РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» 2 «Б», 4 «Б» классы
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Волокитина Наталия Владимировна

Рабочая программа по окружающему миру для 2 «Б», 4 «Б» классов разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.УМК "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx47.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Большеалабухская средняя общеобразовательная школа

Грибановского муниципального района, Воронежской области

«Согласовано»  

Заместитель директора по УР

МКОУ Большеалабухской СОШ

___________Юрченко С.В.

«_» ____ 20    г.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

МКОУ Большеалабухской СОШ

____________ И.М.Крутоголовова

Приказ № ____  от «__»______20   г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Окружающий мир»

2 «Б», 4 «Б» классы

Составил учитель: Волокитина Наталия Владимировна

ВВК

с. Большие Алабухи,2020г.

  1. Пояснительная записка.

        Рабочая программа по окружающему миру для 2 «Б», 4 «Б» классов разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

        Изучение курса «Окружающий мир: Мир вокруг нас» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;

—  духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

                 Сроки реализации программы 2020- 2021 учебный год.

Структура рабочей программы:

1. Пояснительная записка.

2.Общая характеристика учебного предмета.

3. Описание места предмета в учебном плане.

4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

5.Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения учебного предмета.

6. Содержание учебного курса.

7. Тематическое планирование.

8.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

             9. Планируемые результаты изучения учебного предмета планирование.

2. Общая характеристика учебного курса

        Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

        Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

        Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

        Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

        Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

        Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

        В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.    

 3.Описание места в учебном плане.

     На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 260 часов: 1 класс – 50 ч ,  2,3 и 4 классы – по 70 часов (35 учебных недель).

4. Описание ценностных ориентиров  содержания учебного предмета.

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий.

• Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

5. Личные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

Результаты изучения курса:

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

   Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.), в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

6. Содержание учебного курса.

2 «Б» класс

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и представлены в программе содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество».

Человек и природа.

Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, ветер, дождь, гроза.

Звёзды и планеты. Созвездия. Географическая карта и план. Материки и океаны, их расположение на глобусе и карте. Ориентирование на местности. Компас.

Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края.

Водоёмы (водные богатства), их разнообразие (океан, река, море, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы (водные богатства) родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Полезные ископаемые. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека.

Растения, их разнообразие. Деревья, кустарники и травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей. Растения родного края.

Знакомство с отдельными представителями растений (комнатные растения, деревья). Бережное отношение человека к растениям.

Животные и их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края.

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности).

Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных, занесённых в Красную книгу.

Общее представление о строении тела человека. Характеристика от-дельных внутренних органов человека. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека. Номера телефонов для вызова экстренной помощи. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей.

Человек и общество.

Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.

Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных нацмональностей, социальных групп: проявление важения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению.

Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.

Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.

Общественный транспорт. Наземный, воздушный, водный транспорт. Правила пользования транспортом.

Наша родина – Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: герб, гимн, флаг. Правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Президент РФ – глава государства.

Праздник в жизни общества. Основные праздники: Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День семьи и др.

Россия на карте; государственная граница России.

Москва – столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору).

Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважительное отношение к своему и другим народам.

Родной край – частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; учреждения культуры, спорта и образования, музеи, театры. Особенности труда людей родного края, их профессии. Важные сведения из истории родного края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности.

Правила безопасной жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Основы правильного питания.

Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года.

Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

4 «Б» класс

Земля и человечество (4 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.

Природа России (5ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Родной край — часть большой страны (7 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

Страницы всемирной истории (2 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем

рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории России (13ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII—XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII—XV вв.

Наше Отечество в XVI — XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI—XVII вв.

Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.

Наша страна в 1945 — 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).

Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Современная Россия (3 ч)

Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в региона.

7. Тематическое планирование.

2 «Б» класс.

№ п/п

Название темы

Количество

часов

1.

Где мы живем?

4 ч

2.

Природа.

20 ч

3.

Жизнь города и села.

10 ч

4.

Здоровье и безопасность.

9 ч

5.

Общение

7 ч

6.

Путешествия

18ч

7.

Повторение

4 «Б» класс.

№ п/п

Название темы

Количество

часов

1.

Земля и человечество.

9 ч

2.

Природа России.

11 ч

3.

Родной край – часть большой страны.

14 ч

4.

Страницы Всемирной истории.

5 ч

5.

Страницы истории России.

20 ч

6.

Современная Россия.

9 ч

7.

Повторение

8.Описание учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса.


1.Плешаков А.А. Окружающий мир. Программа и планирование учебного курса 1-4 класса
2.Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2015г.

3.Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2015г.

4.Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2005

5.Плешаков А.А. и др. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 кл. (ч.1,2) Плешаков А.А.,Гара Н.Н., Назарова З.Д. «Тесты» (к учебнику «Окружающий мир») 1,2,3,4 классы;

6.Плешаков А. А. Методические рекомендации к учебнику «Мир вокруг нас. 2 класс» / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2006.
7.Плешаков, А. А. Методические рекомендации к учебнику «Мир вокруг нас. 2 класс» / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2015г.

