Урок по окружающему миру "Наши помощники – органы чувств"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Тема урока: «Наши помощники – органы чувств».
Тип урока: объяснение нового материала.
Цель: уточнить представления об органах чувств (слух, зрение, обоняние,
осязание).
Задачи:
- обобщить знания учащихся о значении для человека зрения и слуха
- познакомить с новым научным термином «внешние чувства» (ощущения)
- развивать речь учащихся, мыслительные операции (сравнение, анализ, обобщение)
- воспитывать у ребят бережное отношение к органам чувств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_organy_chuvstv.docx | 43.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Наши помощники – органы чувств».
Тип урока: объяснение нового материала.
Цель: уточнить представления об органах чувств (слух, зрение, обоняние,
осязание).
Задачи:
- обобщить знания учащихся о значении для человека зрения и слуха
- познакомить с новым научным термином «внешние чувства» (ощущения)
- развивать речь учащихся, мыслительные операции (сравнение, анализ, обобщение)
- воспитывать у ребят бережное отношение к органам чувств.
Планируемые результаты:
предметные - называние органов чувств (слух, зрение), понятие «внешние чувства (ощущения)»;
личностные - умение проводить наблюдения, делать выводы; стремление иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и
самооценки;
метапредметные - способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира.
Материалы:
- Учебник «Окружающий мир» - Виноградова Н.Ф.
- Тетрадь на п/о № 1
- предметы с разными свойствами, продукты с разными вкусами.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
- На прошлом уроке мы узнали, что такое организм и что его образуют различные органы и физические качества.
- Проверим домашнее задание. СЛАЙД 2
- Что такое блиц-опрос? СЛАЙД 2 щ («Блиц» значит быстрый, поэтому не требует много времени на проведение).
- Для его проверки я предлагаю вам блиц-опрос (ответить «Да - +» или «Нет - -», заполнение таблицы на листочках):
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
- человек – это живое существо
- организм имеет особенности, которые отличают его от неживого предмета
- человек, как и другие организмы, дышит, питается, двигается, растет
- люди не отличаются от животных
- мозг животного, как и человека, может мыслить, придумывать что-то новое
- физические качества – это рост, цвет глаз и волос, строение тела (ног, рук, лица)
- организм – это твои физические качества и различные органы, которые работают слаженно.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
+ | + | + | - | - | + | + |
Ответы: СЛАЙД 2 щ
III. Сообщение темы урока. Вводная беседа.
- Какое сейчас время года? Назовите признаки осени.
- А вы хотите в лето?
- А давайте поколдуем, закройте глаза, начинаем считать: раз, два, три. Откройте глаза. Представьте, что вы тихо вошли в лес. СЛАЙД 3 Остановились. Присмотрелись и увидели полянку с ягодами. СЛАЙД 4
Ах, какая ягода!
- Расскажите, какая? (Красная, сладкая, ароматная).
Пошли дальше, прикоснулись к дереву. СЛАЙД 5
- Расскажите, какое дерево? (Ствол шершавый, высокое.)
- А вот около речки, увидели камни. СЛАЙД 6
- Расскажите, какие они? (Круглый, холодный).
- Что вам помогло дать такие ответы? (Глаза, нос, руки, рот).
- Прочитайте тему нашего урока. СЛАЙД 7
- Сегодня на уроке вспомним известные нам органы чувств и узнаем о новых
«внешних чувствах». Цель нашего урока: выявить, какие органы чувств есть у человека и как при их помощи человек получает информацию об окружающем мире.
IV. Актуализация знаний по теме «Органы чувств» (1 класс)
1. Орган слуха
- Окружающий мир полон разных звуков. Какие звуки мы можем услышать вокруг нас в лесу? (шум, пение птиц, разговоры, стук, …)
- Давайте послушаем звуки леса СЛАЙД 8
- Какие звуки услышали?
