Рабочая программа по окружающему миру, 1класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального образования «Бичурский район» Республики Бурятия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мало-Куналейская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНА на заседании МО Протокол заседания ШМО №______ от ________ 2018 года ____________ /__Н.Г.Беляева __/ | «СОГЛАСОВАНО» Зам.директора по УВР Протокол заседания методсовета №______ от ________ 2018 года ____________ /Л.И.Некипелова/ | «УТВЕРЖДАЮ» Приказ директора ОО №______ от _____________ 2018 года ____________ /_Т.А.Смолина__/ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
«Окружающий мир»
на 2018-19 учебный год
КЛАСС:
Составитель: Астрихинская Людмила Ивановна
Квалификация: учитель начальных классов
высшей категории
Малый Куналей, 2018
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6.10. 2009 г.)
- Федерального Закона РФ об образовании № 273- ФЗ от 29.12.2012г.
- Примерной программы начального общего образования (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова) авторов Е.В.Чудиновой, Е.Н.Букварёвой (М.: Вита-Пресс, 2011).
Данная программа предназначена для организации процесса обучения окружающему миру в 1 классе МБОУ «Мало-Куналейская СОШ»
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегративный характер: объединяет в равной мере природоведческие и обществоведческие (в том числе, исторические) знания, даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук для целостного и системного видения в его важнейших взаимосвязях.
Цель изучения курса «Окружающий мир» - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Задачи курса:
- овладеть основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе;
- осмыслить причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;
- формировать у школьников фундамент экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни и поведения в экстремальных ситуациях;
- формировать личный опыт общения ребенка с природой и людьми.
Данная рабочая программа конкретизирует содержание федерального государственного образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, способствует созданию условий для полноценного развития личности, её познавательных и созидательных возможностей, отражает пути реализации учебного материала: распределяет учебные часы по разделам курса, уточняет виды учебной деятельности, определяет количество контрольных работ для учащихся,
Предмет «Окружающий мир» в системе Д.Б. Эльконина — В.В.Давыдова представляет собой полноценный образовательный концентр, в рамках которого учащиеся делают первый осмысленный шаг в освоении форм научного сознания.
Особенность курса «Окружающий мир» в том, что он формирует универсальные способы действий с объектами природы и основные способы взаимодействия с окружающим социальным миром, а также решает задачи формирования мышления и сознания в условиях взаимодействия ребенка с «сопротивляющимся» объектом — природными и социальными явлениями. Это дает возможность ребенку проверять на практике свои предположения об устройстве и характере природных и социальных явлений, что и определяет успешность становления у него основ научного мышления.
В процессе изучения курса «Окружающий мир» развиваются общеучебные умения ребенка, такие, как способность наблюдать, анализировать, выделять существенное, схематически фиксировать новый опыт, работать с научно-популярным текстом, выдвигать и проверять гипотезы, творчески подходить к проблемной ситуации, представлять свои наблюдения и выводы в принятых в культуре формах, а также специальные умения, такие, как: устанавливать временные и причинно-следственные связи между процессами, фиксировать результаты наблюдений и экспериментов, ориентироваться на местности, ориентироваться в ходе событий своей жизни и жизни окружающих, осознавать ход природных и социальных процессов и т.д.
Базой для интеграции содержания в данной программе является логика открытия и освоения научного метода получения ответов на вопросы об окружающем мире. Основная учебная задача курса — открытие эксперимента как способа практической проверки выдвинутых предположений. Решение детьми серии частных учебных задач, или подзадач,(способы планирования эксперимента, косвенного измерения величин, представления результатов исследования, построения объяснительной гипотезы как модели и пр.), позволяет развить и конкретизировать простейшее экспериментирование.
Важнейшей линией курса является развитие оценочной самостоятельности учащихся, благодаря которой закладываются умения различать известное и неизвестное, критериально и содержательно оценивать процесс и результат собственной учебной работы, целенаправленно совершенствовать предметные умения.
