Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - житель Москвы".
рабочая программа (3 класс) на тему
Рабочая программа предназначена для организации внеурочной деятельности с учениками 3 классов. Она предполагает организацию внеурочной деятельности с обучающимися в форме экскурсий по родному городу Москве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursii.docx | 40.25 КБ |
Предварительный просмотр:
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель СП Директор ГБОУ СОШ №
_____ _________
Протокол № Приказ №
от « 29 »августа 2014г. от «02» сентября 2014г.
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Я – житель Москвы» (экскурсии)
Александровой Е. Е.
начальное общее образование
на 2014 – 2015 учебный год
Рабочая программа составлена на основе ФГОС НОО
Москва 2014
1
Содержание
- Пояснительная записка …………………………………….3 – 6
- Тематический план …………………………………………7 - 8
- Содержание программы …………………………………...9 - 10
- Литература ………………………………………………….11
2
Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для организации внеурочной деятельности с учениками 3 классов. Она предполагает организацию внеурочной деятельности с обучающимися в форме экскурсий по родному городу (Москве) и направлена на социализацию обучающихся, на познание и исследование окружающего мира, на межличностное общение и обмен духовными ценностями в процессе взаимодействия с окружающими людьми.
Одним из видов внеурочной деятельности является экскурсионная работа. В начальной школе экскурсионная работа подразделяется на несколько групп:
- группа природоведческих экскурсий (или их называют «Экскурсии в природу»);
- краеведческие экскурсии (в первую очередь – знакомство с микрорайоном, в котором находится школа);
- музейные экскурсии, которые непосредственно связаны с таким понятием, как «музейная педагогика».
Все педагоги знают, какое большое значение в воспитательной работе имеют коллективные походы в театр, проведение совместных праздников, экскурсии.
Такие мероприятия формируют мировоззрение учащихся, нравственную и этическую культуру, развивают наблюдательность, влияют на формирование взглядов, вкусов, привычек, помогают выбрать линию поведения. Однако подобные мероприятия должны быть тщательно продуманы, необходимо учитывать возрастные и
индивидуальные особенности учащихся, которые должны быть связаны с учебными интересами учащихся. Каждую экскурсию необходимо тщательно готовить.
Предварительно учителю самому необходимо побывать на месте экскурсии, найти наиболее интересные объекты, продумать характер самостоятельных наблюдений, составить план экскурсии, наметить форму отчетности детей, вопросы беседы, подобрать дополнительный материал для последующего классного часа или
3
беседы, обмена мнениями.
Педагогический потенциал образовательных экскурсий даёт школьникам живой жизненный эмпирический опыт общения. В процессе коллективной экскурсионной деятельности у школьников формируются умения коллективно действовать, «вживаться» в окружающую среду как природную, так и социальную.
Экскурсионно-познавательные программы включают в себя изучение культуры и достопримечательностей места посещения, его истории и литературы.
Цели экскурсионной работы:
1)создание условий для воспитания физически и нравственно здорового, социально адаптированного, самостоятельного жителя города Москвы.
2) формирование у школьников представления о путешествии (экскурсии) как способе познания окружающего мира,
3) развитие способности к общению в открытой общественной среде и готовности к самостоятельной жизни в окружающем социуме,
4) развитие мышления, любознательности, умения самостоятельно добывать знания из различных источников;
5) воспитание уважения к окружающим людям, различным профес-сиям, друг другу.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- воспитать у школьников чувство патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию города Москвы;
- приобщить учащихся к самостоятельной поисково-исследователь-
ской деятельности;
- совершенствовать нравственное и физическое развитие детей.
Ожидаемые результаты:
Экскурсионное дело в учебном процессе средней школы рассматривается как важный инструмент формирования следующих способностей учащегося:
4
- Разбираться в ключевых проблемах современной жизни: исторических, экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных.
- Ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения.
- Социально адаптироваться к жизни в современном мире, уметь реализовать себя в определенных социальных ролях.
- Решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования.
- Будут знать:
а) историю родного города
б) различные профессии людей
в) способ познания окружающего мира
- Научатся:
а) правилам поведения в обществе
б) выделять и обрабатывать нужную информацию
- Приобретут навыки:
а) общения в открытой общественной среде
б) готовности к самостоятельной жизни в окружающем социуме.
Основные принципы программы
Основной принцип программы – диалогичность. Кроме него, фундаментальное значение имеют принципы природосообразности, культуросообразности, коллективности, гражданственной и патриотической направленности.
Общение через диалог предполагает субъектно-субъектные отношения между педагогом и обучающимся, где предметом общения будет социальное окружение, экономические отношения между людьми, научные исследования и творчество.
Принцип диалогичности, прежде всего, предполагает личностный
контакт между собеседниками на основе взаимопонимания, где
связующей нитью диалога является познание внутреннего мира друг друга, единство встречи, открытость и доверие собеседников, их сотворчество.
Принцип природосообразности предполагает, что проблемно-
ценностное общение школьников должно согласовываться с общими
5
законами развития природы и человека, воспитывать учащегося
сообразно полу и возрасту, формировать ответственность за
собственное развитие.
