Рабочая программа по окружающему миру 1класс
рабочая программа (окружающий мир, 1 класс) по теме

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс по УМК "Начальная школа 21 века"

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное учреждение «Завьяловская средняя общеобразовательная школа №1 Завьяловского района» с. Завьялово

ПРИНЯТО                                                      СОГЛАСОВАНО                                                   УТВЕРЖДАЮ                  

МО   учителей начальных классов              заместитель      директора                                   Директор МБОУ «ЗСОШ №1»                Протокол №   от «   » «          »    2012г

                  по УВР   Жукова М.А.                                            __________________                                  

                                                                    ________________________

                                                                                                                                                                         

   

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

 

УМК «Начальная школа XXI века »

Рабочая    программа   учебного предмета  « Окружающий мир»  для 1 класса  разработана  в соответствии с  требованиями

федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования  второго поколения  

                                                                               Составитель: учитель начальных классов

Данилина  Зоя Ивановна

1 квалификационная категория

                                                                                              2012- 2013

                                                                                          Пояснительная записка

Рабочая    программа   учебного предмета  «Окружающий мир»  для 1 класса разработана:

  1. в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
  2. на основе  авторской программы Н. Ф. Виноградовой, Г. С. Калиновой «Окружающий мир», приведённой  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004г.) 

Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия государственных стандартов начального образования по образовательной области «Окружающий мир»  и адресована учащимся 1 класса общеобразовательной начальной школы.

Основная цель предмета – формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

«Окружающий мир» - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:

  1. устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек – природа – общество»;
  2. осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
  3. подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
  4. подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.

В основе построения курса лежат следующие принципы:

  1. Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.
  2. Педоцентрический принцип – определяет наиболее актуальные для ребенка этого возраста  знаний, необходимых для его индивидуального, психического и личностного развития, а также  последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
  3. Культурологический принцип – понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. В программе 3-4 классов для реализации этого принципа введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников».
  4. Принцип экологизации – определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде.
  5. Принцип поступательности – обеспечивает постепенность, последовательность и  перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
  6. Краеведческий принцип – обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музей и т.п.

В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:

Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и его образ жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя.

Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения.

Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять.

Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества.

История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивалась экономика, культура, просвещение в нашей стране.

 Основное содержание раскрывается через круг вопросов, сгруппированных в темы:

1 класс

По программе

66 ч

Количество часов в неделю

2 ч

Содержание курса

Человек и природа

29 ч

Человек и общество

35 ч

Резерв

2 ч

Учебное содержание в каждой теме выстраивается, в основном по единой схеме: мир неживой природы; растения и животные; мир людей и созданных людьми предметов; наше здоровье и безопасность; экология. Продвигаясь от темы к теме, учащиеся вновь возвращаются к основным предметным областям, постоянно расширяя и углубляя свои знания о них, рассматривая их с новых точек зрения.

Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир» в 1 классе: 

       Изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.

           Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

  1. готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
  2.  достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  3. личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

       Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
  2. воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  3. понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

.формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  1. осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  2. обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  3. овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
  4. использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  5. расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Метапредметные результаты: познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

  1. познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
  2. регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
  3. коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

         Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Универсальные учебные действия:

  1. определять время по часам с точностью до часа;
  2. анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения;
  3. воспроизводить домашний адрес, правила ДД и пользования транспортом;
  4. различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице;
  5. описывать назначение различных школьных помещений;
  6. конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке;
  7. реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности;
  1. демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды;
  2. классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и т. д.);
  3. ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта. Строить небольшой текст информационного характера на основе телефонных диалогов.
  4. описывать сезонные изменения в природе;
  5. создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы;
  6. определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности;
  7. устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
  8. описывать внешние признаки растения;
  9. характеризовать условия роста растения;
  10. выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей;
  11. различать животных по классам (без термина);
  12. сравнивать домашних и диких животных, выделять признаки домашних животных;
  13. различать животных по месту обитания;
  14. составлять небольшой рассказ о своей семье;
  15. взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос;
  16. различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; кратко рассказывать на тему «Что делают в …»;
  17. называть достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки), ориентироваться в понятии «народное творчество»: приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек;
  18. различать (сопоставлять) основные нравственно-этические понятия; называть к ним антонимы и синонимы;

реализовывать в труде в уголке природы действия по уходу за животными и растениями

 

К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:

Называть:

  1. свое полное имя, домашний адрес, город, страну, главный город страны;
  2. основные помещения школы, ориентироваться в их местоположении;
  3. основные правила здорового образа жизни;
  4. основных представителей растительного и животного мира ближайшего окружения (не менее пяти объектов);
  5. основные условия благополучной жизни растений и животных; профессии, связанные со строительством, сельским хозяйством, промышленностью (5-6 профессий);
  6. улицы, расположенные вблизи школы и дома; основные учреждения культуры, быта, образования;
  7. основные достопримечательности родного города и столицы России.

