Урок окружающего мира "Великая война и Великая Победа", 4 класс, Школа России.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Ребята познакомятся с наиболее значимыми битвами ВОВ 1941-1945 г.г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okr.mir_4_klass.docx | 34.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока-исследования: «Великая война и великая Победа», «Окружающий мир» Плешаков А.А., 4 класс, УМК «Школа России».
Цели:
- формировать представление о Великой Отечественной войне и её героях;
- создать образ Великой Отечественной войны как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны.
Задачи:
- уметь рассказывать об основных событиях, давать им оценку;
- понимать, почему рядом со словами «война» и «победа» употребляется слово «Великая»
Формирование УУД:
Познавательные – извлекать необходимую информацию из текста; находить определённые понятия и воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, используя справочную литературу;
- Коммуникативные – участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
- Регулятивные – действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;
- Личностные – формировать положительное отношение к себе и окружающему миру.
- Образовательные:
- Актуализировать первичные знания о Великой Отечественной войне 1941-1945г.
- Расширить знания о военных действиях в начале Великой Отечественной войны.
- Систематизировать знания о героическом прошлом своей страны и своего народа.
Оборудование: учебник «Окр.мир» 4 класс – 7 шт; презентация с фильмами; историческая карта с отмеченными на ней основными событиями начала ВОВ; карточки с вопросами и заданиями; инструкционные карты, толковый словарь.
Музыка для сам. раб. «От героев былых времён», Георгиевские ленты - 12 шт. + для жюри, магниты, иллюстрации с выставки возле библиотеки и музея –Тац. танк.рейд, компьютер, проектор.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Лозовая Наталья Петровна. Я очень рада провести сегодня урок окружающего мира в вашем классе.
- Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне и нашим гостям.
-Присаживайтесь.
II. Актуализация знаний.
- Скажите, а вы любите путешествовать? А куда и на чём вы обычно путешествуете? (Рассказ детей)
- А кто из вас хотел бы попасть, ну, скажем на 100 лет назад?
- Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в прошлое, а куда именно, вы узнаете, посмотрев фрагмент из фильма «Рубеж».
Слайд 1
(Видео из худ. фильма «Рубеж», где герой поднялся на гору)
III. Постановка проблемы.
-Итак, о каком историческом событии шла речь в этом эпизоде? (О ВОВ)
- Скажите, а какую знаменательную дату будет отмечать наша страна в мае этого года? (9 мая 2020 года наша страна будет праздновать75-летие со дня окончания ВОВ – День Победы)
Слайд 2
«Народ, который не помнит свою историю, не имеет будущего».
М.В. Ломоносов
-Как вы думаете, что означают эти строки? А почему нужно знать и говорить о войне, которая была много лет назад, ещё до нашего рождения? (Ответы детей)
- Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. (ВОВ)
Слайд 3
Тема: «Великая война и великая Победа»
- А достаточно ли вы имеете сведений о том, что произошло 75 лет назад? (Нет)
- Какую же цель мы поставим перед собой на уроке и спланируем нашу работу?
Слайд 4
(Цель: познакомиться с историей ВОВ, выяснить, почему войну 1941--1945 г. называют Великой)
- Да, ребята, всё верно. Сегодня мы с вами проведём поисковую работу и поделимся собранной информацией друг с другом, с вашими родными и сверстниками.
-Так же сегодня мы с вами начнём создавать коллективный проект «Книга памяти великих сражений и героев ВОВ».
-Я приготовила обложку для нашей будущей книги, а созданием страниц займётесь вы.
- Для этого мы с вами отправимся на 75 лет назад в прошлое и попадем в годы, очень тяжелые для нашей страны.
IV. Введение нового материала.
Слайд 5 (карта Европы)
(Рассказ учителя)
- Любая война несёт разруху. Но по сравнению с теми войнами, о которых вы говорили на уроках окружающего мира, ВОВ была самой страшной и разрушительной, она унесла много человеческих жизней, уничтожила целые города и деревни.
- В 1937 году в Германии к власти пришла партия фашистов во главе с Адольфом Гитлером, который мечтал о мировом господстве и захвате стран Европы. 1 сентября 1939 года Фашистская Германия напала на Польшу. (Прикрепляю дату на доске) Вслед за Польшей Германии покорилась Австрия, Чехословакия, Франция, Норвегия. 12 европейских стран были захвачены фашистами. Так началась Вторая мировая война. На пути захватчиков осталась одна непокорённая страна – Советский Союз.
- На рассвете 22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны Германия напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война.
