Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)
Рабочая программа по окружающему миру на уровне начального общего образования разработана на основе модельной основной образовательной программы (Челябинск. ЧИППКРО).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_okruzhayushchiy_mir.docx | 108.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к ООП НОО
Рабочая программа учебного предмета
«Окружающий мир»
(начальное общее образование)
- Планируемые результаты учебного предмета «Окружающий мир»
Личностные результаты
При изучении учебного предмета «Окружающий мир» формируются следующие личностные результаты, достижение которых взаимосвязано с освоением основных предметных результатов
Взаимосвязь личностных и предметных результатов освоения
учебного предмета «Окружающий мир»
Критерии сформированности | Личностные результаты | Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения учебного предмета |
Самоопре-деление (личност-ное, профес-сиональное, жизненное) | 1.1. Сформированность основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России и родного края |
|
1.2. Осознанность своей этнической и национальной принадлежности |
| |
1.3. Сформированность ценностей многонационального российского общества |
| |
1.4. Сформированность гуманистических и демократических ценностных ориентаций |
| |
1.5. Сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий |
| |
1.6. Владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире |
| |
1.7. Сформированность уважительного отношения к собственной семье, ее членам, традициям |
| |
1.8 Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни |
| |
Смысло-образование | 2.1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося |
|
2.2. Наличие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения |
| |
Нравствен-но-этическая ориентация | 3.1. Сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов |
|
3.2. Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей |
| |
3.3. Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе |
| |
3.4. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям |
| |
3.5. Уважение к труду других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных |
| |
3.6. Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств |
| |
3.7. Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях |
| |
3.8. Умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций |
|
Метапредметные результаты
При изучении всех без исключения учебных предметов используется системно-деятельностный подход, обеспечивающий формирование следующих метапредметных результатов. Способы организации учебной деятельности, обеспечивающие обучающимся достижение метапредметных результатов, представлены в программе формирования универсальных учебных действий.
Формирование метапредметных результатов
по годам обучения
Универсальные учебные действия / разделы программы | Метапредметные планируемые результаты | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
1. Регулятивные | |||||
1.1. Целепола-гание | умение принимать и сохранять учебную задачу | + | + | + | + |
умение в сотрудничестве с учителем учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале | + | + | + | + | |
умение преобразовывать практическую задачу в познавательную | + | + | + | + | |
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи | + | + | + | + | |
1.2. Планирова-ние | умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | + | + | + | + |
умение учитывать установленные правила в планировании способа решения задачи | + | + | + | + | |
умение различать способ и результат действия | + | + | + | ||
1.3. Прогнози-рование | осуществлять предвосхищающий контроль по результату и по способу действия | + | + | + | + |
1.4. Контроль | умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения | + | + | + | + |
умение в сотрудничестве с учителем осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату действия. | + | + | + | + | |
умение осуществлять констатирующий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания | + | + | + | + | |
1.5. Оценка | способность адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей | + | + | + | + |
умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи | + | + | + | + | |
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия | + | + | + | + | |
1.6. Коррекция | умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках | + | + | + | + |
1.7. Познавательная рефлексия | умение под руководством учителя начинать и выполнять действия и заканчивать их в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели. | + | + | + | + |
2. Познавательные: | |||||
2.1. Общеучеб-ные | умение под руководством учителя выделять и формулировать познавательную цель | + | + | + | |
умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель | + | ||||
умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, решение практических и познавательных задач с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, словарей (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет | + | + | + | + | |
способность структурировать полученные знания | + | + | + | + | |
умение осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ | + | + | + | + | |
умение осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме | + | + | + | + | |
владеть рядом общих приемов решения задач | + | + | + | + | |
способность ориентироваться на разнообразие способов решения задач | + | + | + | + | |
владение основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров | + | + | + | + | |
умение выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов) | + | + | + | + | |
умение определять основную и второстепенную информацию | + | + | + | + | |
освоенность первичных действий в проектной, конструктивно-модельной, поисковой деятельности в области естественно-математического и технического профиля | + | + | + | + | |
сформированность способностей детей к естественно-научному мышлению, техническому творчеству и интереса к техническим специальностям | + | + | + | + | |
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения практических и познавательных задач в зависимости от конкретных условий | + | + | + | + | |
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач | + | + | + | + | |
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ | + | + | + | ||
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет | + | + | + | ||
2.2. Знаково-символи-ческие | умение использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач | + | + | + | + |
умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач | + | + | + | + | |
2.3. Логические | умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | + | + | + | + |
умение осуществлять синтез как составление целого из частей | + | + | + | + | |
умение проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям | + | + | + | + | |
умение осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза | + | + | + | + | |
умение устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений | + | + | + | + | |
умение представлять цепочки объектов и явлений | + | + | + | + | |
умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях | + | + | + | + | |
умение устанавливать аналогии | + | + | + | + | |
умение обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи | + | + | + | + | |
умение выдвигать гипотезы и обосновывать их | + | + | + | + | |
умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей | + | + | + | + | |
умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций | + | + | + | + | |
умение осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты | + | + | + | + | |
2.4. Постановка и решение проблемы | формулирование проблемы | + | + | + | + |
самостоятельное создание алгоритмов (способов) деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | + | + | + | + | |
3. Коммуникативные | |||||
3.1. Планирова-ние учебного сотрудни-чества с учителем и сверстни-ками | умение определять цели, функции участников, способы взаимодействия | + | + | + | + |
умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером | + | + | + | + | |
умение аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | + | + | + | + | |
умение учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной | + | + | + | + | |
3.2. Постановка вопросов – инициа-тивное сотрудни-чество в поиске и сборе информации | умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет | + | + | + | + |
умение с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия | + | + | + | + | |
3.3. Разрешение конфликтов | умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | + | + | + | + |
умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов | + | + | + | + | |
умение выявлять и идентифицировать проблему, осуществлять поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принимать решение и реализовывать его | + | + | + | + | |
способность понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы | + | + | + | + | |
умение продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников | + | + | + | + | |
умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию | + | + | + | + | |
3.4. Управление поведением партнера (коммуникацией) | умение контролировать, корректировать и оценивать действия партнера | + | + | + | + |
умение допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии | + | + | + | + | |
умение формулировать собственное мнение и позицию | + | + | + | + | |
умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | + | + | + | + | |
3.5. Умение выражать свои мысли | умение адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой) | + | + | + | + |
умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет | + | + | + | + | |
умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач | + | + | + | + | |
3.6. Владение монологи-ческой и диалоги-ческой формами речи | владение диалогической формой коммуникации, в том числе с использованием средств и инструментов ИКТ и дистанционного общения | + | + | + | + |
использование речи для регуляции своего действия | + | + | + | + | |
умение строить монологическое высказывание | + | + | + | + | |
владение диалогической формой речи | + | + | + | + | |
умение адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности | + | + | + | + | |
4. Чтение. Работа с текстом | |||||
4.1. Поиск информации | умение находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде | + | + | + | + |
умение определять тему и главную мысль текста | + | + | + | + | |
умение делить тексты на смысловые части, составлять план текста | + | + | + | + | |
умение вычленять содержащиеся в тексте основные события и | + | + | + | + | |
умение сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделять 2-3 существенных признака | + | + | + | + | |
4.2. Понимание прочитан-ного | понимание информации, представленной в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов) | + | + | + | + |
понимание информации, представленной разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы | + | + | + | + | |
понимание текста с опорой не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста | + | + | + | + | |
умение использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения | + | + | + | + | |
умение ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках | + | + | + | + | |
умение использовать формальные элементы текста (например, | + | + | + | + | |
умение работать с несколькими источниками информации | + | + | + | + | |
умение сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников | + | + | + | + | |
4.3. Преобразо-вание и интерпре-тация информации | умение пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно | + | + | + | + |
умение соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую | + | + | + | + | |
умение формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод | + | + | + | + | |
умение сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию | + | + | + | + | |
умение составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос | + | + | |||
умение делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования | + | + | + | + | |
умение составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном | + | + | + | + | |
4.4. Оценка информации | умение высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте | + | + | + | + |
умение оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте | + | + | + | + | |
умение на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов | + | + | + | + | |
умение участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста | + | + | + | + | |
умение сопоставлять различные точки зрения | + | + | + | + | |
умение соотносить позицию автора с собственной точкой зрения | + | + | + | + | |
умение в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию | + | + | + | + | |
5. Формирование ИКТ-компетентности обучающегося | |||||
5.1. Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компью-тером | умение использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ | + | + | ||
умение организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере | + | + | |||
5.2. Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изобра-жения, цифровых данных | умение вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию | + | + | + | |
умение набирать небольшие тексты на родном языке | + | ||||
умение набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов | + | + | |||
умение сканировать рисунки и тексты | + | + | |||
5.3. Обработка и поиск информации | умение подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования | + | + | + | |
умение использовать сменные носители (флэш-карты) | + | + | |||
умение описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ | + | + | + | ||
умение собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей | + | + | |||
умение редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей | + | + | + | ||
умение пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора | + | + | |||
умение следовать основным правилам оформления текста | + | + | |||
умение использовать полуавтоматический орфографический контроль | + | ||||
умение использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида | + | + | |||
умение искать информацию в системе поиска внутри компьютера | + | + | |||
умение искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете | + | + | + | + | |
умение составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок) | + | + | |||
умение заполнять учебные базы данных | + | + | |||
5.4. Создание, представ-ление и передача сообщений | умение создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их | + | + | ||
умение создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста | + | + | |||
умение создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр. | + | + | + | ||
умение создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера | + | + | |||
умение составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация) | + | ||||
5.5. Планирова-ние деятель-ности, управление и организация | умение определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий | + | + | ||
умение строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения | + | + |
Предметные результаты освоения учебного предмета
«Окружающий мир»
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Окружающий мир» должны отражать:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
В таблице представлены предметные планируемые результаты:
- обучающийся научится;
- обучающийся получит возможность научиться (выделены курсивом).
