Рабочая программа по окружающему миру УМК Школа России
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верхнеднепровская средняя общеобразовательная школа №3»
«Рассмотрена» Протокол № 1 от «27» августа 2020 г. Председатель МС __________/ Румянцева Т. В. | «Принята» педагогическим советом Протокол № 1 от 28 августа 2020г. | «Утверждена» Приказом от 28 августа 2020 г. № 205/01-04 Директор _________/ Безрученкова С. П. |
Рабочая программа
начального общего образования
по окружающему миру
для 3 А класса
«Согласована» Заместитель директора ____________ / Мехадюк Т. А. «28» августа 2020 г. |
Составитель: Корсунова Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории |
пгт Верхнеднепровский
2020 г.
Рабочая программа по окружающему миру для 3 А класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) с изменениями и дополнениями
- Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1576
- Примерной программы начального общего образования: https://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya-2/ (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
- Авторской программы: А.А. Плешакова. https://catalog.prosv.ru/attachment/4c719517-d697-11df-8c91-0019b9f502d2.pdf (Окружающий мир. 1-4 классы. Предметная линия учебников системы "Школа России"– М.: Просвещение, 2017.)
- Методических рекомендаций. Рабочая программа учебного предмета: Методическое пособие. – Смоленск: ГАУДПО СОИРО, 2019
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
- Положения о рабочей программе МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
- Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: А.А.Плешаков. Учебник. Окружающий мир. 3 класс. В 2-х ч М.: Просвещение, 2020
А.А. Плешаков. Рабочая тетрадь. Окружающий мир. 3 класс. В 2-х ч.– М.: Просвещение, 2020
Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 22. 11. 2019 г. №632
Данная программа составлена на 70 ч (2 ч в неделю).
Рабочая программа соответствует учебному плану школы на 2020 -2021 уч. год.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
10) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
11) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
приводить примеры народов России;
сравнивать город и село, городской и сельский дома;
различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
оценивать отношение людей к окружающему миру;
различать объекты и явления неживой и живой природы;
находить связи в природе, между природой и человеком;
проводить наблюдения и ставить опыты;
измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
сравнивать объекты природы, делить их на группы;
ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
различать виды транспорта;
приводить примеры учреждений культуры и образования;
определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
приводить примеры семейных традиций;
соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
Обучающийся получит возможность научится:
различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
ориентироваться на местности разными способами;
различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
различать водоёмы, узнавать их по описанию;
читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
II.Содержание учебного предмета
Как устроен мир
Природа, её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т.д.). Роль природы в жизни людей. Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира. Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество. Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Мерь по охране природы. Экскурсия: Что нас окружает? Проект: «Богатства, отданные людям»
Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.
Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц.
Эта удивительная природа
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов), Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Аллергия. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.
Практические работы : знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса.
Наша безопасность
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа. Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества. Практические работы: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.
Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.
Чему учит экономика
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XX! веке.
Практические работы: рассматривание образцов полезных ископаемых и определение их названий.
Практические работы: рассматривание гербарных культурных растений и составление описаний растений.
Практическая работа: рассматривание монет.
Путешествие по городам и странам
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
Формы контроля:
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, тестовые работы, а также практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным исследованием.
Типовые задания и формы работы по формированию УУД:
С целью реализации образовательной программы начального (основного, среднего) общего образования в полном объёме использовать электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
III.Тематическое планирование
№ темы | Наименование разделов и тем | Всего часов | Проверочные работы | Практические работы | Экскурсии | Проекты |
1. | Как устроен мир | 7 | 1 | 1 | 1 | |
2. | Эта удивительная природа | 19 | 1 | 5 | 1 | |
3. | Мы и наше здоровье | 11 | 1 | 4 | 1 | |
4. | Наша безопасность | 8 | 1 | 1 | 1 | 1 |
5. | Чему учит экономика | 13 | 1 | 3 | ||
6. | Путешествие по городам и странам | 12 | 1+1(промежуточная аттестация) | 1 | ||
Итого: | 70 | 6 | 13 | 2 | 5 |
Экскурсии:
№ 1 Что нас окружает?
№ 2 Дорожные знаки в окрестностях школы.
Темы проектов.
- «Богатства, отданные людям».
- «Разнообразие природы родного края».
- «Школа кулинаров».
- «Кто нас защищает?»
- «Музей путешествий».