Для реализации рабочей программы выбрана система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, в которой развитие личности школьников рассматривается в качестве основной непосредственной цели обучения. Обеспечение условий для становления ребёнка как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему – такова исходная задача развивающего обучения. Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» общеобразовательной школы разработана на основе Примерной программы начального общего образования (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова) авторов Е.В.Чудиновой, Е.Н.Букварёвой (М.: Вита-Пресс, 2011). Авторская программа полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) и примерной программы по окружающему миру и утверждёна Министерством образования РФ. Она сопровождается соответствующим учебно-дидактическим комплексом, рекомендованным Министерством образования РФ, и программно-методическим обеспечением. Их использование при обучении позволяет оптимально организовать изучение предмета на основе системно-деятельностного подхода, развить и сохранить у учащихся интерес к программному материалу, обеспечить успешное усвоение Федерального компонента государственных образовательных стандартов по окружающему миру.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Окружающий мир»
К окончанию начального обучения предполагается достижение следующих результатов:
личностные | метапредметные | предметные | ||
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; -широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; ·основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
·ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; ·знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню; -·эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; ·основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; - способность к самооценке и стремление к самосовершенствованию адекватности выбора языковых средств для более успешного решения коммуникативных задач в различных ситуациях общения. Выпускник получит возможность для формирования: •внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; •выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; •устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; •адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; •положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; •установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках; •осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; •эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. | Регулятивные: | Познавательные: | Коммуникативные: |
Раздел «Человек и природа» Выпускник научится: • различать (узнавать) изученные объекты и явления живойи неживой природы; • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки; • сравнивать объекты живой и неживой природы на основевнешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; • проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; • использовать естественно-научные тексты с целью поискаи извлечения познавательной информации, ответов на вопросы,объяснений, создания собственных устных или письменныхвысказываний; • использовать различные справочные издания (словарь поестествознанию, определитель растений и животных на основеиллюстраций, атлас карт) для поиска необходимой информации; • использовать готовые модели (глобус, карта, план) дляобъяснения явлений или выявления свойств объектов; • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использоватьих для объяснения необходимости бережного отношения к природе; • определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природныеобъекты, на здоровье и безопасность человека; • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания остроении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья. Выпускник получит возможность научиться: • осознавать ценность природы и необходимость нестиответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе; • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья,осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; • выполнять правила безопасного поведения в природе,оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях. Раздел «Человек и общество» Выпускник научится: • различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы и родногокрая; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город; • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «лентевремени»; • используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; • оценивать характер взаимоотношений людей в различныхсоциальных группах (семья, общество сверстников и т. д.); • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний; • соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни. Выпускник получит возможность научиться: • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами; • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы; • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны; • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы. К окончанию 1 класса предполагается достижение следующих предметных результатов:
• умение описывать разные состояния погоды и обозначать их символами; • знание основных этапов развития птицы, насекомого (на примере бабочки, мухи, комара), лягушки; • знание названий трёх агрегатных состояний воды («лёд – вода в твердом состоянии», «вода в жидком состоянии», «пар – невидимая вода в газообразном состоянии») и процессов перехода между состояниями (испарение, конденсация («образование капель»), замерзание, таяние); • умение обнаружить воду в разных состояниях (в природе, показать изображения на фотографиях, рисунках); • знание названий времен года и умение восстановить правильную их последовательность; • умение привести примеры сезонных изменений в природе и сезонных занятий человека; • умение привести примеры природных процессов, в которых участвует вода (процессы растворения, выноса осадков, роста сосульки, поглощения воды животными и растениями и пр.); • знание правил культурного и безопасного поведения на улицах; • умение различить следы кошки и следы собаки; следы воробья и голубя; вороны и утки; зайца и лисы; • умение восстанавливать простую последовательность событий (раньше, позже) по оставшимся от них следам; • умение найти у себя пульс и сосчитать число ударов сердца за минуту; • умение сосчитать число своих вдохов-выдохов в минуту; • умение различить у себя напряженную и расслабленную мышцу; • умение описывать состояние погоды с помощью значков и расшифровать подобную запись; • знание отличительных признаков живого (в отличие от неживого): дыхание, питание, движение, рост, развитие. • различение процессов роста и развития. |
•способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность; -принимать и сохранять учебную задачу; •учитывать выделенные учителем ориентиры дей-ствия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; •планировать свои действия в соответствии с по-ставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; •учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; •осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); •оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; •адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; •вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать пред-ложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов реше-ния задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках. Выпускник получит возможность научиться: •в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; •преобразовывать практическую задачу в познавательную; •проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; •самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; •осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; •самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. | - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; ·осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; - способность осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач, работать с информацией, представленной в разнообразных знаковых формах (схемы, таблицы, картосхемы, разрезы, диаграммы и пр.) -способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира; -способность описывать и характеризовать факты и явления природного мира, события культуры, результаты своей исследовательской и практической деятельности, создавая разнообразные информационные тексты. ·строить сообщения в устной и письменной форме; ·ориентироваться на разнообразие способов решения задач; ·основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); ·осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; ·осуществлять синтез как составление целого из частей; ·проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - принимать и сохранять учебную задачу; -различать способ и результат действия; -умение обнаруживать границу (дефицит) своих знаний и формулировать вопросы (задачи) для ее преодоления; -осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; - устанавливать аналогии; -проводить сравнение по заданным критериям; -·устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ·строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; ·обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; ·осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; ·устанавливать аналогии; ·владеть рядом общих приёмов решения задач. Выпускник получит возможность научиться: •осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; •записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; •создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; •осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; •осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; •осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; •осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; •строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; •произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач. | ·допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; ·учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; ·формулировать собственное мнение и позицию; ·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; ·строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; ·задавать вопросы; ·контролировать действия партнёра; ·использовать речь для регуляции своего действия; ·адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Выпускник получит возможность научиться: ·учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; ·учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; ·понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; ·аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; ·продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; ·с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; ·задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; ·осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; ·адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; ·адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. | ||
Чтение. Работа с текстом. Поиск информации и понимание прочитанного. У выпускника будут сформированы: - находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; - определять тему и главную мысль текста; - делить тексты на смысловые части, составлять план текста; - вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; - сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака; - понимать информацию, представленную в неявном виде (например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение); - понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нём информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства текста; - использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; - ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. Выпускник получит возможность для формирования: - использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; - работать с несколькими источниками информации; - сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников. Преобразование и интерпретация информации. У выпускника будут сформированы: - пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; - соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не высказанные в тексте напрямую; - формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; - сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; - составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. Выпускник получит возможность для формирования: - делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования; - составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Оценка информации. У выпускника будут сформированы: - высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; - оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; - на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов. Выпускник получит возможность для формирования: - сопоставлять различные точки зрения; - соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; - в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся. Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером. У выпускника будут сформированы умения: -использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; -выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку); -организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере. Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных. У выпускника будут сформированы умения: -владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке; -сканировать рисунки и тексты. Выпускник получит возможность научиться: -использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке. Обработка и поиск информации У выпускника будут сформированы умения: -редактировать цепочки экранов сообщения и содержание экранов в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста; -пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста; использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; -заполнять учебные базы данных. Выпускник получит возможность для формирования: -искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; -составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);. -грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; -критически относиться к информации и к выбору источника информации. Создание, представление и передача сообщений У выпускника будут сформированы: -создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их; -создавать сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста; -готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации; -размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательного учреждения; -пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах. Выпускник получит возможность научиться: -представлять данные; Планирование деятельности, управление и организация У выпускника будут сформированы умения: -создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно- управляемых средах; -определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения; -планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира. Выпускник получит возможность научиться: -проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы; -моделировать объекты и процессы реального мира. |
Содержание учебного предмета
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной авторской программе содержательными блоками (предметными линиями) «Природные и искусственные объекты как совокупности признаков и свойств», «Человек в пространстве», «Человек во времени».