Полужирным шрифтом выделены результаты, отражающие НРЭО (простой полужирный – обучающийся научится, а полужирный курсив – получит возможность научиться).
Раздел | Планируемые предметные результаты | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||||
Формирование | Оценка | Формирование | Оценка | Формирование | Оценка | Формирование | Оценка | ||
Человек и природа | Узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы | + | + | + | + | + | + | + | + |
Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Узнавать, называть изученные объекты живой и неживой природы Челябинской области | + | + | + | + | + | + | + | ||
Проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы | + | + | + | + | + | + | |||
Следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов | + | + | + | + | + | + | |||
Использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний | + | + | + | + | + | + | |||
Использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний | + | + | + | + | + | + | |||
Узнавать охраняемые территории Челябинской области | + | + | + | ||||||
Знать природные богатства Челябинской области | + | + | + | ||||||
Уметь пользоваться физической картой Челябинской области | + | + | + | ||||||
Знать особенности природных сообществ и природных зон Челябинской области | + | + | |||||||
Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки | + | + | + | + | + | + | |||
Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы | + | + | + | + | + | + | |||
Понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья | + | + | + | + | + | ||||
Узнавать, называть и описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления неживой природы Челябинской области | + | + | + | + | + | + | |||
Приводить примеры явлений природы в своей местности. Знать особенности сезонов года своего края | + | + | + | + | + | ||||
Знать фольклор народов Южного Урала | + | + | + | + | + | + | |||
Знать особенности труда южноуральцев | + | + | + | + | + | + | |||
Использовать естественнонаучные тексты краеведческого содержания. Использовать атлас карт, словари по Челябинской области | + | + | + | + | |||||
Осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены | + | + | + | ||||||
Выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях | + | + | + | ||||||
Узнавать животных и растения из Красной книги Челябинской области | + | + | + | ||||||
Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе | + | + | + | + | |||||
Определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека | + | + | + | + | |||||
Знать растительный и животный мир Челябинской области; формы поверхности, водоёмы родного края | + | + | + | + | |||||
Использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов | + | + | |||||||
Моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора | + | + | |||||||
Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде | + | + | |||||||
Пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья | + | + | + | ||||||
Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | + | + | |||||||
Осознавать ценность природы Челябинской области и необходимость нести ответственность за ее сохранение соблюдать правила экологичного поведения | + | + | + | ||||||
Человек и общество | Узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона | + | + | + | + | + | + | + | + |
Узнавать государственную символику Челябинской области и своего населённого пункта | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им | + | + | + | + | + | + | |||
Понимать малые фольклорные формы народов ЮжногоУрала | + | + | + | + | + | ||||
Описывать достопримечательности столицы и родного края | + | + | + | + | + | + | |||
Находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город | + | + | + | + | + | + | |||
Различать прошлое, настоящее, будущее | + | + | + | + | + | + | |||
Находить на карте России Челябинскую область и г. Челябинск | + | + | + | + | + | + | |||
Используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов | + | + | + | + | + | ||||
Описывать быт и традиции народов Южного Урала | + | + | + | ||||||
Называть и описывать достопримечательности Челябинска и Челябинской области | + | + | + | + | |||||
Оценивать особенности трудовой деятельности южноуральцев | + | + | + | + | |||||
Использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний | + | + | |||||||
Описывать памятники архитектуры Южного Урала | + | + | + | ||||||
Соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком | + | + | |||||||
Соотносить изученные исторические события с развитием региона | + | + | |||||||
Показывать на политической карте РФ столицу Южного Урала – город Челябинск, столицу металлургии – город Магнитогорск, свой населённый пункт | + | + | + | ||||||
Узнавать об обычаях и традициях своего народа; приводить примеры традиций и обычаев. | + | + | + | ||||||
Устанавливать связи между традициями народа и хозяйственной деятельностью региона | + | + | |||||||
Ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого | + | ||||||||
Ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы | + | ||||||||
Наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны | + | ||||||||
Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке | + | ||||||||
Участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде; определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей | + | + | |||||||
Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | + | + |
- Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
(с учётом реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области)
Раздел «Человек и природа»
Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры, и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелет птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Сезонные наблюдения за живой и неживой природой родного края. Времена года на Южном Урале, их признаки и особенности. Приметы, пословицы, поговорки народов Южного Урала.
