Рабочая программа "Окружающий мир" 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Петрова Анна Николаевна

Рабочая программа "Окружающий мир" 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx60.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное  учреждение

 «Приозерская начальная школа-детский сад,

реализующая адаптированные образовательные программы»   

   

Рассмотрена

на заседании МО начальных классов

Протокол №

Утверждена                                                                                                                                                                                                                                                                     

распоряжение №

Адаптированная рабочая программа

по   предмету       Окружающий мир

 (указать предмет, курс, модуль)

        

Ступень обучения (класс) начальное общее, 1 - 4 класс,

2 класс

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

        

Количество часов 68 ч   

 

Уровень базовый (вариант 7.1, 7.2)

(базовый, профильный)    

Учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Петрова  Анна  Николаевна

г. Приозерск

2019

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для учащегося 2 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающегося по программе с задержкой психического развития (ЗПР) (вариант 7.1, 7.2) составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, на основе:

  • «Примерной программы по окружающему миру» (М.: «Просвещение», 2010), на основе авторской программы «Окружающий мир» А. Плешакова .,
  • в соответствии с адаптированной основной образовательной программой начального общего образования обучающихся с ЗПР» МОУ «Приозерская начальная школа-детский сад, реализующая адаптированные образовательные программы»
  • учебным планом МОУ «Приозерская начальная школа-детский сад, реализующая адаптированные образовательные программы».

Для работы по программе используется учебно-методический комплект «Школа России».

Рабочая программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю. Срок реализации программы 1 год.

Адаптированная программа обучающихся с ОВЗ предполагает, что обучающийся с задержкой психического развития (ЗПР) получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы). Определение варианта адаптированной программы обучающегося с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссией (ТПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом ИПР в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Целью данного курса является 

  • Воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
  • Развитие базовых способностей обучающихся на основе системно- деятельностного подхода в образовании.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

-сформировать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, еѐ современной жизни;

-сформировать начальные знания о предметах и явлениях окружающего мира, заложить основы экологической грамотности, создать условия для усвоения элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

-способствовать усвоению простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде;

-развивать умение устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета

Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира. Этот предмет, как никакой другой, способствует формированию картины природного и социального мира.

Обучающиеся с ЗПР не умеют: вести отдельные наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира, не могут вспомнить и словесно обозначить даже то, что они многократно видели; задавать вопросы и рассказывать о своих наблюдениях; целенаправленно сравнивать предметы, объекты, явления; выделять существенные и не существенные признаки в различных объектах и явлениях окружающей действительности.

Практическая направленность этого учебного предмета может способствовать повышению сниженной познавательной активности обучающихся с ЗПР, пробуждению интереса к природному и социальному окружению. Через предметное содержание у детей формируется элементарная система знаний о природе о природе и обществе. Помимо этого достигаются запланированные личностные результаты образования: осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, своей этнической и национальной принадлежности, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет имеет важное значение. Младший школьный возраст является периодом, когда у обучающихся с ЗПР растут возможности использования знаково-символических средств в качестве опор для запоминания, воспроизведения, организации мыслительных процессов. Основное значение имеет естественнонаучный характер предоставляемых знаний. Последнее ложится в основу для формирования научного мировоззрения. Учебный материал по большинству тем способствует коррекции существенных недостатков мыслительных операций. Он предполагает наличие обобщенных представлений о видах животных – выделение общих признаков насекомых, птиц, зверей. Активизируются также операции анализа, сравнения.

Предмет «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для улучшения учебных высказываний, преодоления речевой инактивности детей с ЗПР. Все в совокупности призвано активизировать у обучающихся познавательный интерес, побуждать их к выполнению различных заданий.

Изучение предмета «Окружающий мир» связано с программой формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, а также программой духовно-нравственного развития (воспитания) поскольку с их помощью решаются общие задачи социализации ребенка. Практическая ориентация изучаемой тематики способствует формированию сферы жизненной компетенции.

