Урок окружающего мира "Общество"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: Общество
Цели деятельности учителя:
Образовательные:создать условия для формирования представлений о людях, населяющих планету Земля; подведения к пониманию необходимости проявлять уважение к разным народам.
Развивающие: способствовать развитию логического мышления, памяти, речи.
Воспитательные: содействовать воспитанию уважительного отношения к людям, любви к Родине.
Оборудование: политическая карта мира; карта России; рисунки «Герб», «Флаг»; таблица «Самые многочисленные народы»; фотография семьи; фонограмма Гимна России.
Сценарий урока
I. Организация начала урока.сообщение темы и целей урока.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
– Сегодня на уроке мы будем говорить о людях, населяющих нашу планету, о необходимости проявлять уважение к разным народам, любовь к своей Родине.
II. Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, № 4, с. 7).
– Расскажите, что вы изобразили.
– Какая ступень познания вам помогла это сделать?
– какие ступени познания вы еще запомнили?
– Расскажите, чем человек отличается от других живых существ.
III. Изучение нового материала.
1. Человек и общество.
Беседа (диалог с классом).
– Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой зажженный фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: «Кого ищешь, Диоген?» «Ищу человека», – отвечал философ.
– Кто же есть человек? В чем его особенности?
– Что же означает слово «общество»?
Сегодня мы постараемся найти ответы на эти вопросы.
– Объясните пословицы:
• Человек без родины, как соловей без песни.
• На родной стороне и камешек знаком.
• Если дружба велика – будет Родина крепка.
• Жить – Родине служить.
На доске запись:общество, человечество, семья.
– Какое из этих слов вы можете объяснить? (семья.)
– Какое слово обозначает самое маленькое количество людей? (семья.)
– Дальше какое слово? (Общество.)
– Постройте цепочку от меньшего множества к большему. (Семья, общество, человечество.)
– Какие слова вы не можете объяснить?
– Где можно узнать ответы на вопросы? (в учебнике.)
Работа по учебнику (с. 18–19).
Найдите ответы на вопросы:
– Что такое общество?
– Что такое человечество?
– Что такое семья?
– Что такое народ? Сколько разных народов насчитывается на земле?
Рассказ учителя с элементами беседы.
– Человек живет среди людей, в обществе. Будучи частью природы, он одновременно является частью общества. В этом заключается удивительная особенность человека, его место в мире. Когда хотят сказать обо всех людях нашей планеты, то обычно говорят «человеческое общество» или «человечество». Человечество – это команда одного большого корабля. Трудно представить себе эту команду. Гораздо проще представить маленькую часть общества – свою семью(демонстрирует фотографию). Семья – очень важная часть общества, она объединяет самых близких друг другу людей.
Каждый ребенок, подрастая, начинает интересоваться своей родословной. Он спрашивает о прабабушках и прадедушках. Так и человечество в целом постоянно задает себе вопросы о собственных родовых корнях.
Наши предки... В каждом из нас их частица, а потому, найдя все истоки, можно узнать все о них. Частью общества является и народ, к которому вы принадлежите.
– Как вы думаете, сколько сейчас на земле народов? (Ответы учащихся.)
На Земле насчитывается до 5 тысяч различных народов. У каждого народа свой язык, свои национальные костюмы, свои сказки, песни, танцы; представители многих народов различаются цветом кожи, чертами лица.
– кто знает, какие народы самые многочисленные?
Физкультминутка
Чтоб все выполнить заданья, Чуть-чуть нам надо отдохнуть. Ну, ребята, дружно встанем – Надо косточки встряхнуть. Руки вверх, назад прогнулись, Сейчас сделаем наклоны. Все к упражнению готовы? | Раз, два, три, четыре, пять. Теперь спинки держим ровно – На месте будем мы шагать. Тихо все на место сядьте И закройте глазки, Вспомните, что изучали, Без моей подсказки. |
2. Народы мира.
Практическая работа.
– Укажите место каждого народа в таблице (вывешивается на доску):
Самые многочисленные народы
Место | Народ | Численность (млн чел.) | Страна проживания |
Бразильцы | 149 | Бразилия | |
Американцы | 194 | США | |
Русские | 146 | Россия | |
Индусы | 244 | Индия | |
Бенгальцы | 190 | Индия, Бангладеш | |
Японцы | 126 | Япония | |
Китайцы | 1220 | Китай |
Учащиеся выполняют задание. Учитель подводит итог.
Беседа:
– Чем отличается каждый народ? (Языком, культурой, национальным характером, религией, традициями и т. д.) Всего на земле около 200 государств (вывешивает карту мира).
– Перечислите, что имеет любое государство (страна). (Государство (страна) имеет: территорию, государственную границу, столицу, народ, государственный язык, главу государства, символы государства (флаг, герб, гимн), законы, экономику, образование, науку, культуру.)
3. Россия – наша Родина.
– У поэта-песенника Михаила Матусовского есть хорошие слова:
С чего начинается Родина? А может, она начинается
С картинки в твоем букваре, С той песни, что пела нам мать.
С хороших и верных товарищей, С того, что в любых испытаниях
Живущих в соседнем дворе. У нас никому не отнять…
На этот вопрос каждый ответит по-своему, у каждого свои представления о Родине. Но одно ясно, что Родина – это самое дорогое, что есть у человека, у гражданина.
– Как называется наша Родина?
– Россия – это страна, в которой мы живём. Россия занимает первое место по территории среди всех стран мира. В России проживают люди многих национальностей – это русские, татары, чуваши, ненцы, якуты и многие другие. А Родиной мы зовем ее потому, что здесь мы родились, все вокруг для нас родное.
– как называется главный город России?
Москва – это Красная площадь.
Москва – это башни Кремля.
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя.
(В. Степанов.)
Москва – столица России. Столица – это город, в котором работает правительство страны.
Глава Российского государства – президент (Владимир Владимирович Путин).
Председатель правительства России – премьер-министр (Дмитрий Анатольевич Медведев).
Физкультминутка
– Наша страна очень велика. Чтобы ее пересечь с востока на запад, надо ехать на скором поезде целую неделю, а самолетом лететь 15 часов. Вот мы и отправимся в путешествие.
Руки в стороны – в полет Отправляем самолет. Правое крыло вперед, Левое крыло вперед. Раз, два, три, четыре – Полетел наш самолет. Мах крылом туда-сюда, | Делай раз, делай два. Раз и два, раз и два. Руки в стороны держите, Друг на друга посмотрите, Раз и два, раз и два. Опустите руки вниз, И на место все садись! |
4. Государственные символы России.
– Государства отличаются друг от друга географическим положением, языком, на котором разговаривает народ, своей историей, традициями, своими символами. Символов у государства несколько, и мы с ними сегодня познакомимся.
Учитель читает стихотворение:
У России величавой Он смотреть бы сразу мог.
На гербе орёл двуглавый, Сильный, мудрый он и гордый.
Чтоб на запад и восток Он – России дух свободный.
(В. Степанов. Герб России.)
– Герб России представляет собой тёмно-красный щит, на котором изображён золотой двуглавый орёл. На груди орла помещён герб Москвы (столицы). Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.
Флаг,как и герб, – отличительный знак, символ государства. Наличие флага показывает полную независимость государства от других государств, его самостоятельность.
Впервые бело-сине-красный флаг дал русскому флоту и армии царь Петр I.
Расположение полос отражало древнерусское понимание мира: внизу – красный – мир природный; выше – голубой – мир небесный; еще выше – белый – мир Божественный.
В России эти цвета издавна почитались и имели еще и такие значения: белый – благородство, синий – честность, красный – смелость и великодушие.
Вот еще одна трактовка цветов (читает стихотворение):
Белый цвет – берёзка,
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
(В. Степанов. Флаг России.)
– Есть еще один важный символ нашей Родины – это гимн. Гимн – это торжественная хвалебная песня. Эта песня объединяет и сближает граждан всей страны.
Государственный гимн исполняют в особо торжественных случаях. Например, при встрече иностранных делегаций, на торжественных собраниях, при награждении победителей международных спортивных мероприятий. Когда исполняется гимн, все присутствующие слушают его стоя. Этим они выражают уважение и почтение к стране.
Встанем и послушаем гимн. (звучит в записи гимн России.)
– В любой стране есть глава государства. Кто глава государства в нашей стране? (В. В. Путин – президент России. Президента избирает народ.)
– Назовите еще страны, в которых есть президент. (США, Франция и др.)
– В других странах главой государства является монарх (это король или королева). Монарха обычно не избирают, его власть передается по наследству. В нашей стране в прошлом главой государства был монарх (царь или император), а теперь – президент.
– Какие вы знаете страны, где главой государства является монарх? (Англия (Великобритания), Швеция.)
– Кто еще может быть главой государства? (Работа с таблицей учебника, с. 21.)
– Каждый человек является гражданином какой-либо страны.
IV. Закрепление изученного материала.
Выполнение заданийв рабочей тетради (№ 1–2, с. 7–8).
– Найдите выражения, которые относятся к характеристике семьи. Подчеркните их красной линией. (Совместное хозяйство, жизнь под одной крышей, забота друг о друге.)
– Найдите выражения, которые относятся к характеристике народа. Подчеркните их зеленой линией. (Национальный костюм, родной язык, национальные танцы.)
– Найдите выражения, которые относятся к характеристике страны. Подчеркните их синей линией. (Столица, государственные границы, государственный язык, территория.)
– Какие народы вы знаете? Запишите три примера.
– А какие страны вы знаете? Запишите три примера. В случае затруднений используйте политическую карту мира.
Проверка.
V. Итог урока.
Учитель читает стихотворение:
На карте мира не найдёшь Мы не найдём на карте той.
Тот дом, в котором ты живёшь, Но мы всегда на ней найдём
И даже улицы родной Свою страну – наш общий дом.
(В. Степанов. Наш дом.)
– Итак, мы выяснили, что люди живут не по одиночке, а в обществе. Это нелегко, потому что каждый человек имеет свой характер, привычки, желания. Посмотрите (показывает рисунок или фотографию), это – человек. Мы не знаем, где живёт этот человек, сколько ему лет, какой он национальности. Он просто человек. А теперь подумайте, какими качествами характера должен обладать человек, живущий на планете Земля, чтобы всем жить было легко, радостно, спокойно?
– Что нового узнали на уроке?
– Прочитайте вывод в учебнике (с. 22).
Домашнее задание:
1. Выполнить задания 1, 2 (учебник, с. 22).
2. Составить рассказ «Моя семья» по плану:
1) Состав семьи. Сколько поколений живет в семье.
2) Ваши ближайшие родственники и предки.
3) Профессии ваших родителей и предков.
4) Семейные традиции в вашей семье.
5) Распределение обязанностей в семье.
6) Ваши обязанности.
3. Выполнить задания № 3, 4 (рабочая тетрадь, с. 8).
4. Подготовить сообщение об одном из народов мира (готовят два-три ученика).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
презентация к уроку окружающего мира "Как изучают окружающий мир" 1 класс УМК "Гармония"
презентация к уроку "Как изучают окружающий мир" 1 класс УМК "Гармония"...
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»
Девятый урок в разделе программы «Человек и природа»...
Урок окружающего мира и изобразительного искусства Малокомплектная школа: 1 класс - ИЗО,3 класс – окружающий мир Тема урока: “Бабочки” (однотемный разнопредметный урок)
Урок окружающего мира и изобразительного искусстваМалокомплектная школа: 1класс - ИЗО,3 класс – окружающий мирТема урока: “Бабочки”(однотемный разнопредметный урок)...