Вещество – это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источники света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Ориентирование по местным природным приметам.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Погода Челябинской области. Особенности южноуральской погоды. Метеорологические станции Челябинской области. Климатическая карта Челябинской области.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Формы земной поверхности Челябинской области их многообразие и особенности (краткая характеристика на основе наблюдений). Горы Челябинской области.
Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые Челябинской области (2-3 примера). Месторождения полезных ископаемых в Челябинской области.
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Почвы Челябинской области. Разнообразие почв Челябинской области. Влияние рельефа, климата и растительности на формирование почв Челябинской области. Карта почв Челябинской области. Значение почвы для живой природы. Использование почв в Челябинской области, сельское хозяйство. Охрана почв в Челябинской области.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения(свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения Челябинской области, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Грибы Челябинской области. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (вода, воздух, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птицы, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные Челябинской области, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). еса, луга, водоёмы, болота, пещеры Челябинской области. Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2-3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны. Природные зоны Челябинской области. Природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы.
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Экологические проблемы Челябинской области и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Охрана природных богатств Челябинской области. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы Челябинской области. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Красная книга Челябинской области. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2-3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно – двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена системы органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Раздел «Человек и общество»
Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.
Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого ее члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно – нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимопомощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам. Экономика, ее составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы.
Природные богатства и труд людей – основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей, личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. Труд жителей Челябинской области зависит от климатических условий и местности где они проживают. Особенности труда людей родного края, их профессии, рабочие и инженерные специальности.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно – смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна. Государственные символы Челябинской области. Конституция – Основной закон Федерации. Права ребенка.
Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно – нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно – нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России. Географическое положение Челябинской области.
Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт – Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I- Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Россия - многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Игры и фольклор народов Южного Урала. Праздники народов Южного Урала. Основные религии России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Уважительное отношение к своему и другим народам, проживающим на территории Челябинской области, их религии, культуре, истории.
История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская Империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно - нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Челябинск, Челябинская область: основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и др. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко – культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
Раздел «Правила безопасной жизни»
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда т отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживания, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т.д.) Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей – нравственный долг каждого человека.