Различать (сопоставлять):

  1. знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;
  2. основные нравственно-этические понятия (сочувствие – равнодушие; трудолюбие – леность; послушание – непослушание);
  3. различных представителей растительного мира (по внешнему виду, месту обитания, способу движения и т.п.);
  4. времена года;
  1. животных, объединять их в группы (звери, птицы, насекомые);
  2. произведения народного творчества: пение, танцы, сказки, игрушки.

Решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

  1. выполнять режим своего дня;
  2. определять время по часам с точностью до часа;
  3. подготавливать свое учебное место к работе;
  4. оценивать результаты своей и чужой работы, а также отношение к ней;
  5. выполнять правила поведения в опасных  для жизни ситуациях;
  6. ухаживать за своей одеждой, обувью, вещами, убирать учебное место после занятий;
  7. выполнять трудовые поручения по уголку природы: поливать растения, кормить животных, готовить корм, сеять семена, сажать черенки;
  8. составлять описательный рассказ по картине, игрушке, пересказывать сказки, выразительно читать фольклорные произведения.

Тематическое   планирование  составлено в соответствии  с   первым (исходным) вариантом  Примерной программы начального общего образования,  разработанной на основе  Концепции стандарта второго поколения.

Базовый вариант тематического планирования  не  только  обеспечивает  достаточную для продолжения образования предметную  подготовку, но и расширяет представления обучающихся об отношениях и   закономерностях   окружающего мира. 

Распределение учебного материала и время его изучения:

                                                               

                                                           Количество часов в год – 66 ч.
                                                Количество часов в неделю – 2 ч.

                                                 Количество часов в   I четверти –  18 часов;
                                                Количество часов во II четверти – 14  часов;
                                                Количество часов в III четверти -  19 часов;
                                                Количество часов в IV четверти -  15 часа;

Формы организации учебного процесса:

  1. Сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, форм уроков:  традиционных уроков, обобщающих,  а так же нетрадиционных форм  уроков: интегрированных, уроков-игр, уроков-экскурсий, практических занятий  и др. (обучение строится на  деятельностной  основе, т.е. освоение знаний и умений происходит в процессе деятельности).

       

Дано

Человек и природа

Времена года

12 ч

Природа вокруг нас

8 ч

Природа неживая и живая

6 ч

Человек – часть природы

1 ч

Тело человека

2 ч

Итого:

29 ч

Я - школьник

7 ч

Человек и общество

Правила безопасной жизнедеятельности

6 ч

Моя Родина

7 ч

Родной край – частица Родины

3 ч

Человек – член общества

3 ч

Значение труда для человека и общества

5 ч

Наша Родина – Россия, Российская Федерация

4 ч

Итого:

35 ч

Резерв:

2 ч

ИТОГО:

66 ч

Экскурсии:

 Сезонные экскурсии «Времена года»; в теплицу, парник, хозяйство по выращиванию цветов и т.п..Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом (по выбору учителя с учетом местных особенностей).

Практические работы:

Уход за комнатными растениями и животными уголка природы, зарядка аквариума, террариума, инсектария.

  1. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы  обучающихся.

В оценочной деятельности используются три вида оценивания:

  1. Стартовая диагностика основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению.
  2. Текущее оценивание использует субъективные методы (наблюдение, самооценку и самоанализ) и объективизированные методы, основанные на анализе устных ответов,  работ учащихся, деятельности учащихся, результатов тестирования.

  Форма итоговой аттестации обучающихся – задания тестового характера.

Для реализации программного содержания используются:

Для учащихся:

Учебник

Окружающий мир. 1 класс (автор Н. Ф. Виноградова, М.: «Вентана – Граф», 2008).

Рабочая  тетрадь

Учимся думать и фантазировать. 1 класс (автор Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова, М.: «Вентана – Граф», 2008).

 

Для учителя

Окружающий мир. Методика обучения. 1 – 4 класс.

Беседы с учителем. 1 класс (автор Л. Е. Журова).

 

                                                                Тематическое планирование

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Человек и природа (29 ч)

Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, ветер, дождь, гроза.

Вода. Свойства воды. Состояния воды. Растения, их разнообразие. Условия необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, растительного и животного мира. Красная книга России.

Системы органов чувств, их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Номера телефонов экстренной помощи.

