Технологическая карта Зона арктических пустынь
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока окружающего мира в соответствии с требованиями ФГОС
План-конспект урока по учебнику «Окружающий мир».4 класс.
Авторы: А.А. Плешаков
Тема: «Зона арктических пустынь»
Тема | Зона арктических пустынь | |||
Цель темы | Формирование у учащихся понятия «Арктика» | |||
Планируемый результат | Предметные умения | УУД | ||
Знания о природе зоны Арктики Читать задания и текст, вставляя пропущенные слова, пользуясь учебником, прослушанным электронным приложением к учебнику. Кратко и точно отвечать на вопросы. Показывать острова зоны Арктики. | Личностные: убежденность в возможности познания природы, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения. Регулятивные: Познавательные: работа с разными типами информации, с учебными моделями, установление причинно-следственных связей, планировать, сотрудничать. Коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества и ведения диалога в группах и с учителем. | |||
Основные понятия | Арктика, арктическая зона, Северный полюс, Северный Ледовитый океан, Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля. Полярная ночь, северное сияние, пурга, полярный день. Лишайники, мхи, полярные маки, планктонные растения – водоросли. Рачки, рыбы, чайки, кайры, гагарки, тупики, моржи, тюлени, белые медведи. | |||
Организация пространства: путешествие в царство холода, снега и льда. На доске: Зона Арктики, Северный полюс, Северный Ледовитый океан. Картина с изображением зоны арктических пустынь. | ||||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы | ||
|
|
Учебно-методическая литература: Т.Н. Максимова. Поурочные разработки.
Средства ИКТ: компьютер, принтер, электронное приложение к учебнику. Гербарий растений. |
Этапы урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |
1-й этап: Повторение пройденной темы: Природные зоны. Тест.(Приложение 1.) Проверка. Самооценка. – Объясните причину смены природных зон в нашей стране. | ||||||
- Сколько зон вы насчитали на карте «Природные зоны России»? -- Расположите их по порядку на карте. (Разрезать приложение 2.) Актуализация имеющихся знаний, по северным районам России - Что хотелось бы узнать о природных зонах России? - По мере изучения природных зон постарайтесь найти ответы на эти вопросы. | Повторяют с помощью карты или учебника порядок природных зон Проверяют на стр. 38 в РТ. Выдвинуть гипотезу перед чтением текста, карты Читают в РТ свои вопросы.(-Можно ли жить в Арктике? Какие животные водятся в зоне арктических пустынь? И т.п.) | Формирование учебно- познавательного интереса к новому материалу Учиться читать карту природных зон России | Устная речь, выдвижение гипотез Рассуждают в группе сначала, читают название зон на карте, затем указывают, где находится зона Арктики. Учитель контролирует! | Различать в устной речи мнение (точку зрения), доказательства | Анализ | Анализ, синтез, обобщение, выводы |
2-й этап: Мы начинаем подробно изучать природные зоны России. – С какой зоны начнем? Какая тема урока? Какая цель урока может быть поставлена? Что будем делать для достижения этой цели? Что нам поможет? Запись в тетрадях. 23.10.19. Тема: Зона арктических пустынь. | ||||||
Осмысление. - Что хотите узнать об этой зоне? - Предлагаю отправиться в экспедицию в Арктику в 4 группах.- Кто географы? (Раздать задание группам. Приложение 3.) -Синоптики изучат климат. -Зоологи расскажут нам о животных. Ботаники найдут информацию о растительном мире. Предлагаю опорный текст по теме, организую процесс чтения, обсуждения, понимания, поддерживаю мотивацию и цели, организую работу в парах, управляет работой в группе ученик, которого выбрали дети. | Читают текст, находят ответ на поставленный вопрос, выполняют исследовательскую работу по тексту, Географы будут работать с картой и текстом учебника, и найдут месторасположение Зоны Арктики. Все работают с текстом в учебнике На стр. 76- 83. Пользуемся опорным листом –помощником. Показываю лист. | Строить логичное рассуждение, Использовать изучающее чтение. - В контурной карте раскрасить зону. Каким цветом? - читаете задание в парах. Отвечаете на вопросы. Вставляете пропущенные подходящие слова. Прочитать или рассказать, сопровождая показом карты, иллюстраций или картинок, гербария, атласа. | Работа в парах, в мини - группах, фронтальное обсуждение результатов с целью оформления текста и к/карты | Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Различать в письменной речи мнение, доказательства. | Включается в процессы чтения, обсуждения, дискуссии | Работать по данному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства. План работы групп в Приложении 3. |