3. Тематическое планирование
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
1 класс
№ п/п | Раздел, тема урока | Количество часов |
Задавайте вопросы! Знакомство с учебником и учебными пособиями. | 1 | |
Что и кто? (20 часов) | ||
Что такое Родина? | 1 | |
Что мы знаем о народах России? | 1 | |
Что мы знаем о Москве? | 1 | |
Проект «Моя малая Родина» | 1 | |
Что у нас над головой? | 1 | |
Что у нас под ногами? | 1 | |
Что общего у разных растений? | 1 | |
Что растёт на подоконнике? | 1 | |
Что растёт на клумбе? | 1 | |
Что это за листья? | 1 | |
Что такое хвоинки? | 1 | |
Кто такие насекомые? | 1 | |
Кто такие рыбы? | 1 | |
Кто такие птицы? | 1 | |
Кто такие звери? | 1 | |
Что окружает нас дома? | 1 | |
Что умеет компьютер? | 1 | |
Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | |
На что похожа наша планета? | 1 | |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» | 1 | |
Как, откуда и куда? (12 часов) | ||
Как живёт семья? Проект «Моя семья» | 1 | |
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 1 | |
Откуда в наш дом приходит электричество? | 1 | |
Как путешествует письмо? | 1 | |
Куда текут реки? | 1 | |
Откуда берутся снег и лёд? | 1 | |
Как живут растения? | 1 | |
Как живут животные? | 1 | |
Как зимой помочь птицам? | 1 | |
Откуда берётся и куда девается мусор? | 1 | |
Откуда в снежках грязь? | 1 | |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья» | 1 | |
Где и когда? (11 часов) | ||
Когда учиться интересно? | 1 | |
Проект «Мой класс и моя школа» | 1 | |
Когда придёт суббота? | 1 | |
Когда наступит лето? | 1 | |
Где живут белые медведи? | 1 | |
Где живут слоны? | 1 | |
Где зимуют птицы? | 1 | |
Когда появилась одежда? | 1 | |
Когда изобрели велосипед? | 1 | |
Когда мы станем взрослыми? | 1 | |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» | 1 | |
Почему и зачем? (22 часа) | ||
Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? | 1 | |
Почему Луна бывает разной? | 1 | |
Почему идёт дождь и дует ветер? | 1 | |
Почему звенит звонок? | 1 | |
Почему радуга разноцветная? | 1 | |
Почему мы любим кошек и собак? | 1 | |
Проект «Мои домашние питомцы» | 1 | |
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | 1 | |
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 1 | |
Зачем мы спим ночью? | 1 | |
Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 | |
Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 1 | |
Зачем нам телефон и телевизор? | 1 | |
Зачем нужны автомобили? | 1 | |
Зачем нужны поезда? | 1 | |
Зачем строят корабли? | 1 | |
Зачем строят самолёты? | 1 | |
Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | |
Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | |
Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология»? | 1 | |
Проверим себя и оценим свои достижения по курсу окружающего мира. | 1 | |
Итоговый урок по курсу окружающего мира. | 1 |
2 класс
№ п/п | Раздел, тема урока | Кол-во часов |
Где мы живём? - 4 ч. | ||
Родная страна. | 1 | |
Город и село. Проект «Родной село». | 1 | |
Природа и рукотворный мир. | 1 | |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем». | 1 | |
Природа - 20 ч. | ||
Неживая и живая природа. | 1 | |
Явления природы. | 1 | |
Что такое погода. | 1 | |
В гости к осени (экскурсия). | 1 | |
В гости к осени (учебное занятие). | 1 | |
Звёздное небо. | 1 | |
Заглянем в кладовые земли. | 1 | |
Про воздух. | 1 | |
И про воду. | 1 | |
Какие бывают растения. | 1 | |
Какие бывают животные. | 1 | |
Невидимые нити. | 1 | |
Дикорастущие и культурные растения. | 1 | |
Дикие и домашние животные. | 1 | |
Комнатные растения. | 1 | |
Животные живого уголка. | 1 | |
Про кошек и собак. | 1 | |
Красная книга. | 1 | |
Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту». | 1 | |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». | 1 | |
Жизнь города и села - 10 ч. | ||
Что такое экономика. | 1 | |
Из чего что сделано. | 1 | |
Как построить дом. | 1 | |
Какой бывает транспорт. | 1 | |
Культура и образование. | 1 | |
Все профессии важны. Проект «Профессии». | 1 | |
В гости к зиме (экскурсия). | 1 | |
В гости к зиме (учебное занятие). | 1 | |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». | 1 | |
Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или Возьмем под защиту», «Профессии». | 1 | |
Здоровье и безопасность - 9 ч. | ||
Строение тела человека. | 1 | |
