Рабочая программа по окружающему миру УМК Школа России
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верхнеднепровская средняя общеобразовательная школа №3»
«Рассмотрена» Протокол № 1 от «26» августа 2019 г. Председатель МС __________/ Румянцева Т. В. | «Принята» педагогическим советом Протокол № 1 от 30 августа 2019 г. | «Утверждена» приказом от 30 августа 2019 г. № ________ Директор _________ / Безрученкова С. П. |
Рабочая программа
начального общего образования
по окружающему миру
для 2 А класса
«Рассмотрена» Протокол № 1 от «26» августа 2019 г. Председатель МС __________/ Румянцева Т. В. |
«Согласована» Заместитель директора ____________ / Мехадюк Т. А. «28» августа 2019 г. |
Составитель: Корсунова Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории |
Протокол № 1 от «26» августа 2019 г. Председатель МС __________/ Румянцева Т. В. |
пгт Верхнеднепровский
2019 г.
Аннотация на рабочую программу по окружающему миру для 2 А класса
Рабочая программа по окружающему миру для 2 А класса соответствует требованиям
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.),
- разработана на основе: Авторской программы А.А. Плешакова. Окружающий мир. 1-4 классы. Предметная линия учебников системы "Школа России". – М.: Просвещение, 2017.
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
- А.А.Плешаков. Учебник. Окружающий мир. 2 класс. В 2-х ч М.: Просвещение, 2019 г.
- А.А. Плешаков. Рабочая тетрадь. Окружающий мир. 2 класс. В 2-х ч.– М.: Просвещение, 2019.
3. Т.Н. Максимова. Поурочные разработки по окружающему миру к УМК А.А. Плешакова 2 класс («Школа России»). М.: ВАКО, 2019г.
Цели программы:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи программы:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Формы контроля:
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, тестовые работы, а также практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным исследованием.
Данная программа составлена на 65 часов (2 часа в неделю, 34 учебных недели).
Рабочая программа соответствует учебному плану школы на 2019-2020 уч. год.
Учитель Корсунова Т.А.
Рабочая программа по окружающему миру для 2 А класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) с изменениями и дополнениями
- Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1576
- Примерной программы начального общего образования по математике. – М.: Просвещение. 2013 г.
- Авторской программы А.А. Плешакова. Окружающий мир. 1-4 классы. Предметная линия учебников системы "Школа России". – М.: Просвещение, 2017.
- Методических рекомендаций. Рабочая программа учебного предмета: Методическое пособие. – Смоленск: ГАУДПО СОИРО, 2019
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
- Положения о рабочей программе МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
- Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: А.А.Плешаков. Учебник. Окружающий мир. 2 класс. В 2-х ч М.: Просвещение, 2019
А.А. Плешаков. Рабочая тетрадь. Окружающий мир. 2 класс. В 2-х ч.– М.: Просвещение, 2019
Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 28. 12. 2018 г. № 345
Данная программа составлена на 65 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели).
Рабочая программа соответствует учебному плану школы на 2019 -2020 уч. год.
Лист корректировки рабочей программы
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
10) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
11) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
приводить примеры народов России;
сравнивать город и село, городской и сельский дома;
различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
оценивать отношение людей к окружающему миру;
различать объекты и явления неживой и живой природы;
находить связи в природе, между природой и человеком;
проводить наблюдения и ставить опыты;
измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
сравнивать объекты природы, делить их на группы;
ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
различать виды транспорта;
приводить примеры учреждений культуры и образования;
определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
приводить примеры семейных традиций;
соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
Обучающийся получит возможность научится:
различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
ориентироваться на местности разными способами;
различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
различать водоёмы, узнавать их по описанию;
читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
II.Содержание учебного предмета
Где мы живем
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета — Земля, страна — Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные — все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома — это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце — источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления.
Экологические связи между растениями и животными: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.
Практические работы:
- знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека;
- знакомство с горными породами и минералами;
- распознавание деревьев, кустарников и трав;
- знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений;
- отработка приемов ухода за комнатными растениями и животными живого уголка.
Жизнь города и села
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля — составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги.
Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями родного города (села).
Здоровье и безопасность
Строение тела человека. Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: отработка правил перехода улицы.
Общение
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора.
Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: отработка основных правил этикета.
Путешествия
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва — столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: ознакомление с формами земной поверхности и водоемами родного края; наблюдение весенних изменений в природе.
Практические работы: определение сторон горизонта по компасу; освоение основных приемов чтения карты.
Формы контроля:
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, тестовые работы, а также практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным исследованием.
Типовые задания и формы работы по формированию УУД:
III.Тематическое планирование
№ темы | Наименование разделов и тем | Всего часов | Контрольные работы | Практические работы | Экскурсии | Проекты |
1. | «Где мы живём?» | 4 | ||||
2. | «Природа» | 20 | 1 | 4 | 1 | 1 |
3. | «Жизнь города и села» | 10 | 1 | 1 | 1 | 1 |
4. | «Здоровье и безопасность» | 9 | ||||
5. | «Общение» | 7 | 1 | |||
6. | «Путешествия» | 15 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Итого: | 65 | 4 | 6 | 3 | 3 |
Контрольные работы:
- « Природа»
- «Жизнь города и села»
- «Общение»
- «Путешествия»
Экскурсии:
1.В гости к осени.
2.В гости к зиме.
3.В гости к весне.
Практические работы:
1.Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека, фиксация результатов.
2.Исследование минералов, рассматривание образцов полевого шпата, кварца и слюды.
3.Осваивание приемов ухода за комнатными растениями.
4. Осваивание приемов ухода за животными живого уголка.
5. Соблюдение изученных правил безопасности при переходе улиц под руководством учителя.