1 класс
Блок | Тема | Содержание |
Природные и искусственные объекты как совокупности признаков и свойств | Природа – 3ч | Природа – то, что нас окружает, но не создано человеком. Естественное (природные объекты) и искусственное, сделанное руками человека (изделия). Изготовление стекла из песка, бумаги из древесины, продуктов питания из растений и животных продуктов (мяса, яиц, молока), резины из каучука, одежды из шерсти животных и растительных волокон. |
Дикорастущие и культурные растения - 6ч | Дикорастущие и культурные растения. Части цветкового растения (корень, стебель, лист, плод с семенами). Разнообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Роль растений в природе и жизни людей. | |
Дикие и одомашненные животные - 4ч | Дикие и одомашненные животные. Роль животных в жизни людей. | |
Признаки рассматриваемых объектов - 3ч | Признаки рассматриваемых объектов (цвет, форма, сравнительные размеры, запах, вкус, пр.). Органы чувств и их работа: глаза (зрение), уши (слух), нос (обоняние), язык (вкус), кожа (осязание). | |
Органы чувств человека и животных -5ч | Органы чувств человека и животных. Животные – «чемпионы» по зрению, слуху, осязанию, обонянию, вкусу. Слабовидящие и слабослышащие люди, их трудности, помощь им других людей. | |
Объект как совокупность признаков (деревья) – 3ч | Объект как совокупность признаков. Часто встречаемые и хорошо знакомые объекты. Деревья в городе (селе). | |
Объект как совокупность признаков (животные) – 2ч | Объект как совокупность признаков. Часто встречаемые и хорошо знакомые объекты. | |
Разнообразие грибов -3ч | Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Ядовитые грибы. Пластинчатые и трубчатые грибы. Правила сбора грибов. | |
Насекомые 2ч | Насекомые, которых можно встретить дома или рядом с домом. | |
Постройки людей -2ч | Постройки людей: примечательные здания. Примечательные здания родного города (села). | |
Окружающие люди -1ч | Окружающие люди – работники разных профессий: учитель, врач, художник, программист, дворник, продавец и т.д. Признаки профессий. Значение труда в жизни человека и общества. | |
Изделия человека – 2ч | Изделия человека (посуда, мебель, другие предметы быта). | |
Объект как совокупность признаков -4ч | Объект как совокупность признаков. Новые объекты для наблюдения и описания. Разнообразие зверей и птиц. Общественный транспорт в городе и селе. Наземный, воздушный и водный транспорт. | |
Человек во времени | Состояния объектов –3ч | Состояния объектов. Разные физические и эмоциональные состояния человека: усталость и бодрость, грусть и веселье, спокойствие и активность. Разные состояния природы: погода и ее перемены. Разные состояния вещей (изделий человека). Учебник – книга, которую нужно беречь. |
Процесс как смена состояний объекта – 26ч | Процесс как смена состояний объекта. Процесс горения спички. Состояния воды: твёрдое тело, жидкость, газ. Изменение состояния воды в зависимости от нагревания и охлаждения. Вода в природе.Процесс падения капли. Сезонные изменения в природе. Названия времен года. Явления природы: снегопад, листопад, сезонная линька животных, гроза, перелеты птиц и др. Процессы разрушения и роста (кристаллизация) в неживой природе. Жизнь улицы. Последовательность событий. Следы животных в городе (селе). Последовательность событий. Развитие животных. Работа тела человека. Процессы, происходящие с неживыми объектами и живыми существами. Живое и неживое. |
Календарно-тематический план
Окружающий мир 1 класс
№ п/п | Дата
| Тема урока | Практическая часть | Содержание | Планируемые результаты | Основные виды учебной деятельности | примечание | ||||||||||||
Предметные | Личностные | Метапредметные | |||||||||||||||||
ПРИРОДА (3ч) | Природа – то, что нас окружает, но не создано руками человека. Изготовление стекла из песка, бумаги из древесины, продуктов питания из растений и животных продуктов (мяса, яиц, молока), резины из каучука, одежды из шерсти животных и растительных волокон. | Представление об объектах окружающего мира как о системе наблюдаемых признаков и выделяемых свойств, о смене состояний объектов во времени; | осознание себя учеником, выражающееся в интересе к другим ученикам и учителям и желании следовать принятым нормам поведения в школе и дома; | Регулятивные: Адекватно воспринимать оценку учителя Познавательные Строить речевые высказывания, ориентироваться на разнообразие способов познания. Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения | Работа в группах (знакомство с первыми правилами групповой работы). Различение объектов, предложенных для рассмотрения в групппе, по признакам, называние признаков объекта словами, группировка (классификация) на естественное и искусственное. Знакомство со способом выражения сомнения (вопроса) и способом выражения несогласия (общеклассная дискуссия). Получение опыта наблюдения и описания разнообразных изделий (стекло, бумага, вязаные и меховые изделия, продукты питания, др.). Работа с текстом: понимание смысла текста со слуха. Моделирование и оценивние различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах. Различение форм поведения, допустимых и недопустимых в школе и других общественных местах. | ||||||||||||||
1 | Что нас окружает? | ||||||||||||||||||
2 | Искусственное и естественное. | Практическая работа 1 «Искусственное и естественное». Практическая работа 2 «Изделия человека». | |||||||||||||||||
3 | Стартовая работа | ||||||||||||||||||
