Рабочая программа "Окружающий мир" 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Приозерская начальная школа-детский сад,
реализующая адаптированные образовательные программы»
Рассмотрена на заседании МО начальных классов Протокол № | Утверждена распоряжение № |
Адаптированная рабочая программа
по предмету Окружающий мир
(указать предмет, курс, модуль)
Ступень обучения (класс) начальное общее, 1 - 4 класс,
2 класс
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов 68 ч
Уровень базовый (вариант 7.1, 7.2)
(базовый, профильный)
Учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Петрова Анна Николаевна
г. Приозерск
2019
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для учащегося 2 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающегося по программе с задержкой психического развития (ЗПР) (вариант 7.1, 7.2) составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, на основе:
- «Примерной программы по окружающему миру» (М.: «Просвещение», 2010), на основе авторской программы «Окружающий мир» А. Плешакова .,
- в соответствии с адаптированной основной образовательной программой начального общего образования обучающихся с ЗПР» МОУ «Приозерская начальная школа-детский сад, реализующая адаптированные образовательные программы»
- учебным планом МОУ «Приозерская начальная школа-детский сад, реализующая адаптированные образовательные программы».
Для работы по программе используется учебно-методический комплект «Школа России».
Рабочая программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю. Срок реализации программы 1 год.
Адаптированная программа обучающихся с ОВЗ предполагает, что обучающийся с задержкой психического развития (ЗПР) получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы). Определение варианта адаптированной программы обучающегося с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссией (ТПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом ИПР в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Целью данного курса является
- Воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
- Развитие базовых способностей обучающихся на основе системно- деятельностного подхода в образовании.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
-сформировать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, еѐ современной жизни;
-сформировать начальные знания о предметах и явлениях окружающего мира, заложить основы экологической грамотности, создать условия для усвоения элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
-способствовать усвоению простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде;
-развивать умение устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета
Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира. Этот предмет, как никакой другой, способствует формированию картины природного и социального мира.
Обучающиеся с ЗПР не умеют: вести отдельные наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира, не могут вспомнить и словесно обозначить даже то, что они многократно видели; задавать вопросы и рассказывать о своих наблюдениях; целенаправленно сравнивать предметы, объекты, явления; выделять существенные и не существенные признаки в различных объектах и явлениях окружающей действительности.
Практическая направленность этого учебного предмета может способствовать повышению сниженной познавательной активности обучающихся с ЗПР, пробуждению интереса к природному и социальному окружению. Через предметное содержание у детей формируется элементарная система знаний о природе о природе и обществе. Помимо этого достигаются запланированные личностные результаты образования: осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, своей этнической и национальной принадлежности, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет имеет важное значение. Младший школьный возраст является периодом, когда у обучающихся с ЗПР растут возможности использования знаково-символических средств в качестве опор для запоминания, воспроизведения, организации мыслительных процессов. Основное значение имеет естественнонаучный характер предоставляемых знаний. Последнее ложится в основу для формирования научного мировоззрения. Учебный материал по большинству тем способствует коррекции существенных недостатков мыслительных операций. Он предполагает наличие обобщенных представлений о видах животных – выделение общих признаков насекомых, птиц, зверей. Активизируются также операции анализа, сравнения.
Предмет «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для улучшения учебных высказываний, преодоления речевой инактивности детей с ЗПР. Все в совокупности призвано активизировать у обучающихся познавательный интерес, побуждать их к выполнению различных заданий.
Изучение предмета «Окружающий мир» связано с программой формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, а также программой духовно-нравственного развития (воспитания) поскольку с их помощью решаются общие задачи социализации ребенка. Практическая ориентация изучаемой тематики способствует формированию сферы жизненной компетенции.
Обучение детей с ОВЗ (вариант7.1, 7.2) строится на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. То есть учебный материал учитывает особенности детей, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала.
