План конспект урока на тему "Берегите воду" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Разработанный сомастоятельно план конспект урока на тему "Берегите воду" 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 32.16 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока окружающий мира
УМК: «Школа России» 3 «Б» класс
(Плешаков А.А. Окружающий мир, 3 класс 1 ч. )
Организационно-деятельностный компонент:
Дата: 14.10.2020 г.
Время: 16:05-16:45
Место: МАОУ СОШ №6,
Класс: 3 «Б»
Целевой компонент урока:
Тема урока: Берегите воду
Цель: организация деятельности обучающихся по осознанию причины загрязнения водоёмов, формированию бережного и экономического отношения к воде.
Задачи:
Образовательные: формирование представления учащихся об огромной роли воды в мире, быту и хозяйственной деятельности; причины загрязнения водоёмов, бережное и экономическое отношение к воде.
Развивающие: способствовать развитию познавательной активности обучающихся посредством работы над содержанием текста, развитию связной речи детей, обогащению словарного запаса; умению анализировать, выделять главное.
Воспитательные: воспитание бережного отношения к воде.
Здоровье сберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся. Создание положительного эмоционального микроклимата в классе, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии гигиеническими нормами, проведение физминуток.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание чувства ответственности, благодарности, заботы к природе; формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, положительного отношения к процессу познания, к чтению поэтических произведений; умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, понимать и ценить поэтическое слово.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, строить логическую цепочку рассуждений, овладение основами смыслового чтения, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение ставить задачи, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачей и условиями её реализации, осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности, вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и понимать других, отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументированно отстаивать свою позицию, умение грамотно строить монологическую и диалогическую речь.
Предметные: умение анализировать текст, выделять главное; отвечать на вопросы, находить части прочитанного, доказывающие высказанное суждение; понимать и ценить природу; бережно и экономично относиться к воде.
Тип урока: комбинированный
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах, в парах.
Основные образовательные ресурсы урока: учебник «Плешаков А.А. Окружающий мир, 3 класс 1 ч.»; раздаточный материал – тесты, карточки; демонстрационный материал – схема круговорота воды в природе, иллюстрации оз. Байкал, Земли.
Содержательный компонент урока:
Ход урока:
I. Организация начала урока.
1) Приветствие
У: Здравствуйте ребята, меня зовут Любовь Дмитриевна и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.
2) Проверка готовности к уроку.
У: Проверим готовы ли вы к уроку. На парте у вас должны лежать: учебник, пенал, дневник и карандаши.
3) Мотивация к обучению и познанию.
У: Начинаем ровно в срок,
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Пусть сегодня для нас всех,
На урок придет успех!
У: Чему будет посвящен наш урок?
О: Открытию новых знаний.
У: Что делать, если что-то не знаете?
О: Будем стараться узнавать новое.
У: Сейчас я прочитаю стихотворение, после чего вы должны ответить:
Без чего невозможна жизнь на Земле?
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда наш первый друг?
Снимет грязь с лица и рук?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без….(воды).
У: Без чего невозможна жизнь на Земле? Почему?
О: Без воды погибнут растения и животные, вода нужна людям, животным, растениям.
II. Актуализация умений и знаний.
1) Проверка домашнего задания
У: На прошлом уроке вы познакомились с удивительными превращениями воды, узнали о ее путешествиях. Сейчас проверим, что вы знаете о воде.
(Трое обучающихся будут работать по карточкам, а остальные выполнят тест)
Тест
1) Лед и снег-это вода…
А) в твердом состоянии;
Б) в жидком состоянии;
В) в газообразном состоянии.
2) Что происходит с водой при нагревании?
А) при нагревании вода сжимается;
Б) при нагревании вода расширяется;
В) изменений с водой при нагревании не происходит.
3) Ты вымыл пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим?
А) вода впиталась в поверхность пола;
Б) вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу.
В) вода с поверхности пола испарилась;
4) Пар- это…
А) вода в жидком состоянии
Б) вода в газообразном состоянии.
В) вода в твердом состоянии;
5) За счет чего зимой могут лопаться водопроводные трубы?
А) вода, превращаясь в лед, расширяется;
Б) вода, превращаясь в лед, сжимается;
В) повреждение водопроводных труб с наличием в них воды не связано.
(вместе проверяем работу)
Карточка №1
- В каком случае основные свойства воды указаны верно.
- имеет синий цвет, без запаха, прозрачная;
- бесцветная, без запаха, без вкуса, прозрачная.
- Что происходит с водой при нагревании
- при нагревании вода сжимается
- при нагревании вода расширяется
- Вода является растворителем
- Да
- Нет
Карточка № 2
Подчеркни свойства воды:
- Без вкуса, без запаха, текучесть, бесцветность, испаряемость, горючесть, растворитель.
- Где можно наблюдать воду в различных состояниях?. Используя слова для справок, заполни таблицу.
Слова для справок: ручей, сосулька, пар, океан, айсберг, туман.
Состояния воды | ||
Твёрдое | Жидкое | газообразное |
Сосулька, айсберг | Ручей, океан | Пар, туман |
Карточка№3
Вставь слова:
Вода при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. В воде растворяются некоторые вещества, потому что вода – хороший растворитель. Воду можно очистить с помощью фильтра.