  1. А.А. Плешаков, Е.А.Крючкова. Окружающий мир. Учебник. 4 класс: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2013г.
  2. А.А. Плешаков, Окружающий мир 4 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2015.
  3. А.А. Плешаков. От земли до неба: Атлас – определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 20012.
  4. Яценко И.Ф. Контрольно-измерительные материалы. 4 класс. М.:ВАКО, 2015.
  5. Т.Н. Максимова. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 4 класс. –М.:ВАКО,2015.

13. Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 4 класс

9. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

К концу 4 класса учащиеся научатся:

  • Земля – планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
  • способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
  • что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
  • некоторые современные экологические проблемы;
  • природные зоны России;
  • особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
  • исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
  • важнейшие события и великих людей отечественной истории;
  • государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка;
  • правила безопасности дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • соблюдать правила безопасности дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов);
  • адекватно оценивать ситуацию на проезжей части тротуаре с точки зрения пешехода и (или) велосипедиста;
  • прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей);
  • распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
  • проводить наблюдения природных тел и явлений;
  • в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
  • приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
  • соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
  • приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
  • приводить примеры народов России;
  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
  • применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
  • владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.

Календарно-тематическое планирование

2 «Б» класс

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Домашнее задание

Раздел 1. Где мы живем? (4 часа)

1.

Родная страна.

1

2.

Город и село. Проект «Родное село».

1

3.

Природа и рукотворный мир

1

4.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?»

1

Раздел 2. Природа.( 20 часов)

5.

Неживая и живая природа

1

6.

Явления природы. П/р

« Как измерить температуру»

1

7.

Что такое погода

1

8.

В гости к осени. Неживая природа (экскурсия)

1

9.

В гости к осени. Живая природа.

1

10.

Звёздное небо

1

11.

П/р «Заглянем в кладовые земли»

1

12.

Про воздух и про воду

1

13.

Про воздух и про воду

1

14.

Какие бывают растения

1

15.

Какие бывают животные

1

16.

Невидимые нити

1

17.

Дикорастущие и культурные растения

1

18.

Дикие и домашние животные

1

19.

П/р «Комнатные растения»

1

20.

Животные живого уголка

1

21.

Про кошек и собак

1

22.

Красная книга

1

23.

Будь природе другом. Проект «Красная книга, или возьмём под защиту»

1

24.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»

1

Раздел 3. Жизнь города и села. (10 часов)

25.

Что такое экономика.

1

26.

Из чего что сделано

1

27.

Как построить дом

1

28.

Какой бывает транспорт

1

29.

Культура и образование

1

30.

Все профессии важны. Проект «Профессии»

1

31.

В гости к зиме (экскурсия)

1

32.

В гости к зиме

1

33.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села»

1

34.

Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или возьмём под защиту», «Профессии»

1

Раздел 4. Здоровье и безопасность. (9  часов)

35.

Строение тела человека.

1

36.

Если хочешь быть здоров.

1

37.

Берегись автомобиля!

1

38.

Школа пешехода

1

39.

Домашние опасности.

1

40.

Пожар.

1

41.

На воде и в лесу.

1

42.

Опасные незнакомцы.

1

43.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность».

1

Раздел 5. Общение (7  часов)

44.

Наша дружная семья.

1

45.

Проект «Родословная».

1

46.

В школе.

1

47.

Правила вежливости.

1

48.

Ты и твои друзья.

1

49.

Мы – зрители и пассажиры.

1

50.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение».

1

Раздел 6. Путешествия (18 часов)

51.

Посмотри вокруг.

1

52.

Ориентирование на местности.

1

53.

Ориентирование на местности.

1

54.

Формы земной поверхности

1

55.

Водные богатства.

1

56.

В гости к весне (экскурсия).

1

57.

В гости к весне (урок).

1

58.

Россия на карте.

1

59.

Проект «Города России».

1

60.

Путешествие по Москве.

1

61.

Московский Кремль.

1

62.

Город на Неве.

1

63.

Путешествие по планете.

1

64.

Путешествие по материкам.

1

65.

Страны мира.

1

66.

Проект «Страны мира»

1

67.

Впереди лето.

1

68.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия

1

Раздел 7. Повторение  (2 часа)

69.

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира».

1

70.

Обобщающий урок.

1

Календарно-тематическое планирование

4 «Б» класс

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Домашнее задание

Раздел 1. Земля и человечество. (9 часов)

1.

Мир глазами астронома.

1

2.

Планеты солнечной системы. Практическая работа №1 «Движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца».

1

3.

Звёздное небо – Великая книга Природы. Практическая работа №2 «Знакомство с картой звёздного неба».

1

4.

Мир глазами географа. Практическая работа №3 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и карте».

1

5.

Мир глазами историка.

1

6.

Когда и где? Практическая работа №4 «Знакомство с историческими картами».

1

7.

Мир глазами эколога.

1

8.

Сокровища Земли од охраной человечества.

1

9.

Сокровища Земли од охраной человечества. Контрольная работа №1 по теме: «Как устроен мир?»

1

Раздел 2. Природа России (11  часов)

10.