Реализуется через следующие методы и формы:
− обучение на интересе, на успехе, на доверии;
− адаптация содержания, очищение от сложности подробностей и многообразия учебного материала;
− одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
− использование опорных сигналов (ориентировочной основы действий);
− формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;
− взаимообучение, диалогические методики;
− комментированные упражнения;
− оптимальность темпа с позиции полного усвоения.
Рекомендации по работе с детьми с ОВЗ:
- проведение занятий в непринужденной форме с установкой на успех каждого ученика;
- учет психофизических, личностных особенностей;
- опора на компенсаторные возможности и зону ближайшего развития;
- смена видов деятельности каждые 15-20 минут с целью предупреждения утомления и охранительного торможения;
- соблюдение принципа от простого к сложному;
- переход к следующему изучению материала только после усвоения предыдущего;
- поощрение малейших успехов детей, тактичная помощь, развитие веры в собственные силы и возможности -создать особые условия;
- изменить – усилить способы подачи учебной информации (показ на доске + карточка и др.);
- формы опроса - письменный, устные ответы, работа по индивидуальным карточкам.
Виды деятельности:
– индивидуальная и коллективная учебная деятельность
– проектная деятельность, ориентированная на создание социально- значимого продукта
– социальная деятельность
– творческая деятельность
Планируемые результаты освоения учебного материала
Личностные результаты у обучающихся будут сформированы:
• более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка;
• представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
• представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
• овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
• понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
• познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
• представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;
• эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
• этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
• способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;
• установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
• бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
• сохранять учебную задачу урока (воспроизводить ее на определенном этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
• выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
• планировать свое высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
• планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
• фиксировать в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам; • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
• соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем; •контролировать и корректировать свое поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:
• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
•находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
• использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
• анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
• классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
• сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
• осуществлять синтез объектов при работе со схемами –аппликациями;
• устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
• строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
• проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
• моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
• включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
• формулировать ответы на вопросы;
• слушать партнера по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чем говорит собеседник;
• договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
• высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
• поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
• признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
• употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
• понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);
• готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
• составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
• находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
• называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
• различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
• приводить примеры народов России;
• сравнивать город и село, городской и сельский дома;
• различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
• оценивать отношение людей к окружающему миру;
• различать объекты и явления неживой и живой природы;
• находить связи в природе, между природой и человеком;
• проводить наблюдения и ставить опыты;
• измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
• определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
• сравнивать объекты природы, делить их на группы;
• ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
• находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
• соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
• различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
• прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
• узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
• различать виды транспорта;
• приводить примеры учреждений культуры и образования;
• определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
• различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
• правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
• соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
• различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
• соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
• правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
• оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
• приводить примеры семейных традиций;
• соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
• различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
• ориентироваться на местности разными способами;
• различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
• различать водные объекты, узнавать их по описанию;
• читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
• находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
• различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
В результате изучения окружающего мира второклассник научится:
∙ распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
∙ правилам поведения в природе;
∙ называть свой адрес в мире и в своем населенном пункте;
∙ называть виды транспорта; наиболее распространенные профессии;
∙ распознавать и называть строение тела человека; правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
∙ называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах;
∙ называть основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; понятия «холм», «овраг», «гора»; разнообразие водоемов; части реки; названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира.
Второклассники получат возможность научиться:
∙ различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных каждой группы; вести наблюдения в природе под руководством учителя; выполнять правила поведения в природе;
∙ различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД;
∙ выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
∙ использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
∙ определять основные стороны горизонта с помощью компаса.
Содержание учебного предмета
Где мы живем:
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета — Земля, страна — Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. Д.). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные — все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома — это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа:
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце — источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя). Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны. Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.
Практические работы:
∙ знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека;
∙ знакомство с горными породами и минералами;
∙ распознавание деревьев, кустарников и трав;
∙ знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений;
∙ отработка приемов ухода за комнатными растениями и животными живого уголка.
