Программа по внеурочной деятельности "Я житель планета Земля"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Бревнова Наталья Михайловна

Программа к курсу «Я - житель планеты Земля» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы

 «Юный эколог» 1-4 классы  авторов –составителей  Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331с. для учащихся младших классов (модифицированной), с использованием методического пособия … «Юный эколог» Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331с. (2019г.),

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я-житель планеты Земля» предназначена для организации внеурочной деятельности по научно-познавательному экологическому направлению в 1-4 классах, направлена на формирование готовности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

П.ТАЁЖНЫЙ

ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ФГОС)

ПО ЭКОЛОГИИ

«Я  - житель планеты Земля»

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Составила учитель начальных классов

Бревнова Н.М.

Высшая категория

2019 г.

Программа по экологии «Я - житель планеты Земля»

Программа к курсу «Я - житель планеты Земля» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы

 «Юный эколог» 1-4 классы  авторов –составителей  Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331с. для учащихся младших классов (модифицированной), с использованием методического пособия … «Юный эколог» Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331с. (2019г.),

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я-житель планеты Земля» предназначена для организации внеурочной деятельности по научно-познавательному экологическому направлению в 1-4 классах, направлена на формирование готовности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию.

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.

         В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.

«Я –житель планеты Земля» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что  она предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

При реализации данной программы создаются условия для становления личностных характеристик выпускника начальной школы:  

  • любознательность, активность  и заинтересованность в познании мира;
  • овладение основами умения учиться;
  • способность к организации собственной деятельности;
  • готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение.
  1. Цель и задачи курса « «Я  - житель планеты Земля»

        Цель: приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия при включении обучающихся в самостоятельную исследовательскую экологическую практику, трансформирование процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития, формирование экологической культуры.

        Программа  ставит перед собой следующие задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой  природы, о взаимодействии  и  взаимозависимости  природы,  общества и человека.

2.  Формирование   осознанных   представлений   о   нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3.   Формирование экологически  ценностных   ориентации в деятельности детей.

4.   Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

5.   Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

6.   Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

7.  Развитие потребности в необходимости и возможности  решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Ценностными ориентирами содержания программы являются:

  • развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
  •  формирование представлений о природе как универсальной ценности;
  •  изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе;
  •  развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
  •  развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
  •  развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
  • формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
  • вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению
    ближайшего природного окружения.

2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА .

Программа «Я  - житель планеты Земля», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.

        Теоретические основы программы - исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).

        Представленная целостная программа разработана для учащихся начальной школы, состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 135 часов. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:

1-й год обучения - «Знакомые незнакомцы» 17 часов .

2-й год обучения - «Познавательная экология» (17 часов).  

Занятия проводятся 1 раз в 2 недели по одному академическому часу.

Основные принципы содержания программы:

  • принцип единства сознания и деятельности;
  • принцип наглядности;
  • принцип личностной ориентации;
  • принцип системности и целостности;
  • принцип экологического гуманизма;
  • принцип краеведческий;
  • принцип практической направленности.

     Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:

  • Земля - единая экосистема.
  • Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.
  • Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.

      Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

        В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

        Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.

       Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога».

        Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания,  в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.

Результативность. Результативность и целесообразность работы по программе «Я  - житель планеты Земля»  выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: осенняя ярмарка «Сюрпризы осени», «День птиц», «День Земли» и др.

3.ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

        Программа рассчитана на 2 года, 34 часа. 1 –й год обучения – 17 часов, 2-й год обучения  17 часов. Занятия проводятся 1 раз в 2 неделю по 45 минут в 2-3 классах. Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся 2–3-х классов.

4.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО ПРЕДМЕТА.

Личностными результатами освоения программы являются:

  • развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
  • воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
  • формирование мотивации дальнейшего изучения природы;
  • внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе; чувство необходимости учения);
  • самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в Я-концепции социальной роли ученика; рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием);
  • мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью).

Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Метапредметными результатами изучения курса «Земля наш общий дом»  является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев .Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста. Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

 - овладение начальными формами исследовательской деятельности

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

5.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Особенности содержания обучения. Объектом изучения  является природное и социоприродное окружение младшего школьника. В учебном процессе познание природы как целостного реального окружения требует её осмысленного разделения на отдельные компоненты, объекты. В качестве таких объектов рассматриваются тела живой и неживой природы из ближайшего окружения младших школьников.

Основной акцент в содержании сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.

Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоём).

Деятельностный подход к разработке содержания программы  позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:

  • обеспечивать восприятие и усвоение знаний;
  • создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера;
  • уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) и утилитарные ценности;
  • использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности.

Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природе и других сфер сознания: художественной, нравственной, практической. Подобное содержание программы не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал.

Воспитательные результаты программы представлены в трёх уровнях: приобретение школьником социальных знаний; получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма.

Формы достижения воспитательных результатов на занятиях:

Приобретение социальных знаний

Формирование ценностного отношения  к социальной реальности

Получение опыта самостоятельного общественного действия

1 –й год обучения

Коллективная творческая игра, познавательные беседы, тематические экскурсии, познавательные опыты, интеллектуальный конкурс, тренинг, продуктивная игра, аукцион идей, игра-соревнование, творческая мастерская, игровая эстафета, лингвистическая мастерская, интеллектуальный марафон

Опыт, познавательные беседы с участием специалистов, интеллектуальный тренинг, исследовательская лаборатория, практикум

Выставка - демонстрация папок исследователя.

Участие в интеллектуальных конкурсах на школьном уровне.

2-йгод обучения

Самостоятельная исследовательская практика

Познавательные беседы, предметные экскурсии, тренинг, продуктивная игра, аукцион идей, игра-соревнование, творческая мастерская, игровая эстафета, лингвистическая мастерская, интеллектуальный марафон

Виртуальные экспедиции, экскурсии, познавательные беседы с участием специалистов, исследовательская лаборатория, ярмарка новых идей, практикум, литературные пробы, тематические дискуссии

Коллективная творческая деятельность, презентации продуктов деятельности; участие в интеллектуальных конкурсах на школьном  и муниципальном уровнях, участие в конференции на школьном и муниципальном уровне.

Общеучебные умения, навыки, способы деятельности:

- выполнять правила поведения в природе;

- ухаживать за культурными растениями и домашними животными;

- наблюдать предметы и явления природы;

- оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;

- проявлять терпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям.

Специальные умения, навыки и способы деятельности

обучающиеся должны знать/понимать

- планета Земля - наш большой дом;

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

- организмы, приносящие вред хозяйству человека, некоторые виды борьбы с ними;

- человек – существо природное и социальное

- разносторонние связи человека с окружающей средой;

- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека на окружающую среду;

- способы сохранения окружающей среды;

- что такое наблюдение и опыт;

- экология -  наука об общем доме;

Уметь

- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

- применять теоретические знания при обращении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

-ухаживать за культурными растениями и домашними животными;

- составлять экологические модели, трофические цели;

- заботиться о здоровом образе жизни;

- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;

- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

- улучшать состояние окружающей среды;

- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

- ставить простейшие опыты с объектами неживой и живой природы;

- оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;

- проявлять терпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;

-выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составление сказок, мини-сочинений и т.п.

Содержание 1-й года обучения

«ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ»  - 17 часов               

«ВВЕДЕНИЕ». (1 час)

Тема 1. Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»(1 час)

Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Практическая работа « Путешествие в мир животных: Игра «Поле чудес»

                Раздел 1.   «ДИКИЕ  ЖИВОТНЫЕ» (9 часов)

Тема 2. Заяц - «Длинное ухо». Лисица «Лиса Патрикеевна»

 (1 час)

 Разгадывание загадок, рассказ учителя (матер. из энциклопедии),  чтение рассказа В. Зотова «Заяц – беляк», беседа по содержанию рассказа. Практическая работа  «знакомство с народными приметами и пословицами».

Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве разгадывание загадок, чтение рассказа В. Зотова «Лиса», работа по содержанию рассказа.