Слова для справок: сжимается, расширяется, фильтр, растворитель
У: Расскажите, пользуясь схемой, как в природе происходит круговорот воды в природе? (на доске прикреплена схема)
О: Солнце нагревает воду, и она испаряется с поверхности водоёмов, почвы, растений. Тёплый водяной пар поднимается в верх, где температура воздуха значительно холоднее, потому горные вершины всегда покрыты снегом и льдом. В верху водяной пар охлаждается, превращаясь в мельчайшие капельки воды и льдинок. Выпадая на землю в виде осадок (дождь, снег).
III. Открытие новой темы. Целеполагание .
У: Сегодня на уроке мы продолжим разговор о воде. Тему урока вы сможете определить сами, послушав мою сказку.
В одном царстве жило-было Красивое озеро. И много в нем водилось рыбы. Люди приходили в гости к нему. Одни любовались красотой озера, другие – купались в его водах, третьи - ловили рыбу. Но случилось так, что каждый, кто приходил в гости к озеру, оставлял там много мусора. Обиделось оно на людей и спрятало всю рыбу под своим обрывистым берегом, а само покрылось густой тиной. Пришли утром люди к озеру и заплакали, ни рыбы они не увидели, ни чистой воды. Взмолились они, стали просить у озера прощения, стали ухаживать за ним. Простило людей озеро, выпустило рыбу, очистило свои воды. И стали люди жить с ним в мире и согласии.
У: Так о чем же мы будем говорить?
О: Мы будем говорить о воде, что ее надо беречь, не загрязнять.
У: Какая проблема стоит перед человечеством?
О: Загрязнение воды.
У: Итак, какая тема нашего урока?
О: «Берегите воду!»
У: Правильно и мы сегодня должны ответить на вопрос:
Почему нужно беречь и охранять воду? Почему вода находится в опасности?
У: А какие задачи мы должны решить на этом уроке? Чему должны научиться?
О: Мы должны узнать причины загрязнения водоёмов и научиться экономить воду.
У: Молодцы, вы правильно назвали задачи урока.
Прочитайте, они записаны на доске
1) Узнать причины загрязнения водоемов;
2) Научиться бережно относиться к воде и экономить воду.
IV. Открытие новых умений, знаний.
У: Чтобы выполнить данные задачи, нам нужно ответить на вопросы, которые принесла наша гостья
Капелька из сказочного Красивого озера.
КАПЕЛЬКА появляется на доске (вывешивается иллюстрация)
Вопросы:
1.Где на планете встречается вода?
2.Для чего человеку нужна вода?
3.Почему чистой воды становится меньше?
4.Чем опасна загрязненная вода и для кого опасна?
5.Что могут сделать люди для сохранения чистоты воды в водоемах?
6.Что значит «экономно расходовать воду»?
У: Вопрос 1: Где на планете встречается вода?
Читаем 1 абзац, с. 59 учебник
(Обучающиеся читают текст учебника, выбирают главное, отвечают на вопрос)
О: Вода встречается везде. Если посмотрим на глобус (модель Земли) воды
много в морях и океанах.
Морская вода соленая, она непригодна для питья, для полива полей, для
нужд фабрик и заводов. Человеку нужна пресная вода, которой на Земле не так уж много, и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Основные ее запасы сосредоточены в полярных льдах. Но запасы пресной воды сокращаются из-за их загрязнения.
У: Знаете ли вы, где у нас в стране самые большие запасы пресной воды?
О: оз. Байкал
(показываю картинку, дети зачитывают информацию.)
У: Вопрос 2: Для чего человеку нужна вода?
У: Давайте порассуждаем для чего же нужна вода для человека?
О: Вода нужна для:
1. для питья (Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди).
2. в быту (Без воды не замесить тесто для хлеба, без воды не попьете чаю, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства, - ничего не сделать без воды).
3. средство гигиены (Вода моет всех людей, животных, города, машины, дороги). Одним словом вода необходима для поддержания чистоты.
4. среда обитания В воде живут растения и животные, которых не встретишь на суше. На небольших глубинах, где много света, мир животных и растений разнообразен. На большой глубине, особенно в морях и океанах, обитают только животные, которые питаются другими животными. Многие из них имеют различные приспособления для жизни в воде – плавники, ласты, перепонки между пальцами, плавательные ножки, похожие на весла.
5. дорога (Еще вода — это самая большая и удобная дорога. По воде человек передвигается. По ней днем и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров).
6. Для получения электрического тока
7. красота, познание и отдых (Люди стремятся изучить подводный мир, они наслаждаются красотой водных просторов, отдыхают около водоёмов)
8. кормит (Но вода не только «поит», но еще и кормит — по морям и океанам днем и ночью плывут тысячи рыболовных судов). В соленых водах морей и океанов очень много водорослей. Ими питаются водные животные. Также водоросли используют в пищу, на корм скоту и в медицине.
У: А вы знаете, для того чтобы получить одну тонну бумаги, нужно 250 тонн воды.
У: А кто еще нуждается в воде?
О: Животные, растения
У: Слону в сутки необходимо 90 литров воды.
Вывод: Вода нужна всему живому. Без воды нет жизни.
Вопрос 3: Почему чистой воды становится меньше?
Читаем 3 абзац
Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает
столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов.
V. Физминутка.
1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону, 4 - 6 - то же в другую сторону, 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
VI. Открытие новых умений, знаний (продолжение)
Вопрос 4: Чем опасна загрязненная вода и для кого она опасна?
От загрязненной воды гибнут растения и животные в реках, озерах,
морях. Погибают растения на берегу. Заболевает человек.
У: можно ли пить воду из реки, озера, пруда?
О: Нельзя, в ней могут быть вредные вещества и болезнетворные бактерии.
У: Знаете ли вы , что более 5млн. людей ежегодно умирают от болезней, вызванных употреблением плохой воды.
Вопрос 5: Что могут сделать люди для сохранения чистоты воды в
водоемах?
Читаем в учебнике, с.60, 1 абзац.
У.- Сейчас строятся и такие предприятия, у которых вообще нет сточных вод.
Загрязненную воду там очищают и снова используют. Такому предприятию не нужно брать свежую воду из озера или реки. Оно не сливает туда и отработанную воду.
У: Как вы думаете, нужны людям такие предприятия?
О: Да, конечно
Вопрос 6: Что значит «экономно расходовать воду»?
У: Как вы понимаете экономно расходовать воду?
О: бережней к ней относиться, меньше тратить.
У: А как мы можем её экономить?
О: Следить чтобы вода просто так не текла с крана…
Зачитываем памятку.
У: Молодцы! Ребята мы ответили на все вопросы.
И выполнили задачи урока. Теперь капелька может отправиться к себе домой в чистое озеро.
VII. Закрепление изученного материала.
У: Давайте закрепим изученный материал, с помощью загадок.
Загадки:
1. Кругом вода, а с питьем беда (море).
2.. В огне не горит, в воде не тонет (лед).
3. Посмотрю в окошко: идет длинный Антошка (дождь).
4. Летом бежит, а зимой стоит (река).
5. Что в решете не унесешь? (воду).
6. Горя не знает, а слезы проливает (туча).
7. Без чего не умыться, не напиться? (без воды).
8. Скатерть бела весь свет одела (снег).
9.Морковка бела всю зиму росла, а солнышко пригрело- всю морковку съело. (сосулька)
10. В морях и реках обитает, но часто по небу летает, а как наскучит ей летать, на землю падает опять (вода).
11. В нее льется, из нее льется, сама по земле плетется (река).
12. Очень добродушная, я мягкая, послушная, но когда захочу, даже камень источу. (вода)
13. Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь, станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь. (Снег)
14. Не снег и не лед, а серебром деревья уберет. (Иней)
15. Он, белесый и сырой, опустился над землей. Словно облако упало, и домов не видно стало. Над рекою он плывет, а с рассветом пропадет. (туман)
16.Утром бусы засверкали, всю траву собой застлали.
А пошли искать их днем - ищем, ищем, не найдем. (Роса)
У: Проанализируйте схему на с. 60-61. Какие источники загрязнения воды показаны на ней?
О: На первой схеме человек загрязняет реку мусором, а на второй схеме проточные воды с заводов текут прямо в реку, огнеопасные вещества тоже выливают в реку, на берегу люди после отдыха оставили много мусора.
У: Рассмотрите фотографии, помещённые рядом со схемой. Что на них изображено? Какие мысли вызывают у вас эти фотографии?
О: На фотографиях изображена красивая природа, чистая вода. Изо всех загрязнений это красивое место и с портится.
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
У: Ребята давайте вспомним задачи нашего урока:
Мы узнали причины загрязнения водоёмов?
О: Да!
У: Отчего загрязняется вода в реках, озёрах, морях?
О: Вода загрязняется от сточных вод заводов, фабрик и от мусора, который человек выбрасывает в воду или оставляет на берегу.
У: Чем опасно загрязнение воды?
О: Из загрязнённых вод гибнут растения, животные, появляются различные болезни у человека.
У: Мы научились бережно относиться к воде и экономить воду?
О: Да!
У: Как люди охраняют воду от загрязнения?
О: Строят сооружения по очистке воды, строят предприятия на которых вообще нет сточных вод.
У: Посмотрите на доску вот такая красивая планета должна бы у нас свами, наполненная жизнью и счастьем. Так давайте будем беречь природу, экономить воду. И мы будем жить на такой красивой, а главное чистой планете.
IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Домашнее задание: нарисуйте плакат «Берегите воду»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.
Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Макет «Дом Дедушки Мороза. Русская изба-сруб». Мастер-класс. План-конспект урока технологии во 2 классе
Данная разрабоотка плана-конспекта урока технологии может быть использована как на уроках технологии так и на занятиях по внеурочной деятельности по декаративно-прикладному искусству. Также это ...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).
Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном". С помощью это...
План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе
Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...
План-конспект урока по физкультуре (1 класс) на тему: Конспект образовательного урока по физической культуре. Технологическая карта урока
Предмет физическая культура Класс...