Жизнь города и села
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. 8 Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля — составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. Д. (по усмотрению учителя). Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе). Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя). Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. Д. (по выбору учителя). Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями родного города (села).
Здоровье и безопасность
Строение тела человека. Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя). Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. Д.). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах. Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д. Практическая работа: отработка правил перехода улицы.
Общение
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: отработка основных правил этикета.
Путешествия
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло), притоки. Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны, республики на карте. Как читать карту. Москва — столица России. Московский Кремль. Достопримечательности Крымского полуострова. Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя). 9 Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: ознакомление с формами земной поверхности и водоемами родного края; наблюдение весенних изменений в природе.
Практические работы:
∙ определение сторон горизонта по компасу;
∙ освоение основных приемов чтения карты.
Список литературы
1.Программа «Окружающий мир» А.А. Плешакова.
2.Учебник Плешаков А.А. Окружающий мир 2 класс в 2-х частях.
3.Рабочие тетради Плешаков А.А. Окружающий мир 2 класс, М.: Просвещение, 2011. 4.Методические пособия Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. Окружающий мир: поурочные разработки: 2 класс. Плешаков А.А.,
5.От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010
6.Плешаков А.А., Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. «Технологические карты» (На сайте издательства «Просвещение».)
7. Печатные пособия Плешаков А.А. Таблицы по окружающему миру. 2 класс.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру
2 класс I четверть
Дата | Тема урока | Основные виды деятельности | Коррекционно-развивающие цели | |
По плану | По факту | |||
«Где мы живём?». Родная страна. | Понимание учебной задачи раздела и данного урока, стремление их выполнить. Различие государственных символов России. Анализ информации учебника. Различие национальных языков и государственного языка России. Извлечение из различных источников сведений о символах России. | Развитие внимания, монологической речи, навыков самостоятельной деятельности. | ||
ПДД: Безопасность на улицах и дорогах. Город и село. | Сравнение и объяснение характерных особенностей городских и сельских поселений. Описание предметов на основе предложенного плана. Оценивание своих достижений. | Развитие внимания, монологической речи. | ||
Природа и рукотворный мир. | Формирование представлений о том, что такое природа. Различие объектов природы и рукотворного мира, их классификация. Оценивание собственного отношения к окружающему миру. | Развитие связной речи, внимания. | ||
Обобщение по разделу «Где мы живём?». | ||||
ОБЖ: Пожарная безопасность. «Природа». Неживая и живая природа. | Понимание учебной задачи раздела и данного урока, стремление их выполнить. Формирование знаний о живой и неживой природе, раскрытие связей между живой и неживой природой. | Развитие внимания, памяти, логического мышления. | ||
Явления природы. | Знакомство с явлениями живой и неживой природы, различными видами термометров и правилами пользования ими. Формирование умения измерять и записывать температуру воздуха. | Развитие внимания, памяти, логического мышления. | ||
ОБЖ: Правила поведения при травмировании. Что такое погода? | Формирование общего представления о погоде. Знакомство с условными метеорологическими знаками для обозначения погодных явлений, а также с народными и научными предсказаниями погоды. | Развитие наблюдательности, внимания | ||
В гости к осени. Живая природа осенью. | Знакомство с осенними изменениями в природе. Расширение знаний о растительном и животном мире. Осознание необходимости бережного отношения к природе. | Развитие логического и вариативного мышления, наблюдательности. | ||
ОБЖ: Правила поведения при обнаружении подозрительного предмета. Неживая природа осенью. | Формирование представлений о характерных признаках осени в неживой природе. Расширение знаний об осенних изменениях в жизни растений, насекомых и птиц. Раскрытие связей между живой и неживой природой. | Развитие логического и вариативного мышления, внимания. | ||