Тема 3.Серый хищник – волк. Хозяин леса – медведь. (1час)

 Разгадывание ребусов, материал из энциклопедии о волке чтение рассказа        В.Зотова «Волк», работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов, Практическая работа в группах - «Раскрась»

Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал  из энциклопедии),  чтение    рассказа В.Зотова «Медведь», беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами и пословицами. Составление портрета «Бурый медведь», сценка «Теремок

Тема 4. Любознательный зверёк – белка. Куница - охотник на белок (1час).

Познакомить с особенностями поведения белки, разгадывание загадок, рассказ В.Зотова «Белка», Работа в группах – «Собери мозаику».  Знакомство с куницей, рассказ В.Бианки «Куница за белкой», отгадывание кроссворда Творческая работа «Придумай загадку»

Тема 5. Лесной красавец – лось. Косуля - самый маленький европейский олень. Кабан - дикий родственник домашней свиньи.  (1час)

Загадки, рассказ учителя (материал  из энциклопедии) чтение рассказа В. Зотова «Лось» работа по содержанию рассказа, работа в группах - Панно «Лесной красавец» 

Рассказ учителя о косуле, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В.Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля». Игра «Мордочка, хвост и четыре ноги». Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова «Кабан», Конкурс «Кто?, Где ?, Когда?.

Тема 6. Сердитый недотрога – ёж. Подземный житель – крот. Мышка-норушка . (1час)

Знакомство с мышью, сообщения учащихся, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В. Зотова «Мышь»или «Полёвка»,разучивание стихотворения «Вышли мышки как-то раз».

Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Ёж» Игра: «В  гости к ёжику с подарком». Творческая работа «Вылепи ёжика» Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Земляные холмики»  Игра: «Поле чудес»

Тема 7. Всеядное животное — барсук . Запасливый бурундук . (1час)

Знакомство с бурундуком, разгадывание кроссворда, рассказ учителя о бурундуке. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук». Работа над словесным описанием , беседа.

Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных. Рассказ учителя о барсуке. Чтение рассказа В. Зотова « Барсук», беседа по рассказу. Работа в группах «Собери мозаику»

Тема8. Рысь - родственник кошки . Тигр - самая большая кошка на Земле (1час)

Знакомство с дикой кошкой – рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?» работа с картой России. Сравнение домашней кошки с рысью, чтение рассказа В. Зотова «Рысь», рисование домашней кошки или рыси.

Тема 9. Соболь - «дорогой» зверёк . Бобр-строитель. (1час)

Картинки с изображением бобра, разгадывание загадок, рассказ учителя о бобрах Чтение рассказа В. Зотова «Бобр», работа над скороговорками и народными приметами.

Разгадывание кроссворда, знакомство с соболем, работа с картой России, чтение рассказа В. Зотова «Соболь», игра «Эти забавные животные».

Тема 10. Обобщающий урок о диких животных (1час)

Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов. Игра «Чьё это меню?» Викторина «Эти забавные животные», чтение стихов о животных.

Раздел 2.    «ПЕРНАТЫЕ ЖИТЕЛИ» -7часов

Тема 11.  Воробей - самая распространённая птица на Земле. «Лесной доктор» - дятел (1час)

Знакомство с маленькой птичкой нашей страны – воробьём. Загадки, пословицы, народные приметы. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?»

Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор»?, загадки,  работа над скороговорками пословицами, поговорками ,народными приметами. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел».

Тема 12. Ворона - «интеллектуальная» птица. Ворон - красивая, умная птица.  (1час)

Картинки с изображением вороны, загадки, народные приметы. Чтение  и анализ рассказа В.Зотова «Ворона». Составление портрета.

 Картинки с изображением ворона, ребус, книги о вороне. Чтение и анализ рассказа  В. Зотова «Ворон» .Работа в группах «Рисование ворона»

Тема 13. Сорока - белобока - «лесная сплетница» .Галка - городская птица (1час)

Беседа о галке, сообщения учеников, разгадывание  кроссворда и загадок, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка». Работа в группах  «Собираем мозаику».

