Проект урока по окружающему миру «Наши помощники – органы чувств».
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Мартынова Ольга Валерьевна

Цели: формировать представления об органах чувств человека, их роли при восприятии человеком окружающего мира; развивать связную речь и воображение детей, умение наблюдать, анализировать, обобщать и сравнивать, делать выводы, работать в паре, в группе; воспитывать  умение слушать мнение одноклассников ,правильно формулировать свои  мысли,  высказывать собственную точку зрения, положительное отношение к здоровому образу жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_.docx32 КБ

Предварительный просмотр:

                                       

Автор проекта урока:

Мартынова Ольга Валерьевна,

Проект

 урока по  окружающему миру

Тема урока:  «Наши помощники – органы чувств».

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Цели: формировать представления об органах чувств человека, их роли при восприятии человеком окружающего мира; развивать связную речь и воображение детей, умение наблюдать, анализировать, обобщать и сравнивать, делать выводы, работать в паре, в группе; воспитывать  умение слушать мнение одноклассников ,правильно формулировать свои  мысли,  высказывать собственную точку зрения, положительное отношение к здоровому образу жизни

Оборудование:

  • вода в банках (кислая, сладкая, солёная, горькая, безвкусная),
  • сахарный песок, соль, горчица, лук, перец, чеснок, лимон, помидор
  • пластмассовые коробочки с различными пахучими веществами.
  • Учебник для общеобразовательных учреждений «Окружающий мир» 2 класс – часть первая. Авт. Н. Ф. Виноградова – Изд. Вентана-Граф-2014 г.

     Формы работы:

  • фронтальная
  • групповая
  • индивидуальная
  • в парах

Ход урока:

1.  Мотивирование к учебной деятельности

Добрый день!

Сегодня мы продолжим узнавать загадки природы.

Какое настроение возьмём с собой?

Тогда вперёд за знаниями.

 2.  Актуализация опорных знаний.

- Какое сейчас время года? Назовите признаки осени.

- А вы хотите в лето?

- А давайте поколдуем, закройте глаза, начинаем считать: раз, два, три. Откройте глаза. Представьте, что вы тихо вошли в лес.

Остановились. Присмотрелись и увидели полянку с ягодами. Ах, какая ягода! Расскажите, какая? ( Красная, сладкая, ароматная). (Показ иллюстрации).

Пошли дальше, прикоснулись к дереву. Расскажите, какое дерево? (Ствол шершавый, высокое.) (наблюдение с экскурсии)

А вот около речки, увидели камни.  Расскажите, какие они? (Круглые, холодные). (работа с коллекцией минералов и горных пород)

Что вам помогло дать такие ответы? (Глаза, нос, руки).

3. Постановка цели и определение темы урока.

 Вместе с детьми формулируется тема урока «Наши помощники – органы чувств» и цели. 

-Итак, о каких органах чувств мы будем говорить?

-Сколько их?

-Чем мы воспринимаем окружающий мир – его красоту, запахи, звуки? Приведите примеры.

- Правильно! Все перечисленные вами органы – глаза, уши, нос, кожа, язык – это органы чувств, мы ими чувствуем, ощущаем все вокруг себя и поэтому мы называем их нашими помощниками. Давайте поближе с ними познакомимся.

4.  Постановка учебной проблемы

-Сегодня наш кабинет превратится в научную лабораторию, а мы с вами – в исследователей. Кстати, кто такие исследователи?(  человек, способствующий получению новых знаний и добывающий их сам)

- Как вы думаете, что будет объектом наших исследований? Правильно: глаза, нос, уши, кожа, язык.

5.Открытие детьми новых знаний

Учащиеся делятся на 5 групп, каждая из которых проводит свой опыт и готовит краткое выступление про органы чувств . Перед началом работы вспоминаются правила работы в группе  

Алгоритм работы в группе

1.Какой опыт проводили?

2.К каким выводам пришли?

3.Что еще узнали об этом органе чувств?

4. Как уберечь и сохранить здоровье?

