РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» 2 «Б», 4 «Б» классы
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Рабочая программа по окружающему миру для 2 «Б», 4 «Б» классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.УМК "Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 47.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Большеалабухская средняя общеобразовательная школа
Грибановского муниципального района, Воронежской области
«Согласовано» Заместитель директора по УР МКОУ Большеалабухской СОШ ___________Юрченко С.В. «_» ____ 20 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МКОУ Большеалабухской СОШ ____________ И.М.Крутоголовова Приказ № ____ от «__»______20 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Окружающий мир»
2 «Б», 4 «Б» классы
Составил учитель: Волокитина Наталия Владимировна
ВВК
с. Большие Алабухи,2020г.
- Пояснительная записка.
Рабочая программа по окружающему миру для 2 «Б», 4 «Б» классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Изучение курса «Окружающий мир: Мир вокруг нас» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Сроки реализации программы 2020- 2021 учебный год.
Структура рабочей программы:
1. Пояснительная записка.
2.Общая характеристика учебного предмета.
3. Описание места предмета в учебном плане.
4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
5.Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения учебного предмета.
6. Содержание учебного курса.
7. Тематическое планирование.
8.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
9. Планируемые результаты изучения учебного предмета планирование.
2. Общая характеристика учебного курса
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
3.Описание места в учебном плане.
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 260 часов: 1 класс – 50 ч , 2,3 и 4 классы – по 70 часов (35 учебных недель).
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий.
• Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
5. Личные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Результаты изучения курса:
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.), в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
6. Содержание учебного курса.
2 «Б» класс
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и представлены в программе содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество».
Человек и природа.
Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, ветер, дождь, гроза.
Звёзды и планеты. Созвездия. Географическая карта и план. Материки и океаны, их расположение на глобусе и карте. Ориентирование на местности. Компас.
Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края.
Водоёмы (водные богатства), их разнообразие (океан, река, море, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы (водные богатства) родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Полезные ископаемые. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека.
Растения, их разнообразие. Деревья, кустарники и травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей. Растения родного края.
Знакомство с отдельными представителями растений (комнатные растения, деревья). Бережное отношение человека к растениям.
Животные и их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края.
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности).
Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных, занесённых в Красную книгу.
Общее представление о строении тела человека. Характеристика от-дельных внутренних органов человека. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека. Номера телефонов для вызова экстренной помощи. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей.
Человек и общество.
Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.
Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных нацмональностей, социальных групп: проявление важения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению.
Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.
Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.
Общественный транспорт. Наземный, воздушный, водный транспорт. Правила пользования транспортом.
Наша родина – Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: герб, гимн, флаг. Правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент РФ – глава государства.
Праздник в жизни общества. Основные праздники: Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День семьи и др.
Россия на карте; государственная граница России.
Москва – столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору).
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважительное отношение к своему и другим народам.
Родной край – частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; учреждения культуры, спорта и образования, музеи, театры. Особенности труда людей родного края, их профессии. Важные сведения из истории родного края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности.
Правила безопасной жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Основы правильного питания.
Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года.
Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
4 «Б» класс
Земля и человечество (4 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.
Природа России (5ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Родной край — часть большой страны (7 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Страницы всемирной истории (2 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем
рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории России (13ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII—XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII—XV вв.
Наше Отечество в XVI — XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI—XVII вв.
Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.
Наша страна в 1945 — 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Современная Россия (3 ч)
Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в региона.
7. Тематическое планирование.
2 «Б» класс.
№ п/п | Название темы | Количество часов |
1. | Где мы живем? | 4 ч |
2. | Природа. | 20 ч |
3. | Жизнь города и села. | 10 ч |
4. | Здоровье и безопасность. | 9 ч |
5. | Общение | 7 ч |
6. | Путешествия | 18ч |
7. | Повторение | 2ч |
4 «Б» класс.
№ п/п | Название темы | Количество часов |
1. | Земля и человечество. | 9 ч |
2. | Природа России. | 11 ч |
3. | Родной край – часть большой страны. | 14 ч |
4. | Страницы Всемирной истории. | 5 ч |
5. | Страницы истории России. | 20 ч |
6. | Современная Россия. | 9 ч |
7. | Повторение | 2ч |
8.Описание учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса.