Дикорастущие и культурные растения (6 ч) | |||||||||||||||||||
4 | Дикорастущие и культурные растения. | Практическая работа 3 «Работа с гербарными образцами». | Дикорастущие и культурные растения. Части цветкового растения (корень, стебель, лист, плод с семенами). Разнообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Роль растений в природе и жизни людей.разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни. Дикорастущие и культурные растения родного края | Называть окружающие предметы и их взаимосвязи. Знать 3-4 видов деревьев, 1-2 вида травянистых растений. Различать части растения, отображать их на рисунке. | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу. Выполнять учебные действия материализованной, громкоречевой и умственной форме. Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные: учитывать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей. | Классификация растений на культурные и дикорастущие. Получение опыта наблюдения, различения, описания частей растения, пригодных для приготовления продуктов питания и других изделий (фрукты, овощи, семена). Работа в группах – создание плакатов «Растения леса и луга, поля и огорода». Различение трав, деревьев и кустарников. Рисование травянистого цветкового растения простым карандашом (с указанием - обведением цветными линиями разных частей растения). | ||||||||||||
5 | Части цветкового растения. | Практическая работа 4 «Создание модели растения из пластилина». | |||||||||||||||||
6 | Группы растений | Практическая работа 5 «Части растений.» | |||||||||||||||||
7 | Разнообразие растений. | Практическая работа 6 «Работа с гербарием» | |||||||||||||||||
8 | Роль растений в природе и жизни человека | ||||||||||||||||||
9 | Дикорастущие и культурные растения Бурятии. НРК | Практическая работа 7 «Работа с гербарием» | |||||||||||||||||
Дикие и одомашненные животные (4 ч) | Дикие и домашние животные. Роль животных в жизни людей. Называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека. Знать 3- 4 породы собак. Иметь представление о безопасном поведении при обращении с животными. | Иметь представление об объектах окружающего мира как о системе наблюдаемых признаков и выделяемых свойств, о смене состояний объектов во времени; уметь характеризовать объекты по наблюдаемым признакам; | установка на безопасный образ жизни (безопасное поведение на экскурсии, во время перемены): умение следовать инструкции. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Коммуникативные Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), задавать вопросы. | Классификация животных на диких и одомашненных. Сравнение домашних животных и их диких родственников по признакам. Работа с информационными источниками (первое знакомство с разными способами получения ответов на вопросы – спрашивание, поиск в справочниках для детей, на карте материков с изображениями животных, запрос в сети Интернет – демонстрация учителя) Классификация групп собак по их хозяйственному значению (охотничьи, компаньоны, ездовые, служебные, пастушьи). Описание собак по признакам. Отнесение пород к одной из выделенных групп. Моделирование своего поведения при контакте с животными. | ||||||||||||||
10 | Дикие и домашние животные | Практическая работа 8 «Домашние животные и их дикие родственники» | |||||||||||||||||
11 | Роль животных в жизни людей. | ||||||||||||||||||
12 | Породы собак. | ||||||||||||||||||
13 | Безопасное поведение с домашними и дикими животными. Животные Бурятии. НРК | ||||||||||||||||||
Признаки рассматриваемых объектов (3 ч) | Признаки рассматриваемых объектов (цвет, форма, сравнительные размеры, запах, вкус, пр.). Органы чувств и их работа: глаза (зрение), уши (слух), нос (обоняние), язык (вкус), кожа (осязание). | Оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения). Знать органы чувств человека и их функции. | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные Учиться выполнять различные роли в группе. Формировать собственное мнение и позицию. | Различение объектов по признакам, описание природных объектов и изделий - называние ощущений, получаемых разными органами чувств, точными словами, получение опыта дифференцировки разнокачественных ощущений. | ||||||||||||||
14 | Признаки объектов. | ||||||||||||||||||
15 | Органы чувств их работа. | Практическая работа 9 «Наши органы чувств» | |||||||||||||||||
16 | Комплексная работа | ||||||||||||||||||
Органы чувств человека и животных (2 ч) | Органы чувств человека и животных. Животные – «чемпионы» по зрению, слуху, осязанию, обонянию, вкусу. Слабовидящие и слабослышащие люди. Их трудности, помощь им других людей. | Оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения). Знать органы чувств человека и их функции. | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные Учиться выполнять различные роли в группе. Формировать собственное мнение и позицию. | Работа с текстом: понимание смысла текста со слуха. Игры «в лягушек и мух», «орлов и мышек» - действенная интерпретация услышанного (преобразование полученных знаний в правила игры). Децентрация (попытка встать на точку зрения другого) - посмотреть на мир «глазами» животных, слабовидящих и слабослышащих людей. | ||||||||||||||
17 | Органы чувств животных | Практическая работа 10 «Органы чувств животных». | |||||||||||||||||
18 | Необычные люди | ||||||||||||||||||