- А что помогло вам это слышать? (уши) СЛАЙД 9
- Ухо – орган слуха. Оно помогает слышать различные звуки в окружающем мире.
Наше ухо состоит из трех частей: наружное, среднее, внутреннее. То, что мы называем ухом - это часть уха - ушная раковина. Потрогайте ушную раковину. Это наружный орган. Сама она не слышит, а только улавливает звуки и передаёт их по слуховому проходу к барабанной перепонке в среднее ухо, потом во внутреннее ухо и в определённый участок мозга. Там звуковые волны перерабатываются и таким образом мы слышим и понимаем слова. Во внутреннем ухе есть орган равновесия, который отвечает за положение тела в пространстве и слуховой нерв. Слух тесно связан с речью. Маленький ребёнок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учится говорить. Отсутствие слуха обедняет мир человека, лишает его возможности общения. Люди, которые потеряли слух, могут общаться на особом языке с помощью мимики и жестов.
2. Орган зрения
- Посмотрите на картинки СЛАЙД 10 (цветы, солнце, игрушки, книга).
- Какого цвета цветы?
- Какую форму имеют остальные предметы?
-А теперь закройте глаза. Смогли бы вы ответить на мои вопросы с закрытыми глазами?
- Что помогло вам? СЛАЙД 11
Глаз имеет сложное строение. Сам он круглый, как яблоко, за что его и называют глазным яблоком. Глазное яблоко наполнено стекловидным веществом, как желе, только прозрачным. Снаружи глазное яблоко покрыто твёрдой оболочкой – роговицей. Её надо постоянно смачивать, иначе она высохнет и помутнеет. Смачивают роговицу слёзы. В центре глаза есть чёрная точка – это зрачок. Он пропускает свет и может то расширяться, то сужаться. Цветное колечко вокруг зрачка – это радужка. От неё зависит цвет глаз. За зрачком находится хрусталик. Он помогает видеть далёкие и близкие предметы. Хрусталик может то сжиматься, как шарик, то растягиваться, как овал.
Природа заботливо охраняет наши глаза. Мигая, веки смывают с глаз пылинки. Если же в опасной близости от глаз появится какой-нибудь предмет – веки захлопнутся раньше, чем мы успеем об этом подумать. Брови, ресницы и веки защищают наши глаза от пыли, пота, грязи и попадания в них посторонних предметов.
Но не только природа, но и сам человек должен заботиться о здоровье своих глаз. Если глаз повредить или не соблюдать правила гигиены, то можно испортить зрение и восстановить его будет уже невозможно.
Зрение – это способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение. Большую часть (80%) информации об окружающем мире человек познаёт с помощью глаз.
- Так какое значение имеет для человека зрение и слух?
V. Знакомство с новым материалом.
1. Знакомство с органом обоняния.
- С закрытыми глазами определите запах (кофе, апельсин, духи).
- Что же помогло определить запахи даже с закрытыми глазами? СЛАЙД 12
- А что такое нос?
- Откроем учебник и прочитаем об этом органе чувств, страница 21.
- Как называется эта глава? (Обоняние)
- Так как же мы распознаем запахи? (мельчайшие частички пахучих веществ
попадают к нам в нос, и мы распознаем запах.)
- Как называется это чувство? СЛАЙД 12 (ОБОНЯНИЕ.)
Нос – орган обоняния. Обоняние – это способность человека воспринимать запахи. Обоняние помогает нам наслаждаться пищей и избегать вредных веществ. Детекторы запахов находятся рядом с полостью рта, и поэтому почти невозможно различать запах и вкус. Когда нос заложен и не воспринимает запахи, пища кажется безвкусной. Когда нам запах не нравится, то мозг посылает сигнал тревоги и носовой проход сужается. А если запах приятный, то дышится легко, нервы успокаиваются. Обоняние–это способность чувствовать запахи.
- Как вы думаете, есть ли люди, которые придумывают запахи?