5. Оцени работу группы

Работа в группах .

1 группа-орган вкуса – язык

1.Опыт. Цель: Определить какие вкусы может различать наш язык.

Группа 1 определяет вкус воды. (На столе расставлены стаканчики с водой разного вкуса (сладкая, соленая, кислая, пресная, горькая). Дети наливают в свой стаканчик воду из какой-либо баночки и определяют вкус воды).

Вывод группы: Языком различают горький, соленый, сладкий, кислый вкус.

2 группа-орган осязания - кожа

1. Опыт. Цель: выяснить, что мы чувствуем при помощи кожи

 « Угадай, что лежит в корзинке». Дети достают предметы: ключи, бумагу, деревянную ложку, меховую игрушку.  Опиши какой предмет по качеству, по размеру, определи материал и т.д.

 Вывод группы:

При помощи кожи мы можем определить какой предмет: твердый или мягкий, большой или маленький, а также из какого материала он сделан, холодный он или горячий.

 – А сейчас я хочу рассказать вам одну печальную историю, вы  подумайте, зачем я вам ее рассказываю?

Однажды, во время одного праздника решили сделать живую статую «Золотой мальчик».  Для этого мальчик с головы до ног был выкрашен золотой краской и поставлен на пьедестал. К концу праздника мальчик почувствовал себя плохо. Врач приказал смыть краску с кожи мальчика, но она долго не смывалась. Ребенку становилось все хуже, и вскоре он умер. Почему? (ответы детей, кожа мальчика не могла дышать, выделять пот через краску).

О коже тоже нужно заботиться, ухаживать содержать в чистоте (работа с учебником).

3 группа-орган обоняния-нос

Опыт. Цель: выяснить, с помощью чего мы определяем запахи.

Перед вами футлярчики, в которых лежат различные вещества.

Определите эти вещества.

Запах №1-чеснок   Запах №4-лук

Запах №2-кофе     Запах №5-апельсин

Запах №3-духи     Запах №6-зубная паста

Вывод группы: с помощью носа мы определяем запахи, делая вдох.

– Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов и вкусной пищи.   То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху. А помогает нам в этом наш нос. Нос очень нужен человеку.

(работа с учебником)

-Какие правила нужно соблюдать, чтобы сохранить орган обоняния?    (Беречься от простуды, не курить, не толкать в нос посторонние предметы)

-Неприятные запахи предупреждают об опасности. Запах чего может предупреждать об опасности? (Запах газа, испорченной пищи, запах дыма). Приятные запахи доставляют радость: запах цветов, леса. Неприятные предупреждают об опасности – утечка газа, испорченная пища и т.д. Таким образом нос работает как сторож.

Давайте отдохнем и подышим воздухом.

Дыхательная гимнастика. Физкультминутка.

- Руки за спину положим

И легко – легко подышим.

Вдох через нос, выдох через рот.

Дышим правою ноздрей…

Дышим левою ноздрей…

Вдох через правою ноздрю, задержали дыхание,

Выдох через левою ноздрю… (переменное дыхание)

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре руки шире,

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

4 группа-орган слуха - уши

1.Опыт. Цель: узнать, что мы слышим при помощи ушей.

 «Узнай по звуку» (дети на слух угадывают звуки: звучит колокольчик, поет птичка, шумит ветер, грохочет гром).

Вывод: С помощью ушей мы различаем человеческую речь, голоса животных, звуки, шумы и шорохи

(Работа с учебником)

-Чтобы уши не болели, а слух был хорошим, нужно соблюдать правила. Как вы думаете, какие? (ответы детей).

Обсуждаем правила охраны слуха

5 группа-орган зрения-глаза

1 Опыт. Цель: узнать, что мы видим при помощи глаз

Детям выданы геометрические фигуры. Задание: разбей их на группы.

Вывод: Благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы, их цвет, форму, величину, можем читать, смотреть телевизор. При помощи глаз мы познаем красоту окружающего нас мира.