Слайд 6
(Родина - мать зовёт! «Всё для фронта! Всё для победы!»)
Слайд 7
(Карта – «План Барбаросса»)
- Немецкие военачальники, нападая на СССР, рассчитывали на лёгкую и быструю победу. Они разработали «План Барбаросса» - план нападения Германии на СССР, основанный на принципе молниеносной войны. План начал разрабатываться летом 1940, а 18 декабря 1940 года Гитлер утвердил план, по которому война должна была быть закончена, в ноябре 1941 года.
-План Барбаросса был назван в честь Фридриха Барбароссы, императора 12 века, который прославился своими завоевательными походами. Немецкая армия одновременно наступала в трёх направлениях: Северном – на Архангельск, Центральном – на Москву и Южном – на Астрахань. Поэтому в этих направлениях шли ожесточённые и кровопролитные бои.
- Сегодня на уроке я предлагаю вам стать историками-исследователями, и выяснить, почему план немецкого командования потерпел крах, а для этого мы с вами должны постараться восстановить ход ВОВ и хронологию её событий.
- Предлагаю создать «Историко-исследовательский ШТАБ», в который войдут теоретики-эксперты (ставлю на одну парту табличку «Эксперты») и практики – все остальные. Будем работать парами.
- Уважаемые исследователи, у вас на столах – вопросы и материал для работы. Ваша задача – найти информацию на страницах учебника «Окружающего мира», толкового словаря, из исторических фактов о той или иной битве и, по окончании работы, ответить на вопросы, воссоздав хронологию событий ВОВ.
(Ставлю таблички на парты с названиями тем):
1.«Начало войны. Оборона Брестской крепости»
2. «Блокада Ленинграда»
3.«Битва за Москву»
4.«Битва за Сталинград. Тацинский танковый рейд».
5. «Курская битва»
6. «Штурм Берлина. День Победы»
7.Эксперты
- На эту работу я даю вам 5 минут.
(Включить музыку «От героев былых времён»)
(Самостоятельная работа уч-ся – 5 минут)
(Хожу, советую поделить информацию, обращаю внимание на закладки, подробно изучить и ответить на вопросы)
- Уважаемые исследователи, давайте попробуем восстановить хронологию важнейших сражений ВОВ. На выступление отводится 2 минуты.
-Начнём с наших уважаемых экспертов.
Отчёт экспертов.
1.Узнай в толковом словаре, что означает слово ВОЙНА, Мобилизация.
-И мы отправляемся в 22 июня 1941 года.
Слайд 14 (на слайде выставляю 1941 год)
-Во всех школах страны прошли выпускные экзамены. Юноши и девушки встречают рассвет.
- Одной из первых приняла на себя удар Брестская крепость.
Слайд 15 («Видео. Брестская крепость»)
- Отчёт 1 пары. «Начало Великой Отечественной войны. Оборона Брестской крепости».
(Дети выходят, зачитывают вопросы и отвечают на них)
1.Как и когда произошло нападение?
2.Расскажите о защитниках Брестской крепости.
Слайд 16 («Я умираю, но не сдаюсь!»
Слайд 17 (Монумент 4 фото)
- Найдите у себя на карте и отметьте красным маркером город-герой Брест.
(Прикрепляю магнитом на доске дату 22 июня 1941 год)
Оформите страницу «Книги памяти"
- Сентябрь 1941 года. Беспримерной в истории по героизму и стойкости стала оборона Ленинграда.
-Слово нашим экспертам.
Отчёт экспертов.
2.Узнай в толковом словаре, что означает слово БЛОКАДА.
Слайд 18 (Ленинград)
- Отчет 2 пары. «Блокада Ленинграда»
(Дети выходят, зачитывают вопросы и отвечают на них)
1.Когда началась блокада Ленинграда и сколько дней она длилась? Расскажите о тяжких днях блокады.
2.Что такое дорога жизни?
3. Как закончилась блокада Ленинграда?
Слайд 19 (Блокада)
- Найдите у себя на карте и отметьте город-герой Ленинград.
(Прикрепляю магнитом на доске дату 8 сентября 1941 год – январь 1944 год).
Оформите страницу «Книги памяти».
- Октябрь 1941 года. Враг подошёл к Столице нашей родины – к Москве.
Отчёт экспертов.
3.Что такое ПАРАД?
Слайд 20 (Видео 28 панфиловцев)
-Отчёт 3 пары. «Битва за Москву».
(Дети выходят, зачитывают вопросы и отвечают на них)
1.Для чего было решено провести парад на Красной площади?
Слайд 21 (Парад в ноябре)
2.Кто командовал войсками в битве за Москву?
Слайд 22 (Фото Жукова Г.К.)
3. Как закончилась битва под Москвой?
- Найдите у себя на карте и отметьте красным маркером город-герой Москва.
(Прикрепляю магнитом на доске дату: Октябрь – 5 декабря 1941 год)
Оформите страницу «Книги памяти».
- Летом 1942 года начались ожесточённые бои за Сталинград.
Слайд 23 (Видео док. фильма)
Отчёт 4 пары. «Сталинградская битва»
1. Почему фашисты стремились захватить Сталинград?
2. Каким образом советскому командованию удалось развернуть ход войны в свою пользу?
3. Как закончилась Сталинградская битва?
Отчёт экспертов.
(Рассказ об операции «Малый Сатурн», о Тацинском танковом рейде).
Слайд 24 (Карта из шк. музея «Малый Сатурн»)
- Найдите у себя на карте и отметьте красным маркером город-герой Сталинград.
(Прикрепляю магнитом на доске дату: 17 июля1942 год – февраль 1943 год)
Оформите страницу «Книги памяти».
- Летом 1943 года началось ключевое сражение в войне – сражение на Курской Дуге.
Слайд 25 (Видео танкового сражения)
-Отчёт 5 пары. «Курская битва».
1.Где и как проходило танковое сражение под Прохоровкой?
2.Каково значение Курской битвы?
- Найдите у себя на карте и отметьте красным маркером город-герой Курск.
(Прикрепляю магнитом на доске дату: Июль - август 1943 год
Оформите страницу «Книги памяти».
Слайд 26 (Флаг на Рейхстаге)
- Отчёт 6 пары. «Взятие Берлина. День Победы».
1. Когда начался штурм Берлина? Кто водрузил флаг на Рейхстаг?
2. Какой день стал Днем Победы?
Отчёт экспертов.
3. Узнай в толковом словаре, что означает слово КАПИТУЛЯЦИЯ?
Оформите страницу «Книги памяти». (Даю чистую страницу, на которой дети напишут дату окончания ВОВ)
V. Закрепление знаний
-Итак, ребята, подведём итоги. Что же нам удалось выяснить в ходе исследовательской работы.
-Когда началась ВОВ? (22 июня 1941)
- Сколько лет длилась эта война? (4 года)
- С кем воевал советский народ в Великой Отечественной войне? (с Германией)
-Давайте ещё раз пробежимся по датам и назовём самые значимые события ВОВ. (Называют даты и битвы)
-Когда весь наш народ отмечает День Победы?
-Опираясь на ваши выступления, скажите, какая цель войны была у немецкой армии? (Захватить, поработить)
-А за что сражались советские войска? (Свобода и независимость)
-Как вы думаете, почему эту войну называют Великой? (Самая кровопролитна и разрушительная)
- Почему Отечественная? (Весь народ участвовал)
- Почему её называют Война Победы? (Уничтожен фашизм, освобождена Европа)
- Скажите, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
- Удалось ли нам её достичь?
-Да, ребята, битв было много, мы говорили сегодня о самых значимых. Но кто был главным в них, кто приблизил Победу? (Люди)
-Не секрет, что вы и ваши сверстники восхищаетесь героями кинокомпании «Марвел» и «Ди Си». А дети постарше и многие взрослые играют в популярную на сегодняшний день игру «Ворд Тэнкс». Давайте посмотрим, как это происходит.
Слайд 27 (Видео игры «Мураками)
-Эта игра «Мураками», которая вошла в Топ популярных игр о войне. И очень жаль, что многие люди, играя в такие игры не задумываются о том, что в реальном мире нельзя вернуть себе жизнь, что война – это страшная трагедия всего человечества. Так вот сегодня мне бы хотелось противопоставить вымышленным героям игр и фильмов, истинных героев ВОВ, которые погибали за наше с вами мирное существование.
Слайд 28
(Соколиный глаз - снайпер Василий Григорьевич Зайцев)
-Кто такой Соколиный глаз? (Супер-герой. Друг Железного человека. Лучший стрелок. Он использует разные виды луков, арбалеты. Безошибочно поражает любую мишень, благодаря острому зрению. Владеет боевыми искусствами, обладает суперсилой.)
-А это кто? (Снайпер В.Зайцев. Уже в первых схватках с врагом Зайцев показал себя незаурядным стрелком. Однажды Зайцев с расстояния в 800 метров из окна, стреляя из обычной трёхлинейной винтовки, уничтожил трёх солдат противника. В награду Зайцев получил снайперскую винтовку с оптическим прицелом и медаль «За отвагу»).