Времена года (12 ч.)

Осень. Осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь). Признаки осени (листопад, отлет перелетных птиц, подготовка зверей к зимовке) Осенняя жизнь растений и животных и их подготовка к зиме.

Зима. Зимние месяцы (декабрь, январь, февраль). Признаки зимы (короткая продолжительность дня, низкое солнце, холод, замерзание воды, особенности зимней жизни птиц и зверей). Погода зимой.

Весна. Весенние месяцы (март, апрель, май). Признаки весны (увеличение продолжительности дня, высокое солнце, тепло, таяние снега и льда, пробуждение природы, прилет птиц, весенние растения). Погода весной.

Лето. Летние месяцы (июнь, июль, август). Признаки лета (длинный день, высокое солнце, тепло, цветение растений, потомство у животных).

Природа вокруг нас (8 ч)

Растения – живые организмы. Свет, вода, почва – условия жизни растений.

Животные – живые организмы.

Дикие и одомашненные растения и животные. Уход человека за одомашненными растениями и животными. Их многообразие и полезные свойства.


Использование человеком богатств природы (вода, лес, дикие растения и животные). Значение природы для существования всего живого на Земле.

Правила поведения в парке, в лесу, на реке и озере. Бережное отношение к окружающему миру.

Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала).

Природа неживая и живая (6 ч)

Природа – это весь многообразный мир, который окружает человека. Неживая и живая природа. Примеры явлений природы: снегопад, листопад, перелеты птиц, ветер, дождь, гроза.


Примеры веществ: вода.

 Вода. Свойства воды (текуча; не имеет цвета и запаха); состояния воды, значение для живых организмов, человека.

Растения, их разнообразие. Деревья, кустарники, травы. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.

Грибы: съедобные и ядовитые (на примере своей местности). Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери. Дикие и домашние животные (на примере животных своей местности). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.




Человек – часть природы (1 ч)

Правила поведения в природе.

Красная книга России.

Тело человека (2 ч)

Система органов (чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Телефоны экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах.





Пересказывать и понимать тексты о природе.

Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».













Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.

Характеризовать диких и домашних животных (на примере своей местности).

Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние – дикие животные.

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). Оценивать конкретные примеры поведения в природе.









Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам.

Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние.

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды. Характеризовать свойства воды.



Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы.

Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей.

Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности).

Сравнивать и различать диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности). Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности).

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных своего региона и обсуждать полученные сведения.


Анализировать и моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.


Характеризовать основные функции систем органов чувств.

Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях. Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях.

Человек и общество (35 ч из них 10 ч из резерва).

Общество – люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Человек – член общества. Взаимоотношение человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры.

Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношение в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.

Режим для школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила противопожарной безопасности.

Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом.

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Права ребенка.

Президент Российской Федерации – глава государства.

Праздник в жизни общества. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции.

Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию. Уважительное отношение к своему и другим народам.

Родной край – частица России. Родной город: название, основные достопримечательности, музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, профессии.

Я – школьник  - 7 ч (4 ч + 3 ч из резерва)

Школьник и его жизнь в школе. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.





Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня.

Определение времени по часам с точностью до часа

Правила безопасной жизнедеятельности –

 6 ч (3 ч + 3 ч из резерва)

Личная гигиена школьника. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. . Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.








Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана зрения, слуха.

Солнце, воздух, вода – факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика.









Моя Родина (7 ч)

Семья – самое близкое окружение человека. Семья ребенка и ее состав. Взаимоотношения в семье, забота членов семьи друг о друге. Домашнее хозяйство. Распределение домашних обязанностей. Обязанности ребенка в семье. Место работы членов семьи, их профессии.


Родной город, село. Домашний адрес. Главные достопримечательности населенного пункта. Занятия людей. Знакомые школьнику профессии на примере своего населенного пункта. Городской транспорт. Правила уличного движения – гарантия безопасности на улицах города.

Название родной страны. Государственный флаг России, значение цветов флага. Москва – столица России. Красная площадь и Кремль – главные достопримечательности Москвы.

Праздничные дни России и родного города: День города, Новый год, Рождество, 8 Марта.




Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки.


Родной край – частица Родины (3 ч)

Семья и семейные традиции.

Название административного центра региона.


Человек – член общества 3 ч (1 ч + 2 ч из резерва)

Взаимоотношение человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры.



Значение труда для человека и общества 5 ч

 (3 ч + 2 ч из резерва)

Профессии людей. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Телефоны экстренной помощи.



Наша Родина – Россия, Российская Федерация (4 ч)

Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию. Уважительное отношение к своему и другим народам.

