Внеурочная деятельность "Бабочек весёлый хоровод"
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс)

Копытцева Елена Петровна

Можно использовать на уроках окружающего мира, в воспитательных целях на классных часах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Внеурочная деятельность85 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель

Копытцева Елена Петровна,

педагогический стаж 19 лет, учитель первой категории

Класс

3«б» класс УМК «Перспективная начальная школа»

Внеур. деятельность

Уроки нравственности или «Что такое хорошо, что такое плохо»

Тема занятия

«Бабочек весёлый хоровод»

Тип занятия

Систематизация знаний

Цели и задачи

Цель:  напомнить детям основные правила поведения по отношению к природе; развивать внимание, мышление, воображение, речь, формировать умение подбирать рифмующиеся слова; воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи:

 1. Расширить экологические знания детей. Раскрыть значение человека в деле охраны природы.

2. Развивать у дете наблюдательность, познавательную активность, логическое мышление.

3.Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающему миру.

4. Формировать убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние природы.

Планируемые результаты

Личностные УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы.

Метапредметные УУД: 

1)  Регулятивные развитие навыка взаимоконтроля; формирование умения высказывать и формулировать свои мысли по теме.

 2) Познавательные: развитие навыка анализа; формирование умения постановки и формулирования проблемы; развитие навыка осознанно и произвольно строить речевые высказывания; формирование навыка знаково-символического моделирования; развитие навыка переработки полученной информации;  делать выводы в результате совместной работы всего класса.
3) Коммуникативные: развитие навыка планирования учебного сотрудничества с одноклассниками (при работе в парах); развитие навыка внимательно слушать и понимать речь других.

Предметные УУД: уметь выразительно читать.

Оборудование

  1. Тетрадь «Уроки нравственности или «Что такое хорошо и что такое плохо». 3 класс
  2. Презентация
  3. Карточки с материалами по теме урока

                                        

1.

Оргмомент

Мотивация

2.Эмоциональный настрой детей на занятие. Звучит мелодия Поля Мориа «В мире животных. Читает учитель на фоне приглушенной музыки.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое.

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва.

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг…(природа)

Оценивают свою готовность и настрой на работу

2.

Актуализация знаний

сценка 1.

Лесная полянка, два мальчика шалят.

1-й мальчик. О-го-го, э-ге-гей! Где ты, эхо. дуралей!  

2-й мальчик. О-го-го! э-ге-гей! Распугаем всех зверей.

1-й мальчик. Видишь хворост на полянке? Спички у тебя в кармане?

2-й мальчик. Да!

1-й мальчик. Давай костер разожжем, поиграем с огоньком (зажигают хворост).

2-й мальчик. Видишь, искры полетели? Ветер их несет на ели, может загореться лес, побежим, опасно здесь.

Появляется сова.

Сова. Нехорошие мальчишки, хулиганы, шалунишки! потушите свой костер, огонь ужасно скор. бросите костер, тогда будет от него беда.

(Мальчики дразнят сову).

1-й мальчик. Здравствуй, совушка-сова, очень мудрые слова. Вот рогатка! выстрелю в глаз, чтобы не учила нас (стреляет из рогатки) .

2 – й мальчик. А я  вот бабочек гоняю и ловлю. (бегает за бабочками с сачком)

Сова. Как не стыдно хулигану! Надо бабочек спасать!

2-й мальчик. Ой-ой! Надо быстро убегать. Дым клубится до небес. Это загорелся лес.

Мальчики пытаются убежать, но их останавливает учитель.

Откройте свои тетрадочки и прочтите тему урока.  Предположите О чём или о ком мы будем с вами говорить.

А сейчас давайте выполним интересные задания на экологическую тему, которые нам принесли на своих крылышках красавицы-бабочки. Посмотрите, какой веселый, яркий хоровод они образовали.

Учитель обращает внимание детей на доску, к которой прикреплены 5 моделей бабочек разных расцветок, образующих «хоровод».

Учитель. Сегодняшнее занятие посвящено экологической теме. Напомню, слово «экология» состоит из двух греческих слов: «ойкос» — «дом» и «логос» — наука. Значит, экология — это наука, изучающая законы, по которым мы должны жить в нашем общем доме, т.е. на планете Земля.

- А жить нужно так, чтобы не навредить никому и ничему; чтобы не выбрасывались на берег киты по причине загрязнения моря; чтобы не исчезали с лица земли некоторые виды животных, как, например, уже исчезли предки домашних быков и коров — туры, а также морские коровы и еще множество различных видов животных и растений.

- А как мы узнаем что они исчезают?

- Об опасности исчезновения нас предупреждает Красная книга. К примеру, уже удалось спасти от верной гибели бобра. К началу XX века беднягу бобра из-за его ценного меха почти совсем истребили. Чудом уцелело всего несколько сотен зверьков. Но благодаря заботам человека сейчас их много тысяч.

3.

Выявление места и причины затруднения

 

В чём наша проблема?

Что для этого мы будем делать?

Каждая бабочка принесла конверт с заданием. Как видите, у меня на столе 5 конвертов. Каждый из них помечен тем же цветом, что и одна из бабочек.