1.Плешаков А.А. Окружающий мир. Программа и планирование учебного курса 1-4 класса
2.Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2015г.
3.Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2015г.
4.Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2005
5.Плешаков А.А. и др. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 кл. (ч.1,2) Плешаков А.А.,Гара Н.Н., Назарова З.Д. «Тесты» (к учебнику «Окружающий мир») 1,2,3,4 классы;
6.Плешаков А. А. Методические рекомендации к учебнику «Мир вокруг нас. 2 класс» / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2006.
7.Плешаков, А. А. Методические рекомендации к учебнику «Мир вокруг нас. 2 класс» / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2015г.
- А.А. Плешаков, Е.А.Крючкова. Окружающий мир. Учебник. 4 класс: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2013г.
- А.А. Плешаков, Окружающий мир 4 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2015.
- А.А. Плешаков. От земли до неба: Атлас – определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 20012.
- Яценко И.Ф. Контрольно-измерительные материалы. 4 класс. М.:ВАКО, 2015.
- Т.Н. Максимова. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 4 класс. –М.:ВАКО,2015.
13. Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 4 класс
9. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
К концу 4 класса учащиеся научатся:
- Земля – планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
- способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
- что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
- некоторые современные экологические проблемы;
- природные зоны России;
- особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
- исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
- важнейшие события и великих людей отечественной истории;
- государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка;
- правила безопасности дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов).
Учащиеся получат возможность научиться:
- соблюдать правила безопасности дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов);
- адекватно оценивать ситуацию на проезжей части тротуаре с точки зрения пешехода и (или) велосипедиста;
- прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей);
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
- проводить наблюдения природных тел и явлений;
- в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
- приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
- соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
- приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
- приводить примеры народов России;
- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
- применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
- владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.
Календарно-тематическое планирование
2 «Б» класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Домашнее задание |
Раздел 1. Где мы живем? (4 часа) | ||||
1. | Родная страна. | 1 | ||
2. | Город и село. Проект «Родное село». | 1 | ||
3. | Природа и рукотворный мир | 1 | ||
4. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?» | 1 | ||
Раздел 2. Природа.( 20 часов) | ||||
5. | Неживая и живая природа | 1 | ||
6. | Явления природы. П/р « Как измерить температуру» | 1 | ||
7. | Что такое погода | 1 | ||
8. | В гости к осени. Неживая природа (экскурсия) | 1 | ||
9. | В гости к осени. Живая природа. | 1 | ||
10. | Звёздное небо | 1 | ||
11. | П/р «Заглянем в кладовые земли» | 1 | ||
12. | Про воздух и про воду | 1 | ||
13. | Про воздух и про воду | 1 | ||
14. | Какие бывают растения | 1 | ||
15. | Какие бывают животные | 1 | ||
16. | Невидимые нити | 1 | ||
17. | Дикорастущие и культурные растения | 1 | ||
18. | Дикие и домашние животные | 1 | ||
19. | П/р «Комнатные растения» | 1 | ||
20. | Животные живого уголка | 1 | ||
21. | Про кошек и собак | 1 | ||
22. | Красная книга | 1 | ||
23. | Будь природе другом. Проект «Красная книга, или возьмём под защиту» | 1 | ||
24. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» | 1 | ||
Раздел 3. Жизнь города и села. (10 часов) | ||||
25. | Что такое экономика. | 1 | ||
26. | Из чего что сделано | 1 | ||