Москва – столица России и центр управления страной. Некоторые достопримечательности столицы России – Большой театр, стадион Лужники, московское метро и др.

Государственный герб России, Государственный гимн России. Правила поведения при прослушивании гимна. Права и обязанности граждан России. Права ребенка.

Президент Российской Федерации – глава государства. Государственные и всенародные праздники России (продолжение): День защитника Отечества, День Победы, День весны и труда, День России, День народного единства, День Конституции, День защиты детей.


Познакомиться с учителем и одноклассниками. Познакомиться с правилами поведения в школе, взаимоотношениями со взрослыми, сверстниками и обсудить их.

Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах.

 Различать формы поведения, которые допустимы в школе и других общественных местах.

Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

Работать в группах по составлению режима дня.





Проводить групповые наблюдения во время экскурсии по школе (учимся находить класс, свое место в классе и т.п.). Проводить наблюдения в группах во время экскурсии по своему району (путь домой). Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений.

Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни.

Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека, сохранение личного и общественного имущества.

Осваивать правила поведения в разных ситуациях: как вести себя дома, на дорогах, в лесу, на водоемах, в школе.

Анализировать ситуации во время экскурсии по своему району (безопасное поведение на дороге).

Объяснять основные правила обращения с водой.















Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.

Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных.

Рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города. Участвовать в игровых ситуациях по соблюдению правил уличного движения.




Познакомиться с особенностями Государственного флага России (последовательностью расположения полос, цвета флага, узнавание российского флага среди флагов других стран).

Работать с иллюстрациями учебника: находить нужные иллюстрации о достопримечательностях Москвы, праздничных днях России. Собирать материал на основании бесед с родными о праздничных днях России и родного города.














Работать с иллюстративным материалом. Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей. Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста, национальности. Оценивать реальные и игровые ситуации общения.



Моделировать правила пользования телефоном. Записывать телефоны экстренной помощи.

Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону. Участвовать в учебной игре о правилах пользования транспортом.



Моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов.

Работать с иллюстрациями, видеокадрами достопримечательностей Москвы.



Объяснять основные изображения Государственного герба России. Прослушивать гимн. Декламировать (петь) Гимн РФ.



Рассказывать о праздничных днях России на основе бесед с родными и близкими, дополнительных источников информации.

Резерв (2 ч )

Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира в 1 классе

(УМК «Начальная школа XXI века»)

№ п/п

Тема раздела программы.

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы содержания

Планируемые результаты освоения программы

Практическая часть программы

Характеристика деятельности обучающихся (УДД)

Вид контроля

1.

Природа вокруг нас

Нас окружает удивительный мир

1      

Урок-
экскурсия

Восприятие красоты окружающей природы. Связь живой и неживой природы. Бережное отношение к природе.

Уметь выражать свое отношение к влиянию человека на природу.



Уметь составлять рассказ о себе.





Уметь назвать основные помещения в школе, ориентироваться в их местоположении.

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу). Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

Беседа по
вопросам

2.

Я – школьник

Давай познакомимся

1

Комбинированный

Школьник и его жизнь в школе. Занятия по интересам. Общение со сверстниками.

Давать характеристику своим делам и поступкам.

Познакомиться с учителем и одноклассниками. Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

Беседа по
вопросам

3.

Я – школьник

Мы – школьники

1

Комбинированный

Школьник и его жизнь. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых.

Экскурсия по школе. Групповые наблюдения: местоположение класса, свое место в классе и т.д.

Познакомиться с правилами поведения в школе. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе.

Беседа по
вопросам

4.

Я – школьник

Правила поведения в школе

1

Практический


Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Роль и значение школы в жизни школьника.


Природа родного края. Особенности времени года (осень).


Растения сада и огорода.

Различать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе.

Составление визитной карточки «Мой класс».

Понимать сущность взаимоотношений с одноклассниками и учителем, дорожить ими и поддерживать их.

Беседа по
вопросам

5.

Времена года

Сентябрь – первый месяц осени.

1

Урок-
экскурсия

Уметь называть представителей растительного мира.

Уметь различать времена года.

Уметь различать признаки живой и неживой природы. Полезные свойства растений. Употребление в пищу.

Экскурсии, наблюдения в природе.

Пересказывать и понимать тексты о природе. Характеризовать признаки времен года

Группировать (классифицировать) овощи и фрукты по отличительным признакам.





Беседа по
вопросам

6.

Природа неживая и живая

Что нам осень подарила

1

Практический

Дидактическая игра.

7.

Природа неживая и живая

Грибная пора

1

Практический

Грибы: съедобные и ядовитые (на примере своей местности). Правила сбора грибов.