Если хочешь быть здоров. | 1 | |
Берегись автомобиля! | 1 | |
Школа пешехода. | 1 | |
Домашние опасности. | 1 | |
Пожар. | 1 | |
На воде и в лесу. | 1 | |
Опасные незнакомцы. | 1 | |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». | 1 | |
Общение - 7 ч. | ||
Наша дружная семья. | 1 | |
Проект «Родословная». | 1 | |
В школе. | 1 | |
Правила вежливости. | 1 | |
Ты и твои друзья. | 1 | |
Мы – зрители и пассажиры. | 1 | |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». | 1 | |
Путешествия - 18 ч. | ||
Посмотри вокруг. | 1 | |
Ориентирование на местности. | 1 | |
Ориентирование на местности. | 1 | |
Формы земной поверхности. | 1 | |
Водные богатства. | 1 | |
В гости к весне (экскурсия). | 1 | |
В гости к весне (учебное занятие). | 1 | |
Россия на карте. | 1 | |
Проект «Города России». | 1 | |
Путешествие по Москве. | 1 | |
Московский Кремль. | 1 | |
Город на Неве. | 1 | |
Путешествие по планете. | 1 | |
Путешествие по материкам. | 1 | |
Страны мира. Проект «Страны мира». | 1 | |
Впереди лето. | 1 | |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». | 1 | |
Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». | 1 |
3 класс
№ п/п | Раздел, тема урока | Количество часов |
Как устроен мир (6 часов) | ||
Природа. Значение природы для людей | 1 | |
Человек. Проект: «Богатства, отданные людям». | 1 | |
Общество. | 1 | |
Что такое экология. | 1 | |
Природа в опасности! | 1 | |
Проверочная работа по теме «Как устроен мир». | 1 | |
Эта удивительная природа (18 часов) | ||
Тела, вещества, частицы. | 1 | |
Разнообразие веществ. | 1 | |
Воздух и его охрана. | 1 | |
Вода и свойства воды. | 1 | |
Превращение и круговорот. Берегите воду! | 1 | |
Как разрушаются камни. | 1 | |
Что такое почва. | 1 | |
Разнообразие растений. | 1 | |
Солнце, растения и мы с вами. | 1 | |
Размножение и развитие растений. | 1 | |
Охрана растений. | 1 | |
Разнообразие животных. | 1 | |
Кто что ест. | 1 | |
Размножение и развитие животных. | 1 | |
Охрана животных. | 1 | |
В царстве грибов. | 1 | |
Великий круговорот жизни. | 1 | |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Эта удивительная природа». | 1 | |
Мы и наше здоровье (10 часов) | ||
Организм человека. | 1 | |
Органы чувств. | 1 | |
Надежная защита организма. | 1 | |
Опора тела и движение. | 1 | |
Наше питание. | 1 | |
Дыхание и кровообращение. | 1 | |
Умей предупреждать болезни. | 1 | |
Здоровый образ жизни. | 1 | |
Проект «Школа кулинаров». | 1 | |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Мы и наше здоровье». | 1 | |
Наша безопасность (7 часов) | ||
Огонь, вода и газ. | 1 | |
Чтобы путь был счастливым. | 1 | |
Дорожные знаки. | 1 | |
Опасные места. | 1 | |
Природа и наша безопасность. | 1 | |
Экологическая безопасность. | 1 | |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Наша безопасность». | 1 | |
Чему учит экономика (12 часов) | ||
Для чего нужна экономика. | 1 | |
Природные богатства и труд людей – основа экономики. | 1 | |
Полезные ископаемые. | 1 | |
Растениеводство. | 1 | |
Животноводство. | 1 | |
Какая бывает промышленность. | 1 | |
Проект «Экономика родного края» | 1 | |
Что такое деньги. | 1 | |
Государственный бюджет. | 1 | |
Семейный бюджет. | 1 | |
Экономика и экология. | 1 | |
Обобщение по теме «Чему учит экономика» . | 1 | |
Путешествуем по городам и странам (15 часов) | ||
Золотое кольцо России. | 1 | |
Золотое кольцо России. | 1 | |
Золотое кольцо России. | 1 | |
Проект «Музей путешествий» | 1 | |
Наши ближайшие соседи. | 1 | |
На Севере Европы. | 1 | |
Что такое Бенилюкс. | 1 | |
В центре Европы. | 1 | |
По Франции и Великобритании. | 1 | |
По Франции и Великобритании. | 1 | |
На юге Европы. | 1 | |
По знаменитым местам мира. | 1 | |
Проверим себя. | 1 | |
Повторение по курсу окружающего мира. | 1 | |
Повторение по курсу окружающего мира. | 1 |
4 класс
№ п/п | Раздел, тема урока | Кол-во часов |
Земля и человечество - 9 ч. | ||
Мир глазами астронома. | 1 | |
Планеты Солнечной системы. | 1 | |
Звёздное небо – Великая книга Природы. | 1 | |
Мир глазами географа. | 1 | |
Мир глазами историка. | 1 | |
Когда и где? | 1 | |
Мир глазами эколога. | 1 | |
Сокровища Земли под охраной человечества. | 1 | |
Сокровища Земли под охраной человечества. | 1 | |
Природа России - 10 ч. | ||
Равнины и горы России. | 1 | |
Моря, озёра и реки России. | 1 | |
Природные зоны России. | 1 | |
Зона арктических пустынь. | 1 | |