27. | Как построить дом | 1 | ||
28. | Какой бывает транспорт | 1 | ||
29. | Культура и образование | 1 | ||
30. | Все профессии важны. Проект «Профессии» | 1 | ||
31. | В гости к зиме (экскурсия) | 1 | ||
32. | В гости к зиме | 1 | ||
33. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» | 1 | ||
34. | Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или возьмём под защиту», «Профессии» | 1 | ||
Раздел 4. Здоровье и безопасность. (9 часов) | ||||
35. | Строение тела человека. | 1 | ||
36. | Если хочешь быть здоров. | 1 | ||
37. | Берегись автомобиля! | 1 | ||
38. | Школа пешехода | 1 | ||
39. | Домашние опасности. | 1 | ||
40. | Пожар. | 1 | ||
41. | На воде и в лесу. | 1 | ||
42. | Опасные незнакомцы. | 1 | ||
43. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». | 1 | ||
Раздел 5. Общение (7 часов) | ||||
44. | Наша дружная семья. | 1 | ||
45. | Проект «Родословная». | 1 | ||
46. | В школе. | 1 | ||
47. | Правила вежливости. | 1 | ||
48. | Ты и твои друзья. | 1 | ||
49. | Мы – зрители и пассажиры. | 1 | ||
50. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». | 1 | ||
Раздел 6. Путешествия (18 часов) | ||||
51. | Посмотри вокруг. | 1 | ||
52. | Ориентирование на местности. | 1 | ||
53. | Ориентирование на местности. | 1 | ||
54. | Формы земной поверхности | 1 | ||
55. | Водные богатства. | 1 | ||
56. | В гости к весне (экскурсия). | 1 | ||
57. | В гости к весне (урок). | 1 | ||
58. | Россия на карте. | 1 | ||
59. | Проект «Города России». | 1 | ||
60. | Путешествие по Москве. | 1 | ||
61. | Московский Кремль. | 1 | ||
62. | Город на Неве. | 1 | ||
63. | Путешествие по планете. | 1 | ||
64. | Путешествие по материкам. | 1 | ||
65. | Страны мира. | 1 | ||
66. | Проект «Страны мира» | 1 | ||
67. | Впереди лето. | 1 | ||
68. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия | 1 | ||
Раздел 7. Повторение (2 часа) | ||||
69. | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». | 1 | ||
70. | Обобщающий урок. | 1 |
Календарно-тематическое планирование
4 «Б» класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Домашнее задание |
Раздел 1. Земля и человечество. (9 часов) | ||||
1. | Мир глазами астронома. | 1 | ||
2. | Планеты солнечной системы. Практическая работа №1 «Движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца». | 1 | ||
3. | Звёздное небо – Великая книга Природы. Практическая работа №2 «Знакомство с картой звёздного неба». | 1 | ||
4. | Мир глазами географа. Практическая работа №3 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и карте». | 1 | ||
5. | Мир глазами историка. | 1 | ||
6. | Когда и где? Практическая работа №4 «Знакомство с историческими картами». | 1 | ||
7. | Мир глазами эколога. | 1 | ||
8. | Сокровища Земли од охраной человечества. | 1 | ||
9. | Сокровища Земли од охраной человечества. Контрольная работа №1 по теме: «Как устроен мир?» | 1 | ||
Раздел 2. Природа России (11 часов) | ||||
10. | Равнины и горы России. Практическая работа №5 «Поиск и показ на карте изучаемых равнин и рек». | 1 | ||
11. | Моря, озёра и реки России. Практическая работа №6 «Поиск и показ на карте изучаемых морей, озёр и рек России». | 1 | ||
12. | Природные зоны России. | 1 | ||
13. | Зона арктических пустынь. | 1 | ||
14. | Тундра. Практическая работа №7 «Показ изучаемых объектов на карте природных зон России». | 1 | ||
15. | Леса России. | 1 | ||
16. | Лес и человек. | 1 | ||
17. | Зона степей. | 1 | ||
18. | Пустыни. Практическая работа №8 «Рассматривание гербарных экземпляров растений и выявление признаков их приспособленности к условиям жизни». | 1 | ||
19. | У Чёрного моря. | 1 | ||
20. | Контрольная работа №2 по теме: «Природа России». | 1 | ||
Раздел 3. Родной край – часть большой страны. (14 часов) | ||||
21. | Наш край. Практическая работа №9 «Знакомство с картой края». | 1 | ||
22. | Поверхность нашего края. | 1 | ||
23. | Поверхность нашего края. Экскурсия №1«Изучение форм земной поверхности» | 1 | ||
24. | Водные богатства нашего края. | 1 | ||
25. | Наши подземные богатства. Практическая работа №10 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств». | 1 | ||
26. | Земля-кормилица. | 1 | ||
27. | Экскурсия №2 «В лес и на луг». | 1 | ||