Различать съедобные и несъедобные грибы. Календарь сбора грибов.

Дидактическая игра.

Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей. Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности).

. Индивидуальный
опрос

8.

Моя Родина

Семья. . Взаимоотношения в семье.

1

Комбинированный

Семья  - самое близкое окружение человека. Семья и ее состав. Взаимоотношения в семье.

Знать членов семьи.

Составление рассказа о своей семье.

Уметь различать основные нравственно-этические понятия (сочувствие – равнодушие, трудолюбие – леность).

Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.

Фронтальный опрос

9.

Родной край – частица Родины

О маме

1

Комбинированный

Семья и семейные традиции.

Имена, фамилии и отчества членов семьи. Труд и отдых в семье.

Составление рассказа о маме и бабушке.

Поддерживать семейные традиции. Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных.

Фронтальный опрос

10

Родной край – частица Родины

Любимые занятия.

1

11

Моя Родина

Воскресный день.




1

Практический

Домашнее хозяйство. Распределение домашних обязанностей. Обязанности ребенка в семье.

Дорожить семейным укладом и традициями.

Дать характеристику роли отдельных членов семьи.

Приводить примеры о ведении общего хозяйства, обязанностях членов семьи; заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных.


Работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Фронтальный опрос

12

Значение труда для человека и общества

Как из зерна получилась булка

1

Комбинированный

Трудовая деятельность людей. Знакомство с профессиями, связанными с сельским хозяйством.

Знать названия профессий, связанных с сельским хозяйством. Основные нравственно-этические понятия (трудолюбие – леность).

Дидактическая игра: «Магазин «Хлеб».

13

Природа вокруг нас

Человек и домашние животные

1

Комбинированный

Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.

Характеризовать особенности  домашних животных.

Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние – дикие. Характеризовать диких и домашних животных (на примере своей местности).

Текущий

14

Времена года

Октябрь уж наступил

1

Урок-
экскурсия

Бережное отношение к природе.

Уметь называть представителей растительного мира. Уметь различать времена года.

Экскурсии, наблюдения в природе.

Описывать сезонные изменения в природе. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года.

Пересказывать и понимать тексты о природе.

Беседа по
вопросам

15

Природа неживая и живая

Явления природы.

1

Практический

Явления природы в разные времена года.

Называть примеры явлений природы: дождь, листопад, гроза, ледоход, первый снег, снегопад, радуга, туман, иней.

Наблюдения.

Сравнивать и  различать деревья, кустарники и травы. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние.


Текущий

16

Моя Родина

Где ты живешь. Памятные места города

1

Урок-
экскурсия

Родной город. Главные достопримечательности.

Правила уличного движения – гарантия безопасности на улицах города.

Экскурсия по улицам города.

Рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях города. Участвовать в игровых ситуациях по соблюдению правил уличного движения.

Беседа по
вопросам

17

Правила безопасной жизнедеятельности

Правила поведения на дорогах. Беседа по
вопросам

1

Практический

Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения на дорогах.

Знать знаки дорожного движения. Уметь пользоваться ими при переходе улицы.

Дидактическая игра: «Улица полна неожиданностей».

Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Анализировать ситуации во время экскурсии по городу (району): безопасное поведение на дороге. Участвовать в игровых ситуациях по соблюдению правил уличного движения.

Индивидуальный
опрос

18

Значение труда для человека и общества

Ты и вещи

1

Комбинированный

Мир профессий.

Знать профессии людей, связанных с предприятиями.

Составление рассказа по сюжетным картинкам.

Уметь ухаживать за своей одеждой, обувью, вещами; убирать учебное место после занятий.

Фронтальный опрос

19

Значение труда для человека и общества

Кто работает ночью

1 ч

Практический

Экстренные службы города.

Телефоны экстренной помощи.

Игра: «Нужна помощь».

Моделировать правила пользования телефоном. Записывать телефоны экстренной помощи. Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону.

Текущий

20

Тело человека

Что такое здоровье

1

Практический

Общее представление о жизнедеятельности человека. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья.

Правила оказания помощи при несчастных случаях.

Практическая работа: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу».

Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья.

Фронтальный опрос

21

Тело человека

Твои помощники – органы чувств

1

Практический

Система органов чувств, роль в жизнедеятельности организма.

Уметь выполнять правила здорового образа жизни.

Наблюдения, опыты: вкус, запах, боль, холод, тепло.

Характеризовать основные функции органов чувств.

22

Правила безопасной жизнедеятельности

Правила гигиены

1

Практический

Личная гигиена школьника.

Уметь выполнять правила личной гигиены.

Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни.