Слайд 29 (Чудо-девушка – Мария Октябрьская)
Чудо-девушка - опытная воительница, обладает сверхчеловеческой силой, скоростью, выносливостью, умеет общаться с животными, а также использует лассо Истины, с помощью которого может заставить говорить правду, и неразрушимые браслеты, которые служат в качестве защиты
-А это кто? (Мари́я Васи́льевна Октя́брьская -советская военнослужащая-танкист, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза.
В годы войны на собственные сбережения оплатила постройку танка Т-34, назвала танк «Боевая подруга» и стала его механиком-водителем. В бою в Витебской HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%B1%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C"области М. В. Октябрьская своим танком раздавила 3 пулемётные точки и до 20 солдат и офицеров противника.
28 января HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/1944_%D0%B3%D0%BE%D0%B4"1944 года М. В. Октябрьская была представлена к ордену Отечественной войны I степени.
Танк «Боевая подруга» со своей бригадой дошёл до Кёнигсберга.
Слайд 30 («Мстители» - 28 панфиловцев)
Мстители - На данный момент существует три команды - Секретные Мстители, Мстители и Новые Мстители.
Секретные мстители - Капитан Америка, Лунный рыцарь, Чёрная Вдова, Валькирия, Человек-муравей, Нова, Воитель, Зверь, Агент Веном, Агент Колсон.
Мстители (считаются основной командой) - Тор, Соколиный глаз, Капитан Америка, Железный человек, Женщина-паук, Халк, Капитан Марвел, Гиперион, Чёрная Вдова, Шанг-Чи, Росомаха, Сокол.
Новые Мстители - Люк Кейдж, Человек-паук, Железный Кулак, Существо, Мисс Марвел, Пересмешница, Ронин.
Панфиловцы - 28 русских солдат под командованием Ивана Панфилова на протяжении 4-х часов героически сражались в неравном бою с немцами, сражаясь до последнего патрона, уничтожили под Волоколамском 18 танков противника и задержали продвижение к столице крупной танковой группировки врага. Почти все они погибли. План гитлеровцев завершить войну до наступления зимы был сорван.
Слайд 31 («Железный человек» - Баданов)
Железный человек – супергерой. Броня Железного человека придаёт Старку сверхчеловеческую силу и физическую защиту. Старк может поднимать до 90 тонн в стандартном режиме функционирования, кроме того ботинки и перчатки с реактивными двигателями позволяют ему летать. В костюм входит такое различное вооружение как репульсорные лучи на руках, ракеты, лазеры и огнеметы. Унилуч в центре его грудной клетки способен излучать различные виды световой энергии, а его шлем содержит устройства связи, оборудование для сканирования и записывающее устройство.
Василий Михайлович Баданов - Генерал-лейтенант танковых войск. Баданов – возглавил операцию «Малый Сатурн», которая решила исход «Сталинградской битвы.
За рейд 24-го танкового корпуса на Тацинскую в декабре 1942 года был награждён первым орденом Суворова 2 степени.
Слайд 32 (Герои войны)
-Вот кто истинные герои войны. Им мы обязаны нашим мирным небом над головой.
VI. Итог урока. Рефлексия
- А сейчас, я хочу пригласить всех участников нашей экспедиции в прошлое выйти ко мне и стать в круг.
-Посмотрите, какая у нас получилась «Книга памяти». Эту незаконченную книгу я оставляю вам. Она будет началом вашего будущего проекта о великих битвах. Вы обязательно её дополните рисунками о сражениях ВОВ, интернет-ресурсами, названиями фильмов о войне. А так же соберёте информацию по теме: «Какой след оставила Великая Отечественная война в жизни моей семьи».
-Ребята! Мне хотелось бы, чтобы вы поделились своими впечатлениями о нашем уроке, начиная словами: «Я помню…», «Я горжусь…», «Мне было интересно узнать о…»
Слайд 33
(«Я помню…», «Я горжусь…», «Мне было интересно узнать…»)
(Зажигаю свечу памяти. Дети передают по кругу и говорят о том, что они запомнили для себя на уроке)
- А теперь, ребята, мне хотелось бы в память о нашем уроке предложить вам стать участниками акции Победы, для которой мои ребята сделали вот такие георгиевские ленты. (Дарю ленты)
-Я надеюсь, ребята, что вы будете всегда помнить об этой войне и с уважением и благодарностью относиться к людям старшего поколения. Это история не только нашего государства, но и каждого из нас и наших семей.
Слайд 34 (Видео док.фильма «Не спеши»)
Слайд 35
«Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего»
Тадеуш Котарбиньский
-На этом наш урок закончен. Всем спасибо за активную работу.
(На столах:
- учебник «Окружающий мир» 4 класс – 7 шт.;
- распечатанный доп. материал о битвах: Брест, Ленинград, Москва, Сталинград, Курск, Ростов-на-Дону, Берлин.
- Энциклопедии 3 шт.;
- Книги о сражениях;
- Карточки с вопросами на каждую парту;
- Карта СССР до начала войны (на каждом столе)-7 шт.
+ красные маркеры 7 шт.
- Лента времени:
- 22 июня 1941 года - начало ВОВ
- 8 сентября 1941года - январь 1944 года блокада Ленинграда;
- 30 сентября 1941 года – 20 апреля 1942 года битва под Москвой;
- 17 июля 1942 - 2 февраля 1943года – победа в Сталинградской битве;
- 5 июля 1943 - 23 августа 1943 года Курская битва;
- 9 мая 1945 года празднование Дня Победы.
Своё выступление начните со слов: «Наша группа знакомилась с военными событиями, которые произошли под Брестом».
1 группа:
1.Дата начала Великой Отечественной войны.
2.Как произошло нападение? Расскажите о защитниках Брестской крепости.
Своё выступление начните со слов «Наша группа знакомилась с военными событиями, которые произошли под Ленинградом».
2 группа:
1.Когда началась блокада Ленинграда и сколько дней она длилась?
Расскажите о тяжких днях блокады.
2.Что такое дорога жизни?
Своё выступление начните со слов «Наша группа знакомилась с военными событиями, которые произошли под Москвой».
3 группа:
1. В каком году состоялась битва за Москву?
2. Для чего было решено провести парад на Красной площади?
3. Кто командовал войсками в битве за Москву?
Своё выступление начните со слов «Наша группа знакомилась с военными событиями, которые произошли под Сталинградом».
4 группа:
Своё выступление начните со слов «Наша группа знакомилась с военными событиями, которые произошли под Курском».
5 группа:
Своё выступление начните со слов «Наша группа знакомилась с военными событиями, которые произошли под Ростовом-на-Дону».
6 группа:
Своё выступление начните со слов «Наша группа знакомилась с военными событиями, которые произошли в Берлине».
7группа:
1 группа – защита Брестской крепости.
Одной из первых приняла на себя удар Брестская крепость.
Её защитники около месяца вели непрерывные бои. Многие воины Красной Армии попали в плен и были убиты.
О мужестве бойцов гласят их надписи на крепостных стенах: "Мы приняли первый бой
В 4 часа утра 22 июня 1941. "
20 июля 1941 г. Нас было трое, нам было трудно, но мы не пали духом и умираем, как герои».
22 июня 1941 года 190 сухопутных дивизий, 5000 самолетов и 200 военных кораблей Германии обрушили свой удар на нашу страну. Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке - от Баренцева моря на севере до Черного моря на юге. В 12 часов дня из всех громкоговорителей и по радио, по всему Советскому Союзу люди услышали официальное сообщение об объявлении войны.
Враг рассчитывал на молниеносную войну.
Около месяца держали оборону бойцы Брестской крепости. Фашисты окружили их, бомбили, обстреливали, штурмовали со всех сторон. Защитникам не хватало патронов, нечего было есть, так как склады с продовольствием были уничтожены. Водопровод не работал, люди пытались взять воду из реки. Но немцы и днем и ночью стреляли. Над воротами крепости было кровью написано: «Все умрём, но из крепости не уйдём!». Защитники Брестской крепости держались целый месяц уже после того, как линия фронта передвинулась далеко на восток.
Брестская крепость стояла на самой границе. Атаковали её фашисты в первый же день войны. Думали: день – и крепость у них в руках. Целый месяц держались наши солдаты. А когда сил не осталось и фашисты ворвались в крепость, последний её защитник написал штыком на стене: «Я умираю, но не сдаюсь!»
Оборона Брестской крепости явилась выдающимся примером исключительной стойкости и мужества советских воинов. Это был поистине легендарный подвиг сынов народа, безгранично любивших свою Родину, отдавших за неё жизнь.
Письма немецкого ефрейтора и русского солдата.
Немецкий ефрейтор Вагнер
26 июня 1941 года.
«Всё отлично. Мы снова разобьём страну, победив на этот раз Красную армию. Наша рота первой переправилась через Буг, уничтожила 3 бункера и за первый день продвинулась вглубь на 40 км».