Обучение детей с ОВЗ (вариант7.1, 7.2) строится на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. То есть учебный материал учитывает особенности детей, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала.

Реализуется через следующие методы и формы:

 обучение на интересе, на успехе, на доверии;

 адаптация содержания, очищение от сложности подробностей и многообразия учебного материала;

 одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;

 использование опорных сигналов (ориентировочной основы действий);

 формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;

 взаимообучение, диалогические методики;

 комментированные упражнения;

 оптимальность темпа с позиции полного усвоения.

Рекомендации по работе с детьми с ОВЗ: 

- проведение занятий в непринужденной форме с установкой на успех каждого ученика;

- учет психофизических, личностных особенностей;

- опора на компенсаторные возможности и зону ближайшего развития;

- смена видов деятельности каждые 15-20 минут с целью предупреждения утомления и охранительного торможения;

- соблюдение принципа от простого к сложному;

- переход к следующему изучению материала только после усвоения предыдущего;

- поощрение малейших успехов детей, тактичная помощь, развитие веры в собственные силы и возможности -создать особые условия;

- изменить – усилить способы подачи учебной информации (показ на доске + карточка и др.);

- формы опроса - письменный, устные ответы, работа по индивидуальным карточкам.

Виды деятельности: 

– индивидуальная и коллективная учебная деятельность

– проектная деятельность, ориентированная на создание социально- значимого продукта

– социальная деятельность

– творческая деятельность

Планируемые результаты освоения учебного материала

Личностные результаты у обучающихся будут сформированы:

• более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка;

• представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);

• представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;

• овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;

• понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;

• познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;

• представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;

• эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;

• этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;

• способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;

• установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;

• бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.

Метапредметные результаты 

Регулятивные

Обучающийся научится:

• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

• сохранять учебную задачу урока (воспроизводить ее на определенном этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);

• выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

• планировать свое высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

• планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;

• фиксировать в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам; • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;

• соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем; •контролировать и корректировать свое поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные 

Обучающийся научится:

• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;

•находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

• использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;

• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

• анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;

• классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

• сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);

• осуществлять синтез объектов при работе со схемами –аппликациями;

• устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

• строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

• проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;

• моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).

Коммуникативные

Обучающийся научится:

• включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

• формулировать ответы на вопросы;

• слушать партнера по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чем говорит собеседник;

• договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

• высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);

• поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

• признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

• употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

• понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;

• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);

• готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;

• составлять небольшие рассказы на заданную тему.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

• находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;

• называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;

• различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;

• приводить примеры народов России;

• сравнивать город и село, городской и сельский дома;

• различать объекты природы и предметы рукотворного мира;

• оценивать отношение людей к окружающему миру;

• различать объекты и явления неживой и живой природы;

• находить связи в природе, между природой и человеком;

• проводить наблюдения и ставить опыты;

• измерять температуру воздуха, воды, тела человека;

• определять объекты природы с помощью атласа-определителя;

• сравнивать объекты природы, делить их на группы;

• ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;

• находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;

• соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;

• различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;

• прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;

• узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;

• различать виды транспорта;

• приводить примеры учреждений культуры и образования;

• определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;

• различать внешнее и внутреннее строение тела человека;

• правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;

• соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;

• различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;

• соблюдать основные правила противопожарной безопасности;

• правильно вести себя при контактах с незнакомцами;

• оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;

• приводить примеры семейных традиций;

• соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;

• различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;

• ориентироваться на местности разными способами;

• различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;

• различать водные объекты, узнавать их по описанию;

• читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;

• находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;

• различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.

В результате изучения окружающего мира второклассник научится:

 распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;

 правилам поведения в природе;

 называть свой адрес в мире и в своем населенном пункте;

 называть виды транспорта; наиболее распространенные профессии;

 распознавать и называть строение тела человека; правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;

 называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах;

 называть основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; понятия «холм», «овраг», «гора»; разнообразие водоемов; части реки; названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира.