Индивидуальный
опрос

23





24

Я – школьник

О режиме дня




Я – школьник

О времени и часах

1





1

Практический



Практический

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня.



Чередование труда и отдыха в режиме дня.


Уметь выполнять режим дня.




Определение времени по часам.


Составление памятки режима дня.



Практическая работа: «Определение времени».

Оценивать, в какой мере выполняется режим дня.

Работать в группах по составлению режима дня


Определять время по часам с точностью до часа. Оценивать, в какой мере выполняется режим дня.

Самостоятельная
работа

25

Правила безопасной жизнедеятельности

Урок в спортивном зале

1

Практический

. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе, как условие сохранения и укрепления здоровья.

Необходимость соблюдения правил здорового образа жизни.

Практическая работа: «Определение силы и ловкости».

Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни.

Индивидуальный
опрос

26

Времена года

Ноябрь – зиме родной брат.

1

Урок-
экскурсия

Особенности времени года (осень).

Уметь называть представителей растительного мира. Уметь различать времена года.

Экскурсии, наблюдения в природе.

Характеризовать признаки времен года.

Описывать сезонные изменения в природе.

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии.

Пересказывать и понимать тексты о природе.

Беседа по
вопросам

27

Времена года

Дикие животные

1

Комбинированный

Разнообразие животных. Как животные готовятся к зиме.

Уметь называть представителей животного мира. Называть особенности зимовки.

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животного и времени года.

Пересказывать и понимать тексты о природе.

Текущий

28

Природа вокруг нас

Звери - млекопитающие

1

Комбинированный

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных. Животные родного края.

Характеризовать животных, особенности их обитания, питания, внешнего вида.

Описывать внешний вид, характерные особенности животных, способы питания, условия, необходимые для жизни животных. Различать животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.

Тест

29

Времена года

Что мы знаем о птицах

1

Комбинированный

Разнообразие животных: птицы. Птицы зимующие и перелетные.

Определять влияние погодных условий на жизнь птиц.

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животного и времени года.

Пересказывать и понимать тексты о природе.

Текущий

30

Родной край – частица Родины

Родной край

1

Комбинированный

Родной регион. Название административного центра. Достопримечательности города. Народы, населяющие регион.

Трудовая деятельность людей в регионе.

Составление рассказа о родном крае.

Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Находить на карте России родной регион.

Фронтальный опрос

31

Моя Родина

Дом, в котором ты живешь

1

Практический

Домашний адрес. Занятия людей.

Знакомство с рекламными афишами, вывесками различных учреждений.

Игра: «Узнай учреждение по вывеске».

Уметь  называть основные учреждения культуры, быта, образования; выполнять задания на развитие смекалки, наблюдательности.

Индивидуальный
опрос

32

Значение труда для человека и общества

Зачем люди трудятся. Уважение к труду людей.

1

Комбинированный

Уважительное отношение к людям труда.

Основные нравственно-этические понятия (трудолюбие – леность).

Экскурсия в библиотеку.

Работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Текущий

33

Времена года

В декабре, в декабре все деревья в серебре.

1

Урок-
экскурсия

Особенности времени года (зима).

Уметь видеть зависимость изменений в живой и неживой природе.

Экскурсии, наблюдения в природе.

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животного и времени года. Проводить групповые наблюдения.

Пересказывать и понимать тексты о природе.

Беседа по
вопросам

34

Природа неживая и живая

Какая бывает вода

1

Практический

Свойства воды. Состояния воды. Значение воды для живых организмов.

Различать состояния воды.

Наблюдать и выполнять простейшие опыты по изучению свойств воды.

Характеризовать свойства воды. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды. Характеризовать свойства воды.

Текущий

35

Человек – член общества

О дружбе. Как нужно относиться к друзьям.

1

Практический

Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению.

Человек – создатель и носитель культуры.

Работа с иллюстративным материалом.

 Дидактические игры:

«У меня зазвонил телефон», «В гостях».

Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста. Оценивать реальные и игровые ситуации общения. Моделировать правила пользования телефоном.


Текущий

36

Человек – член общества

Идем в гости

1

Практический

37

Моя Родина

С Новым годом!

1

Практический

Праздник в жизни общества.

Праздничные дни России и родного города.

Опыт общения со

сверстниками и взрослыми.

Выполнение заданий творческого характера.

 Уметь активно работать самостоятельно, в команде, проявлять творчество и находчивость. Собирать материал на основе бесед с родными о праздничных днях России.

38

Времена года

Январь – году начало, зиме середина

1

Урок-
экскурсия

Особенности времени года (зима).

Сравнивать времена года. Сезонные изменения в природе.