Последнее письмо А. Голикова жене
28 июня 1941 года.
«Сквозь пробоины танка я вижу улицу, зелёные деревья, цветы в саду. У вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет такая же яркая, как эти цветы, и счастливая. За неё умереть не страшно».
2 группа - блокада Ленинграда.
- Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года и длилась 872 дня.
Когда фашисты напали на Ленинград (так в годы войны назывался современный Санкт-Петербург), немецкое командование было уверено, что этот город после нескольких недель осады, словно спелое яблоко, упадёт к их ногам. Но город остался неприступным, немцы не смогли взять его штурмом. Началась блокада. В сентябре 1941 года немцы окружили непокорный город, лишив Ленинград возможности общения с внешним миром.
Были разорваны все железнодорожные и автомобильные дороги, была прервана сухопутная связь со всей страной. Сообщение с Ленинградом поддерживалась только по воздуху и Ладожскому озеру. Город оказался во вражеском кольце. Запасы продовольствия были малы и тем, кто не успел покинуть город, предстояло пережить самое страшное - голод.
Проверяя ленинградцев на прочность, немцы не только лишили их пропитания, но и вели постоянные обстрелы, которые иногда длились 26 часов подряд. Ленинград лишился всего – отопления, воды, электричества, но продолжал бороться. Жители героического города сносили тяготы. Не допуская даже мысли о том, чтобы сдаться Гитлеру. Они готовы были умереть, но не сдаваться в плен, в рабство к фашистам.
Вражеская авиация уничтожила почти все продуктовые склады города. Начался голод. Подвести в Ленинград продовольствие было очень сложно, ведь город был заблокирован со всех сторон. Власти Ленинграда нашли возможность выдавать людям хлеб. Каждый житель города получал один раз в сутки маленький кусочек хлеба (250 граммов выдавали рабочим, остальным – всего по 125 граммов), что от голода это всё равно не спасало.
Ночью осаждённый город не засыпал. Дети, подростки, женщины спешили на свою вахту – на ленинградские крыши и чердаки. Там проводили они бессонные ночи, пристально глядя в небо и выслеживая траекторию полёта вражеских бомбардировщиков. Чтобы избежать пожаров, люди специально приготовленными щипцами, а иногда и голыми руками скидывали зажигательные бомбы с крыш и чердаков, засыпали песком.
Страна не бросила город и как могла помогала: зимой, когда Ладожское озеро покрылось льдом –сотни грузовиков груженые продовольствием под постоянным обстрелом врага двинулись в осажденный город. Эта дорога получила название - Дорога жизни. Также вывозили из города людей на большую землю, весной жители города разбивали огороды и сажали овощи. Огромное мужество, стойкость помогло городу выжить.»
По неокрепшему льду озера к городу подтягивались небольшие колонны машин с продовольствием. Однако перевозить большое количество груза, прежде всего муки, было невозможно: тяжёлую гружёную машину попросту не выдержал бы лёд. Часто случалось, что машины действительно проваливались и тонули. Кроме того немецкие самолёты и артиллерия постоянно обстреливали и бомбили ледовую дорогу.
В январе 1943 года, после того как советские войска начали наступление, в кольце фашистских войск, окружавших город, был пробит небольшой коридор, приблизительно в 10 км шириной. По этому коридору в Ленинград стали завозить продовольствие. Но окончательно город удалось освободить только в январе следующего, 1944 года.
Также вывозили из города людей на большую землю, весной жители города разбивали огороды и сажали овощи. Огромное мужество, стойкость помогло городу выжить.
Из дневника девочки мы узнаем, что в осажденном Ленинграде жила Таня Савичева. Ей было 11 лет. В дни блокады она вела дневник, куда записывала, кто и когда умирал из ее родственников. Последняя запись была такой: "Савичевы умирали. Умерли все. Осталась одна Таня”. Умирающую Таню удалось вывезти из Ленинграда. Но спасти ее не смогли. Она умерла.
В блокаду погибло более 600 тыс. человек (по некоторым данным – до 1, 5 млн), из них 3 % - от обстрелов, а 97 % - от голода.
Ленинград выстоял, несмотря ни на что, не сдался. Весь мир увидел, что дух настоящего народа сокрушить невозможно!
3 группа
БИТВА ЗА МОСКВУ
Битва под Москвой.
Осенью 1941 года фашистские войска подошли к столице нашей Родины Москве.