Звездное небо. | Расширение представлений о звездах и созвездиях. Формирование умения наблюдать звездное небо и находить на нем изученные созвездия. Сопоставление иллюстрации учебника с описанием. Использование дополнительных источников информации. | Развитие слухового восприятия, внимания. | ||
ПДД: Безопасность на каждый день. Заглянем в кладовые земли. | Знакомство с горными породами и минералами. Формирование умения различать составные части гранита. Осознание значимости горных пород и минералов в жизни человека. | Развитие внимания, монологической речи. | ||
Про воздух… | Знакомство с одним из главных богатств природы – воздухом. Показ значения воздуха для растений, животных и человека. Формирование бережного отношения к природе. | Развитие связной речи, внимания. | ||
ОБЖ: Правила безопасности при обращении с животными. … И про воду. | Знакомство с одним из главных богатств природы – водой. Показ значения воды для растений, животных и человека. Формирование бережного отношения к природе. | Развитие слухового восприятия, внимания. | ||
Какие бывают растения? | Формирование представлений о многообразии растений. Умение группировать их (деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения). Знакомство с некоторыми конкретными представителями каждой группы, встречающимися в родном крае. Умение распознавать их. | Развитие связной речи, наблюдательности, внимания. | ||
ОБЖ: Правила поведения у водоемов осенью. Какие бывают животные? | Обобщение знаний о животных. Формирование умения разделять животных на группы (птицы, рыбы, звери, насекомые). Показ зависимости строения животных от их образа жизни. | Развитие связной речи, наблюдательности, логического мышления. | ||
Невидимые нити. | Систематизация и расширение представления об экологических связях между живой и неживой природой, внутри живой природы, между природой и человеком. | Развитие связной речи, внимания, логического мышления. | ||
ПДД: Безопасность во время каникул. Дикорастущие и культурные растения. | Формирование понятия «дикорастущие растения», «культурные растения». Знакомство с разнообразием культурных растений. Раскрытие их значения для человека. | Развитие слухового восприятия, внимания, логического мышления. | ||
ОБЖ: Правила поведения на каникулах. Дикие и домашние животные. | Формирование представлений о диких и домашних животных, их сходстве и различие. Знакомство с разнообразием домашних животных, их значение для человека. | Развитие памяти, внимания, логического мышления. |
II четверть
Дата | Тема урока | Основные виды деятельности | Коррекционно-развивающие цели | |
По плану | По факту | |||
Комнатные растения. | Знакомство с комнатными растениями. Показ их роли в жизни человека. Формирование умения правильно ухаживать за комнатными растениями. | Развитие связной речи, памяти, внимания, логического мышления. | ||
Животные живого уголка. | Рассказ о животных живого уголка. Освоение приемов содержания животных живого уголка. Умение определять предметы ухода за животными в зависимости от их назначения. Определение животных живого уголка с помощью атласа-определителя и учебника. | Развитие логического и вариативного мышления, наблюдательности. | ||
ОБЖ: Если пожар у соседей. Про кошек и собак. | Определение пород кошек и собак, используя иллюстрации учебника. Обсуждение роли кошек и собак в хозяйстве человека. Объяснение необходимости ответственного отношения к домашнему питомцу. | Развитие внимания, монологической речи. | ||
Красная книга. | Выявление причин исчезновения изучаемых растений и животных. Обсуждение мер по их охране. Чтение текста учебника и использование полученной информации для подготовки собственного рассказа о Красной книге. | Развитие слухового восприятия, внимания. | ||
ОБЖ: Правила поведения у водоемов. Будь природе другом. | По схемам анализ факторов, угрожающих живой природе. Знакомство с Правилами друзей природы и экологическими знаками. Предложение аналогичных правил, рисование условных знаков. | Развитие связной речи, наблюдательности, внимания. | ||
ОБЖ: Режим дня. Проверим себя по разделу «Природа». | Выполнение тестовых заданий. Оценивание правильности (неправильности) предложенных ответов. Оценивание бережного или потребительского отношения к природе. | Развитие связной речи, внимания, логического мышления. | ||