Второклассники получат возможность научиться:

 различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных каждой группы; вести наблюдения в природе под руководством учителя; выполнять правила поведения в природе;

 различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД;

 выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;

 использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;

 определять основные стороны горизонта с помощью компаса.

Содержание учебного предмета

Где мы живем:

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета — Земля, страна — Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. Д.). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные — все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома — это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

Природа:

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце — источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя). Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны. Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.

Практические работы: 

 знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека;

 знакомство с горными породами и минералами;

 распознавание деревьев, кустарников и трав;

 знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений;

 отработка приемов ухода за комнатными растениями и животными живого уголка.

Жизнь города и села

Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. 8 Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля — составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. Д. (по усмотрению учителя). Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе). Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя). Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. Д. (по выбору учителя). Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями родного города (села).

Здоровье и безопасность 

Строение тела человека. Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя). Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. Д.). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах. Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д. Практическая работа: отработка правил перехода улицы.

Общение 

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая работа: отработка основных правил этикета.

Путешествия

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло), притоки. Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны, республики на карте. Как читать карту. Москва — столица России. Московский Кремль. Достопримечательности Крымского полуострова. Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя). 9 Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

Экскурсии: ознакомление с формами земной поверхности и водоемами родного края; наблюдение весенних изменений в природе.

Практические работы: 

 определение сторон горизонта по компасу;

 освоение основных приемов чтения карты.

Список литературы

1.Программа «Окружающий мир» А.А. Плешакова.

2.Учебник Плешаков А.А. Окружающий мир 2 класс в 2-х частях.

3.Рабочие тетради Плешаков А.А. Окружающий мир 2 класс, М.: Просвещение, 2011. 4.Методические пособия Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. Окружающий мир: поурочные разработки: 2 класс. Плешаков А.А.,

5.От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010

6.Плешаков А.А., Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. «Технологические карты» (На сайте издательства «Просвещение».)

7. Печатные пособия Плешаков А.А. Таблицы по окружающему миру. 2 класс.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру

2 класс I четверть

Дата

Тема урока

Основные виды деятельности

Коррекционно-развивающие цели

По плану

По факту

«Где мы живём?». Родная страна.

Понимание учебной задачи раздела и данного урока, стремление их выполнить. Различие государственных символов России. Анализ информации учебника. Различие национальных языков и государственного языка России. Извлечение из различных источников сведений о символах России.

Развитие внимания, монологической речи, навыков самостоятельной деятельности.

ПДД: Безопасность на улицах и дорогах. Город и село.

Сравнение и объяснение характерных особенностей городских и сельских поселений. Описание предметов на основе предложенного плана. Оценивание своих достижений.

Развитие внимания, монологической речи.

Природа и рукотворный мир.

Формирование представлений о том, что такое природа. Различие объектов природы и рукотворного мира, их классификация. Оценивание собственного отношения к окружающему миру.

Развитие связной речи, внимания.

Обобщение по разделу «Где мы живём?».

ОБЖ: Пожарная безопасность. «Природа». Неживая и живая природа.

Понимание учебной задачи раздела и данного урока, стремление их выполнить. Формирование знаний о живой и неживой природе, раскрытие связей между живой и неживой природой.

Развитие внимания, памяти, логического мышления.

Явления природы.

Знакомство с явлениями живой и неживой природы, различными видами термометров и правилами пользования ими. Формирование умения измерять и записывать температуру воздуха.

Развитие внимания, памяти, логического мышления.

ОБЖ: Правила поведения при травмировании. Что такое погода?

Формирование общего представления о погоде. Знакомство с условными метеорологическими знаками для обозначения погодных явлений, а также с народными и научными предсказаниями погоды.

Развитие наблюдательности, внимания

В гости к осени. Живая природа осенью.

Знакомство с осенними изменениями в природе. Расширение знаний о растительном и животном мире. Осознание необходимости бережного отношения к природе.

Развитие логического и вариативного мышления, наблюдательности.