На защиту столицы встали все ее жители, на помощь защитникам шли войска из Сибири, с Урала, из Казахстана, Средней Азии, с Дальнего востока. 30 сентября 1941 года началось сражение. Немцы были настолько уверены в своей победе, что Гитлер приказал напечатать пригласительные билеты на парад фашистских войск, который должен был пройти в Москве. Гитлер планировал провести парад на Красной площади, а затем уничтожить столицу, оставив на её месте огромное озеро.
Было создано многотысячное народное ополчение. В городе было введено осадное положение. На улицах были установлены «ежи», на крышах домов дежурили наблюдатели за фашистскими самолётами. Они гасили зажигательные снаряды, которые сбрасывали вражеские самолёты. Москвичи, в основном женщины и дети, копали противотанковые рвы, траншеи, окопы, сооружали заграждения. В холод, в голод, нередко под огнем противника были прорыты сотни километров противотанковых рвов.
Несмотря на тяжелейшее положение, сложившееся в Москве, 7 ноября 1941года было решено провести парад на Красной площади. Парад воодушевил воинов и весь советский народ. Это был удар по престижу гитлеровцев. Если Москва торжественно отмечает праздник, когда в нескольких десятках километров стоят вражеские войска – значит, страна непоколебима, оборона столицы крепка.
Прямо с Красной площади солдаты шли на передовую, они стояли насмерть, но не пропустили врага к сердцу Родины.
Знаменитыми стали слова: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва», которые произнёс один из героев панфиловцев. Их было 28 человек, которые держали героическую оборону против 50 танков.
Враг получил сокрушительный удар и бежал от столицы. До этого он никогда еще не терпел такого поражения, никогда не терял столько солдат, танков, самолетов и оружия. В битве за Москву советскими войсками командовал прославленный полководец Георгий Константинович Жуков.
Парад на Красной площади в 1941 году действительно состоялся, но это был парад Красной армии, бойцы которой прямо с парада отправлялись на линию фронта.
Шли кровопролитные бои. Несмотря на то, что Красная армия заметно уступала фашистам в численности войск, количестве бронетехники и оружия, благодаря мужеству и героизму, проявленному нашими солдатами и офицерами во время сражения.
Знаменитыми стали слова: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва», которые произнёс один из героев панфиловцев. Их было 28 человек, которые держали героическую оборону против 50 танков.
Враг получил сокрушительный удар и бежал от столицы. До этого он никогда еще не терпел такого поражения, никогда не терял столько солдат, танков, самолетов и оружия. В битве за Москву советскими войсками командовал прославленный полководец Георгий Константинович Жуков. 5 декабря советские войска смогли перейти в наступление, и немцы были вынуждены отступить.
В результате успешного контрнаступления советских войск зимой 1941-1942 годов было разгромлено 38 дивизий противника, освобождены десятки городов и сёл. Враг был отброшен почти на 300 км от Москвы. Поражение под Москвой стало первым крупным поражением Германии в войне. Планы Гитлера по молниеносному захвату СССР были сорваны. Советский народ доказал всему миру, что поработить нашу Родину не удастся никому.
4 группа
СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА
В январе 1942 года наступление под Москвой переросло в общее наступление Красной Армии. Однако до победы было еще далеко.
В середине лета 1942 года началась масштабная битва на Волге, которая вошла в историю как Сталинградская, и продолжалась она более полугода.
К Сталинграду была стянута огромная армия фашистов, было сброшено около миллиона бомб. Израненный, обугленный город продолжал сражаться.
В уличных боях и в небе Сталинграда советские войны проявили солдатскую доблесть и самопожертвование во имя Родины. Город был превращен в груду развалин, погибли сотни тысяч людей, но враг был остановлен.
Сталинградская битва переломила ход всей войны. В ноябре 1942 года началось контрнаступление наших войск, в результате чего 22 дивизии фашистов к февралю 1943 года были уничтожены.
200 дней длилась Сталинградская битва. От города остались одни руины.
Эксперты
Тацинский рейд
Зима 1942 года стала «последней» для окруженной фашистской группировки генерал-полковника Фридриха Паулюса и пытающейся ее деблокировать группы армий «Дон». Этим послужил прорыв советского 24-го танкового корпуса генерал-майора Василия Баданова к донской станице Тацинской. Это ординарное для военной истории, событие, в итоге решило исход грандиозной Сталинградской битвы. Но не только…. Вполне вероятно оно имело для Великой Отечественной войны гораздо более масштабные.
В начале зимы второго года войны важнейшей задачей, стоящей перед войсками Юго-Западного фронта, было не допустить соединения главных сил противника с окруженной сталинградской группировкой и осуществить ее ликвидацию.