Слайды с изображением сороки, загадки, пословицы, поговорки. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Сорока» Чтение стихотворения «Сорока - Трещётка»

Тема 14. Соловей - «великий маэстро» .Наш  добрый сосед - скворец. (1час)

Знакомство с первой весенней птицей – скворцом. Сообщения учеников, разгадывание загадок.  Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова  «знахари» Чтение стихотворения «Скворец».

Знакомство  с соловьём, сообщения учеников, загадки, народные приметы. Беседа «Жизнь на птичьих правах». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей».

Тема 15. Загадочная птица - кукушка. «Пернатая кошка» - сова.

 (1час)

Слайды с изображением кукушки, сообщения учеников, разгадывание загадок , Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки «Кукушонок» .Работа над народными приметами и поговорками. Беседа «Гнёзда и птенцы».

Знакомство с  «Пернатой кошкой»- совой, сообщения учеников. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Работа над народными приметами. Игра «Кто и что ест?»

Тема 16. Любимая птица – снегирь. «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России (1час)

Беседа о маленькой и красивой птице – снегире. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь» .Работа над  пословицами и народными приметами. Рисование ярких птиц.

Беседа о красивой птице – синичке. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Синица». Работа над  пословицами и народными приметами. Чтение стихотворения  «Дружные сестрички – жёлтые синички». Рисование птиц с яркими клювами.

Тема 17. Обобщающее занятие о птицах. КВН - крылатая компания.   (1час)

  Рассказ – беседа «О чём поют птицы. Разгадывание загадок и ребусов. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». Пропеть отрывок из песни о птицах. Конкурс «Кто так поёт?». Конкурс «Почему их так зовут ? Конкурс «Знатоки сказок».

Содержание курса  2-й года обучения

«ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ»  - 17часов

«ВВЕДЕНИЕ». (1 час)

Тема 1. Введение.  Жизнь на Земле (1 час)

Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.

                Раздел 1.      «СРЕДА ОБИТАНИЯ» (3часа)

Тема 2. Времена года на Земле. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе (1 час)

Сравнение  времен года в разных географических  поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков . Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.

  Тема 3.   Погода. Климат. Предсказание погоды по народным приметам (1 час)

Дать общее понятие погоды и климата. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в природе Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы»

Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические)несовпадения их с реальностью.

Тема4. Кто улетает, а кто остаётся (1 час)

Актуализировать представления детей о птицах как о группе животных (см.: Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. - Москва, 2001. - С. 23) и о перелетных птицах области. Формировать представления детей о приспособлениях птиц в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Анализ фенологических наблюдений за птицами. Работа по определению птиц  края.

                Раздел 2.      «ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ» (3 часа)

Тема5. Динозавры – вымерший вид животных (1час)

Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков

Тема 6. Просмотр видеофильма о жизни динозавров (1час)

Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров.

Тема 7.  Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений (1час) Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга ХМАО-ЮГРА .  Разгадывание загадок.

                Раздел 3.    «РЕКИ И ОЗЕРА   » (4 часов)

Тема 8. Реки и озера родного края. (1час)

Пресная вода. Осадки.

Тема 9. Получение кислорода под водой. Жизнь у рек и озер. (1час)

Жители рек - рыбы ХМАО –Югра. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров - через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь). Сообщения детей о жителях пресных водоемов. Водоплавающие млекопитающие  ХМАО –Югра.(перепончатые конечности)

Тема 10. Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» или «Почему нужно защищать природу?» (1час)

Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод - причина загрязнения водоемов. Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.

Тема 11. «Сохраним первоцвет!» (1час)

. Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге края. Творческая работа в группах, парами изготовление из бумаги первоцветов.

Раздел 4.      «ЧЕЛОВЕК  И  ЖИВОТНЫЕ » (6 часов)

Тема 12. Жизнь среди людей (1час)

Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление кормушек

Тема 13. Домашние животные. (1час) Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация – декупаж.