Как вы понимаете поговорку? «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». (Можно человеку долго рассказывать о предмете, который он никогда не видел.)

-  Глаза  считались оберегами и амулетами, поэтому изображались, чтобы уберечь человека от беды. Например, греки рисовали глаза на носу кораблей, чтобы уберечь от кораблекрушений, а египтяне изображали  глаза на пирамидах.

(работа с учебником)

 А нужно ли беречь свое зрение? Как сохранить свое зрение???

Зрение надо беречь, потерянный глаз ничем не заменишь. Какие правила охраны зрения вы знаете? Учитель дополняет ответы детей: Смотреть телевизор следует на расстоянии не ближе 2–3 м. При письме свет должен падать слева.

 - Людям каких профессий нужно хорошее зрение?

- Какое значение в жизни человека играет зрение?

Игра «Что полезно, а что вредно для глаз».

Учитель называет различные ситуации. Если это полезно для глаз, - встаем, если вредно – садимся.                  

- есть морковку;

- читать лежа;

-следим за освещением при выполнении заданий;

-сильно наклоняемся при письме;

- трем глаза руками;

- смотрим телевизор не ближе 3 метров от экрана;

Для того, чтобы зрение не портилось, и глаза не уставали, необходимо делать гимнастику для глаз. 

Гимнастика для глаз. 

Данный комплекс упражнений эффективно тренирует глазные мышцы и благодаря этому позволяет несколько улучшить зрение.

  1. Горизонтальные движения глаз: направо-налево.
  2. Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз.
  3. Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.
  4. Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе.
  5. Частое моргание глазами.

6. Обобщение. Первичное закрепление.

– Сколько органов чувств у человека. Почему же органы чувств мы называем нашими помощниками?

Нужно соединить орган чувства с предметом окружающего мира, который он может воспринять.

Проверь себя

Уши             Орган осязания

Глаза            Орган обоняния

Кожа            Орган зрения

Язык             Орган слуха

 Нос               Орган вкуса

7. Рефлексия. Итог урока.

-Какие трудности испытывали при изучении этой темы?

-Чему научились?

Учащиеся отвечают по схеме:

-Я узнал(а)…

-Мне было трудно…

-Я научилась…

- А теперь каждый оцените свою работу.

Если вы считаете, что урок для вас прошёл с пользой, и вы узнали много нового и интересного, поднимите  синий кружочек. Ну, а если ничего нового для себя вы не унесёте с урока,  поднимите  жёлтый кружочек.

8. Домашнее задание. Подобрать загадки, поговорки, сказки об органах чувств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по окружающему миру "Наши помощники - органы чувств"

Предлагаю вашему вниманию презентацию к уроку по окружающему миру в 1 классе (УМК "Начальная школа 21 века")...

Урок окружающего мира «Наши помощники – органы чувств» в 1 классе.

Урок окружающего мира в 1 классе. УМК «Начальная школа 21 века» Тема: «Наши помощники – органы чувств»....

Конспект урока по окружающему миру "Наши помощники-органы чувств"

Конспект урока по окружающему миру  "Наши  помощники-органы  чувств" во 2 кл. Цель:  создать условия для формирования представления об органах чувств, углубить и расширить знания ...

Дополнительный материал к уроку окружающего мира "Наши помощники - органы чувств", УМК "21 век"

Занимательные факты для подготовки к уроку окружающего мира....

Конспект урока окружающего мира "Наши помощники-органы чувств"

Конспект урока окружающего мира. Урок - практикум....

Урок по окружающему миру "Наши помощники – органы чувств"

Тема урока: «Наши помощники – органы чувств».  Тип урока: объяснение нового материала. Цель: уточнить представления об органах чувств (слух, зрение, обоняние,осязание)....

Презентация к уроку окружающего мира "Наши помощники - органы чувств"

В презентации рассказывается о всех органах чувств: зрении, слухе, обонянии, вкусе, осязании. Учащиеся узнают о значении каждого органа в отдельности. Отгадывают загадки о всех органах чувств....