Что такое экономика? | Знакомство с отраслями экономики. Анализ взаимосвязи отраслей экономики при производстве определенных продуктов. Определение по фотографии денег разных стран. | Развитие логического и вариативного мышления, внимания. | ||
ПДД: Светофор и его сигналы. Из чего что сделано. | Классификация предметов по характеру материала. Прослеживание производственных цепочек, моделирование их. Приведение примеров использования природных материалов для производства изделий. | Развитие слухового восприятия, внимания. | ||
Как построить дом. | Рассказ о строительстве городского и сельского домов. Сравнение технологии возведения городского дома и одноэтажного сельского. Узнавание строительных машин и строительного материала, объяснение их значений. | Развитие внимания, монологической речи. | ||
ОБЖ: Пожары в природе и городе. Какой бывает транспорт? | Классификация средств транспорта. Узнавание по фотографии транспорта служб экстренного вызова. Запоминание номеров телефонов экстренного вызова. Составление общего плана рассказа об истории различных видов транспорта. | Развитие связной речи, внимания. | ||
Культура и образование. | Развитие умения различать учреждения культуры и образования, узнавание их по фотографиям. Приведение примеров учреждений культуры и образования в своем регионе. Обсуждение роли учреждений культуры и образования в нашей жизни. | Развитие внимания, монологической речи. | ||
ПДД: Пешеходы. Все профессии важны. | Определение названий профессий по характеру деятельности. Обсуждение роли людей различных профессий в нашей жизни. Рассказ о профессиях своих родителей и старших членов семьи. Установление взаимосвязи труда людей разных профессий. | Развитие связной речи, внимания. | ||
ОБЖ: Правила поведения во время каникул. Проверим себя по разделу «Экономика». | Выполнение тестовых заданий. Оценивание правильности (неправильности) предложенных ответов. Формирование адекватной самооценки в соответствии с набранными баллами. | Развитие связной речи, наблюдательности, внимания. | ||
В гости к зиме. | Наблюдение за зимними погодными явлениями. Обсуждение зимних явлений в неживой природе. Определение деревьев по их силуэтам. Распознавание осыпавшихся на снег плодов и семян растений и следов животных. Наблюдение за поведением зимующих птиц. | Развитие связной речи, внимания. |
III четверть
Дата | Тема урока | Основные виды деятельности | Коррекционно-развивающие цели | |
По плану | По факту | |||
Строение тела человека. | Усвоение, какие части тела человека относятся к внешнему строению, а какие – к внутреннему; формирование умения определять на своём теле места расположения внутренних органов. Осуществление поиска необходимой информации с использованием учебной литературы; построение модели внутреннего строения тела. | Развитие внимания, монологической речи, навыков самостоятельной деятельности. | ||
ПДД: Пешеходы. Переход перекрестка. Если хочешь быть здоров. | Усвоение, какие правила нужно соблюдать, чтобы сохранить здоровье; формирование умения правильно строить свой режим дня, правильно чистить зубы. Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни | Развитие внимания, монологической речи. | ||
Берегись автомобиля! | Закрепление и расширение знаний о безопасном поведении на улицах и дорогах, отработка соответствующих практических умений. Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровьесберегающий образ жизни. | Развитие связной речи, внимания. | ||
ОБЖ: Средства тушения пожара. Школа пешехода. | Закрепление и расширение знаний о безопасном поведении на улицах и дорогах, отработка соответствующих практических умений. Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровьесберегающий образ жизни. Устойчивое следование в поведении социальным нормам. | Развитие внимания, памяти, логического мышления. | ||
Домашние опасности. | Усвоение правил безопасного поведения в домашних условиях, формирование умения предвидеть опасную ситуацию и не допускать её. Использование знаково - символических средств, создание схем. Построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | Развитие внимания, памяти, логического мышления. | ||
ОБЖ: Чрезвычайные ситуации в природе: холод, жара. Пожар. | Усвоение основных правил противопожарной безопасности, формирование умения вызывать пожарных по телефону. Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровьесберегающий образ жизни. | Развитие наблюдательности, внимания | ||
На воде и в лесу. | Усвоение основных правил безопасного поведения при купании в природных водоёмах и в бассейне ; формирование умения приводить примеры ядовитых ягод и грибов. Знакомство с ядовитыми насекомыми и правилами безопасного поведения с ними. | Развитие логического и вариативного мышления, наблюдательности. | ||