ОБЖ: Правила поведения при обнаружении подозрительного предмета. Неживая природа осенью.

Формирование представлений о характерных признаках осени в неживой природе. Расширение знаний об осенних изменениях в жизни растений, насекомых и птиц. Раскрытие связей между живой и неживой природой.

Развитие логического и вариативного мышления, внимания.

Звездное небо.

Расширение представлений о звездах и созвездиях. Формирование умения наблюдать звездное небо и находить на нем изученные созвездия. Сопоставление иллюстрации учебника с описанием. Использование дополнительных источников информации.

Развитие слухового восприятия, внимания.

ПДД: Безопасность на каждый день. Заглянем в кладовые земли.

Знакомство с горными породами и минералами. Формирование умения различать составные части гранита. Осознание значимости горных пород и минералов в жизни человека.

Развитие внимания, монологической речи.

Про воздух…

Знакомство с одним из главных богатств природы – воздухом. Показ значения воздуха для растений, животных и человека. Формирование бережного отношения к природе.

Развитие связной речи, внимания.

ОБЖ: Правила безопасности при обращении с животными. … И про воду.

Знакомство с одним из главных богатств природы – водой. Показ значения воды для растений, животных и человека. Формирование бережного отношения к природе.

Развитие слухового восприятия, внимания.

Какие бывают растения?

Формирование представлений о многообразии растений. Умение группировать их (деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения). Знакомство с некоторыми конкретными представителями каждой группы, встречающимися в родном крае. Умение распознавать их.

Развитие связной речи, наблюдательности, внимания.

ОБЖ: Правила поведения у водоемов осенью. Какие бывают животные?

Обобщение знаний о животных. Формирование умения разделять животных на группы (птицы, рыбы, звери, насекомые). Показ зависимости строения животных от их образа жизни.

Развитие связной речи, наблюдательности, логического мышления.

Невидимые нити.

Систематизация и расширение представления об экологических связях между живой и неживой природой, внутри живой природы, между природой и человеком.

Развитие связной речи, внимания, логического мышления.

ПДД: Безопасность во время каникул. Дикорастущие и культурные растения.

Формирование понятия «дикорастущие растения», «культурные растения». Знакомство с разнообразием культурных растений. Раскрытие их значения для человека.

Развитие слухового восприятия, внимания, логического мышления.

ОБЖ: Правила поведения на каникулах. Дикие и домашние животные.

Формирование представлений о диких и домашних животных, их сходстве и различие. Знакомство с разнообразием домашних животных, их значение для человека.

Развитие памяти, внимания, логического мышления.

II четверть

Дата

Тема урока

Основные виды деятельности

Коррекционно-развивающие цели

По плану

По факту

Комнатные растения.

Знакомство с комнатными растениями. Показ их роли в жизни человека. Формирование умения правильно ухаживать за комнатными растениями.

Развитие связной речи, памяти, внимания, логического мышления.

Животные живого уголка.

Рассказ о животных живого уголка. Освоение приемов содержания животных живого уголка. Умение определять предметы ухода за животными в зависимости от их назначения. Определение животных живого уголка с помощью атласа-определителя и учебника.

Развитие логического и вариативного мышления, наблюдательности.

ОБЖ: Если пожар у соседей. Про кошек и собак.

Определение пород кошек и собак, используя иллюстрации учебника. Обсуждение роли кошек и собак в хозяйстве человека. Объяснение необходимости ответственного отношения к домашнему питомцу.

Развитие внимания, монологической речи.

Красная книга.

Выявление причин исчезновения изучаемых растений и животных. Обсуждение мер по их охране. Чтение текста учебника и использование полученной информации для подготовки собственного рассказа о Красной книге.

Развитие слухового восприятия, внимания.

ОБЖ: Правила поведения у водоемов. Будь природе другом.

По схемам анализ факторов, угрожающих живой природе. Знакомство с Правилами друзей природы и экологическими знаками. Предложение аналогичных правил, рисование условных знаков.

