Размножение и развитие растений
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Размножение и развитие растений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razmnozhenie_i_razvitie_rasteniy.docx | 21.49 КБ |
razmnozhenie_i_razvitie_rasteniy.pptx | 936.87 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Мылинская средняя общеобразовательная школа»
Конспект урока
по окружающему миру в 3 классе
на тему: «Размножение и развитие растений»
Выполнила: Доржиева Энгельсина Санжиевна,
учитель начальных классов
2021 г.
Тема: «Размножение и развитие растений»
Цели: расширить знания детей о жизни растений, познакомить учащихся со способами размножения и распространения растений, формировать УУД (универсальных учебных действий):
1. Развитие личностных УУД смыслообразования в процессе анализа ошибок на этапе постановки учебной проблемы.
2. Развитие познавательных УУД в процессе изучения животного мира саванны и тропического леса.
3. Развитие коммуникативных УУД в процессе формулирования понятия «размножение», «опыление», объяснения собственных и чужих ошибок при выполнении тестовых заданий.
4. Развитие психических процессов: логической памяти, произвольного внимания.
5. Развитие интереса к учебной деятельности в рамках урока окружающего мира.
Цели воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность, тактичность при ведении коллективного диалога, воспитывать интерес к жизни растений, бережное отношение к природе.
Оборудование для учителя: карточки с заданиями, гербарий.
Оборудование для ученика: тетрадь, учебник (Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.)
Ход урока.
I. Организация класса.
II. Повторение пройденного материала.
На прошлом уроке мы познакомились с двумя процессами, происходящими с растениями. Мы узнали, как растения дышат и питаются.
1) Закончим предложения.
Под действием солнечного света в листьях растений вырабатываются … (сахар и крахмал)
Растения дышит и … (питается)
Вода в листья поступает из …(корня)
Для дыхания живых существ растения выделяют …(кислород)
III. Сообщение темы и цели урока.
Растения живые существа. Они дышат и питаются, а значит, они должны расти и размножаться. Итак, тема нашего урока «Размножение и развитие растений».
IV. Работа по теме урока.
1) Опыление.
Однажды ученые поставили такой опыт: на яблоне выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчелы, а другую оставили открытой. И что же получилось? На той ветке, где на цветки прилетали пчелы, образовалось 33 груши, а на ветке под марлей – ни одной! (слайд 2)
Почему это произошло? Насекомые не просто кормятся на цветках, они еще и выполняют работу, без которой не могут образовываться плоды и семена. (слайд 3)
Эта работа – опыление цветов. Что такое опыление? Давайте разберемся, поможет нам в этом модель цветка. У цветов есть тычинки и пестик. На тычинках мельчайшие зернышки, маленькие желтые крупинки - пыльца. (слайд 4) В пестике образуется плод. Для образования плода необходимо, чтобы пыльца с тычинок попала в пестик. Когда пчела садится на цветок, пыльца остается на ее мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок того же вида растений, пчела невольно переносит на него пыльцу - опыляет цветок. Из опыленного цветка начинает развиваться плод с семенами. А если опыления не произойдет, плодов и семян у растения не будет. (слайд 5)
Запомните: Опыление - это перенос пыльцы с тычинок цветка на рыльце пестика, где происходит оплодотворение. (слайд 6)
Цветы привлекают насекомых ярким цветом, запахом, формой. Пчелы, шмели, бабочки – это насекомые – опылители. Они помогают растениям размножаться. (слайд 7)
2) Образование плодов.
В жарких странах некоторые цветы опыляют крошечные птички – колибри. Чтобы добраться до нектара, они запускают свой клювик вглубь цветка. Итак, произошло опыление, и на месте цветка образовался плод. (слайд 8)
Плод – это приспособление цветкового растения к распространению семян.
Почему необходимо распространять семена? (Чтобы они не проросли рядом с материнским растением, и не было конкуренции за питательные вещества, свет и воду).
3) Способы размножения растений
Растения размножаются семенами, спорами (размножение спорами присуще грибам, мхам, папоротникам), клубнями (картофель, крокус, гладиолус, аронник), черенками. (слайд 9-12)
4) Распространение семян.
А теперь давайте подумаем, как же распространяются семена?
Плоды растений – настоящие путешественники. Если приглядеться к ним, то можно догадаться, как они путешествуют. Почти всегда плоды и семена дают жизнь новому растению не там, где они созрели. Отправляются семена – путешественники искать новые, необжитые места. У каждого семечка, семени или плода свой «транспорт». Подхваченные ветром, летят семена, поднимаясь высоко в небо. Куда только не заносит их ветром. Но вот они успокоились, отлетались и легли спать на зиму. Весной им предстоит большая работа выращивать новое растение.
На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар. (одуванчик) (слайд13)
Похожи на него осот, козлобородник, кульбаба. Их семена распространяются ветром.
Какие приспособления есть у этих семян? (парашютики).
Рассматривание растений из книги с. 79.
Большинство семян – любители полетать. Это самый быстрый и удобный способ попасть в далёкие края. Многие семена крылаты. У клена и липы семена снабжены тонкими крылышками. Крылатые плодики клена опадают с дерева очень своеобразно – они быстро – быстро вращаются, как пропеллер, и плавно опускаются на землю. А мелкие орешки березы с двумя прозрачными крылышками по бокам. Ветром они могут быть унесены далеко в сторону от дерева, на котором созрели. (слайд 14)
Некоторые степные растения ко времени созревания плодов засыхают, ветер обламывает их у корней, перекатывает с места на место, рассеивая семена. Такие растения получили название «перекати - поле» (джузгун).
Только легкие семена может перенести ветер. А что делать растениям, у которых семена более тяжелые и нет «крылышек», «парашютиков». Давайте посмотрим, как другие растения приспособились распространять свои семена.
Есть растения – зайцы, которые путешествуют тайно, повсюду следуя за человеком. Куда он, туда и они. Когда подорожник появился в Северной Америке, то местные индейцы назвали его «следом белого человека». В безлюдных местах подорожника не бывает. Чем ближе к селению, тем его больше. Осенью клейкие семена подорожника цепляются с кусочками грязи на обувь или копыта домашних животных, и переносятся с одного места на другое. (слайд 15)
Водные растения тоже приспособились. Семена кувшинок и водокраса прилипают к липким лапкам и перьям уток, гагар, куликов, чаек и вместе с ними перелетают из озера в озеро. Тысячи водяных птиц летят осенью с севера на юг. Миллионы семян переносят они с водоема на водоем.
Плоды некоторых растений тяжелые, поэтому ветер не может их распространять. Например, плоды дуба – желуди, орехи лещины падают рядом с деревом и ждут, когда «носильщики» перенесут их в другие места. Белки, мыши, птицы не заставляют себя долго ждать. Набегут, подхватят желуди, орехи и разнесут их по норам и дуплам. Эти плоды для них вкусные и ценные запасы на зиму. Весной забытые и потерявшиеся плоды дадут ростки новых деревьев и кустарников.
На шерсти животных и одежде человека встречаются цепкие головки череды, репейника. Некоторые невозможно вычесать. У растений много различных крючков, зацепок, зубчиков - приспособлений для того, чтобы удерживаться и путешествовать как можно дальше. (слайд 16)
Под забором у края степей
Сладко спал одинокий репей,
Спал и видел прекрасные сны,
Как он вцепится в заячью грудь
И в далёкий отправится путь.
Птицы, наземные животные могут быть «носильщиками» семян и плодов, например, сочных ягод рябины, брусники, черемухи. Они поедают ягоды и, перемещаясь с места на место, выбрасывают неповрежденные семена съедобных плодов.
Семена переносят реки и ручьи, потоки дождя и течения. Кокосовые орехи плавают в воде годами и не теряют всхожести. У плодов, которые держаться на воде, есть много клеток и полостей, наполненных воздухом. Эти воздушные подушечки не позволяют плоду или семени быстро пойти ко дну.
Есть семена, которые распространяются самостоятельно. Их семена называют «артиллеристами». В Крыму на морском побережье можно встретить сорное растение бешеный огурец. После созревания семян в его плодах скапливается слизь, которая вместе с семенами с силой выбрасывается из плодов. Кажется, будто бешеный огурец стреляет своими семенами.