28. | Жизнь леса. Практическая работа №11 «Знакомство с растениями и животными леса». | 1 | ||
29. | Жизнь луга. Практическая работа №12 «Знакомство с растениями и животными луга с помощью атласа-определителя». | 1 | ||
30. | Жизнь в пресных водах. Наши проекты. | 1 | ||
31. | Экскурсия №3 «К водоёму». | 1 | ||
32. | Растениеводство в нашем крае. Практическая работа №13 «Знакомство с культурными растениями края». | 1 | ||
33. | Животноводство в нашем крае. | 1 | ||
34. | Наши проекты. Презентация проекта | 1 | ||
Раздел 4. Страницы Всемирной истории. (5 часов) | ||||
35. | Начало истории человечества. | 1 | ||
36. | Мир древности: далёкий и близкий. | 1 | ||
37. | Средние века: время рыцарей и замков. | 1 | ||
38. | Новое время: встреча Европы и Америки. | 1 | ||
39. | Новейшее время: история продолжается сегодня. Контрольная работа №4 по теме: «Страницы всемирной истории». | 1 | ||
Раздел 5. Страницы истории России. (20 часов) | ||||
40. | Жизнь древних славян. | 1 | ||
41. | Во времена Древней Руси. | 1 | ||
42. | Страна городов. | 1 | ||
43. | Из книжной сокровищницы Древней Руси. | 1 | ||
44. | Трудные времена на Русской земле. | 1 | ||
45. | Русь расправляет крылья. | 1 | ||
46. | Куликовская битва. | 1 | ||
47. | Иван Третий. | 1 | ||
48. | Мастера печатных дел. | 1 | ||
49. | Патриоты России. | 1 | ||
50. | Пётр Великий. | 1 | ||
51. | Михаил Васильевич Ломоносов. | 1 | ||
52. | Екатерина Великая. | 1 | ||
53. | Отечественная война 1812 года. Практическая работа №14 «Найти и показать на карте изучаемые объекты». | 1 | ||
54. | Страницы истории 19 века. | 1 | ||
55. | Россия вступает в 20 век. | 1 | ||
56. | Страницы истории 1920-1930 годов. | 1 | ||
57. | Великая Отечественная война и Великая Победа. | 1 | ||
58. | Великая Отечественная война и Великая Победа. | 1 | ||
59. | Страна, открывшая путь в космос. Контрольная работа №5 по теме: «Страницы истории России». | 1 | ||
Раздел 6. Современная Россия. (9 часов) | ||||
60. | Основной закон России и права человека. | 1 | ||
61. | Мы – граждане России. | 1 | ||
62. | Славные символы России | 1 | ||
63. | Такие разные праздники. | 1 | ||
64. | Путешествие по России. | 1 | ||
65. | Путешествие по России. | 1 | ||
66. | Наши проекты. | 1 | ||
67. | Контрольная работа №6 по теме: «Современная Россия». | 1 | ||
68. | Презентация проекта. | 1 | ||
Раздел 7. Повторение (2 часа) | ||||
69. | Обобщающий урок. | 1 | ||
70. | Обобщающий урок. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса Плешаков А.А.
Программа курса «Окружающий мир» для 4 класса общеобразовательных учреждений разрабатывалась на основе авторской программы Плешакова А.А. с учетом требований к резул...
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 3 класса (УМК «Начальная школа XXI века»)
Рабочая программа курса «Окружающий мир» на 2011-2012 учебный год для учащихся 3 класса МОУ «Красненская СОШ имени М.И.Светличной» разработана на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой (С...
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 4 класса в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 68 часов, по 2 часа в неделю. Развернут...
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 4 класса в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 68 часов, по 2 часа в неделю. Развернуто...
Рабочая программа по предмету Окружающий мир для 4 класса составлена на основе авторской программы А.А Плешакова «Окружающий мир»
Рабочая программа по предмету Окружающий мир для 4 А класса составлена на основе авторской программы А.А Плешакова «Окружающий мир»...
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 4 класса к учебнику А.А.Плешакова. УМК "Школа России". Автор программы Плешаков А.А.
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 4 класса составлена на основе авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир. 1 - 4". Программа включает в себя пояснительную записку, общую харак...
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 1-4 класс и календарно тематическое планирование с 1 по 4 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 1-4 класс и календарно тематическое планирование 1,2,3,4 класс УМК "Школа России"...