Экскурсии, наблюдения в природе.

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае». Пересказывать и понимать тексты о природе.

Беседа по
вопросам

39

Природа вокруг нас

Хвойные деревья. Названия, внешний вид.

1

Комбинированный

Растения, их разнообразие.

Сравнивать хвойные деревья (на примере растений родного края)

Наблюдения.

.Характеризовать хвойные деревья по иллюстрациям (наблюдениям). Делать выводы.

Фронтальный опрос

40

Природа вокруг нас

Жизнь птиц.

1

Комбинированный

Разнообразие птиц. Особенности строения. Приспособления к условиям питания и обитания.

Уметь определять по строению клюва о способах питания птиц.

Работа с иллюстративным материалом.

Описывать внешний вид, характерные особенности представителей птиц (на примере своей местности). Различать животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.


Самостоятельная
работа

41

Наша Родина – Россия, Российская Федерация

Наша страна – Россия

1

Комбинированный

Москва – столица России и центр управления страной. Достопримечательности столицы России. Государственные символы: герб, флаг, гимн.

Называть столицу и показывать ее местоположение на карте России. Знать символику России.

Прослушивание гимна России.

Уважать, узнавать и описывать государственные символы. Знать и применять правила прослушивания и исполнения гимна России.

Объяснять основные изображения Государственного герба России. Прослушивать гимн. Декламировать (петь) Гимн РФ.

Текущий

42

Природа неживая и живая

Богата природа России




1

Комбинированный

Растительный и животный мир России. Леса и цветы России.

Разнообразие животного и растительного мира. Правила поведения в природе.

Работа с картой.

Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных своего региона и обсуждать полученные сведения.

Текущий

43

Наша Родина – Россия, Российская Федерация

Мы – россияне

1

Комбинированный

Россия – многонациональная страна. Уважительное отношение к своему и другим народам.

Народы, населяющие Россию: культура, обычаи.

Уважать и описывать обычаи народов России.

Моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов.

Фронтальный опрос

44

Наша Родина – Россия, Российская Федерация

Народная сказка

1

Комбинированный

Произведения народного творчества.

Выразительное чтение фольклорных произведений.

Инсценирование сказок народов России.

Работать с текстом и иллюстрациями учебника.

45

Времена года

Февраль – месяц метелей и вьюг

1

Урок-
экскурсия

Особенности времени года (зима).

Сравнивать времена года. Сезонные изменения в природе.

Экскурсии, наблюдения в природе.

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае». Описывать сезонные изменения в природе.

Беседа по
вопросам

46

Природа вокруг нас

Звери - млекопитающие

1

Комбинированный

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных. Животные родного края.

Характеризовать животных, особенности их обитания, питания, внешнего вида.

Экскурсия в Краеведческий музей

Описывать внешний вид, характерные особенности животных, способы питания, условия, необходимые для жизни животных.

Фронтальный опрос

47

Природа вокруг нас

Наш уголок природы

1

Урок-
экскурсия

Разнообразие животных. Бережное отношение человека к животным.

Взаимосвязь человека и животного мира. Необходимые условия обитания.

Экскурсия в зооуголок. Наблюдения. Уход за животными.

Характеризовать деятельность человека по отношению к природе.

Беседа по
вопросам

48

Наша Родина – Россия, Российская Федерация

Мы – граждане России

1

Комбинированный

Права и обязанности граждан России. Права ребенка.

Уметь называть свою страну, основные права и обязанности граждан России.

Составление рассказа о правах гражданина России по опорным словам.

Работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Беседа по
вопросам

49

Человек – член общества

О правилах поведения

1

Практический

Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению.

Человек – создатель и носитель культуры.

Работа с иллюстративным материалом.

 Дидактические игры.

Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста. Оценивать реальные и игровые ситуации общения.

Текущий

50

Моя Родина

8 Марта – праздник всех женщин

1

Практический

Праздник в жизни общества.

Праздничные дни России и родного города.

Опыт общения со

сверстниками и взрослыми.

Освоение правил поведения в обществе.

Уметь активно работать самостоятельно, в команде, проявлять творчество и находчивость. Собирать материал на основе бесед с родными о праздничных днях России.

51

Времена года

Март - капельник

1

Урок-
экскурсия

Сезонные изменения природы (весна)

Уметь видеть зависимость изменений в живой и неживой природе.


Экскурсии, наблюдения в природе.

Характеризовать признаки времен года. Проводить групповые наблюдения.

Пересказывать и понимать тексты о природе.

Беседа по
вопросам

52

Правила безопасной жизнедеятельности

Здоровая пища. Режим питания.