ОБЖ: Зачем нам нужна кожа. Опасные незнакомцы. | Формирование умения правильному поведению при контактах с незнакомцами, анализ конкретных ситуации на улице и дома. | Развитие логического и вариативного мышления, внимания. | ||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». | Формирование умения отмечать ответы на тесты, сверять их с ответами в учебнике, оценивать результаты, подсчитывая количество правильных ответов. Формирование адекватной оценки своих достижений. | Развитие слухового восприятия, внимания. | ||
ПДД: Действия при авариях. Наша дружная семья. | Запоминание, что семья – это близкие родственники, живущие вместе, усвоение, что такое культура общения в семье. Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. Доброжелательность и эмоционально – нравственная отзывчивость. | Развитие внимания, монологической речи. | ||
Проект «Родословная». | Формирование умения называть родственников по именам, составлять генеалогическое дерево. Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам. | Развитие связной речи, внимания. | ||
ОБЖ: Как защититься от дыма? В школе. | Формирование умения рассказывать о своей школе, о жизни класса, усвоение, что такое культура общения в школе. Нравственно-этическая ориентация: навыки сотрудничества, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. | Развитие слухового восприятия, внимания. | ||
Правила вежливости. | Усвоение, что культура поведения – это «вежливые слова» и «вежливые поступки», формирование умения пользоваться правилами вежливости при общении с детьми и взрослыми. | Развитие связной речи, наблюдательности, внимания. | ||
ОБЖ: Опасные насекомые и животные. Ты и твои друзья. | Формирование умения принимать гостей и правильно вести себя в гостях, знакомство с пословицами о дружбе. Доброжелательность и эмоционально – нравственная отзывчивость; умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. | Развитие связной речи, наблюдательности, логического мышления. | ||
Мы – зрители и пассажиры. | Усвоение правил поведения в общественных местах. Обсуждение и передача информации устным путём, формулировать правила поведения « от противного», моделировать ситуации общения; делать выводы. | Развитие связной речи, внимания, логического мышления. | ||
ПДД: Автомобили. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». | Формирование умения отмечать ответы на тесты, сверять их с ответами в учебнике, оценивать результаты, подсчитывая количество правильных ответов. Формирование адекватной оценки своих достижений. Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровьесберегающий образ жизни. | Развитие слухового восприятия, внимания, логического мышления. | ||
Посмотри вокруг. | Усвоение, что такое горизонт, линия горизонта, формирование умения называть и обозначать на схеме основные стороны горизонта Осуществление и поиск необходимой информации с использованием иллюстраций учебника; Формулирование понятий «горизонт», различие сторон горизонта, обозначение их на схеме, сопоставление фотографий. | Развитие памяти, внимания, логического мышления. | ||
ОБЖ: Личная гигиена тела. Ориентирование на местности. | Усвоение, что такое горизонт, линия горизонта, формирование умения называть и обозначать на схеме основные стороны горизонта. Выделение и формулирование учебной цели, поиск необходимой информации с использованием иллюстраций учебника | Развитие связной речи, памяти, внимания, логического мышления. | ||
Ориентирование на местности. | Формирование умения ориентироваться на местности с помощью компаса и других способов. Формулирование проблемы, определение способов решения проблемы. Поиск информации практическим путём. | Развитие связной речи, внимания, логического мышления. |
IV четверть
Дата | Тема урока | Основные виды деятельности | Коррекционно-развивающие цели | |
По плану | По факту | |||
ПДД: Осторожно! Городской транспорт. Формы земной поверхности. | Формирование умения различать формы земной поверхности, называть их. Усвоение, что холм состоит из вершины, склона и подножия (подошвы) Формирование чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой. | Развитие слухового восприятия, внимания, логического мышления. | ||
Водные богатства. | Формирование умения приводить примеры естественных и искусственных водоёмов; называть и показывать на схеме части реки. Развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с природой. | Развитие связной речи, внимания. | ||