……Выступления начать с географов, остальные по мере подготовки, но желательно по плану на доске. Дополнения учителя.- Диск нужен? ( 6 мин) включаем и говорим: - прослушайте и посмотрите видео про Арктику. | ||||||
3-й этап: - Итак, все научные группы мы заслушали. Можем ли мы назвать Арктику пустынной? (Нет, несмотря на суровые условия, растут растения, живут животные и даже выращивают своих детёнышей.) Выполним 3 задание в РТ. Составим схему цепи питания. (Стр. 40). Водоросли – рачки – рыбы – птицы. Водоросли – рачки – рыбы – тюлени. Проверка в парах. – Расскажите об экологических связях. Существуют ли там экологические проблемы? (РТ- с. 40 з. 4) - Посмотрите на знаки, сформулируйте проблему и запишите. Потепление климата. Загрязнение вод океана нефтепродуктами и из-за добычи нефти. Уменьшение численности животных из-за деятельности людей. | ||||||
Рефлексия. Кроссворд . Самооценка после проверки. Ключевое слово АРКТИКА. Организовать обмен мнениями, оценка и логический переход к новой теме. Итог: - На все ли вопросы мы сегодня ответили? - с. 82 «Проверь себя»! - Справилась ваша группа с заданиями? - Где могут пригодиться новые знания? - Кого можно назвать настоящими исследователями? - Оцените свою работу. | Через прием инсерт обобщают знания, задают вопросы на будущее. - Что знал до новой темы? Что нового узнал? Чему удивились? Зачем нужно изучать Арктику? Можно ли там жить и работать? Светофоры! | Воспитание убежденности в возможности диалектического познания природы, Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни | Суммирует в групповой и фронтальной работе весь изученный материал | Учатся критично относиться к своему мнению, признают ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректируют его. | Делает самооценку своей и коллективной деятельности, задают вопросы на будущее, Фиксирует настроение. | Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. |
……Д/з: Чтение текста. Стр. 76-83, РТ – с. 39- 41. Найти информацию о труде людей в Арктике. |
Приложение 1
Тест «Природные зоны России» для учащихся класса (проводится в начале урока как повторение и закрепление). Проверка. Самооценка.
1.В каком направлении сменяются природные зоны России?
а) С юга на север
б) С запада на восток
в) С севера на юг
2. Что относится к зоне высотной поясности?
а) Равнины б) холмы в) горы
3. Какой природной зоны нет в России?
а) Полупустынь б) тропических лесов в) степей
4. Где поверхность Земли нагревается больше всего?
а) В районе Северного полюса
б) В районе Южного полюса
в) В районе экватора
5. Почему происходит смена природных зон?
а) Из-за вращения Земли вокруг своей оси.
б) Из-за неравномерного нагревания поверхности Земли Солнцем.
в) Из-за смены времен года.
|
( при проверке указывают количество верных ответов, затем ставят оценку в дневник)
Приложение 3.
Задание группам:
Географы
работают с картой и найдут зону арктических пустынь или Арктику.
Пользуясь учебником и картой, ответьте на вопросы:
- Где на карте расположена зона арктических пустынь?
Назовите и покажите на карте острова, которые относятся к этой зоне.
- Каким цветом показана зона арктических пустынь?
- К северу или к югу от нашего края расположена Арктика?
- Вставьте в текст пропущенные слова. Прочитайте свой рассказ, сопровождая показом на карте.
Арктика – это район Земли, примыкающий к____________________________________). Это
огромное пространство Северного_____________________________, с морями и островами.
На карте Арктика обозначена _______________цветом.
Острова, которые относятся к этой зоне: __________________Иосифа, ______________ Земля, Новосибирские острова и остров__________________.
Арктика расположена к _____________ от нашего края.
Географы
Тест «Природные зоны России»
1.В каком направлении сменяются природные зоны России?