- А как называется профессия людей, которые придумывают запахи? (парфюмер) СЛАЙД 13
Парфюме́р — человек, занимающийся составлением парфюмерных композиций, созданием идеи новых ароматов и/или продажей парфюмерии. В каждой крупной фирме, занимающейся выпуском парфюмерии и косметики, есть свой парфюмер. Он (а чаще — она) занимается составлением парфюмерных композиций. Главный парфюмер («Нос») во многих странах является ключевой фигурой парфюмерной фирмы в процессе создания новой композиции, или при воспроизведении традиционного аромата парфюмерного изделия с помощью новых компонентов.
2. Физкультминутка.
3. Речевая разминка.
- Можно ли говорить о запахах лета, осени, весны, зимы?
- Начните ответ так: « Я вошел в осенний лес. Меня окружили запахи осени….»
(о запахе грибов, запахе осенней листвы, запахе еще теплого ветра.)
- Какие правила надо выполнять, чтобы сберечь обоняние? Прочитайте на стр.22.
4. Знакомство с органом вкуса.
- Определите с закрытыми глазами на вкус что это, фрукт, овощ или что-то другое .
- Так каковы на вкус лимон, сахар, соль, яблоко?
- Что помогает вам определить вкус? СЛАЙД 14
Язык – орган вкуса, который находится в ротовой полости человека. Благодаря своей подвижности он способствует пережёвыванию и пропитыванию пищи слюной, очищению зубов и проталкиванию прожёванной пищи в пищевод. Без языка невозможна человеческая речь.
Язык помогает различать вкусовые ощущения. На нём находятся вкусовые сосочки, которые снабжены рецепторами. Они передают информацию через нервную систему в головной мозг. Всё сладкое и солёное мы ощущаем кончиком языка. Кислое – его боками, а горькое – задней частью языка. На языке также имеются рецепторы тепла и холода, боли и реагирующие на острую пищу.
Язык помогает различать вкус еды.
Язык покрыт крохотными сосочками, к которым подходят окончания чувствительных нервов. При ощущении вкуса различных веществ в мозг посылается сигнал: «солёное», «сладкое», «кислое», «горькое».
- Прочитаем, что об этом написано в учебнике, стр. 23 - 24.
- Так, что такое вкус? Как мы определяем вкус?
5. Знакомство с органом осязания.
- С закрытыми глазами на ощупь определите предметы. (Предлагается узнать стакан с теплой водой, вату, тяжелую книгу, щетку, бархатную ткань, кожаную ткань, гвоздь.
- Что ты чувствуешь? (Описание ощущений ученика: тепло, мягкое что-то, тяжелое, колючее, мягкое и приятное, мягкое и холодное, острое и холодное.)
- Как вы думаете, что помогло определить, какой это предмет?
С помощью кожного покрова вы смогли определить свойства предметов: температуру, их тяжесть. Кожа помогает осязать различные прикосновения,тепло, холод, боль.
Кожа – орган ОСЯЗАНИЯ. СЛАЙД 15
Кожа покрывает всё тело человека. Это не просто оболочка нашего тела, а сложный орган, который выполняет много задач. Если мы внимательно рассмотрим нашу кожу, то увидим, что она тонкая, прочная, упругая. На ней есть отверстия - поры, через которые кожа дышит и выделяется жир и пот. На коже растут маленькие волоски. Кожа состоит из трёх слоёв.
Первый слой – наружная оболочка, которая предохраняет нашу кожу от повреждений. В ней находятся поры.
Второй слой – сама кожа. В ней находятся специальные сальные и потовые железы, кровеносные сосуды и нервы.
Третий слой – это подкожный жир. Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло.
Кожа водонепроницаема, защищает от солнечной радиации.
В коже находятся нервные окончания, которые помогают определить свойства ощупываемой поверхности, температуры окружающей среды и предметов.
Осязание – это способность человека чувствовать прикосновения.