Сейчас я буду открывать конверт, читать задание, и мы будем его выполнять.

1 бабочка какое задание принесла?

У Вас 2 группы разделите данный текст на 2 части (карандашом отметить) 1 группа – 1 часть, 2 группа – 2 часть

Чтобы оживить наших бабочек.

4.

Построение проекта выхода из затруднения

Конверт 1. Отгадать загадки о лекарственных растениях.

Растет зеленый кустик,

Дотронешься — укусит.

 

Держит девочка в руке

Облачко на стебельке.

Стоит дунуть на него —

И не будет ничего.

 

Я — капелька лета на тоненькой ножке.

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот рад наклониться,

А имя дала мне родная землица.

 

Весной зазеленела, летом загорела,

Осень в сад пришла, красный факел зажгла.  

 

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит.

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.

 

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок —

Ничего, что плод мой мелок.

 

Рассыпает солнце стрелы,

Сосны зажигая.

Что за ягода созрела,

Синяя такая?

 

На верхушке стебелька —

Солнышко и облака.

 

Кто ни прикасается,

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат иголки.

 

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают.

Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный,

Из кисти белоснежной.

 

Что за бусинка вот тут

На стебле повисла?

Глянешь — слюнки потекут,

А раскусишь — кисло.

 

Тонкий стебелек у дорожки,

На конце его — сережки.

На земле лежат листки —

Маленькие лопушки.

Нам он, как хороший друг,

Лечит раны ног и рук.

 

Сидит Яшка, красная рубашка,

Брюшко сыто, камешками набито.  

 

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год?  

 

Красненька матрешка, беленько сердечко.  

По ходу учитель записывает отгадки на доске, объясняет, какую пользу приносит то или иное растение, затем просит детей записанные на доске слова распределить в три группы. Самостоятельная работа в тетрадях. Проверка.

Ответ. 1. Крапива, одуванчик, ромашка, репей, ландыш, подорожник — травянистые растения. 2. Земляника, черника, клюква, шиповник, малина — ягоды. 3. Рябина, береза, дуб, липа, ель — деревья.

Конверт 2. Прочитать названия животных, занесенных в Международную Красную книгу.

(Учащиеся названия животных.) Для этого из каждой строки нужно выписать только буквы русского алфавита.

Ответ. Снежный барс, фламинго, беркут, джейран, белый журавль, гепард. Они приклеивают к доске.

Слайды с этими животными

Учитель демонстрирует рисунки данных животных, сообщает сведения об одном из них.

Пример. Гепард — это хищник из семейства кошачьих. Обладает сухим поджарым телом длиной около 140 см, имеет длинные стройные ноги и длинный сильный хвост, который при беге выполняет роль балансира. Мех короткий, негустой, но очень красивый: тон окраски желтоватый, песчаный, а по всей шкуре, кроме брюха, густо рассеяны темные сплошные пятна.

Гепард — самый быстрый зверь. Догоняя добычу, он может развить скорость до 120 км/ч.

Конверт 3. Нарисовать лесной цветок.

Ребята, я хочу вам напомнить слова А.Барто: “ Я сорвал цветок - и он завял, я поймал жука – и он умер у меня на ладони. Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем”. Ребята, что значит, по-вашему, “прикоснуться к красоте природы сердцем”?

- Каждый ли человек может прикоснуться к красоте природы сердцем?

Учитель. Поэтому разумнее не уничтожать красоту, а создавать ее, что и предлагает нам сделать одна из бабочек в своем задании — нарисовать цветок из мира дикой природы.

Дети рисуют. Обмен впечатлениями.

Крапива

Одуванчик

Земляника

Рябина

Береза

Дуб

Черника

Ромашка

Репей, или лопух

Липа

Ландыш

Клюква

Подорожник

Шиповник

Ель

Малина

(Радоваться всему живому; улыбаться бабочкам и цветам; знать, что это нужно беречь, любить; ощутить эту красоту)

(Каждый, если он только этого захочет, будет к этому стремиться, будет работать над собой)

6.

Физминутка

  Просмотр начала мультфильма «Зимняя сказка» С. Козлова

-Какое слово сказал медвежонок?                                     

7.

Включение новых знаний в систему знаний ребёнка

Конверт 4. Закончите стихотворные строчки. Работаете группой – одни задают вопрос, другие отвечают хором.

- Ечь-ечь-ечь, нельзя траву сухую ...(жечь).

- Ать-ать-ать, не будем гнезда ... (разорять).

- Оры-оры-оры, не трону ... (мухоморы).

- Ой-ой-ой, подкормлю я птиц... (зимой).

- Аем-аем-аем, деревья мы ... (сажаем).

- Су-су-су, не станем мусорить в ... (лесу).

- Омы-омы-омы, очистим ... (водоемы).

- Ор-ор-ор, потушу в лесу ...(костер).

- Орнем-орнем-орнем, цветок не вырву с ...(корнем).

- Эвья-эвья-эвья, нельзя ломать ... (деревья).

- Эчь-эчь-эчь, природу будем мы ...(беречь).