Принцип культуросообразности предполагает, что ценностное общение школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, их специфическими особенностями, традициями, присущими нашему региону.
Принцип коллективности предполагает, что коммуникации, осуществляемые в детско-взрослых общностях, коллективах различного типа, дает школьнику опыт жизни в обществе, опыт понимания окружающего мира, взаимопонимания с окружающими его людьми, создает условия для формирования гражданского самопознания, самоопределения и самореализации.
Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение субъективной значимости для обучающихся идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей.
Формы подведения итогов:
- классный час
- выставка детских рисунков, поделок прикладного творчества, фотоматериалов
- сочинения-отзывы
Настоящая программа рассчитана на 1 час в неделю, объем занятий- 33 – 34 часа за год. Программа предполагает проведение регулярных ежемесячных экскурсий со школьниками (в расчете 4 часа на экскурсию и обработку экскурсионных материалов).
6
Тематическое планирование
3 класс «А»
№ п/п | Темы | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1. | Вводное занятие. | 1 | ||
2. | Посещение кинотеатра «Молодёж-ный». | 1 | ||
3. | Посещение кинотеатра «Молодёж-ный». | 1 | ||
4. | Подведение итогов экскурсии. | 1 | 4 | |
5. | Теоретическая подготовка к экскур-сии. | 1 | ||
6. | Экскурсия в музей русских тради-ционных напитков «Очаково». | 1 | ||
7. | Экскурсия в музей русских тради-ционных напитков «Очаково». | 1 | ||
8. | Подведение итогов экскурсии. | 1 | 4 | |
9. | Теоретическая подготовка к экскур-сии. | 1 | ||
10. | Экскурсия в музей занимательных наук «Экспериментаниум». | 1 | ||
11. | Экскурсия в музей занимательных наук «Экспериментаниум». | 1 | ||
12. | Подведение итогов экскурсии. | 1 | 4 | |
13. | Теоретическая подготовка к экскурсии. | 1 | ||
14. | Посещение цирка. Новогоднее представление. | 1 | ||
15. | Посещение цирка. Новогоднее представление. | 1 | ||
16. | Подведение итогов экскурсии. | 1 | 4 | |
17. | Теоретическая подготовка к экскур-сии. | 1 | ||
18. | Экскурсия в детскую библиотеку. | 1 | ||
19. | Экскурсия в детскую библиотеку. | 1 | ||
20. | Подведение итогов экскурсии. | 1 | 4 | |
21. | Теоретическая подготовка к экскур-сии. | 1 |
| |
22. | Экскурсия в музей истории Москвы. | 1 | ||
23. | Экскурсия в музей истории Москвы. | 1 | ||
24. | Подведение итогов экскурсии. | 1 | ||
4 | ||||
25. | Теоретическая подготовка к экскур-сии. | 1 | ||
26. | Экскурсия в Третьяковскую галерею. | 1 | ||
27. | Экскурсия в Третьяковскую галерею | 1 | ||
28. | Подведение итогов экскурсии. | 1 | 4 | |
29. | Теоретическая подготовка к экскур-сии. | 1 | ||
30. | Экскурсия на хлебозавод. | 1 | ||
31. | Экскурсия на хлебозавод. | 1 | ||
32. | Подведение итогов экскурсии. | 1 | 4 | |
33. | Экскурсия в литературный музей – центр К. Г. Паустовского. | 4 | ||
8
Содержание курса:
- Вводное занятие. (1 час)
Подбор материала о кинотеатре «Молодёжный». Обсуждение с обучающимися тематики предстоящих экскурсий. Техника безопасности при поездке на экскурсионном автобусе, при пеших экскурсиях. Правила поведения в общественных местах.
Практическая работа: Составление плана и маршрута экскурсии в соответствии с тематикой экскурсии.
2. Посещение кинотеатра «Молодёжный». (2 часа)
Понятие «кинотеатр». Знакомство с работой кинотеатра, с профессиями людей, особенностью деятельности кинотеатра. Посещение выставочной экспозиции кинотеатра.
Подведение итогов экскурсии: составление отчёта об экскурсии. (1 час)
Всего : 4 часа.
- Экскурсия в музей русских традиционных напитков «Очаково». (4 часа)
В Москве – это единственный подобный музей, в котором представлено около 700 экспонатов, показывающих процесс квасоварения в 19 и 20 веке.
Подведение итогов экскурсии: фотоотчёт. Проведение фотовыставки.
- Экскурсия в музей занимательных наук «Экспериментаниум». (4 часа)
Беседа с обучающимися о науке и технике, о научных открытиях и экспериментах, о научных исследованиях учёных, о практической значимости научных открытий. Посещение экспозиции музея.
Подведение итогов экскурсии: фотоотчёт. Оформление выставки.
- Посещение цирка. Новогоднее представление. (4 часа).
Понятие «цирк». Знакомство с работой цирка, с профессиями людей, особенностью деятельности цирка. Просмотр новогоднего представления.
