мерзлотный слой оттает на большую глубину, и на месте следа вездехода образуется болото.

2) Уничтожение оленьих пастбищ из-за исчезновения ягеля исчезает (оленей не всегда вовремя перегоняют с одного пастбища на другое). Как следствие уменьшение популяции оленей.

3) В недрах тундры найдены огромные богатства – нефть, газ, уголь, железная руда, каменная соль, золото, медь, никель.   Местность загрязняется нефтью во время ее добычи.

4) Большой вред животному миру тундры наносит и незаконная охота – браконьерство.

Д-

  • Рационально использовать ресурсы;
  • Создавать заповедники;
  • Прекратить браконьерство;
  • Не использовать тяжёлую технику
  • Использование науки и техники для решения экологических проблем (например, созданы вездеходы на широких, мягких, приспущенных шинах, которые не вредят растениям)
  • Увеличение видового разнообразия тундры (заселение новыми видами)
  • Строгий контроль за промыслом зверей и птиц


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира по теме Тундра

Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе по теме "Тундра".Содержит материалы о растительном и животном мире тундрыЮ о климатических условиях данной природной зоны....

Урок окружающего мира по теме "Тундра"

Урок окружающего мира в 4 классе. УМК "Гармония" О.Т. Поглазова...

конспект урока окружающего мира по теме "Тундра"

Конспект урока окружающего мира в 4 классе по УМК "Начальная школа 21 века" под руководством Н. Ф. Виноградовой...

Конспект урока окружающего мира по теме «Тундра», 4 класс

Конспект урока окружающего мира  по теме «Тундра»,  4 класс...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема: " Тундра". Класс 4. УМК "Школа России"

Данная методическая разработка предназначена для учителей начальных классов. Можно использовать при подготовке к проведению урока окружающего мира....

Технологическая карта урока окружающий мир по теме Тундра 4 класс, УМК Школа России

Технологическая карта урока окружающий мир по теме Тундра 4 класс, УМК Школа России...