Развитие связной речи, наблюдательности, внимания.

ОБЖ: Режим дня. Проверим себя по разделу «Природа».

Выполнение тестовых заданий. Оценивание правильности (неправильности) предложенных ответов. Оценивание бережного или потребительского отношения к природе.

Развитие связной речи, внимания, логического мышления.

Что такое экономика?

Знакомство с отраслями экономики. Анализ взаимосвязи отраслей экономики при производстве определенных продуктов. Определение по фотографии денег разных стран.

Развитие логического и вариативного мышления, внимания.

ПДД: Светофор и его сигналы. Из чего что сделано.

Классификация предметов по характеру материала. Прослеживание производственных цепочек, моделирование их. Приведение примеров использования природных материалов для производства изделий.

Развитие слухового восприятия, внимания.

Как построить дом.

Рассказ о строительстве городского и сельского домов. Сравнение технологии возведения городского дома и одноэтажного сельского. Узнавание строительных машин и строительного материала, объяснение их значений.

Развитие внимания, монологической речи.

ОБЖ: Пожары в природе и городе. Какой бывает транспорт?

Классификация средств транспорта. Узнавание по фотографии транспорта служб экстренного вызова. Запоминание номеров телефонов экстренного вызова. Составление общего плана рассказа об истории различных видов транспорта.

Развитие связной речи, внимания.

Культура и образование.

Развитие умения различать учреждения культуры и образования, узнавание их по фотографиям. Приведение примеров учреждений культуры и образования в своем регионе. Обсуждение роли учреждений культуры и образования в нашей жизни.

Развитие внимания, монологической речи.

ПДД: Пешеходы. Все профессии важны.

Определение названий профессий по характеру деятельности. Обсуждение роли людей различных профессий в нашей жизни. Рассказ о профессиях своих родителей и старших членов семьи. Установление взаимосвязи труда людей разных профессий.

Развитие связной речи, внимания.

ОБЖ: Правила поведения во время каникул. Проверим себя по разделу «Экономика».

Выполнение тестовых заданий. Оценивание правильности (неправильности) предложенных ответов. Формирование адекватной самооценки в соответствии с набранными баллами.

Развитие связной речи, наблюдательности, внимания.

В гости к зиме.

Наблюдение за зимними погодными явлениями. Обсуждение зимних явлений в неживой природе. Определение деревьев по их силуэтам. Распознавание осыпавшихся на снег плодов и семян растений и следов животных. Наблюдение за поведением зимующих птиц.

Развитие связной речи, внимания.

III четверть

Дата

Тема урока

Основные виды деятельности

Коррекционно-развивающие цели

По плану

По факту

Строение тела человека.

Усвоение, какие части тела человека относятся к внешнему строению, а какие – к внутреннему; формирование умения определять на своём теле места расположения внутренних органов. Осуществление поиска необходимой информации с использованием учебной литературы; построение модели внутреннего строения тела.    

Развитие внимания, монологической речи, навыков самостоятельной деятельности.

ПДД: Пешеходы. Переход перекрестка. Если хочешь быть здоров.

Усвоение, какие правила нужно соблюдать, чтобы сохранить здоровье; формирование умения правильно строить свой режим дня, правильно чистить зубы. Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни

Развитие внимания, монологической речи.

Берегись автомобиля!

Закрепление и расширение знаний о безопасном поведении на улицах и дорогах, отработка соответствующих практических умений. Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровьесберегающий образ жизни.

Развитие связной речи, внимания.

ОБЖ: Средства тушения пожара. Школа пешехода.

Закрепление и расширение знаний о безопасном поведении на улицах и дорогах, отработка соответствующих практических умений. Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровьесберегающий образ жизни. Устойчивое следование в поведении социальным нормам.

Развитие внимания, памяти, логического мышления.

Домашние опасности.

Усвоение правил безопасного поведения в домашних условиях, формирование умения предвидеть опасную ситуацию и не допускать её. Использование знаково - символических средств, создание схем. Построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.                                        

Развитие внимания, памяти, логического мышления.