а) С юга на север
б) С запада на восток
в) С севера на юг
2. Что относится к зоне высотной поясности?
а) Равнины б) холмы в) горы
3. Какой природной зоны нет в России?
а) Полупустынь б) тропических лесов в) степей
4. Где поверхность Земли нагревается больше всего?
а) В районе Северного полюса
б) В районе Южного полюса
в) В районе экватора
5. Почему происходит смена природных зон?
а) Из-за вращения Земли вокруг своей оси.
б) Из-за неравномерного нагревания поверхности Земли Солнцем.
в) Из-за смены времен года.
|
Синоптики
изучают климат в Арктике
Ответьте на вопросы, пользуясь учебником, картой:
- Почему в Арктике царство снега и льда?
- Погодные условия зимой.
- Погодные условия летом.
- Почему здесь такие суровые условия?
-Вставьте пропущенные слова в текст. Прочитайте его, сопровождая показом презентации.
Солнце направляет на эту зону _______________лучи. Оно светит, но не греет. Зимой в Арктике
…___________________ночь. Темноту освещают луна, звёзды и __________________ ____сияние.
Дуют _____________, бушует _______________. Температура опускается до …_________________.
Летом в Арктике … _________________________________, но тепла тоже нет. Это зависит от географического ___________________________ арктической зоны. Температура лишь на несколько __________________ выше _____.
Тест «Природные зоны России»
1.В каком направлении сменяются природные зоны России?
а) С юга на север
б) С запада на восток
в) С севера на юг
2. Что относится к зоне высотной поясности?
а) Равнины б) холмы в) горы
3. Какой природной зоны нет в России?
а) Полупустынь б) тропических лесов в) степей
4. Где поверхность Земли нагревается больше всего?
а) В районе Северного полюса
б) В районе Южного полюса
в) В районе экватора
5. Почему происходит смена природных зон?
а) Из-за вращения Земли вокруг своей оси.
б) Из-за неравномерного нагревания поверхности Земли Солнцем.
в) Из-за смены времен года.
|
Ботаники
Используя учебник, атлас – определитель, ответьте на вопросы и выполните задания:
- Какие растения прижились в Арктике?
- Почему только эти растения?
- Как они приспособились к таким условиям?
- Каково значение растений данной зоны?
Вставьте в текст пропущенные слова:
На островах прямо на голых ________________встречаются лишайники, они очень малы. Также приспособились к жизни на камнях _____________ и полярные _________________.
В толще воды , не покрытой льдом, большое количество планктонных _______________________-
- __________________________.
Тест «Природные зоны России»
1.В каком направлении сменяются природные зоны России?
а) С юга на север
б) С запада на восток
в) С севера на юг
2. Что относится к зоне высотной поясности?
а) Равнины б) холмы в) горы
3. Какой природной зоны нет в России?
а) Полупустынь б) тропических лесов в) степей
4. Где поверхность Земли нагревается больше всего?
а) В районе Северного полюса
б) В районе Южного полюса
в) В районе экватора
5. Почему происходит смена природных зон?
а) Из-за вращения Земли вокруг своей оси.
б) Из-за неравномерного нагревания поверхности Земли Солнцем.
в) Из-за смены времен года.
|
Зоологи
Используя учебник , атлас – определитель, карточки с изображением птиц и зверей (чайки, кайры, гагарки, тупики, белый медведь, тюлень, сайка, рачки, морж, северный олень, кулик, заяц, пингвин), ответьте на вопросы и вставьте в текст пропущенные слова:
Животных Арктической зоны кормит ___________. Морскими водорослями питаются _____________, а ими __________________.
На скалах собираются _________________, ________________ и _____________________,
Здесь они выводят ____________________________.
Птиц с необычными клювами называют ___________________.
Все звери – прекрасные ________________________. От холода их защищает ___________.
Это моржи и ____________________. На тюленей охотятся __________________________ _____________.У них длинная густая шерсть ________________ цвета и ________________
лапы, чтобы удобно было передвигаться по ___________ и ____________.
Приложение 4. (Дополнительно)
Кроссворд «______________________- царство снега и льда» (можно на доске или слайде презентации)
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
7 |
1.Эти птицы образуют птичьи базары. Их можно увидеть на Байкале.