Тема 14. Викторина «Собаки – наши друзья». Ролевая игра «Это все кошки (1час)Загадки, рассказ учителя (материал  из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак».

Тема 15. Уход за домашними животными (1час)

Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки).

Тема 16. Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». (1час)

 Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.

Тема 17. Люди и паразиты. Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями (1час)

Понятие – паразиты. Питание за счёт других. Работа со справочной литературой. Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Мини- сочинение «Защити себя»

6.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Название темы, раздела

Кол-во

часов

1-й год обучения «Знакомые незнакомцы» 33 часа

1.   Введение.    

1

2.   Дикие животные

9

3.   Пернатые  жители  

10

итог

17

2-й год обучения «ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ» 17 часов

1. Введение  

1

2. Среда обитания 

3

3. Жизнь животных

3

4. Реки и озера 

4

5. Человек и животные 

6

итог

17

7.ОПИСАНИЕ УЧЕБНО_ МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО_ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБР

Для осуществления образовательного процесса по Программе «Земля – наш дом» необходимы следующие  принадлежности:

  • набор рабочих инструментов для практических занятий;
  • микроскоп, лупа;
  • компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
  • набор ЦОР по окружающему миру.
  • «Юный эколог». 1-4 классы. Программа кружка, разработки занятий, методические рекомендации издательство «Учитель»
  • Окружающий мир «Клуб почемучек» конспекты занятий издательство «Волгоград» автор составитель Е.М.Елизарова

Занятия по Программе ведёт учитель начальных классов или учитель биологии, либо любой другой специалист в области естествознания, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием.

8.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):

  • знание о нормах взаимоотношения с разными людьми и ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы;
  • усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия;
  • социальные знания о способах познания, об исследовательском поиске, о способах самопознания, о способах нахождения обработки и нахождения информации, об области применения методов исследования.

Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): 

  • развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям; стремление к коллективной творческой деятельности.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): 

  • опыт построения различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности;
  • опыт взаимоотношения с разными людьми; опыт перехода от одного вида общения к другому;
  • опыт индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
  • опыт взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде;
  • опыт самоорганизации.

Формы подведения итогов реализации программы:

Вид работы

Форма предъявления результата

Форма контроля

Инструмент для оценки

Познавательные процессы

Общественный смотр достижений

Комплект тестов

Психологические тесты

Коллективное творчество

Коллективная творческая работа

Педагогическое наблюдение                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Карта наблюдений

Самостоятельная исследовательская практика

Публичная презентация результатов проведенного исследования

Конференция

Критерии публичного выступления

9.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ.

1-й год обучения «ЗНАКОМЫЕ  НЕЗНАКОМЦЫ» - 17 часов.

Тема занятия

Количество

часов

1.   Введение     (1 час)

1

1

Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»

1

  2.   Дикие животные  ( 9 часов)

9

2

Заяц - «Длинное ухо». Лисица. «Лиса Патрикеевна»

1

3

Серый хищник – волк. Хозяин леса – медведь.

1

4

Любознательный зверёк –белка. Куница - охотник на белок

1

5

Лесной красавец – лось. Косуля - самый маленький европейский олень. Кабан - дикий родственник домашней свиньи

1

6

Сердитый недотрога- ёж. Подземный житель – крот. Мышка-норушка

1

7

Всеядное животное — барсук. Запасливый бурундук

1

8

 Рысь - родственник кошки. Тигр - самая большая кошка на Земле

1

9

Бобр-строитель. Соболь - «дорогой» зверёк

1

10

Обобщающие занятие о диких животных

1

3.   Пернатые  жители   (7часов)

11

Воробей - самая распространённая птица на Земле. «Лесной доктор» - дятел

1

12

Ворона - «интеллектуальная» птица. Ворон - красивая, умная птица

1

13

Сорока-белобока - «лесная сплетница». Галка - городская птица

1

14

Соловей - «великий маэстро». Наш добрый сосед - скворец

1

15

Загадочная птица - кукушка. «Пернатая кошка» - сова

1

16

Любимая птица – снегирь. «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России

1

17

Обобщающее занятие о птицах

1

                                                 Итого:

17

2-й год обучения

«ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ» - 17 часов

Тема занятия

Количество

 часов

        Введение     (1час)

1

Вводное занятие. Жизнь на Земле

1

   1.  Среда обитания  (3 часа)

3

2

Времена года на Земле .Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе. (праздник Осени) 

1

3

Погода. Климат. Предсказание погоды по народным приметам

1

4

Путешествие по осени. Кто улетает, а кто остаётся.