ОБЖ: Чрезвычайные ситуации в природе: холод, жара. Пожар.

Усвоение основных правил противопожарной безопасности, формирование умения вызывать пожарных по телефону. Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровьесберегающий образ жизни.

Развитие наблюдательности, внимания

На воде и в лесу.

Усвоение основных правил безопасного поведения при купании в природных водоёмах и в  бассейне ; формирование умения приводить примеры ядовитых ягод и грибов. Знакомство с ядовитыми насекомыми и правилами безопасного поведения с ними.

Развитие логического и вариативного мышления, наблюдательности.

ОБЖ: Зачем нам нужна кожа. Опасные незнакомцы.

Формирование умения правильному поведению при контактах с незнакомцами, анализ конкретных ситуации на улице и дома.

Развитие логического и вариативного мышления, внимания.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность».

Формирование умения отмечать ответы на тесты, сверять их с ответами в учебнике, оценивать результаты, подсчитывая количество правильных ответов. Формирование адекватной оценки своих достижений.

Развитие слухового восприятия, внимания.

ПДД: Действия при авариях. Наша дружная семья.

Запоминание, что семья – это близкие родственники, живущие вместе, усвоение, что такое культура общения в семье. Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. Доброжелательность и эмоционально – нравственная отзывчивость.

Развитие внимания, монологической речи.

Проект «Родословная».

Формирование умения называть родственников по именам, составлять генеалогическое дерево. Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам.

Развитие связной речи, внимания.

ОБЖ: Как защититься от дыма? В школе.

Формирование умения рассказывать о своей школе, о жизни класса, усвоение, что такое культура общения в школе. Нравственно-этическая ориентация: навыки сотрудничества, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

Развитие слухового восприятия, внимания.

Правила вежливости.

Усвоение, что культура поведения – это «вежливые слова» и «вежливые поступки», формирование умения пользоваться правилами вежливости при общении с детьми и взрослыми.

Развитие связной речи, наблюдательности, внимания.

ОБЖ: Опасные насекомые и животные. Ты и твои друзья.

Формирование умения принимать гостей и правильно вести себя в гостях, знакомство с пословицами о дружбе. Доброжелательность и эмоционально – нравственная отзывчивость; умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

Развитие связной речи, наблюдательности, логического мышления.

Мы – зрители и пассажиры.

Усвоение правил поведения в общественных местах. Обсуждение и передача информации устным путём, формулировать правила поведения « от противного», моделировать ситуации общения; делать выводы.

Развитие связной речи, внимания, логического мышления.

ПДД: Автомобили. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение».

Формирование умения отмечать ответы на тесты, сверять их с ответами в учебнике, оценивать результаты, подсчитывая количество правильных ответов. Формирование адекватной оценки своих достижений. Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровьесберегающий образ жизни.

Развитие слухового восприятия, внимания, логического мышления.

Посмотри вокруг.

Усвоение, что такое горизонт, линия горизонта, формирование умения называть и обозначать на схеме основные стороны горизонта Осуществление и    поиск необходимой информации с использованием иллюстраций учебника;

Формулирование понятий «горизонт», различие сторон горизонта, обозначение их на схеме, сопоставление фотографий.

Развитие памяти, внимания, логического мышления.

ОБЖ: Личная гигиена тела. Ориентирование на местности.

Усвоение, что такое горизонт, линия горизонта, формирование умения называть и обозначать на схеме основные стороны горизонта. Выделение и формулирование учебной цели,  поиск необходимой информации с использованием иллюстраций учебника

Развитие связной речи, памяти, внимания, логического мышления.

Ориентирование на местности.

Формирование умения ориентироваться на местности с помощью компаса и других способов. Формулирование проблемы, определение способов решения проблемы. Поиск информации практическим путём.

Развитие связной речи, внимания, логического мышления.

        

IV четверть

Дата

Тема урока

Основные виды деятельности

Коррекционно-развивающие цели

По плану

По факту

ПДД: Осторожно! Городской транспорт. Формы земной поверхности.

