Технологическая карта по окружающему миру "Моря, озёра и реки России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Технологическая карта и презентация по окружающему миру на тему "Моря, озёра и реки России". 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr_mir.docx | 33.67 КБ |
okr_mir_prezentatsiya.pptx | 2.72 МБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О. студентки: Изотова Анастасия Валерьевна
Тема урока: «Моря, озёра и реки России»
Класс: 4 «Б»
Цель урока: формирование у учащихся представления о морях, озерах и реках России посредством беседы и практической работы.
Задачи урока:
Образовательная: активизировать и обогатить знания обучающихся о морях, озерах и реках нашей Родины.
Развивающая: развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, высказывать свое мнение.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Ресурсы урока: презентация, учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков 4 класс, рабочая тетрадь, статья, карточки с самостоятельной работой.
ХОД УРОКА
Этапы урока | Задачи этапов урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная И-индивидуальная П-парная Г-групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р-регулятивные, К-коммуникативные | Личностные | ||||||||
Организационный момент 2-3 мин | Создать доброжелательную атмосферу урока; мотивировать на работу на уроке | Беседа, демонстрация слайда презентации | (слайд 1) - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Валерьевна. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Начинается урок. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели, На меня все посмотрели. Проверьте свою готовность к уроку. На столах у вас должны лежать учебники, рабочие тетради, лист со статьёй, контурные карты. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. | Фронтальная | Презентация | Самоконтроль-самостоятельная проверка готовности к уроку. Взаимоконтроль-проверка готовности учащихся к уроку учителем. | - | К: уметь доброжелательно взаимодействовать друг с другом. Р:организовывать своё рабочее место. | Способствовать формированию мотивации обучения |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3-5 мин | Создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в деятельность | Беседа, демонстрация слайдов презентации | - Девизом нашего сегодняшнего урока будут такие слова: (слайд 2) «Если есть труд – значит, будет и успех» - Как вы понимаете значение этих слов? - Верно! Если мы не будем трудиться, прикладывать усилия, то и получаться у нас ничего не будет. | Объясняют, как понимают девиз урока. | Фронтальная | Презентация | Взаимоконтроль (учитель-ученик) | - | Р:организовывать своё рабочее место. К:участвовать в диалоге на уроке; - отвечать на вопросы учителя. | Способствовать формированию мотивации обучения |
Актуализация знаний 5-6 мин | Повторить пройденный материал | Беседа, демонстрация слайдов презентации | - О чем будем говорить на уроке, догадаетесь, отгадав мои загадки. (слайд 3) 1. Кругом вода, а с питьем беда. 2.Давай-ка слово назовем: Большой природный водоем, Что заперт прочно берегами. Ответ мы точно знаем с вами. 3.Эта лента голубая, Неспокойная такая, Меж лесами вьется И о берег бьется. Манит лента рыбака. Что за лента? То … | - Море - Озеро - Река | Фронтальная Индивидуальная | Презентация Учебник | Взаимоконтроль (учитель-ученик) | - | К: умение слушать и вступать в диалог | Сформировать готовность использовать знания по другим предметам в учебной деятельности. |
Первичное усвоение новых знаний 3 мин | Сформулировать тему и цель урока | Беседа, демонстрация слайдов | - Какова тема урока? (слайд 4) - Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? - Что мы будем делать для достижения этой цели? - Давайте прочитаем на странице 44 в учебнике, что мы узнаем, изучив эту тему. - Сегодня мы будем говорить о водоемах нашей Родины – о её морях, озерах, реках. Мы совершим путешествие по водным просторам. | - Тема нашего урока «Моря, озёра и реки России». - Цель: знакомство с морями, озёрами и реками России, с их местоположением и т.д. | Фронтальная | Презентация | Взаимоконтроль (учитель-ученик) | Находить и показывать на физической карте России различные географические объекты | Р:формировать умения ставить учебную задачу, планировать свои действия. П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели | Проявлять эмоционально-ценностное отношение к проблеме. |
Первичная проверка понимания 5-7 мин | Зафиксировать изученное учебное действие | Демонстрация слайдов презентации | - Как называются самые большие водные объекты? - Сколько океанов на нашей планете? - Кто знает, сколько океанов омывают Россию (Показывает на карте) (слайд 5). - Сейчас мы с вами подробнее изучим моря, для этого вы будете выполнять работу по рядам: (слайд 6) 1 ряд – моря Северного Ледовитого океана; 2 ряд – моря Тихого океана; 3 ряд – моря Атлантического океана. Задание: Прочитать статью, которая лежит у вас на парте (Приложение 1), найти на карте в учебнике на стр. 38-39 моря определенного океана. Приготовить ответ по плану. План: 1.Название океана и морей. 2.Показать на карте. 3.Интересные сведения. - Проверим (слайд 7). | - Океаны - 5 - 3. Северный Ледовитый океан, Тихий океан, Атлантический океан Каждый ряд выбирает из статьи информацию о морях своего океана, изучает местоположение морей с помощью карты учебника и карты на слайде. Несколько человек от ряда отвечают: Называют океан, моря, показывают моря на карте и рассказывают сведения, если имеются. 1 человек от ряда отвечает и показывает на карте соответствующие моря. | Фронтальная Парная | Презентация | Взаимоконтроль (учитель-ученик) | Находить и показывать на физической карте России различные географические объекты | Р:формировать умение осуществлять контроль и коррекцию своих действий, давать оценку своей работе. П: использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания; ориентироваться в учебнике; - рассказывать точно и понятно выбранную информацию | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. |
Физминутка 1 мин | Снять напряжение у учащихся путем переключения на другие виды деятельности. | (слайд 8) Вновь у нас физкультминутка, Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать, И совсем не уставать! Голова устала тоже. Хоть зарядка коротка, | Повторяют за учителем. | |||||||
Первичное закрепление. 15-25 мин | Научиться применять полученные знания. | Демонстрация слайдов | (слайд 9) - На карте можно встретить Каспийское море, Белое море. Но на самом деле это озера. На территории России очень много озер. За особую красоту их иногда называют голубыми глазами Земли. (показ на карте крупных озер: Байкал, Каспийское море, Аральское море, Белое море, Ладожское озеро, Онежское озеро). Самостоятельная работа в паре. - Прочитайте самостоятельно параграф в учебнике на странице 44-45 и заполните в парах таблицу (Приложение 2) - Проверим (слайд 10) (слайд 11) Рассказывает о крупнейших реках России, показывает на карте (Приложение 3 – текст) - Теперь поработаем в рабочей тетради. Откройте страницу 33, обратите внимание на №1. Прочитайте, что нужно сделать. 1 вариант, используя карту учебника, подпишите на контурной карте на стр. 30-31, моря России. 2 вариант – озёра и реки России. - Поменяйтесь тетрадями с соседом, проверьте работы друг друга. Если всё правильно, поставьте +. - Кто с 1 варианта назовёт моря, которые отметил на контурной карте? - Кто ответит со 2 варианта и назовет озёра и реки, которые отметил? - Теперь выполним №3. Прочитайте, что нужно сделать. Выполните самостоятельно это задание. - Проверим (слайд 13). - Выполните №4 (слайд 14) | Слушают информацию об озёрах. Выполняют самостоятельную работу в парах. Заполняют карточки, где указывают особенности некоторых озёр. Один ученик отвечает, затем кто-то дополняет. Работают в рабочей тетради. Выполняют №1 на стр. 33. 1 вариант подписывают на контурной карте моря России, 2 вариант – озёра и реки России. Обмениваются тетрадями с соседом по парте, проверяют тетради друг друга. Устно озвучивают ответы. Выполняют самостоятельно №3. Проверяют, сравнивая со слайдом. Читают, что нужно сделать в №4, устно озвучивают ответы. | Индивидуальная Парная | Презентация Учебник | Самоконтроль-работа в парах с определенной целью. Взаимоконтроль (учитель-ученик) | Находить и показывать на физической карте России различные географические объекты | К:сотрудничать с одноклассниками, советоваться П: использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания. Р:формировать умение осуществлять контроль и коррекцию своих действий, давать оценку своей работе. | Проявлять интерес к изучению темы и желание применить приобретённые знания и умения |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 2-3 мин | Сформировать понимание, как выполнить домашнее задание | Демонстрация слайдов | (слайд 15) - Дома вам нужно будет выполнить задание 2 в учебнике на странице 46. Нужно будет дать сравнительную характеристику Белого и Черного морей, используя дополнительную литературу или Интернет. | Записывают домашнее задание. | Фронтальная | Презентация | Взаимоконтроль (учитель-ученик) | - | П:Преобразовывать информацию из одной формы в другую | Осознают важность полученных знаний; приобретают мотивацию к процессу учения. |
Рефлексия 3 мин | Дать оценку своим действиям, оценивать результат | Демонстрация слайдов | (слайд 16) - Наш урок подходит к концу. - Какие три океана омывают берега России? Перечислите озера, моря, реки России, которые вы запомнили. - Какую роль играют водные просторы в жизни человека? Мы — россияне. Мы гордимся богатой природой своей страны и должны сделать все для ее сохранения. (слайд 17) -Кто хочет продолжить высказывание? Я узнал … Я запомнил … Меня удивило … Мне было интересно … - Молодцы! Вы хорошо поработали! Спасибо за урок! (слайд 18) | - Северный Ледовитый океан, Тихий океан, Атлантический океан Высказывания детей. Продолжают высказывания. | Фронтальная | - | Взаимоконтроль (учитель-ученик) | - | Р:самоконтроль, умение объективно себя оценивать. | Понимание собственных достижений при освоении учебной темы. |
Приложение 1. Материал для работы по рядам.
Работа по рядам
Задание: Прочитать статью, найти на карте моря определенного океана.
1 ряд – моря Северно-Ледовитого океана;
2 ряд – моря Тихого океана;
3 ряд – моря Атлантического океана.
Приготовить ответ по плану.
План:
1.Название океана и морей.
2.Показать на карте.
3.Интересные сведения.
Статья:
Берега России омывают моря трех океанов. На севере – Северно-Ледовитый океан, на западе – Атлантический океан, на востоке – Тихий океан. Всего 11 морей. Вода в моря соленая.
Моря Северного Ледовитого океана очень холодные. Почти круглый год они покрыты льдом. Это моря: Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.
Моря Тихого океана тоже довольно холодные. Над ними часто дуют суровые ветры и стоят густые туманы. Это моря: Охотское, Японское, Берингово.
Моря Атлантического океана особенно глубоко впадают в сушу. Это моря: Черное, Балтийское, Азовское. Черное море теплое, большая часть никогда не замерзает. О Балтийском море не скажешь, что оно теплое, но в нем купаются.
Приложение 2. Таблица для самостоятельной работы.
Самостоятельная работа в паре.
Задание: Прочитать самостоятельно параграф в учебнике на странице 44-45 и заполнить таблицу.
Название озера | Отличительные особенности |
1.Озеро Байкал | |
2.Каспийское | |
3.Ладожское и Онежское |
После проверки сказать: Есть ещё Чудское озеро. Именно на Чудском озере произошло историческое событие — сражение дружины Александра Невского с немецкими рыцарями, Ледовое побоище
Приложение 3. Текст, который будет рассказывать учитель о реках России.
- Реки, как и озера – богатство и украшение России. В нашей стране более 2 миллионов рек. Из них около 200 – большие (длиной свыше 500км). На берегах рек издавна строились деревни, города. (слайд 12) Самые крупные реки – Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур. Научитесь правильно показывать на карте реки: их всегда показывают от истока к устью (Все реки учитель показывает на карте).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Если есть труд – значит, будет и успех
Кругом вода, а с питьем беда . Давай-ка слово назовем: Большой природный водоем, Что заперт прочно берегами. Ответ мы точно знаем с вами. Эта лента голубая, Неспокойная такая, Меж лесами вьется И о берег бьется. Манит лента рыбака. Что за лента? То … Море Озеро Река
Тема урока: « Моря, озёра и реки России».
1 ряд – моря Северного Ледовитого океана 2 ряд – моря Тихого океана 3 ряд – моря Атлантического океана.
Название озера Отличительные особенности 1.Озеро Байкал Самое глубокое в России и в мире озеро. Наибольшая глубина 1642 метра. 2.Каспийское Самое большое озеро. Из-за огромных размеров называют морем. 3.Ладожское и Онежское Крупнейшие озёра европейской части России. Ладожское озеро (Ладога) – самое крупное в Европе. Онежское озеро ( Онего ) – второе по величине в Европе. Проверка
Домашнее задание Учебник: Задание 2 на странице 46.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...
Технологическая карта урока окружающего мира «Озёра – краса Земли» (УМК "Перспектива", 4 класс)
Цель урока: формирование представлений об озёрах России и Челябинской области.Задачи урокаДидактические:Формировать знания об окружающей среде, об озёрах нашей Родины;Формировать умения пользоваться т...
Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: " Россия на карте". УМК "Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний обучающихся о карте. Задачи урокаДидактические:учить что такое карта и приёмам чтения карты;учить находить отличия г...
Технологическая карта урока окружающего мира. Тема «Золотое кольцо России ».(УМК Школа России, 3 класс)
Тема урока «Золотое кольцо России» Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: знакомство детей с городами, входящими в «Золотое кольцо России»...
Технологическая карта урока окружающего мира. Тема «Золотое кольцо России 2».(УМК Школа России, 3 класс)
Тема урока «Золотое кольцо России» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование знаний у обучающихся, о древних городах, которые образуют Золотое коль...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Города России" УМК "Школа России" 2 класс
Тип урока: открытие новых знанийЦель урока: создание условий для формирования знаний учащихся о городах России.Задачи урокаДидактические:Познакомить учащихся с городами России;Формировать знания об ос...
Технологическая карта урока окружающий мир "Равнины и горы России"(УМК "Школа России, 4 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о горах и равнинах России.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1 познакомить обучающихся с понятиями "гора", "равни...