ОБЖ: Изучение плана эвакуации из здания. В гости к весне. (Экскурсия). | Формирование умения по своим наблюдениям приводить примеры весенних явлений в природе, узнавать изученные природные объекты, обосновывать изменения в природном окружении. | Развитие слухового восприятия, внимания. | ||
В гости к весне. | Формирование умения приводить примеры весенних явлений в неживой и живой природе и связей между этими явлениями. Развитие экологической культуры: ценностное отношение к природе, следование нормам природоохранного поведения. | Развитие связной речи, наблюдательности, внимания. | ||
ОБЖ: Ядовитые грибы и ягоды. Россия на карте. | Усвоение, что такое карта. Чтение условных знаков; показ на карте России и некоторые географические объекты. Поиск и выделение необходимой информации из настенной карты, применение правил и использование инструкций, использование знаково-символических средств, применение информации. | Развитие связной речи, внимания, логического мышления. | ||
Учимся читать карту. | ||||
Проект «Города России». | Сбор информации разного вида, оформление её, выполнение презентации. Развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину и её историю. | Развитие внимания, памяти, логического мышления. | ||
ОБЖ: Болезни грязных рук. Путешествие по Москве. | Формирование умения узнавать герб Москвы, приводить примеры достопримечательностей столицы, узнавать их по изображению. Классификация и фиксация информации. | Развитие наблюдательности, внимания | ||
Московский Кремль. | Формирование умения приводить примеры достопримечательностей Кремля и Красной площади, узнавать их по изображению. Поиск и выделение необходимой информации из рисунков и текста, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. | Развитие логического и вариативного мышления, наблюдательности. | ||
ПДД: Безопасные места для детей. Город на Неве. | Формирование умения приводить примеры достопримечательностей Санкт- Петербурга, узнавать их по изображению. Составление плана и построение по нему сообщения. | Развитие связной речи, внимания. | ||
Путешествие по планете. | Нахождение на карте и показ материков и океанов. Поиск и выделение необходимой информации из настенной карты, применение правил и использование инструкций; применение полученной информации для речевого сообщения | Развитие слухового восприятия, внимания. | ||
ОБЖ: Причины возгорания и меры их предупреждения. Путешествие по материкам. | Нахождение и показ на карте материков и соотнесение с ними информации учебника. Составление плана и построение по нему сообщения. Предложение вопросов по содержанию. | Развитие слухового восприятия, внимания. | ||
Путешествие по материкам. | Развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур. Поиск и выделение необходимой информации из рисунков и текста, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. | Развитие внимания, монологической речи. | ||
ОБЖ: Оказание первой помощи при солнечном ударе. Страны мира. | Формирование умения находить и показывать на карте крупнейшие страны и соотносить с ними информацию учебника. Поиск и выделение необходимой информации из рисунков и текста, построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте. | Развитие связной речи, наблюдательности, внимания. | ||
ПДД: Чем опасен транспорт. Проект «Страны мира». | Формирование умения собирать информацию разного вида, оформлять её, делать презентацию. Развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину и её историю. | Развитие связной речи, внимания, логического мышления. | ||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». | Формирование умения отмечать ответы на тесты, сверять их с ответами в учебнике, оценивать результаты, подсчитывая количество правильных ответов. Формирование адекватной оценки своих достижений. | Развитие слухового восприятия, внимания. | ||
ОБЖ: Правила поведения во время каникул. Впереди лето. | Формирование умения приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе; рассказывать о красоте природы. | Развитие связной речи, наблюдательности, внимания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочие программы 1 класс "Школа России", 3 класс "Планета знаний"
РП по предмету...
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...
Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного...
Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс
Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...
«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс
Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...
- Мне нравится (1)