У кислицы, растущей в тенистых хвойных лесах, под давлением набухающей ткани резко загибаются назад створки коробочки. Семена получают толчок и разлетаются в разные стороны.
- Как распространяются семена? Сделайте вывод, ребята. (слайд 17)
4) Развитие растений
Чтобы из семечка выросло новое растение, оно должно попасть в место, где тепло, есть влага и воздух, то есть когда оно попадает в почву.
Как же растение развивается из семени? Сначала из семени появляется корешок, а потом стебелёк с листочками. Проросток растет и со временем превращается во взрослое растение. На нём появляются цветки, а после опыления на месте цветков – плоды с семенами. (слайд 18)
Опыт
На уроке окружающего мира мы говорили о растениях. Растения являются частью живой природы. А значит, они дышат, питаются, развиваются и размножаются. Мне стало интересно, а как же растение развивается? Как из маленького семени получается новое, большое растение. (слайд 19)
Для прорастания растения нужны тепло, вода, воздух. Сначала семечко кладут в теплую воду, замачивают его. Семя набухает, и у него появляется корешок. Пророщенное семя высаживают в землю. И вот появляется маленький зеленый росточек, который потом, я думаю, вырастет и станет взрослым растением.
VI. Итог урока
- Над какой темой работали сегодня?
- Каковы же основные способы распространения семян?
1) по воздуху
2) по воде
3) с помощью животных
4) с помощью человека
VI. Рефлексия.
- Что дал каждому из вас урок?
- Была ли от него польза?
- Какие знания, опыт каждый из вас сегодня получил?
VII. Домашнее задание: с.80 – 83 прочитать, ответить на вопросы раздела «Проверь себя».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
На каком дереве вырасту т груши? Однажды ученые поставили такой опыт: на яблоне выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчелы, а другую оставили открытой. И что же получилось? На той ветке, где на цветки прилетали пчелы, образовалось 33 груши, а на ветке под марлей – ни одной!
Над цветами растений всегда летают пчёлы, шмели, бабочки. Почему?
Пыльца – это мельчайшие желтые зёрнышки
Пчёлы, шмели, бабочки кормятся сладким цветочным соком – нектаром и при этом опыляют растения.
Опыление – это перенос пыльцы с тычинок цветка на рыльце пестика .
Пчёлы, шмели, бабочки - это насекомые-опылители Они помогают размножаться растениям.
В жарких странах некоторые цветы опыляют крошечные птички колибри. Чтобы добраться до нектара, они запускают свои клювики вглубь цветка. Длина колибри всего 5,5 см, а масса – около 2 г.
Размножение семенами
Размножение спорами
Размножение клубнями
Размножение черенками
Как размножаются семена?
Способы и условия распространения растений Ветер. Животные. Птицы. Человек
Развитие растений
Вывод Плоды появляются благодаря опылению, соблюдению определённых условий развития растения, а также благодаря насекомым-опылителям, животным, птицам и людям. Благодаря чему появляются плоды?
Домашнее задание Внимательно прочитать текст на стр. 80 – 83, ответить на вопросы раздела «Проверь себя».
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Размножение и развитие растений.
Урок по теме: «Размножение и развитие растений» в разделе «Эта удивительная природа»...
Размножение и развитие растений
На этом уроке дети знакомятся с размножением и развитием растений...
Конспект урока по окружающему миру. 3 класс. "Размножение и развитие растений"
Конспект урока по окружающему миру. 3 класс. "Размножение и развитие растений"...
План конспект урока по теме "Размножение и развитие растений". Пр.р. «Рассмотрение плодов и семян растений», «Развитие растения из семени».3 класс
Представлен план конспект урока по окружающему миру по теме "Размножение и развитие растений". Пр.р. «Рассмотрение плодов и семян растений», «Развитие растения из семени» 3 класс...
Урок окружающего мира в 3 классе «Размножение и развитие растений. Развитие растения из семени».
Урок по технологии педагогических мастерских.(http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node14.html)Окружающий мир УМК «Школа России» (автор А.А. Плешаков)3 класс.Тема: «Размножение и развитие растен...
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Размножения и развитие растений" 3 класс
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Размножения и развитие растений" 3 класс. А.А. Плешаков. "Школа России"...