1

    2.   Жизнь животных ( 3часа)

3

5

Динозавры – вымерший вид животных

1

6

Просмотр видеофильма о жизни динозавров

1

7

Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений

1

   3.    Реки и озера  (4часа)

4

8

Реки и озера родного края. Жизнь у рек и озёр.

1

9

В гостях у жителей подводного царства. Получение кислорода под водой.

1

10

Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» или «Почему нужно защищать природу?»

1

11

« Сохраним первоцветы!»

1

   4.   Человек и животные  ( 6 часов)  

6

12

Жизнь среди людей. Домашние животные. Уход за домашними животными

1

13

Кошка и собака – друзья человека (Викторина . Ролевая игра.)

1

14

 Знатоки родного края края (игра «Брейн-ринг») 

1

15

Работа над проектом

«Ты в ответе за тех, кого приручил».

1

16

Люди и паразиты. Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями

1

17

Секреты здоровья (познавательное занятие-игра)   

1

Итог

17

10. Литература

Литература

  1. Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — М.: ЫМКА РК.Е55, 1996.
  2. Лесная энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. Г.И. Воробьёв. — М.: Сов. энциклопедия, 1985.
  1. Лесные травянистые растения. Биология и охрана : справочник. -М.: Агропромиздат, 1988.
  2. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины : кн. для учителя. -2-е изд., доп. — М. : Просвещение, 1991.
  3. Рогов А.П. Кладовая радости: юному читателю о русском народном искусстве и его творцах. — М.: Просвещение, 1982.
  4. Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 5—7 классов //Биология в школе. - 2003. - № 7; 2004. - № 1, 3, 5, 7.
  5. Хассард Дж. Уроки естествознания (из опыта работы педагоговСША). — М.: Центр «Экология и образование», 1993.
  6. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение, 1986.
  7. Шеппинг Д.О. Мифы славянского язычества. — М.: ТЕРРА, 1997.

Интернет-ресурсы

  1. ru.wikipedia.orgwiki/Биоразнообразие — биологическое разнообразие России.
  2. wwf.org — Всемирный фонд дикой природы WWF).
  3. edu.seu.ru - интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.
  4. forest.ru— интернет-портал Forest.RU - Всё о российских лесах 
  5. zmmu.msu.ru  — кружок юных натуралистов зоологическогомузея МГУ.
  6. ecosystema.ru   -- экологическое образование детейи изучение природы России.
  7. etno.environment.ru — этноэкология. Сайт лаборатории этно-экологических исследований, поддерживается интернет-порталом Ро-ге§1;.ги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Земля наш общий дом"

В программе представлены цели и задачи данного курса , планируемые результаты, основное содержание программы и тематическое планирование...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - житель Москвы".

    Рабочая  программа предназначена для организации внеурочной деятельности с учениками 3 классов. Она предполагает организацию внеурочной  деятельности с обучающимися в фо...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Зеленая планета 3 класс.

Программа рассчитана на учащихся 3 а класса ( 9-10 лет)....

Открытый урок по окружающему миру по теме " Мы жители планеты Земля", 2 класс "Планета знаний"

Конспект урока и презентация по окружающему миру по теме "Мы жители планеты Земля" для 2 класса УМК "Планета знаний", Данный урок построен по сингапурской системе обучения....

Открытое занятие на тему: "Мы все - жители планеты Земля".

Открытое занятие о нашей планете Земля....

Рабочая программа Я - житель планеты Земля

Рабочая программа курса «Я – житель планеты Земля» составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, утвержденным Министерством образования в 1998 г., соотв...