Объект как совокупность признаков (деревья) (3 ч) | Совокупность признаков. Часто встречаемые и хорошо знакомые объекты. Деревья в городе (селе). Знать 3- 4 поды деревьев. | Уметь характеризовать объекты по наблюдаемым признакам. уметь различать 3-4 вида деревьев по их листьям | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные Учиться выполнять различные роли в группе. Формировать собственное мнение и позицию. | Практическая работа по описанию признаков лаврового листа. Практическая работа по описанию листьев, коры, внешнего вида разных деревьев. Разичение видов деревьев, растущих в городе (селе) – 4-5 видов по выбору учителя, например: сосна, береза, тополь, ель, липа. Рисование засушенных листьев (обведение по контуру, штриховка по наложенному сверху листу бумаги - жилкование), внешней формы деревьев (треугольная, шарообразная крона и т.д.). | ||||||||||||||
19 | Характеристика объектов. | Практическая работа 11 «Анализ признаков наблюдаемых объектов». | |||||||||||||||||
20 | Природные и искусственные объекты. | Практическая работа 12 «Комнатные растения». | |||||||||||||||||
21 | Листья деревьев. | Практическая работа 13 «Лавровый лист» Практическая работа 14 «Лиственные и хвойные деревья» | |||||||||||||||||
Объект как совокупность признаков (животные) (2 ч) | Объект как совокупность признаков. Часто встречаемые и хорошо знакомые объекты. | Уметь характеризовать объекты по наблюдаемым признакам. Уметь различать 3-4 породы собак Знать правила безопасного поведения с собаками. | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные Учиться выполнять различные роли в группе. Формировать собственное мнение и позицию. | Парная работа с конструктором собак – составление портрета собаки по ее описанию (понимание необходимости планирования описания). Планирование описания. Описание по плану домашних животных (или увиденных на улице). | ||||||||||||||
22 | Группы животных. Животные Бурятии. НРК | ||||||||||||||||||
23 | План наблюдения (животные) | Практическая работа 15 «Собери собаку» (конструктор) | |||||||||||||||||
Разнообразие грибов (3 ч) | Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Ядовитые грибы. Пластинчатые и трубчатые грибы. Правила сбора грибов. | Умение характеризовать объекты по наблюдаемым признакам; знание названий 3-4 съедобных и ядовитых грибов. | Формировать учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу, установку на здоровый образ жизни. | Регулятивные: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные Использовать знаково-символические средства, строить речевые высказывания. Коммуникативные Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Планирование описания. Описание предложенных учителем плодовых тел грибов и их изображений в учебнике, на цветных таблицах (съедобные грибы, трутовики) по плану. Группировка (классификация) грибов на съедобные и несъедобные, трубчатые и пластинчатые. Различение мухомора и бледной поганки по указанным признакам от других похожих грибов. Отнесение плодовых тел грибов, предложенных учителем, к разным классификационным группам. Совместное составление «Правил сбора грибов» (учитель дополняет и корректирует) | ||||||||||||||
24 | Разнообразие грибов | ||||||||||||||||||
25 | Виды грибов | Практическая работа 16 «Виды грибов» | |||||||||||||||||
26 | Правила сбора грибов | ||||||||||||||||||
Насекомые (2 ч) | Насекомые, которых можно встретить дома или рядом с домом. Группы живых организмов. Отличительные признаки насекомых. | Знать названий 3-4 разных насекомых. Уметь характеризовать объекты по наблюдаемым признакам. Уметь сравнивать объекты по выраженности одного из признаков | Формировать учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу, установку на безопасный образ жизни, умение следовать инструкциям | Регулятивные: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме. Познавательные Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные Формировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы. | Различение насекомых и других мелких животных (по отличительным признакам – 6 ног и насечки на покрове). Работа с лупой. Рассматривание коллекций насекомых. Планирование описания. Описание по плану. Группировка (классификация). | ||||||||||||||
27 | Насекомые | ||||||||||||||||||
28 | Многообразие насекомых | Практическая работа 17 «Насекомые» (составление плана наблюдения). | |||||||||||||||||
Постройки людей (2 ч) | Постройки людей: примечательные здания. Примечательные здания родного города. Знать и уметь назвать примечательные здания годного города. | Знать 3- 4 здания родного города. Уметь характеризовать объекты по наблюдаемым признакам. Уметь сравнивать объекты по выраженности одного из признаков | Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, основы гражданской идентичности личности форме осознания «Я» как гражданина России. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные Учиться выполнять различные роли в группе. Формировать собственное мнение и позицию. | Характерные признаки зданий. Описание здания по плану. Составление загадки-описания для родителей. | ||||||||||||||
29 | Постройки людей Юрта НРК | ||||||||||||||||||
30 | Здания и их признаки. | Практическая работа 18 «Описание здания по плану» | |||||||||||||||||
Окружающие люди (1 ч) | |||||||||||||||||||