6. Знакомство с устройством компаса и правил работы с ним.
Проекты:
- «Родной город (село)» или «Красная Книга, или Возьмем под защиту» или «Профессии».
- «Родословная».
- «Города России».
IV. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название темы (раздела) | Коли чест во часов | Дата | |
План | Факт | |||
Раздел «Где мы живём?» 4 ч | ||||
1 | Родная страна | 1 | 02.09 | |
2 | Город н село | 1 | 05.09 | |
3 | Природа и рукотворный мир | 1 | 09.09 | |
4 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем» | 1 | 12.09 | |
Раздел «Природа» (20 ч) | ||||
5 | Неживая и живая природа | 1 | 16.09 | |
6 | Явления природы | 1 | 19.09 | |
7 | Что такое погода | 1 | 23.09 | |
8 | В гости к осени (экскурсия) | 1 | 26.09 | |
9 | В гости к осени (урок) | 1 | 30.09 | |
10 | Звёздное небо | 1 | 03.10 | |
11 | Заглянем в кладовые земли | 1 | 07.10 | |
12 | Про воздух и про воду | 1 | 10.10 | |
13 | Какие бывают растения. Практическая работа: «Какие бывают растения?» | 1 | 14.10 | |
14 | Какие бывают животные | 1 | 17.10 | |
15 | Контрольная работа по теме «Природа» | 1 | 21.10 | |
16 | Невидимые нити | 1 | 24.10 | |
17 | Дикорастущие и культурные растения. Практическая работа: «Дикорастущие и культурные растения.» | 1 | 07.11 | |
18 | Дикие и домашние животные | 1 | 11.11 | |
19 | Комнатные растения. Практическая работа: «Комнатные растения.» | 1 | 14.11 | |
20 | Животные живого уголка. Практическая работа. | 1 | 18.11 | |
21 | Про кошек и собак | 1 | 21.11 | |
22 | Красная книга | 1 | 25.11 | |
23 | Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту» | 1 | 28.11 | |
24 | Проверим себя и оценим свои до стижения по разделу «Природа » | 1 | 02.12 | |
Раздел «Жизнь города и села» (10 ч) | ||||
25 | Что такое экономика | 1 | 05.12 | |
26 | Из чего что сделано | 1 | 09.12 | |
27 | Как построить дом | 1 | 12.12 | |
28 | Какой бывает транспорт | 1 | 16.12 | |
29 | Культура и образование | 1 | 19.12 | |
30 | Все профессии важны. Проект «Профессии» | 1 | 23.12 | |
31 | Контрольная работа по разделу «Жизнь города и села» | 1 | 26.12 | |
32 | В гости к зиме (экскурсия) | 1 | 09.01 | |
33 | В гости к зиме (урок) | 1 | 13.01 | |
34 | Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии» | 1 | 16.01 | |
Раздел «Здоровье и безопасность» (9 ч) | ||||
35 | Строение тела человека | 1 | 20.01 | |
36 | Если хочешь быть здоров | 1 | 23.01 | |
37 | Берегись автомобиля! Практическая работа. | 1 | 27.01 | |
38 | Школа пешехода | 1 | 30.01 | |
39 | Домашние опасности | 1 | 03.02 | |
40 | Пожар | 1 | 069.02 | |
41 | На воде и в лесу | 1 | 10.02 | |
42 | Опасные незнакомцы | 1 | 13.02 | |
43 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» | 1 | 17.02 | |
Раздел «Общение» (7 ч) | ||||
44 | Наша дружная семья | 1 | 20.02 | |
45 | Проект «Родословная» | 1 | 27.02 | |
46 | В школе | 1 | 02.03 | |
47 | Правила вежливости | 1 | 05.03 | |
48 | Ты и твои друзья | 1 | 12.03 | |
49 | Мы — зрители и пассажиры | 1 | 16.03 | |
50 | Контрольная работа по разделу «Общение» | 1 | 19.03 | |
Раздел «Путешествия» (15 ч) | ||||
51 | Посмотри вокруг | 1 | 02.04 | |
52 | Ориентирование на местности | 1 | 06.04 | |
Ориентирование на местности. Практическая работа: «Для чего нужен компас?» | ||||
53 | Формы земной поверхности | 1 | 09.04 | |
54 | Водные богатства | 1 | 13.04 | |
55 | В гости к весне (экскурсия) | 1 | 16.04 | |
В гости к весне (урок) | ||||
56 | Россия на карте | 1 | 20.04 | |
57 | Проект «Города России» | 1 | 23.04 | |
58 | Путешествие по Москве | 1 | 27.04 | |
Московский Кремль. | ||||
59 | Город на Неве | 1 | 30.04 | |
60 | Путешествие по планете | 1 | 07.05 | |
61 | Промежуточная аттестация. | 14.05 | ||
62 | Путешествие по материкам | 1 | 18.05 | |
63 | Страны мира. | 1 | 21.05 | |
64 | Страны мира. | 1 | 25.05 | |
65 | Презентация проекта «Родословная», Презентация проекта «Города России» | 1 | 28.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России")
Рабочая программа по окружающему миру для 2 - 4 классов (УМК "Школа России")...
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России"
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 1 класса. УМК "Школа России" А.А.Плешаков. Программа содержит: пояснительную записку, описание содержания курса "Окружающий мир, планируемые ре...
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России"
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 1 класса. УМК "Школа России" А.А.Плешаков. Программа содержит: пояснительную записку, описание содержания курса "Окружающий мир, планируемые ре...
Рабочая программа по окружающему миру. УМК - Школа России.
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс, УМК - Школа России, ФГОС....
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России"
УМК "Школа России"...
Рабочая программа по Окружающему миру УМК "Школа России"
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС...