Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Ломоносов М.В." УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Лавринович Екатерина Андреевна

Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Ломоносов М.В. ФГОС. УМК "Школа России". В данном уроке представлена парная работа, групповая работа, индивидуальная работа. Так же вместе с уроком идет презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира М.В.Ломоносов

Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся представлений о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;

Задачи урока:

  •  
  • развивающая – развивать кругозор, умение делать выводы, коммуникативные способности;
  • воспитательная – воспитывать в детях чувства гордости, восхищения, уважения к своей Родине.

УУД:

  • познавательные: осознавать познавательную задачу; читать, извлекая нужную информацию;
  • коммуникативные: участвовать в общей беседе;
  • регулятивные: планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассникаминеобходимые действия;
  • личностные: развивать самостоятельность, умение работать в группе.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Встали дружно.

Повернулись и друг другу улыбнулись.

Настроенье, каково?

- Во!

Все такого мнения?

Все без исключения?

2. Мотивационный этап

Прочитайте пословицу, записанную на доске:

Ученье-свет, а неученье - тьма.

- Как вы понимаете смысл пословицы?

- Какие ещё пословицы об учении вы знаете?

- А для чего вам нужно учиться?

 

3. Актуализация знаний

- Сегодня на уроках мы будем работать в группах. У каждой группы будет свое историческое название, а чтобы его узнать,  нужно выполнить задание    «История в лицах». Я вам раздала карточки с описанием исторической личности, вам нужно правильно определить, о ком идет речь и  занять свое место.  (Приложение 1)

- Давайте проверим, правильно ли вы справились с заданием. Сверьтесь с образцом на доске.

- Молодцы, правильно определили исторические личности.

- А с какой целью мы выполняли данную работу?

- Для чего мы должны знать этих известных людей в истории?

- Оцените свою работу на данном этапе урока в маршрутном листе в колонке «История в лицах». (Приложение 2)

        3 балла – правильно определил                                            

                                       историческую личность

        0 баллов – не справился с заданием

Работа в парах

Переходим к следующему заданию «Объясни понятие». Данное задание вы будите выполнять в парах. Вспомните правила работы в парах. (Приложение 3)

- Ребята, как вы думаете, какая работа вам предстоит?

- У вас на партах  карточки со словами и их понятиями ваша задача, соединить стрелочкой  слово с его значением.
1) Кунсткамера 
2) 
Медаль 
3) 
Невский проспект 
4) 
«Потешный полк» 
5) 
«Апостол» 

- Давайте сверим вашу работу с образцом на доске. Оцените свою работу в маршрутном листе «Работа в парах».

        5 баллов – правильно определили все пять понятий

        4 балла  – правильно определили четыре понятия

        3 балла – правильно определили три  понятия

        2 балла – правильно определили два понятия

        1 балл – правильно определили одно понятие.

- Ребята, для чего мы выполняли данное задание?

- С какой исторической личностью мы познакомились на прошлом уроке?

- Какие главные перемены произошли при Петре 1?

- Заслуженно, ли Петр Первый получил прозвание «Великий?

- Петр 1 считал, что для управления империей, для развития государства, для движения вперед требовались образованные люди. Петр Великий сам всю свою жизнь учился, осваивал науки, заботился об открытии учебных заведений.

4. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

На доске зашифрованы слова.

-По какому принципу они зашифрованы?

Днскй, Нвскй, Птр, Лмнсв.

- Отгадайте их.

- Какое слово лишнее? Почему?

Какой из этих исторических персонажей вам не знаком? Почему?

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

- Сегодня на уроке вы узнаете о  замечательном человеке Михаиле Васильевиче Ломоносове

- Давайте определим задачи урока, используя ключевые слова-глаголы.

        Узнать о …

        Перечислить…

5.Работа по теме урока

- А.С. Пушкин назвал Ломоносова так «Михайло Васильевич Ломоносов – первый русский университет».


- Почему он так назвал его?

- Ребята, а кто-нибудь из вас знает, что означает слово «университет»?

- Где мы это можем узнать?

-Давайте узнаем, у вас в группах лежат толковые словари Владимира Ивановича Даля и Сергея Ивановича Ожегова, найдите значение этого слова.

- Какие общие слова в этих значениях из разных словарей?

- Давайте сделаем вывод: университет это?

- Чем прославил М.В.Ломоносов Россию? Почему его помнят потомки? На все эти вопросы нам предстоит ответить.

6.    Старославянская физминутка.

- Прежде чем приступим к работе, давайте немного отдохнем.

- Три столетия прошло с того времени, когда жил Ломоносов. Язык  времени  Ломоносова  сильно  отличался  от  современного  языка.  В физминутке, которую мы разучим, встречаются   устаревшие  слова, которые можно прочитать в  произведениях  Михаила Васильевича Ломоносова.

- Выполним зарядку по - старославянски.  Подсказки вы увидите на экране. (Показ слайда  «Перевод со старославянского»)

Разведите в стороны  десницу и

шульцу – соедините их.

Поднимите рамена – опустите.

Потрясите дланями.

Погрозите  перстами.

Вытяните выю.

Наклоните главу – опустите.

Погладьте себя по ланитам.

(десница – правая рука, шульца – левая рука, рамена – плечи, длани – ладони, персты – пальцы, выя - шея, глава – голова, ланиты – щеки).

7. Работа в группах

Начинаем работу в группах. Давайте вспомним правила работы в группе

- Работать будем по следующему плану:  
(план на доске)

1. Детство Ломоносова

2. Учеба в Москве

3. Обучение в Санкт-Петербурге

4. Возвращение в Россию

5.Открытия Ломоносова

- Каждая группа будет работать по своей теме

-Кроме того, на каждую группу дан план действий. Весь план действий вы должны выполнять строго по инструкции. С ним вы ознакомитесь самостоятельно.

План действий:

1. Прочитайте текст в учебнике (с.101 - 104) и дополнительную информацию на отдельном листе.

2. Прочитайте задания вашей группы.

3. Дайте ответы на них письменно.

4.. Выберите в группе того, кто будет выступать.

5. Сообщение о результатах работы группы.

            

  

8.Выступления групп

Каждая группа выступает со своим сообщением.

- Ребята, мы с вами узнали о детстве, учебе и деятельности Ломоносова. Какой итог из нашей работы вы можете сделать? Что вы можете сказать о Ломоносове?

- Давайте оценим работу в группе. Возьмите лист самооценки и оцените свою работу в группе, свой личный вклад

3 балла – работал в группе активно

      1 балла – не всегда включался в работу

0 баллов – совсем не работал, не принимал участие

8.Закрепление изученного. Игра «Верное  - неверное утверждение»

-Я  вам буду зачитывать утверждения, если оно верное хлопаете в ладоши, если нет – сидите тихо.

  • Ломоносов происходил из богатой дворянской семьи.
  • Ломоносов много времени проводил за чтением книг.
  • В 19 лет Ломоносов отправился в Москву, чтобы постигать науку.
  • Ломоносов не смог закончить обучение в Славяно - греко - Латинскую академию.
  • В 24 года Ломоносова, как одного из лучших учеников отправили на учебу в Санкт-Петербург
  • Ломоносов открыл атмосферу на планете Сатурн.
  • По предложению Ломоносова в Петербурге был открыт университет.

- Подводим итог урока  в маршрутном листе. Посчитайте баллы и переведите их в отметку.

11 – 10  баллов – 5

      9 – 8 баллов – 4

7-5 баллов  – 3

9.Итог урока

-  У А.С.Пушкина писал о Ломоносове  так: «Историк, Механик, Химик, Художник, Стихотворец, Ритор – он все испытал и все проник».

- Почему эти слова, относящиеся к М.В.Ломоносову, написаны с большой буквы

-  Вспомните, как Пушкин называл Михаила Васильевича Ломоносова?

- Как вы думаете, почему он его так называл?

- А что позволило Ломоносову сделать так много величайших открытий?

- Какое открытие вы  сделали на этом уроке?

-Ребята, а может ли Михаил Васильевич быть для вас примером? В чем?

– Что для вас было самым интересным?

– О чем захотелось еще узнать?

- А что бы вы рассказали родителям или друзьям о том, что сегодня узнали на уроке?

Имя Ломоносова осталось не только в памяти ученых, которые до сих пор пользуются его открытиями. Его имя носят в нашей стране улицы, проспекты, библиотеки, школы, лицеи. Ему посвящают свои произведения поэты и писатели, а художники пишут квартиры.  О нем помнят, говорят и с гордостью восхищаются.   Такие люди, как он рождаются один раз в тысячелетие, чтобы показать все способности человеческие

10. Рефлексия

- Ребята, вспомните, что построил отец Ломоносова?

- Как это отразилось на Ломоносове?

- У вас на партах у каждого лежат кораблики, возьмите их.

-  Те, кто считают,  что хорошо усвоили тему этого урока и могут приступить к изучению новой темы на следующем уроке, запустите свой кораблик в море знаний.

hello_html_5d1998da.jpg

- Те, кто не уверен в этом и считают, что нужно еще повторить данный материал оставляют свой кораблик на берегу.

10. Домашнее заданиеhello_html_3c3d7fee.gif

Обязательно: c. 101-104 – читать отвечать на вопросы.

По желанию:

  1. составить кроссворд о М.В. Ломоносове;
  2. приготовить вопросы по теме.

Во!

Да.

Да, да, да.

Пословица означает, что знания дают человеку узнать и понять всю красоту жизни, а у безграмотных людей жизнь унылая, не интересная.

Повторение-мать учения.

Без терпенья нет ученья.

Век живи - век учись.

Учиться никогда не поздно.

Ответы детей.

Определяют историческую личность, делятся на группы.

Сверяются с образцом на доске

Данную работу выполняли для того, чтобы узнать, на сколько хорошо, мы усвоили тему прошлого урока.

Мы вспомнили известных исторических деятелей  и их заслуги пред государством.

Мы должны знать историю развития нашей страны. 

Изучая историю, мы можем не совершить те ошибки, которые люди совершали в прошлом.

Работают с маршрутным листом

В парах работать нужно дружно, один говорит другой слушает, не перебивать друг друга, уважать мнение каждого.

1) – первый музей, построенный в Петербурге на берегу реки Невы.
2) - знак отличия, вручаемый за воинскую доблесть.
3) Главная улица Санкт-Петербурга..
4) военные отряды из придворных слуг и детей, созданных для военных игр юного Петра.
5) первая печатная русская книга.
 


Работают с маршрутным листом.

Мы должны знать, что обозначают данные слова, если мы этого не будем знать, то не будем понимать, о чем идет речь в текстах.

Петр 1

Ответы детей.

Пропущены гласные буквы.

Донской, Невский, Пётр, Ломоносов.

Ломоносов

Ломоносов, потому что о нем мы еще не говорили

Тема нашего урока Ломоносов

Узнать о жизни и деятельности М.В. Ломоносова, о его роли в истории России

 В толковом словаре, в Интернете.

Даль «высшая школа, учебное заведение 1 степени, по всем отраслям науки»

Ожегов «высшее учебное заведение и одновременно научное учреждение с различными факультетами»

Учебное заведение

Университет – это высшее учебное заведение.

Правая рука и левая в стороны,

Поднимают и опускают плечи

Трясут ладонями.

Грозят пальцами.

Вытягивают шею

Наклоняют голову

Гладят себя по щекам

Правила работы в группе

Знакомятся с планом действий

Ломоносов достиг успеха во всех областях науки.

Работают с маршрутным листом.

Нет

Да

Да

Нет

Да

Нет. На планете Венера.

Да

Заслуги ученого в каждой из перечисленных наук были настолько велики, что Пушкин все слова записал с большой буквы. Этим он показал свое уважение к великому ученому России, который думал о процветании Родины.

А.С. Пушкин назвал Ломоносова так «Михайло Васильевич Ломоносов – первый русский университет».

По его предложению в России был открыт Московский университет. Он был очень умным и имел успех во всех областях науки.

Он хорошо и старательно учился.

Ответы детей.

Парусный корабль

Во время путешествий многое узнал и стал наблюдательным.

Приложение 1.

Был он бережлив, но не скупился, когда надо было помочь обездоленным. На поясе всегда носил кошель с деньгами, из которого подавал нищим (Иван Калита)

Новгородский князь, которому удалось остановить наступление крестоносцев на русские земли. Участвовал в Ледовом побоище  (А.Невский)

При этом князе закончилась зависимость Руси от Орды. При нем сложилось единое независимое государство – Россия. (Иван 3)

Был первым в истории России царем, при нем организовали Земский собор,. Присоединил к России Сибирь. (Иван Васильевич Грозный)

Он ввел новый календарь, основал первый музей – Кунсткамеру, при нем появился мощный морской флот, заложен г.Санкт-Петербург. (Петр Великий)

Иван Калита

Александр Невский

Иван 3

Иван Васильевич Грозный

Петр Великий

Приложение 2.

Маршрутный лист

Ф.И.____________________________________________

История в лицах

Работа в парах

Работа в группах

Отметка

Отметка учителя

Приложение 3

Кунсткамера -

Медаль 

Невский проспект 


«Потешный полк» 


«Апостол» 

-  первая печатная русская книга. 

-военные отряды из придворных слуг и детей, созданные для военных игр юного Петра 1.

– первый музей, построенный в Петербурге на берегу реки Невы.


 - главная улица Санкт-Петербурга


- знак отличия, вручаемый за воинскую доблесть.

1 ГРУППА

Детство Михаила Васильевича Ломоносова.

    Родился он в 1711 году в Архангельской губернии, на  севере.

    Отец Василий Дорофеевич Ломоносов имел участок земли. Человек он был умный, предприимчивый, первым из того края построил и оснастил по - европейски парусный корабль и другие суда. Совершал на них далекие морские походы, перевозил грузы и людей.

     Мать Елена Ивановна умерла очень рано.

Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец начал брать его с собой в море в качестве юнги. Поездки с отцом закалили Михайла физически, обогатили разнообразными наблюдениями. Впечатления от плавания остались у нег на всю жизнь. Все интересовало любознательного мальчика: отчего стрелка компаса всегда повернута на север? Почему день сменяется ночью? Почему по небу разливается это чудесное северное сияние?

     В 11-12 лет начал постигать грамоту и первыми учебными книгами у него были  “Арифметика”  и “Грамматика”. Назвал эти книги «вратами своей учености», он их читал с таким усердием, что выучил наизусть.            

По некоторым данным: отец в юности учился на священника, и в доме у них была неплохая библиотека. Ломоносов прочитал все, что было под рукой: Часослов, псалтырь и другие священные книги. У соседа нашлись славянская грамматика и арифметика, напечатанная для школ по велению Петра Первого. Узнавать новое из книг ему очень нравилось, и он не расставался с книгами.

       Ломоносов очень много времени проводил за чтением книг. Мачехе не нравилось, что он сидит постоянно за книгами и поэтому он читал в уединенных местах, терпел стужу и холод.

       Но была у Михаила Ломоносова заветная мечта, которую он боялся высказать отцу. После смерти матери отец стал угрюмым, да и мачеха то и дело ругалась. Заветная мечта Ломоносова была - учиться.

     Он слышал, что в Москве есть школы, где латыни, истории и другим наукам учат, да и книг там много.

Ответьте письменно на следующие вопросы (пользуйтесь учебником (с. 101 – 102) и дополнительной информацией на листе):

1. Когда и где родился Михаил Васильевич Ломоносов?

2. Каким был отец Ломоносова?

3. Что случилось с матерью Ломоносова?

4. Что закалило характер Ломоносова?

5. Со сколько лет начал постигать грамоту Ломоносов ?

7. Как относилась мачеха к Михаилу?

8. Какая заветная мечта была у М.Ломоносова?

Используя ответы на эти вопросы, составьте сообщение на тему «Детство М.В. Ломоносова», вставляя в текс пропущенные слова и фразы.

 (Выступление группы не более 3 минут).

Удачи ребята!

2 ГРУППА

Учеба в Москве (1 часть)

      В 19 лет  Ломоносов уходит из дома. Он держит путь в Москву. И было в Москве место, куда более всего стремился Михайло. Это Славяно-греко-латинская академия, или, как еще называли, «Спасские школы». Ломоносов утаил свое   крестьянское происхождение и выдал себя за сына дворянина и поступает в Славяно-греко-латинскую академию.

      А  знания его так поразили экзаменаторов, что он был принят учеником с жалованием в 10 рублей за год. Это 3 копейки в день! Так что жил он впроголодь: на копейку в день покупал хлеба и кваса, а оставшиеся 2 копейки уходили на покупку бумаги и чернил, обувь и другие нужды.

        Нелегко ему было на первых порах обучения, так как по возрасту, он был старше всех учеников, которые постоянно потешались над ним.

      Когда малые ребята увидели великовозрастного Михайла, они подняли его на смех:

- Гляньте, какой болван пришёл с нами учиться!

- Дядь, достань воробушка!

      Михайло приподнял одного из них за шиворот, словно котёнка, и, стараясь быть серьёзным, проговорил: "Что с тобой делать? На крышу забросить?". Больше над Ломоносовым не смеялись. А как начал Михайло отвечать на занятиях, на него и вовсе будто на чудо стали смотреть. Да он лучше учителей всё знает, - шептались школяры.

      Но жажда знаний помогла преодолеть все невзгоды. За год Михаил перешел из низшего класса сразу в третий. А через год спустя так освоил латынь, что мог на ней даже сочинять стихи. Освоив языки, Михайло открыл для себя новый мир-мир книг, хранившихся в библиотеке. У него появилась возможность читать летописи, книги по философии, физике и математике. Появилось у него желание подробнее изучить науки о природе - физику, химию, минералогию.

     Полный курс обучения составлял 13 лет.  Ломоносов закончил учебу в ней за 5 лет.

Ответьте письменно на следующие вопросы (пользуйтесь учебником (с. 102 – 103) и дополнительной информацией на листе):

1.  В каком возрасте Ломоносов уходит из дома?

2. В какую академию он поступает в  Москве?

3. Какому языку здесь обучали?

3. Как жил Ломоносов? Хватало ли ему средств?

4. Как ребята отреагировали на Михаила?

5. Как учился М.Ломоносов?

6. Сколько составлял полный курс обучения? За какое время Ломоносов закончил обучение?

 Используя ответы на эти вопросы, составьте сообщение на тему «Путь в науку ».

(Выступление группы не более 3 минуты).

Удачи ребята!!

3 ГРУППА

Обучение в Санкт-Петербурге (2 часть)

В 24 года Михаил Васильевич Ломоносов  в числе 12 самых способных студентов был направлен для дальнейшего обучения в Санкт-Петербургскую Академию наук, где проявил огромный интерес к наукам, изучал математику, экспериментальную физику, химию, минералогию. Он Самостоятельно постигал теорию стихосложения, изучал новейшие приборы и инструменты для проведения исследований, знакомился с новыми книгами и журналами.  

    Не прошло и трех месяцев, как он оказался в числе лучших студентов. И вот его отправляют в Германию для изучения горного дела и химии. В Германии он слушал лекции по теоретической химии, по механике, физике, логике. Наряду с изучением немецкого языка, с мая 1737 г. Ломоносов стал брать уроки французского, рисования, танцев и фехтования.

Ответьте письменно на следующие вопросы (пользуйтесь учебником (с. 102 – 103) и дополнительной информацией на листе):

1. Где продолжил учебу талантливый юноша?

2. К каким наукам он проявил интерес?

3. Что постигал и изучал Михаил Ломоносов?

4. Как Ломоносов оказался в Германии?

5. Чем Ломоносов занимался в Германии?

Используя ответы на эти вопросы, составьте сообщение на тему «Путь в науку ».

(Выступление группы не более 3 минуты).

Удачи ребята!!

4 ГРУППА

Возвращение в Россию.

      Ломоносов прожил за границей около четырех лет. Все это время он неустанно работал. Профессора удивлялись его трудолюбию, его успехам и дарованиям. Он скоро выучил немецкий и французский языки, многие другие науки, стал самым образованным человеком в России.

       По возвращению в Россию, Ломоносов был определен профессором в Академию. Он преподавал несколько разных предметов: русский язык, историю, физику, химию и другие. Он написал первую русскую грамматику, учебник русской истории. Множество мыслей было в голове этого гениального человека. Он первым объяснил русскому люду, откуда берется тепло и дожди, что такое кометы и планеты, от чего происходит северное сияние и многое другое.

      Ломоносов сочинил множество стихов, ставших образцом стиля для других писателей. В самых различных областях знаний раскрылся талант Ломоносова. Он прославился, как физик, химик, геолог, поэт, художник, астроном, географ, историк.

       В 1755 году он основал первый в России университет, который сейчас носит его имя.

Ответьте письменно на следующие вопросы (пользуйтесь учебником (с. 102 – 103) и дополнительной информацией на листе):

1. Сколько лет прожил за границей Ломоносов?

2. Какие языки он выучил?

3. Куда был определен М.Ломоносов? Что он преподавал?

4. В каких областях знаний раскрылся талант Ломоносова?

5.Что произошло в 1755 году под руководством Ломоносова?.

Используя ответы на эти вопросы, составьте сообщение на тему «Ломоносов-ученый».

(Выступление группы не более 3 минут).

Удачи ребята!!

5 ГРУППА

Открытия Ломоносова

Открытия в области литературы, поэзии:

а) разработал правила грамматики русского языка, составил книгу “Российская грамматика”;

в) в1751 году вышел “Сборник разных сочинений в стихах и прозе Михаила Ломоносова”.

Открытия в области физики:

а) открыл закон сохранения материи;

б) сконструировал термометр;

в) изобрел “ночезрительную трубу”, предшественницу современных приборов для ночных наблюдений

Открытия в области химии:

а) открыл первую в России химическую лабораторию;

б) составил рецепт для приготовления фарфоровых масс;

Открытия в области астрономии:

а) открыл атмосферу на Венере;

б) построил телескоп.

Открытия в области географии:

а) составил “Полярную карту”;

б) разработал приборы для морского кораблевождения;

в) доказал возможность Северного морского пути в Индию.

Открытия в области геологии:

а) создал теорию о возникновении металлов и минералов и  “ О причине землетрясений”.

 Ломоносов – просветитель:

а) написал статью о должности журналистов;

б) составил проект учреждения Московского университета;

в) получил в заведование академическую гимназию и академический университет.

9. Ломоносов – художник:

б) изготовил 40 мозаичных картин;

В самых различных областях знаний раскрылся талант Ломоносова. Он прославился, как физик, химик, геолог, поэт, художник, астроном, географ, историк.

       В 1755 году он основал первый в России университет, который сейчас носит его имя.

Ответьте письменно на следующие вопросы (пользуйтесь учебником (с. 102 – 103) и дополнительной информацией на листе):

  1. Перечислите, какие открытия сделала Ломоносов в различных областях науки

2. Составьте  блок-схему  с "лучиками" – направления научных исследований учёного, в центре, которой – портрет М.В.Ломоносова (приготовьтесь ее рассказать-объяснить).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Слайд 3

Был он бережлив, но не скупился, когда надо было помочь обездоленным. На поясе всегда носил кошель с деньгами, из которого подавал нищим Иван Калита Новгородский князь, которому удалось остановить наступление крестоносцев на русские земли. Участвовал в Ледовом побоище Александр Невский При этом князе закончилась зависимость Руси от Орды. При нем сложилось единое независимое государство – Россия. Иван 3 Был первым в истории России царем, при нем организовали Земский собор,. Присоединил к России Сибирь. Иван Васильевич Грозный Он ввел новый календарь, основал первый музей – Кунсткамеру, при нем появился мощный морской флот, заложен г.Санкт-Петербург. Петр 1