31 | Профессии людей | Практическая работа 19 «Признаки профессий». | Окружающие люди – работники разных профессий: учитель, врач, художник, программист, дворник, продавец и т.д. признаки профессий. Значение труда в жизни человека и общества | Уметь характеризовать объекты по наблюдаемым признакам. Знать 3 – 4 разных профессии. | Формировать ориентацию в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные Учиться выполнять различные роли в группе. | Обсуждение стихотворений, посвященных разным профессиям (например, С.Маршака, Дж.Родари, Б.Житкова). Рассматривание разных инструментов, принесенных учителем (например, классный журнал, компьютерная мышь, микроскоп, рубанок, швабра, набор специй и пр.) определение их профессиональной принадлежности. | ||||||||||||
Изделия человека (2 ч) | Изделия человека (посуда, мебель, другие предметы быта). | Уметь сравнивать объекты по выраженности одного из признаков (построение и чтение рядов); уметь делить объекты на две-три группы по выбранному критерию (классифицировать на искусственные и естественные живые и неживые, старинные и современ-ные и т.д.); | Формировать ориентацию в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные Учиться выполнять различные роли в группе. | Определение связи свойств бумаги с ее функциями. Групповая работа: «Коллекция видов бумаги» Построение рядов: Из образцов бумаги по разным свойствам. Рассмотрение образцов посуды. Классификация посуды на старинную и современную, по функции (для приготовления пищи и для употребления пищи), по материалу (стеклянная, металлическая, деревянная). | ||||||||||||||
32 | Виды бумаги. Классификация. | Практическая работа 20 «Виды бумаги». | |||||||||||||||||
33 | Комплексная работа | ||||||||||||||||||
Объект как совокупность признаков (4 ч) | Объект как совокупность признаков. Новые объекты для наблюдения и описания. Разнообразие зверей и птиц. Знание 3-4 названий птиц и зверей, особенности внешнего строения. | Уметь характеризовать объекты по наблюдаемым признакам, сравнивать объекты по выраженности одного из признаков постро ение и чтение рядов) | Формировать учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу, установку на безопасный образ жизни, умение следовать инструкциям Формировать чувство прекрасного . | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные Учиться выполнять различные роли в группе. | Работа с лупой – рас-смотрение скорлупы ку-риного яйца (прочность – защита, поры – для дыхания будущего цып-лёнка). Сравнение птичь их яиц и птичьих клю-вов по разнымпризна-кам. Построение рядов по выраженности признака. Характеристика объекта (указание выраженности признака – например, «крупнее, чем..., но мельче, чем...») по его месту в ряду. Обсуждение приспособ-ленности птиц к разным условиям (цвет яиц, вид гнезда, вид клюва и его работа, вид лап и их работа). Выявление принципа, положенного в основу ряда, на основе анализа признаков членов ряда (по ряду, предложенно-му учителем или груп-пой учеников). Сравнение хвостов зве-рей по разнымпризна-кам(работа с цифро-выми ресурсами по построению рядов). Сравнение изображений хвостов и изделий, при-несенных учителем (ме-тёлка, лопатка, прово-лока и пр.), построение гипотез о функциях хвостов. Обсуждение приспособленности жи-вотных к разным усло-виям (лазанье по дере-вьям, быстрое передви-жение по открытым пространствам, плавание и пр.). Построение рядов по выраженности признаков. Характеристика хвоста (указание выраженности признака – например, «более пушистый,чем..., но менее пушистый, чем...») по его месту в ряду. Выявление прин-ципа, положенного в ос-нову ряда, на основе анализа признаков членов ряда ( по ряду, предло-женному учителем или группой учеников). Выявление принципа, положенного в основу ряда. Анализ признаков членов ряда. | ||||||||||||||
34 | Развитие птиц. | Практическая работа 21 «Развитие птиц. Яйца птиц» | |||||||||||||||||
35 | Звери | Практическая работа 22 «Хвосты зверей» (составление рядов). | |||||||||||||||||
36 | Разнообразие птиц и зверей. | Практическая работа 23 «Клювы и лапы» (составление рядов). | |||||||||||||||||
37 | Птицы и звери Бурятии. НРК | ||||||||||||||||||
Состояния объектов (3 ч) | Состояния объектов. Разные физические и эмоциональные состояния человека: усталость и бодрость, грусть и веселье, спокойствие и активность. Разные состояния природы: погода и ее перемены. Разные состояния вещей (изделия человека). Учебник – книга, которую надо беречь. | Уметь характеризовать состояния объекта (изменения состояния). Уметь характеризовать объекты по наблюдаемым признакам, | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные Учиться выполнять различные роли в группе. | Описание разных состояний вещи (изделия). Наблюдение за погодой, фиксация ее состояний. Рефлексия собственного состояния. Различение состояний других людей. Обсуждение возможности проявления своего состояния (правила поведения в общественных местах). Анализ выражения своего состояния животными – сравнение выражений эмоций обезьяной и человеком (общее и различное). Способы проявлений эмоций собакой. Обсуждение правил поведения на улице при встрече с неизвестной собакой. Практическая работа – изготовление обложки для книги, подклеивание старого переплёта и пр. | ||||||||||||||
38 | Состояния объектов | ||||||||||||||||||
39 | Разные состояния человека | Практическая работа 24 «Выражение лица» | |||||||||||||||||
40 | Разные состояния вещей. | Практическая работа 25 «Продлим жизнь книге». | |||||||||||||||||