Равнины и горы России. Практическая работа №5 «Поиск и показ на карте изучаемых равнин и рек».

1

11.

Моря, озёра и реки России. Практическая работа №6 «Поиск и показ на карте изучаемых морей, озёр и рек России».

1

12.

Природные зоны России.

1

13.

Зона арктических пустынь.

1

14.

Тундра. Практическая работа №7 «Показ изучаемых объектов на карте природных зон России».

1

15.

Леса России.

1

16.

Лес и человек.

1

17.

Зона степей.

1

18.

Пустыни. Практическая работа №8 «Рассматривание гербарных экземпляров растений и выявление признаков их приспособленности к условиям жизни».

1

19.

У Чёрного моря.

1

20.

Контрольная работа №2 по теме: «Природа России».

1

Раздел 3.  Родной край – часть большой страны. (14 часов)

21.

Наш край. Практическая работа №9 «Знакомство с картой края».

1

22.

Поверхность нашего края.

1

23.

Поверхность нашего края. Экскурсия №1«Изучение форм земной поверхности»

1

24.

Водные богатства нашего края.

1

25.

Наши подземные богатства. Практическая работа №10 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств».

1

26.

Земля-кормилица.

1

27.

Экскурсия №2 «В лес и на луг».

1

28.

Жизнь леса. Практическая работа №11 «Знакомство с растениями и животными леса».

1

29.

Жизнь луга. Практическая работа №12 «Знакомство с растениями и животными луга с помощью атласа-определителя».

1

30.

Жизнь в пресных водах. Наши проекты.

1

31.

Экскурсия №3 «К водоёму».

1

32.

Растениеводство в нашем крае. Практическая работа №13 «Знакомство с культурными растениями края».

1

33.

Животноводство в нашем крае.

1

34.

Наши проекты. Презентация проекта

1

Раздел 4. Страницы Всемирной истории. (5 часов)

35.

Начало истории человечества.

1

36.

Мир древности: далёкий и близкий.

1

37.

Средние века: время рыцарей и замков.

1

38.

Новое время: встреча Европы и Америки.

1

39.

Новейшее время: история продолжается сегодня. Контрольная работа №4 по теме: «Страницы всемирной истории».

1

Раздел 5. Страницы истории России. (20 часов)

40.

Жизнь древних славян.

1

41.

Во времена Древней Руси.

1

42.

Страна городов.

1

43.

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

1

44.

Трудные времена на Русской земле.

1

45.

Русь расправляет крылья.

1

46.

Куликовская битва.

1

47.

 Иван Третий.

1

48.

Мастера печатных дел.

1

49.

Патриоты России.

1

50.

Пётр Великий.

1

51.

Михаил Васильевич Ломоносов.

1

52.

Екатерина Великая.

1

53.

Отечественная война 1812 года. Практическая работа №14 «Найти и показать на карте изучаемые объекты».

1

54.

Страницы истории 19 века.

1

55.

Россия вступает в 20 век.

1

56.

Страницы истории 1920-1930 годов.

1

57.

Великая Отечественная война и Великая Победа.

1

58.

Великая Отечественная война и Великая Победа.

1

59.

Страна, открывшая путь в космос. Контрольная работа №5 по теме: «Страницы истории России».

1

Раздел 6. Современная Россия. (9 часов)

60.

Основной закон России и права человека.

1

61.

Мы – граждане России.

1

62.

Славные символы России

1

63.

Такие разные праздники.

1

64.

Путешествие по России.

1

65.

Путешествие по России.

1

66.

Наши проекты.

1

67.

Контрольная работа №6 по теме: «Современная Россия».

1

68.

Презентация проекта.

1

Раздел 7. Повторение (2 часа)

69.

Обобщающий урок.

1

70.

Обобщающий урок.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса Плешаков А.А.

Программа   курса «Окружающий мир» для  4 класса общеобразовательных учреждений разрабатывалась на основе авторской программы  Плешакова А.А. с учетом требований к резул...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 3 класса (УМК «Начальная школа XXI века»)

Рабочая программа курса «Окружающий мир» на 2011-2012 учебный год для учащихся 3 класса МОУ «Красненская СОШ имени М.И.Светличной» разработана на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой (С...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 4 класса в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 68 часов, по 2 часа в неделю. Развернут...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 4 класса в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 68 часов, по 2 часа в неделю. Развернуто...

Рабочая программа по предмету Окружающий мир для 4 класса составлена на основе авторской программы А.А Плешакова «Окружающий мир»

Рабочая программа по предмету Окружающий мир для 4 А класса составлена на основе авторской программы А.А Плешакова «Окружающий мир»...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 4 класса к учебнику А.А.Плешакова. УМК "Школа России". Автор программы Плешаков А.А.

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 4 класса составлена на основе авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир. 1 - 4". Программа включает в себя пояснительную записку, общую харак...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 1-4 класс и календарно тематическое планирование с 1 по 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа  по предмету "Окружающий мир" 1-4 класс и календарно тематическое планирование 1,2,3,4 класс  УМК "Школа России"...