Формирование умения различать формы земной поверхности, называть их. Усвоение, что холм состоит из вершины, склона и подножия (подошвы) Формирование чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой.

Развитие слухового восприятия, внимания, логического мышления.

Водные богатства.

Формирование умения приводить примеры естественных и искусственных водоёмов; называть и показывать на схеме части реки. Развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с природой.

Развитие связной речи, внимания.  

ОБЖ: Изучение плана эвакуации из здания. В гости к весне. (Экскурсия).

Формирование умения по своим наблюдениям приводить примеры весенних явлений в природе, узнавать изученные природные объекты, обосновывать изменения в природном окружении.

Развитие слухового восприятия, внимания.

В гости к весне.

Формирование умения приводить примеры весенних явлений в неживой и живой природе и связей между этими явлениями. Развитие экологической культуры: ценностное отношение к природе, следование нормам природоохранного поведения.

Развитие связной речи, наблюдательности, внимания.

ОБЖ: Ядовитые грибы и ягоды. Россия на карте.

Усвоение, что такое карта. Чтение условных знаков; показ на карте России и некоторые географические объекты. Поиск и выделение необходимой информации из настенной карты, применение правил и использование инструкций, использование знаково-символических средств, применение информации.

Развитие связной речи, внимания, логического мышления.

Учимся читать карту.

Проект «Города России».

Сбор информации разного вида, оформление её, выполнение презентации. Развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину и её историю.

Развитие внимания, памяти, логического мышления.

ОБЖ: Болезни грязных рук. Путешествие по Москве.

Формирование умения узнавать герб Москвы, приводить примеры достопримечательностей столицы, узнавать их по изображению. Классификация и фиксация информации.

Развитие наблюдательности, внимания

Московский Кремль.

Формирование умения приводить примеры достопримечательностей Кремля и Красной площади, узнавать их по изображению. Поиск и выделение необходимой информации из рисунков и текста,  строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Развитие логического и вариативного мышления, наблюдательности.

ПДД: Безопасные места для детей. Город на Неве.

Формирование умения приводить примеры достопримечательностей

Санкт- Петербурга, узнавать их по изображению. Составление плана и построение по нему сообщения.

Развитие связной речи, внимания.  

Путешествие по планете.

Нахождение на карте и показ материков и океанов. Поиск и выделение необходимой информации из настенной карты, применение правил и использование инструкций; применение полученной  информации для речевого сообщения

Развитие слухового восприятия, внимания.

ОБЖ: Причины возгорания и меры их предупреждения. Путешествие по материкам.

Нахождение и показ на карте материков и соотнесение с ними  информации учебника. Составление плана и построение по нему сообщения. Предложение вопросов по содержанию.

Развитие слухового восприятия, внимания.

Путешествие по материкам.

Развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур. Поиск и выделение необходимой информации из рисунков и текста,  строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Развитие внимания, монологической речи.

ОБЖ: Оказание первой помощи при солнечном ударе. Страны мира.

Формирование умения находить  и показывать на карте крупнейшие страны и соотносить с ними  информацию учебника. Поиск и выделение необходимой информации из рисунков и текста, построение рассуждений  в форме связи простых суждений об объекте.

Развитие связной речи, наблюдательности, внимания.

ПДД: Чем опасен транспорт. Проект «Страны мира».

Формирование умения собирать информацию разного вида, оформлять её, делать презентацию. Развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину и её историю.

Развитие связной речи, внимания, логического мышления.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия».

Формирование умения отмечать ответы на тесты, сверять их с ответами в учебнике, оценивать результаты, подсчитывая количество правильных ответов. Формирование адекватной оценки своих достижений.

Развитие слухового восприятия, внимания.

ОБЖ: Правила поведения во время каникул. Впереди лето.

Формирование умения приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе; рассказывать о красоте природы.

Развитие связной речи, наблюдательности, внимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...

Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного...

Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс

Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...

«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс

Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...