Процесс как смена состояний объекта (способ схематической записи процесса) (2 ч) | Процесс как смена состояний объекта. Процесс горения спички. | Уметь характеризовать состояния объекта (изменения состояния). | Формировать широкую мотивационную основу учебной деятельности, включающую социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные Учиться выполнять различные роли в группе. | Открытие способа схематической записи процесса. Моделирование способа поведения в случае пожара. | ||||||||||||||
41 | Процесс как смена состояний. | ||||||||||||||||||
42 | Процесс горения спички | ||||||||||||||||||
Процесс как смена состояний объекта: вода в природе (4 ч) | Процесс как смена состояний объекта. Состояния воды: твердое тело, жидкость, газ. Изменение состояния воды в зависимости от нагревания и охлаждения. Вода в природе. Процесс падения капли. Знать принцип круговорота воды в природе. | Иметь представление об объектах окружающего мира как о системе наблюдаемых признаков и выявляемых свойств, о смене состояний объектов во времени | Ориентироваться на безопасный образ жизни (безопасное поведение на экскурсии, во время перемены). Уметь следовать инструкции. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с постав-ленной задачей, различать себя и результат своей работы. Познавательные Различать способы получения ответов на вопросы. Ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные Учиться выпол-нять различные роли в группе. | Наблюдение за таянием снега, испарением воды. Выдвижение гипотез о том, как «поймать исчезнувшую» (превратившуюся в пар) воду (на демонстрационных опытах). Практическая работа по изучению падения капли. Анализ стихотворений. Отгадывание загадок. Схематическая запись процесса. Чтение схематических записей процессов. | ||||||||||||||
43 | Состояния воды | ||||||||||||||||||
44 | Изменение состояния воды при разных условиях | Практическая работа 26 «Состояния воды» | |||||||||||||||||
45 | Вода в природе | Практическая работа 27 «Наблюдение за падением капли» | |||||||||||||||||
46 | Вода – друг и враг Байкал - жемчужина России. НРК | ||||||||||||||||||
Процесс как смена состояний объекта: сезонные изменения в природе (3 ч) | Процесс как смена состояний объекта. Сезонные изменения в природе. Название времен года. Явления природы: снегопад, листопад, сезонная линька животных, гроза, перелеты птиц. | Иметь представление об объектах окружающего мира как о системе наблюдаемых признаков и выявляемых свойств, о смене состояний объектов во времени. Уметь описывать ход процесса, характеризуя наблюдаемые изменения. | Формировать ориентацию на понимание успеха в учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, различать себя и результат своей работы. Познавательные Различать способы получения ответов на вопросы. Ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные Учиться выполнять различные роли в группе. | Работа со схемами (оценка схем смены сезонов). Работа с информационными источниками (поиск стихотворений и рассказов о временах года). Краткий пересказ информационного текста. Схематическая запись процесса. Чтение схематических записей процессов. Работа с цифровым ресурсом «Одень человечка по погоде» | ||||||||||||||
47 | Времена года | ||||||||||||||||||
48 | Сезонные изменения в природе | ||||||||||||||||||
49 | Явления природы | ||||||||||||||||||
Процесс как смена состояний объекта: разрушение и рост (кристаллизация) в неживой природе (3 ч) | Процесс как смена состояний объекта. Процессы разрушения и роста (кристаллизация) в неживой природе. | Иметь представление об объектах окружающего мира как о системе наблюдаемых признаков и выявляемых свойств, о смене состояний объектов во времени. Уметь описывать ход процесса, характеризуя наблюдаемые изменения. | Формировать ориентацию на понимание успеха в учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, различать себя и результат своей работы. Познавательные Различать способы получения ответов на вопросы. Ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: Учиться выполнять различные роли в группе. | Анализ схем образования наносов рекой. Краткий пересказ информационного текста. Схематическая запись процесса. Чтение схематических записей процессов. Лепка форм кристаллов. Практическая работа по выращиванию кристаллов. | ||||||||||||||
50 | Удивительная вода | ||||||||||||||||||
51 | Кристаллы в природе. | Практическая работа 28 «Рост кристаллов». | |||||||||||||||||
52 | Жидкие кристаллы. Проверочная работа | ||||||||||||||||||
Процесс как смена состояний объекта (жизнь улицы, виды транспорта) (4ч) | Процесс как смена состояний объекта. Жизнь улицы. Общественный транспорт в городе и селе. Наземный, воздушный, водный транспорт. | Уметь описывать ход процесса, выделяя начальное и конечное состояния объекта, а также характеризуя наблюдаемые изменения. Знать виды транспорта. | Осознавать и принимать базовые человеческие ценности, первоначальные нравственные представления. Формировать ориентацию на понимание успеха в учебной деятельности. | Регулятивные: Учитывать выде-ленные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме. Познавательные Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные Формировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы. | Группировка транспортных средств по признакам (разные классификации видов транспорта). Первоначальное знакомство с правилами культурного поведения на улице (не сорить, быть вежливым, быть осторожным и внимательным). | ||||||||||||||
53 | Жизнь улицы | Практическая работа 29 «Внимание: улица!» | |||||||||||||||||