IV. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название темы (раздела) | Коли чест во часов | Дата | |
План | Факт | |||
Раздел «КАК УСТРОЕН МИР.» 7 ч. | ||||
1 | Природа. Значение природы для людей. Экскурсия. | 1 | 01.09 | |
2 | Человек. | 1 | 04.09 | |
3 | Наши проекты: «Богатства, отданные людям». | 1 | 08.09 | |
4 | Общество. | 1 | 11.09 | |
5 | Что такое экология. | 1 | 15.09 | |
6 | Природа в опасности. Охрана природы. | 1 | 18.09 | |
7 | Обобщение знаний по разделу «Как устроен мир. Проверочная работа. | 1 | 22.09 | |
ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ ПРИРОДА. 19 ч. | ||||
8 | Тела, вещества, частицы. | 1 | 25.09 | |
9 | Разнообразие веществ. Практическая работа. | 1 | 29.09 | |
10 | Воздух и его охрана. Практическая работа. | 1 | 02.10 | |
11 | Вода. Практическая работа. | 1 | 06.10 | |
12 | Превращения и круговорот воды. | 1 | 09.10 | |
13 | Берегите воду. | 1 | 13.10 | |
14 | Что такое почва. Практическая работа. | 1 | 16.10 | |
15 | Разнообразие растений. Растения нашего края. | 1 | 20.10 | |
16 | Солнце, растения и мы с вами. | 1 | 23.10 | |
17 | Размножение и развитие растений. Практическая работа. | 1 | 27.10 | |
18 | Охрана растений. | 1 | 30.10 | |
19 | Разнообразие животных. | 1 | 10.11 | |
20 | Кто есть кто? | 1 | 13.11 | |
21 | Проект «Разнообразие природы родного края». | 1 | 17.11 | |
22 | Размножение и развитие животных. | 1 | 20.11 | |
23 | Охрана животных. | 1 | 24.11 | |
24 | В царстве грибов. | 1 | 27.11 | |
25 | Великий круговорот жизни. | 1 | 01.12 | |
26 | Проверочная работа по разделу «Эта удивительная природа». | 1 | 04.12 | |
МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ. 11 ч. | ||||
27 | Организм человека. Практическая работа. | 1 | 08.12 | |
28 | Органы чувств. | 1 | 11.12 | |
29 | Надежная защита организма. Практическая работа. | 1 | 15.12 | |
30 | Опора тела и движение. | 1 | 18.12 | |
31 | Наше питание. Практическая работа. | 1 | 22.12 | |
32 | Проект «Школа кулинаров». | 1 | 25.12 | |
33 | Дыхание и кровообращение. Практическая работа. | 1 | 29.12 | |
34 | Умей предупреждать болезни. | 1 | 12.01 | |
35 | Здоровый образ жизни. | 1 | 15.01 | |
36 | Проверочная работа по разделу «Мы и наше здоровье». | 1 | 19.01 | |
37 | Презентация проектов «Богатства, отданные людям». «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров». | 1 | 22.01 | |
НАША БЕЗОПАСНОСТЬ. 8 ч. | ||||
38 | Огонь, вода и газ. | 1 | 26.01 | |
39 | Чтобы путь был счастливым. | 1 | 29.01 | |
40 | Дорожные знаки. Экскурсия. | 1 | 02.02 | |
41 | Проект «Кто нас защищает». | 1 | 05.02 | |
42 | Опасные места. | 1 | 09.02 | |
43 | Природа и наша безопасность. | 1 | 12.02 | |
44 | Экологическая безопасность. Практическая работа. | 1 | 16.02 | |
45 | Проверочная работа по разделу «Наша безопасность». | 1 | 19.02 | |
ЧЕМУ УЧИТ ЭКОНОМИКА. 13 ч. | ||||
46 | Для чего нужна экономика. | 1 | 26.02 | |
47 | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | 1 | 02.03 | |
48 | Полезные ископаемые. Практическая работа. | 1 | 05.03 | |
49 | Растениеводство. Практическая работа. | 1 | 09.03 | |
50 | Животноводство. | 1 | 12.03 | |
51 | Какая бывает промышленность. | 1 | 16.03 | |
52 | Какая бывает промышленность. | 1 | 19.03 | |
53 | Что такое деньги. Практическая работа. | 1 | 30.03 | |
54 | Государственный бюджет. | 1 | 02.04 | |
55 | Семейный бюджет. | 1 | 06.04 | |
56 | Экономика и экология. | 1 | 09.04 | |
57 | Проверочная работа по разделу «Чему учит экономика». | 1 | 13.04 | |
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДАМ И СТРАНАМ. 12 ч. | ||||
58 | Золотое кольцо России. | 1 | 16.04 | |
59 | Золотое кольцо России. | 1 | 20.04 | |
60 | Проект «Музей путешествий». | 1 | 23.04 | |
61 | Наши ближайшие соседи. | 1 | 27.04 | |
62 | На севере Европы. | 1 | 30.04 | |
63 | Что такое Бенилюкс. | 1 | 04.05 | |
64 | В центре Европы. | 1 | 07.05 | |
65 | Промежуточная аттестация. Тестовая работа. | 11.05 | ||
66 | По Франции и Великобритании. | 1 | 14.05 | |
67 | На юге Европы. | 1 | 18.05 | |
68 | По знаменитым местам мира. | 1 | 21.05 | |
69 | Проверочная работа по разделу: « Путешествие по городам и странам». | 1 | 25.05 | |
70 | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». | 1 | 28.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России")
Рабочая программа по окружающему миру для 2 - 4 классов (УМК "Школа России")...
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России"
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 1 класса. УМК "Школа России" А.А.Плешаков. Программа содержит: пояснительную записку, описание содержания курса "Окружающий мир, планируемые ре...
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России"
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 1 класса. УМК "Школа России" А.А.Плешаков. Программа содержит: пояснительную записку, описание содержания курса "Окружающий мир, планируемые ре...
Рабочая программа по окружающему миру. УМК - Школа России.
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс, УМК - Школа России, ФГОС....
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России"
УМК "Школа России"...
Рабочая программа по Окружающему миру УМК "Школа России"
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС...