Внеклассное занятие по окружающему миру "Куликовская битва"
классный час по окружающему миру (4 класс)
Дети работают в группах. По окончании работы защищают свои результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_zanyatie.docx | 165.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие по окружающему миру
Класс: 4
Тема: Куликовская битва.
Форма: игра-путешествие.
Интеграция: межпредметная (окружающий мир, литературное чтение, история).
Цели деятельности учителя: создать условия для закрепления знаний по теме «Куликовская битва»; способствовать формированию представления учащихся о подвигах защитников Руси; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своей страны, предмету «Окружающий мир».
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: получат возможность научиться работать с текстом и картой, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Метапредметные
познавательные: осознанно и произвольно строить речевые высказывание в устной и письменной форме;
коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
регулятивные: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала.
Личностные: проявляют гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; чувство ответственности и долга перед Родиной.
Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; фронтальная, групповая.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, колонки; историческая карта; карта-схема расположения русских полков перед боем; карточки и тексты для групповой работы.
ХОД:
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
-Здравствуйте, ребята!
-Давайте каждая группа возьмется за руки. Скажем друг другу: «У нас сегодня всё получится!»
(На игре присутствуют 3 команды, в каждой из которых по 6 человек. Предлагаемые названия: «Богатыри», «Воины», «Дружинники»)
2. Основная часть
-Сегодня мы собрались на игре, связанной с историческим событием. На протяжении всего занятия вы будете зарабатывать баллы. За ходом будет следить жюри в составе ________________________.
-Также на нашей игре будет присутствовать эксперт – учитель истории, который проанализирует ваши ответы и дополнит знания по теме. Вы совершите путешествие по страницам летописи, на которых продемонстрируете свои знания.
-Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. Знать прошлое – это значит, во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее.
-А сейчас обратимся к прошлому. (За столом сидит монах в черном и пишет пером летопись.)
Монах:
«Хочу вам, братья, поведать, как случилась битва на Дону великого князя Дмитрия Ивановича и всех православных христиан с поганым Мамаем. И поднялся князь восточной страны по имени Мамай. И захотел он разорить христианскую веру и всех христиан покорить себе…»
-Предлагаем определить тему игры.
-Ребята, на экране записан ребус:
ч=к м=в щ=б
кулич + Омск + ая щит + ва
-Что зашифровано в этом ребусе? (Куликовская битва).
-Это тема нашей игры.
0 1 8 3
-С чем связаны эти цифры? Расположите их нужном порядке.
-Сегодня мы вспомним о подвиге защитников земли русской.
-Исходя из темы, попробуйте сформулировать задачи. (На экране слайд)
1.Повторять ... и закреплять …
2.Развивать …
3.Воспитывать …
4.Дополнять … (Дополнять ваши знания на нашей игре будет учитель истории.)
1 страница – «Подготовка к бою»
-Итак, наше путешествие начинается. Мы открываем первую страницу летописи, которая называется «Подготовка к бою».
Монах:
«И двигался князь великий Дмитрий Иванович по большой широкой дороге, а за ним русские сыны идут скоро, будто медвяные чаши пить и гроздья виноградные есть, желая себе чести добыть и славного имени: уже ведь братья, стук стучит и гром гремит на ранней заре…»
-Уважаемые участники игры, вам будет предложена таблица, которую необходимо заполнить. Время выполнения 5 минут.
Вопросы для сравнения | Орда | Москва |
1.Цели | ||
2.Предводители | ||
3.Поединок перед боем. Имена воинов. |
Вопросы для сравнения | Орда | Москва |
1.Цели | Возобновление выплаты дани. Разгром основных центров силы Русской земли. | Освобождение от ордынского ига. |
2.Предводители | Мамай | Дмитрий Иванович |
3.Поединок перед боем. Имена воинов. | Челубей | Пересвет |
-Время закончилось, сдайте таблицы жюри.
-Внимание на экран, проверим задание.
-Слово предоставляется эксперту. (Эксперт вносит дополнения по материалу 1 страницы летописи.)
2 страница – «Благословение на бой»
-Уважаемые участники игры, переходим ко второй странице летописи, которая называется «Благословение на бой».
Монах:
Об этом знать должны все дети:
Давным-давно на белом свете
Жил отрок. Он молился Богу,
Просил в учении подмогу.
Однажды отрок Старца встретил,
И тот сказал: "Ты духом светел.
Ты сможешь хорошо учиться
И перед Богом отличиться".
Он стал отшельником, монахом;
В лесу с ночным боролся страхом,
Молитвой бесов прогоняя,
Природу светом наполняя.
С годами он в лесу прижился,
С медведем даже подружился.
Был сердцем чист, молился много.
И этим угодил он Богу.
-Ребята, подскажите, пожалуйста, о ком прозвучало это стихотворение?
-Совершенно верно, о человеке, который очень любил Бога, молился, был очень добрый и честный.
-А как звали этого Святого? (Сергий Радонежский)
-На уроках литературного чтения вы уже знакомились с «Житие Сергия Радонежского».
-Какое событие связало его имя с темой нашей игры?
-На этой странице вы разгадаете кроссворд (Приложение 1) и покажете свои знания о жизни Сергия Радонежского.
-На работу вам отводится 5 минут.
Фронтальная проверка кроссворда по слайду
-Слово эксперту. (Эксперт вносит дополнения по материалу 2 страницы летописи.)
3 страница – «И грянул бой!»
-Настало время открыть третью страницу «И грянул бой!»
Монах:
«По всем городам и весям зазвучали призывы Московского князя собираться в войско. Звонили колокола по всей земле Русской. И сел на лучшего своего коня, и все князья и воеводы сели на коней своих. Солнце ему на востоке ясно сияет, путь ему показывает. Выехали русские удальцы со своим государем, с великим князем Дмитрием Ивановичем, а наехать захотели на великую силу татарскую».
Звучит запись колокольного звона
-Сейчас вы будете работать с текстами. В данных текстах пропущены ключевые слова. В конверте вам даны опорные слова. Ваша задача – вклеить слова в нужные предложения и восстановить текст.
-На работу вам отводится 5 минут. После окончания работы представитель каждой группы должен выразительно прочитать полученный текст. (Приложение 2)
-Время закончено.
-Мы предоставляем слово представителю 1 команды. (На экране представлен восстановленный 1-ый текст.)
-Мы предоставляем слово представителю 2 команды. (На экране представлен восстановленный 2-ой текст.)
-Мы предоставляем слово представителю 3 команды. (На экране представлен восстановленный 3-ий текст.)
-Слово эксперту. (Эксперт вносит дополнения по материалу 3 страницы летописи.)
4 страница – «Бой на карте»
-Переходим к четвертой странице «Бой на карте».
Монах:
«И вот наступил восьмой час дня, когда ветер южный потянул из-за спины нам,
и воскликнул Волынец голосом громким: «Княже Владимир, наше время настало и час удобный
пришел!» И прибавил: «Братья мои, друзья, смелее: сила святого духа помогает нам!»
-На этой странице вам предлагается поработать с картой (Приложение 3) и вспомнить, как стояли полки воюющих сторон и подписать названия русских полков, а также названия рек.
-На работу вам отводится 5 минут.
- Каждая команда сдает готовую карту жюри.
-А теперь внимание на экран.
-Слово эксперту. (Эксперт вносит дополнения по материалу 4 страницы летописи.)
3. Заключительная часть
Монах:
«Битва на Куликовом поле стала первой большой победой русичей над ордой. Но окончательно избавиться от ордынской зависимости Русь сможет только через сто лет».
-Эта победа была началом возрождения новой Руси. Сюда на поле Куликово пришли разрозненные полки русских княжеств, а ушла единая Русь. Русь, развеявшая легенду о непобедимости татарских войск.
-В Куликовской битве сказалась главная черта русского национального характера – жертвовать собой во имя спасения других. Пройдут годы, десятилетия, и пронесётся по измученной Руси клич к единению, поднимающий народ на борьбу с врагом.
-А сейчас слово предоставляется жюри. (Всем участникам игры вручаются памятные медали. Каждая команда получает грамоту в соответствии с номинацией. Номинации: «Знатоки исторических событий», «Знатоки исторической карты», «Знатоки преданий старины глубокой»).
Приложение 1
Кроссворд «Житие Сергия Радонежского»
1 В | |||||||||||||||||||||
а | |||||||||||||||||||||
р | |||||||||||||||||||||
ф | |||||||||||||||||||||
2 р | о | с | 3т | о | в | ||||||||||||||||
л | р | ||||||||||||||||||||
о | о | ||||||||||||||||||||
5 х | 6 р Р | а | м | и | |||||||||||||||||
а | е | ц | 10м | ||||||||||||||||||
д | й | 4к | у | л | и | 9к | о | в | с | к | а | я | |||||||||
о | и | и | р | ||||||||||||||||||
8д д | н | й | р | и | |||||||||||||||||
7м | е | д | в | е | д | ь | и | я | |||||||||||||
и | ж | л | |||||||||||||||||||
т | л | ||||||||||||||||||||
р | |||||||||||||||||||||
и | |||||||||||||||||||||
й | |||||||||||||||||||||
По горизонтали:
2. Место, где родился Сергий. (Ростов)
4. На какую битву благословил Преподобный Сергий русского князя? (Куликовская)
5. Что воздвигал Сергий? (Храм)
7. С каким животным подружился Сергий? (Медведь)
По вертикали:
1. Какое имя дали Сергию при рождении? (Варфоломей)
3. Какой монастырь основал Сергий Радонежский? (Троицкий)
6. Город, в который переехал Сергий с родителями? (Радонеж)
8. Имя князя, который обратился за благословением к святому Сергию перед решающей битвой. (Дмитрий)
9. Как звали отца Сергия? (Кирилл)
10. Как звали мать Сергия? (Мария)
Приложение 2
Текст 1
Долгое время находились русские княжества под властью Золотой Орды. Произошло это по причине их разрозненности, междоусобиц в то время, когда монголы начали покушаться на Русь. Но, в начале 15 столетия сила и влияние захватчиков начали ослабевать. А Московские земли набирали мощь. На княжестве находился внук князя Ивана Калиты Дмитрий Иванович. В дальнейшем получит он прозвище Донской, за одержанную победу над монголами на Куликовом поле, близ Днепра, в 1380 году 8 сентября.
Князь Дмитрий отказался от выплаты дани, когда монголы хотели увеличить ее в размерах. Монгольский хан Мамай, узнав о неповиновении московского князя, двинулся на русские земли со своим войском. Дмитрий, узнав об этом, стал собирать рать, чтобы дать отпор захватчикам. Князь обратился к другим русским княжествам, призывая выступить их вместе с ним против Орды. Однако же, откликнулись на его призыв не все. Приняли участие в этой битве княжества Смоленское и Владимирское. Остальные промолчали, а кто и вовсе выступил на вражеской стороне.
Текст 2
Посетил до начала сражения Дмитрий и преподобного Сергия Радонежского, прося у него совета и благословения. И святой благословил князя и войско русское на это сражение. В помощь князю он послал двух богатырей – Пересвета и Ослябю.
Мамаево войско значительно превосходило русское по численности. Входили в него не только ордынцы. Было там и много наемников, в том числе и из русских земель. Бились на его стороне литовские, осетинские воины.
Дмитрий подошел к битве хитроумно. 7 сентября были распределены полки. Позади передового князь выставил пехоту, а по левую и правую стороны шли конные полки. И еще, прибегнул он к одной хитрости. Был спрятан в лесу засадный полк, который и помог одержать победу.
Ночью войско перебралось на правое побережье Дона. Мосты за собой они сожгли.
А на рассвете 8 сентября встретились противники на знаменитом Куликовом поле, находящемся возле устья рек Дона и Непрядвы.
Текст 3
Над рядами русских копий, готовых к бою, развевалось великокняжеское знамя с ликом Иисуса Христа. Перед началом битвы сразились в поединке два сильнейших воинов обеих сторон. От русского войска выступил Пересвет, а от ордынского – Челубей. Однако, ничья сила не перевесила. Оба воина оказались равны друг другу и, нанеся один другому смертельные раны, оба замертво рухнули.
И после этого поединка сошлись в бою русская рать и ордынская. В русской армии насчитывалось порядка 10 тысяч воинов, противник превышал своей численностью. Но, в самый тяжелый момент для русского воинства на помощь пришел запасной полк. Он неожиданно появился из леса. Монголы, подумав, что подоспела на подмогу русским еще большая их сила, испугались и бежали с поля боя. Сам князь московский получил ранение в бою. Сражение длилось недолго – несколько часов, однако много народа полегло.
Победа в сражении на Куликовом поле осталась за русским воинством. Оно не было решающим. После него продержалось иго на Руси еще целое столетие. Сражение это было показательным. Князь Дмитрий Иванович дал понять, что вовсе не всесильна и непобедима Золотая Орда, что можно свергнуть ее власть. С тех пор прозвали этого князя Донским. Однако, объединиться против ига нужно всем русским землям, потому что их сила в единении, а не в разрозненности.
Приложение 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеклассное занятие по окружающему миру "Первые книги на Руси"
Это проблемный урок с использованием технологии деятельностного метода обучения....
внеклассное занятие по окружающему миру "Птицы"-1 класс
Внеклассное занятие по окружающему миру в 1-м классе "Птицы зимой"Цели занятия:обобщение жизненных наблюдений детей за зимующими птицами;расширить знания детей о зимующих птицах;воспитание ответ...
Внеклассное занятие по окружающему миру «Знаешь ли ты животных?»
Урок-игра "Квадрат знаний" по закреплению знаний о разнообразии мира животных. Класс разделен на две команды.Задания для команд в виде кроссвордов, загадок, ребусов, занимательных заданий....
Внеклассное занятие по окружающему миру: "Планета заболела"
Познакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе, развивать познавательную активность , речь учащихся, чувств...
Внеклассное занятие по окружающему миру "Удивительный мир растений"
Данная разработка предназначена для работы с учащимися 3-4 классов во внеурочной деятельности.На уроке учащиеся повторяют классификацию растений, значение растений в жизни человека, з...
Методические разработки внеклассных занятий по окружающему миру совместно с родителями
Данный материал содержит пояснительную записку и конспект внеклассного мероприятия по окружающему миру "Моя родословная....
Конспект внеклассного занятия по окружающему миру «Как животные исследуют мир».(декада по окружающему миру)
занятие к декаде по окружающему миру для 1-4 классов...