2. Близкий родственник тюленя.
3. Птицы, откладывающие яйца на камнях.
4. Это животное бывает добычей белого медведя.
5. Растения полярной зоны.
6. Самый крупный обитатель морей и океанов.
7. Пища рыб северных морей.
Итог урока: - Что нового узнали на уроке?
- Пригодна ли для человека Арктика? Заполните таблицу.
Карта достижений ученика ______ класса _________________________________(ФИ)
Планируемые результаты | я | учитель | |
1 | Я справился ( справилась) с тестом. Проверка д/з | ||
2 | Смогу показать на карте зону арктических пустынь | ||
3 | Знаю растения зоны Арктики | ||
4 | Узнаю животных арктической зоны | ||
5 | Учусь выявлять экологические связи и раскрывать экологические проблемы | ||
6 | Смогу использовать для подготовки к уроку разные источники информации |
Географы - проверка
Арктика – это район Земли, примыкающий к (Северному полюсу). Это
огромное пространство Северного Ледовитого океана, с морями и островами.
На карте Арктика обозначена серо-белым цветом.
Острова, которые относятся к этой зоне: Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и остров Врангеля.
Арктика расположена к северу от нашего края.
Синоптики - проверка
Солнце направляет на эту зону косые лучи. Оно светит, но не греет. Зимой в Арктике
полярная ночь. Темноту освещают луна, звёзды и северное сияние.
Дуют ветры, бушует пурга. Температура опускается до -60 градусов.
Летом в Арктике полярный день, но тепла тоже нет. Это зависит от географического положения арктической зоны. Температура лишь на несколько градусов выше нуля.
Ботаники - проверка
На островах прямо на голых камнях встречаются лишайники, они очень малы. Также приспособились к жизни на камнях мхи и полярные маки.
В толще воды, не покрытой льдом, большое количество планктонных растений- водорослей.
Зоологи - проверка
Животных Арктической зоны кормит море. Морскими водорослями питаются рачки, а ими рыбы.
На скалах собираются чайки, кайры и гагарки. Здесь они выводят потомство. Птиц с необычными клювами называют тупики.
Все звери – прекрасные пловцы. От холода их защищает слой жира.
Это моржи и тюлени. На тюленей охотятся белые медведи. У них длинная густая шерсть белого цвета и широкие лапы, чтобы удобно было передвигаться по льду и снегу.
Приложение 2
Арктические пустыни
_____________________________
Тундра
________________________
Тайга
________________________
Смешанные и широколиственные леса
Степи
____________________________
Пустыни
________________________
субтропики
Раскраски из «Мир животных» И.Н. Приходкина можно раздать как домашнее задание: раскрасить и найти интересную информацию про этих животных и рассказать на следующем уроке окружающего мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта и конспект урока окружающего мира в 4 классе. Тема: зона арктических пустынь
Технологическая карта и конспект урока окружающего мира в 4 классе. Тема: зона арктических пустынь...
Технологическая карта. урок окружающего мира 4 класс Школа России "Зона Арктических пустынь"
Климат, растительный и животный мир Арктики. Экологические проблемы Арктики....
Технологическая карта по окружающему миру 4 класс на тему: "Зона Арктических пустынь"
Технологическая карта и конспект урока окружающего мира в 4 классе. Тема: зона арктических пустынь...
Технологическая карта по окружающему миру по теме : " Зона Арктических пустынь"
Технологическая карта предназначена для проведения урока по окружающему миру. Она включает в себя подробное изучение зоны Арктических пустынь, закрепление материала и разработку таблицы с основной инф...
Технологическая карта открытого урока для детей с задержкой психического развития 4 класс "Зона арктических пустынь"
Материал предназначен учителям начальных классов коррекционных школ...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Зона арктических пустынь", УМК "Школа России", 4 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представление о зоне арктических пустынь; о животном и растительном мире АрктикиЗадачи урокаПланируемые результаты...
Технологическая карта урока по окружающему миру. Тема "Зона арктических пустынь". 4 класс.
Тема урока:Зона Арктических пустыньТип урока:урок открытия новых знаний.Образовательная среда урока:Карта природных зон России, учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова, рабоч...