1

Практический

Усвоение и выполнение правил здорового образа жизни. Полезные и вредные привычки.

Правила питания. Полезные продукты.

Составление меню.

Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни.

Самостоятельная
работа

54

Я – школьник

Какое бывает настроение

1

Комбинированный

Человек – член общества. От чего зависит настроение.

Осваивать правила поведения в различных ситуациях.

Чувства и эмоции. Учимся владеть собой.

Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах.

Фронтальный опрос

55

Времена года

Апрель – водолей.

1

Урок-
экскурсия

Понимание взаимосвязи живой и неживой природы.

Знать условия благополучной жизни растений и животных.

Экскурсии, наблюдения в природе.

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животного и времени года. Пересказывать и понимать тексты о природе.

Беседа по
вопросам

56

Природа неживая и живая

Весенние работы

1

Комбинированный

Труд людей весной

Правила высаживания и ухода за растениями.

Экскурсия в парк.

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Выращивание растения в группе (из семя, листа).

Беседа по
вопросам

57

Значение труда для человека и общества

Кто работает на транспорте

1

Комбинированный

Транспорт города. Наземный, воздушный и водный транспорт.

Знать профессии людей, связанных с транспортом.

Работа с иллюстративным материалом.

Участвовать в учебной игре о правилах пользования транспортом.

Текущий

58

Моя Родина

День космонавтики

1

Комбинированный

Праздник в жизни общества.

Праздничные дни России и родного города.

Опыт общения со

сверстниками и взрослыми.

Дидактическая игра: «Мы – космонавты».

Уметь активно работать самостоятельно, в команде, проявлять творчество и находчивость. Собирать материал на основе бесед с родными о праздничных днях России.

59

Времена года

Май весну завершает, лето начинает.

1

Урок-
экскурсия

Характеристика объектов живой и неживой природы.

Уметь называть условия благополучной жизни растений и животных.

Экскурсии, наблюдения в природе.

Характеризовать признаки времен года.

Описывать сезонные изменения в природе.

Беседа по
вопросам

60

Природа вокруг нас

Жизнь земноводных весной

1

Комбинированный

Разнообразие животных: земноводные.

Необходимые условия для развития земноводных.

Работа с иллюстративным материалом.

Характеризовать способы развития земноводных (на примере лягушек). Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (на реке и озере).

Беседа по
вопросам

61

Человек – часть природы

Животное – живое существо

1

Комбинированный

Зависимость жизни человека от природы.

Правила поведения в природе. Красная книга России, Мурманской области.

Составление памяток поведения в природе.

Анализировать влияние современного человека на природу. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

Индивидуальный
опрос

62

Времена года

Скоро лето

1

Комбинированный

Особенности времени года (лето).

Уметь различать времена года.

Характеризовать признаки времен года. Пересказывать и понимать тексты о природе.

63

Правила безопасной жизнедеятельности

Ты - пешеход


     1

Практический

Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения на дорогах.

Оценивать поведение пешеходов на улице.

Дидактическая игра: «Улица полна неожиданностей».

Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Анализировать ситуации во время экскурсии по городу (району): безопасное поведение на дороге. Участвовать в игровых ситуациях по соблюдению правил уличного движения.

Самостоятельная
работа

64

Я – школьник

Урок-экзамен


1

Практический

Проверь себя. Что узнали, изучая предмет «Окружающий мир»

Выполнение различных заданий по курсу «Окружающий мир».

Тест

Самоконтроль и самооценка

Тест

РЕЗЕРВ                            

2

ИТОГО

66

                     

     

Дано

Человек и природа

Времена года

12 ч

Природа вокруг нас

8 ч

Природа неживая и живая

6 ч

Человек – часть природы

1 ч

Тело человека

2 ч

                                      Итого:

29 ч

Я - школьник

7 ч

Человек и общество

Правила безопасной жизнедеятельности

6 ч

Моя Родина

7 ч

Родной край – частица Родины

3 ч

Человек – член общества

3 ч

Значение труда для человека и общества

5 ч

Наша Родина – Россия, Российская Федерация

4 ч

                                   Итого:

35 ч

                                   Резерв:

2 ч

                                   ИТОГО:

66 ч



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 1класс УМК "Школа2100"

Рабочая программа по окружающему миру  разработана   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на...

Рабочая программа по окружающему миру 1класс

Рабочая программа по окружающему миру 1класс ....

Рабочая программа по окружающему миру, 1класс

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе программы "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру 1класс (Школа 2100)

Рабочая программа по окружающему миру...

Рабочая программа по окружающему миру 1класс

Рабочая программа по окружающему миру "Начальная школа XXI века" 1класс...