6. Органы чувств и мозг.
- СЛАЙД 16 (о мозге)
С помощью чувств мы воспринимаем всю информацию не только из окружающего мира, но и из организма. Получив такие сигналы – сообщения, мы подключаем разум, чтобы он мог их осознать и принять нужное решение. Все органы чувств действуют совместно. Они помогают и дополняют друг друга. Всеми органами чувств руководит головной мозг. Все сведения, которые получают органы чувств, они посылают в головной мозг. Головной мозг анализирует информацию и отдаёт приказ на исполнение.
7. Физкультминутка.
8. Самостоятельная работа учащихся.
1) Работа в тетради.
- Выполним задания в тетради
С. 16 № 5
С. 17 № 7
С. 17 № 8
- Проверка в парах. Если правильно, ставим плюс около номера.
- У кого все 3 плюса – «5». Молодцы. У кого 2 плюса – «4». Хорошо.
2)Обсудите, какие органы чувств воспринимают информацию в следующих
ситуациях, и какие действия должны последовать:
а) учитель прочитал условие задачи и предложил решить её письменно;
б) по дороге в школу вы переходите улицу;
в) в помещении вы почувствовали запах дыма.
VI. Закрепление изученного материала.
- Работа по СЛАЙДУ 17 (игра)
VII. Домашнее задание
- с. 24, 26, рубрика «Домашняя работа»
- РТ с. 17 – 18 № 9 - 10
VIII. Итог урока. Рефлексия.
- В начале урока перед нами стоял очень серьезный вопрос – проблема.
- Какой вывод по изучаемой нами теме вы можете сделать?
- Мы решили поставленную проблему?
- Перечислите «помощников» человека, с которыми вы сегодня познакомились.
- Какую работу они выполняют?
- Какую роль для человека они выполняют? (они помогают нам жить, чувствовать,
радоваться окружающему миру)
- Почему мы называем их нашими помощниками?
- Может ли человек полноценно воспринимать окружающий мир, если у него
нарушен какой-нибудь орган?
- Органами чувств мы чувствуем, воспринимаем окружающий мир. К органам чувств надо относиться бережно. Для органов чувств вредны простудные заболевания, курение, громкие звуки, поэтому оберегайте себя от простуды, закаляйте свой организм, ведите только здоровый образ жизни.
- О чём было интересно узнать? Что понравилось больше всего?
- СЛАЙД 18 Оцените свою работу на уроке. Ребята, закрасьте ту часть круга,
которая соответствует вашему впечатлению от урока:
- Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по окружающему миру "Наши помощники - органы чувств"
Предлагаю вашему вниманию презентацию к уроку по окружающему миру в 1 классе (УМК "Начальная школа 21 века")...
Урок окружающего мира «Наши помощники – органы чувств» в 1 классе.
Урок окружающего мира в 1 классе. УМК «Начальная школа 21 века» Тема: «Наши помощники – органы чувств»....
Конспект урока по окружающему миру "Наши помощники-органы чувств"
Конспект урока по окружающему миру "Наши помощники-органы чувств" во 2 кл. Цель: создать условия для формирования представления об органах чувств, углубить и расширить знания ...
Дополнительный материал к уроку окружающего мира "Наши помощники - органы чувств", УМК "21 век"
Занимательные факты для подготовки к уроку окружающего мира....
Конспект урока окружающего мира "Наши помощники-органы чувств"
Конспект урока окружающего мира. Урок - практикум....
Проект урока по окружающему миру «Наши помощники – органы чувств».
Цели: формировать представления об органах чувств человека, их роли при восприятии человеком окружающего мира; развивать связную речь и воображение детей, умение наблюдать, анализировать, обобщать и с...
Технологическая карта урока по окружающему миру "Наши помощники - органы чувств" 3 класс
Технологическая карта урока + презентация + раздаточный материал к уроку окружающего мира по теме "Наши помощники - органы чувств"...