Тундра. | 1 | |
Леса России. | 1 | |
Лес и человек. | 1 | |
Зона степей. | 1 | |
Пустыни. | 1 | |
У Чёрного моря. | 1 | |
Родной край - часть большой страны - 15 ч. | ||
Наш край. | 1 | |
Поверхность нашего края. | 1 | |
Водные богатства нашего края. | 1 | |
Наши подземные богатства. | 1 | |
Земля-кормилица. | 1 | |
Жизнь леса. | 1 | |
Жизнь луга. | 1 | |
Жизнь в пресных водах. | 1 | |
Экскурсия в природные сообщества родного края. Лес. | 1 | |
Экскурсия в природные сообщества родного края. Луг. | 1 | |
Экскурсия в природные сообщества родного края. Водоём. | 1 | |
Растениеводство в нашем крае. | 1 | |
Животноводство в нашем крае. | 1 | |
Наши проекты. | 1 | |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделам: «Природа России», «Родной край – часть большой страны». | 1 | |
«Родной край - часть большой страны» 15 ч. | ||
Страницы всемирной истории -5 ч. | ||
Начало истории человечеств. | 1 | |
Мир древности: далёкий и близкий. | 1 | |
Средние века: время рыцарей и замков. | 1 | |
Новое время: встреча Европы и Америки. | 1 | |
Новейшее время: история продолжается сегодня. | 1 | |
Страницы истории России - 20 ч. | ||
Жизнь древних славян. | 1 | |
Во времена Древней Руси. | 1 | |
Страна городов. | 1 | |
Из книжной сокровищницы Древней Руси. | 1 | |
Трудные времена на Русской земле. | 1 | |
Русь расправляет крылья. | 1 | |
Куликовская битва. | 1 | |
Иван Третий. | 1 | |
Мастера печатных дел. | 1 | |
Патриоты России. | 1 | |
Пётр Великий. | 1 | |
Михаил Васильевич Ломоносов. | 1 | |
Екатерина Великая. | 1 | |
Отечественная война 1812 года. | 1 | |
Страницы истории ХIХ века. | 1 | |
Россия вступает в ХХ век. | 1 | |
Страницы истории 20 - 30-х годов. | 1 | |
Великая война и Великая Победа. | 1 | |
Великая война и Великая Победа. | 1 | |
Страна, открывшая путь в космос. | 1 | |
Современная Россия – 9 ч. | ||
Основной закон России и права человека. | 1 | |
Мы – граждане России. | 1 | |
Славные символы России. | 1 | |
Такие разные праздники. | 1 | |
Путешествие по России. | 1 | |
Путешествие по России. | 1 | |
Путешествие по России. | 1 | |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Современная Россия». | 1 | |
Презентация проектов. | 1 |
4. Критерии оценивания
Оценивание осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями, содержащимися в следующих пособиях:
- Модельная региональная основная образовательная программа начального общего образования (Челябинск, ЧИППКРО).
- Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация в начальной школе: методические рекомендации / авт.-сост.: Л.Н. Чипышева, И.Д. Борченко; под ред. М.И. Солодковой. – Челябинск: ЧИППКРО.
5. Оценочные материалы
- Контрольно-измерительные материалы модельной региональной образовательной программы начального общего образования (ЧИППКРО, Челябинск).
1 класс
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Тесты. 1 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций. / А.А. Плешаков, Н.Н. Гара., З.Д. Назарова. – М.: Просвещение.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Проверочные работы. 1 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. / А.А. Плешаков, С.А. Плешаков. – М.: Просвещение.
- Тихомирова Е.М. Тесты по предмету «Окружающий мир»: 1 класс. Ч.1: к учебнику А.А. плешакова «Окружающий мир. 1 класс. Ч.1.». ФГОС (к новому учебнику) / Е.М. Тихомирова. - М.: Издательство «Экзамен».
- Тихомирова Е.М. Тесты по предмету «Окружающий мир»: 1 класс. Ч.2: к учебнику А.А. плешакова «Окружающий мир. 1 класс. Ч.2.». ФГОС (к новому учебнику) / Е.М. Тихомирова. - М.: Издательство «Экзамен».
- Глаголева Ю.И. Окружающий мир: предварительный контроль, текущий контроль, итоговый контроль: 1 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Ю.И. Глаголева, Ю.И. Архипова. – М.: Просвещение: УчЛит.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Тетрадь учебных достижений. 1 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций / А.А. Плешаков, З.Д. Назарова. – М.: Просвещение.
2 класс
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Тесты. 2 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций. / А.А. Плешаков, Н.Н. Гара., З.Д. Назарова. – М.: Просвещение.
- Тихомирова Е.М. Тесты по предмету «Окружающий мир»: 2 класс. Ч.1: к учебнику А.А. плешакова «Окружающий мир. 2 класс. Ч.1.». ФГОС (к новому учебнику) / Е.М. Тихомирова. - М.: Издательство «Экзамен».