Учитель. Поблагодарим бабочек за то, что они напомнили нам правила, по которым все мы должны жить, чтобы стать настоящими друзьями природы. И пусть эти красавицы всегда кружатся в веселом хороводе, радуя нас своим существованием.

Конверт 5. Игра «Представь себя...». В последнем конверте лежат карточки для игры. Я предлагаю желающим вытаскивать по одной, читать и выполнять соответствующее задание.

• Представь себя молодой березкой с только что распустившимися листочками, у которой сломан сук. Что ты чувствуешь? Расскажи.

• Представь себя букетом колокольчиков, выброшенным на лесную тропинку. Расскажи о своих ощущениях.

• Представь себя речкой, берега которой сплошь завалены консервными банками, рваными ботинками, автомобильными шинами, осколками бутылок и т.д. Что бы ты хотела сказать людям по этому поводу?

• Представь себя лесной поляной, которую только что покинули отдыхающие, не затушив до конца костер. Что бы ты крикнула им вдогонку?

• Представь себя птицей, в которую только что попал мальчишка из рогатки. Каково тебе? Расскажи.

 (Не всё можно показать в фильме, на сцене… читать интереснее, в книге все подробнее).

8.

Включение в систему знаний и повторение

Конверт 5  Конкурс «Собери мусор»

-Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду называть вам свои действия, а вы решайте: если я буду поступать хорошо, говорите «да» и хлопаете в ладоши, если плохо, то все вместе  кричите «нет» и топаете ногами.

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду? (нет)

Если мусор уберу,

Банку закопаю? (да)

Я люблю свою природу

Я ей помогаю! (да)

-Отвечали хорошо. Будем надеяться, что, будучи на природе вы всегда будете помнить о правилах поведения .

- Давным-давно под охраной находятся зубры. Охота на них запрещена. Работники заповедников следят за здоровьем каждого животного, подкармливают в голодную зиму сеном.

- Законы об охране природы должны соблюдать не только взрослые, но и дети. Тут важно знать, что можно, а чего нельзя делать.

- Издали наблюдать за птичьими гнездами можно. А вот трогать и даже близко подходить к ним — нельзя!

- Наблюдать за муравейником можно, а разрушать его — нельзя! От муравьев лесу большая польза: они уничтожают личинки насекомых, которые вредят деревьям.

- Мастерить кормушки для животных можно, а делать рогатки и всякие ловушки — нельзя!

- Обо всем, что можно и чего нельзя, вам рассказывают в школе. И если вы действительно хотите стать друзьями природы, то сердце вам всегда подскажет, как поступать в тех или иных случаях.

Кузнечик.

Откройте тетрадь на стр. 27.

(красоту звуков).

В

На доске

9.

Рефлексия

Рефлексия « Всё в твоих руках»

На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать своё мнение, закрасив пальчики в соответствующие цвета. Если какая-то позиция вас не заинтересовала – не красьте.

Большой –для меня тема была важной и интересной –красным.

Указательный –узнал много нового – жёлтым.

Средний – мне было трудно – зелёным.

Безымянный – мне было комфортно – синим.

Мизинец – для меня было недостаточно информации – фиолетовым.

Защитим эту Землю


Пусть всегда будут реки,
Пусть всегда будет рыба,
Пусть всегда будет море,
А в пустыне – верблюд!
Пусть всегда будут рощи,
Пусть всегда будут птицы,
Пусть в тайге будут звери,
А у дома – цветы!
Пусть всегда будут люди,
Пусть всегда будут дети,
Пусть всегда в чистом небе
Будет солнце светить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценария новогоднего праздника " Весёлый хоровод"

Итак, внимание, внимание!Всех затаить прошу дыхание.На радость всем и удивлениеМы открываем представление!Наши дошкольники порадовали всех своими стихами , песнями, танцами. Но это ещё не всё! Они пре...

Тест по разделу "Весёлый хоровод"

Данный тест позволяет подвести итоги изученного раздела по чтению УМК "Перспектива", обобщить знания жанров устного народного творчества....

Урок литературного чтения для 2 класса по теме: " Весёлый хоровод". "Заклички, приговорки, потешки, перевёртыши, пословицы и поговорки".

В конспекте по литературному чтению  представлены технологии: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах.Цели урока: создание условий для:1.     Формировани...

Контрольная работа по литературному чтению 2 класс по разделам: «Весёлый хоровод», «Мы – друзья», «Здравствуй, матушка Зима!"

Данная контрольная работа разработана для проверки знаний учащихся 2 класса по 3 разделам: «Весёлый хоровод», «Мы – друзья», «Здравствуй, матушка Зима!». УМК "Перспектива"....

Развивающее занятие с элементами арт-терапии по экологии для обучающихся 1 класса "Бабочек весёлый хоровод"

Данное занятие может провести как психолог, так и учитель начальных классов. В ходе выполнения различных заданий ребята повторяют и закрепляют правила бережного отношения к природе....

Сценарий мероприятия: «Весёлый хоровод» — игровая программа

Сценарий мероприятия: «Весёлый хоровод» — игровая программаЦель:Организация увлекательного, познавательного досуга детей.Задачи: - Создание уютной атмосферы взаимоотношений...