Этот прорыв в тыл противника нашей крупной группировки – танкового корпуса проходил в неимоверно сложных условиях. В ту пору стояла холодная зима. Покров снега достигал метра. Видимость была ограниченной, особенно ночью. Температура в танках доходила до 10 градусов ниже нуля. Отрываясь от своих войск, части корпуса смело уходили в тыл противника, по пути громили врага, захватывали обозы, склады и населенные пункты.
Танкисты батальона капитана М. Нечаева с ходу ворвались на железнодорожную станцию. На путях стоял состав, на платформах которого находились 50 новых, ещё не собранных полностью, немецких самолётов. Нечаев приказал их сжечь, а затем повёл свои роты на аэродром, где подразделения 4-й гвардейской, 54-й и 130-й танковых бригад вели бой на лётном поле. Таранными ударами танки опрокидывали самолёты, отрубали их хвостовое оперение. В дело включились сапёры, они открывали баки с горючим, поджигали их. Аэродром превратился в огромный костёр. Это было возмездие за Сталинград, который гитлеровские лётчики в течение нескольких месяцев подвергали жесточайшим бомбардировкам, взлетая именно с этого аэродрома.
Среди немцев на аэродроме царила невообразимая паника. Их охватил ужас. Фашисты метались по аэродрому. Лётчики и техники пытались прорваться к своим самолётам, но попадали под огонь наших автоматчиков и танкистов. Некоторые лётчики успели вскочить в свои самолёты и торопились взлететь, но было уже поздно. В творившемся хаосе самолёты сталкивались друг с другом, падали, разбивались, пылали, как факелы.
5 группа
Курская битва
Стремясь изменить ход войны в свою пользу и взять реванш за поражение под Сталинградом, гитлеровцы начали новое наступление в районе города Курска. Здесь они хотели окружить и уничтожить наши войска. Но советское командование раскрыло планы врага и подготовилось к боям. Фашисты двинули в бой новые тяжелые танки. 12 июля под деревней Прохоровкой развернулось небывалое в истории танковое сражение. В нем участвовало 1200 машин. Сражение под Курском закончилось победой Красной Армии. После Курской битвы началось массовое изгнание оккупантов.
- Какое значение в ходе войны имело сражение на Курской дуге?
Победа под Курском стала началом массового изгнания фашистов, началом крупного наступления Советской Армии.
Мощный танковый удар готовился немцами около Курска. Эта битва, в которой наши войска одержали победу, вошла в историю как битва техники. С обеих сторон здесь участвовало 1200 танков.
6 группа
«Взятие Берлина. День Победы».
В 1944 году территория Советского Союза была полностью освобождена от захватчиков.
Советские войска вышли к германской границе. Освободив Родину, советские войска пришли на помощь народам Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Польши, Чехословакии и другим захваченным оккупантами странам.
В апреле 1945 года начался штурм Берлина – столицы Германии. Через две недели Красное знамя Победы развевалось над зданием рейхстага (парламента). Красное знамя, водружённое 30апреля 1945г. разведчиками М. А. Егоровым и М. В. Кантария над рейхстагом, стало символом Победы. (Слайд 30)
Безоговорочная капитуляция. Она была подписана в ночь с 8 на 9 мая 1945г. От имени СССР акт подписал заместитель Верховного Главнокомандующего Советскими Вооружёнными Силами Г. К. Жуков(Слайд 31-36)
Представители германского командования подписали документ, в котором признали своё поражение.
День 9 мая стал Днём Победы в войне с фашистской Германией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира "Кто такие рыбы?". 1 класс. "Школа России".
Данный материал представляет собой подробный конспект урока с описанием планируемых результатов, с применением ИКТ. К конспекту прилагается презентация урока....
Урок окружающего мира "Когда изобрели велосипед?" 1 класс "Школа России"
Урок проведен в рамках конкурса "Учитель года - 2015". Представлена технологическая карта и презентация к уроку. Видео для физкультминутки можно будет найти в моих видео...
урок окружающий мир "Будь природе другом"2 класс ,Школа России
урок окружающего мира экологической направленности ....
Кейс-урок по окружающему миру в 4 классе по теме "Великая война и Великая победа" УМК Школа России
Кейс-урок по окружающему миру в 4 классе. УМК Школа России...
Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».УМК "Школа России".
Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».Цели деятельности учителя: закрепление знаний учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях; углубление первоначальных умений поис...
Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».УМК "Школа России".
Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях; первоначальных умений поиска ...
Конспект урока окружающего мира "Великая Война и Великая Победа" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цели деятельности учителя: · формирование понимания особой роли России в мировой истории;· формировани...