- Тихомирова Е.М. Тесты по предмету «Окружающий мир»: 2 класс. Ч.2: к учебнику А.А. плешакова «Окружающий мир. 2 класс. Ч.2.». ФГОС (к новому учебнику) / Е.М. Тихомирова. - М.: Издательство «Экзамен».
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Проверочные работы. 2 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. / А.А. Плешаков, С.А. Плешаков. – М.: Просвещение.
- Глаголева Ю.И. Окружающий мир: предварительный контроль, текущий контроль, итоговый контроль: 2 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Ю.И. Глаголева, Ю.И. Архипова. – М.: Просвещение: УчЛит.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Тетрадь учебных достижений. 2 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций / А.А. Плешаков, З.Д. Назарова. – М.: Просвещение.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 2 класса общеобразоват. орг. / А.А. Плешаков. – В 2-х частях. Часть 1. – М.: ВИТА-ПРЕСС.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 2 класса общеобразоват. орг. / А.А. Плешаков. – В 2-х частях. Часть 2. – М.: ВИТА-ПРЕСС.
3 класс
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Тесты. 3 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций. / А.А. Плешаков, Н.Н. Гара., З.Д. Назарова. – М.: Просвещение.
- Тихомирова Е.М. Тесты по предмету «Окружающий мир»: 3 класс. Ч.1: к учебнику А.А. плешакова «Окружающий мир. 3 класс. Ч.1.». ФГОС (к новому учебнику) / Е.М. Тихомирова. - М.: Издательство «Экзамен».
- Тихомирова Е.М. Тесты по предмету «Окружающий мир»: 3 класс. Ч.2: к учебнику А.А. плешакова «Окружающий мир. 3 класс. Ч.2.». ФГОС (к новому учебнику) / Е.М. Тихомирова. - М.: Издательство «Экзамен».
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Проверочные работы. 3 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. / А.А. Плешаков, С.А. Плешаков. – М.: Просвещение.
- Глаголева Ю.И. Окружающий мир: предварительный контроль, текущий контроль, итоговый контроль: 3 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Ю.И. Глаголева, Ю.И. Архипова. – М.: Просвещение: УчЛит.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Тетрадь учебных достижений. 3 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций / А.А. Плешаков, З.Д. Назарова. – М.: Просвещение.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 3 класса общеобразоват. орг. / А.А. Плешаков. – В 2-х частях. Часть 1. – М.: ВИТА-ПРЕСС.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 3 класса общеобразоват. орг. / А.А. Плешаков. – В 2-х частях. Часть 2. – М.: ВИТА-ПРЕСС.
4 класс
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Тесты. 4 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций. / А.А. Плешаков, Н.Н. Гара., З.Д. Назарова. – М.: Просвещение.
- Тихомирова Е.М. Тесты по предмету «Окружающий мир»: 4 класс. Ч.1: к учебнику А.А. плешакова «Окружающий мир. 4 класс. Ч.1.». ФГОС (к новому учебнику) / Е.М. Тихомирова. - М.: Издательство «Экзамен».
- Тихомирова Е.М. Тесты по предмету «Окружающий мир»: 4 класс. Ч.2: к учебнику А.А. плешакова «Окружающий мир. 4 класс. Ч.2.». ФГОС (к новому учебнику) / Е.М. Тихомирова. - М.: Издательство «Экзамен».
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Проверочные работы. 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. / А.А. Плешаков, С.А. Плешаков. – М.: Просвещение.
- Глаголева Ю.И. Окружающий мир: предварительный контроль, текущий контроль, итоговый контроль: 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Ю.И. Глаголева, Ю.И. Архипова. – М.: Просвещение: УчЛит.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Тетрадь учебных достижений. 4 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций / А.А. Плешаков, З.Д. Назарова. – М.: Просвещение.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 4 класса общеобразоват. орг. / А.А. Плешаков. – В 2-х частях. Часть 1. – М.: ВИТА-ПРЕСС.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 4 класса общеобразоват. орг. / А.А. Плешаков. – В 2-х частях. Часть 2. – М.: ВИТА-ПРЕСС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" включает в себя предметн...
Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"
УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....
Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)
Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...
Рабочая программа окружающему миру
1 класс...
Рабочая программа окружающему миру 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс...
рабочая программа окружающего мира для 3 класса
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС НОО для 3 класса УМК "Школа России"...
Свидетельство проекта инфоурок (Рабочая программа окружающему миру)
Свидетельство проекта инфоурок (Рабочая программа окружающему миру)...