54 | Виды транспорта | ||||||||||||||||||
55 | Транспорт в городе. Столица республики Бурятия. НРК | ||||||||||||||||||
56 | Правила дорожного движения | ||||||||||||||||||
Процесс как смена состояний объекта: последовательность событий (2 ч) | Процесс как смена состояний объекта. Последовательность событий. Следы животных в городе | Уметь описывать ход процесса, выделяя начальное и конечное состояния объекта, а также характеризуя наблюдаемые изменения. Знать и уметь различать следы животных. | Формировать ориентацию на понимание успеха в учебной деятельности. Ориентироваться на безопасный образ жизни (безопасное поведение на экскурсии, во время перемены). Уметь следовать инструкции. | Регулятивные: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме. Познавательные Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные Формировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы. | Различение следов животных по характерным признакам. Краткий пересказ информационного текста. Схематическая запись процесса. Чтение схематических записей процессов. Моделирование характера движения по следам. | ||||||||||||||
57 | Последовательность событий. | ||||||||||||||||||
58 | Следы животных | Практическая работа 30 «Следы птиц и зверей». | |||||||||||||||||
Процесс как смена состояний объекта: развитие животных (3 ч) | Процесс как смена состояний объекта. Последовательность событий. Развитие животных. | Уметь описывать ход процесса, выделяя начальное и конечное состояния объекта, а также характеризуя наблюдаемые изменения. Знать и уметь различать схемы развития животных и насекомых | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. | Регулятивные: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме. Познавательные Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные Формировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы. | Составление схемы по тексту. Работа с информационными источниками (спрашивание, поиск в справочниках). Краткий пересказ информационного текста. Схематическая запись процесса. Чтение схематических записей процессов. | ||||||||||||||
59 | Развитие насекомых | ||||||||||||||||||
60 | Контрольная работа за год | ||||||||||||||||||
61 | Развитие животных | ||||||||||||||||||
Процесс как смена состояний объекта: работа тела человека (3 ч) | Процесс как смена состояний объекта. Работа тела человека. | Уметь описывать ход процесса, выделяя начальное и конечное состояния объекта, а также характеризуя наблюдаемые изменения. Уметь характеризовать состояния объекта | Формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентацию в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей | Регулятивные: Учитывать выде-ленные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме. Познавательные Осуществлять поиск необходи-мой информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные Формировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы. | Практические работы по самонаблюдению (вдох-выдох, сгибание-разгибание руки, работа сердца). Схематическая запись процесса. Чтение схематических записей процессов. | ||||||||||||||
62 | Дыхательная система человека | Практическая работа 31 «Дыхание». | |||||||||||||||||
63 | Мышечная система человека | Практическая работа 32 «Работа мышц» | |||||||||||||||||
64 | Работа сердца | Практическая работа 33 «Работа сердца. Подсчет пульса» | |||||||||||||||||
Живое и неживое (2 ч) | Процессы, происходящие с неживыми и живыми существами. Живое и неживое. | Иметь представление об объектах окружающего мира как о системе наблюдаемых признаков и выделяемых свойств, о смене состояний объектов во времени. Уметь опи-сывать ход процесса, выделяя начальное и конечное состояния объекта, а также характеризуя наблюдаемые изменения. | Формировать ориентацию на понимание успеха в учебной деятельности. Ориентироваться на безопасный образ жизни (безопасное поведение на экскурсии, во время перемены). Уметь следовать инструкции | Регулятивные: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме. Познавательные Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные Формировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы. | Сравнение процессов, происходящих с неживыми объектами (изученными на уроках – образование наносов, рост сосулек и кристаллов, разрушение) и живыми существами (рост, развитие, дыхание, питание, размножение, движение). Классификация объектов, принесеннных учителем, на живые и неживые. | ||||||||||||||
65 | Процессы в природе | Практическая работа 34 «Живое и неживое». | |||||||||||||||||
66 | Что я знаю, умею? (Урок-рефлексия). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 1класс УМК "Школа2100"
Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на...
Рабочая программа по окружающему миру 1класс
Рабочая программа по окружающему миру 1класс ....
Рабочая программа по окружающему миру 1класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс по УМК "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа по окружающему миру, 1класс
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе программы "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 1класс (Школа 2100)
Рабочая программа по окружающему миру...
Рабочая программа по окружающему миру 1класс
Рабочая программа по окружающему миру "Начальная школа XXI века" 1класс...
Рабочая программа по окружающему миру 1класс
УМК "Перспектива"...