9
Подведение итогов экскурсии: оформление выставки рисунков.
6. Экскурсия в детскую библиотеку. (4 часа).
Понятие «библиотека». Знакомство с работой библиотеки, с профессиями людей, особенностью деятельности библиотеки. Посещение выставочной экспозиции библиотеки. Беседа с учащимися.
Подведение итогов экскурсии: фотоотчёт.
7. Экскурсия в музей истории Москвы. (4 часа).
Беседа с обучающимися о музее истории Москвы, об истории создания музея, о профессиях работников музея. Просмотр экспозиции музея с экскурсоводом.
Подведение итогов экскурсии : фотоотчёт.
8. Экскурсия в Третьяковскую галерею. (4 часа).
Беседа с обучающимися о Третьяковской галерее. Знакомство с историей её возникновения и её основателем. Просмотр экспозиции Третьяковской галереи.
Подведение итогов экскурсии: фотоотчёт.
9. Экскурсия на хлебозавод . (4 часа).
Беседа с обучающимися о хлебозаводе, о производстве хлеба на предприятии. Знакомство с профессиями людей, которые работают на заводе.
Подведение итогов экскурсии: мини – сочинение.
10. Экскурсия в литературный музей – центр К. Г. Паустовского. (4 часа)
10
Литература:
- Фокин С.П. «Туристско-краеведческая деятельность как средство развития познавательной активности подростков» – М: Новая школа, 1994.
- Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. "Экология и мир: Методическое пособие" – М: Новая школа, 1994
- Державина Т.Б. «Экскурсии в природу» - М:Мнемозина, 2010
- Бабенко В.Г. «Материалы к урокам – экскурсиям» - М: НЦ ЭНАС, 2002
11
№ | Тема | Дата |
1 | Вводное занятие. | 01.09 |
2 | Посещение кинотеатра «Молодёжный». | 08.09 |
3 | Посещение кинотеатра «Молодёжный». | 15.09 |
4 | Подведение итогов экскурсии. | 22.09 |
5 | Теоретическая подготовка к экскурсии. | 29.09 |
6 | Экскурсия в музей русских традиционных напитков «Очаково». | 06.10 |
7 | Экскурсия в музей русских традиционных напитков «Очаково». | 13.10 |
8 | Подведение итогов экскурсии. | 20.10 |
9 | Теоретическая подготовка к экскурсии. | 27.10 |
10 | Экскурсия в музей занимательных наук «Экспериментаниум». | 10.11 |
11 | Экскурсия в музей занимательных наук «Экспериментаниум». | 24.11 |
12 | Подведение итогов экскурсии. | 01.12 |
13 | Теоретическая подготовка к экскурсии. | 08.12 |
14 | Посещение цирка. Новогоднее представление. | 15.12 |
15 | Посещение цирка. Новогоднее представление. | 22.12 |
16 | Подведение итогов экскурсии. | 29.12 |
17 | Теоретическая подготовка к экскурсии. | 12.01 |
18 | Экскурсия в детскую библиотеку. | 19.01 |
19 | Экскурсия в детскую библиотеку. | 26.01 |
20 | Подведение итогов экскурсии. | 02.02 |
21 | Теоретическая подготовка к экскурсии. | 09.02 |
22 | Экскурсия в музей истории Москвы. | 16.02 |
23 | Экскурсия в музей истории Москвы. | 02.03 |
24 | Подведение итогов экскурсии. | 16.03 |
25 | Теоретическая подготовка к экскурсии. | 23.03 |
26 | Экскурсия в Третьяковскую галерею. | 30.03 |
27 | Экскурсия в Третьяковскую галерею. | 06.04 |
28 | Подведение итогов экскурсии. | 13.04 |
29 | Теоретическая подготовка к экскурсии. | 20.04 |
30 | Экскурсия на хлебозавод. | 27.04 |
31 | Экскурсия на хлебозавод. | 04.05 |
32 | Подведение итогов экскурсии. | 18.05 |
33 | Экскурсия в литературный музей- центр К. Г. Паустовского. | 25.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Путешествие в прошлое Москвы" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Путешествие в прошлое Москвы" 3 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "путешествие в прошлое Москвы" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "путешествие в прошлое Москвы" 3 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Путешествие в прошлое Москвы" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Путешествие в прошлое Москвы" 3 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс «Путешествие в прошлое Москвы»
Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "Путешествие в прошлое Москвы"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Москва музейная" 1-4 классы
Курс внеурочной деятельности «Москва музейная» рассчитан на работу с детьми младшего школьного возраста на основе приобщения к традиционным ценностям отечественной культуры. Он посвящен зн...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Москва театральная" 1-4 классы
Курс внеурочной деятельности «Москва театральная» рассчитан на работу с детьми младшего школьного возраста на основе приобщения к общечеловеческим духовным ценностям и формирования творчес...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Москва театральная» 1-4 классы
Курс внеурочной деятельности «Москва театральная» рассчитан на работу с детьми младшего школьного возраста на основе приобщения к общечеловеческим духовным ценностям и формирования творчес...