Слайд 4

3 балла – правильно определил историческую личность 0 баллов – не справился с заданием

Слайд 5

Кунсткамера Медаль Невский проспект Потешный полк Апостол военные отряды из придворных слуг и детей, созданных для военных игр юного Петра. п ервый музей, построенный в Петербурге на берегу Невы. главная улица Санкт-Петербурга. знак отличия, вручаемый за воинскую доблесть. первая печатная книга.

Слайд 6

Кунсткамера Медаль Невский проспект Потешный полк Апостол военные отряды из придворных слуг и детей, созданных для военных игр юного Петра. п ервый музей, построенный в Петербурге на берегу Невы. главная улица Санкт-Петербурга. знак отличия, вручаемый за воинскую доблесть. первая печатная книга.

Слайд 7

5 баллов – задание выполнено верно 4 балла – правильно определили четыре понятия 3 балла – правильно определили три понятия 2 балла – правильно определили два понятия 1 балл – правильно определили одно понятие.

Слайд 9

Днскй Нвскй Птр Лмнсв

Слайд 10

Михаил Васильевич Ломоносов

Слайд 11

Узнать …… Перечислить…..

Слайд 12

« Михайло Васильевич Ломоносов – первый русский университет » А.С.Пушкин

Слайд 13

Университет – высшее учебное заведение с различными гуманитарными и естественно-математическими отделениями (факультетами) С.И. Ожегов Университет – высшая школа, учебное заведение первой степени, по всем отраслям науки В.И.Даль

Слайд 14

Разведите в сторону десницу и шульцу – соедините их. Поднимите рамена - опустите . Потрясите дланями. Погрозите перстами. Вытяните выю. Наклоните главу – опустите . Погладьте себя по ланитам.

Слайд 15

План работы в группах: 1 . Детство Ломоносова. 2. Учеба в Москве. 3. Обучение в Санкт-Петербурге. 4. Возвращение в Россию. 5.Открытия Ломоносова.

Слайд 16

3 балла – работал в группе активно 1 балла – не всегда включался в работу 0 баллов – совсем не работал, не принимал участие

Слайд 17

11 – 10 баллов – 5 9 – 8 баллов – 4 7 - 5 баллов – 3

Слайд 18

«Историк, Механик, Химик, Художник, Стихотворец, Ритор – он все испытал и все проник» А.С.Пушкин

Слайд 19

У.с.101-104 читать, отвечать на вопросы . Подготовиться к тесту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 4 класс система Л.В.Занкова "Заповедники России"

Конспект урока "Заповедники России"Цели: 1) образовательная – формирование представления учащихся о заповедниках и о причинах их создания; показать значимость заповедников в жизни человека...

Урок окружающего мира 2 класс по учебнику А.А. Вахрушева "Россия - наша Родина"

Данный урок посвящен России. В ходе занятия  ребята  познакомятся с Россией, ее природой, достопримечательностями, научатся использовать карты для получения информации. Кроме  того, уро...

Урок окружающего мира. 1 класс. Тема "Охрана природы. Красная книга России".

Конспект урока и презентация по предмету "Окружающий мир" . 1 класс. УМК "Перспектива"   На уроке создаются условия для знакомства учащихся с существованием Красной книги, содержащей сведени...

Конспект урока окружающего мира 1 класс. "Куда текут реки?" УМК "Школа России"

Методическая разработка урока окружающего мира с применением Сингапурских технологий....

Конспект урока окружающего мира 3 класс "Государственный бюджет" по программе "Школа России"

Конспект урока окружающего мира 3 класс "Государственный бюджет" по программе "Школа России"...

Конспект урока окружающего мира 3 класс, «В центре Европы», УМК «Школа России»

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: «В центре Европы»Цели деятельности учителя: знакомство с культурой Европы, с ее достопримечательностями, формирование умения находить и ориентироваться...